Вера православная - святые о болезнях. Откровения Марии


Преп. Амвросий Оптинский:

К службе церковной непременно должен ходить, а то болен будешь. Господь за это болезнью наказывает.

Бывает, что болезнь схватывает, чтобы пробудить душу заснувшую.

Как лекарство приносит пользу телу, так и болезнь - душе.

Болезнь избавляет от многих душевных страстей. Апостол Павел говорит: «...если внешний наш человек... тлеет, то внутренний... обновляется» (2 Кор. 4, 16).

Болезнь не несчастье, а поучение и Божие посещение; больного преподобного Серафима посетила Матерь Божия; и нас, если мы смиренно переносим болезнь, посещают Высшие Силы.

Здоровье есть дар Божий, - говорил прп. Серафим Саровский, - но не всегда бывает полезен этот дар: как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаждать грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставлять одуматься, сознавать свою немощь и вспоминать о Боге. Поэтому болезни нужны и нам, и нашим детям.

Когда же будут тебя беспокоить неудобства или болезненные страдания, или что-либо подобное, тогда старайся не упускать из памяти слова Св. Писания: «Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное».

Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения.

Пришел как-то к о. игумену Антонию один больной ногами и говорит: «Батюшка, у меня ноги болят, не могу класть поклоны, и это меня смущает». О. Антоний ответил ему: «Да уж в Писании сказано: "Сыне, даждь Ми сердце", а не нози».

Св. Феофан Затворник:

Господь для того и болезни посылает, чтобы помнить о смерти и от памяти перевесть к тому, чтобы болящий озаботился, наконец, и приготовлением к смерти.

Болезни наши большею частью происходят от грехов, почему лучшее средство к предупреждению и исцелению от них состоит в том, чтоб не грешить.

Бывает, что Бог болезнию укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы.

Страдания, если они озлобляют болящего, не преображая его, не давая благотворной реакции (исправления и благодарения) - только сугубое зло.

Все самые тяжкие скорби и несчастья переносятся людьми легче, чем тяжкие недуги телесные. Несомненный знаток в деле терзания, мучения людей - сатана - пред лицом Самого Бога засвидетельствовал, что телесные болезни невыносимее всех других несчастий, и что человек, мужественно и безропотно переносящий другие бедствия, может ослабеть в своем терпении и поколебаться в преданности Богу, подвергшись тяжкой болезни.

Многие болезни Господь исцеляет через врачей и другие средства. Но есть болезни, на излечение которых Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье.

Великий подвиг - терпеливо переносить болезни и среди них воссылать благодарственные песни Богу.

Старец заболевшему своему другу внушал: «Молиться надо чаще: "Господи! Даждь ми зде терпение, тамо отпущение"».

Однако же в те часы, в кои идет в церкви служба, лучше не лежать, а усесться на постели, прислонясь, если немощь одолевает, к стене, и так молиться умно и сердечно, с полным желанием и бодренностию духа.

Отец не даст детям камня вместо хлеба и змеи вместо рыбы. Если же естественный отец не делает так, тем более не станет так делать Отец Небесный. А прошения наши нередко походят на прошение змеи и камня. Нам кажется, что то хлеб и рыба, чего просим, а Отец Небесный видит, что просимое будет для нас камень или змея - и не дает просимого. Отец и мать изливают пред Богом теплые молитвы о сыне, да устроит ему лучшее, но вместе с тем выражают и то, что считают лучшим для своего сына, именно, чтобы был он жив, здоров и счастлив. Господь слышит молитву их и устраивает для сына их лучшее, только не по понятию просящих, а так, как оно есть на самом деле для сына их: посылает болезнь, от которой умирает сын. Для тех, у которых все кончается настоящею жизнью, это не услышание, а делание наперекор или предоставление лица, о котором молятся, его участи; для верующих же, что настоящая жизнь только приготовление к другой жизни, не может быть сомнения, что сын, о котором молились, заболел и умер именно потому, что услышана молитва и что для него лучше было отойти отсюда, чем оставаться тут. Скажешь: так на что же и молиться? Нет, не молиться нельзя, но в молитвах об определенных предметах всегда надо содержать в мысли условие: «Если, Господи, Сам Ты находишь это спасительным». Св. Исаак Сирианин и всякую молитву советует сокращать так: «Тебе, Господи, ведомо, что для меня полезно: сотвори же со мной по воле Твоей».

В болезни, прежде всякого другого дела, должно поспешать очиститься от грехов в Таинстве Покаяния и в совести своей примириться с Богом.

Грех не душу только поражает, но и тело. В иных случаях это весьма очевидно; в других, хоть не так ясно, но истина остается истиною, что и болезни тела все и всегда от грехов и ради грехов. Грех совершается в душе и прямо делает ее больною, но так как жизнь тела от души, то от больной души, конечно, жизнь не здоровая. Уже одно то, что грех наводит мрак и тугу, должно неблагоприятно действовать на кровь, в которой основание здоровья телесного. Но когда припомнишь, что он отделяет от Бога - Источника жизни, и ставит человека в разлад со всеми законами, действующими и в нем самом, и в природе, то еще дивиться надо, как остается живым грешник после греха. Это милость Божия, ожидающая покаяния и обращения. Следовательно, больному прежде всякого другого дела надо поспешить очиститься от грехов и в совести своей примириться с Богом. Этим проложится путь к благодетельному действию лекарств. Известно, что был какой-то знаменательный врач, который не приступал к лечению, пока больной не исповедуется и не причастится Св. Тайн; и чем труднее была болезнь, тем он настойчивее этого требовал.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский:

Больной и бедный - не жалуйся и не ропщи на свою судьбу, на Бога и людей, не завидуй чужому счастью, берегись уныния и особенно отчаяния, покорись всецело Промыслу Божию.

Берегись, чтобы ненавистник добра не увлек тебя в неблагодарность или ропот, тогда все ты потеряешь.

Не убий. Убивают, между прочим, и врачи от неведения болезни больного, прописывая ему вредные лекарства. Убивают и те, которые не хотят лечиться или лечить больного, коему необходима помощь врача. Убивают те, которые раздражают больного, для которого раздражение гибельно, например, подверженного чахотке, и тем ускоряют его смерть. Убивают те, которые не подают в скором времени, по скупости или по другой недоброй причине, врачебного пособия больному, хлеба голодному.

Св. Димитрий Ростовский:

Господь недостаток наших добрых дел восполняет или болезнями, или скорбями.

Патерик Афонский

Брат спросил авву Арсения: «Есть некоторые добрые люди, почему они во время смерти подвергаются великой скорби, будучи поражены болезнию телесною?» «Потому, - отвечал старец, - чтобы мы, как бы солию досолившись здесь, отошли туда чистыми».

Один старец говорил о бедном Лазаре: «Не видно в нем ни одной добродетели, которую бы делал он», - и только одно находил в нем, то, что он никогда не роптал на Господа, как бы на не творящего ему милости, но с благодарностию переносил болезнь свою, - и посему Бог принял его.

Авва Даниил говорил: по той мере, как цветет тело, истощается душа, и по мере истощения тела процветает душа.

Всякий раз, когда поражается тело твое или воспламеняется сильною горячкою, также томится несносною жаждою, - если ты грешник, то переноси это, воспоминая о будущем наказании, о вечном огне и казни по суду и «не пренебрегай» настоящими (наказаниями) (Евр. 12, 5), но радуйся, что Бог посетил тебя, и повторяй сие прекрасное изречение: «Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня» (Пс. 117, 18). Ты - железо, и огонь очистит твою ржавчину.Если ты, будучи праведным, впал в болезнь, то чрез сие от меньшго преуспеваешь на большее. Ты золото, - и чрез огонь сделался чище... Лишаемся ли мы очей? - перенесем это без отягощения, ибо через это мы лишаемся органов ненасытности и просвещаемся внутренними очами. Оглохли ли мы? - Будем благодарить Бога, что мы совершенно потеряли суетный слух. Руками ли ослабели? - Но мы имеем внутри себя руки, уготованные на борьбу со врагом. Немощь одержит все тело? - Но от сего, напротив, возрастает здравие по внутреннему человеку.

Преп. Пимен Многоболезненный:

Господь из любви к нам посылает по силе каждого болезни и скорби, но дает и терпение их, чтобы сделать и нас участниками Своих страданий; кто здесь не страдал Христа ради, тот будет угрызаться совестью в будущем веке, - ведь можно было показать свою любовь ко Христу терпением болезни и скорбей, и не сделал этого, стараясь уклониться и избежать всяких скорбей... Не в гневе, не для наказания посылает нам Господь болезни и скорби, а из любви к нам, хотя и не все люди, и не всегда понимают это.

