Японские ландшафтные сады. Кусочек Страны восходящего солнца

На нашей планете существуют десятки тысяч различных садов и парков. Большую популярность приобрел и японский стиль в ландшафтном дизайне европейских стран. Все чаще можно увидеть его необычные пейзажи в городах, на территории загородных особняков и даже дачах рядовых граждан. Почему люди отдают предпочтение этому стилю, каковы его отличительные особенности, и легко ли создать такой ландшафт?

Несколько слов о садах Японии

Издавна жители Японии почитали природу, так как считали ее живой и священной. Первые сады они создали много столетий назад как места, напоминающие им рай, поэтому любовью к природе и ее почитанием был пропитан каждый уголок красиво спланированного участка. Японская культура слишком непохожа на европейскую. Она имеет совсем иную философию, которая проявляется во всех сферах жизни человека и в окружающем его мире. В странах Западной и Восточной Европы главной функцией садов является любование природными и рукотворными красотами, и отдых от забот и суеты.


Японцы вкладывают большой смысл в планировку сада

В азиатской культуре сады дают людям возможность задуматься о своем предназначении в этом мире, понять самих себя и обрести внутреннюю гармонию. Установлено, что пребывание в японском саду положительно сказывается на здоровье человека и его состоянии, избавляет от тревог и стрессов. В таком умиротворенном месте можно набраться сил и вдохновиться на создание художественного или музыкального шедевра.

Азиатские сады кажутся естественными творениями природы, несмотря на наличие там рукотворных объектов. Уход за ними несложный.

Благодаря своим плюсам парки в японском стиле все чаще разбивают в европейских городах и вблизи приусадебных участков.

Особенности азиатского садового пейзажа

Что представляет собой популярное ныне направление Страны восходящего солнца? Прежде чем создать красивый природный уголок на своей даче или около коттеджа, следует знать особенности данного стиля. Ландшафт японского сада включает в себя 5 обязательных элементов. Первый из них, согласно философии азиатов, является духовным. В нем заключена основная концепция будущего пейзажа. Остальные 4 элемента являются материальными. К ним относятся:

  • вода;
  • деревья, травы, цветы;
  • камни;
  • архитектурные формы.

Для правильного дизайна японского сада нужно наличие всех этих компонентов. Именно тогда композиция приобретет истинную красоту и гармонию, неподдельный дух Японии. Пейзажи этой страны завораживают своей прелестью. На ее территории много гор, есть озера и извилистые реки, удивительные растения.

Японцы впустили в свои сады 3 стихии: воздух, воду и землю. Это самое лучшее, что дарит им родная природа.

Жители Страны восходящего солнца наполнили чудесные уголки символизмом, связав его со стихиями. Так, камни ассоциируются у них с горами, со стремлением человека к небу, совершенству, богам. Они служат символом стойкости и силы. Вода — подвижная стихия, издавна считается у японцев символом жизни и бьющей ключом энергии. А цветовая гамма флоры способна умиротворить человека, показать ему бег жизни через сменяющие одно другого растения.


Воздух, вода и земля — 3 стихии японского сада

Японский ландшафтный дизайн предусматривает несколько разновидностей пейзажей. Так существуют сады, в которых имеется настоящая вода. Ее можно увидеть в прудах, ручейках, водопадах. Также очень популярна планировка участков с имитацией водной стихии. Это так называемые сухие сады. В них воду заменяет белый гравий, на котором специальными граблями рисуют линии-волны. Обычно на поверхности такой площадки из гравия расставляют камни. Кажется, что это Японское море с торчащими из-под воды скалами.

Очень популярны и сухие пруды или ручейки, выложенные из менее крупных камешков.

Во всех садовых пейзажах обязательно присутствие растений и искусственно созданных объектов. Какие же требования предъявляются к материальным элементам азиатских пейзажей?

Каменная красота в саду

Камни в японских садах сразу обращают на себя внимание посетителей, поэтому к их установке и внешнему виду дизайнеры предъявляют особые требования. Для устройства на территории парка или дачи подойдут достаточно крупные натуральные камни. Лучше если они будут необработанными. Хорошо и естественно смотрятся экземпляры, покрытые мхами или лишайниками. Для выигрышных композиций камни устанавливают небольшими группами в вертикальном виде слева направо. Количество экземпляров должно быть нечетным, начиная с 3 шт. При правильном размещении каменные вершины будут образовывать фигуру треугольника, который в восточных странах символизирует собой природу. Если в композиции установить валуны разного размера, то самый крупный из них будет обозначать большое дерево или гору, мелкие камни станут знаком струящейся воды.


Камни в японском саду

Из натуральных валунов в садах выкладывают дорожки, конструируют мостики, делают сухие пруды. Очень интересны и малые архитектурные формы из пемзы, плитняка: фонари, пагоды и цукубаи. Чаще всего в ландшафтах можно увидеть фонари. Они представляют собой следующие конструкции: плоские основания, центральные части, которые служат для установки в них источников света, сверху фонарь прикрыт прямоугольной крышей. Эти сооружения можно разместить в любом месте сада в японском стиле: вдоль дорожек и ручьев, у прудов или композиций из валунов. Хорошо, если к фонарю можно подойти и рассмотреть его вблизи.

Реже встречаются в садах, но отлично смотрятся квадратные башни из камня, называемые пагодами. На фото можно увидеть, что они состоят из нескольких нечетных ярусов, как и фонари, имеют плоские крышу и основание. Возвышаются над землей на 1-3 м. Вокруг них можно разместить низкорослые кустарники или группы из валунов. Хорошим местом для пагод является берег пруда или открытый участок сада. Иногда люди обустраивают в своих садах целые беседки в виде пагод и пьют там чай.


Пагода

Еще одним типично японским элементом дизайна является цукубаи. Это небольшая чаша из камня округлой формы, к которой по бамбуковой трубке поступает вода и стекает под чашу в дренаж. Цукубаи предназначена для чайной церемонии. В ней не моют руки, воду из нее зачерпывают специальным бамбуковым ковшиком. В европейских садах, стилизованных под Японию, цукубаи выполняют декоративную функцию.


Цукубаи

Водная стихия в ландшафте

Японцы очень любят воду, поэтому в своих садах они устраивают пруды, водопады и ручьи, и часами наблюдают за колыханием волн на поверхности или течением водных струй. При планировке прудов следят за тем, чтобы они не были глубокими. Внутрь укладывают специальный материал и маскируют его выступающие части растениями, мхами или камнями. Края водоемов естественны: могут быть изрезанными или закругленными. Иногда внутри просторных прудов размещают несколько островков с причудливыми растениями, над водной гладью перебрасывают легкие деревянные мостики.

Внутрь ручьев укладывают камни, некоторые из них выступают из воды, и поток струится по ним живописно.

Если в японском саду владелец решил сделать водопад, то нужно найти большой валун необычной формы и установить его в дальнем углу участка. С этого камня вода будет стекать вниз и струиться по камешкам меньшего размера, уложенным своими руками в виде русла реки. Шум от воды не будет слишком громким и не нарушит покой из-за местонахождения водопада.

Какие растения подойдут для азиатского пейзажа?

В ландшафтном дизайне японского сада принято использовать сдержанную и приглушенную цветовую гамму. Здесь почти нет места ярким и кричащим цветам, ведь вся философия пейзажа должна умиротворять человека, а не раздражать его. Опытные дизайнеры рекомендуют применять в оформлении азиатского стиля спокойные оттенки зеленого, коричневого, серого и белого цветов. Поэтому людям, желающим устроить у себя на даче настоящий уголок Японии, следует правильно подойти к выбору растений для него. Самым распространенным цветом является зеленый. Чтобы внедрить его в панораму сада, нужно обязательно посадить там хвойные деревья различных пород: можжевельники, кипарисы, сосны, являющиеся символом долголетия, и туи. Из лиственных деревьев можно выбрать татарский клен, вишню, декоративную яблоню. Стоит обратить внимание на вечнозеленую азалию или магнолию. Если человек планирует посадить в саду кустарники, то необходимо выбирать айву японскую, ольху черную, канадский, японский рододендрон. Отлично будут смотреться на участке бонсаи.


Бонсаи

Лучшим выбором среди многолетников станут астильбы, папоротник, ландыши, хосты и разные виды злаковых. Из цветущих растений — ирисы и лилейники. Если люди живут в теплых краях, можно посадить бамбук. В других случаях можно использовать его стволы в декоративных целях: сделать из них ворота, перголу, украсить изгородь или композицию из цветов. Фотография дает возможность увидеть входные ворота в сад, выполненные из этого экзотического представителя флоры.


Бамбуковые ворота в сад

При правильно подобранных растениях можно будет в каждую пору года наслаждаться меняющимися пейзажами. Ландшафты весеннего сада порадуют владельцев розовыми и белыми платьями сакуры, азалий и вишен. Летом глаз отдохнет на зелени различных оттенков, а осенью настроение поднимет рыжая листва кленов. Благодаря наличию в саду 1-2 ярких тонов он будет выглядеть празднично и свежо каждый сезон. Но не стоит злоупотреблять яркими красками. Все должно быть в меру.

