Село великое - великосельский кремль. Село великое

Село с громким именем Великое находится на полпути между Ярославлем и Ростовым. Через него пролегала древняя проселочная дорога. Другой проселок от села убегал в Суздаль.

История Великого , расположенного на бойком перекрестке важных торговых путей, сложна и драматична. Сегодня трудно даже представить себе сколь многое в биографии нашего Отечества связано с селом. На этой земле воплощалась идея объединения русских княжеств, закладывались основы централизованного Русского государства.

1392 год. В окрестностях Великого сошлись в смертной схватке с татарами русские ратники.

1435 год. Великосельская земля известна крупным сражением феодальной войны, которая проходила на Руси в 1433-1453 годах.

В этой войне столкнулись удельно-княжеская и растущая великокняжеская власть. Против московского великого князя Василия Темного, который стремился к политическому объединению Руси в единое государство, выступил его дядя-Юрий Дмитриевич с сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. «Косой с толпами набранных им вятичей вступил в северные пределы великого княжества, великий князь тоже со своими войсками выступил из Москвы. 6 января 1435г. Сошлись между селами Козьмодемьянскими и Великим, на берегах Которосли, и вступили в битву кровопролитную, в которой войска великого князя одержали победу…» - свидетельствуют «Ярославские губернские ведомости» в №7 за 1855 год.

Минуло полтора столетия и русские дали, здесь бой польским шляхтичам. Пособник интервентов ростовский воевода Иван Наумов сообщал главарю шляхтичьих банд Сапетр, что он с остатками своего отряда находится в селе Великом и «ждет прибыльных людей и наряду», что у него осталось мало войска и продовольствия. Все кругом было «вывоевано и выжжено».

1612 год. В июле в Великом останавливались на отдых дружины ополченцев Минина и Пожарского, шедшие на освобождение Москвы от польских захватчиков. Крестьяне села окружили ратников трогательным вниманием: делились провиантом в ночное время несли службу по охране дружинников.

В освободительный поход влился и отряд Великосельских крестьян.

Прошло два века. И произошли схожие события. В отечественную войну 1812г. Великое приютило на привал и переформирование ополченцев – Ярославцев, шедших на войну с Наполеоном.

Село не раз было пристанищем русских царей. В октябре 1613г. На пути из Костромы в Москву на царский престол «производили в селе Великом простоять три дня» Михаил Романов. В Великом не однажды останавливался Петр I во время своих поездок из Москвы в Архангельск Государь вероятно запомнил это богатое дворцовое поселение. Во всяком случае, решив наградить участников Полтавской битвы. Петр I именно Великое пожаловал своему сподвижнику фельдмаршалу князю А.И. Репнину в личное владение. И как тут не вспомнить строки из пушкинской «Полтавы».

…Сии птенцы гнезда Петрова-
В пременах жребня земного
В трудах державы и войны
Его товарищи, сыны:
И Шереметьев благородный
И Брюс, и Боур, и Репнина.

По велению Аникиты Ивановича Репина в селе воздвигнул храм Рождества Богородицы (1712г.)- памятник избавления России от иноплеменных. Поставлена церковь с московским размахом. Пятиглавые не типовое, не по центру, а сдвинуто на восток. Так строились только строительные храмы. Высок четверик церкви-более тринадцать метров. Такой высоты четверика нет в ярославских храмах. Под стать московским и купола. Диаметр барабана под центральным куполом пять с половиной метров.

Храм-памятник положил начало всему архитектурному облику Великого. Внук фельдмаршала князь Петр Иванович Репнин построил вторую церковь-Покрова Богородицы (1741г.). Позже (1758г.) между храмами устремилась к облакам Соборная колокольня. И то же с «изюминкой» в западной стене колокольни прорублено символическое «окно в Европу», а ее куранты отсчитывали время, прошедшее после Полтавской битвы.

Подобно колокольне Иван Великий в Московском кремле Великосельского стрела объединила многоглавое церквей в единый архитектурный комплекс. Он был обнесен затейливой кирпичной оградой с арочными воротами и часовенками. Исследователи считают, что по целостности и выразительности Великосельскому ансамблю нет равных в России. С легкой руки великоселов ансамбль стал называться кремлем. И справедливо. В этих монументальных соборных зданиях живет большая, организующая пространство сила.

