Восточные славяне. Восточные славяне в VII - VIII вв

Восточные славяне – большая группа родственных народов, которая на сегодняшний день насчитывает боле 300 миллионов человек. История формирования этих народностей, их традиции, вера, отношение с другими государствами это важные моменты в истории, поскольку они отвечают на вопрос, как в древности появились наши предки.

Происхождение

Вопрос происхождения восточных славян интересен. Это наши с вами история и наши с вами предки, первые упоминания о которых датируются началом нашей эры. Если говорить об археологических раскопках, то ученые находят артефакты, указывающие, что народность начала формироваться еще до нашей эры.

Все славянские языки относятся к единой индоевропейской группе. Ее представители выделились как народность примерно в 8-ом тысячелетии до нашей эры. Обитали предки восточных славян (и многих других народов) у берегов Каспийского моря. Примерно во 2-ом тысячелетии до нашей эры индоевропейская группа распалась на 3-и народности:

  • Прогерманцы (германцы, кельты, романы). Заполнили Западную и Южную Европу.
  • Балтославяне. Селились между Вислой и Днепром.
  • Иранские и индийские народы. Расселились по территории Азии.

Примерно в 5-ом веке до нашей эры Балотославяне разделяются на Балтов и Славян, уже в 5- веке нашей эры славяне, если кратко, делятся на восточных (восточная Европа), западных (центральная Европа) и южных (Балканский полуостров).

На сегодняшний день к восточным славянам относятся: русские, белорусы и украинцы.

Вторжение племен гуннов на территорию Причерноморья в 4 веке уничтожило государство греческое и скифское. Многие историки называют этот факт первопричиной будущего создания древнего государства восточными славянами.

Историческая справка

Расселение

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий, и как происходило их расселение в целом. Существует 2-е основные теории появления восточных славян в восточной Европе:

  • Автохтонная. Предполагает, что славянский этнос изначально был сформирован на восточно-европейской равнине. Теорию выдвинул историк Б. Рыбаков. Существенных аргументов в ее пользу нет.
  • Миграционная. Предполагает, что славяне мигрировали из других регионов. Соловьев и Ключевский утверждали, что миграция были из территории Дуная. Ломоносов говорил о миграции из Балтийской территории. Также есть теория миграция из регионов восточной Европы.

Примерно в 6-7 веках восточные славяне заселили территорию Восточной Европы. Они расселились на территории от Ладоги и Ладожского озера на Севере и до черноморского побережья на юге, от Карпатских гор на Западе до поволжских территорий на Востоке.

На этой территории проживало 13-ть племен. Некоторые источники говорят о 15-ти племенах, но исторического подтверждения эти данные не находят. Восточные славяне в древности состояли из 13 племен: вятичи, радимичи, поляне, полочане, волыняне, ильмене, дреговичи, древляне, уличи, тиверцы, северяне, кривичи, дулебы.

Специфика расселения восточных славян на восточно-европейской равнине:

  • Географические. Нет естественных преград, что облегчало передвижение.
  • Этнический. На территории проживало и мигрировало большое количество людей с разным этническим составом.
  • Коммуникабельность. Славяне селились вблизи плене и союзов, которые могли оказывать влияние на древнее государство, но с другой стороны могли делиться и своей культурой.

Карта расселения восточных славян в древности


Племена

Основные племена восточных славян в древности представлены ниже.

Поляне . Самое многочисленное племя, силившееся у берегов Днепра, южнее Киева. Именно поляне стали стоком формирования древнерусского государства. По данным летописи в 944 году они перестали называть себя полянами, а стали использовать название Русь.

Словене ильменские . Самое северное племя, которое селилось вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера. По данным арабских источников именно ильмени вместе с кривичами образовали первое государство – Славия.

Кривичи . Селились севернее Западной Двины и в верховьях Волги. Главные города – Полоцк и Смоленск.

Полочане . Селились южнее Западной Двины. Незначительный племенной союз, который не сыграл важной роли в том, чтобы восточные славяне образовали государство.

Дреговичи . Жили между верховьем Немана и Днепром. В основном селились вдоль реки Припять. О данном племени известно только то, что они имели собственное княжество, главным городом которого был Туров.

Древляне . Селились южнее реки Припять. Главным городом этого племени был Искоростень.


Волыняне . Селились.жнее древлян в истоках Вислы.

Белые хорваты . Самое западное племя, которое располагалось между реками Днестр и Висла.

Дулебы . Находились восточнее белых хорватов. Одно из слабейших племен, которое просуществовало недолго. Добровольно вошли в состав русского государства, предварительно распавшись на бужан и волынян.

Тиверцы . Занимали территорию между Прутом и Днестром.

Угличи . Селились между Днестром и Южным Бугом.

Северяне . В основном занимали территорию, прилагающую к реке Десна. Центром племени был город Чернигов. В дальнейшем на это территории образовалось сразу несколько городов, которые известны и сегодня, например, Брянск.

Радимичи . Селились между Днепром и Десной. В 885 году были присоединены к древнерусскому государству.

Вятичи . Находились вдоль истоков Оки и Дона. Согласно летописи предком этого племени был легендарный Вятко. При этом уже в 14 веке никаких упоминаний про вятичей в летописях нет.

Племенные союзы

У восточных славян было 3-и сильных племенных союза: Славия, Куявия и Артания.


В отношениях с другими племенами и странами восточные славяне осуществляли попытки захвата набеги (обоюдные) и торговли. В основном связи были с:

  • Византийская империя (набеги славян и обоюдная торговля)
  • Варяги (набеги варяг и обоюдная торговля).
  • Авары, Булгары и Хазары (набеги на славян и обоюдная торговля). Часто эти племена называют тюрскими или Тюрки.
  • Фино-угры (славяне пытались захватить их территорию).

Чем занимались

Восточные славяне главным образом занимались земледелием. Специфика их расселения обуславливала способы обработки земли. В южных регионах, а также в районе Днепра, господствовала черноземная почва. Здесь земля использовалась до 5 лет, после чего наступало ее истощение. Потом люди переходили к другому участку, а истощенный восстанавливался 25-30 лет. Такой метод земледелия называется переложной .

Северный и центральный район восточно-европейской равнины характеризовались большим количеством лесов. Поэтому древние славяне сначала вырубали лес, сжигали его, пеплом удобряли почву и только потом приступали к полевым работам. Такой участок был плодородным 2-3 года, после чего его оставляли и переходили к следующему. Такой способ земледелия называется подсечно-огневым .

Если пытаться кратко охарактеризовать основные виды деятельности восточных славян, то список будет следующим: земледелие, охота, рыболовство, бортничество (сбор меда).


