Спарта герб. Спартанские воины: исторические сведения

Армия Спарты- военное формирование города-государства Спарты. Считалось, что «спартанский воин стоит несколько других воинов»

Впервые спартанская армия упоминается в Илиаде. В трактате «Государственное устройство лакедемонян» Ксенофонт подробно рассказывает о том, как была организована спартанская армия в его время.

Вооружение спартанца составляли копье, короткий меч и защитное вооружение: круглый щит, шлем, панцирь на груди и поножи. Вес защитного вооружения достигал 30 кг. Тяжеловооруженный боец назывался гоплитом. В состав спартанского войска включались и легковооруженные бойцы, вооружение которых составляло легкое копье, дротик или лук со стрелами. Основу спартанской армии составляли гоплиты, имевшие численность порядка 5-6 тысяч человек.(1)

Постоянные междоусобные войны греческих полисов, (самостоятельный город- государство, такие как Афины, Спарта, Мекены и т.д.) и внешней угрозы с востока, привело к необходимости профисианальной армии и воинов.Спартанский царь Ликург, после совета оракула в Дельфах, отправился в путешествие по известному миру(часть Европы, Азии, и Египет) собирая всю информацию о военной подготовке, и боевом искусстве того времени.Вернувшись в Спарту, он вводит новые реформы по которым спартанский гражданин должен жить всю жизнь.Именно эти реформы сделали Спарту такой какой ее знает весь мир.

С самого рождения ребенка осматривали, будь то девочка, или мальчик, если он был убогим, или с каким то дефектом, либо слабым, его бросали в пропасть.Если же ребенок был здоров, с самого детства его подвергали испытаниям.

М альчика до семи лет обучал отец, передавая свои знания, и закаляя его для будущих сражений.В возрасте семи лет, его забирали от родителей, и отдавали в первый в мире военный лагерь.

Он проходил обучение по системе Агоге. Мальчика учили убивать, ввести бой с оружием(копье, щит, меч), ему разрешалось носить лишь тунику зимой и летом, он спал на соломяной подстилке в казарме, его мало кормили и ему приходилось воровать а иногда даже убивать что бы выжить, постоянные физические упражнения, его били палками и плетьми что бы он учился скрывать боль, испытания не прекращались не на минуту.

Кроме воинского искусства их учили писать, читать, петь песни.Разговаривали они лаконично, то есть кратко и ясно, именно от Спарты берет начало такой стиль разговора, потому что второе название этой страны Лакония.Именно в Спарте впервые в мире было введена песнь и музыка в военных целях, во время похода, для ритма шага, и построения.

Однажды одного спартанского юношу отправили на охоту, он обнаружил лисье гнездо, возле которого лежала мертвая лиса, а в норе был живой лисенок, мальчик взял его (хотя это было запрещенно), и прятал под туникой.Как-то при построении мальчик не издав ни звука, упал замертво, когда его перевернули, под туникой обнаружили лисенка и расцарапанное до органов тело.Он пожертвовал собой ради жизни лисенка, также они жертвовали собой во всем, особенно во славу своей родины.Они были самоотверженны, им запрещалось носить украшения, что бы не быть избалованными, они ели простую пищу. «Мое богатство, - говорится в одной спартанской песне, - мое копье, мой меч, мой славный шлем, крепость моего тела.Стиль боя которому обучали спартанца назывался «танец с оружием». В возрасте 20 лет он завершал свое обучение и его отдавали в регулярную армию, где он начинал служить своей родине. Спартанцы всегда сражались до последней капли крови и никогда не сдавались в плен!

Причины могущества Спарты

Спартанцы считали себя Гераклидами – потомками героя Геракла. Их воинственность стала нарицательной, и совершенно обоснованно: боевой строй спартанцев был прямым предшественником фаланги Александра Македонского.