Если человек задумал устроить на своем участке подобие японского сада, то можно взять на заметку несколько советов:

  1. Лучшей местностью для уголка в стиле Японии будет небольшой склон или узкая, а не широкая полоса земли. Там все композиции будут смотреться более выигрышно.
  2. Удлинить путь по участку можно при помощи извилистых дорожек. Такое решение позволит дольше насладиться прогулкой и лучше рассмотреть встречаемые композиции.
  3. При планировке и расстановке камней, фонариков, посадке растений нужно использовать прием асимметрии. Он максимально сделает образ сада естественным.
  4. Чтобы не придавать саду хаотичный вид, не следует заполнять его большим количеством архитектурных форм и валунов.
  5. Замечательно смотрятся в ландшафтном дизайне японского стиля моносады. Это композиции, включающие в себя растения и камни 1 цвета (например, белого, коричневого) или вида (садик, состоящий только изо мхов).
  6. Чтобы уголок природы выглядел натурально, не стоит перегружать его японскими компонентами. Лучше взять некоторые из них, например, фонарики и пруд или сухой сад камней, обрамленный зелеными хостами.

В зависимости от размера дачной территории, предпочтений и фантазий владельцев можно обустроить по своему вкусу уютное убежище от забот и волнений. Прогуливаясь по извилистым дорожкам удивительного японского сада и наслаждаясь его красотой и умиротворенностью, можно еще раз осознать величие природы, почувствовать единение с ней.

Эксперт: про обустройство сада в японском стиле (видео)

Гармоничное сочетание человеческого влияния и природных стихий – цель каждого паркового комплекса. Наиболее полно эта гармония отражена в традициях Страны восходящего солнца, поэтому сад в японском стиле пережил столетия перемен и популярен даже сегодня.

Вглубь истории

Первые письменные источники, в которых встречается иероглиф «нива» (сад), относятся к восьмому веку нашей эры. Поначалу этот термин означал некое пространство, без естественных или искусственных оград. Позднее появились рукотворные элементы – ограждения, посыпанные галькой дорожки, малые архитектурные сооружения.


Концепция японского сада связана с живописью. Потрясающие цветовые гаммы садов периода Хэйан совпали со временем возникновения школы ямато-э. Появление буддийских монастырей и храмов пришлось на эпоху самурайства – пышность и декоративность уступили место лаконичности и монохромности, настала эра сухого пейзажа.

Сочетанием несочетаемого отмечен и так называемый чайный сад – еще одно направление японского паркового искусства, которое возникло уже в XVI веке.

Японский сад – принципы создания стиля

Три кита, на которых базируются парковые комплексы храмов и дворцов:

  • непременное сочетания воды и камня, символизирующих мужское и женское начало в восточной философии;
  • естественность растений, каменных глыб, декоративного оформления;
  • асимметричность ландшафта с акцентом на одну или несколько отдельных деталей композиции.

К дополнительным условиям структуры японского уголка относятся наличие открытой площадки, использование сдержанных, гармоничных цветовых оттенков.

Фото: ландшафтный дизайн дачного участка

Стили оформления сада

В современном ландшафтном дизайне выделяют четыре разновидности оформления сада в японском стиле. Эти вариации успешно используются для организации пространства.

  1. – маленькая часть двора или дома с открытой крышей.
  2. – площадка с минимумом растений. Создать такой участок несложно, но декоративность оформления будет сравнительно невелика.
  3. . Этот ландшафтный комплекс отличается от привычной для нас европейской парковой традиции. Характерная черта – максимальное использование природных растений и форм, а также следование временам года.
  4. – характеризуется соединением двух типов зеленых насаждений с различным ландшафтом. В тенистых уголках непременно присутствует павильон – ваби, в котором и проходит чайная церемония – тяною.

Рассмотрим каждый из этих зеленых уголков подробнее и выделим принципы их создания.

Сад появился в период развития городской архитектуры раннего Средневековья. Само название говорит о миниатюрности ландшафтной композиции – слово «цубо» означает небольшую площадь, 3,3 кв. м.

Такой сад располагают и на крохотных участках двора под открытым небом, и внутри помещений.

Фото классического цубо:


Главная цель разбивки миниатюрного сада – впустить в ограниченное городское пространство свет и природу . Насаждения для зеленого уголка подбирают в зависимости от сторон света. Например, в северной части не садят солнцелюбивые растения, а недостаток цветов компенсируют мхом.

Территорию цубо выкладывают камнями, оставляя для насаждений небольшой клочок земли. В центре композиции – несколько растений, соответствующих стилю здания. Самый простой способ создать такой японский сад на дачном участке – установить фонарь цукубаи, сделать дорожки из « взлетающих камней» – тобииси и гармонично расставить несколько растений.

Тематический материал:

Недостаток света компенсируют лампами, фонарями или хитроумной галереей зеркал, которые насыщают скучные стены городского дома ярким и теплым солнечным светом. Декоративное освещение станет маленьким штрихом, завершающим композицию цубо.

Это поэтическая интерпретация архаичного мотива – поиска островов вечной молодости и бессмертия. Древние легенды нашли отражение в структуре сада камней. Хотя ландшафтный дизайн не уделяет достаточно внимания японской философии, он продолжает использовать вековые принципы возведения каменных садов.


Для японцев камень никогда не являлся стройматериалом – только объектом поклонения и восхищения. Отголоски культового отношения к каменным глыбам представлены в классических методах расстановки композиций. При создании восточного дизайна валуны размещают следующими способами:

  • Гора Хорай – один камень посреди пруда как символ этой далекой вершины.
  • Гора Сюми представляет собой композицию из трех камней, расположенных в водоеме или на небольшом возвышении.
  • Три драгоценности – метод расстановки, основанный на буддистских традициях.
  • Острова журавля и черепахи – повторяют в ландшафте сада народные сказки и предания.

Большое значение придают японцы выбору камней. Поскольку валуны часто используют в группах, важна не форма отдельного предмета, а гармоничность композиции. Дизайн японского сада приветствует вкрапления древних камней, покрытых мхами и лишайниками, с округлыми очертаниями. По верованиям японцев, такие глыбы приносят в дом покой и гармонию, без них невозможно оформить сад в стиле Страны восходящего солнца.

При создании композиции придерживаются четких принципов расстановки камней. Трудность заключается в правильном размещении главного валуна, венчающего весь дизайн ландшафта. Остальные элементы естественным образом обрамляют центральную каменную глыбу, создают миниатюрные композиции, символизирующие острова или горные цепи. Сад в японском стиле дает волю фантазии, но при этом диктует свои правила.

Не принято ставить камни по восходящей или нисходящей линии – японцы не любят искусственной симметрии. Не объединяют в одной композиции речные, горные и морские камни.

Чтобы валуны стояли устойчиво, их прикапывают. Для скрытия дефектов и сколов возле каменной композиции высаживают низкорослый кустарник или траву. Растения для японского сада камней подбирают дикие, скромных цветовых оттенков.

Внешний вид этой территории наиболее привычный для европейского взгляда: открытое пространство, водный поток и масса зеленых насаждений. В тенистых уголках произрастают и вечнозеленые, и лиственные деревья – так достигается чередование цветения каждого саженца в зависимости от сезона.

Удачное дополнение к деревьям – подстриженные кустарники самшита, рододендрона, кизильника и пр. Такие растения при необходимости скрывают стены домов, мусорные контейнеры или компостные сооружения (если сад планируется разместить на даче). И наоборот, оформленные шапки кустарников служат естественным обрамлением вида на речной берег или бескрайнее поле.


Большое значение в саду деревьев отводится декоративным элементам – изгородям, мостам, фонарям, воротам… Как правило, внутренние заграждения делают легкими и воздушными, используя деревянный штакетник или бамбук. А вот внешние заборы выполняют из камней и декорируют черепицей.

Часть традиционной японской чайной церемонии. Его основное назначение – создать необходимую атмосферу покоя и умиротворенности. Площадь его не велика и имитирует фрагмент горной местности, где селились восточные мудрецы.


В дальнем конце сада располагается хижина для чайной церемонии – тясицу. Это небольшой аскетичный домик, напоминающий жилище мудрецов. И внешний вид, и внутреннее убранство этого строения очень лаконичны. Считается, что только так можно добиться истиной гармонии и настроиться на созерцание.

Сам сад как будто подготавливает человека к церемонии, являясь границей между суетным миром и территорией духовности.

Он оформлен в сдержанном стиле, близком к природному. Растения и камни располагаются в естественном, как бы хаотичном порядке. Освещение должно быть слабым, едва достаточным для того, чтобы видеть путь.

