Сообщение на тему старинный светильник. Исторический тур по россии

Давайте представим, что ваш дом - это театральная сцена. Пусть там нет декораций, занавеса и технических приспособлений для визуальных эффектов, но именно в его стенах разыгрываются самые достоверные жизненные драмы и комедии.


Если вы являетесь поклонником антиквариата и с удовольствием включаете старинные предметы в интерьер своего дома, вам стоит обратить внимание на сегодняшний пост Музея Дизайна, рассказывающий о великолепных, а иногда немного пафосных винтажных светильниках.

Термин «антикварный» в данном контексте употребляется с некоторой натяжкой, так как электрические лампочки не были изобретены вплоть до 1879 года, и все старинные осветительные приборы подразумевали использование только свечей и масла. Потом появились газовые фонари, предшественники электрических.

В этом просторном вестибюле антикварная люстра из хрусталя и бронзы действительно задаёт тон и подчёркивает красоту других схожих по стилю предметов, включая настольные лампы и картины.

Люстры, как и любые другие приборы верхнего освещения, лучше подключать через регулятор мощности.

Что может быть прекраснее изысканной, сверкающей подвесками люстры? Это как элегантные бриллиантовые серьги в вечернем туалете дамы, создающие шик и торжественность. И мы хотели бы напомнить, что область их использования не должна ограничиваться столовыми и прихожими. В этой кухне, например, роскошная люстра муранского стекла сочетается с резным буфетом, а вместе они создают интригу в кажущемся очень холодным пространстве.

Конечно, не все люстры выглядят столь помпезно. Перед нами классический образец модернизированного газового светильника 1895 года с изысканными кружевными плафонами. Правильный светильник - мощный инструмент, позволяющий создать нужное настроение.

На этой трёхрожковой люстре обозначен год изготовления - 1920. Чернёная позолота элегантно подчёркивает сливочный оттенок хрупких матовых плафонов. Такой прибор должен украшать библиотеку или кабинет.

Доводилось ли вам когда-нибудь слышать про жирандоль? Это особый светильник родом из 19 века, который устанавливается на столе. Многие из них до сих пор оборудованы подсвечниками, но есть и электрические модификации.

Они необычайно хорошо смотрятся на небольших кофейных столиках, но могут стать частью обеденного убранства в вечерние часы, если выбрать версию со свечами или тускло горящими лампочками.

Несмотря на то, что в этом интерьере жирандоль весьма неоднозначно сочетается с азиатской мебелью, она остаётся самым элегантным светильником из всех возможных. Её гранёные кристаллы сияют особым образом, создавая романтическую обстановку.

Перед вами пара жирандолей со свечами и зеркалом. Их легко представить обрамляющими картину над камином или освещающими поверхность буфета в столовой.

Бра - очень важный и часто обделённый вниманием вид светильников. На фото - классический двухрожковый образец 1900-х годов (скорее всего, из Франции). Такие бра принято вешать в прихожей, но можно предположить более неожиданный вариант - среди скопления фотографий в гостиной, например. И есть ещё версии с миниатюрными абажурами, которые крепятся прямо на лампочке.

Конечно, существуют и более старинные светильники, чем люстры и бра. Масляные лампы использовались ещё в библейские времена, а нынче можно найти несколько потрясающих образцов Викторианской эпохи. Мы видим оригинальный экземпляр с изображением девушки, лебедя и херувимов, способный привнести античное настроение в соответствующий интерьер.

Кто-нибудь из вас играет в бульотку? Это азартная карточная игра, популярная во Франции 18 века, которая проходила при свете особых ламп, с тех пор также называемых бульотками. Абажур можно было опускать выше или ниже, оставляя лица участников в тени. В специальной чаше в основании лампы держали игральные кости.

В этом потрясающе оформленном и кабинете очень к месту классическая старинная лампа, какие вы наверняка видели в кино или на картинах. Тем не менее её можно представить и в другой обстановке.

А здесь мы видим бульотку, которая украшает старинный буфет и совершенно не конфликтует с очаровательной люстрой над столом для завтрака. В очередной раз убеждаемся в том, что антикварные светильники необходимы для создания ностальгической атмосферы в правильно обставленном интерьере.

Существует множество антикварных предметов, которые светильниками не являются, но с лёгкостью превращаются в них. На фото - настольные лампы, основанием которым служат старинные маслобойки. Очаровательный крестьянский образ в классическом деревенском интерьере.

А вот подставка этой лампы сделана из старинной китайской вазы для имбиря. Немного выдумки и усилий помогли создать уникальный предмет, который станет украшением традиционной гостиной.

Старинную фигурку Девы Марии нелегко было заметить в глубинах антикварной лавки, но без неё не получилось бы такой элегантной настольной лампы.