Основная земледельческая культура у восточных славян в древности – просо. Шкурки куницы преимущественно использовались восточными славянами в качестве денег. Большое внимание уделялось развитию ремесел.

Верования

Верования древних славян называют язычеством, потому что происходило поклонение множеству богов. Главным образом божества ассоциировались с природными явлениями. Практически каждому явлению или важной составляющей жизни, которую исповедовали восточные славяне, соответствовал определенный бог. Например:

  • Перун – бог молнии
  • Ярило – бог солнца
  • Стрибог – бог ветра
  • Волос (Велес) – покровитель скотоводов
  • Мокошь (Макошь) – богиня плодородия
  • И так далее

Древние славяне не строили храмов. Они страивали обряды в рощах, на полянах, у каменных идолов и в других местах. Обращает на себя внимание факт того, что практически весь сказочный фольклор в плане мистики относится именно к изучаемой эпохе. В частности восточные славяне верили в лешего, домового, русалок, водяного и других.

Как в язычестве отразились занятия славян? Именно язычество, в основе которого лежало преклонение перед стихией и элементами, влияющими на плодородие, сформировало отношение славян к земледелию, как к основному образу жизни.

Общественный уклад


План ответа: 1) происхождение славян; 2) письменные источ-ники о восточных славянах; 3) территория расселения; 4) хо-зяйственный и общественный строй; 5) религиозные верова-ния; 6) отношения с другими племенами и народами; 7) предпосылки образования государства.

Славяне относятся к индоевропейской семье народов. Их предки заселяли огромные пространства Евразии. Территорией расселения славянских племен первоначально были центрально- и восточноевропейские земли, а естественными границами - реки Одер на западе, Днепр - на востоке, побережье Балтики - на севере, Карпаты - на юге.

Значительный рост численности славян привел к их миграции в VI веке. Другой причиной перемещения славян стало начавшееся у них социальное расслоение, появление знати, которой во всевозрастающих количествах требовалась земля.

Основу хозяйственной жизни восточных славян составляли земледелие, оседлое скотоводство, охота, рыболовство. Из сельскохозяйственных культур возделывали пшеницу, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиху, коноплю. Почву обрабатывали первоначально с помощью мотыги и сохи. Урожай убирали серпом. Применение плуга с железным лемехом позволило значительно увеличить объемы производства, что привело к появлению излишков зерна и возможности применять наемную рабочую силу.

Религией восточных славян было язычество. Они обожествляли силы природы и поклонялись им. Богом неба и огня почитали Сварога, богом грозы - Перуна, скота - Велеса. В честь богов проводили обряды жертвоприношения.

Родовую общину вскоре сменила соседская, в основе которой лежали не родственные, а хозяйственные связи. В VI-VIII вв. у восточных славян происходил процесс формирования первых племенных военных союзов во главе с вождями (князьями). Стремясь к усилению своей власти над свободными общинниками, князья облагали их данью. Необходимость сбора дани объяснялась интересами содержания военной дружины, гарантирующей мирный труд общинников. Наряду с этим шел процесс формирования нового господствующего сословия - крупных собственников земли: близкие князю люди из его дружины, а также представители родовой знати занимали плодородные земли, прежде принадлежавшие общине. Вместе с тем в условиях укрепления княжеской власти сохранялась относительная самостоятельность общинников, а также такие элементы военной демократии, как вече, кровная месть и др.

Все это создавало объективные условия для формирования Древнерусского государства.

Предыдущие статьи:

Славянские древности V-VII вн. известны на обширной территории Средней и Восточной Европы - от Ольбы на западе до Днепра н Волхова па востоке и от побережья Балтийского моря па севере до Балканского полуострова и Пелопоннеса па юге. Важнейшими этнографическими признаками культуры славян того времени являются лепная глиняная посуда, домостроительство п погребальная обрядность. Именно но этим признакам славянские древности отчетливо выделяются среди синхронных, оставленных другими европейскими этноязыковыми группами - германской, балтской, фракийской, тюркской, фишю- угорской.

Эти же элементы существенны и для дифференциации славянских древностей па отдельные куль- турно-племеппыо группы. Материальная культура славян того времени уже не была единой. Расселившись на обширнейших пространствах, славяне при взаимодействии с иноплеменным населением в культурном отношении дифференцировались па несколько локальных групп.

На основании археологических материалов V- VII вв. выделяются три крупные группировки славянства (Седов В. В., 1979. с. 101-143).

Первая характеризуется пражско-корчакской керамикой, подробное описание которой дано ниже, наземными срубпыми домами с типично славянским интерьером, а также захоронениями по обряду кремации умерших в грунтовых могильниках. В VI - VII вв. появляются первые курганные захоропепня, которые весьма постепенно приобретают господствующее положение, вытесняя грунтовые трутюсож- жеттпя. Эта группировка славян расселилась па широкой территории от верхней Эльбы па западе до Прштятского Полесья на востоке, включая верхние и средине течения Вислы и Одры.

Более южные регионы славянского мира (лесостепные земли междуречья Днепра и Дуная, Среднее и Нижнее Подунавье и Балканский полуостров) принадлежали второй группировке, которой свойственны нра"жско-пеньковская керамика и полуземля- почпые жилища. Здесь также господствовали захоронения по обряду кремации, по наряду с пи.мн рано появились трупоположепня. Обычай сооружать курганы здесь не был известен, захоропепня совершались в грунтовых могильниках.

В северо-западной части славянской территории раннего средневековья отчетливо выделяется третья группировка, для которой характерны своеобразная керамика суковского, дзедзицкого и других типов и наземное домостроительство. Северо-западная группировка обособляется и по погребальной сбрядпости. Вплоть до начала X в. здесь был распространен обряд трупооожжеппя с захоронениями, тте фиксируемыми археологическими методами (разбрасывание остатков кремации па поверхности земли).

Эти три группировки славянства середины I тысячелетия п. э., нужно полагать, отражают диалект- по-племепное членение па последней стадии прасла- вяпского языка. Славяне в то время еще говорили на общеславянском языке, однако не были монолитными в языковом отношении. Как свидетельствуют языковые материалы, праславянский язык в начале средневековой эпохи уже дифференцировался на диалекты, и это деление было достаточно глубоким (Берн- штейн С. Б., 1961, с. 66-81). VI-VII веками завершается последний период праславяпской истории. В результате широкого расселения славян создались условия для распада единого славянского языка и формирования отдельных самостоятельных языков славян (Филин Ф. П., 1962, с. 110). Распад общеславянского единства был весьма сложным процессом, состоявшим не только в членении славянской территории, по и в сложных миграционных перегруппировках различных праславяпских племен. Диалектно- племенное деление праславян па поздней стадии их истории никак нельзя связывать с позднейшей трех- частной дифференциацией славянства.