Спартанцы очень чутко относились к знамениям и пророчествам, и внимательно прислушивались к мнению дельфийского оракула. Культурное наследие Спарты не оценено так же подробно, как афинское, во многом из-за настороженности воинственного народа к письму: к примеру, их законы передавались устно, а на не-воинских надгробиях было запрещено писать имена умерших.

Однако если бы не Спарта, культура Греции могла бы быть ассимилирована чужеземцами, беспрестанно вторгавшимися на территории Эллады. Дело в том, что Спарта была фактически единственным полисом, в котором не просто была боеспособная армия, но вся жизнь которого подчинялась строжайшему распорядку дня, призванному дисциплинировать воинов. Возникновением такого милитаризированного общества спартанцы были обязаны уникальным историческим обстоятельствам.

В ходе оккупации они не подвергли местное население смерти, но решили подчинить его себе и сделать рабами, которые известны как илоты – буквально «пленные». Создание колоссального рабовладельческого комплекса повлекло за собой неизбежные восстания – уже в VII веке илоты в течение нескольких лет боролись с поработителями, и это стало уроком Спарте.

Их законы, созданные по легенде царем-законодателем по имени Ликург (в переводе – «волк-труженик») еще в IX веке, послужили укреплению дальнейшей внутриполитической обстановки после завоевания Мессении. Земли илотов спартанцы распределяли между всеми гражданами, а все полноправные граждане имели гоплитское вооружение и составляли костяк армии (порядка 9000 человек в VII веке – в 10 раз больше, чем в любом другом греческом полисе). Укреплении армии, спровоцированное, возможно, опаской перед последующими восстаниями рабов, способствовали чрезвычайному подъему влияния спартанцев в регионе и формированию особенного строя жизни, характерного только для Спарты.

Для оптимальной тренировки воинов-мальчиков с семи лет отправляли в централизованные государственные структуры для воспитания, и до восемнадцати лет те проводили время в интенсивных тренировках. Это было и своеобразной ступенью инициации: чтобы стать полноправным гражданином, нужно было не только успешно пройти все годы тренировок, но и в качестве доказательства своего бесстрашия в одиночку убить кинжалом илота. Неудивительно, что у илотов постоянно возникали поводы для очередных восстаний. Широко распространенная легенда о казни неполноценных спартанских мальчиков или даже младенцев, скорее всего, не имеет под собой реальной исторической основы: в полисе даже была определенный общественная прослойка «гипомейонов», то есть, физически или умственно неполноценных «граждан».

Конницы было очень мало, так как жители считали этот род войск несущественным. Главной силой выступали пехотинцы (гоплиты). Их вооружение состояло из тяжелого щита, меча и длинного копья.

Греческие гоплиты: кто это?

Не секрет, что история Древнего мира почти сплошь состоит из вооруженных конфликтов и жестоких войн. Каждое государство стремилось иметь собственные боеспособные армии, и Греция не была исключением. Основную массу ее войск составляли гоплиты - тяжеловооруженные пешие воины. Впервые они появились в армии Древней Спарты. Греческие гоплиты, по сути, являлись солдатами-гражданами и служили на благо города-государства, в котором проживали.

В те времена несение воинской службы было долгом каждого мужчины. Поэтому любое из собраний граждан неминуемо превращалось в сходку либо уже отслуживших свое ветеранов, либо еще состоящих на службе в данное время солдат. Получается, что каждый гражданин свободного полиса рано или поздно становился гоплитом.

Надо сказать, что эти тяжеловооруженные пехотинцы, начиная с VII века и на протяжении последующих четырех столетий, доминировали на полях сражений. Известно, что до отца царя Филиппа II, гоплиты были основой классической фаланги.

В Древней Греции пехота делилась на несколько тактических единиц. Высшими были моры, затем лохи, которые, в свою очередь, были разбиты на более мелкие подразделения. Начальники, командующие морами, назывались полемархами, а лохами - лохагами.