Знакомство с историей развития бытовых светильников помогает лучше понять взаимосвязь и взаимовлияние техники и культуры в этих объектах предметной среды жилища, чрезвычайно разнообразных по своим формам. Первое литературное упоминание о светильнике мы встречаем у Гомера. При описании Одиссея и Телемаха, выносящих оружие женихов, говорится: "... и Афина Паллада им, невидимо держа золотую лампаду, светила".
Многовековая история бытовых светильников демонстрирует зависимость их формы от развития техники искусственного освещения, материалов и технологии изготовления, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и, наконец, дизайна.

Источники искусственного света древнего мира - факелы, лучины и масляные светильники. Масляные светильники состояли из сосуда для конопляного или льняного масла и фитиля. Материалом для их изготовления чаще всего служила глина, реже бронза. Сохранилось много образцов подобных светильников периода древней Греции и Рима. Ввиду слабой силы света одного фитиля сосуды для масла снабжались несколькими фитилями, а в композицию одного светильника иногда входило несколько сосудов. Существенным достижением техники искусственного освещения было создание в Vв. до н.э. Каллимахом фитиля из так называемого карпасийского льна, несгораемого материала, напоминающего асбест, добывавшегося на острове Крит. Такой "неугасимый огонь" в течение семи веков горел в святилище Афины в Эрехтейоне. О нем упоминает в "Описаниях Эллады" во IIв. н.э. путешественник и географ Павсаний.
Как широко распространенный предмет быта светильники стали объектом художественного творчества еще в глубокой древности. Уже в то время их формы и конструкции были весьма разнообразны. Тогда же появились почти все существующие сегодня типы светильников по способу и месту их установки.
Исторически анализируя эволюцию формы бытовых светильников, можно проследить возникновение и развитие их структур и декора. При этом легко выявляются устойчивые структуры, не зависящие от смены архитектурно-художественных стилей. Многие типы структур, возникнув в глубокой древности, сохранились и по сей день. Другие типы структур оказались менее долговечными. Например, с появлением электричества ушли в прошлое существовавшие в XIX в. переносные керосиновые светильники-кружки. Среди сохранившихся структур можно назвать подвесные светильники с кольцеобразной или рожковой структурой, настольные светильники с центральной стойкой, настенные светильники типа "бра" (рука). Эти структуры возникли и развивались в период, когда наиболее распространенным источником света была свеча.
Основной причиной сохранения первоначальных структур являются их целесообразность и рациональность, а также определенная инертность человеческого сознания, приверженность людей к стереотипам. Например, структура настольного свечного светильника с центральной стойкой в XIX в. была применена и для керосиновых ламп, хотя, в данном случае, она менее целесообразна. При этом приходилось маскировать необходимый резервуар для горючего.

При появлении электрического освещения сформировались новые виды структур, рациональные при новом источнике света. Однако, многие виды структур, которые нельзя отнести к рациональным, продолжают применяться и в электрических светильниках. Сегодня мы видим многочисленные примеры использования структур и форм, характерных для свечных и керосиновых светильников.
На протяжении многих столетий светильник рассматривался как неотъемлемый элемент интерьера жилища. Поэтому его форма и декор развивались в тесной связи с формой оборудования интерьера и подчинялись стилевым направлениям в этой области.
Светильник всегда был объектом профессионального и народного декоративного искусства. Во времена Древней Греции, Этрурии и Рима наряду с богато декорированными бронзовыми светильниками в большом количестве изготовлялись масляные светильники из обожженной глины. В качестве примеров таких древнейших образцов можно привести светильники, найденные при раскопках Геркуланума и Помпеи еще в XVIII в. и светильники из раскопок в Херсонесе уже в наше время (рис. 1).

Рис. 1 Помпейские масляные светильники из керамики и бронзы.

Для украшения бронзовых светильников широко использовались архитектурные мотивы, изображения людей и животных, растительные и геометрические орнаменты. Уже в тот период легко заметить много общего в элементах светильников и мебели. Этрусские канделябры, как и мебель, имели опоры в виде человеческих ног или звериных лап. В качестве рассеивателей (а скорее для защиты пламени от порывов ветра) в бронзовых масляных светильниках появляется силикатное стекло.
Глиняные масляные светильники, применявшиеся в жилище простых людей, также различны по форме. Однако в них используются лишь мотивы животного и растительного мира и отсутствуют какие-либо архитектурные мотивы. Чаще всего такие светильники делались переносными.
На протяжении многих столетий в домах крестьян во многих странах Северной Европы, в том числе и в России, основным источником света была лучина. Для поддержания пламени горящей лучины и хранения новых лучин применялись так называемые светцы. Чаще всего они выковывались из металла. Иногда в качестве основания применялись деревянные детали. Светцы были весьма разнообразны, они украшались различными металлическими завитушками, а деревянные детали делались резными и иногда покрывались росписью.

Рис. 2 Кованые светцы.

Искусственное освещение на протяжении многих веков осуществлялось свечами. Более безопасные и удобные в эксплуатации, уже в XII в. в Древней Руси они применялись широко. Раньше других появились сальные свечи, затем восковые, стеариновые, парафиновые, спермацетовые, которые и горели дольше и давали меньше нагара и дыма. Все осветительные приборы XVI-XVIIIвв. представляли собой различные конструкции, с прикрепленными к ним профитками, в которые вставлялись свечи. Самыми распространенными были подсвечники (шандалы) на различное количество свечей, для изготовления которых применялись дерево, кость, стекло и фарфор, однако наиболее распространенным был прочный огнестойкий металл.