«Кремль», через площадь торговые ряды, огромный Черный пруд объединили в единое целое все село.

Популярность села не случайна. Великое-наиболее древнее поселение Верхневолжья. В окрестностях села найдены памятники эпохи Фатьяновской культуры поселения волжских и валдайских славян, днепровских кривичей второго тысячелетия до новой эры.

Село с незапамятных времен - первые упоминания о нем относятся к XIII веку - именуется Великим. Почему оно так названо? Нет единого ответа на этот вопрос.Одни авторы предполагают, что переселенцы-новгородцы в названии села подчеркнули свою связь с господином Великим Новгородом. Другие доказывают, что село так нарекли потому, что оно было больше ближних сел и деревень.

Слово «великий» в древнерусском языке означало «большой».

Великое играло заметную роль в жизни Ярославского края. Достаточно сказать что уже в 1607г. Село было занесено на географическую карту Российского государства как крупный торговый центр. Здесь находились управление дворцовыми Ростовскими вотчинами съезжая дворцовая изба.

В середине XIX века Велико стало крупнейшим фабричным селом Ярославской губернии прославилось на всю Россию как центр крестьянской льняной промышленности - родина и «метрополия» знаменитого Ярославского полотна- гордости отечественного льняного производства.

Своей славе Великое обязано Ефиму Степановичу Карновичу – дворянину, человеку – корреспонденту Учетного комитета Министерства государственных имуществ, преподавателю и бессменному секретарю Ярославского сельскохозяйственного имущества. В 1882 году Е.С. Карнович поселился в родовом имении Пятницкая гора, что рядом с Великим.

Усадьба Крновичей была самым культурным «дворянским гнездом» Ярославского края, Бревенчатый дом в два этажа был полон книг, картин, произведений искусства. Фамильные портреты Карновичей хранившиеся в доме составляли значительную часть выставки «Ярославские портреты XVII-XIX веков», ряд репродукций полотен вошли в одноименную книгу.

Другим известным представителем семейства карновичей был племянник Ефима Степановича Е.П. Карнович – историк, публицист, писатель. Для нас представляет интерес его статья «Участь мундира маршала Даву в России», напечатанную в «Историческом вестнике» за 1882г. Она проливает свой свет на участие наших земляков в войне с французами. «… в войну 1812г. Двое Карновичей, Петр и Николай, будучи офицерами лейбгвардии Финляндского полка, участвовали в поражении, нанесенном французам, 6 ноября под Красным. В этом сражении Николай Карнович взял жезл маршала Даву, внесенный по велению императора Александра 1 с особым торжеством в С-Петербурге Казанский собор…В числе военной добычи, на долю молодых прапорщиков пришелся мундир маршала Даву».

Мундир этот, по свидетельству писателя, был «отделан изящным золотым шитьем, состоящих из дубовых и лавровых листьев, перемешанных с причудливыми арабскими». Карновичи отправили трофей матери, а родительница употребила его для украшения ризы священника Холм-Огаревской церкви (вотчина Е.С. Карновича).

Кроме дома и церкви, в ансамбль Пятницкой Горы входил парк, существующий и ныне. Пятницкий парк-редкое на Ярославской земле произведение садово-паркового искусства конца XVIII – начала XIX века. Постоянный липовый парк в северной части усадьбы сочетался с пейзажным парком в «английском» стиле вокруг дома и на южный склон Пятницкой горы. Красоту парка дополняла сложная система искусственных прудов.

И сегодня Пятницкая Гора пленяет открывающимся с холма далями бескрайними, очаровывает буйным цветением кустов сирени, акации. Здесь спокойно, хорошо думается, всплывают в созн6ание поэтические строки и образы бунинских «Темных аллей».

Но вернемся к повествования о Е.С. Карновиче. Приехав в имение, Ефим Степанович энергично занялся льноводством и усовершенствованием способов обработки льняной соломки и волокна, пропагандой новых систем землепользования. Он добился высочайшего повеления об устройстве в Великом постоянных выставок для льна и изделий из него, сельскохозяйственных орудий, продуктов огородничества и садоводства.

Премьера мастерства и крестьянской мудрости состоялась в 1844 году. Она была приурочена к ежегодной осенней ярмарке. Это была первая в России комплексная сельскохозяйственная выставка.