В Восточной Европе, там, гле но свидетельству Повести временных лет расселились восточнославянские племена, для начала раннего средневековья (V-VII вв.) по материалам археологии выделяется семь крупных культурных группировок: культура пражско-корчакского типа, культура пражско-нень- ковского облика, древности колочинского тнпа, ту- шемлииско-банцеровская и мощинская культуры, древности, представленные длинными курганами и сопками (карта 1). Носители этих культур непосредственно или в качестве субстрата припяли самое активное участие в генезисе восточнославянского населения.

Если в письменных источниках венеды оставили о себе память в виде нескольких не очень ясных строк, то с течением времени число их увеличивается, сведения о славянах становятся все более богатыми и отчетливыми. И объясняется это обстоятельство тем, что славяне были вовлечены в великое переселение народов, подошли к границам Восточно-Римской империи, сокрушили и прорвали ее оборонительные линии, вторглись на территорию Византии и в короткий срок, ославянив ее, вышли к берегам Черного, Адриатического и Эгейского морей. Византия потому заговорила о славянах, что с ними ей пришлось сражаться и заключать союзы, приглашать к себе на службу и поселять на своих землях, уступать им целые области и отражать их обычное право в своем законодательстве.

Настала пора, и славянские поселения появились в Пелопоннесе, проникли в северную часть Апеннинского полуострова и в Малую Азию и побудили византийского императора Константина Багрянородного (Хв.) с грустью констатировать, что вся страна ославянилась. В этом грандиозном процессе переселений и передвижений славян приняли участие и славяне Восточной Европы.

Что же говорят о них источники?

«У левого их (Карпат.- В. М.) склона, спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами. Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра, а на север до Висклы; вместо городов у них болота и леса. Анты же - сильнейшие из обоих (племен)-распространяются от Данастра до Данапра, там где Понтийское море образует излучину; эти реки удалены одна от другой на расстояние многих переходов»1. Так говорит о венедах, славянах и антах писатель VI в., историк восточных германцев-готов Иордан.

Где были земли славян и антов. О расселении славян и антов

Иордан определяет границы этих земель: от Приду- найской низменности до Днестра и Днепра, а на севере до Вислы. Славяне и анты - прямые потомки древних венедов.

Кстати _ отметим, что в названии склавены к-вставка в греческом языке, неизвестная ни в языке самих славян, ни в языках тех, кто со славянами сталкивался непосредственно. Так, у германцев - славянин (slav, slave). У тех же народов, которые познакомились со славянами через греков, в названии славян всюду встречается к (sclavos)2. Арабы называли славян сакалиба.

Другой писатель VI в. Прокопий Кесарийский говорит о славянах и антах, «которые имеют свои жилища по ту сторону Дуная, недалеко от его берега», «живут по Истру»3. Он же указывает, что далее на север ог них4 занимают место «бесчисленные племена антов»5.

О расселении славян и антов вплоть до низовьев Дуная сообщает и третий источник того же VI в. Имеется в виду «Стратегикон», приписываемый обычно императору Маврикию. В той части «Стратегикона», где речь идёт о славянах и антах, указывается, что «их реки вливаются в Дунай»6.

Повествуя о военных столкновениях готов с антами в IV в., Иордан все события связывает со Средним или Нижним Поднепровьем7. Следовательно, писатели VI в. именуют антами славян, живших на востоке Европы от Днестра до Днепра.

Всех ли славян Восточной Европы они называют антами?

Судя по тому, что их интересовали только те славяне, с которыми сталкивались византийцы или готы, антами именовались тогда только славяне, занимавшие юго-запад Восточной Европы. К западу от Днестра обитали ничем или почти ничем не отличавшиеся от антов славяне, называвшиеся «своим именем». Кто жил в лесах, как жили славяне более северных земель, византийцы не знали и не могли знать. Их интересовали только те славяне и анты, силу ударов которых испытала на себе Византийская империя.

Кем были анты?

Иордан указывает, что те, кто некогда именовался венедами, теперь называются венедами, славянами и антами. Он добавляет, что «эти (венеты),-как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, именно при перечислении племен,- происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов и склавенов»8.

Нет никаких сомнений в том, что Иордан отчетливо представлял себе происхождение современного ему славянского мира и его деление, имевшее место в те времена. В отличие от ряда своих современников - Прокопия Кесарийского, Менандра, Феофилакта Симокатта, не знавших венедов, Иордан располагал хорошей информацией и мог проследить историческое развитие и корни всех ветвей славянства. Иордану вторит Прокопий. Говоря об общности языка и обычаев славян и антов, он подчеркивает, что «некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами («рассеянными»), думаю, потому, что они жили, занимая страну «спораден», «рассеянно», отдельными поселками»9.

Мы еще вернемся к этому очень интересному месту в «Войне с готами», к этимологическим упражнениям Прокопия, но сейчас для нас важно отметить, что он считает необходимым вести славян и антов от одного корня, от одного предка и подчеркивает их чрезвычайную близость друг другу.

«У тех и у других один и тот же язык... И по внешнему виду они не отличаются друг от друга...» «И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы...»,- сообщает Прокопий о славянах и антах 10. «Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам...»,- читаем мы в «Стратегиконе» и.

Итак, не может быть сомнений в том, что деление славян VI в. на склавинов (греческая форма именования славян) и актов является отнюдь не этническим расчленением,- славянский мир еще един, и лишь намечаются некоторые особенности, приведшие со временем к выделению из общего славянского мира славян западных, южных и восточных. Поэтому по отношению к началу интенсивных славянских передвижений, переселений и расселений следует говорить не о восточных или западных славянах, а о славянах, живущих к западу ог Днестра, и славянах, живущих к востоку от него, славянах Восточной Европы.

Что же касается названия славян и антов по Проко- пию Кесарийскому спорами, то, видимо, он пытался осмыслить какое-то слово, звучащее так, что у него оно могло превратиться в спорое. Это, как ему казалось, вполне соответствует смысловому значению этого слова в греческом языке, где оно означает рассеянно, рассеянные. То, что было известно об антах и славянах Проко- пию, да и не ему одному, казалось бы, подтверждало его комментарии. Так как они живут «рассеянно», «то и земли им надо занимать много»12.

По Тациту, венеды совершают «разбойничьи набеги» на огромном пространстве от феннов до сарматов. В «Стратегиконе» об антах и славянах говорится, что они «ведут жизнь бродячую»13.