В болезни не желай себе смерти - это грешно.

Самая лучшая благодарность Богу за выздоровление от болезни состоит в том, чтобы служить Ему остальное время жизни в исполнении заповедей Его.

Когда увидим болящего, то не будем худо объяснять себе причину его болезни, но постараемся утешить его.

Если же человек будет роптать на болезни и скорби, будет искать виновника этим скорбям среди людей (околдовали, сделали), бесов, обстоятельств, станет всеми средствами пытаться избежать их, то враг поможет ему в этом, покажет ему мнимых виновников (начальство, порядки, соседи и прочее, и прочее), возбудит в нем вражду и ненависть к ним, желание мстить, оскорблять и прочее, а через это приведет душу такого человека в мрак, отчаяние, безнадежие, желание уйти в другое место, скрыться хоть под землю, лишь бы не видеть, не слышать мнимых врагов, а на самом деле слушая и услаждая действительного смертельного врага своего - диавола, внушающего ему все это и желающего погубить его.

Не должно отказывать в помощи больным из опасности заразиться их болезнью.

Посещение лежащих на ложах больных и одержимых скорбию плоти избавляет от беса гордыни и блуда.

В болезни, по совету врача, мы можем разрешить себе на время употребление и постом скоромной пищи, но в этом случае мы должны помнить, что делаем это из необходимости, а не для удовольствия и наслаждения.

Посещай болящих, да посетит Бог тебя.

Равную награду получает больной и кто служит ему.

Преп. Анатолий Оптинский:

Что больна, - не беда: грешным людям это - очищение; как огонь очищает железо от ржавчины, так и болезнь врачует душу.

Размышляйте о том, что здешнее все мимолетно, а будущее вечно. Больному надобно утешать себя чтением Божественного Писания и страданием Спасителя.

Терпение болезни Господь принимает вместо поста и молитвы.

Старец Арсений Афонский:

Благодарите Бога, что вы на добром пути: болезнь ваша - великий дар Божий; денно и нощно за сие и за все хвалите и благодарите - и спасена будет душа Ваша.

На опасно больных нападает сильнее диавол, зная, что имеет мало времени.

Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство, и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила Св. Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию... Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую вашим желудком.

Не скорбите, если по болезни иногда не можете выполнить молитвенного правила, а благодарите Бога за болезнь, ибо она то же, что молитва, если без ропота и с благодарением терпим.

В опасных болезнях заботься сперва об очищении своей совести и о спокойствии своей души.

Блаж. Иероним:

Главною причиною малодушия и ропота на Бога во дни страданий у многих бывает недостаток веры в Бога и надежды на Его Божественный Промысл. Истинный христианин верует, что все, случающееся с нами в жизни, делается по воле Божией; что без воли Божией и волос с головы нашей не падает на землю. Если Бог посылает ему страдания и скорби, то он видит в этом или посылаемое ему от Бога наказание за грехи его, или испытание веры и любви к Нему; и потому он не только не малодушествует и не ропщет за то на Бога, но, смирясь под крепкую руку Божию, еще благодарит Бога за то, что не забывает его; что по милосердию Своему Бог хочет временными скорбями заменить для него вечные; поражаемый скорбию, он говорит с праведным Давидом: «Благо мне, Господи, яко смирил мя еси, да научуся оправданием Твоим».

В болезнях должно заботиться об излечении их.

Если ты болен, то пригласи опытного врача и воспользуйся предписанными им средствами. С этой целью возникают из земли столь многие благодетельные растения. Если ты по гордости отвергнешь их, то ускоришь свою смерть и сделаешься самоубийцей.

Св. Григорий Богослов:

Воистину телесными болезнями душа приближается к Богу.

Преп. Никодим Святогорец:

Когда, например, больной расположится благодушно переносить болезнь свою и переносит, враг, зная, что таким образом он утвердится в добродетели терпения, подступает расстроить такое его благорасположение. Для сего начинает приводить ему на ум многие добрые дела, которые мог бы он совершить, если бы находился в другом положении, и старается убедить его, что если б был здоров, как добре поработал бы Богу, и сколько пользы принес бы и себе, и другим: ходил бы в церковь, вел бы беседы, читал бы и писал в назидание ближних и т. п. Заметив, что такие мысли принимаются, враг чаще приводит их на ум, размножает и раскрашивает, проводит до чувства, вызывает желания и порывы к делам тем, представляет, как хорошо шли бы у него те или другие дела, и возбуждает жаление, что связан по рукам и ногам болезнию. Мало-помалу, при частых повторениях таких мыслей и движений в душе, желание переходит в недовольство и досадование. Прежнее благодушное терпение, таким образом, расстраивается, и болезнь представляется уже не как врачевство от Бога и поприще для добродетели терпения, а как нечто неприязненное делу спасения, и желание освободиться от нее делается неудержимым, все еще в видах получения чрез то простора для доброделания и угождения Богу всяческого. Доведши до чего, враг украдает из ума его и сердца эту благую цель желания выздоровления и, оставляя одно желание здоровья как здоровья, заставляет досадливо смотреть на болезнь, не как на препону к добру, а как на нечто, неприязненное само по себе. От сего нетерпеливость, не врачуемая благопомышлениями, берет силу и переходит в ропотливость, и лишает больного прежнего покоя от благодушного терпения. А враг радуется, что успел расстроить.

Больной ли ты или бедный, терпи. Ничего кроме терпения Бог от тебя не требует. Терпя благодушно, ты будешь находиться непрерывно в добром деле. Когда ни воззрит на тебя Бог, будет видеть, что ты делаешь добро или пребываешь в добре, если благодушно терпишь, тогда как у здорового дела добрые идут промежутками. Почему, желая перемены своего положения, ты желаешь променять лучшее на худшее?

Преп. Варсонофий Великий:

Врачу показывать болезни телесные не есть грех, но смирение.

Больной должен в посты поститься в среду и пятницу, а в остальные дни ему разрешается кушать скоромное, кроме мясного.

Преп. Серафим Саровский:

Один старец, страдавший водяною болезнию, говорил братиям, которые приходили к нему с желанием лечить его: «Отцы, молитесь, чтобы не подвергся подобной болезни мой внутренний человек, а что касается до настоящей болезни, то я прошу Бога о том, чтобы Он не вдруг освободил меня от нее, ибо насколько "внешний наш человек тлеет", настолько "внутренний обновляется"» (2 Кор. 4, 16).

Св. Тихон Задонский:

Если находишься в долговременной болезни и имеешь какое-либо утешение от служащих тебе, то посмотри на тех, которые внутри терпят скорбь и печаль, снаружи ранами покрыты и не имеют, кто бы им послужил, накормил, напоил, поднял, омыл раны, - и они терпят.

Св. Филарет Московский:

Облегчение поста для немощных дозволительно по правилу церковному (Апостол, 69 правило).

Св. Игнатий Брянчанинов:

Один из приходских священников сделался болен, и, приближаясь уже к кончине, увидел одр свой окруженным демонами, которые готовились похитить его душу и низвести во ад. Тогда явились три Ангела. Один из них стал у одра и начал препираться о душе с отвратительнейшим демоном, державшим отверстую книгу, в которой были записаны все грехи священника. Между тем пришел другой священник, чтобы напутствовать собрата. Началась исповедь; больной, устремляя испуганные взоры в книгу, произносил с самоотвержением грехи свои, как бы извергая их из себя, - и что ж видит он? Видит ясно, что едва произносил какой грех, как этот грех исчезал в книге, в которой оставался пробел вместо записи. Таким образом, исповеданием он изгладил из бесовской книги все грехи свои, и, получив исцеление, остаток дней провел в глубоком покаянии, поведая ближним для назидания их видение, запечатленное чудесным исцелением.

Игумен Никон (Воробьев):

Господь послал тебе болезнь не зря, и не столько в наказание за прежние грехи, сколько из любви к тебе, чтобы оторвать тебя от греховной жизни и поставить на путь спасения. Благодари за это Бога, заботящегося о тебе.

Кроме молитвы, должно вам иметь духовного собеседника, развлекающего вас от скорби и уныния.