Вооружение

Греческие гоплиты всегда носили при себе аргивские щиты, или гоплоны. Они имели круглую форму и весили более 8 кг. Интересен тот факт, что при бегстве воины первым делом бросали свои щиты из-за их непомерной тяжести, поэтому потеря гоплона считалась позорной для любого гоплита. Их использовали не только для прикрытия тела во время боя, но и в качестве носилок, на которых помещали раненых или погибших товарищей.

Историки часто связывают происхождение известного выражения «со щитом или на щите» именно с этим греческим снаряжением. Чаще всего гоплон состоял из деревянной основы, которая была с внешней стороны оббита железным или бронзовым листом, а с внутренней - обтянута кожей. На нем имелись удобные ручки, куда продевалась рука воина. Главным оружием гоплитов были ксифосы - прямые короткие или махайры - кривые мечи с обратным изгибом. Кроме того, им еще полагалось носить и ксистоны - трехметровые копья для метания.

Производство оружия

Изначально государство не заботилось об обеспечении своих воинов оружием и даже приняло закон, согласно которому каждый греческий гоплит (5 век до н. э.) обязан был экипироваться за свой счет, хотя полное обмундирование стоило недешево (примерно 30 драхм). Эта сумма была сравнима с месячным доходом ремесленника. Обычно столь дорогое оружие переходило по наследству.

Кстати, его производство в Древней Греции процветало в основном в полисах, а в небольшие поселения оно завозилось из других мест. Во времена Перикла в Афинах работала довольно большая мастерская, где занимались изготовлением щитов. Пожалуй, это было самое крупное производство в античной Греции. На нем трудилось около 120 рабов и достаточно большое количество свободных граждан.

Изначально воины носили на голове иллирийские шлемы, или кегли. Их делали из бронзы и украшали гребнем из конских волос. Они были в употреблении с VII по VI в. до н. э., пока их не заменили коринфскими. Новые шлемы были полностью закрытыми и имели отверстия только для рта и глаз. Вне боя их обычно сдвигали на затылок. Позже появились халкидские шлемы, которые оставляли открытыми еще и уши. Во II в. до н. э. наиболее популярными считались фракийские - со сравнительно небольшим гребнем, дополненные фигурными нащечниками и козырьком.

Торс воина спереди и сзади защищала анатомическая кираса - гиппоторакс. Чаще всего она весила около 1 таланта (примерно 34 кг), но у некоторых солдат были доспехи и в два раза тяжелее. Со временем гиппоторакс постепенно стали заменять более легким вариантом - льняным панцирем, называемым линотораксом.

Защищенными были и другие части тела. Так, греческие гоплиты были экипированы поножами - книмидами, а также наручами, которые использовались вплоть до самой середины V в. до н. э. Доказательством этого факта служат многочисленные археологические находки, обнаруженные учеными на На многих амфорах и других предметах быта довольно часто всречались изображения, где греческий гоплит (фото фрагмента такого сосуда представлено ниже) сражается с оружием в руках против очередного неприятеля.

Преобразования в армии

В VII-V в. до н. э. была проведена реформа по утяжелению доспехов гоплитов. Скорее всего, такие меры были приняты с целью сохранения жизни воинов, так как спартанская армия в то время состояла всего лишь из 8 мор, а это чуть больше 4 тыс. воинов.

Однако начиная с середины V в. до н. э. снаряжение греческих солдат стало облегчаться: льняные панцири стали вытеснять анатомические кирасы. Почти полностью исчезли и наручи. Причиной тому послужило изменение в построении войск. Оно стало более плотным и глубоким, а количество солдат в отрядах удвоилось. Лишь численность спартанских формирований осталась неизменной - по 144 воина в каждом. Из-за перемен в построении рубящие удары наносились все реже, поэтому руки солдат не подвергались опасности быть отрубленными. Теперь все чаще применялось поэтому копья удлинились с 3 до 6 метров. Так греческие гоплиты стали превращаться в сариссофоров - пеших воинов, составлявших основу фаланг.