Видимо, передвижения, расселения и переселения венедов и их потомков -славян и антов, охватившие огромную территорию, а также малолюдность их поселков, большие расстояния между ними, что вполне естественно, если учесть непрерывное расширение в те времена области расселения славян, и создали такое представление у Прокопия. Возможно, что наименование сербы, сорбы, широко распространенное в разных местах славянского мира в те времена и позже и сходное по звучанию со споры, послужило основой для подобного рода догадок Прокопия.

Откуда произошло название анты, и было ли оно самонаименованием?

Сами себя антами славяне Восточной Европы не называли. Термин ант в славянских языках времен славянских письменных источников отсутствует. Кроме того, нельзя не обратить внимания на исчезновение с 602 г. названия антов в византийских источниках. Это может быть объяснено тем, что в жизни антов произошел какой-то перелом. Им был разгром, учиненный тюрками- аварами, «обрами» «Повести временных лет», антам, не раз выступавшим и в качестве союзников аваров, а в тюркских языках ант означало союзник, «принесший клятву верности». Не стало аваров, они «погибоша аки обры», не стало и их «союзных» славян, носивших это тюркское название. Причем союз этот был вынужденным и далеко не равноправным. Авары «примучили» славян и вынудили их принести присягу («роту») и таким образом стать антами. Быть может, в такое положение попала какая-то часть славян еще раньше, во времена гуннского нашествия. Термин ант примерно в этом значении встречается в тюркских, монгольских, алтайских языках, а гунны говорили на каком-то древнем тюркском языке 14.

После того как авары - «обры» - исчезли без «наследия», подчиненные им славяне стали выступать под другими, своими именами. Имя славяне являлось, несомненно, самоназванием славян. Причем им назывался то весь славянский мир, то какая-то часть его, обычно занимавшая окраины славянской территории (словене ильменские, словаки, словенцы, словинцы на побережье Балтийского моря).

Как произошло название славяне (древнее словене)? Что оно обозначало?

Происхождение самоназвания славян уходит в такую даль веков, которая исключает возможность точного и единственного ответа на этот вопрос. Существует много различных предположений о происхождении наименования словене. Словен или славян производят от слово, т. е. говорящие, владеющие языком, в отличие от неумеющих говорить, немых, немцев; от славы в значении почетный, выдающийся; от местности, в названии которой имелся корень слов или слав (по аналогии с русскими волжанами или волгарями, уральцами, поморами, сибиряками). Предполагают, что в глубокой древности слав означало просто народ, племя. Аналогии имеются в кельтских языках, где slougas, sloug означает народ, община, в ряде других языков, как, например, корякском, чукотском, камчадальском, эскимосском, где самоназвания нымылан, лоуроветлан, ительмен, иннуит буквально означают настоящие люди, люди. Существует еще много гипотез о происхождении названия славян, но вряд ли на данном уровне развития науки можно будет одну из гипотез, и только одну, признать единственно правильной. Важно отметить наличие у славян этнонима, т. е. общего наименования - славяне. Следовательно, сознание единства всех славян восходит к очень далекому прошлому. Нельзя не отметить, что соседи славян - балты и германцы такого общего этнонима не знали 15.

Если о венедах мы располагаем лишь отрывочными сведениями и писатели древности ничего не говорят об их хозяйстве, социальном строе, то иначе обстоит дело со сведениями об антах. Политические события времен великого переселения и расселения славян вынудили Византию заинтересоваться славянами и антами. Анты - земледельцы. «У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, особенно проса и пшеницы»,- сообщает «Стратегикон» 16. «Вместо городов у них болота и леса»,- пишет о славянах и антах Иордан 17. «Они селятся в лесах, у неудобнопроходимых рек, болот и озер, устраивая в своих жилищах (поселениях.- В. М.) много выходов вследствии случающихся с ними, что естественно, опасностей»,- продолжает автор «Стратегикона».

Его рассказ дополняет Прокопий Кесарийский: «Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места - жительства» 18. Это подтверждает «Стратегикон», сообщающий о славянах и антах, что они «ведут жизнь бродячую»19.

Как примирить указания на «бродячую жизнь» славян и антов, на постоянную смену «мест жительства» славян и антов, напоминающую «разбойничьи набеги» венедов на земли от феннов до сарматов, с их оседлым земледелием и скотоводством?

С тех времен, как они под названием венедов появились в письменных источниках, славяне находились в состоянии постоянного и непрерывного расселения. Поэтому они жили «рассеянно» («спораден»), «на большом расстоянии друг от друга», и так как «часто меняли места жительства», то византийцам казалось, что они «ведут жизнь бродячую». Славянские полуземлянки, служившие жилищем для славян и антов, а они, как сообщает «Стратегикон», «сходны по своему образу жизни, по своим нравам», что подтверждает и Прокопий, указывающий, что у антов и славян «вся жизнь и законы одинаковы», византийцам казались «жалкими хижинами».

Славяне и анты представляют собой отнюдь не народ, а совокупность «бесчисленных племен». «Эти племена, славяне и анты,- сообщает Прокопий Кесарий- ский,- не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим»20. У них не г «единого начальника», и «так как между ними нет единомыслия, то они не собираются вместе, а если и соберутся, то решенное ими тотчас же нарушают другие, так как все они враждебны друг другу и при этом никто не хочет уступать другому»21.

Множество мелких племен, то объединявшихся, то враждовавших друг с другом, что, конечно, ослабляло славян в их борьбе с Византией и аварами,- вот что представлял собой мир антов и славян во времена Прокопия Кесарийского, Маврикия Стратега и Иордана.

Анты, по свидетельству Прокопия, «рассуждают сообща обо всем, что для них полезно или вредно». Речь идет, по-видимому, о сходках родов или племен, о родовых и племенных вечевых собраниях. Но объединения племен не прочны. Они то складываются, то рассыпаются. Союзы племен, формирующиеся по взаимной договоренности на межплеменных сходах, недолговечны и непостоянны. Анты не признают над собой власти ни иноземцев, ни соплеменников, и лишь на время интересы обороны или совместных военных походов заставляют их объединиться под властью одного вождя. Многочисленность предводителей у антов, которых «Стратегикон» называет «риксами», а Феофилакт Симокатта - «рекса- ми», заявляя, что «так варвары называют на своем языке» вождей, десятки «вельмож», о которых говорит Иордан, давала возможность византийцам подкупать некоторых из них и этим самым усиливать среди них вражду и препятствовать им стать «под-власть одного вождя»22. Правда, в середине VI в. анты были объединены под властью одной семьи антов. Менандр знает отца - Идара, его сыновей Межамира и Келагаста. Их авторитет, власть и могущество дали возможность Межа"миру Идаричу держать себя в ставке аварского кагана гордо и независимо23. Они свободолюбивы, и «их никоим образом нельзя-склонить к рабству или подчинению»24.