***

" Г осподи, "Имя Тебе Любовь: не отвергни мене заблуждающегося. Имя Тебе Сила: укрепи мене, изнемогающаго и падающаго. Имя Тебе Свет: просвети душу мою, омраченную житейскими страстями. Имя Тебе Мир: умири мятущуюся душу мою. Имя Тебе Милость: не преставай миловать мене". (Св. пр. Иоанн Крондштадтский )

***

" В идение Божественное рождается от внимательной молитвы, особенно умной"

(Свт. Игнатий Брянчанинов )

***

" В ыбирая зло, мы сами становимся рабами зла и нарушаем свободу других людей"

(епис. Василий Родзянко )

***

" Б удем бодрствовать! Установим благое трезвение в храме духа нашего! Если будешь иметь трезвение - благоустроишь дух твой. Имеющий трезвение соделался уже храмом Божиим"(Св. Антоний Великий )

***

" К то возносится естественными дарованиями, то есть остроумием, понятливостью, искусством в чтении и произношении, быстротой разума и другими способностями, без труда нами полученными, тот никогда не получит вышеестественных благ, ибо неверный в малом – и во многом неверен и тщеславен. "(

***

" Е сли мы будем внимательны к своим грехам, то не будем смотреть на грехи ближнего" (Авва Матой )

***

" Г осподи, умилосердись над злыми, ибо Ты все радости предоставил добрым!"

***

" Н екоторые спросили авву Макария, говоря: как нам должно молиться? Старец отвечает им: не нужно многословить, но часто воздевать руки и говорить: Господи, как Ты хочешь, и как знаешь, - помилуй! Если же нападет искушение, говори:

"Господи помоги! И Он знает, что нам полезно, и так поступает с нами." "

***

" Б рат спросил старца, говоря: в чем должно состоять делание души, чтобы она принесла добрый плод? Старец отвечает ему: по-моему, делание души есть безмолвие с бодрствованием, воздержание тела, многая молитва телесная и невнимание к падениям людей."

***

" П амятуй всегда о Боге, - и небом сделается ум твой." (Преподобный Нил Синайский )

***

" Б удем внимать себе, - тогда не станем осуждать других; ибо в нас самих много такого, за что осуждаем других." (Преподобный Нил Синайский )

***

" В скорбях благодари, - и легче станет грехов твоих бремя".

(Преподобный Нил Синайский )

***

" В еруй, что Сам Бог предстоит тебе при всех делах, какие каждодневно ты делаешь."

(Преподобный Нил Синайский )

***

" В ком любовь, тот ничего не боится, потому что истинная любовь изгоняет страх."

***

" В ком любовь, тот не имеет ни соперничества, ни зависти, ни ненависти; тот не радуется падению других, но соболезнует о них и принимает в них участие."

***

" Н ет и меры терпению, если только оно растворено любовью."

***

" Б езобразие – есть именно потеря образа Божия. И как же понятна становится наша любовь к иконам, ведь образ всегда стремится к первообразу. Преподобный Серафим Саровский давал наставление одной матери не торопиться учить детей наукам, а приготовить прежде душу." (Преподобный Ефрем Сирин )

***

" Б ратия спросили авву Агафона , говоря: какая добродетель в подвижничестве имеет больший труд? Он отвечает: простите мне, я думаю, что нет большего труда, как молиться Богу без развлечения; ибо всегда, когда человек хочет молиться, враг старается отвлечь его; ибо знают демоны, что ничто так им не противодействует, как молитва к Богу. И во всяком подвиге, какой бы ни предпринял человек, во время совершения его получает успокоение, а молитва до последнего дыхания требует борьбы. "

***

" Т огда всякий из нас познает, что в нем есть братолюбие и истинная любовь к ближнему, когда увидит, что плачет о согрешениях брата и радуется о его преуспеяниях и дарованиях." (Преподобный Иоанн Лествичник )

***

" Е сли... Господь сподобит положить тебе в основание молитвенного подвига незлобие, любовь, неосуждение ближних, милостивое извинение их, тогда с особенной легкостью и скоростью победишь противников твоих, достигнешь чистой молитвы." (Епископ Игнатий Брянчанинов )

***

" З анятые земным, от земного испытывают скорби; а стремящиеся к духовному о духовном и болезнуют. "

(Преподобный Ефрем Сирин )

***

" Я получил образ Божий и не сохранил Его, Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти и плоть обессмертить" (Святитель Григорий Богослов. Слово 45, на святую Пасху ).

***

" Н е обманывайтесь:Бог поругаем не бывает.Что посеет человек,то и пожнёт:сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление,а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную." (Галатам. 6,7-8 . )

***

" Х ристос заплатил гораздо больше того, сколько мы были должны, и настолько больше, насколько море беспредельно в сравнении с малою каплею" (свт. Иоанн Златоуст )

***

" У дивляюсь я тем немалочисленным людям, которые не трепещут богословствовать о Боге, будучи исполнены грехов...Мы, не знающие ни самих себя, ни того, что перед очами нашими, с дерзостью и безстрашием приступаем философствовать о том, что НЕПОСТИЖИМО ДЛЯ НАС, особенно будучи ПУСТЫ ОТ БЛАГОДАТИ Святого Духа, просвещающего и научающего всему." (Симеон Новый Богослов )

***

" Х ристос заплатил гораздо больше того, сколько мы были должны, и настолько больше, насколько море беспредельно в сравнении с малою каплею" (свт. Иоанн Златоуст )

биду мы чувствуем тогда, когда у нас душа больная. Ее надо лечить такими вот "грязевыми ваннами". Надо терпеть ругателей, настроить себя заранее, с утра или даже с вечера, что сегодня Вас будут ругать. Скажите себе: "Диавол видит, что я тут молюсь, спасаюсь, хорошо исповедуюсь и очищаюсь. Он хочет прогнать меня из этого храма. А я не уйду. Бог мне поможет, и я вытерплю." Настройте себя так: тот день, в который меня не ругали, прошел зря." (Архимандрит Амвросий (Юрасов)

***

сякий человек, который любит себя выказывать, тщеславен. Пост тщеславного остается без награды, и молитва его безплодна; ибо он то и другое делает для похвалы человеческой". (Преподобный Иоанн Лествичник)

***

щеславный человек есть идолослужитель. Он думает, что почитает Бога, но в самом деле угождает не Богу, а людям". (Преподобный Иоанн Лествичник)

***

е суди и не уничтожай никого, потому что от сего изнемогает сердце и ослепляется ум..." (Преподобный Варсонофий и Иоанн )

***

епрестанно будрствуй, поучаясь в законе Божием, ибо чрез сие согревается сердце небесным огнем..."(Преподобный Васонофий и Иоанн )

***

е говори с гневом. Да будут слова твои, как и молчание твое, исполнены благоразумия и мудрости. Слова мудрейших отцов наших были разумны и премудры, подобным было и молчание их." (Преподобный Антоний Велики й )

е нужно изменять мир, измени только малую частичку этого мира - самого себя, и весь мир изменится вслед за тобой". (Монах Симеон Афонский. "Велика сила всякой смиренной молитвы. Нет случая, чтобы она не исполнилась, хотя и не всегда так, как того хотят люди, но - еще лучше. Поэтому все просьбы наши мы должны заканчивать так, как заканчивал Свою молитву Господь в Гефсиманском саду: "Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк. 22,42 ). (Архимандрит Иоанн Крестьянкин )

***

)

***

" П ( Старец Иосиф Исихаст )

***

(Святитель Василий Великий )

***

(Прп. Антоний )

***

(Святитель Иоанн Златоуст )

***

(Старец Паисий Афонский )

***

(О.Павел Флоренский )

***

. (Свт. Иоанн Златоуст )

***

(Св. Алексий Мечев.)