На базары, ярмарки и выставки в Великом съезжались крестьяне и помещики Ярославской, Владимирской, Вологодской и Костромской губерний. Приезжали купцы из Архангельска, Нижнего Новгорода, Москвы. Бывали в селе торговые люди Англии, Бельгии Голландии.

И как тут не вспомнить Н.А.Некрасова:

…Пахом соты медовые
Нес на базар в Великое.

В пятидесятых годах в Великом было организовано ещё до десяти выставок. Известный публицист И.С.Аксаков, наблюдавший Великосельскую выставку 1850г. Записал в своем дневнике «Народу было тысяч 10, если не большее. Все власти присутствовали там же…». И далее: «Это село… подлинно Великое Село».

Сын Алексея Васильевича Александр, вступивший во владение фабрикой после смерти (1874г.) отца, не обидел родное село. Он создал в Великом уникальный усадебный комплекс (1888-1890г.г.). Примечателен особняк Локалова, выстроенный в псевдорусском стиле. Это нарядное, стилизованное под древнерусский терем двух этажное здание с башенкой, увенчанной шпилем с затейливым флюгером, и поныне украшает село.

Центральная часть особняка отмечена ризалитом, завершающимся трехлопастной аркой с «килем». Богаче украшен второй этаж. Тут «бриллиантовый руст», будто пришедший сюда со стен московской Гранатовой палаты, кессоны-ширинки с яркими изразцами, полуколонии между окнами, многочисленные кокошники, «стрелы» у основания шатра восходят к столичному храму Василия Блаженного.

В интерьере особняка мраморные лестницы, цветной паркет, высокие дубовые двери, лепные украшения и даже комната – грот с зимним садом.

Гармонировали с внешним обликом особняка подсобные помещения: оранжерея, каретная, баня, конюшня.

Красоту здания подчеркивали два сада – передний и задний.

Создана нетленная красота по проекту молодого одаренного зодчего Шехтеля, архитектора Ярославского вокзала в Москве.

На западной окраине села действует церковь Боголюбской Богоматери (1846г.), построенная в стиле позднего классицизма, на северной – стоит Тихвинская церковь (1861г.).

В 1847г. Деревянное Великое в одночасье превратилось в огромный полыхающий костер: сгорело 200 домов. Через год огонь поглотил ещё 60 строений. С тех пор Великоселы решили ставить кирпичные дома.

Окончательно село сформировалось в конце XIX века. Вокруг «кремля» и главного водоема – Черного пруда (есть ещё Красный и Белый пруды) встали пять центральных посадов, четыре Запрудных и три Слободы.

Центральная часть Великого соборная площадь, вымощенная булыжником, имели асфальтированные тротуары и переходы.

Великое приобрело законченный вид, сохранившийся до наших дней, и походило приличный уездный город. Таксказано о нем в одном из исследований: «Это мирное селение с 5000 жителей, сотнями каменных домов, 4 церквями, множеством лавок и даже фонарями, зажигаемыми в темные осенние ночи, более похожие на хорошенький уездный город, чем на деревню».

Побывавший в Великом в начале1960 годов историк Н. Борисов написал в своей книге «Окрестности Ярославля»; «Помимо памятников церковной архитектуры в Великом сохранился уникальный ансамбль гражданского каменного зодчества XVIII – первой половины XIX века. Пожалуй, нигде больше во всей европейской части России нет равного ему по целостности и архитектурной выразительности».

И в наше время Великое на столбовой дороге Отечества. В селе в разные годы бывали первые наркомы А.В. Луначарский и Н.В. Семашко, первая в мире женщина – космонавт, Герой советского Союза В.В. Терешковой.

Отсюда вышли основательные державные люди, видные военачальники, Б.П. Бещев – министр путей сообщения СССР (1948-1967г.г.), Герой социалистического Труда. К.С. Корнев – министр мелиорации и водного хозяйства РСФСР (1961) И.Д. Писарев – первый заместитель министра строительных и специальных монтажных работ СССР, ныне вице президент карпорации «Спецстроймонтаж». Н.И. Труфанов – генерал – полковник, во время великой Отечественной войны командующий армиями, главный военный советник министра обороны КНР, К.Д. Тоскин – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки Украины, К.И. Кашин – доктор географических наук, профессор, директор Центрального института прогнозов, Г.К. Суханова – Флаксерман – профессиональная революционерка, друг и товарищ А.В. Луначерского, А.М. Горького, Е.Д. Стасовой, секретарь газеты «Известия Совета рабочих и солдатских депутатов», заведующая редакцией журнала «Наука и жизнь», редактор полного собрания сочинений В.В. Маяковского.