Традиции

Обычно спартанцы выступали в поход в полнолуние, а перед этим их правитель всегда приносил жертву, чтобы им сопутствовала удача. Перед армией всегда несли огонь, взятый из Спарты, который был необходим для разжигания костров теперь уже для походных жертвоприношений. Кроме того, с собой в брали и изображение с обнявшимися Диоскурами. Они олицетворяли братский союз товарищей по оружию и были идеалами для спартанских воинов.

Греческий армейский лагерь почти всегда имел форму круга и хорошо охранялся илотами. Надо сказать, что во время походов спартанцы одевались очень нарядно. Вместо обычного плаща из грубой ткани они носили пурпурные одежды, а вместо парки - до блеска начищенное оружие. Вступая в бой, солдаты надевали венки, будто собираясь на какой-то праздник.

Структура армии

В войсках служили не только греческие гоплиты. Кто такие пельтасты и пращники, которые помогали спартанцам в бою, вы узнаете далее. Так как греки считали кавалерию совершенно бесполезной, лошадей часто использовали лишь для подвоза богатых воинов к полю боя. Поэтому в те времена, кроме тяжелой пехоты (гоплитов), была еще и легкая, состоящая из беднейших горожан и рабов. Последние, несмотря на свое подневольное существование, были достаточно надежными людьми, преданными своим хозяевам.

У каждого гоплита обязательно был свой невольник, который помогал ему надевать снаряжение. В бою рабы были пращниками, которые носили с собой матерчатые сумки с нескольким десятком глиняных или каменных ядер диаметром до 40 см. Также у них имелась специальная ременная петля, снабженная утолщением. Это и была праща. Ее мастерски раскручивали над головой, а затем отпускали. Ядро вылетало и с большой скоростью настигало противника, нанося ему серьезные ранения по открытым частям тела.

Метатели

Пельтастами называли легких пехотинцев, вооруженных дротиками. Их набирали из числа призванных на службу беднейших горожан, у которых не было возможности приобрести оружие и доспехи гоплита. Бывало, что некоторым из них приобреталось такое обмундирование за городской счет.

Пельтасты метали свое оружие на расстояние около 15 м. Им не требовался большой запас дротиков, так как они успевали воспользоваться только несколькими за то короткое время, пока враг не приближался вплотную. Надо сказать, что дротик как оружие был намного опаснее, чем стрела, так как, попадая в щит противника, застревал в нем, мешая проделывать какие-либо защитные манипуляции.

Физическая подготовка и обучение

Как известно, греческие гоплиты - это ополченцы, которые с трудом могли держать строй во время движения, а уж о навыках рукопашного боя не было и речи. Конечно, можно предположить, что свободные граждане занимались какими-то физическими упражнениями, однако работать постоянно над усовершенствованием своего тела, особенно по достижении более зрелого возраста, да еще и крестьянам, не было ни возможности, ни сил.

Другое дело спартанцы. С самого детства каждого их них обучали искусству войны. Они знали, как правильно воевать, и справедливо гордились этим. Спартанские гоплиты не только умели безукоризненно держать строй, в чем им помогали флейтисты, но и грамотно вели рукопашный бой. Они были чуть ли не самыми лучшими воинами Древнего мира.

300 спартанцев

Можно с уверенностью сказать, что главную роль по защите своих городов от неприятельских войск тогда играл именно греческий гоплит. 480 год до н. э. - это время, когда огромная армия царя Персии Ксеркса переправилась через пролив и вторглась на чужую территорию. Греция вынуждена была защищаться. Ее союзническая армия состояла из отрядов гоплитов, присланных из одиннадцати городов, в числе которых была и Спарта. Чтобы не допустить дальнейшего продвижения неприятеля вглубь страны, греки попытались перекрыть узкий Фермопильский проход. Два дня им удавалось отбивать превосходящие силы персов, но предательство одного из местных жителей, проведшего вражеские отряды в обход защитников, не давало ни единого шанса на победу. Все греческое войско отступило, кроме трехсот спартанцев и еще двух отрядов - фиванцев и феспийцев, которые, впрочем, в скорости тоже сдались на милость врагу.