***

олитвы, сочиненные еретиками, весьма сходствуют с молитвами язычников: в них многоглаголание; в них земная красота слова; в них разгорячение крови; в них недостаток покаяния; в них стремление на брак Сына Божия прямо из блудилища страстей; в них самообольщение. Чужды они Духа Святого: веет из них смертоносная зараза духа темного, духа лукавого, духа лжи и погибели." (Святитель Игнатий Брянчанинов )

***

" П ритязания людей на то, чтобы монахи принимали их в любое время, – это новый путь, который умножается здесь, на Святой Горе. Куда бы ты ни пошел, отцы тебя гостеприимно примут. А наш долг – продолжать трезвенное предание свв. Отцов, таких как свт. Григорий Палама. Когда он подвизался здесь, на Афоне, он убегал и скрывался в ущельях и пещерах, любым образом усиливаясь достичь уединения, чтобы умело возделывать умную молитву, строго сохраняя свой безмолвный устав." ( Старец Иосиф Исихаст )

***

д невозможно сделать привлекательным, поэтому дьявол делает привлекательной дорогу туда." (Святитель Василий Великий )

***

еловек смиренный живет на земле, как в Царстве Небесном, всегда весел, и спокоен, и всем доволен." (Прп. Антоний )

***

решить - зло; но еще тягчайшее зло - отпираться по совершении греха. Это в особенности и есть оружие диавола." (Святитель Иоанн Златоуст )

***

ужно внимательно следить, чтобы дарования, которые нам дал Бог, не присваивать себе. Нужно благодарить Бога и переживать, как бы не оказаться недостойными таких дарований." (Старец Паисий Афонский )

***

юбовь-это талант,отданный в рост,посредством которого каждый обогащает и растит себя,впитывая в себя другого.Каким же образом?-Через отдачу себя." (О.Павел Флоренский )

***

КТО МОЛИТСЯ С ПОСТОМ, ТОТ ИМЕЕТ ДВА КРЫЛА, ЛЕГЧЕ САМОГО ВЕТРА . (Свт. Иоанн Златоуст )

***

лучай сделать добро кому-нибудь-есть Божия милость к нам."(Св. Алексий Мечев.)

***

«Н икогда не говори о Христе, пока тебя не спросят, но живи так, чтобы тебя спросили». (Блаж. Августин)

***

«Н икогда не было, нет и не будет беспечального места на земле. Беспечальное место может быть только в сердце, когда Господь в нем».

(прп. Никон Оптинский)

***

«М ысль подобна рулю корабельному: от небольшого руля, от этой ничтожной доски, влачающейся за кораблем, зависит направление и, по большей части, участь всей огромной машины». (свт. Игнатий Брянчанинов)

***

«К огда Господь прощает умерших грешников, тогда их грехи не ложатся на плечи потомков. В этом и заключается смысл церковных молитв за умерших, чтобы Господь простил их грехи и чтобы наказание не пало на их детей». (свт. Николай Сербский)

***

«В сегда в жизни прав тот, кто опирается не на логику, не на здравый смысл, а тот, кто исходит из одного верховного закона – закона Любви. Все остальные законы – ничто перед Любовью, которая не только руководит сердцами, но движет солнце и другие звезды. В ком есть этот закон, тот живет; кто же руководствуется только философией, разумом – тот умирает». (свщ. Александр Ельчанинов)

***

«Х ристос своей жизнью показал нам совершенный образец истинного добродетельного жития; в Нем, словно в чистейшем зеркале, мы усматриваем свои недостатки, и, усмотрев, исправляем, исправив, совершенствуемся. «Христос есть Путь, Истина и Жизнь», ведущие нас к желанному Отечеству». (мтпл. Московский Платон)

***

«Е сть очень много ревностных христиан, которые составляют себе большие списки тех, за кого они каждый день молятся. Они должны понимать, что ежели имеют дерзновение испрашивать у Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в молитве своей решение чьих-то вопросов или благости какой, то должны понимать, что претерпят за это и великие искушения, ибо просто так никогда ничего в этой жизни не бывает. И, ежели вы просите за кого-то, то и тяготы придется за него нести в полной мере: те, которые этот человек сам не захотел понести, и сам не испрашивает милости для себя в молитве. Как Господь Иисус Христос принял Крест за нас, так и вы понесете грехи тех, за кого возносите свои молитвы. Это не значит, что не надо молиться за ближних своих, но вы должны осознавать с полной серьезностью то, что вы делаете. Милосердие – это великий подвиг! Да будут и великие милости от Господа тем, кто несет сей подвиг, но прежде надо его еще суметь пережить». (Преподобный Амвросий Оптинский)

***

«К нига Псалмов – это зеркало, в котором грешная душа человеческая со всеми страстями, грехами, беззакониями, недугами не только отражается в настоящем виде, но и находит в Псалмах врачевание». (Свт. Афанасий Александрийский)

***

«К огда не имеете спокойствия, знайте, что не имеете в себе смирения». (прп. Леф Оптинский)

***

«Г неваться и раздражаться – есть не что иное, как наказывать себя за чужие глупости». (старец Арсений Минин)

***

«П редставьте, как тяжело бывает разгневанному человеку, ведь у него ад в душе». (схиг. Савва)

***

«И сполняя Божью волю, человек состоит с Богом в родстве, и, тогда, не прося у Бога, он принимает, непрерывно берет воду из Родника».

(старец Паисий Святогорец)

***

«Н ичто, даже само Священное Писание, не даст человеку знание о Истине, о Боге, как только чистое сердце. Поэтому, пока человек не перестанет быть гордым, сластолюбивым, завистником, непослушным, клеветником, предателем и пр., истина ему не откроется, потому что сердце не может вместить эту Истину, потому что оно заполнено грехом. Мы можем сколько угодно возмущаться нашими нестроениями жизни, а сути так и не поймем, пока не начнем очищать свое сердце от нечистот духовных». (старец Силуан)

***

«П ослушливый все упование свое возложил на Бога, и потому душа его всегда в Боге, и Господь дает ему Свою благодать, и эта благодать учит всякому добру и дает силы пребывать в добре. Непослушливый же поступает всегда по своей воле, отвергая волю Творца, которая направлена на сохранение человека в добре и благополучии, потому и страдает от своей гордыни». (старец Силуан)

***

«П амая высшая и первая добродетель – послушание. Это самое главное приобретение для человека. Христос ради послушания пришел в мир. И жизнь человека на земле есть послушание Богу». (прп. Нектарий Оптинский)

***

«П ослушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Даже Господь был послушлив. Гордые и самочинные не дают себе жить в благодати и потому никогда не имеют мира душевного, а в душу послушливого легко входит благодать Святого Духа и дает ему радость и покой». (прп. Силуан Афонский)

***

«С ила и жизнь всех страстей человека сосредоточены в его испорченной воле: послушание, связывая и убивая волю, связывает и убивает совокупно все страсти». (свт. Игнатий Брянчанинов)

***

«П ослушанием хранится человек от гордости, за послушание дается молитва и благодать Святого Духа. Вот почему послушание выше поста и молитвы». (прп. Силуан Афонский)

***

«О бщецерковным следует признать учение о том, что, сойдя во ад, Христос всем даровал возможность спасения, для всех открыл двери в рай. Христос Своей смертью попрал смерть, упразднил державу диавола и разрушил ад. При этом и диавол, и смерть, и ад продолжают существовать, но их власть над людьми не является безусловной и неограниченной: «Ад царствует, но не вечнует над родом человеческим». (мтп. Илларион Алфеев)

***

«С вященника не суди – бойся этого больше всего. Ты не можешь понять даже того, в каком Таинстве он участник. Одной его слезы покаяния, упавшей на Престол, довольно, чтобы смыть все его грехи». (старец Михаил Питкевич)

***

«Е сли в топку бросишь бумагу, мусор, разве они не сгорят? Вот так же и в духовном человеке: все, что не бросает в него диавол, сгорает – «Огонь поядаяй»! Когда возгорится в человеке Божественное пламя – сгорает все. Не прилипают уже скверные помыслы. То есть, диавол не перестает кидать в него скверными помыслами, но человек духовный «огнь есть» и пожигает их. И потом диавол устает и прекращает брань. Потому и говорит ап. Павел: «Вся чиста чистым». У чистых все чисто, ничего нечистого нет. Чистых, если и в болото бросить, они останутся чистыми, как солнечные лучи, которые на что бы не упали, остаются светлы и чисты». (старец Паисий Святогорец)

***

«В осстал против тебя кто-то, перетерпи, выжди. Ведь смирение – великая сила! Молчи и не оправдывайся, хотя бы и был ты прав, потому что это Господь попустил для нашего смирения, для нашего внутреннего исцеления. Все мы больны: кто в большей, кто в меньшей степени, а значит, есть что лечить в нашей душе». (архм. Амвросий Юрасов)

***

«Х ристианство, не религия внешних правил – это религия обновленного внутреннего человека. Человек должен иметь внутри себя написанный Божий закон. Надо обращать внимание на свое нутро: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». (птр. Андрей Ткачев)

***

«В се мученики за Христа являются образцом высокого разума и премудрости в том, что они познали Единого истинного Бога, потребность благодати Христовой, ее Божественную силу. Ради этого они отреклись от всех земных благ и чувственных удовольствий, и решились на жесточайшие страдания, чтобы сохранить чистыми: мысль, совесть, сердце, душу и тело ради Славы Божией, которая воссияла в них со всей силой. Мученическая мудрость их светит и нам на пути Истины и Спасения». (свт. Филарет Дроздов)

***

«Е сли бы твоя жизнь ничего не стоила, она бы не была куплена такой дорогой ценой как Крестная Жертва Спаса нашего Господа Иисуса Христа». (игм. Никон Воробьев)

***

«Р адость моя, где Бог, там нет зла». (прп. Серафим Саровский)

***

«Я видел все ловушки, врагом расставленные на земле, и сказал со вздохом: «Кто сможет их обойти»?! Тогда я услышал голос, сказавший –«смиренный»…» (прп.Антоний Великий)

***

«К огда люди недовольны друг другом и ссорятся, их сердца отдаляются. Для того, чтобы покрыть это расстояние и услышать друг друга, им приходится кричать. Чем сильнее они сердятся, тем громче кричат».