Есть у Великого и ещё одна особенность.

Потянул ветерок и за версту слышишь медовый аромат. Цветут сады. Поднимись на горушку и вот оно перед тобой, как на ладони, село, утопающее в бело-розовом цветении яблонь и вишенника, окруженные яркой зеленью хлебов и луговых трав, кажется не только воздух, но и дома, храмы насквозь пропитаны запахами цветов. И если есть люди, которые не видели цветения Великосельских садов, то они не знают, какая бывает на земле красота.

Эту изукрашенную садами землю наблюдал Н.А. Некрасов, любивший охотиться в здешних лесах. Из-под пера поэта вышли строки, ставшие хрестомативными:

Идет-гудет Зеленый Шум.
Зеленый шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят…

А старые липовые парки! Они и сейчас пленят своей задумчивой красотой. Великаны деревья (взглянешь на верхушки – шляпа падает) словно нашептывают что-то из глубины веков. Естественную красоту села дополняет зеркальная гладь больших и малых прудов. Погожим летним вечером хорошо побродить по берегу Черного пруда и полюбоваться опрокинутым в зеркале тихой воды отражением «Кремля». Но по-особому величав и грациозен в золотых лучах заходящего солнца.

Своеобразное очарование Великого – это редкое для Ярославского края произведение садов – паркового и прудового искусства конца XVIII века.

В прошедшие выходные 18 и 19 августа я вместе с друзьями, большой компанией в 11 человек, съездил в Ярославскую область в интересную и познавательную поездку по окрестностям Ростова Великого.
За неполные два дня мы осмотрели старинное село Великое, основанное еще в XIII веке и известное прежде всего благодаря ансамблю Великосельского кремля; прогулялись по бескрайним лугам от с. Великое до пос. Семибратово мимо огромных прудов и исчезнувших деревень, где лишь развалины старинных храмов напоминают о том, что когда-то здесь жили люди; прошлись по окрестностям с. Татищев Погост, где сохранились полуразрушенные храмы со старинными росписями.


Раннее субботнее утро 18 августа. Еще лишь недавно наступило семь утра, а мы уже собрались в Ярославском экспрессе, чтобы уже через несколько минут отправиться из Москвы в Ростов Великий, где нас ждет интересная программа на предстоящие выходные.
Нас в этот раз много - одиннадцать человек - я, tehi4ka , marisha_amber , putik75 , nadushenka , jenyay , maydyk , Оля, Света, Никита, Виктор. Вообще-то нас могло быть и больше, но мне пришлось в какой-то момент всё-таки ограничить набор желающих.
До Ростова ехать чуть больше 200 км или около трех часов, но это время пролетело достаточно быстро за обсуждением наших дальнейших планов. Так, что уже вскоре мы вышли на станции Ростов, где особо не задерживаясь, купили билеты на ближайший автобус в с. Великое, который отправлялся чуть меньше, чем через 15 минут.

Великое - одно из древнейших сел в Ярославской области. Оно расположено посредине между Ярославлем и Ростовым, несколько в стороне от Ярославской трассы. Но так было не всегда. В прошлом вплоть до начала XVIII столетия ярославский тракт проходил через село, и на протяжении многих веков село было расположено на пересечении важных торговых путей, связывающих между собой Ярославль, Ростов, Москву и Суздаль.

Первые упоминания о селе относятся еще к XIII веку, но есть все основания предполагать, что поселение в этом месте могло существовать и раньше. Нет и единого ответа на вопрос о происхождении названия - в то время, как одни предполагают, что переселенцы-новгородцы в названии села подчеркнули свою связь с Великим Новгородом, другие же, основываясь на том, что слово "великий" в древнерусском языке означало "большой", предполагают, что название села происходит из того, что оно было больше ближних сел и деревень.

Но обратимся к истории. В самом начале XVIII века бывшее дворцовое село Великое было пожаловано Петром I своему сподвижнику, герою Полтавской битвы, князю А. И. Репнину в личное имение. И уже в 1712 году по велению Репнина в селе был воздвигнут храм Рождества Богородицы - памятник победе в Полтавской битве. Именно этот храм и положил начало будущему ансамблю Великосельского кремля.

