В зависимости от количества исполнителей ансамбль называется. Ансамбль

  • Аграрная реформа П.А. Столыпина: основные задачи и последствия;
  • Административная реформа в Российской Федерации: задачи и основные направления реализации.
  • Административная реформа: причины реформирования, основные проблемы реализации.
  • Анализ финансовой деятельности банка: цели, направления и основные показатели.
  • Типы ансамблей

    Под наименованием тип ансамбля понимают характеристику исполнительского коллектива по составляющим группам певческих голосов. Известно, что певческие голоса распределяются на три группы - женские, мужские и детские. Таким образом, ансамбль, объединяющий голоса одной группы, называется однородным, а ансамбль, имеющий комбинации из женских (или детских) и мужских голосов или певческих голосов всех трех групп, зовется смешанным. В исполнительской практике распространены четыре типа ансамбля: женские, мужские, детские, смешанные.

    Исходя из характеристики типов хоров А. А. Егорова, можно подразделить ансамбли на однородные, неполные и смешанные, где первый тип состоит из объединения детских, или женских, или мужских голосов; второй - из объединения однородного хора и отдельного типа голосов; третий тип ансамбля основан на объединении разнородных голосов.

    Исходя из характеристики типов хоров П. Г. Чеснокова, ансамбли подразделяются:

    Однородные типы ансамбля:

    В результате соединения однородных групп получается полный смешанный ансамбль, который состоит из девяти партий - I сопрано, II сопрано, I альты, II альты, I тенора, II тенора, баритоны, басы и октависты.

    По регистрам ансамбль подразделяется на три слоя соответственно звучности аккорда (при удвоениях) - слой верхних голосов (I сопрано, I тенора), слой средних голосов (II сопрано, II тенора, альты, баритоны), слой нижних голосов (басы, октависты).

    Диапазоны ансамблей

    · Детский ансамбль: ля малой – соль 2-й

    · Женский ансамбль: фа малой – ля 2-й

    · Мужской ансамбль: фа большой – до 2-й

    · Смешанный ансамбль: фа большой – ля 2-й

    Технические и художественные возможности ансамблей

    Детский ансамбль. Технические возможности не велики, художественные тоже очень ограниченны, так как в основном характер звучания голосов детей однородный, отличается лёгкостью, прозрачностью, звонкостью и светлостью.

    Женский ансамбль. Голоса женского ансамбля примерно соответствуют детским, однако диапазон более широкий, тембровая палитра более богатая, звучание в целом отличается силой, плотностью и насыщенностью, технические и художественное возможности гораздо выше и разнообразнее.



    Мужской ансамбль. Из всех типов однородных ансамблей данный обладает наиболее высокими как техническими, так и художественными возможностями. Обусловлено это широким диапазоном, который приближается к трём октавам (2,6), что характеризуется звучанием светлым и звонким тембрально в верхнем регистре (приближаться к женскому звучанию), и большой силой, яркостью и мощностью звучания в нижнем регистре. Поэтому звучание мужского ансамбля можно даже сопоставить смешанному.

    Смешанный ансамбль. Из всех видов ансамблей наиболее совершенен как в техническом, так и в художественном плане, совмещая возможности однородных ансамблей – мужского и женского.

    Количественный состав ансамбля

    По количеству певцов, составляющих ансамбль, различают дуэт, терцет, квартет, квинтет, сэкстет, сэптет, октет, нонэт, децимет, ундецимет. Количество людей в коллективе от 12 человек принято считать хором.

    Вид ансамбля

    Под понятием вид ансамбля подразумевается характеристика исполнительского коллектива или произведения по количеству самостоятельных партий.



    Композиторы создают произведения для ансамбля самых разных составов - одно-, двух-, трех-, четырех- и более голосные. Принципы применения в ансамблевых партиях дивизии чаще всего связаны с гармоническими и темброво-колористическими сочетаниями голосов, иногда также и с выявлением композиторами смешанных красочных тембров (например, исполнение мелодии в унисон альтами и тенорами и т. п.).

    Бэк-вокал

    Бэк-вокал (англ. backing vocal - дословно «пение на заднем плане»), или подпевка - песенное исполнение, сопровождающее основную вокальную партию.