«Л юбящие люди говорят тихо, потому что их сердца находятся очень близко и расстояние между ними совсем маленькое.

Если любовь сильна, то и слов не нужно, люди только смотрят друг на друга и все понимают без слов». (прп. Исаак Сирин)

***

«Т ерпеливое несение Креста есть истинное покаяние». (свт. Игнатий Брянчанинов)

***

«Г осподь запрещает осуждать, а не изобличать, ибо изобличение служит на пользу, а осуждение является обидой и унижением, тем более, в том случае, когда кто-либо сам, имея тяжкие грехи, поносит других и осуждает тех, кто имеет гораздо меньшие грехи, за которые может судить только Один Бог, ибо «каким судом судите, таким будете судимы: и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».(Мф.7:2) (прп. Нил Мироточивый)

***

«С ловами нас не смирить, вот Господь и попускает впадать во всякий срам, чтобы невольно человек пришел в сознание своей ничтожности и безобразия». (игум. Никон Воробьев)

***

«И стина – это не мысль, не слово, не отношение вещей, не закон. Истина – это Личность, это Существо всему. Если ищешь Истину с любовью и ради любви, Она откроет тебе Свет лица Своего настолько, насколько ты сможешь Его вынести, «не сгорев»…» (свт. Николай Сербский)

***

«Ж ивите мирно не только с друзьями, но и с врагами, но только со своими врагами, а не с врагами Божиеми». (прп. Феодосий Печерский)

***

«К огда в сердце твоем возгорится злоба против кого-либо, то тогда поверь всем сердцем. что она – дело действующего в сердце диавола; возненавидь его и его порождение, и она оставит тебя (не признавай ее за что-то собственное, не сочувствуй ей)» (св. прав. Иоанн Крондштадский)

***

«Б оящейся Бога не боится ни устремления против него бесов, ни их немощных нападений, ни угроз злых людей. Будучи весь как некий пламень и палящий огонь, он, даже когда проходит по темным, неосвещенным местам, обращает в бегство демонов, которые больше, чем он от них, бегут от него, чтобы не быть опаленными исходящим от него лучом Божественного огня». (прп. Симеон Новый Богослов)

***

«С вет, войдя в темный дом, изгоняет из него тьму и освещает его: так и «страх Господень», вошедший в сердце человеческое, разгоняет мрак, наполняет его всеми добродетелями и премудростью». (прп. Антоний Великий)

***

«К то боится Господа, тот становится выше всякого страха, тот устранил и оставил далеко за собой все страхи этого мира, и никакой трепет не приблизится к нему». (прп. Ефрем Сирин)

***

«Е сли кто услышит огорчительное слово и, вместо того, чтобы ответить подобным же оскорблением, преодолеет себя и промолчит, или, будучи обманутым, перенесет это и не отомстит обманщику, - то он этим положит душу свою за ближнего». (св. Авва Пимен)

***

«С вятой Дух научает любить ближнего свято. Любовь, питаемая Святым Духом, - Огонь. Этим Огнем погашается огонь любви естественной, плотской, поврежденной грехопадением». (свт. Игнатий Брянчанинов)

***

«Л юбить надо каждого, потому что каждый человек есть образ Божий, даже если он, то есть образ Божий, в человеке загрязнен. Он может отмыться (покаянием) и быть опять чистым». (прп. Никон Оптинский).

***

«Е сли любовь не в Боге и не от Бога, то это только чувственная страсть, которую люди употребляют как наркотик, чтобы этой малой бессмыслицей услаждать лишенную всякого смысла жизнь». (свт. Николай Сербский)

***

«Г отовность выпить чашу горести другого – есть любовь». (свт. Николай Сербский)

***

«Л юбовь – Царица всех чувств, благородных и положительных. Воистину, любовь есть наикратчайший путь в Царство Небесное. Любовь уничтожила разделение между Богом и человеком». (свт. Николай Сербский)

***

«К то не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть Любовь». (1Ин.4:7-8)

Высказывания Святых Отцов
О молитве за усопших.
СТАРЕЦ ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ: "Бог хочет помочь усопшим, потому что Ему больно за них, однако не делает этого, потому что у Него есть благородство. Он не хочет дать диаволу право сказать: "Как же Ты спасаешь этого грешника, ведь он совсем не трудился?" Молясь за усопших, мы даем Богу право на вмешательство. Нужно сказать и о том, что в большее умиление Бога приводят наши молитвы об усопших, чем о живых". "Заупокойные службы - это самый лучший адвокат о душах усопших. Заупокойные службы обладают такой силой, что могут даже вывести душу из ада".

Бесстрастие.

«Бесстрастие же не в том состоит, чтобы не чувствовать страстей, но в том, чтобы не принимать их в себя! Раздражение непростительно, так как в это время мы находимся во власти темных сил. Чистоту помыслов и чистоту чувств нетрудно приобрести уединением, чтением духовным и упражнением в молитве. » Святой Схиигумен Савва.

Бесы говорят - Ненавижу, когда человек мужественно борется со скорбью. На душе кошки скребут, а он вида не показывает. Эта борьба мне крайне не нравится.

Сейчас многие прямо с низших мытарств к нам в ад отправляются, за осуждение других (особенно священников и монахов). И чревоугодников много: все любят поесть и попить повкуснее. Они и не каются в этом; придут в храм, на лавочку сядут и говорят о мирском. У них и мысли нет, чтобы покаяться.

Иеромонах Пантелеймон Ледин говорил: «Что у нас брань духовная и здесь неизбежны раны и тесноты от врага. На войне как на войне: это подвижники терпели напраслину, я же по делам приемлю». Какие книги особенно бесам не нравятся?Новый Завет и Псалтирь, затем Святоотеческие и прежних, XVIII-XIX веков, старцев книги и поучения.

Силуан Афонский о молитве.

«Господи, - говорит Силуан, - научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась моя душа». И снова в сердце ответ от Бога: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся.»

«Все спасутся, один я погибну.» Он духом узрел, что самым глубоким корнем греха является гордость, - этот бич человечества, оторвавший людей от Бога и погрузивший мир в неисчислимые беды и страдания; это подлинное семя смерти, окутавшее человечество мраком отчаяния. Отныне Силуан, выдающийся гигант духа, все силы свои сосредоточит на подвиге за смирение Христово, которое ему было дано познать в первом Явлении, но которое он не сохранил. «Скоро я умру, и окаянная душа моя снидет в тесный черный ад, и там один я буду томиться в мрачном пламени и плакать по Господе: «Где Ты, свет души моей? Зачем Ты оставил меня? Я не могу жить без Тебя».

Это делание привело скоро к миру души и чистой молитве. Но даже и этот огненный путь оказался некратким.

Душа его томилась сознанием, что люди живут, не ведая Бога и Его любви, и он молился великою молитвою, чтобы Господь по неисповедимой любви Своей дал им Себя познать.

О признаках благодати и прелести (Св.Силуан Афонский).

В СВОЕМ желании узнать от Старца, есть ли несомненный признак, дающий возможность достоверно отличить истинный духовный путь от тех «призраков истины», которые лежат на отступлениях от этого пути, мы вели с ним беседы об этом предмете, и слово его было для нас бесценно дорогим. Он говорил:

«Когда Дух Святой исполнит всего человека сладостью любви Своей, тогда мир забыт совершенно, и душа вся в неизреченной радости созерцает Бога; но когда душа снова вспомнит мир, тогда от любви Божией и жалости к человеку - она плачет и молится за весь мир.