Время шло и уже в 1741 году П. И. Репнин (внук А. И. Репнина) основал в селе вторую церковь - храм Покрова Богородицы. А уже в 1758 году между храмами была воздвигнута семиярусная 75-метровая Соборная колокольня. В дальнейшем храмовый ансамбль (Великосельский кремль) был обнесен каменной оградой с четырьмя часовнями-башнями и торговыми рядами.

Время шло и в 1759 году часть села покупает известный промышленник Савва Яковлев, владелец Ярославской полотняной мануфактуры и многочисленных уральских рудников. А уже через тридцать три года в 1792 году Яковлевы становятся полноценными хозяевами села и открывают здесь полотняную мануфактуру. К этому времени село постепенно становится одним из крупнейших торгово-ремесленных центров.

XIX век стал временам расцвета села. По данным за 1859 год село имело 620 дворов с 3849 жителями и являлось самым большим в губернии торговым и фабричным селом. При этом большинство жителей занимались кустарными промыслами, торговлей, и лишь около 10% - земледелием. В это же время значительно изменился внешний облик села. Вокруг главного водоема - Черного пруда – встали пять центральных посадов, четыре запрудных и три слободы. Напротив кремля были выстроены торговые ряды, волостное правление, трехэтажная гостиница, богадельня, весовая, склады. Центральная часть села, соборная площадь были вымощены булыжником, имели тротуары и переходы.

Но хватит про историю, пора рассказать и про нашу прогулку.

А начали же мы осмотр села с ансамбля Великосельского кремля. Именно рядом с ним мы и оказались, когда приехали на автобусе в пол двенадцатого утра.


Ансамбль Великосельского кремля. Вид с площади.


Храм Рождества Богородицы (1712).


Храм Покрова Богородицы (1741).


Соборная колокольня.


И еще один вид на Великосельский кремль из-за деревьев.

Осмотрев ансамбль кремля, мы продолжили нашу прогулку по селу.


Памятник погибшим в Великой Отечественной Войне в центре села.


На улицах села.

Недалеко от центра на Ярославской улице располагается очень интересный особняк, дом фабриканта А. А Локалова, построенный в 1890 году архитектором Ф. О. Шехтелем в псевдорусском стиле. Очень интересен интерьер особняка - в нём сохранилась уникальная комната-грот с зимним садом. Но попасть внутрь можно лишь с экскурсией (в здании сейчас располагается детский дом), поэтому нам осталось лишь довольствоваться фотографированием снаружи.


Особняк А. А. Локалова.

Осмотрев особняк, мы возвратились обратно на центральную площадь и, обойдя Черный пруд, вышли на дорогу, ведущую в пос. Плещеево. Но, прежде чем покинуть село, мы еще вышли по тропинке на противоположный берег пруда, чтобы оттуда сфотографировать последний вид на Великосельский кремль.


Великосельский кремль. Вид с берега Черного пруда.

Закончив же небольшую фотосессию, мы продолжаем наш путь - сначала по улице сквозь село, а потом, когда село закончилось, по узкой асфальтовой дороге, идущей сквозь поля, то спускаясь, то поднимаясь на очередной холм,.


Село Великое остается позади.


На окраине села.


Вид вперед.


Окрестные поля.

Вскоре и село Великое скрывается за горизонтом, а впереди уже появляется пос. Плещеево - сначала взору открываются развалины фермы слева от дороги, а несколько погодя и поселок. Сам поселок достаточно большой - есть даже дом культуры, работающий время от времени, есть и местный автобус, ходящий несколько раз в день.



Дом культуры в пос. Плещеево.


Заросший пруд в пос. Плещеево.

Асфальт же, ведущий в поселок, вскоре за автобусной остановкой заканчивается. Вперед же идет дорога из бетонных плит, которая, проведя нас мимо развалин еще одной фермы, сменяется грейдером.


Полуразвалившаяся ферма около пос. Плещеево.

Но нам этот грейдер уже не по пути, и вскоре мы сворачиваем направо, на узкий проселок, идущий через дамбу пруда на р. Дубровка. Здесь же, в живописном месте на краю поля, недалеко от пруда, мы и устраиваем перекус. Желающие же в это время купаются в пруду.