Фонари – непременный атрибут японского сада, используются и для украшения, и для освещения территории. Поначалу декоративные светильники присутствовали только в чайных садах, но позднее стали визитной карточкой любого ландшафтного дизайна в японском стиле. Как правило, устанавливается лишь один фонарь, сделанный из камня. Пьедестальные модели – татигата – ярко освещают прилегающую территории. Световой поток скрытых фонарей – икэкомигата – направлен вниз.

Фото: мост выполняет декоративную функцию

Мосты в японском саду далеко не всегда служат для переправы на другой берег – скорее, используются как еще один элемент дизайна. В отличие от китайских или европейских конструкций японский мостик плоский, иногда вообще не предназначен для ходьбы. Чрезвычайно декоративным является мост яцухаси, сложенный из восьми элементов – камней или широких досок.

Детали сооружения укладываются зигзагом, поэтому пройти по нему бывает непросто. Такие мосты хорошо вписываются в ландшафтный парк, устанавливаются над искусственными прудами, впадинами с влажной землей или же непосредственно над газоном.


Японские сады могут многое рассказать о характере жителей Страны восходящего солнца. А для европейцев – это великолепное сочетание света, зелени, камня и воды, своеобразная дверь к пониманию культуры и традиций Востока.

Видео: миниатюрная Япония на участке

Знакомиться с классическими японскими садами лучше всего, разумеется, в самой Стране восходящего солнца. Давайте для начала рассмотрим пару характерных примеров, выполненных пусть в различные эпохи, но в традиционных для Японии стилях.

Классический образец

Сад камней храма Реандзи, расположенный на территории монастыря в городе Киото, — один из самых удивительных и загадочных образцов японского садовод-ства. Считается, что он был создан в XV веке извест-ным в то время мастером — дзен-буддистом Соами. Это место для медитации, предназначенное создавать у человека особый внутренний настрой. Сад выполнен в так называемой технике сухого ландшафта (каресансуи) и представляет собой прямоугольную площадку размером примерно 23 на 9 м, засыпанную белым гравием. На ней расположены 15 камней, образующих пять самостоятельных групп. По форме каждая из них больше всего похожа на разносторонний треугольник. В основу концепции сада легли идеи дзен-буддизма, главным образом ваби (аскетизм, отсутствие излишеств). Здесь царит атмосфера ненавязчивой простоты и покоя, полная таинственной недосказанности, лежащей в глубине всех вещей и позволяющей каждому найти в ней что-то свое.

И по сей день дзен-буддисты приходят в этот храм для медитации. Сад созерцают только с террасы дома настоятеля — спуститься вниз нельзя. Ходить по гравию дозволено только монаху, который регулярно подновляет граблями полоски на гравии и убирает занесенные сюда листья деревьев. Созерцание камней помогает сосредоточиться, обрести спокойст-вие и углубиться в себя, а их очертания рождают у каждого собственные ассоциации.

Источник вдохновения

Cады буддийского храмового комплекса Тофуку-дзи в Киото по японским меркам неприлично молоды: они созданы в 1939 г. выдающимся японским садовым дизайнером Мирэи Сигэмори (1896-1975 гг.).

Это интересно

Прежде чем стать садовым дизайнером, Сигэмори погрузился в историю японских садов, провел тщательные обмеры и сделал планы более 500 из них, а затем опубликовал результаты своих исследований в виде 26-томного труда. Он считал, что истинный путь – не слепое копирование идеальных образцов, не повторение того, что было сделано прежде великими мастерами, а создание собственного стиля. Для японцев – это необычайное новаторство, просто революция.

Четыре разных сада предстают перед зрителем один за другим по мере продвижения по деревянной галерее вокруг храма.

Южный — состоит из четырех каменных групп, символизирующих острова блаженства, расположенных в море из гравия. Камни разных размеров — лежащие на боку, плоские и установленные вертикально в виде острых пиков — создают ощущение застывшего на миг движения. В правой части этого сада — пять пологих, покрытых зеленым мхом холмов, символизирующих главные дзенские монастыри Киото. Они словно земля обетованная в суровом море житейских бурь, обещание покоя в черно-белой реальности повседневного бытия. Причем весной эти холмы не зеленые, а рыжие. Экспрессия сада потрясает, он словно пульсирует энергией.

Восточный сад — семь цилиндрических камней серого цвета разной высоты, размещенных как звезды в созвездии Большой Медведицы. Первоначально они использовались в качестве фундаментных блоков в различных постройках храма.

Западный сад представляет собой стриженные в виде прямоугольных параллелепипедов кусты азалий, размещенные на гравийной отсыпке. Квадраты живой зелени и гравия чередуются, как клетки на шахматной доске.

Но особенно хорош Северный сад. Это прямоугольная площадка, на которой все в том же шахматном порядке перемежаются мох и каменные плитки, а по краям высажены невысокие подстриженные полусферами кустарники мелколистной азалии. Границы каменных квадратов постепенно расплываются во мху, который все плотнее смыкается и постепенно поглощает их.

Минимализм садов Тофуку-дзи потрясает. Каждый их элемент проникнут глубокой символикой и философией, но даже для абсолютно далекого от всего этого человека они создают ощущение гармонии и абсолютного покоя. Ничего, кроме камней, гравия, мха и кустарников. Так просто — и так выразительно!

Принципы

Если японские сады интересны вам настолько, что вы даже задумываетесь о создании собственного японского уголка на садовом участке, то нужно ознакомиться с основными идеями и принципами, которыми руководствуются мастера Страны восходящего солнца.

Мировосприятие японцев уникально: для жителей этой страны характерно умение наслаждаться изменчивостью природы и неизменностью мира. Широко известны японские сезонные традиции: любование первым снегом, считающимся не только символом холодного времени года, но и предчувствием новой жизни, луной, символизирующей вечность мира, цветами в их нескончаемом преображении — сакурами, азалиями, японскими ирисами, пионами, хризантемами.

Именно поэтому японский сад — понятие неоднозначное, собирательное, объединяющее различные стили и философские направления. Наиболее известны, пожалуй, три из них — сад для чайной церемонии, для медитации и для прогулок. Они существенно отличаются и по размерам: бывают как крошечными, так и раскинувшимися на площади в десятки гектаров. А, значит, приняв решение создать японский уголок, всегда можно подобрать вариант, идеально подходящий именно для вашего участка.

Как правило, японский сад содержит следующие основные элементы: это камень, вода и растения.

Один из классических японских садов с водоемом носит собственное название — «сад холма и пруда». О н может быть как большим, так и маленьким, но в центре его всегда пруд с островом, связанным с сушей мостиком.

Растений в японском саду обычно бывает немного (а иногда их и вовсе нет). Они должны гармонично вписываться в композицию, а, кроме того, могут служить естественным разделителем между японским уголком и его окружением. С этой целью можно высадить крупные растения по периметру или за оградой.

В больших садах для прогулок (каюсики-тейен) тщательно продумывались не только пешие маршруты, но и водные: катаясь на лодке, можно было наслаждаться красотой пейзажей, озаренных лунным светом, а для созерцания водной глади и изменчивых отражений строились помосты простой формы, чаще всего квадратной или прямоугольной.

Уголок Японии в вашем саду

Жаркие дискуссии о том, уместен ли сад в японском стиле за пределами исторической родины, периодически разгораются и в среде профессионалов, и среди садоводов‑любителей. Мнения по этому поводу высказываются самые разные: от категорического отрицания этой затеи до столь же яростного ее продвижения. Как правило, поколебать позицию сторонников создания таких садов не могут никакие аргументы. Кроме, пожалуй, здравого смысла.

Это интересно

При создании сада японцы опираются на три основополагающих понятия, постичь глубинный смысл которых представителю западной культуры удается далеко не всегда и не сразу. Ма, или «промежуток», – это расстояние между объек­тами. Оно не только разделяет элементы, но и связывает их воедино. У обозначающего его иер­оглифа есть и более философское значение – длительность паузы.
Оку, что означает «глубина», – относительное понятие. Оно определяется не единицами измерения, а скорее особым состоянием, ощущением чего-то невидимого, воображаемого. Чу-чо обозначается двумя иероглифами, которые можно перевести как «быть собранными вместе». Это понятие подразумевает сложную структуру пространства – так называемую многослойность. Человек, рассматривающий японский сад через призму этих понятий, словно оказывается вовлеченным в процесс его создания, хотя в действительности это происходило без его участия.

Противопоказания

Стоит ли устраивать японский сад в средней полосе России? Прежде чем вы ответите на этот вопрос, необходимо хорошенько подумать, нужен ли он именно вам. Ведь любой сад в первую очередь должен подходить вашей семье, соответствовать ее образу жизни.

Склад характера и образ жизни. Если по выходным и праздникам вы обычно проводите на даче время в окружении множества друзей и родственников под песни и шашлыки, то японский сад вам делать не стоит — он предназначен вовсе не для этого. Аскетичная японская беседка абсолютно не подходит для застолий. Да и главное в таком саду — пейзаж, который служит для пассивного созерцания. Ведь в основе философии японского сада лежит идея воссоздания естественного ландшафта в миниатюре, призванная показать силу природы и ее божественную нетленность.