Предавшись плачу и молитве за мир, порожденный любовью, душа от сладости Духа Святого снова может забыть мир и снова упокоеваться в Боге; вспоминая же мир, опять в великой печали слезно молится, желая всем спасения.

И это есть истинный путь, которому научает Дух Святый.

Дух Святый есть любовь, мир и сладость. Дух Святый научает любить Бога и ближнего. А дух прелести - есть гордый дух; он не щадит человека и прочую тварь, потому что он ничего не создавал; он действует, как вор и хищник, и путь его исполнен разрушения.

Дух прелести не может дать истинной сладости; он приносит только тревожную сладость тщеславия; в нем нет - ни смирения, ни мира, ни любви; а есть холодное безразличие гордости.

Дух Святый учит любви Божией, и душа скучает о Боге и сладко со слезами ищет Его день и ночь, а враг приносит свою тоску, тяжелую и мрачную, убивающую душу.

По этим признакам можно ясно распознавать благодать Божию от прелести вражией».

Мы говорили Старцу, что есть люди, которые бесстрастие понимают не как любовь Божию, а как особое созерцание бытия, стоящее выше различения добра и зла, и что такое созерцание они считают большим, чем христианская любовь. На это Старец сказал:

Это вражья наука; Дух Святый так не учит.

И слушая Старца, мы не могли не вспоминать демонических образов тех «сверхчеловеков», которые восходят «по ту сторону добра и зла». Старец говорил:

Дух Святый есть любовь, и Он дает душе силу любить врагов. И кто не любит врагов, тот не знает Бога.

Этот последний критерий в душе Старца занимал совершенно исключительное и бесспорное место. Он говорил:

Господь - милостивый Создатель, и Ему всех жалко. Господь жалеет всех грешников, как мать жалеет своих детей даже тогда, когда они идут недоброй дорогой, и где нет любви к врагам и грешникам, там нет Духа Господня.

Постоянно пребывая в подвиге, Силуан Афонский воздерживался во всем и от всего, что могло бы мешать стяжанию благодати: спал мало, до двух часов в сутки, не делал послаблений в посте и ограничивал себя в еде, советуя обращавшимся к нему «кушать столько, чтобы после принятия пищи хотелось молиться»; отсекал свою волю, считая, что это приносит «пользу большую» для души. Она тоскует, молится, плачет, пребывая в борьбе, чтобы удержать благодать, но Божественный свет, если и возвращается, то ненадолго, а затем, как прежде, снова оставляет послушника. «За то страдаем мы, - пояснял старец, - что не имеем смирения. В смиренной душе живет Дух Святой, и Он дает душе свободу, мир, любовь, блаженство». Стяжать смиренный дух «это великая наука, которую скоро не одолеешь».

Многие родители, имея слепую любовь к детям, жалеют наказывать их за проступки: но после, когда дети вырастут и будут безнравственны, такие родители сами поймут свою погрешность в том, что не наказывали детей, пока они были малы. Сам Бог избранных чад Своих наказывает, как видим в Писании, так разве Он не любит их? "Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает" (Евр. 12, 6). В этом деле и христиане должны подражать Небесному Отцу и детей своих любить и наказывать. Не наказанные в юности, в зрелости остаются, как кони необъезженные и дикие, ни к какому делу не пригодные. Поэтому, христианин, люби детей своих по-христиански и наказывай их, чтобы стали исправными и добрыми. Святитель Тихон Задонский (104, 1600-1601).

Крепко держал в памяти преподобный Феодор Санаксарский слово Сирахово: «Лучше слово, нежели даяние» (Сир.7,35). И в творениях Златоуста тоже: «Случается часто, что приятное (полезное) слово больше довольствует неимущего, чем подаяние...добрым советом может быть большее приобретение, ибо не голод насыщается, но спасается от лютой смерти» (25 беседа на Деяния;41 беседа на Бытие). Перед выходом из келлии в церковь и обратно, молитвы: «Боже, милостив буди мне грешному! Боже, очисти грехи моя и помилуй мя! Без числа согреших, Господи, прости мя! Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим!» и «Достойно есть» до конца.

Каждый христианин должен иметь четки и по благословению духовного отца читать каждый день молитву Иисусову. Это духовный меч каждого православного.

БОЖЕ. МИЛОСТИВ БУДИ МНЕ, ГРЕШНОМУ! ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЯ ГРЕШНОГО(УЮ)!...

Да, блюдите како опасно ходите, рече Господь!!! Надо быть готовыми ВСЕГДА! к нападкам нечистого...... Осторожно!....

"Бог ждет, чтобы мы попросили его о помощи, и только потом вмешивается". Наставления афонского старца Паисия Святогорца.

Советы духовного отца Григория. (Опыт построения Генеральной Исповеди)

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ИСПОВЕДЬ ЗАНИМАЕТ ОКОЛО ГОДА.

ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ИСПОВЕДИ АРХИМАНДР. ИОАННА КРЕСТЬЯНКИНА-ПО 1О ЗАПОВЕДЯМ- исповедь по МИН.10

9ИСПОВЕДЕЙ ПО 9 БЛАЖЕНСТВАМ...

20 ИСПОВЕДЕЙ ПО 20 МЫТАРСТВ БЛАЖ ФЕОДОРЫ. http://psylib.org.ua/books/rouzs01/txt12.htm

1-3 ИСПОВЕДИ ПО ЧИНУ ОТРЕЧЕНИЯ ОТ САТАНЫ..

А ПОТОМ ПО ГОДАМ ЖИЗНИ-ОТ 7ДО8ОТ 8 ДО 9 ,ОТ 9 ДО 10 И ТД

ГОД ПРОШЛОЙ ЖИЗНИ-ОДНА ИСПОВЕДЬ И ТОГО БОЛЕЕ 50-60 ИСПОВЕДЕЙ...

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ.
ВООБРАЖАТЬ ОПАСНО.

ДИСЦИПЛИНУ ЖЕЛАТЕЛЬНО ВЫРАБАТЫВАТЬ И ПО СИЛАМ, ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ-НО со ВНИМАНИЕМ.

ЛЮБАЯ СЛУЖБА ИМЕЕТ НАЧАЛО И ОКОНЧАНИЕИ ПОРЯДОК И СМЫСЛ. И ВРЕМЯ. ОПРЕДЕЛИТЕСЬ ВРЕМЕНЕМ И ЧТО ДОЛЖНО ВХОДИТ В МОЛИТВЕННУЮ БЕСЕДУ,ЗАПИШИТЕ СЕБЕ.СО ВРЕМЕНЕМ МОЖНО КОРРЕКТИРОВАТЬ С ПОДСКАЗКОЙ И БЛАГОСЛОВЕНИЕМ

ГОСПОДИ, БОЖЕ МОЙ! УДОСТОЙ МЕНЯ БЫТЬ ОРУДИЕМ МИРА ТВОЕГО! ЧТОБЫ Я ВНОСИЛ ЛЮБОВЬ ТАМ, ГДЕ НЕНАВИСТЬ. ЧТОБЫ Я ПРОЩАЛ, ГДЕ ОБИЖАЮТ. ЧТОБЫ Я СОЕДИНЯЛ, ГДЕ ЕСТЬ ССОРА. ЧТОБЫ Я ГОВОРИЛ ПРАВДУ, ГДЕ ГОСПОДСТВУЕТ ЗАБЛУЖДЕНИЕ. ЧТОБЫ Я ВОЗВИГАЛ ВЕРУ, ГДЕ ДАВИТ СОМНЕНИЕ. ЧТОБЫ Я ВОЗБУЖДАЛ НАДЕЖДУ, ГДЕ МУЧАЕТ ОТЧАЯНИЕ. ЧТОБЫ Я ВНОСИЛ СВЕТ ВО ТЬМУ, ЧТОБЫ Я ВОЗБУЖДАЛ РАДОСТЬ, ГДЕ ГОРЕ ЖИВЕТ. ГОСПОДИ, БОЖЕ МОЙ! УДОСТОЙ! ЧТОБЫ НЕ МЕНЯ УТЕШАЛИ, НО Я УТЕШАЛ. ЧТОБЫ НЕ МЕНЯ ПОНИМАЛИ, НО Я ДРУГИХ ПОНИМАЛ. ЧТОБЫ НЕ МЕНЯ ЛЮБИЛИ, НО ЧТОБЫ Я ДРУГИХ ЛЮБИЛ. ИБО КТО ДАЕТ - ТОТ ПОЛУЧАЕТ. КТО СЕБЯ ЗАБЫВАЕТ - ТОТ ОБРЕТАЕТ. КТО ПРОЩАЕТ, ТОМУ ПРОСТИТСЯ. КТО УМИРАЕТ - ТОТ ПРОСЫПАЕТСЯ К ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ. АМИНЬ.