Спартанцы знали, что им не выиграть бой, но отступить не позволяли закон и честь. Здесь, в Фермопилах, они защищали свою землю - Опунтскую Локриду и Беотию, через которые должна была пройти персидская армия. Мужественные гоплиты не отступили и погибли, приняв неравный бой.

Время неумолимо бежит вперед, но история все же сохранила неопровержимые доказательства существования свободного города Спарты и его храбрых воинов, защищавших свою землю от врагов. Их героизмом до сих пор восхищаются многие люди, а именитые режиссеры снимают о них фильмы. Кроме того, практически в любом магазине, где есть сувенирный отдел, обязательно найдется хоть одна довольно реалистичная фигурка греческого гоплита в необычайно красивом обмундировании.


Коринфская война
Клеоменова война
Война против Набиса Командиры Известные командиры

Структура и характеристика спартанской армии

Впервые спартанская армия упоминается в Илиаде . В трактате «Государственное устройство лакедемонян » Ксенофонт подробно рассказывает о том, как была организована спартанская армия в его время.

Вооружение спартанца составляли копье, короткий меч и защитное вооружение: круглый щит, шлем, панцирь на груди и поножи. Вес защитного вооружения достигал 30 кг. Тяжеловооруженный боец назывался гоплитом . В состав спартанского войска включались и легковооруженные бойцы, вооружение которых составляло легкое копье, дротик или лук со стрелами. Основу спартанской армии составляли гоплиты , имевшие численность порядка 5-6 тысяч человек.

Гоплиты вначале делились на 5 лохов , а к концу V века до н. э. спартанская армия имела 8 лохов . В IV век до н. э. организационная структура спартанской армии ещё более усложнилась. Низшим подразделением было братство или эномотия (64 человека); два братства составляли пентиокостис (128 человек); два пентиокостиса образовывали лох (256 человек); четыре лоха составляли мору (1024 человека). Все гоплиты входили в одну фалангу , которая представляла собой линейный строй копейщиков. Спартанская фаланга строилась в восемь шеренг в глубину. Дистанция между шеренгами на ходу была 2 м. , при атаке - 1 м, при отражении атаки - 0.5 м. При численности в 8 тысяч человек протяжение фаланги по фронту достигало 1 км. Поэтому фаланга не могла передвигаться на большое расстояние, не расстраивая своего порядка, не могла действовать на пересеченной местности, не могла преследовать противника. До боя при Левктрах (371 г. до н. э.) спартанская фаланга считалась непобедимой.

Ярчайшим примером спартанского мужества стало Фермопильское сражение , в котором 300 спартанских гоплитов в составе четырёхтысячного греческого контингента долгое время сдерживали армию царя Ксеркса I в ходе греко-персидских войн .

После Пелопоннесской войны Спарта на 4 десятилетия стала доминирующим государством в Греции.

В 146 году до н. э. вся Греция попадает под власть Рима и становится римской провинцией Ахеей . Спарта и Афины при этом получили права самоуправления, в пределах своей территории, в знак памяти об их былой славе.

Исследовательская литература

  • Андреев Ю. В. Спартанские «всадники» // Вестник древней истории. - 1969. - № 4 . - С. 24-36 .
  • Разделы:
    • Перманентная территориальная экспансия дорийской общины Лакедемона (с. 28-42);
    • Спартиаты: военные функции и статус (с. 49-51);
    • Периэки: военные функции и статус (с. 76-81);
    • Илоты: военные функции и изменение правового статуса (с. 99-107).
  • Зайков А. В. // Известия Уральского государственного университета. - 2009. - № 1/2 (63) . - С. 175-188 .
  • Зайков А. В. // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. - 2015. - № 4 (145) . - С. 125-132 .
  • // Мнемон: исследования и публикации по истории античного мира. № 11. СПб., 2012. С. 65-100.