Отношение к растениям. Отказаться от идеи создания садика в японском стиле следует и в том случае, если вы увлеченный цветовод, любящий яркие краски: он вам просто противопоказан. Цветовая гамма японских садов очень сдержанна, в ней преобладает зеленый цвет, «разбавленный» лишь весенним цветением сакуры да яркой осенней листвой кленов. Многолетников совсем немного — в основном деревья и кустарники. А, значит, любителей флоксов и роз, как говорится, просьба не беспокоиться. Если для европейского садовода или дизайнера главное в саду — это все-таки растения, не важно, стриженные ли для сада регулярного или же вольно растущие для пейзажного, то у японцев приоритеты иные. Они создают мир в миниатюре, где непременно присутствуют все элементы природы: камень, вода и растительность. Обратите внимание — она на последнем месте.

Возможность обеспечить уход. Японский сад весьма требователен к своему владельцу. Он постоянно должен находиться в идеальном состоянии. Здесь и речи быть не может о легкой запущенности или элегантной небрежности пейзажного сада. Так что японский уголок не подойдет и тем, кто ухаживает за участком время от времени, когда выпадает свободная минута и случается подходящее настроение. Хотя японские сады минималистичны, они требуют максимального ухода.

Показания

Вам хочется иметь собственный японский сад, импонирует такая стилистика, понятен язык символов и близка философия, лежащая в его основе? Вы (да и другие члены вашей семьи тоже) не ленивы и при этом предпочитаете неспешное медитативное времяпрепровождение, любите наблюдать за природой и не стремитесь окружить себя пышными цветами всех мыслимых и немыслимых оттенков? Возможно, японский сад — именно то, что вам нужно.

Если вы твердо решили, что японский уголок вам просто необходим, сначала определитесь с его расположением на участке. Наверняка, ваш дом, хозяйственные постройки и забор выполнены совсем в другом стиле, поэтому японский садик должен представлять собой отдельную композицию. Не стоит отводить ему всю территорию садового участка – пусть это будет особая зеленая комната, которая не бросается в глаза и откуда, в свою очередь, не видны строения. При этом не подходящий по стилю забор можно задекорировать лианами (виноградом, девичьим или амурским, гортензией черешковой, древогубцем, аристолохией) либо закрыть готовыми бамбуковыми ширмами.

Ассортимент растений

В силу климатических различий традиционно используемые в японских садах растения не всегда хорошо чувствуют себя в условиях средней полосы России.

В первую очередь это касается знаменитых японских кленов. Завораживающие осенние пейзажи тамошних садов во многом обязаны своим великолепием именно им. Они отличаются эффектной ажурной кроной и изящными листьями разнообразной формы и окраски. Самый популярный из них — клен дланевидный, или веерный (Acer palmatum). К сожалению, в нашей климатической зоне ему некомфортно: он подмерзает, плохо растет и требует тщательного выбора места посадки и ухода.

К счастью, в качестве альтернативы можно выбрать схожие по декоративным качествам, но неприхотливые и устойчивые в средней полосе России виды — клены маньчжурский (A. mandschuricum) и ложнозибольдов (A. pseudosieboldianum). Они представляют собой небольшие деревца или крупные кустарники с резными мелкими листьями, которые осенью окрашиваются в оранжевые или пурпурные тона.

Весну в японском саду невозможно представить себе без сакуры, которая, к сожалению, тоже плохо чувствует себя даже в Подмосковье, не говоря уж о более северных районах. Ее тоже можно заменить, например, вишней сахалинской, курильской или обыкновенной. В конце концов подойдут даже декоративные или плодовые яблони и сливы, а также боярышники. Любое пышное цветение, пусть и не-аутентичное, будет гораздо интереснее, чем несколько цветков явно мучающихся у нас настоящих сакур. Кроме того, в Японии часто сажают устойчивую у нас спирею серую. Ее обильное цветение весной — фантастическое зрелище.

Среди классических «обитателей» японского сада и мелколистные азалии, стриженные в форме полусфер. У нас проще и гораздо дешевле заменить их спиреями Бумальда и японской.

На заметку

Из цветущих травянистых многолетников можно использовать пионы, японские ирисы и хризантемы. При этом, подбирая сорта, следует иметь в виду, что сами японцы предпочитают цветки простой изящной формы, без излюбленной европейцами показной роскоши. Кроме того, цветущих растений в японском саду должно быть совсем немного, в идеале – единичные экземпляры.

В японских садах часто встречается бамбук, который быстро разрастается, образуя сплошные заросли. Он необычайно выразителен, но выживет далеко не на каждом российском участке. В качестве альтернативного варианта у нас можно высадить гречиху сахалинскую. Оборвав нижние листья, вы добьетесь нужной иллюзии. Надо лишь учесть, что она быстро разрастается: впоследствии ее придется жестко контролировать.

Нужны ли в японском садике каменные фонари и пагоды? Это совсем необязательно, а чересчур увлекаться ими и вовсе противопоказано. Но если уж вы непременно захотите их «завести», то не приобретайте дешевую имитацию. Вульгарная подделка не придаст «японистости» вашему творению, но легко разрушит спокойно-созерцательную атмосферу сада.

Планируя свой собственный японский сад, постарайтесь подобно настоящим творцам не копировать готовые образцы, созданные признанными мастерами, а рассматривать их как источник вдохновения, используя только особо понравившиеся элементы, а также применяя на практике принципы размещения камней и растений в композициях.

Если, осознав все трудности, вы только укрепились в своем желании создать на своих немногих сот-ках простоту и гармонию, умноженные на совершенство, ни за что не отказывайтесь от своей мечты. И пусть вам сопутствует удача!

Вариации на тему

Сады в японском стиле есть во многих странах мира.

Одним из самых известных в Европе считается Водный сад знаменитого художника-импрессиониста Клода Моне в Живерни. Хотя живописец никогда не был в Японии, он много читал о традициях этой страны, ее искусстве и философии, а увлечение японскими эстампами продлилось всю его жизнь.
Ощущение Востока в его саду создают только растения и вода. Здесь нет характерных мостиков и каменных фонарей, зато присутствует игра света и тени, зыбкость отражений, неуловимо меняющийся цвет воды. Моне выписывал из Японии редкие сорта ирисов и нимфей, по берегам водоема посажены ивы. «Эти пейзажи, с водой и отражениями, стали каким-то наваждением», — писал сам художник.
Японских садов немало в Великобритании, например Сад Киото. Он занимает отдельную часть Холланд-парка, расположенного в центре Лондона, и был создан командой профессиональных японских ландшафтных дизайнеров и архитекторов. Это настоящий шедевр с водоемами и водопадом, привлекающий множество посетителей своей неповторимой волшебной атмосферой.

Один из удачных вариантов японского сада можно увидеть в Голландии: и забор подходящим образом оформили, и место вдали от остального сада определили. Это отдельная зеленая комната со своим входом, большую часть которой занимает водоем с карпами кои.

Москвичи же и гости нашей столицы могут посетить японский уголок в Главном ботаническом саду. Он был создан профессионалами из Страны восходящего солнца и ничем не уступает лучшим европейским образцам.

Свой первый японский сад я увидела в Литве, и он поразил меня до глубины души. История его создания – лучший пример того, как красота спасает мир. В годы советской власти будущего владельца этого сада призвали в армию. Во время войны в Афганистане ему приходилось убивать, и это надломило его психику. После демобилизации он долго пытался выздороветь, но ничего не помогало. Приехав на лечение в очередной санаторий, он увидел на столике у входа журнал с фотографиями японского сада, забрал его, повернулся и… уехал домой, где вместо картофельного поля разбил свой японский сад, который и вылечил его. Наш герой женился, у него родились дети, но он не оставил свое увлечение и занялся искусством бонсай. Свой сад он назвал Садом утренней росы.

А вы бывали в японском саду, наслаждались его загадочностью и умиротворенностью? Приходилось ли вам, слившись с природой, отдаться мыслям о жизни простых, вечных вещей? Если нет, то обязательно посетите это волшебное место — японский сад подарит душевную гармонию и спокойствие, оставит в памяти наитеплейшие воспоминания. А ознакомившись с концепцией японского садового искусства, вы сможете создать уголок или сад в японском стиле у себя на участке.

Искусство из древности. История развития японского садоводства

VI–VIII вв. Период Нара

Первый японский сад появился еще в VI веке, он был разбит на территории императорского дворца в древней столице Японии Нара, она была отображением китайского города Чаньчань. Тогда идея садового искусства была позаимствована у Китая, так же как и некоторые основы японских традиций и культуры.

Сады того времени имели два основных элемента – камни и воду (скелет и кровь сада). Тогда же японцы начали придавать смысл всем предметам, использовать символику. Большой, тяжелый камень символизирует защищенность, водопад – начало жизни и т. п. Далее, сады развивались согласно духу времени.