Где искать Царствия Божия?

"Если демоны будут склонять сердце твое к подвигу, превышающему силы твои, не слушай их: ибо это их обычное коварство - возбуждать человека к тому, чего совершить не может, дабы впал он в руки их, и они возрадовались об нем" (авва Исайя).

"Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17,21).

Кому открывается оно?

Тому, кто исполнит Божий закон.

В чем состоит Божий закон?

Он весь в двух заповедях

"Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим" и "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф. 22,37-39).

Или, как говорит Апостол Павел:"Ибо заповеди: "не прелюбодействуй", "не убивай", "не кради", "не лжесвидетельствуй", "не пожелай чужого" и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя" (Рим. 13,9).

А для того, чтобы душа достигла состояния любви, мало отречься от мира, от привязанностей, от богатства - надо побороть этот мир в самом себе, надо побороть свои страсти.

Таким образом: Царствие Божие, находящееся внутри нас, достигается умерщвлением плоти.

Это определило весь дальнейший подвижнический путь христианства.

Господь сказал:"Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну" (Мф. 5,29-30).

Эту основную заповедь аскетизма Святые Апостолы раскрыли подробно:"Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание" (Кол. 3, 5).Они говорят, что этот путь умерщвления плоти - необходимое условие для духовной жизни:"Если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете" (Рим. 8, 13).

Умерщвление плоти Апостолы считают признаком христианина:

"...Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал. 5,24).

На пути в Царствие Божие стоят гордость, самолюбие, сластолюбие, чревоугодие, леность, зависть, чувственность - все это надо побороть в себе.

Схиигумен Савва.

Богу уподобляется тот, кто прощает обиды ближнему. Перенесшие без ропота обиды по смерти причитываются к лику мучеников и становятся настолько близки к Богу, что молитвы их могут спасти даже и своих оскорбителей.

Кто злодея помянет добром, тот великий человек пред Богом.

Терпи обиды, неприятности, несправедливости, не дерзай по гордости винить в них своего ближнего. Поверь, вина лежит не на нем, а на тебе: Господь желает очистить грехи твои, вот и посылает тебе как бы незаслуженную скорбь и обиду. Но опять напоминаю тебе: она заслужена тобою, твоими грехами разными прежними, и приими скорбь с радостью, как лекарство от Самого Господа, а обидчика считай небесным другом, целителем твоей души; тогда никакая обида не потревожит тебя, а только будет звать тебя к покаянию, смирению, терпению и увеличивать здравие твоей души и делать тебя любезным Богу.

Если грехов у тебя мало, а обид много, то опять не беспокойся: за все получишь богатые возмездия от Бога. Сказано: «Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради; радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф. 5, 11-12).

Обиды, несправедливо претерпеваемые нами от кого бы то ни было, Бог вменяет нам или в отпущение грехов, или в награду.

Будь покоен за обидчика, и над ним есть строгий Судия - Господь, Который будет судить и его и тебя нелицемерно. Но ты не радуйся, если обидчик впадает в беду, все же он твой целитель был, допущенный или прямо посланный Богом. Осуждая его или злорадствуя о его беде, ты сам становишься другом демонов, поэтому по истине поступишь, если о всех будешь иметь только доброе, за всех молиться и всем благотворить, особенно обидчикам: они твои целители и духовные друзья.

Но скажешь: «Как стерпеть, когда близкий обижает, поступает несправедливо?» Хорошо, а ты не оскорбляешь сам ежеминутно Бога? Не хулишь Его всесвятое имя своими беззакониями всяческими и маловерием? А Он, вместо казни, тебя щадит, о тебе заботится и необходимое посылает тебе в жизни, а за покаяние поставляет тебя в число Своих друзей; разве не должен потому и ты прощать ближнему от всего сердца все обиды? Если не прощаешь, и тебе Господь не простит.

Часто за одно приветствие ближнему душа чувствует в себе добрую перемену; напротив, за один косой взгляд на ближнего теряется благодать и любовь Божия. Опыт показал, что не надо плохо мыслить о человеке, потому что за это теряешь благодать Святаго Духа.

Для мира душевного надо свою душу приучить, чтобы она любила оскорбившего и молилась за него. Мы страдаем до тех пор, пока не смиримся. Если кто тебя обидел, молись за него Богу, и тогда сохранишь мир в душе.

Не на ум рассчитывай и не на здоровье, а на благодать. Потеря благодати страшнее всех потерь; нет бедственнее состояния человека, потерявшего благодать. Весьма немногие возвращали ее великими подвигами. Надо иметь непрестанную бдительность, чтобы сохранить ее.

Блаженная Синклитикия: много у дьявола острых орудий. Когда не победил он душу бедностью, – приносит богатство к обольщению. Не одолел ее обидами и поношениями, – расточает на нее похвалы и славу. Побежден здравием человека, – тело его поражает болезнями. Ибо, не могши обольстить его удовольствиями, покушается совратить душу невольными трудами, поражает человека тяжкими болезнями с тем, чтобы через сие в нерадивых помрачить любовь к Богу (Древний патерик. 7:23).

Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рождён, и всякий, любящий Родившего, любит и Рождённого от Него.

Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его.

Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки. 1Ин.5:1-3)

Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?

Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:

Сия есть первая и наибольшая заповедь;

Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;

На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.(Мф.22:36-40)

Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;

И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими.

И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём(Втор.6:4-6)

Любовь к Богу и ближним является плодом Духа Святого: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.(Гал.5:22,23)

Любовь к ближним неразрывно связана с любовью к Богу: Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.

Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?

И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. (1Ин.4:19,21)

В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.

Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.(1Ин.4:10-11)

Любовь к Богу возникает при осознании того, кто есть Бог. Это чувство может начать развиваться на основе благодарности к Богу, когда человек осознаёт, как Господь любит его, что Бог сделал для него лично и для всего человечества в целом:

Апостол Павел пишет замечательный гимн любви: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.(1Кор.13:1-8)

Церковь Христова.

Если же мы верим во Христа, то мы верим и каждому Его слову. А Он сказал: "Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее". И еще сказал: "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин. 6:53). Причащение Телом и Кровью Христовыми происходит в Церкви, которую Он основал, завещал апостолам и которая пребудет непоколебимой до скончания века. Можно ли одновременно верить во Христа и не верить Христу? Можно ли верить во Христа и не быть в Его Церкви?

У святого Иоанна Лествичника спросили, как определить: приближается ли человек к Богу или отдаляется от Него. На это он ответил: «Верный признак заблуждения - это уклонение от церковных служб». Через участие в Богослужениях православные христиане входят в таинственное общение с Богом и получают от Него благодатные силы для праведной жизни. Но путь христианина всегда увенчан страданием, и только со Христом этот путь - радость!

Святой апостол Павел говорит, что “Церковь Бога живаго стопл и утверждение истины”. Церковь основана Господом Иисусом Христом. Господь Иисус Христос является главой Церкви, которую Он основал. Апостол святитель Иоанн Богослов говорит: «Церковь Бога живаго есть столб и утверждение истины.» И она (церковь) имеет на это основание, потому что сам Господь сказал в Евангелии: «Созижду церковь свою и врата ада не одолеют ее».