Антам присуще исключительное гостеприимство и радушие к иноземцам. У них существует кровная месть, и она распространяется на иноземцев. Если ант примет у себя чужестранца, то он охраняет его и в дальнейшем пути, а если кто-либо из антов причинит ему какой-либо ущерб, нанесет какую-либо обиду, то первый ант будет мстить обидчику за иноземца25. У антов существует собственность. «Необходимые для них веши они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют»,- читаем мы в «Стратегиконе». Появление самого понятия лишнее, т. е. не представляющее предмет первой необходимости, является свидетельством накопления богатства. А так как оно возбуждает зависть и агрессивность, то его доверяют тайникам, земле, боясь выставить открыто. Войны и набеги на Византию, во время которых славяне и анты взимали денежные контрибуции, захватывали много добычи и уводили пленных, обогащали антов и в первую очередь их верхушку - «рексов», или «риксов»26. Об этом говорит Иоанн Эфесский, сообщающий, что в результате походов на Византию они стали богатыми, имеют много лошадей, оружия, золота и серебра27.

У антов существовало рабство, но оно очень отличалось от того рабства, которое имело место в Византии. Источником его являлся плен и только плен. Ант у анта рабом быть не мог. Ант, попавший в рабство в чужих краях, «придя в родные земли... в дальнейшем согласно закону будет уже свободным»28.

Но и пленный иноземеи, превращенный в раба, пребывает в таком состоянии у антов недолго. Срок рабства пленников-рабов ограничен определенным временем, а затем анты «предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или оставаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?»29.

Византийские источники о древних славянах

Византийцев поражали семейные отношения антов. «Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь»30. Это указание «Стратегикона» является свидетельством господства у антов прочной патриархальной семьи.

В византийских источниках мы находит отрывочные, но ценные сведения о религии антов. Они не верят в судьбу, но в трудную минуту обращаются к богу, и если спасутся, то приносят ему жертву, считая, что их долг перед богом исполнен. «Владыкой над всеми» анты считают бога, творца молний, в котором нетрудно усмотреть древнерусского бога Перуна. Ему они приносят в жертву быков «и совершают другие священные обряды». «Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят гадания»31.

И тут перед нами предстают языческие верования русских дохристианских времен, совершавших моления (жрущих) у воды, у кладезя, почитавших берегинь (русалок), упырей, покровителей Чура, Рода и Рожаниц и пр., и приносивших им жертвы.

Познавшие всю силу ударов славян и антов, византийцы, естественно, в первую очередь интересовались их военным искусством. Особенное внимание этим качествам славян и антов уделял автор «Стратегикона». Он сообщает, что славяне и анты «выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище». Они вооружены небольшими копьями (каждый воин имеет по два-три таких копья), луками и маленькими стрелами, отравленными сильнодействующим ядом. Отравленные стрелы широко применяли скифы, от которых, видимо, это оружие перешло к антам. У многих имеются прочные, но тяжелые щиты. Панцырей они не знали32.

Византийцы подчеркивали коренное различие между своим военным строем и военным искусством славян и антов. «Не имея над собой главы...- сообщает «Стра- тегикон»,-они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве»33. Такое суждение вполне понятно. У феодальной Византии была армия, прошедшая многовековой путь развития, строившаяся на определенных принципах, подчинявшаяся сложившимся правилам, придерживавшаяся определенной тактики, стратегии, военной доктрины. Славяне и анты были вооруженным народом. Поэтому, естественно, они предпочитали сражаться в лесах, теснинах, оврагах, «пользоваться (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью изобретая много (разнообразных) способов» («Стратегикон») ведения боя. Славяне и анты не любят сражаться «на открытых и ровных местах», «они умеют отлично сражаться» в лесах и «среди теснин» («Стратегикон»). «Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей» («Стратегикон»). Застигнутые врасплох, анты укрывались в камышах и, опустившись на дно у берега реки или озера, дышали через выдолбленные камышины, мужественно часами выдерживая пребывание в воде и укрываясь от глаз врага34.

Нет никакого сомнения в том, что в византийских источниках VI в.- а уж кто, как не византийцы, интересовался воинскими качествами славян и антов - они выступают как вооруженный народ. Анты не знали ни дружин «риксов», ни дружинной организации как военно-политической силы, стоявшей над народом. Единственное деление среди этого вооруженного народа - это деление возрастное: на старших по возр-асту и уже по этому одному более опытных, искушенных в битвах, и молодежь. Деление это дожило до времен Киевской Руси, когда существовала передняя, отня (отцовская), старшая дружина и дружина молодшая: детские, отроки, юные (уные), паробки; причем сами термины старшая, молодшая в ту пору, как правило, означали уже социальное членение, хотя восходили ко временам антов, когда знаменовали деление лишь возрастное. Так начался боевой путь антов и славян в борьбе с Византией, о котором говорят писатели VI в.

В непрерывных походах и войнах «грубые варвары»- славяне и анты, шедшие в бой с «ремеями» (византийцами), в начале своих вторжений в Византию с простым оружием, без «военного строя» научились военному искусству у своих же противников, вооружились их же оружием, и настала пора, когда «благодаря своей доблести» (Прокопий) анты, «сильнейшие из обоих (племен)» (Иордан), «научились вести войну лучше, чем римляне» (Иоанн Эфесский)35. Немудрено, что они стали богаты, имеют золото и серебро, «табуны коней и много оружия» (Иоанн Эфесский).

Византийские источники, хоть и очень скупо, но все же говорят об одежде, о внешности славян и антов. В бой они идут в рубашках и шароварах, но «иные не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах»36. «Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый, и не совсем черный, но все они тёмнокрасные (русые.- В. Л1)»37. «Образ жизни у них грубый, без всяких удобств... но-по существу они не плохие и совсем не злобные»,- заключает свою характеристику славян и антов Прокопий Кесарийский38. В «Стратегиконе» славяне выступают тоже как «желтый народ», т. е. русый, светловолосый. Интересно отметить, что Ибрагим ибн-Иакуб (X в.), как и все арабы, называвший славян «сакалибами», что означает «светловолосые», пишет: «Интересно, что жители Чехии смуглые». Следовательно, в его представлении все славяне светловолосы, и смуглые жители Чехии, тоже славяне, его удивили. Феофилакт Симокатта пишет о трех славянах с берегов «Западного океана», что они были рослы, стройны, красивы39.