См. также

Напишите отзыв о статье "Армия Спарты"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Армия Спарты

– Да, всё вперед, и на лугу вперед, и тут, – отвечал Ростов, поглаживая рукой своего взмылившегося донца.
– А я на французской, ваше сиятельство, – сзади говорил Лаврушка, называя французской свою упряжную клячу, – перегнал бы, да только срамить не хотел.
Они шагом подъехали к амбару, у которого стояла большая толпа мужиков.
Некоторые мужики сняли шапки, некоторые, не снимая шапок, смотрели на подъехавших. Два старые длинные мужика, с сморщенными лицами и редкими бородами, вышли из кабака и с улыбками, качаясь и распевая какую то нескладную песню, подошли к офицерам.
– Молодцы! – сказал, смеясь, Ростов. – Что, сено есть?
– И одинакие какие… – сказал Ильин.
– Развесе…oo…ооо…лая бесе… бесе… – распевали мужики с счастливыми улыбками.
Один мужик вышел из толпы и подошел к Ростову.
– Вы из каких будете? – спросил он.
– Французы, – отвечал, смеючись, Ильин. – Вот и Наполеон сам, – сказал он, указывая на Лаврушку.
– Стало быть, русские будете? – переспросил мужик.
– А много вашей силы тут? – спросил другой небольшой мужик, подходя к ним.
– Много, много, – отвечал Ростов. – Да вы что ж собрались тут? – прибавил он. – Праздник, что ль?
– Старички собрались, по мирскому делу, – отвечал мужик, отходя от него.
В это время по дороге от барского дома показались две женщины и человек в белой шляпе, шедшие к офицерам.
– В розовом моя, чур не отбивать! – сказал Ильин, заметив решительно подвигавшуюся к нему Дуняшу.
– Наша будет! – подмигнув, сказал Ильину Лаврушка.
– Что, моя красавица, нужно? – сказал Ильин, улыбаясь.
– Княжна приказали узнать, какого вы полка и ваши фамилии?
– Это граф Ростов, эскадронный командир, а я ваш покорный слуга.
– Бе…се…е…ду…шка! – распевал пьяный мужик, счастливо улыбаясь и глядя на Ильина, разговаривающего с девушкой. Вслед за Дуняшей подошел к Ростову Алпатыч, еще издали сняв свою шляпу.
– Осмелюсь обеспокоить, ваше благородие, – сказал он с почтительностью, но с относительным пренебрежением к юности этого офицера и заложив руку за пазуху. – Моя госпожа, дочь скончавшегося сего пятнадцатого числа генерал аншефа князя Николая Андреевича Болконского, находясь в затруднении по случаю невежества этих лиц, – он указал на мужиков, – просит вас пожаловать… не угодно ли будет, – с грустной улыбкой сказал Алпатыч, – отъехать несколько, а то не так удобно при… – Алпатыч указал на двух мужиков, которые сзади так и носились около него, как слепни около лошади.
– А!.. Алпатыч… А? Яков Алпатыч!.. Важно! прости ради Христа. Важно! А?.. – говорили мужики, радостно улыбаясь ему. Ростов посмотрел на пьяных стариков и улыбнулся.
– Или, может, это утешает ваше сиятельство? – сказал Яков Алпатыч с степенным видом, не заложенной за пазуху рукой указывая на стариков.
– Нет, тут утешенья мало, – сказал Ростов и отъехал. – В чем дело? – спросил он.
– Осмелюсь доложить вашему сиятельству, что грубый народ здешний не желает выпустить госпожу из имения и угрожает отпречь лошадей, так что с утра все уложено и ее сиятельство не могут выехать.
– Не может быть! – вскрикнул Ростов.
– Имею честь докладывать вам сущую правду, – повторил Алпатыч.