    Бэк-вокалист (англ. backing vocalist, backup singer, background singer) - человек, аккомпанирующий своим пением соло-вокалисту. При записи альбомов нередко роль бэк-вокалиста исполняет тот же человек, что и основную вокальную партию. При этом на живых выступлениях эта роль либо перекладывается на участников группы или специально приглашённых певцов, либо она исполняется посредством наложения фонограммного звучания. Количество бэк-вокалистов – в зависимости от слиля и жанра музыки – от двух и более человек. Как правило бэк-вокал присутствует на довольно коротких участках композиций и вторит основному вокалу. Ярким примером таких моментов являются припевы. Однако помимо поддержки основной линии бэк-вокал может служить и в качестве контраста. Лучше всего подобный контраст выражен в композициях рок-групп, использующих такие манеры пения, как гроулинг и скриминг (Pagan metal, Death metal и другие близкие жанры). В рэп-музыке бэк-вокалистов часто называют хайпмэнами (hype men)

    Хор (др.-греч. χορός - толпа) - хорово́й коллектив, пе́вческий коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора); совместное звучание человеческих голосов.

    Хор отличается от вокального ансамбля (вокального трио, квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух (по П. Чеснокову, трёх) или более человек исполняющих одну и ту же партию.

    Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.

    Чаще всего хор включает в себя четыре хоровые партии: сопрано, альты, тенора, басы. Но количество партий в принципе не ограничено т. к. каждая из этих основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных партий (это явление у музыкантов называется дивизи): в партесных концертах Василия Титова 12 и более хоровых партий; «Stabat Mater» Кшиштофа Пендерецкого написана для тройного хора по 4 голоса в каждом (в общей сложности 12 хоровых партий).

    Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без сопровождения называется пением a cappella. Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Как правило на репетициях хора в процессе разучивания произведения, написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано; также фортепиано используется как вспомогательный инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella.

    Ансамбль (от фр. ensemble - вместе , множество ) - означает совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками или музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей; излюбленный с давних времен тип музицирования. В соответствии с количеством исполнителей (от двух до десяти), ансамбль называется дуэтом, трио (терцетом), квартетом, квинтетом, секстетом, септетом, октетом, нонетом или дециметом - по латинским названием цифр. Как самостоятельные произведения ансамбли принадлежат к области камерной музыки, но входят также и в состав опер, ораторий, кантат. ВИА (вокально - инструментальные ансамбли) были распространены в России в семидесятых годах.

    История подсказывает нам один из возможных путей образования ансамбля: к поэтическому напеву рожка пастуха присоединяется другой инструментальный «голос», он робко ищет себе путь и находит его, оплетая мелодию первого исполнителя выразительным орнаментом звуковых кружев, не мешающих слушать этот напев, но оттеняющих его красоту, как бы подчеркивающих изобретательные находки.

    Несколько певцов задорно выводят русскую народную хороводную песню. Они поют ее вместе. У одного просто не вышло бы такое многообразие эмоциональных оттенков, многоцветье вокальных узоров, создаваемых различными сочетаниями голосов. Это тоже ансамбль. Им не назовешь соревнование певцов, где каждый из претендентов на победу стремится показать прежде всего собственное мастерство. В ансамбле, напротив, каждый старается соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль, технические приемы с индивидуальностью, стилем, приемами исполнения партнеров, что обеспечивает слаженность и стройность исполнения того или иного музыкального произведения в целом. То же самое можно сказать и об искусстве танцевальных ансамблей.

    Составы инструментальных ансамблей немногочисленны. Каждую партию в них исполняет один музыкант (камерные ансамбли: дуэт, трио, квартет, квинтет и др.). Наиболее распространенные по составу: фортепьянный дуэт, струнный квартет, квинтет духовых инструментов, дуэт скрипки с фортепьяно, трио (скрипка, виолончель, фортепьяно) и другие - можно часто слышать на отечественной и зарубежной концертной эстраде.

    В XVI-XVIII вв.. существовали различные формы полифонического ансамбля. В эпоху венской классики образовались характерные ансамблевые жанры, сохранившие свое значение до настоящего времени (дуэт скрипки с фортепьяно, струнный квартет и т. д.).