Рис. 3 Свечные светильники (бронза), середина XVIII в.

По мере развития литейного дела в Киевской Руси еще в IX в. изготавливаются медные и серебряные паникадила и подсвечники. Название "паникадило" или "поликадило" происходит от греческого слова "поликанделон", означающего многосвечник. Наиболее устойчивая композиция паникадила состояла из центральной стержневой конструкции со сложными балясинами (а позднее - с шарами), от которой ответвляются многоярусные свечники (рис. 4). В более поздние времена конструкция паникадил легла в основу создания многих люстр.

Рис. 4 Паникадило теремной церкви Московского Кремля и вислый шандал.

Наряду с паникадилом на Руси имелась еще более древняя форма светильников - хоросы, представлявшие собой подобие круглой чаши, подвешенной на цепях и обрамленной кольцом, в котором устанавливались свечи. Интересные образцы хоросов имеются в Грановитой палате Московского Кремля.
Сложные и крупные светильники применялись главным образом в церквях, дворцах и домах богатых людей. Такие светильники, как правило, отличались не только размерами (диаметр паникадил в некоторых храмах доходи до 3м), но и великолепной отделкой, применением рельефной резьбы, художественного литья, ценных материалов, росписи, золочения.
Особое место в истории развития светильников занимают фонари ("ходовые" или "выносные"), применявшиеся в самых торжественных случаях (при религиозных праздниках, во время крестного хода, при свадебных и похоронных обрядах) и поэтому оформленные с особенной роскошью. Фонари обычно имели шестигранную форму со слюдяными стенками, защищавшими пламя свечи от ветра.
С развитием строительства и архитектуры в XVIIIв. появились многочисленные крупные особняки с богатой отделкой интерьера. Все это вызвало необходимость в новых более эффективных светильниках, которыми явились "стенники" и люстры. Стенники представляли собой блестящие медные плоские или вогнутые отражатели круглой, восьмиугольной или фигурной формы с прикрепленными к ним свечниками, которые вешали на стену. Привлекавшие к себе внимание яркие поверхности стенников гравировались, чеканились, украшались узорами и изображениями.

Рис.5 Медный стенник (первая четверть XVIII в.)

Наиболее совершенными в светотехническом и архитектурном отношении были многосвечные люстры с хрусталем и цветным стеклом. Эти разнообразные по форме, габаритам, материалам, технологии изготовления светильники являются продуктом соответствующей эпохи, как по архитектурному, так и по техническому решению. Использование таких маломощных источников света, как свечи, приводило к необходимости создания крупных подвесных светильников с большим числом свечей. При этом средневековым архитекторам приходилось решать сложную задачу композиционной связи разрозненных в большом объеме слабых пятен отдельных свечей в единое целое. Создание единого светящего объема светильника обеспечивалось путем применения различного декоративного стекла и, прежде всего, хрусталя. В связи с этим необходимо отметить исключительное влияние на развитие светильников становление и совершенствование стекольного производства.

Рис. 6 Венецианская люстра лепного стекла.

В древности стекло было дорогим и низкокачественным. По мере развития художественного стеклоделия стекло для светильников видоизменяется, принимает различную форму и окраску. В качестве основного материала стекло используется впервые в венецианских свечных люстрах. Основным методом их изготовления являлась лепка деталей из остывающей массы прозрачного стекла, в которой венецианцы отличались непревзойденным виртуозным мастерством. Венецианская люстра лепного стекла обычно собрана из пучка стеклянных стеблей, свободно "растущих" вверх из одной центральной стеклянной чаши. Стебли при этом украшены цветами, листьями, часто перевиты, в цветах установлены подсвечники; цепи из стеклянных колечек ниспадают гирляндами; центральный металлический стержень спрятан в стеклянных украшениях. Венецианские люстры, жирандоли, канделябры являлись типичными произведениями барокко.
На смену светильникам из необработанного стекла (в том числе венецианского лепного стекла) приходят хрустальные, вызывающие исключительный и постоянный интерес архитекторов и светотехников до настоящего времени. Хрустальная свечная люстра многократно увеличивала видимое число световых пятен по сравнению с числом использованных свечей, создавала декоративную игру света на мелких и крупных граненых деталях из стекла, основанную на преломлении и отражении света, а также на эффекте дисперсии света трехгранными призматическими элементами. Подвижное пламя света совместно с хрусталем создавало различный зрительный эффект под различными направлениями наблюдения. Играющий светом хрусталь, слегка колеблющийся под влиянием восходящих потоков теплого воздуха, объединял единую композицию неяркие свечи и создавал исключительный эмоциональный эффект, превращая светильник в светоцветовое сооружение, непревзойденное по декоративному эффекту.