Каким был социальный строй у антов в 6-7 веках. Каковы общественные отношения, которые рисуют византийские источники?

Вооруженный народ, народоправство, собрания племен и их союзы, патриархальное гостеприимство и патриархальное рабство, накопление богатств в результате войн - все это свидетельствует о том, что общественный строй антов следует охарактеризовать как развивающуюся из родового строя «военную демократию». «Военную» «потому, что война и организация для войны теперь становятся нормальными функциями народной жизни» (Ф. Энгельс), «демократией» потому, что перед нами вооруженный народ, управляющийся народным собранием, советом старейшин - «риксов», еще не, знающий не только власти, противопоставляющей себя народу, но даже органически отделенной от него.

Обратимся к археологии. В отличие от предыдущей главы, в которой мы указывали на чрезвычайную сложность причисления тех или иных культур к славянским, определения той или иной культуры как прото- и пра- славянской, археологическая культура славян VI- VII вв., времен антов, теперь нам хорошо известна, хотя еше не так давно мы терялись среди множества определений и предположений, выдвинутых археологами.

В последние годы труды советских археологов и их коллег из Польши, Чехословакии, Болгарии, Румынии значительно продвинули вперед изучение славянских древностей той поры. В результате этих исследований было установлено определенное единство культуры славян VI-VII вв. на всей территории, занимаемой славянами и актами. Этой областью единства материальной культуры славян (с учетом, конечно, местных особенностей их археологической культуры) явилась обширная территория, охватывающая Днепровское Право- и Левобережье, Подесенье, Посемье, верхнюю Оку, Припять, Полесье, Поднестровье, Западный Буг, Восточную и Южную Польшу, Придунайскую Болгарию, Восточную Румынию (Прут, Серет, Нижний Дунай), Чехословакию от границы с СССР до Южной Моравии (так называемая «культура керамики пражского типа»). Это территория, которая определена как область обитания славян и антов в источниках VI-VII вв., территория древней славянской топонимики, которая непрерывно расширялась. Указывая на то, что в VI в. поступательное движение германцев приостановилось, Ф. Энгельс отмечает^ что речь идет об участии в великом переселении народов, именно германцев, «а не славян, которые и после них еще долгое время находились в движении»40. Ф. Энгельс подчеркивает, что это были подлинные переселения народов. Целые народности или по крайней мере значительные их части отправлялись в дорогу с женами и детьми, со всем своим имуществом.

Наличие одних и тех же племенных наименований в разных концах славянского мира - дулебы восточнославянские и чешские, севера или северяне на Дунае, в Польше (в верховьях Варты, северо-западнее Кракова) и на Левобережье Днепра (Северская Земля, Север- ская Украина, Северский Донец), поляне «ляшские-> и «русьские», хорваты карпатские и адриатические, дре- ване приэльбские и древляне Днепровского Правобережья, дреговичи Полесья, получившие свое наименование от его болот, «дрягв», и дреговичи в горах (!) Родопы на Балканах, кривичи верховьев Днепра и кривичи в Добрудже и т. д.- является свидетельством расселения славян в разных направлениях на определенной территории. Славяне продвигались, и довольно быстро, во всех направлениях: на юг, где они в VI-VII вв., форсировав Дунай, заселяют весь Балканский полуостров, появляются на островах Эгейского архипелага и Ионического моря, в Малой Азии; на запад, где в V-VI вв. переселяются на Лабу (Эльбу), а к IX в. южнее Гамбурга, в южной Дании, занимают Рану (Рюген), достигают низовьев Рейна, побережья Северного моря, поселяются даже в юго-восточной Англии. В IV-V вв. славяне переходят Карпаты, заселяют территории современном Чехословакии, Австрии, Баварии, Венгрии.

Как уже говорилось, посетивший ставку вождя гуннов Аттилы в Паннонии Приск Панийский сообщает, что гунны употребляли «мед» и «камос», а по покойнику справляли «страву». Мед и страва - славянские слова. Они свидетельствуют о том, что в V в. в Паннонии среди гуннов были славяне41.

Уже в первые века нашей эры в Дакии и Паннонии встречается явно славянская топонимика (Patissus - Потиссье, Pelso-Пелсо, Плесо, Bistra - Быстре, Быст- рице, Tsierna - Черная), славянское слово в надписях (dzoapan - жупан).

1. Основной теоретический материал

Прародина и происхождение славян

Первые письменные упоминания в источниках о славянах относятся к VI в. (готский историк Иордан, византийский писатель Прокопий Кесарийский).

Некоторые исследователи считают праславянами известные раннесредневековым авторам племена венедов, антов и склавинов .

Как и большинство европейских языков, славянские принадлежат к индоевропейской языковой семье, образуя самостоятельную группу. Археологическая культура, которую ученые, безусловно, связывают со славянами, называется Пражской (названа так по характерной лепной керамике, раскопанной близ г. Праги).

Вопрос о прародине славянского этноса остается дискуссионным. Большинство исследователей, опираясь на данные археологии и лингвистики, полагают, что прародиной славян были бассейны рек Дуная, Вислы и Одера.

Эпоха Великого переселения народов (IV–VII вв. н. э.) затронула и часть славянских племен. В VI–VII вв. происходит разделение ранее единого славянского этноса на три основные группы:

· западную;

· южную;

· восточную .

Последнюю образовали славянские племена, заселившие в данный период территорию Восточно-Европейской равнины. В процессе расселения восточные славяне ассимилировали аборигенные угро-финские и балтские племена.

Древнейший летописный источник – «Повесть временных лет» (начало XII в.) упоминает следующие восточнославянские союзы племен:

· поляне (среднее течение Днепра), древляне (в лесах южнее реки Припять);

· ильменские словене (бассейн реки Волхов и озера Ильмень);

· полочане (течение реки Полота);

· кривичи (верховья Днепра и Волги);

· дреговичи (болота между Припятью и Западной Двиной);

· северяне (бассейны рек Десна и Северский Донец),

· радимичи (междуречье Днепра и Десны);

· вятичи (верховья Оки и бассейн реки Москвы).

Сообщается также и об уличах, тиверцах, белых хорватах и волынянах, проживавших на юге и юго-западе Восточно-Европейской равнины.

Занятия восточных славян

Восточные славяне были оседлым народом, и основой их хозяйственной деятельности являлось земледелие. В VI–IX вв. они возделывали

1) рожь;

2) пшеницу;

3) просо;

4) гречиху;

5) овес и ячмень.

В лесных районах было распространено подсечное (подсечно-огневое) земледелие. Выжигался участок леса, удобренные золой земли, использовались в течение нескольких лет, а после истощения почвы на время забрасывались.