И действительно Господь говорит: «Кто упадет на этот камень, тот разобьется, а на кого он упадет – тот будет раздавлен.» Вспоминая историю,мы знаем сколькие выступали против церкви – и материалисты и коммунисты и прочие, которые пытались опровергнуть учение церкви. Но вот мы видим с Вами что их след «простыл» , и память о них почти исчезла. А они были в силе, а церковь - в гонении. Но тем не менее мы видим, что те кто был в силе, воинствующие атеисты и прочие – претерпели полное фиаско - то есть полное поражение. А церковь, с помощью Божьей, выстояла. Мы видим как Римская империя, которая была языческой, поверглась и стала христианской, хотя очень много мучеников христианских сжигали на кострах, убивали, предавали му

Для тех, кто это понимает и принимает

Мудрые фразы святых отцов

«Мы имеем право судить только самих себя. Даже рассуждая о каком-либо человеке, мы уже невольно осуждаем его».
Преподобный Серафим Вырицкий

«Счастье - это то, к чему нечего добавить».
Монах Симеон Афонский

«Мы не выбирали ни страну, где родимся, ни народ, в котором родимся, ни время, в котором родимся, но выбираем одно: быть людьми или нелюдями».
Патриарх Сербский Павел

«Не гоняйся ни за хорошими отметками, ни за хорошим о себе мнением. Делай все по силе своей и по совести, а прочее отдай в волю Божию. Это самый хороший путь; он даст спокойствие и мир душе, что дороже всего».
Игумен Никон (Воробьев)

«Любовь - это когда вы можете молча рядом быть вместе и вам не нужно говорить, чтобы общаться».
Митрополит Антоний Сурожский

«Не ищи ничего вне души - все в ней. Ищи счастье в собственном твоем сердце: если его там нет, то нигде не найдешь».
Святитель Филарет (Дроздов)

«Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир, вы будете счастливы».
Прeподобный Алексий Зосимовский

«Чем дольше человек сидит без дела, тем больше расслабляется, а чем больше работает, тем сильнее становится. Помимо того что работой он отгоняет от себя печаль, ещё и помогает себе духовно».
Старец Паисий Святогорец

«Есть такое великое искусство - умение мириться. Но есть искусство и выше этого - способность не ссориться».
Священник Анатолий Гармаев

«Жизнь - драгоценный и единственный дар, а мы бессмысленно и беспечно тратим ее, забывая о ее кратковременности. Мы или с тоской смотрим в прошлое, или ждем будущего, когда, будто бы, должна начаться настоящая жизнь. Настоящее же, т. е. то, что и есть наша жизнь, уходит в этих бесплодных сожалениях и мечтах».
Священник Александр Ельчанинов

«Одна из характеристик мудрого человека - умение прощать. Мы все несовершенны, и мудрый человек это понимает. А пока человек этого не поймет, у него вся жизнь будет проходить в выяснениях отношений. Надо научиться прощать!»
Профессор, кандидат психологических наук, монахиня Нина Крыгина

«Признак человека, обретшего Бога, - исходящие из него тишина и покой».
Монах Симеон Афонский

«Не забывай никогда, даже в самые темные дни твоей жизни, благодарить Бога за все, Он ждет этого и пошлет тебе новые блага и дары. Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается».
Старец Николай Гурьянов

«Случайностей нет в жизни, но каждое обстоятельство имеет высший духовный смысл, ведет к познанию воли Божией».
Игумения Арсения

«Так дано много! Так легка трата: возлюби Бога, полюби брата, накорми пташку, пожалей кошку, дай больным чашку, а другим - ложку. Так уж Всевышний создал: мы - люди не когда дышим, а пока - любим…»
Протоиерей Андрей Логвинов

«Если кто-то раздражён - лучше не пытаться заговорить с ним, пусть даже и по-доброму. Он похож на раненного, которому даже ласковое поглаживание раздражает рану».
Старец Паисий Святогорец

«Секрет счастья - это внимание друг к другу. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен её ежедневный хлеб.»
Императрица Александра Федоровна Романова

«Не говори: сегодня согрешу, а завтра покаюсь, но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра.»
Преподобный Ефрем Сирин

«Для того, кто верует, нет вопросов, а для того, кто не верует, нет ответов».
Авва Исарий

«Всегда радуйтесь! От внутренней натуги ничего доброго не сделаешь, а от радости - что угодно можно совершить».
Преподобный Серафим Саровский

«Усталость бывает разной - плохой и хорошей. Плохая - когда понимаешь, что ты вымотан суетой, вымотан делами, которые твоей душе постылы, которые, возможно, и полезны с точки зрения материальной, но сердцу не дают ничего. А хорошая - когда есть уверенность, что все делаемое ради Бога и ради ближнего делается, когда, может и сил никаких в теле не осталось, а на душе мир и покой. Мир с Богом и покой от этого мира.»
Игумен Нектарий (Морозов)

«Жить проще - лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет, как случится - это и есть жить проще».

«Если что-то вышло не по твоей воле - радуйся: значит вышло по воле Божией!»
Протоиерей Вячеслав Резников

«Переполненный сосуд выливается через край. Так и переполненное сердце человека изливает на ближних то, чем оно полно».
Преподобный Силуан Афонский

«Найди в ближнем хотя бы одну добрую черту, качество, которого у тебя нет, и по этой положительной черте цени, люби, восхищайся, радуйся и воспринимай его. На остальное не обращай особенного внимания».
Старец эгинский Иероним

«Любите друг друга, сохраняйте мир любою ценою, пусть пострадает дело, но сохранится мир.»
Игумен Никон (Воробьев)

«Как ни тяжел крест, который несет человек, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца.»
Преподобный Амвросий Оптинский

«Господи! Дай мне сердце простое, незлобивое, открытое, верующее, любящее, щедрое, достойное вместилище Тебя Всеблагого!»
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

«Человек, который знает, что такое благодарность, всем доволен. Он думает о том, что Бог ему даёт каждый день, и радуется всему. Но если человек неблагодарный, он всем недоволен, ропщет по всякому поводу и мучается… Сеющий жалобы, жалобы пожинает и копит боязнь. А сеющий славословие вкушает божественной радости и благословения вовеки».
Старец Паисий Святогорец

«Людям невозможно дать чужие крылья - они должны вырастить их сами»
Монах Симеон Афонский

Изречения Святых отцов и учителей Церкви
1. В жизни то ценно – что в радость, а все остальное как раз «суета сует и томленье духа»

2."Если человек искренне молит и не получает просимое - значит Господь готовит ему большее и лучшее, чем он просит."
Святитель Иоанн Златоуст

3.Предадимся на волю Божию и тогда увидим Промысл Божий, и даст нам Господь то, чего и не ждем.
Преподобный Силуан Афонский

4.Кто не торопится сделать добро, тот его не сделает. Добро могут сделать только пламенные, искренние, горячие. Истинно добрым может быть только молниеносно добрый человек. Эта молниеносность - есть выражение духовной силы и светлой веры.
Архиепископ Иоанн (Шаховский) Сан-Францисский

5.Наш Ангел Хранитель не удалится от нас до тех пор, пока мы не отгоним его своими дурными делами. Подобно тому как дым отгоняет пчел или смрад отпугивает голубя, так же смрад греха гонит от нас Ангела, который хранит нашу жизнь.
Святитель Василий Великий

6.Не суди и не обижайся на людей. Что бы они тебе ни сделали, не возненавидь никого. Каждый поступает согласно тому, как научен, какой имеет характер. Не многие обладают добротой и рассуждением.
Старец Иероним Эгинский

7.Потерпите, не раздражайтесь, главное, не злитесь. Злом зла никогда не уничтожишь, не выгонишь его. Оно боится только любви, боится добра.
Из писем святителя Афанасия исповедника, епископа Ковровского (Сахарова)

8.Крепко наблюдай за проявлениями гордости: она проявляется незаметно, особенно в огорчении и раздражительности на других из-за самых неважных причин.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

9.Мы обвиняем других, хотим исправить всех вокруг себя, но никогда не начинаем с себя. Это наша огромная ошибка. Начал бы каждый с себя, не было бы столько зла на свете.
Старец Фаддей Витовницкий.

10."Любовь есть источник Божественного огня в сердце".
Преподобный Иоанн Лествичник

11."О трех предметах не спеши рассуждать: о Боге, пока не утвердишься в вере; о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих, и о грядущем дне, пока не увидишь рассвета."
Святитель Николай Сербский (Велимирович)

12.Хочешь казаться прекрасною? Довольствуйся тем образом, который дал тебе Творец... Облекись в милосердие, в человеколюбие, в целомудрие, в смирение. Все это дороже золота.
Святитель Иоанн Златоуст

13.Старайся, сколько можешь, любить всякого человека. Если же не можешь, то по крайней мере не ненавидь никого.
Преподобный Максим Исповедник

14."Действенны только молитва, молчание и любовь... Лучше через тайную молитву обращаться к сердцу других людей, чем к их ушам".
Старец Порфирий Кавсокаливит

15"Не осуждай других, потому что часто случается, что не зная человека, говорят о нем плохо, а он по уму подобен ангелам".
Преподобный Силуан Афонский

16."Доверяй тем, кто прост с тобой и говорит тебе правду, какая бы она ни была, эти люди первыми придут к тебе на помощь!"
Преподобный Силуан Афонский

Просмотров