IX–XII вв. Период Хэйан

Время перемен и возведения новой столицы Киото, которая отличалась подлинными японскими особенностями. В этот промежуток времени формируется новое направление в садовом искусстве – сад чайной церемонии, в его концепцию был включен островок живой природы с чайным павильоном.

XV в. Период правления сёгуна Асикана

Начало развития совершенно новой, простой и загадочной формы аранжировки – композиции, выставленные в нише токонома.

XIX–XX вв. Морибана

Садовое искусство Японии, просуществовавшее века, меняется и подстраивается под спрос Запада (западного интерьера). К основной особенности веяния Морибаны можно отнести появление в садах низких и плоских напольных ваз.

С начала своего становления сады Страны восходящего солнца менялись в соответствии с культурой разных времен, несменной опорой перемен были религиозные убеждения буддизма и синтоизма. Основы современного японского садового искусства сформировались и закрепились ближе к XIX веку. Японский сад — это образ мира и живой природы в миниатюре.

Философия японского сада

Мы привыкли к садам, заполненным растениями и элементами декора. В современном понимании сад – это участок, на котором нет места пустоте, а ключевым моментом японского сада, наоборот, является обилие свободного пространства и пустот, что может вызвать чувство беспокойства у современного человека, однако, стоит прочувствовать атмосферу японского сада и беспокойство проходит, на смену ему приходит приятное умиротворение.

«Без ничего нельзя получить что-то»

Незаполненные пространства «ма» подчеркивают окружающие предметы, или элементы сада подчеркивают пустоту, определяют пространство – это олицетворение всем известных переходящих сил двух начал «инь» и «ян». Этот сложный для создания японского сада принцип является основополагающим.

«Ничто не вечно, ничто не закончено и ничто не совершенно»

Существует еще два довольно сложных, но очень важных в создании сада понятия – ваби и саби, их непросто объяснить, они являются частью японского мировоззрения, эстетики и культуры. «Ваби» это скромность и простота, обладающая внутренней силой, «саби» это олицетворение подлинности, старины и неподдельности. Философским значением этих понятий присущих японской культуре является красота несовершенного, простого, естественного, незаконченного и лишенного излишеств.

В дзенском понимании мира понятия «ваби» и «саби» представляют собой выход за пределы материального мира, ближе к простой, земной жизни, где внешняя оболочка предметов не существенна, куда важнее то, что находится внутри, глубинная суть. Японский сад предназначен для того, чтобы человек смог прочувствовать красоту обыденного, простого, не зацикливаясь на внешнем облике окружающих предметов.

«Природа – это идеал, к которому следует стремиться человеку»

Система японского садового искусства основывается на совершенном и прекрасном мире нетронутой земной природы. Японские садоводы не меняют природу, они используют то, что есть под рукой, подчеркивая всю необычайную красоту первозданности.


Миниатюрная модель мира

Японский сад – это природный, естественный ландшафт, представленный в миниатюре. Войдя в это загадочное место, вы не увидите его полностью. Отличительной особенностью японских садов является грамотное разделение территории на участки (камеры), которые представляют собой отдельные совершенно новые укромные уголки с индивидуальным обзором и элементами декора.

Всю красоту сада, его секреты и тайны можно рассмотреть, только войдя в него. Так как японский сад спрятан от посторонних глаз, в его ограждении могут быть небольшие отверстия, заглянув в которые вы увидите лишь самую малую его часть.

Символизм

Понятие «японский сад» — это философия, где каждый элемент сада играет не только декоративную роль, он также наделен индивидуальным значением (символом), которое необходимо чувствовать и понимать, любая деталь японского сада непременно должна занимать свое место.

Понять символику каждого элемента легче, если вы знакомы с культурой и философией Японии, но можно попробовать разобраться в символах иначе. Войдя в сад в японском стиле, вы остаетесь один на один с природой, погрузившись в созерцание пейзажа и отпустив свои мысли, можно дать волю фантазии, она поможет прочувствовать атмосферу сада и понять смысл композиций.

Ключевые элементы японского сада

Ворота

Издревле ворота в Японии говорили о социальном статусе семьи обитающей за ними. Изначально они состояли из двух столбов с верхней поперечиной, позже появились ворота с крышей. В то время аристократы соревновались в постройке изысканных ворот, а в частных домах можно было устанавливать их исключительно чиновникам, но со временем запрет частично пропал, простой народ смог устанавливать ворота только с XIX века.

Известно несколько типов ворот: в садах чаще встречается П-образное сооружение (крыша на двух столбах) либо ворота с одной створкой без крыши. Материалом для покрытия крыш служат черепица, медь, железо или тес. Створки делятся на раздвижные, двустворчатые или одностворчатые, а изготовлены они из металла или дерева. Ширина ворот разнообразна, в зависимости от размеров сада.

Стены и изгороди

Все виды оград в японских садах модно поделить на 4 типа:

  1. Стены, защищающие сад от посторонних глаз.
  2. Изгороди, скрывающие любые недостатки сада либо технические сооружения.
  3. Ограждения, делящие сад на зоны, — их высота не больше двух метров.
  4. Декоративные изгороди, калитки и ворота, не несущие знаковую нагрузку, являющиеся частью композиции.

Цукубаи

Сосуд для омовения, им можно воспользоваться присев на корточки. Посетители должны помыть руки и ополоснуть рот, а также умывание в цукубаи очищает сердце и мысли.

Типы цукубаи

  • Естественный – пробивается углубление в камне примерно 12 или 30 см в диаметре, в зависимости от величины камня. Декор для цукубаи такого типа не предусмотрен.
  • Подражательный – изготовлен в подражание сосудам, используемым в саду. Он может быть в виде круглой монеты с отверстием в центре, чашечки для саке и т. д.



Сикаодоси (содзу, сисиодоси)

Раньше сикаодоси использовали в сельских районах, в качестве пугала. Устройством отпугивали крупных вредителей полей и огородов. Работает устройство так – вода, текущая из какэхи, наполняет переднее колено бамбуковой трубки с закрытыми перегородками, труба переворачивается, вода выливается и она возвращается в исходное положение. Противоположный конец трубы при возврате ударяется о камень, бамбук издает отпугивающий сигнал – стук. Сейчас элемент выполняет декоративную функцию и оживляет сад приятным журчанием, а постукивания придают динамики общей обстановке.

Фонари

Идея каменных фонарей была позаимствована у Китая, в садах они выполняют функцию освещения или служат эстетическим целям. Практически все фонари делаются из камня, но также не исключено использование дерева или металла. Чаще в садах устанавливается только один фонарь, исключением можно назвать чайный сад, где их может быть несколько.

Конструкция состоит из опорного камня, самой опоры, подставки для камеры светильника, камеры, крыши и навершия. Фонари встречаются пьедестального типа (татигата) для больших садов, скрытого типа (икэкомигата) для небольшого сада и установочного типа (окигата), они устанавливаются около водоемов. Еще один тип – юкими (фонари для любования снегом) также устанавливается возле водоемов.


Пагоды

Многоярусные башни, которые несут культовый характер. Количество ярусов варьируется от 3 до 13, соблюдается нечетность. По форме пагоды бывают квадратные, круглые, шести и восьмиугольные. Изготавливаются они из дерева или камня, конструкция состоит из отдельных, незакрепленных блоков, поэтому материал для каждого яруса должен быть тщательно подобран, а также следует позаботиться о надежном основании, оно может быть обсыпано гравием либо забетонировано.

Пагоды устанавливают возле водоемов, под искусственной горой или недалеко от толстого дерева, большого камня или ограды, на развилке тропинок.

Мостики

Мосты в японском саду не всегда являются переправой между берегами. Зачастую они играют больше магическую и символическую роль, некоторые являются декором (например, мостик, покрытый дерном).

Каменные мосты изготавливаются из удлиненных плит или плоских камней, поверхность моста возвышается над прилегающей к нему дорожкой на 10 см.

Яцухаси, название состоит из двух слов (яцу означает «восемь», хаси – «мост»). Необычный вид моста, состоящего из восьми зигзагообразно расположенных полотен. Устроен он так, чтобы посетитель проходил по нему неспешной походкой – в случае если мост деревянный, то он состоит из ничем не закрепленных поперечных досок, уложенных на горизонтальные балки. Яцухаси несет глубокий смысл.

Символизм заключается в сакральном значении числа 8 (восьмеричный путь постижения истины). Яцухаси может состоять из другого количества полотен, главное, чтобы их число было символичным. Число 5, например, может символизировать 5 буддистских заповедей или 5 основных элементов (огонь, вода, металл, земля и дерево). Число 3 – символ буддистской триады или 3 священные реликвии синтоизма.