Ростов слез с лошади и, передав ее вестовому, пошел с Алпатычем к дому, расспрашивая его о подробностях дела. Действительно, вчерашнее предложение княжны мужикам хлеба, ее объяснение с Дроном и с сходкою так испортили дело, что Дрон окончательно сдал ключи, присоединился к мужикам и не являлся по требованию Алпатыча и что поутру, когда княжна велела закладывать, чтобы ехать, мужики вышли большой толпой к амбару и выслали сказать, что они не выпустят княжны из деревни, что есть приказ, чтобы не вывозиться, и они выпрягут лошадей. Алпатыч выходил к ним, усовещивая их, но ему отвечали (больше всех говорил Карп; Дрон не показывался из толпы), что княжну нельзя выпустить, что на то приказ есть; а что пускай княжна остается, и они по старому будут служить ей и во всем повиноваться.
В ту минуту, когда Ростов и Ильин проскакали по дороге, княжна Марья, несмотря на отговариванье Алпатыча, няни и девушек, велела закладывать и хотела ехать; но, увидав проскакавших кавалеристов, их приняли за французов, кучера разбежались, и в доме поднялся плач женщин.
– Батюшка! отец родной! бог тебя послал, – говорили умиленные голоса, в то время как Ростов проходил через переднюю.
Княжна Марья, потерянная и бессильная, сидела в зале, в то время как к ней ввели Ростова. Она не понимала, кто он, и зачем он, и что с нею будет. Увидав его русское лицо и по входу его и первым сказанным словам признав его за человека своего круга, она взглянула на него своим глубоким и лучистым взглядом и начала говорить обрывавшимся и дрожавшим от волнения голосом. Ростову тотчас же представилось что то романическое в этой встрече. «Беззащитная, убитая горем девушка, одна, оставленная на произвол грубых, бунтующих мужиков! И какая то странная судьба натолкнула меня сюда! – думал Ростов, слушяя ее и глядя на нее. – И какая кротость, благородство в ее чертах и в выражении! – думал он, слушая ее робкий рассказ.
Когда она заговорила о том, что все это случилось на другой день после похорон отца, ее голос задрожал. Она отвернулась и потом, как бы боясь, чтобы Ростов не принял ее слова за желание разжалобить его, вопросительно испуганно взглянула на него. У Ростова слезы стояли в глазах. Княжна Марья заметила это и благодарно посмотрела на Ростова тем своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица.
– Не могу выразить, княжна, как я счастлив тем, что я случайно заехал сюда и буду в состоянии показать вам свою готовность, – сказал Ростов, вставая. – Извольте ехать, и я отвечаю вам своей честью, что ни один человек не посмеет сделать вам неприятность, ежели вы мне только позволите конвоировать вас, – и, почтительно поклонившись, как кланяются дамам царской крови, он направился к двери.
Почтительностью своего тона Ростов как будто показывал, что, несмотря на то, что он за счастье бы счел свое знакомство с нею, он не хотел пользоваться случаем ее несчастия для сближения с нею.
Княжна Марья поняла и оценила этот тон.
– Я очень, очень благодарна вам, – сказала ему княжна по французски, – но надеюсь, что все это было только недоразуменье и что никто не виноват в том. – Княжна вдруг заплакала. – Извините меня, – сказала она.
Ростов, нахмурившись, еще раз низко поклонился и вышел из комнаты.