Рис. 7 Трехъярусная хрустальная люстра Зимнего дворца.

Хрусталь искусственный, т. е. Стеклянный, получил свое название от минерала горного хрусталя. Хрусталь мягок, легко поддается механической обработке - гранению, глубокой шлифовке, полировке. Впервые граненый хрусталь появился в Богемии в XVIIв.; в XVIIIв. В Англии появился более чистый и мягкий свинцовый хрусталь. В основе отечественных люстр первой половины XVIIIв. лежит использование хрустального убора из стилизованных дубовых листьев, звездчатых розеток, фигурных "вазиков" и шаров, изготавливавшихся на стекольном заводе в Ямбурге, а затем на Петербургском заводе. Появлением в люстрах цветного окрашенного стекла русское художественное стеклоделие обязано М.В. Ломоносову. Голубое и розовое стекло чаще всего применялось в 70 - 80-е годы XVIIIв., рубиновое и изумрудно-зеленое - в конце этого столетия. Особое место в истории развития светильников занимают изделия тульских мастеров, выполненные из стали.
В последующие годы были выработаны композиционные приемы размещения хрустальных элементов в различных по структуре светильниках, а также формы этих элементов в зависимости от технологии их изготовления и господствовавшего архитектурно-художественного стиля.
Появление хрустальных светильников совпало по времени с расцветом стиля барокко. Однако наиболее полно художественные достоинства хрусталя раскрылись в период господства рококо, классицизма и ампира. Прекрасные образцы хрустальных светильников создавали русские архитекторы XVIII и начала XIX вв.
В середине XVIIIв. одновременно в мебели и в светильниках появляются "гарнитуры" или "комплекты", состоящие из различных по способу установки изделий, объединенных единым художественным решением.
По мере распространения в Европе фарфора он стал применяться и в декоративных элементах светильников.
В конце XVIII - начале XIX вв. все большее распространение получают светильники, в которых бронза вытесняет остальные материалы, в том числе и стекло. В это же время появляются люстры с масляными лампами, имевшие существенные преимущества благодаря большей яркости и длительности работы. В этих светильниках резервуар с вязкими маслами помещался выше горелок, что обеспечивало приток горючего к фитилю. Появились ламповые стекла, защищавшие пламя от воздействия воздушных потоков, создававшие тягу и уменьшавшие копоть.
Важными этапами на пути развития светильников явились создание "карсельских" и керосиновых ламп. Первые из них, изобретенные французом Карселем, имели масляные резервуары с "часовым" механизмом, нагнетавшим масло в горелку. Керосиновая лампа была изобретена поляком Лукасевичем в 1853 г. Принципиальным отличием этих светильников от масляных ламп было расположение горелки выше резервуара; это оказалось возможным благодаря тому, что керосин легко впитывается фитилем и является легким горючим. Широкое распространение керосиновых ламп, а вслед за ними и газовых горелок с калильными сетками привело к необходимости в устройствах для защиты глаз от слепящего действия раскаленных частей этих светильников. В качестве таких устройств использовались различные рассеиватели из молочного силикатного стекла, "абажуры", непрозрачные отражатели и экраны.
С распространением в XIXв. керосиновых ламп, более сложных по своей конструкции, чем все предшествующие им светильники, а также с развитием машинного способа производства светильник постепенно стал осознаваться не только как декоративный элемент интерьера, но и бытовой прибор.
Эпоха керосинового освещения создала ряд очень устойчивых структур. Электрические светильники до сего времени используют некоторые из этих структур, хотя и не всегда оправданно с конструктивной точки зрения. В керосиновых светильниках появляются сложные узлы для подъема и опускания светильника (свечные люстры опускались и поднимались с помощью небольших лебедок). Керосиновые светильники второй половины XIXв. выпускались как в виде простых и дешевых изделий машинного производства, так и в виде уникальных дорогих изделий с применением художественного стекла, фарфора и металлического литья.

Рис. 8 Керосиновые лампы (металл, стекло, фарфор, шелк), 1836 – 1890 гг.