Беседки

В японской архитектуре относительно деревянных построек существуют определенные требования, такие как модульность и каркасность. Несущие детали всего сооружения это поперечные балки и столбы (каркас постройки). В качестве модуля площади постройки используется соломенный мат прямоугольной формы. Беседка служит навесом над скамейкой и может устанавливаться в месте, открывающем живописный вид. В беседке могут быть круглые окна, символизирующие луну.


Стили японских садов

Японский сад – пример простой и неиспорченной природы представляет собой некую геометрическую композицию, которая состоит из трех главных стилистических направлений.

  • Tsukiyama – стиль наиболее точным образом отражает мир природы в миниатюре. Тут есть место величественным холмам, бурным потокам и степенным водоемам.
  • Стиль Karesansui (сухой пейзаж) – представление о спиритизме Дзен. В данном стиле используется гравий и песок, компоненты олицетворяют реки и моря, например, поток воды в таком саду представлен белым песком. Также используются камни – водопад представлен большим валуном, а лодка или гора камнями меньших размеров.
  • Chaniwa. Этот стиль подчеркивает простоту, обычность и избегает эффектности. Главными элементами сада в стиле Chaniwa:
    • Каменный фонарь (ishidõrõ);
    • Бассейн и ковш из камня (tsukubai), его используют посетители, моют руки и ополаскивают рот, перед тем как входят в чайный павильон;
    • Труба из стебля бамбука, по которой течет вода (kakei);
    • Обязательный элемент стиля – каменная дорожка (tobi ishi);
    • Небольшой камень округлой формы, перевязанный крест-накрест соломенной веревкой, он указывает на запрещенную для прогулок посетителей зону (sekimori ishi).

Типы японских садов, нюансы обустройства

Сад камней

В Китае верили, что в просторах Восточного моря скрыты острова бессмертных, и главному из островов они дали имя Хорай. Тогда появилась идея создания миниатюрной копии этих островов, изначально это были пруды с небольшими островками, позднее появились сухие сады, где в роли воды выступал расчесанный песок, а камни в небольшом ореоле импровизированной суши олицетворяли острова.

Со временем появилась идея выкладывать камни по образу священных животных – черепахи и журавля, символы долгой жизни, воспарения человеческого духа и глубины познания. Можно встретить символичные композиции в виде какого-либо мифического персонажа, священную гору Сумэру и даже Будду. Истинный смысл, заложенный в идею сухих садов, может понять только владеющий древним языком символов, остальным остается довольствоваться эмоциями от созерцания уникальной эстетики сухого сада камней.

«Монахи, договаривающиеся с камнями» – так прозвали мастеров, разыскивающих камни красивых форм с внутренним божеством, священнослужителей, умеющих показать красоту и таинственность камней путем правильной их расстановки. Позже монахи начали подвергать камни несущественной обработке, для получения более удачной и красивой формы. В то же время они стремились оставить естественный вид камня.

Сейчас сакральный аспект при создании сада камней не так актуален, однако полностью не забыт. Японцы сохранили трепетное отношение к садовым камням. Например, растение истинный ценитель сада может поливать по необходимости, а вот камень ежедневно, при этом испытывая наслаждение от его внешних изменений под воздействием воды.

В основе названия сада выступает главный его герой – камень, но это совсем не значит, что в нем не может быть воды, дорожек и растений. Со временем было обозначено несколько основных принципов создания сада камней.

  1. Объект поклонения. Для Японцев камень во все времена был предметом поклонения, веры и примером естественной красоты. Огромный камень Японцы никогда не относили к обычному минералу, они по сей день считают, что в нем обитает божество. В наше время в японских садах встречаются такие расстановки камней, как горы «Сюми», «Хорай», «Три драгоценности» (Будда, дхарма, сангха), а также композиции на основе народных поверий – острова журавля и черепахи.
  2. Второй принцип касается подбора камней по различным факторам:
    • Форма – наиболее важный момент в подборе. Если камни используются в группе, то вполне допустимым будет наличие изъяна в одном из камней, это придаст гармонии всей постановке. А вот пейзажный камень должен иметь подходящую форму под характер местности, в которой он будет размещен.
    • Естественный облик – камень, изменившийся со временем под воздействием природных факторов, является наилучшим вариантом для сада, так как он символизирует старину и спокойствие.
    • Цвет – пестрые, излишне блестящие камни не лучший вариант для сада в японском стиле. Следует подбирать камни со спокойным неброским цветом и глянцем.
    • Камни с чужеродным включением очень ценятся, включения учитываются при выборе направления сторон камня при его установке.
    • Твердость – ценны особо твердые породы, они больше подвержены природным воздействиям на внешний вид.

Икиои – это сила, энергия и мощь камня, она рождается из форм, включений и размеров. Икиои – важный фактор при установке камней.

  1. Сбалансированное расположение камней. Способ установки камней зависит от цели, преследуемой при разбивке сада. Однако не следует создавать фронтальных композиций, это испортит динамику. У водоемов следует располагать камни только в ключевых точках, а при моделировании гор важно избегать горизонтальной симметрии.
  2. Количество камней. Японцы любят нечетность, это касается и количества камней в композициях сада.
  3. Табу при расположении камней: близкое расположение камней одинаковых по высоте, форме и объему. Композиции из разноцветных камней. Речные, морские и горные камни не могут составлять одну композицию. Камни нельзя располагать параллельно линии постройки и на одной линии по вертикали. Не нужно игнорировать включения, а сила духа камней (Кисэй) должна работать в одном направлении.

Важно чтобы все композиции из камней образовывали образ треугольника. При установке камней нужно создать образ устойчивости, для этого камень можно закопать как наполовину, так и незначительную его часть. Камень, вертикально стоящий в природных условиях, можно таким же образом выставить и в саду, но он не должен выглядеть падающим. Для удачного выражения силы и движения применяются ступенчатые установки.

Особая сложность заключается в установке главного камня, остальные как бы ему подчиняются. Главный, как правило, самый большой камень нужно ставить на заднем плане, очень редко его устанавливают на передний план.

Песчаные узоры

Издревле служители синтоистских храмов создавали образ чистоты при помощи мелкой щебенки или светлого гравия, посыпали ими площадки, этим же способом пользуются садоводы при создании сухих садов, олицетворяя образ воды, сейчас чаще используют песок. На нем садоводы при помощи специальных утяжеленных граблей оставляют различные узоры, например, узор из волнистых линий символизирует проточную воду, а прямые воду стоячую. Любой узор должен гармонировать с остальными окружающими элементами.

Мощеные дорожки

Материалом для дорожек служит природный камень, любые изделия из бетона и т. д., материал может быть разных форм и размеров, главным условиям является образуемый узор. Укладка камней производится так, чтобы при составлении узора не получились четырехугольники. Размер швов зависит от размера используемого материала, но он не должен быть слишком широкий или узкий, важно придерживаться золотой середины.

Тобииси (взлетающие камни)

Дорожки, выложенные отдельными камнями, причем камни могут возвышаться над землей до 8 мм. В отличие от мощеных дорожек, тобииси играют в большей степени декоративную роль, и зачастую их специально делают неудобными для быстрой ходьбы.

Сад чайной церемонии или родзи

Еще в XV–XVI вв. чайные церемонии для Японцев стали неким философским ритуалом, в нем любому предмету и его расположению придавали особое значение, мастера чая уделяли немало внимания организации территории вокруг чайного павильона, так и образовался сад чайной церемонии.

Японское слово родзи (чайный сад) содержит иероглиф «дорога», саду изначально придавалось значение дороги, ведущей к чайному дому.

Как правило, чайные дома строились на маленьком участке земли и между ними были довольно узкие дорожки, а ближе к концу XVI века чайные сады приобрели развернутую форму, сад начали отделять небольшой оградой с воротами, разделяющими сад на две части (внешняя родзи и внутренняя родзи) с различными пейзажами.

Из-за того, что чайные домики зачастую строились возле основного жилища с прилегающим садом, появилась идея устройства особого сада, подчиняющегося всем условиям ритуала чайной церемонии. Обустройство чайного дома и прилегающей территории подчинено эстетическим понятиям ваби-саби.

При создании чайного сада нужно знать о ключевых элементах, которые следует располагать таким образом, чтобы посетитель мог неспешно прогуливаться даже по тесному садовому пространству.