– Ну что, мила? Нет, брат, розовая моя прелесть, и Дуняшей зовут… – Но, взглянув на лицо Ростова, Ильин замолк. Он видел, что его герой и командир находился совсем в другом строе мыслей.
Ростов злобно оглянулся на Ильина и, не отвечая ему, быстрыми шагами направился к деревне.
– Я им покажу, я им задам, разбойникам! – говорил он про себя.
Алпатыч плывущим шагом, чтобы только не бежать, рысью едва догнал Ростова.
– Какое решение изволили принять? – сказал он, догнав его.

И встав нога к ноге, опираясь щитом на щит, приблизив гребень к гребню, шлем к шлему и сблизивши грудь с грудью, пусть сражается с враждебным мужем, взявшись за рукоять меча или за большое копье.
Тиртей, древнегреческий поэт

Рождение знаменитой греческой фаланги гоплитов относится к архаической эпохе – около VII в. до н.э., хотя уже в гомеровской «Илиаде» есть упоминание о плотном строе воинов, который грозно надвигается на врага. Главная задача стоящих в строю гоплитов – сохранить целостность фаланги. На место павшего воина тут же вставал шедший за ним. Вооружение классического гоплита вплоть до македонского владычества составляли щит - гоплон, копье - дорю и меч - ксифос или махайра.

Греческие гоплиты. Чернофигурная роспись на вазе, VII в. до н.э.

Изобретение круглого щита-гоплона , по названию которого воин-гоплит и получил свое название, оказало решающее влияние на формирование фаланги. Он изготавливался из деревянных пластин и имел бронзовое окаймление, а к V веку до н.э.стал весь покрываться слоем бронзы. Главная его особенность была в конструкции крепления. В середине щита находилась бронзовая скоба (греч. - порпакс), в которую боец просовывал руку таким образом, чтобы щит оказывался на предплечье, а ладонью хватался за ремень или веревку у края щита (греч. - антилабе). Такая конструкция позволяла гоплиту более свободно действовать щитом в бою, который становился почти продолжением руки. Щит весил около 10 кг, а в диаметре был до метра.

Но у гоплона были и недостатки, главным из которых было то, что он закрывал лишь левую часть тела гоплита. Поэтому сомкнутый строй, при котором воины прикрывают щитами не только себя, но и ближайших соседей в строю, оказался единственно возможным выходом из положения. Отсюда – и тот позор, который покрывал воина, обронившего или потерявшего свой щит во время битвы: ведь он подвергал опасности не только себя, но и всю шеренгу, в которой стоял. По этой же причине греки отказались от метательного оружия, дабы лишний раз не размыкать строй.


Гоплон с внутренней стороны. По центру виден порпакс, по краям - антилабе

На щиты наносилась эмблема или рисунок. Делалось это не из эстетических соображений (на войне вряд ли вообще есть место красоте), а для того, чтобы воины могли распознать своих в сражении и отличить их от противников. Например, на спартанских щитах изображалась греческая буква «лямбда», которая была первой буквой в слове «Лакедемон» (официальное название Спарты), а на щитах Афин присутствовало изображение совы.

Гоплон с изображением трискелиона - треножника, солярного символа

Копье – символ наступательной мощи греческой фаланги. Оно имело 2–3 метра в длину и предназначалось для нанесения первоначального удара по противнику в область шеи или живота. Древко копья стругалось и обжигалось, на него крепился наконечник из железа листовидной формы. В начале своей истории гоплиты имели и метательные копья, но в процессе эволюции фаланги их использование сошло на нет.


Фалангит с копьем-дорю

Меч использовался в ближнем бою, когда копье становилось неэффективным. Чаще всего он был в длину до от 60 до 80 сантиметров и имел листовидную форму - т.н. ксифос. Но длина клинка могла варьироваться: например, спартанские клинки были короче, что давало спартанцам повод для гордости - ведь чтобы сражаться таким мечом, нужно было столкнуться с врагом в буквальном смысле лицом к лицу. Существовали и изогнутые мечи, т.н. махайры или кописы, напоминавшие испанские фалькаты. Они были удобны для нанесения режущих ударов, т.к. имели одностороннюю заточку лезвия.


Ксифос - наиболее распространенный вид меча в греческой фаланге

Данный набор вооружения оставался практически неизменным, а гоплиты были основой армий греческих городов-государств до IV в. до н.э., когда они постепенно начинают вытесняться пельтастами, а с III в. до н.э. – сариссофорами.

Просмотров