Новый способ производства повлек за собой появление новых материалов и технологий, однако он не мог быстро создавать свои специфические, присущие только ему формы продукции. Появление электрического освещения в начале 80-х годов XIXв. пришлось на время стилевого хаоса. Стремление буржуазии к аристократической респектабельности своего жилища возродило интерес к антикварным изделиям и привело к возрождению в архитектуре и мебели исторических стилей разных эпох. Однако передовыми художниками и архитекторами того времени уже были начаты интенсивные поиски новых путей, которые привели к возникновению стиля модерн, носившего откровенно декоративный характер.
В электрических светильниках конца XIX в. сразу определилось два направления: конструктивное (легкая, технологическая форма, лишенная какого-либо декора) и декоративное (использование распространенных стилевых форм прошлых эпох и модерна).
Светильники конструктивно простых и выразительных форм выпускали многие электротехнические фирмы США, Германии, Франции. Как правило, это были светильники для местного освещения рабочих зон, обладающие возможностью регулирования направления светового потока. Форма некоторых из них была настолько интересна, что в настоящее время возобновлен их серийных выпуск. Несмотря на то, что этот шаг можно рассматривать как явную стилизацию в духе "ретро", только специалист может определить, что возраст прототипа уже приближается к столетию.
Электрическая лампа накаливания позволила создать наряду с многоплановыми конструкциями светильники с замкнутой структурой, непосредственно встраиваемые в потолок или стену. Новый источник света открыл для художников и архитекторов, работающих в стиле модерн, большие возможности создания изделий выразительной декоративной формы. Модерн, согласно которому архитекторы стремились к ансамблевому единству архитектуры здания, его интерьеров и оборудования, выработал сложную систему стилизованного орнамента, основанную на мотивах растительного мира. Этот орнамент часто использовался в светильниках. В качестве характерного примера можно привести светильники, созданные русским архитектором О.Ф.Шехтелем на рубеже XXв. для ряда особняков в Москве. Светильники эти неразрывно связаны с пространством и оборудованием интерьера, они как бы "вырастают" из фантастических форм интерьера. Их формы отличаются богатством фантазии и тонким вкусом.
И в то же время художники модерна уже не пытаются уйти от машинной формы, но они хотят эту форму декоративно переосмыслить.
К 20-м годам XX в., когда модерн исчерпал себя, тенденции к упрощению форм изделий быстро распространяются по всей Европе. Сдержанно оформляются и светильники. Подвесные светильники с матерчатым абажуром, светильники-чаши плоской формы, кубовидные подвесы-фонарики, настенные светильники упрощенных форм, настольные лампы на тонкой центральной стойке с матерчатым абажуром, лишенные каких-либо украшений, - вот основной ассортимент светильников, применявшихся в то время.
В начале 50-х годов в жилище начинает входить люминесцентное освещение. Наиболее усиленно процесс проходит в Японии, где этот тип источника света как нельзя более органично подходит к традиционным национальным формам светильников, сформировавшимся на протяжении столетий. В настоящее время люминесцентное освещение доминирует в японском жилище.
В Европе первые попытки введения люминесцентного освещения были предприняты еще в 40-е годы, но его применение в бытовых светильниках ограничивалось значительными размерами трубчатых люминесцентных ламп, позволявшими применять их только в потолочных светильниках.
Революционный прорыв в этом направлении произошел в конце 70-х - начале 80-х годов, когда было освоено массовое производство компактных люминесцентных ламп, соизмеримых по размерам со стандартными лампами накаливания.
И как всегда, нововведение начинается с использования старых форм. Первые люминесцентные светильники для жилых помещений повторяют структуру и форму светильников с лампами накаливания. Лишь позже они обретают свои, специфические формы.

Введение

Светильник -- искусственный источник света, прибор, перераспределяющий свет лампы внутри больших телесных углов и обеспечивающий угловую концентрацию светового потока. Основной задачей светильника является рассеивание и направление света для освещения зданий, их внутренних помещений, прилегающих к зданиям территорий, улиц и пр. Светильники также могут выполнять декоративную функцию.

Целью контрольной работы является формирование осмысленного и обоснованного подхода к проектированию произведения декоративно-прикладного искусства на основе анализа исторических традиций, специфики художественно-образных решений и технологических условий существования декоративного произведения в различных культурно-исторических эпохах с учетом современных тенденций в дизайне интерьера и одежды.

Задачи контрольной работы:

  • - провести анализ эволюции бытового предмета как произведения декоративно-прикладного искусства в различных исторических, стилевых и технологических условиях;
  • - осуществить поиск и разработку эффективных способов подачи произведения декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, оформления экспозиции и её отдельных экспонатов.

История светильника

История светильников берет свое начало еще со времен первобытных людей, когда посреди пещеры постоянно поддерживался огонь, который позволял первобытным людям не только приготовить пищу и согреться, но и осветить свое неприхотливое жилище. Такой своеобразный очаг является прообразом первого напольного светильника. Потребность пещерного человека выразить свои мысли через наскальный рисунок также вызвала необходимость иметь дополнительное боковое освещение. Этим освещением стал факел, который крепился в расщелинах пещеры. И гораздо позже, уже в Средние Века, для крепления факела на стене стали применять кованые зажимы различных конструкций. Такое незамысловатое приспособление является родоначальником сегодняшних бра.

Древние римляне и греки широко применяли напольные светильники, которые представляли собой треногу, завершавшуюся чашей с горючим веществом, в которое нередко добавляли и ароматические вещества. Канделябры являются уже более поздней разновидностью такого светильника. Вместо треноги у канделябра появилась единственная опора, которая имела широкое основание для большей устойчивости. Такой вид светильника явился прообразом хорошо нам знакомого современного торшера.

Другим видом осветительного прибора, известного также с прошлых периодов был лампадарий, который также был стационарным. Подвесные светильники того времени были в виде овальных чаш, которые крепились к консоли или потолочной балке. В чаше находилась горючая жидкость, в качестве которой могло быть масло, животный жир или нефть. В эту жидкость погружался фитиль, который скручивали из растительных волокон. Такие виды светильников именовались лампадами и лампионами.