    · музыкальное сочинение для двух инструментов или двух голосов с инструментальным сопровождением. Каждая партия дуэта имеет самостоятельный характер. Форма инструментального дуэта обширнее, вокального - более простая. Вокальный дуэт пишется как самостоятельный концертный номер или входит в состав вокально-инструментального сочинения, например оперы;

    · любой артистический коллектив из двух человек: дуэт певцов, музыкантов, танцоров, актеров театра или кино.

    · в переносном смысле - любой коллектив из двух человек, имеющий общую деятельность (например, дуэт футбольных нападающих).

    СОЛО (итал. solo, от лат. solus - один) , исполняемые одним певцом или инструменталистом (с сопровождением или без сопровождения) самостоятельная партия или эпизод произведения.

    По количественному составу ансамбли можно разделить на малые, средние и большие.

    Каждый из них имеет свои закономерности организационного, творческого и психологического характера. Состав малых ансамблей обычно не превышает семи - восьми человек.

    Психологи считают, что стабильность отношений, взаимная симпатия, единство взглядов и действий возможны именно в такой группе партнёров. Но согласованность достигается здесь лишь при психологической совместимости всех участников группы. Подобрать коллектив из семи-восьми максимально совместимых музыкантов гораздо труднее, чем из двух-трёх. Поэтому в исполнительской практике чаще встречаются дуэты, трио, квартеты. Реже встречаются квинтеты, секстеты, септеты, октеты.

    Нужно сказать, что процесс становления разнообразных по составу народных ансамблей в настоящее время далеко не завершён, вводятся новые инструменты, наблюдается постоянное стремление расширить тембровые границы, обогатить репертуар.

    Существуют два вида ансамблей русских народных инструментов: - однородные и смешанные.

    О репертуаре. При организации ансамбля в учебных заведениях или в коллективах художественной самодеятельности руководитель (педагог) сталкивается с проблемой репертуара.

    К сожалению, композиторами создаётся недостаточно музыки именно для различного рода ансамблей.

    Ансамблям постоянно приходится сталкиваться с проблемой и трудностью пополнения репертуара. Конечно, нужно уметь грамотно и хорошо делать переинструментовки с других партитур, либо инструментовки из фортепианного клавира и так далее.

    Решение проблемы репертуара для ансамблей народных инструментов всегда находится в творческой компетенции руководителя. Подбирая репертуар, руководитель использует различные источники, это и изданные репертуарные сборники, учебные инструментовки студентов, учащихся, и обмен репертуаром между ансамблями. Руководитель должен всегда поддерживать контакты с другими творческими коллективами.

    Именно ансамбль может стать творческой лабораторией по инструментовке. В ансамбле значительно быстрее, чем в оркестре можно сделать анализ партитуры, внести поправки, найти оптимальный вариант звучания. Инструментовщику необходимо по-настоящему вникнуть в характер произведения, его фактуру, учитывать темпы, динамику, штрихи и т.д.

    В ансамбле обычно функции инструментовки отличаются от оркестровых; каждый инструмент может быть, как мелодическим, так и аккомпанирующим, функции инструментов становятся более разнообразными. Отличие их состоит ещё и в более полном использовании выразительных приёмов игры, всяких выдумок, находок, благодаря которым полнее раскрывается содержание и образы музыкального произведения.

    Репертуар должен быть не только разнообразным и высококачественным в художественном отношении, но и понятным, доступным для учащихся, а также хорошо переложенным для данного ансамбля.

    При подборе репертуара следует также учитывать сферу возможностей применения отобранного ансамблевого произведения в музыкальной практике. Целесообразно составлять репертуарный план из произведений различного практического применения с учётом ситуации будущей деятельности ансамбля.

    Целенаправленный отбор репертуара непременно предполагает постепенное усложнение заданий, охват основного жанрового содержания музыкальной литературы народного ансамбля.

    В основном репертуар ансамбля следует включать произведения народной музыки, сочинения русских и зарубежных композиторов.

    Различные виды ансамблей позволяют ознакомиться с отрывками из симфоний, опер, балетов и других музыкальных произведений разных жанров и тем самым расширяет музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию этих произведений в концертном зале, в театре.

    Просмотров