Пруд на р. Дубровка.

Перекусив же и набравшись сил, мы продолжаем наш путь по узкому проселку, идущему сквозь бескрайние поля. Дорожка же эта, немного попетляв, выводит вскоре нас к еще одному очень красивому пруду. Где-то тут должна была быть деревня Заречье, но то ли она уже исчезла, то ли дома её были где-то в стороне, но мы её не увидели.

А раньше здесь было много деревень, было и село с каменной церковью 1817 года постройки, но сейчас лишь остатки плодовых деревьев рядом с дорогой, развалины храма, да старое кладбище напоминают о прошлом.


По дороге через бескрайние поля.


Пруд.


Окрестные виды.

Около пруда мы временно разделились - и пока девушки отправились купаться в пруду, я вместе с maydyk , jenyay , Никитой и Виктором отправились осматривать полуразрушенный храм, что уже виднелся в роще рядом с дорогой.

Когда я планировал эту поездку, то я не смог найти никакой информации об этом месте - ни фотографий, ни описаний. Лишь крестик в атласе Ярославской области, да что-то, напоминающее разрушенный храм, на спутниковом снимке, сподвигло меня обратить внимание на это урочище.

И лишь позавчера, изучая старую книгу "Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии" мне удалось найти хоть какую-то информацию об этом месте.

Храм этот был построен в 1817 году в селе Мирославка и имел в то время два прихода - Святого Великомученика Дмитрия Солунского и Покрова Пресвятой Богородицы.


Полуразрушенный храм в ур. Мирославка (1817).

Пока мы осматривали храм, девушки уже успели искупаться, так что вскоре, еще раз уже вместе осмотрев храм, мы продолжили неспеша наш путь по дороге, уводящей нас на запад.

Вокруг были снова поля - где-то заросшие, а где-то уже и перепаханные. Если же приглядеться, то на северо-западе, за полями на горизонте виднелся уже другой храм - Церковь Илии Пророка в ур. Усово. И именно туда мы вскоре и направились, когда увидели дорогу, уходящую на север вдоль края поля.


По дороге из ур. Мирославка.


На горизонте уже виднеется храм в ур. Усово.


Окрестные виды.


По дороге в ур. Усово.


Посреди перепаханного поля вдали от деревень возвышается старинный пятиглавый храм Илии Пророка 1803 года постройки. Когда-то здесь было село Усово, а сейчас лишь одинокий храм напоминает о былом. Информации о храме очень мало - известно лишь, что раньше в нем было два придела - Святого Пророка Илии и Великомученика Дмитрия Солунского.


Храм Илии Пророка в ур. Усово (1803).


Окрестные виды.

Осмотрев храм и вдоволь нафотографировавшись, мы продолжаем наш путь в сторону пос. Семибратово, откуда нам еще предстоит уехать вечером в Ростов.

Приятная полевая дорожка, немного попетляв среди полей, вывела нас на окраину дер. Кандитово. Рядом с деревней сейчас располагается крупное хозяйство - около пруда за оградой множество гусей, в вольерах утки, где-то слышны овцы. Поле тоже относится к хозяйству, так что некоторое время слева от дороги тянется забор из колючей проволоки.


По дороге в дер. Кандитово.


В дер. Кандитово.


Гуси у пруда.


По дороге из дер. Кандитово.


Окрестные поля.

Дорога же, ведущая из дер. Кандитово, вскоре приводит нас к развилке - прямо уходит проселок в дер. Крутой Овраг и далее на Ярославское шоссе. Но нам туда не надо, так что мы сворачиваем налево, на грейдер, который через пару километров, перейдя через грузовую железнодорожную ветку Семибратово - Гаврилов Ям, выводит нас на дорогу, ведущую в сторону пос. Семибратово.

До автобусной остановки остается идти чуть больше часа - сначала по пустынному шоссе мимо железнодорожной ветки и многочисленных полей, а потом и вдоль Ярославского шоссе через пос. Семибратово. Вскоре же после прихода на остановку нас подбирает полупустой автобус Ярославль - Москва, который и довозит нас до Ростова, где нас ждет ночлег и ужин в кафе. А прогулка на этом заканчивается.

PS: Наш маршрут на карте можно увидеть здесь.