Свеча породила серьезный прорыв в области светильников. Отличаясь большим удобством и будучи несложной и экономичной в производстве в сравнении с остальными устройствами, свеча способствовала созданию целого семейства самых различных светильников, а канделябр приобрел изящность и витиеватость конструкций.

В конце семнадцатого века закончилось формирование общей конструкции люстры, которая теперь служила основанием для сотни свечей и освещала огромные бальные залы. Люстра того времени представляла собой массивный металлический каркас, на который крепилось множество подвесок из стекла или из природного камня. Вес такой люстры мог достигать порядка тонны и чтобы обслуживать ее, требовался очень мощный механизм. Ведь для того, чтобы зажечь свечи в люстре, необходимо было прежде опустить люстру, а затем, уже с зажженными свечами - поднять. Гасились свечи специальными металлическими колпачками, которые крепились на длинную рукоять. Сами свечи изготавливались поначалу из животного жира, а затем стали производиться из пчелиного воска. Фитилем в таких свечах служил тростник. В более позднее время в качестве фитиля стали применять хлопковые и конопляные волокна.

На смену свечкам пришел керосин, который породил создание лампы, именуемой «летучая мышь». Дизайн этого светильника и сегодня служит прообразом при создании множества разновидностей светильников, которые находят свое применение на кухнях, в детских комнатах в виде различных настольных ламп и бра.

Газовые фонари стали поистине революционным решением вопросов уличного освещения. Наряду с керосиновыми лампами газовые рожки безудержно коптили, но исправно несли свою службу по освещению улиц. Успешное разрешение проблемы с копотью произошло в 1799 году, когда итальянским физиком Алессандро Вольтом было изобретено электричество. В области создания светильников стали стремительно развиваться различные стили.

Сегодня уже можно подобрать стиль для освещения своего жилища в духе, который наиболее близок именно вам. Это может быть и стиль минимализма, и поп-арт, и ар деко, и хай-тек и т.д.

Конец XIX и начало XX веков обогатили архитектуру свободой использования искусственного света. Окна-витрины, боковые витражи, сплошное остекление фасадов не отменили, однако, исторически сложившихся типов естественного освещения. Вполне возможно, что в этой области сказано всё. Бурное архитектурное творчество конца XX и начала XXI веков не ознаменовалось изобретением чего-либо нового. Умелое сочетание исторически сложившихся форм с новыми материалами и технологиями порождает удивительные по своеобразию объекты. Естественное освещение используется в них очень активно.

Большое распространение получили верхний свет и световые фонари. Искусственное освещение, несмотря на преимущественно электрическую природу, делится всё на те же основные группы: верхнее, нижнее, боковое. Его дополняют и разнообразят хорошо известные точечные лампочки, позволяющие равномерно озарять помещение и создавать причудливые световые композиции. Скрытые источники, подсветка мебели и предметов интерьера служат для создания дополнительных эффектов. Скажем, позволяют расширить или, наоборот, сузить пространство, визуально изменить его геометрию, расставить акценты.


Подобные сведения встречаются в летописях столь часто, что ученые не могли не заинтересоваться этими лампами, которые, к тому же, не чадили! Это объясняет одну из неразрешенных до сих пор загадок пирамид Древнего Египта: как можно было в полной темноте наносить на стены фрески, не испортив работу копотью ламп или факелов?

Упоминания о лампах, горевших тысячелетиями и которые не гаснут от воды

Античные авторы сообщали, что многочисленные помещения египетских подземных храмов и лабиринтов освещались равномерным светом невидимых источников. Предания сообщают, что подземные работы в районе пирамиды Хеопса, а также росписи стен усыпальниц велись с применением негасимых светильников. На подземных работах использовались также устройства со светящимися гибкими шнурами длиной несколько десятков метров. Поэтому в подземельях пирамид и в усыпальницах фараонов нет следов копоти.

В 1425 году удивительную вечную лампу нашли в гробнице Туллиопы - дочери римского оратора и философа Цицерона. Лампа горела без доступа кислорода в течение 1600 лет, освещая тело юной девушки с длинными золотистыми волосами! Свидетелем раскопок оказался монах Бенедикто, которого пригласили взглянуть на удивительную лампу, а заодно установить, не дьявольское ли это наваждение. Протиснувшись в небольшую камеру, освещеную чадящими факелами, наблюдательный Бенедикто, кроме не тронутой тлением красавицы, заметил в склепе лампу, испускающую тусклый голубоватый свет. Монах немедленно доложил о находке кардиналу. но когда тот прибыл на место, лампа бесследно исчезла. Никто из участников раскопок не мог объяснить, куда пропал светильник, потому что их гораздо больше интересовала прекрасная покойница.