  • Хакамацукэ — место, где встречают посетителей. Тут же гости могут привести в порядок свой туалет. Иногда в постройке хакамацукэ нет нужды, например, если чайный павильон соединен с главным домом.
  • Матиаи — конструкция из трех стен с лавочкой и навесом. Тут гости ждут приглашения на чайную церемонию.
  • Туалет. Обычно туалет пристраивается к хакамацукэ или матиаи, иногда строится отдельно. Небольшая, скромная постройка с отхожей ямой, над которой установлена подставка (что-то похожее на столик с четырьмя ножками). Туалет выполняет исключительно декоративную функцию.
  • Колодец. Ранее чайный дом строили рядом с местом, где была найдена вода пригодная для питья. Сруб колодца укладывался плоскими камнями. Рядом ставили камни для бадьи и как опору для черпания воды. Колодец закрывали специальной крышкой.
  • Цукубаи. При устройстве элемента в чайном саду сначала устанавливается сосуд для воды из искусственного камня или какого-либо другого материала, затем перед ним и по бокам ставятся плоские камни, передний для удобства, боковые для тары с водой и для подсвечника.
  • Внутренние ворота разделяют внешний родзи и внутренний. Тут хозяин встречает посетителей. Ворота могут быть с двумя створками, подъемными или в виде небольшой преграды с отверстием посередине (накакугури), через проем можно пройти только согнувшись.
  • Фонарь. В чайном саду можно встретить несколько фонарей различных форм в разных уголках.
  • Тобииси, нобэдан. Тобииси в саду чайной церемонии ведут к камню перед нидзиригути. Нобэдан выкладывается вместо тобииси из неодинаковых по размеру камней. Дорожка должна быть удобной.
  • Мусорная яма. На широком участке это шестиугольная или прямоугольная яма, а на узком участке — круглая. Мусорная яма не выполняет утилитарных функций, только декоративные, посетитель должен искать прекрасное в обыденном.
  • Подставка для мечей. Конструкция из высоко поставленных камней (в два яруса) расположена под навесом чайного дома.
  • Ограда. Устанавливается для того, чтобы отделить внутренний сад от внешнего. Вид и материал разнообразны, а высота равна 120 см.
  • Фумииси, нидзиригути. Фумииси (место для снимания обуви) – камень, выполняющий роль ступени перед нидзиригути. Высота и ширина последнего элемента примерно 60–90 см, гость должен вползти в него, спустившись на колени.
  • Деревья. Сорта деревьев особого значения не имеют, исключением являются цветущие сорта, своим цветением они могут сделать сад слишком ярким. Важно сохранять баланс с природой, нельзя возле воды сажать дерево, которое можно встретить только в горах. Также запрещено сажать деревья в ряд, и следует следить, чтобы они не заслоняли друг друга.


Сад деревьев

Этот вид сада наиболее приближен к пейзажам естественной природы. Несмотря на стремление японцев к естественности, при уходе за садом не запрещается формировать деревья и стричь кустарники (ниваки , карикоми), ведь таким образом, можно создать иллюзию дальних пейзажей, придать смысл композиции из деревьев и кустарников. Но стоит помнить, что нельзя создавать того, чего нет в природе, например, кусты животных форм.

Существует ряд важных правил для проектировки сада деревьев, чтобы сад создавал нужный настрой, следует четко придерживаться каждого из них.

  • Ландшафт . Если рядом с садом расположена шумная дорога или некрасивые постройки, их необходимо скрыть, замаскировать. Если из сада открывается красивый вид, его нужно учесть и подчеркнуть. Таким образом расширяется территория самого сада.
  • Освещенность и баланс по высоте . Высоту деревьев подбирают, исходя из размеров сада, для того, чтобы сад не был излишне затененным. Высота главных деревьев в основном не должна превышать 5 метров.
  • Природа как образец в подборе деревьев. При выборе деревьев нужно присмотреться к окружающей природе: те виды деревьев, которые встретятся поблизости, прекрасно подойдут для сада.
  • Необычные или редкие деревья. Если без непривычного для местности дерева не обойтись, нужно заранее позаботиться об удобрении почвы и изучении всех нюансов выращивания.
  • Уникальность деревьев. Любое дерево в саду играет свою роль, но в целом все они взаимосвязаны. Крупные сорта создают облик сада, средние оживляют основные деревья, а маленькие являются удачным акцентом, ну а кустарники создают композицию нижней части сада.
  • Выбор деревьев. Критерии для подбора – листва, плоды и цвет, причем форма листвы может быть разнообразнейшая, все зависит от создаваемой композиции.
  • Сопровождающие растения, обрамление. Деревьям, независимо от того насколько они красивы, необходимо обрамление. Лучшим вариантом будет посадка растения полностью противоположного по форме и фактуре, например, листопадные и вечнозеленые деревья. Планировка нижнего уровня сада выполняет декоративную и практичную функции. К практичной относится скрывание кустарниками и травой мусора и укрепление почвы.
  • Освещенность. Подбирая деревья и продумывая их расположение, не нужно забывать, что одни из них светолюбивы, а другие вообще неприхотливы в этом плане.
  • Количество деревьев при смешанной посадке. На большой территории сада баланс между листопадными и вечнозелеными деревьями равен семи к трем, на маленькой территории допустимо компенсировать недостаток пространства за счет цветущих деревьев, с их помощью можно создать иллюзию протяженности и освещенности.
  • Приметы, связанные с деревьями. Неплохо посадить в саду несколько деревьев связанных с поверьями и приметами, например, сосна в южной части Японии имеет славу дерева, защищающего от невзгод.
  • Приемы зрительного увеличения сада. Зрительно увеличить сад можно, придав ему холмистый рельеф за счет искусственных насыпей, или выложив мощеную площадку, заменив деревья — кустарниками и травами. Можно поиграть с цветом: теплые тона всегда кажутся ближе холодных, поэтому на передний план лучше высаживать растения теплых тонов. Еще один интересный прием – дорожка «в никуда». Например, прогулочная тропинка может разветвляться и посетитель думает, что ответвление ведет в другую часть сада, хотя на самом деле там тупик, замаскированный деревьями.
  • Старение сада. Как бы ни был красив сад деревьев, к сожалению, растения с течением времени стареют, появляется два пути – реставрация сада или полная перепланировка. При реставрации сада желательно заменять старые растения молодыми того же или схожего вида.


Сад цубо

Этот тип сада в японском стиле имеет долгую историю, он появился еще в средневековье, в период массовых застроек. В переводе слово «цубо» означает горшок, небольшое вместилище. Этим обусловлен маленький размер сада, обустроенного среди жилых построек. Сад цубо можно назвать отражением характера японцев, философии их жизни. Невероятным образом Японцы умудряются даже в тесном пространстве жить в ладу и единении с природой.

Такой сад может размещаться как под открытым небом, так и в помещении. Существует несколько правил для обустройства маленькой вселенной под названием «сад цубо».

  • Свет, подсветка и влага. Маленькое пространство и расположение сада могут препятствовать нормальной проходимости солнечного света, поэтому растения лучше выбирать теневыносливые. В таком саду нужно постоянно следить за влажностью почвы, лучше перед посадкой растений позаботиться о дренаже. Дополнительная подсветка украсит сад и выделит важные акценты. Однако фонари и лампы нужно ставить так, чтобы они были незаметны.
  • Путь ветров. Комнаты, выходящие из сада, хорошо проветриваются, что является несомненным плюсом для всего жилища.
  • Площадь сада и планировка здания. Сад цубо — самый маленький из всех, но определенные его размеры назвать сложно, так как все зависит от планировки здания, в котором он находится. Поэтому на начальной стадии планировки жилого помещения нужно учитывать и место, отведенное саду, еще нужно подумать о соответствии элементов сада и архитектуры дома, например, каменный фонарь, тобииси и цукубаи должны гармонировать с общей обстановкой дома.

Сад цубо требует особого ухода, все потому, что он находится непосредственно в жилище. Чтобы не носить грязь по дому, можно посыпать землю галькой, но и она со временем загрязняется. На помощь придет мох, которым также можно покрыть поверхность земли.

Япония всегда привлекала умы людей, в первую очередь своей таинственностью, загадочностью и необычностью. Японский сад несовместим с буйством красок, основная цель его состоит не в том, чтобы любоваться прекрасными цветами. Главное заключается в том, чтобы заставить человека задуматься о возвышенном, хотя бы на короткое время забыть о несовершенстве окружающего мира.

Виды японских садов

На первый взгляд, добиться такого эффекта самостоятельно чрезвычайно сложно. Особенно если начать изучать основы создания японских садов со сложных композиций, но не стоит опускать руки. Перед тем как начать продумывать планировку и подбирать элементы для оформления, нелишним будет ознакомиться с типами садов в японском стиле.

Можно выделить 4 типа садов:

  • парковые сады – можно сказать, что с них началось садово-парковое искусство Японии, первые представители этого типа появились примерно в VI-VII веке, перекочевав из Китая;

  • дворцовые – появились в IX-XIIвв, по названию понятно, что простые смертные такими садами обладать не могут;
  • храмовые – устраиваются при монастырях и должны настраивать человека на размышления о высоких материях;
  • домашний тип наиболее распространен, причем не только в Японии, но и за ее пределами.

Парковый сад

Его отличительной особенностью является большая площадь, чаще всего такие сады размещались на равнинной территории, где протекала река либо находилось озеро. В отдельных случаях и рисовые поля, расположенные по соседству, использовались как часть оформления.

Это не собственность одного человека, а скорее национальное достояние, тем более, что такие сады в первозданном виде практически не сохранились. Это отличное место для творчества и релаксации. В прошлом именно такие места предпочитали императорские семьи для отдыха.