Великое находится в 40 км от населённого пункта, занимающего в списке крупнейших российских городов третье место, то есть от Ярославля. Когда-то давно через село пролегла дорога, ведущая в Ростов. В другом направлении отсюда можно добраться до Суздаля. Но не географическим положением интересно село Великое в Ярославской области. Достопримечательности, которые имеются здесь, привлекают тех, кому не безразлична история и культура страны.

Важнейшие события политические и общественные свершались в Москве. Село Великое Ярославской области от столицы отдаленно на расстоянии в 220 км. Но как ни странно, именно в этих местах происходили знаменательные исторические события. Здесь зарождались основы централизованного государства. В впервые воплотилась идея объединения княжеств.

Сражения в Великом

В конце четырнадцатого столетия там, где сегодня расположено несколько культурных и исторических памятников, совершались бои между русскими ратниками и татарами. В 1425 году началась Между потомками Дмитрия Донского в те времена возникла вражда за Великое княжество. Крупные сражения вели несговорчивые родственники на полпути между Ростовом и Ярославлем - там, где сегодня находится село с неоднозначным названием. Это событие относится к 30-м годам пятнадцатого столетия. А спустя полтора века на этих землях снова состоялось сражение, теперь уже между русскими князьями и польскими шляхтичами.

В начале XVII столетия в селе Великом Ярославской области останавливались ополченцы Минина и Пожарского. Они направлялись в сторону Москвы, опять же на борьбу с дерзкими поляками, захватившими столицу. Местные жители отнеслись к освободителям весьма уважительно: делились провиантом, а ночью помогали нести службу по охране дружинников. Немало крестьян примкнуло к отважным защитникам Отечества.

Строительство первых храмов

В XIX веке в Великом сделали привал ополченцы, направляющиеся на войну с французским императором. До и после 1812 года здесь нередко останавливались русские цари. Бывал здесь и Пётр I. Великому реформатор, видимо, придвинулись живописные места. Награждая подданных за участие в Полтавской битве, одному из своих сподвижников царь пожаловал Великое. В 1712 году здесь была воздвигнута церковь Рождества Богородицы, что и положила начало архитектурному облику села.

Великое в Ярославской области со временем стало довольно известным населенным пунктом. В середине XIX столетия стала на фабричном центром в губернии. Здесь, например, развивалась льняная промышленность. Продукция местных заводов в начале XX века известна была во всей стране. О том, какие промышленные предприятия действуют здесь сегодня, рассказано ниже. Сперва стоит перечислить достопримечательности села Великого Ярославской области. Фото храмов и прочих представлено в статье.

Великосельский кремль

Это главная достопримечательность. История кремля начинается в начале XVII века, тогда, когда была заложена вышеупомянутая церковь. Архитектурный памятник в Великом принято связывать со знаменательными событиями под Полтавой . Как уже было сказано, именно благодаря победе в сражениях один из приближённых Петра 1 стал владельцем земель под Ярославлем.

Главным объектом на территории кремля, конечно, является церковь Рождества Богородицы. Ее украшает несколько куполов с разнообразными фресками. В Ярославской области сохранилось немало архитектурных памятников, но тот, что находится здесь, выделяется на общем фоне торжественностью, величием. Не зря населенный пункт, на который когда-то обратил внимание Пётр Великий, получил столь запоминающееся название.

Помимо церкви, в архитектурный комплекс входят Святые Ворота, храм Покрова Богородицы, колокольня и различные хозяйственные постройки. Здесь также есть часовни и торговые ряды. Каждое здание украшают произведения ярославского зодчества: фронтоны, шпили, арки.

В тридцатые года кремль был частично разрушен. Сегодня территория украшена клумбами, но требуются серьезные реставрационные работы. Колокольню возвели в середине XVIII века. Высота ее составляет 75 метров. Это довольно необычное сооружение, имеющее квадратное основание. За церковью находится старое кладбище. Здесь присутствует захоронения, которые производились более трех столетий назад.

Музей картофельного бунта

Название этого учреждения уже говорит о том, что в его стенах представлена довольно необычная выставка. Картофель появился в России в первой половине XIX века. Крестьяне не желали заниматься выращиванием непривычного, тогда еще экзотического растения. Позже, как известно, они оценили его по заслугам. Картофель вошел прочно в русскую национальную кухню.