Множество удивительных светильников археологи находили на территории древнего Античного мира и Древнего Египта

Многолетние исследования российских учёных позволяют сегодня составить некоторое представление об устройстве различных видов вечных светильников. Например, на известном древнем "чуде света", Александрийском маяке (высотой в 140 метров) ярко сияли девять миниатюрных вечных светильников. Там же имелись небольшие усилители яркости свечения и другие удивительные устройства. Имеются предположения, что после разрушения маяка от землетрясения, эти светильники были спрятаны в подземных хранилищах недалеко от Мемфиса.

Любопытно, что у второго императора Рима Нумы Помпилия (715-673 г. до н.э.) был вечный светильник в виде непрозрачного шара, чудесно появившегося волею богов под куполом его храма.

Греческий писатель Лукиан (120-190 гг. до н. э.) свидетельствовал, что лично видел в Гелиополисе (Египет) во лбу статуи богини Геры сияющий камень, который ночью освещал весь храм.

Плутарх (45-127 гг. до н.э.) писал, что над входом в египетский храм Юпитера-Амона имелась лампа, которая, по утверждению жрецов, горит уже несколько столетий, не требуя ухода.

Повсаний (II в. до н.э.) описал особый придел в храме Юпитера на Капитолии, где было изображение Афины-Паллады, принесённое (по преданию) Энеем из Трои в Италию. Это изображение богини освещалось лампой, которая горела непрерывно в течение года. Это подтверждалось жрецами храма, которые ежегодно в "Пятиднев" (19-23 марта) снимали её с золотой цепи и удаляли пыль. Лампа считалась священной и не нуждалась ни в каком пополнении маслом с древних времён.

В своих работах Святой Августин (354-430 гг.) сообщал о необычной лампе, которую он видел в храме богини Изиды (Египет). Августин сам убедился, что лампу не может погасить ни ветер, ни вода.

Хроники начала XV века сообщают о сенсационной находке в окресностях Рима. В 1401 году близ Рима был обнаружен негасимый фонарь в гробнице Палланта (Палласа), сына Эвандра, прославленного Вергилием в "Энеиде". Собравшиеся с удивлением увидели у изголовья горящую лампу. Судя по дате захоронения, лампа эта горела более 2000 лет! Однако стоило вскрыть саркофаг, пламя тут же погасло.

В "Римских хрониках" сообщалось, что в 1485 году, вблизи Аппиевой дороги, был найден мавзолей с саркофагом, внутреннее помещение которого освещалось голубоватым светом от висевшей на стене металлической лампы, горевшей более чем полторы тысячи лет. Имеются сведения, что к северу от Рима сохранились усыпальницы с подобными светильниками.

Римский иезуит Афанасий Кирхер в 1652 г. в книге "Эдапус Египтианус" описал негасимые лампы, найденные в подземельях Мемфиса, которые не гасли от воды.

О негасимой лампе, которая горит уже 500 лет, упоминается многими путешественниками, которые описывали достопримечательности Антиохии VI в. н.э., во время правления Юстиниана. Лампа стояла в одной из ниш над городскими воротами Антиохии.

Чудесные лампы находили в индийских и китайских храмах, а также в культовых сооружениях Латинской и Южной Америки.

В старинных письменных источниках Индии, Китая также сообщается о таинственных светильниках, которые обнаруживались в гробницах. Имелись они и в храмах, где показывались только в особые дни.

Обнаруживались загадочные светильники и в северной части Европы.

Несколько подобных светильников были найдены на территории Англии. Так, в средневековых хрониках Англии говорится, что близ Бристоля, внутри древней гробницы была обнаружена негасимая лампа, горевшая несколько столетий. Об этом сообщалось, как об обычном известном устройстве.

В современной печати неоднократно сообщалось об одной африканской деревне в джунглях, вблизи горы Вильгемины (Западный Ириан, бывшая Гвинея). Зарубежный исследователь К.С. Дауни на конференции в Претории (ЮАР) поведал: "Путешественники, проникшие в это село среди неисследованных гор, были поражены видом каменных шаров, укреплённых на столбах и светившихся после захода Солнца неоноподобным светом".

Попытки узнать тайну древних ламп и гипотезы

Однако ни одна из этих ламп не попала в руки к ученым в целом виде. Предметом их исследования становились лишь черепки и кусочки металла. Впрчем, трудности научного поиска не останавливали исследователей, которых интересовал секрет вечного горения.

Интересную гипотезу принципа работы загадочных светильников выдвинул ученый-иезуит Афанасий Кирхер. "В Египте имеются богатые месторождения нефти, - писал он. - Хитроумные жрецы незаметно соединяли трубами источники нефти с лампами, снабженными асбестовыми фитилями. Я считаю, что это единственное решение загадки сверхъестественного долгогорения таких ламп".

До наших времен сохранилось достаточно много рецептов приготовления фантастического "несгораемого" масла. Однако в каждом из них можно найти неточности, возможно, допущенные умышленно. Во всяком случае, на масле, изготовленном по таким рекомендациям, ни одна лампа не горела.