Этот тип стал базисом и садовое искусство Японии более позднего времени позаимствовало многое из дизайна первых садов. Например, строгую цветовую гамму и минимализм в оформлении.

Дворцовые сады

Как и парковые, они занимали значительную площадь, а использовались главным образом для приятного времяпровождения императорской семьи и знати. Основной элемент – остров и озеро (или даже несколько), соединенные с берегом изящными деревянными мостиками.

В остальном оформление сильно напоминало парковые сады, единственное на что делался основной упор – водоем должен был быть виден не только с земли, но и из здания. Размер водоема должен был быть достаточен для лодочных прогулок, такое времяпровождение любили японские императоры.

Храмовые сады

В дзэн-буддизме красоте природы отводится не последнее место. Считается, что созерцая красоту и совершенство дикой природы человек может стать немного ближе к познанию истины. Именно поэтому японский сад – неотъемлемый элемент каждого уважающего себя храма в стране восходящего Солнца.

Отметить стоит и новую струю в оформлении территории. Именно здесь впервые привычные растения стали сменяться валунами и небольшими камнями (в зависимости от площади садика). Речь идет о знаменитых «каменных садах» и .

В качестве основных элементов оформления использовались валуны, галька, небольшие камни, кусочки мха. Особое внимание уделяется взаимному расположения отдельных элементов, тонкости создания сада камней рассмотрены ниже.

Обратите внимание!
При использовании валунов и камней среди растительности уместным будет мох на них.
Такой прием только усилит общее впечатление седой древности, а это пойдет на пользу общему впечатлению от сада.

Домашние сады

В Японии уже который год остро стоит проблема свободной территории, но и в таких условиях многие дома имеют свой небольшой сад. Доходит до того, что его площадь может исчисляться буквально считанными квадратными метрами.

Визуально такой японский садик должен создавать ощущение продолжения пространства дома. Желательно использование воды, ее журчание будет способствовать умиротворению. Идеальным вариантом можно назвать объединение череды небольших водоемов каскадами невысоких водопадов.

Как подвид в этой категории можно выделить чайные сады – чаепитие серьезная церемония и требует отдельного подхода. Чайный сад должен был провести человека по извилистой дорожке к источнику воды, а уже после традиционного омовения рук наступало время чаепития.

Особенности японских садов

Каждый сад в японском стиле уникален, но можно выделить несколько общих рекомендаций, применимых при оформлении любого сада. Также можно привести ряд элементов, умело сочетая которые, и достигается необычная атмосфера.

При оформлении участка следует придерживаться таких рекомендаций:

  • использование камней можно только поощрить ;
  • вода также относится к рекомендуемым элементам оформления сада . Конечно, устроить небольшое озерцо на участке не каждому по карману, но эффект от водной глади стоит финансовых затрат;

  • если с водоемом ничего не получается, то можно попытаться устроить сухой ручей . Основная задача дизайнера – создать ощущение того, что небольшой ручеек только что высох;
  • дорожки в японском саду не должны изгибаться под острыми и прямыми углами . В природе можно встретить только мягкие изгибы и плавные контуры, в таком же стиле должны быть выполнены и дорожки;

  • освещение – с этим все просто, можно просто приобрести готовые в японском стиле и установить их в подходящих местах ;
  • правильно подобранная растительность также играет большую роль ;

Обратите внимание!
Освещение должно быть мягким, заливать весь участок ярким светом совершенно ни к чему.

  • если размер участка позволяет, то на берегу озерца можно установить небольшую пагоду или хотя бы пару скамеек для отдыха и размышлений ;
  • в отдельных случаях японский сад будет выглядеть незавершенным без «шиши-одоши» (пугала для оленей) или «тсуку-баи», того же пугала, только более сложной конструкции .

Сад камней

Для его создания понадобится несколько крупных камней, гравий для оформления пространства между ними и, возможно, немного мха.

Основная сложность при расстановке камней заключается в том, чтобы не нарушить основные правила каменного сада:

  • крупные валуны могут находится в саду в гордом одиночестве;
  • более мелкие камни допускается группировать по 3,5 и даже 7 камней. При этом рекомендуется сочетать вытянутые и обычные формы;

Обратите внимание!
Категорически запрещено размещать продолговатые камни в горизонтальном положении.
Так они будут напоминать лежащее человеческое тело, то есть вызывать ассоциации со смертью – не лучший эффект для сада.

  • не нужно пытаться достичь симметрии. При проектировании сада своими руками лучше правильно выбрать точку созерцания и отталкиваться уже от нее;

  • пространство между отдельными группами камней заполняется гравием, он разравнивается и на его поверхности можно прочертить волнистые линии обычными граблями – это будет символизировать море.

Обратите внимание!
Далеко не всегда под рукой есть валуны нужной формы, да и работать с большим весом не каждому под силу.
Выходом из этой ситуации могут стать самодельные камни с заполнителем из полиэтиленовых пакетов и каркасом из арматурной сетки, их поверхность обмазывается слоем цементного раствора и после высыхания такой камень не отличается от природного.

Вода в японском саду

При устройстве водоема важно чувствовать баланс между размером, например, пруда и размером самого сада. Бурный водопад будет неуместно смотреться в маленьком садике и станет скорее источником беспокойства, чем настроит на спокойный лад.

Ни один японский ландшафтный сад не обходится без водоемов (как вариант могут использоваться «сухие водоемы»). Неплохо будет смотреться каскад небольших водопадов или простой ручей, но и статичные водоемы также широко распространены.

Особое внимание нужно обратить на следующие особенности:

  • береговую линию – для японских садов противопоказаны правильные округлые очертания. Лучше всего если берег будет изломан;
  • отражение зеркале воды – неплохим решением будет высадка растений на берегу, которые будут нависать над водой;
  • на дне озерца уместны будут крупные валуны;
  • если размеры позволяют, то в центре озерца обязателен небольшой остров, к которому должен вести изящный деревянный мост с берега.

Сухие водоемы

Японские парки и сады нередко обходятся без воды в привычном виде, в таком случае часто используются так называемые «сухие ручьи» или пруда. Основная задача дизайнера состоит в том, чтобы у зрителя сложилось впечатление, что вода исчезла буквально несколько часов назад и при следующем дожде водоем заполнится.

Для простейшего варианта сухого ручья инструкция выглядит так:

  • формируется русло. Для этого снимается дерн и в земле делается углубление;
  • русло выкладывается галькой (можно использовать и другие материалы, например, гранит);
  • на берегах высаживаются растения, которые обычно растут у водоемов;

Обратите внимание!
Пару растений можно посадить и в самом русле ручья.

  • допускается устройство небольших мостиков.

Дорожки и растительность в саду

При организации дорожек в саду следует избегать длинных прямых участков, но и частые резкие переломы будут лишними. Дорожка должна плавно изгибаться и, проходя по ней, человек должен увидеть все потаенные уголки.

Что касается внешнего вида, то не следует придерживаться правильных форм, то есть тротуарная плита не подойдет. Оптимальный вариант – крупные камни с плоской поверхностью, если на них будут заметны следы выветривания, это только пойдет на пользу. По краям такие крупные камни можно украсить мхом, вариантов много, причем цена такой дорожки будет даже меньше, чем из обычной плитки.

Камни можно назвать основой (скелетом) сада, но без растений (без плоти) любой сад будет смотреться пустовато. Но подойдет далеко не каждый вид растительности, если в обычном саду яркие пятна только идут на пользу, то при оформлении в японском стиле цветовая гамма должна быть более спокойной.

Чаще всего используются вечнозеленые виды, которые важны в первую очередь тем, что позволяют создавать интересные формы, сохраняющиеся круглый год. Да и вечная зелень наталкивает на размышления о вечном.

Что же касается конкретных видов, то могут использоваться такие растения для японского сада в России:

  • японские клены (на зиму придется тщательно утеплить), допускается использование других видов кленов;

  • хвойные растения – речь идет о разных видах сосен;
  • бамбук используется редко, в России упомянуть можно разве что сазу – небольшой бамбук, который в теплое время вырастет максимум до 1,5 м;
  • из кустарников отметить можно азалии, рододендроны, бересклет;
  • из многолетников подойдут ирисы и хризантемы;

  • папоротники и мох также часто используются при оформлении.

Обратите внимание!
При выборе растения для японского сада нужно учитывать климат России.
Часть из них не переносят сильные морозы.

Подведение итогов

Японский сад – отличное место не только для простого отдыха, но и для размышлений о вечном. Это место настраивает на спокойный лад и заставляет мысли течь плавно и размеренно как воды глубокой реки.

Несмотря на внешнюю простоту при оформлении нужно учитывать массу нюансов, информация в этой статье поможет разобраться в этом вопросе.На видео в этой статье рассмотрены основные нюансы оформления сада в японском стиле.




Просмотров