В степных районах доминировало переложное (сжигание трав), а с VIII в. пашенное земледелие .

Восточные славяне использовали двупольный севооборот , при котором земля разделялась на две части – яровой посев и пар. В лесостепной зоне в VIII–IX вв. начинает использоваться и трехполье , при котором одну часть поля занимают яровые посевы, вторую – озимые, а третья остается под паром.

Самыми распространенными орудиями земледельческого труда были:

1) борона-суковатка,

2) рало,

3) соха,

4) с VIII–IX вв . в лесостепной зоне начали применять плуг.

Большая часть Восточно-Европейской равнины относится к зоне рискованного земледелия, поэтому немаловажную роль в их хозяйстве играли: скотоводство (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, птица), охота, рыболовство и бортничество (сбор меда и воска диких пчел), т.е. промыслы.

Восточные славяне преимущественно вели натуральное хозяйство . Однако важным изменением в их жизни VIII–IX вв. явилось постепенное отделение ремесла от земледелия. Раньше всего обособляется обработка металлов и гончарное производство , затем появляются другие ремёсла – камнерезное, слесарное, бондарное, ювелирное и т.д. Ремесленники изготавливали из железа орудия труда и оружие. Владея приемами зерни, скани, эмали, они создавали замечательные украшения. Славяне были умельцами по обработке кости.

Внешняя торговля развивалась на Балтийско-Волжском пути, а также на известном пути «из варяг в греки», который соединял Северную Европу (варягов) с Византийской империей (греками). Продавали: пушнину, меха, воск, мед, рабов. Покупали: ткани, вина, предметы роскоши.

Общественный строй восточных славян

В VI–IX вв. восточные славяне жили первобытно-общинным строем . Основной формой социальной организации долгое время являлась родовая община (род). Сородичи совместно трудились . Земля, скот, угодья, орудия труда находились в коллективном владении и пользовании.

С VIII в . в южных районах начинает складываться новая форма организации общества – соседская (территориальная) община . У восточных славян она называлась вервью. При сохранении коллективной собственности на землю и угодья, появляется индивидуальная (семейная) запашка . В индивидуальное владение и пользование переходят орудия и результаты труда, а также скот.

Несколько соседских общин, расположенных поблизости друг от друга, обычно составляли племя, а племена, в свою очередь, объединялись в большие племенные союзы (поляне, вятичи, дреговичи и т.д.).

Административными центрами племенных союзов являлись укрепленные грады (у полян – Киев, у словен ильменских – Новгород, у полочан – Полоцк и т. д.).

Формирование соседской общины способствовало возникновению имущественного и социального неравенства. Постепенно начинает выделяться знать (нарочитая чадь). К ней можно отнести князей (военных предводителей), старейшин, волхвов (служителей языческих богов).

Важнейшие вопросы, затрагивающие интересы всего коллектива, решались на вече – собрании общинников (взрослых мужчин – воинов).

Существовало у восточных славян и патриархальное рабство . Они брали пленных для того, чтобы получить за них выкуп или продать в рабство. Если этого сделать не удавалось, то пленники отпускались на волю или оставались среди славян на положении свободных.

Общественный строй восточных славян VI–IX вв. историки называют «военной демократией».

Сведения о первых князьях содержатся в Повести Временных лет. Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда, не у всех, своих княжений. Так, в отношении полян им записана легенда о князьях, основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.

Более достоверными являются данные арабского энциклопедиста ал-Масуди (Х в.), который писал о том, что задолго до его времени у славян существовало политическое объединение, названное им Валинана. Скорее всего, речь идет о славянах-волынянах, (летописных дулебах), чей союз был сокрушен, согласно данным ПВЛ, аварским нашествием в VII в. В трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куявии, Славии, Артании . Первый некоторые отечественные историки связывают с Киевом, второй – с Новгородом или его более древним предшественником, местоположение Артании продолжает вызывать споры. Видимо, они представляли собой предгосударственные образования, включающие в себя по нескольку племенных союзов. Все эти местные княжения были мало друг с другом связаны и не могли противостоять мощным внешним силам: хазарам и варягам.

Жили славяне неукрепленными поселениями с жилищами-полуземлянками, или деревянными небольшими срубами, имеющими печи-каменки.

Соседи восточных славян

Основную часть территории Восточно-Европейской равнины до расселения славян (VI–VII вв.) занимали угро-финские (мещера, меря, весь, мурома, чудь, мордва, корела) и балтские (литва, жмудь, аукшайты, летьгола, пруссы и др.) племена.

Все они в указанный период жили в условиях первобытно-общинного строя , занимались земледелием, скотоводством, охотой, собирательством, рыбной ловлей. Большинство этих племен были постепенно ассимилированы славянами.

На востоке и юго-востоке славяне соседствовали с полукочевыми народами – волжскими булгарами и хазарами , у которых к тому времени уже сформировались государства (Волжская Булгария и Хазарский каганат).

Активное участие в жизни восточных славян принимали скандинавы, которых славяне называли варягами.

Важным экономическим и культурным партнером восточнославянских союзов племен была Византийская империя – мощнейшее государство раннего средневековья.

Язычество

Доминирующей религиозной формой у восточных славян до конца X вв. оставалось язычество (политеизм, многобожие). Славяне обожествляли силы природы, оказывающие непосредственное влияние на их жизнь и поклонялись Щуру и Роду – древним прародителям; рожаницам – богиням благополучия и плодородия.

К IX в . оформляется уже целый пантеон славянских языческих божеств (Сварог – бог небесного огня, Ярило – бог солнца; Стрибог – бог воздушной стихии; Велес или Волос – покровитель скота, а также музыки и песен; Мокошь – покровительница женщин, домашнего очага и хозяйства и др.). Особое место занимал бог грома и молнии Перун , превратившийся со временем в княжеско-дружинного бога войны. Своеобразными младшими божествами у восточных славян были домовые (духи предков – покровители жилища), лешие, водяные, навьи (русалки), кикиморы, упыри , шишиги и др. Славяне поклонялись также колодцам, камням и озёрам, рощам и отдельным деревьям (священному дубу). Богам приносили жертвы, иногда человеческие, в специально отведенных местах – капищах. В роли первосвященников часто выступали князья, но были и особые жрецы – волхвы и кудесники , которые молились и совершали различные обряды на капищах. На основе язычества у славян сложилось богатое устное народное творчество – песни, заклинания и заговоры, былины, пословицы и поговорки, загадки, сказки. До наших дней дошли некоторые языческие праздники и ритуалы, приуроченные к природным циклам: Масленица, Купала и др.