Некоторые исследователи заметили, что вечно горящие лампы обычно находили в тех местах, где люди очень трепетно относились к сохранению мертвых тел нетленными. Обычно внутренние органы умерших помещались в специальные сосуды подле саркофага. Во времена древних царств к внутренним органам причислялась и... душа! Её называли "роза сердца", "жемчужина в цветке лотоса", "внутренний огонь", "божественная искра"... Именно душа, по убеждению древних, давала телу жизнь. Невольно приходит мысль: что, если в вечно горящих лампах вообще не было ни горючих веществ, ни фитиля, а вместо них сияли, словно негасимые светильники, души усопших? Разумеется, это хрупкое сокровище прекращало свое существование, как только в гробницу вторгались чужаки.

В египетской "Книге мертвых" есть глава "О восхождении к Свету", в которой говорится, что фараон мог в любое время выходить из своей гробницы. Однако для этого ему требовалась жизненная сила, хранившаяся рядом в стеклянном сосуде...

Однако же

Малогабаритные светильники различных конструкций имели, в основном, коронное свечение вокруг шаров, кристаллов различных форм. Свечение было различной яркости и цвета. Исследования показывают, что светильники яркого свечения имели сменные источники питания, срок работы которых исчислялся до нескольких десятков лет. Светильники слабой яркости свечения имели стационарные источники питания на основе редкоземельных элементов, которые способны функционировать тысячелетия.

Для уличного освещения светильники имели более крупные размеры. На светильники яркого свечения иногда надевали колпачки, которые увеличивали яркость освещения. Интересно, что в XIX в. в Москве, Петербурге широко использовались в уличных керосиновых и газовых лампах "Ауэровские колпачки" из редкого металла - оксида тория, которые раскалялись в пламени и светились ярче, чем пламя лампы.
Знания современной науки достаточны для создания подобных вечных светильников с автономным источником питания. Они могут быть использованы на подземных (шахтных) работах, вдали от источника электроэнергии, во взрывоопасных помещениях и т.д.

Не исключено, что подобные древние негасимые светильники находятся в российских хранилищах музеев, культовых сооружениях, не подозревающих об их ценности.

Многие историки склонны считать, что эра активного развития человечества началась с того момента, когда первобытные люди научились добывать огонь, использовать его для приготовления пищи, обогрева и освещения жилища. Огонь считался даром богов, его почитали и берегли, о нем слагали легенды и мифы, передаваемые из поколения в поколение.

История светильника - от лампады к газовым фонарям

С течением времени люди научились не только контролировать огонь, но и создавать первые в истории человечества осветительные приборы.

Лампады и факелы

Самым первым светильником, придуманным человеком, являлся обычный факел. В средневековье его стали фиксировать на стене при помощи специальных зажимов. Прототип современного оборудования использовался и в Древней Греции. Здесь для освещения помещений использовались специальные конструкции - треноги, оснащенные чашей с горючим веществом, а также подвесные лампады.

Свечи

Следующим этапом эволюционирования считается появление свечи. Первые свечи изготавливали из воска, который отличался очень высокой ценой. Именно поэтому долгое время позволить себе подобную роскошь могли только представители аристократии. В 19 веке французский химик Мишель Шевроль впервые предложил заменить воск более дешевым аналогом - стеарином, который практически не имел запаха и не выделял копоть при горении.

Газовые фонари

Дальнейшее развитие науки в области химии позволило использовать для освещения разнообразные горючие газы. Впервые такие фонари появились в Европе, где получили достаточно широкое распространение. Главным компонентом, так называемого, «светильного газа» был бензол. Его получали путем пиролиза жира морских млекопитающих, а чуть позже - из каменного угля при его коксовании.

Лампы накаливания и светодиодные светильники

Лампы накаливания

История возникновения светильника в традиционном для нас исполнении началась после открытия электричества. Его использование открыло для изобретателей практически неограниченные возможности, так как позволило существенно увеличить температуру нагрева источников света и, тем самым, увеличить интенсивность светового потока. Первыми токопроводящими материалами, которые использовали для нагревания, стали угольная нить, молибден, вольфрам и его сплавы. Источники света решили помещать в стеклянные резервуары, заполненные инертными газами, которые защищали их от внешних воздействий. Сегодня для производства традиционных ламп накаливания используется вольфрамовая нить, способная нагреваться до показателей 2800-3200 0 С.

Светодиодное оборудование

С момента появления первого светильника и до сегодняшних дней изобретатели пытались решить две основные задачи: повысить их эффективность и сделать максимально безопасными. Добиться прекрасных результатов удалось с появлением светодиодного оборудования. К преимуществам таких изделий относится экономичность, отсутствие вредных компонентов, устойчивость к внешним воздействиям. Единственным недостатком LED-оборудования считается его высокая стоимость, однако, постепенно цена светодиодных светильников становится все более доступной.

Несмотря на прекрасные результаты, специалисты уверены, что с появлением светодиодного оборудования история светильника не завершилась. Впереди изобретателей ждет масса захватывающих открытий, которые обеспечат светильникам максимальную эффективность, а нашей жизни - комфорт.

Просмотров