2. Основные даты

Даты

События

I тыс. до н.э.

Выделение из индоевропейских групп этноса, на основе которого впоследствии сформировались славяне.

Св. 700 тыс. лет назад

Проникновение человека в Восточную Европу.

Ок. 35–40 тыс. лет назад

Кроманьонец (современный человек) вытеснил в Европе неандертальца.

К 10 тыс. до н.э.

Умение добывать огонь.

4–3 тыс. лет до н.э.

Окончательное заселение Евразии.

Ок. 8–3 тыс. до н.э.

«Неолитическая революция».

Ок. 2–1 тыс. до н.э.

Образование языковых групп индоевропейской языковой семьи.

Х–VII в. до н.э.

Распространение железа в Европе.

VII–VI вв. до н.э.

Расцвет торговли и процветание греческих колоний.

IV в. до н.э.

Возникновение скифского государства.

IХ–Х вв.

Принятие Волжской Булгарией религии – ислам

VII в.

Образование Хазарского каганата.

Конец IV в.

Начало процесса Великого переселения народов.

VIII – середина IХ вв.

Начало экспансии норманнов.

VI–VIII вв.

Заселение славянами Восточно-Европейской равнины.


3. Основные понятия

Автохтонное население –к оренное население.

Бортничество –с обирательство дикого меда.

Варяги –п о одной из версий, – воины-дружинники из скандинавских стран, которых нередко именовали норманнами. Согласно другой версии, – выходцы с побережья Балтийского моря, родственные славянским племенам.

Варяжский путь («из варяг в греки») –о дно из названий важного водного пути, связавшего Северную Русь с югом. Путь возник в конце ХI в., наиболее важное значение имел в Х–ХI вв. Путь шел из Варяжского (Балтийского) моря по реке Волхов, по Ильменскому озеру, по реке Ловать, далее волоком к реке Днепр, по ней до Черного моря и далее вдоль морского берега до Византии.

Велес – п окровитель скотоводства и зранитель подземного мира предков. В дальнейшем стал олицетворять хозяйственную удачу, богатство и достаток.

Вервь – участок земли, отмеренный веревкой, община.

Вече –н ародное собрание.

Военная демократия –ф орма государственности на этапе разложения первобытного строя , когда возникает власть наследственного князя , опирающегося на военную силу своей дружины. Но эта власть ограничивалась остатками родовых отношений – вече.

Вождь –г лава племени.

«Вои» –м ужское население рода.

Волхвы –п ророки, предсказатели будущего, знахари, ближе простого смертного стоявшие к таинственным силам природы у древних славян, служители языческих богов.

Гривна, резана, куна, лисица, векша –д енежные единицы у славян.

Даждьбог –б ог солнца.

Дружинники –л юди, профессионально занятые военным делом, служившие князю и получившие от него материальное вознаграждение за службу.

Двуполье –с истема землевладения, когда часть поля засевается зерном, другая – отдыхает под паром. Название зерна у славян.

Идол –и зображение языческого божества в виде статуи, изваяния.

Каган – (о т тюркского «властелин») – титул главы государства у древних тюрко-язычных народов (авар, хазар, печенегов). С середины VI в. его носили правители Тюркского каганата. С конца VIII в. этот титул, наряду с княжеским, присваивали себе киевские князья, что символизировало их независимость от Хазарского каганата.

Капище –я зыческий храм у славян; место в храме, где приносились жертвы богам.

Князь –в оенный вождь.

Макошь – п окровительница женщин, домашнего очага.

Нарочитая чадь –з нать в племени.

Перелог –си стема земледелия, при которой степь выжигали, затем засевали, а после истощения – забрасывали.

Перун – б ог молний и грозы.

Полудница –д ух – покровительница отдыха селян в полуденный зной.

Праславяне –п редки славян.

Племя –с оюз родов, проживающий на одной территории.

Рало –д ревнее орудие труда у славян.

Род –к оллектив родственников.

Рожаницы –б огини плодородия.

Сварог – б ог неба.

Старейшина –у важаемый, опытный человек.

Страда –с езон сельскохозяйственных работ.

Стрибог –б ог ветра.

Трехполье –с истема земледелия, при которой одна часть поля отводится под озимые, другая – под яровые, третьи – отдыхают под паром.

Тризна –п оминальный пир.

Чур –б ожественный образ родовой общины.

Язычество –д охристианские и нехристианские религии, основанные на поклонении многим богам, связанным с явлениями природы. Термин «язычество» происходит из Нового завета, в котором под язычеством подразумевались народы или «языки», противопоставляемые первохристианским общинам.

Ярила –б ожество солнца, весны, плодородия и любви у восточных славян.


4. Основные схемы

1. Верования древних славян

Язычество – комплекс верований, представлений, обрядов, отражавший полнейшую зависимость людей от стихийных сил природы

Четыре этапа в развитии славянского язычества

I этап

Соответствовал эпохе каменного века. Славяне приносят жертвы «упырям» и «берегыням». Упыри – злые духи, вампиры, якобы нападающие на людей и сосущие их кровь. Либо это вредоносные покойники, умершие не своей смертью, не погребенные и потому мстящие живущим на земле. Упырям противостоят добрые духи – «берегыни»

II этап

При переходе от кочевого к оседлому образу жизни, с появлением земледелия, - зародился культ Рода и Рожаницы. Род – это творец всей Вселенной. Вместе с Родом выступали две Рожаницы – богини плодородия.

Постепенно многие функции Рода перешли в ведения бога Купала. Бог Ярило олицетворял пробуждающуюся весну. Купала рассматривался как плодотворящее божество лета. Весьма почитался славянами на этом этапе и бог Велев – покровитель скота и скотоводства. Считалось, что этот бог способствует накоплению богатств

III этап

В VII – I Х вв. складывается «божественная картина», где каждому богу есть свое место.

Сварог – властелин неба, бог огня, которому подчинялась вся Вселенная. У него несколько детей – Сварожичи.

Сварожич – бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела, а также ювелиров.

Дажьбог – сын Сварога, олицетворяющий собой Солнце. По славянским поверьям, Дажьбог живет далеко на востоке, в стране вечного лета. Каждое утро на своей светозарной колеснице он совершает свой бег над землей с востока.

Хорс – божество, близко стоящее к Дажьбогу.

Стрибог – бог ветра, бури, урагана и вообще всякой непогоды. Ему поклонялись люди, чья деятельность зависела от погодных условий: земледельцы, моряки, путники и т.д.

Мокошь – покровительница женщин, женского рукоделия и торговли

Просмотров