Посетители музея имеют возможность узнать малоизвестные факты из истории клубнеплоды. Кроме того, здесь действует интерактивная программа, что весьма популярно сегодня во всём мире. На первом этаже находится небольшое кафе, в меню которого представлено разнообразие блюд, приготовленных, конечно же, из картофеля.

Усадьба купца Локалова

Самая необычная постройка на территории села Великого возведена в конце XIX столетии. Она создана в неорусском стиле. Украшена элементами, присущими классическому русскому терему. Неожиданному сочетанию архитектурных стилей постройка обязана неиссякаемой фантазии Федора Шехтеля . По проектам архитектора было построено в XIX веке несколько зданий в Ярославской области. Усадьба имеет статус культурного наследия России, но находится в довольно запущенном состоянии. До начала Великой Отечественной войны здесь размещался музей. С сороковых годов - детский дом.

На территории усадьбы воспитанники возделывают приусадебный участок. Напротив каждого растения - табличка с названием и описанием. Здесь регулярно устраивают театрализованные и торжественные мероприятия. Среди воспитанников детского дома, расположенного более 60 лет в здании бывшей усадьбы, есть известные люди. Информация о них содержится на памятных досках, помещенных на стене здания. Стоит сказать, что в Великом совсем мало современных построек. Это один из старинных населенных пунктов, в которых время словно остановилось. Хотя есть здесь и мебельное предприятие.

Краеведческий музей

Великое когда-то было самым большим селом Ярославской области. В начале XX века здесь проживало около четырех тысяч человек. Сегодня - менее двух тысяч. Тем не менее история села весьма насыщенна. Неудивительно, что в местном краеведческом музее располагается несколько интересных выставок. Одна из них посвящена льняному делу, получившему развитие в XIX веке. Приблизительно в это же время возрос спрос на кожевенные товары. В XIX столетии начало развиваться не только льняное дело, но и кожевенное производство. Наиболее известными купцами в те времена были Моругины и Бутиковы .

Несколько выставок повествует посетителям музея о жизни ремесленников в селе Великом. Есть зал, в котором показано купеческий быт. Имеется в музее и выставка, посвящённая советской эпохе.

Другие достопримечательности

В селе есть два крупных пруда. Один из них в восьмидесятые годы получил статус памятника природы. Существует мнение, что на его берегу некогда расположена была кузнеца. Вся копоть от работы мастеров шла в водоем . Отсюда и название - Чёрный . Второй водоём называется Белым. Вероятно, в отличие от первого, он находился поодаль от кузницы. Здесь находится Боголюбский храм, а также музей " Светелка " , оформленный в стиле старинной купеческой избы.

"Русский ротанг"

В селе Великом Гаврилов-Ямского находится предприятие, которое в последние годы широко известно и в других регионах России. Компания создана не так давно - в 2012 году. Осуществляет производство и продажу мебели из ротанга. В селе Великом Ярославской области изготавливается оборудование для ресторанного и гостиничного бизнеса. Но не только. Ассортимент довольно широк. Компания производит комплекты мебели, кухонные стулья, журнальные столики, диваны, шезлонги, подвесные кресла.

Село Великое Ярославской области, таким образом, славится не только уникальными памятниками архитектуры, но и качественной мебелью. Популярность продукции у владельцев ресторанов и гостиниц объясняется невысокой стоимостью. Ехать для того чтобы приобрести что-нибудь из мебели в село Великое Ярославской области необязательно. Интернет-магазин " Русский ротанг" работает каждый день, доставка налажена. Склады находятся и в Ярославской области, и в Москве.

Великосельский "кремль" Огромные соборные комплексы встречаются не только в городах. Порой и сёла -- особенно в ареале таких святынь, как Ярославль, - являются великими и по названиям, и по значению. В третьей части путеводителя самое время поговорить о Великом селе , что к югу от Ярославля, о Соли Великой , что к востоку... - замечательных местах, известных с начала XIII века, но прославившихся грандиозным каменным строительством на рубеже XVII-XVIII веков. Все они как бы подхватили эстафету от города на пике его расцвета. "Маленькие Ярославли" встречаются в окружности десятков вёрст от исторического центра. За несколько лет до очередной поездки в этот край из очерка А. Борисова "Великое в малом" я впервые узнал об уникальном соборном комплексе Рождества Богородицы , построенном сразу же после Полтавской битвы фельдмаршалом А. И. Репниным. Удивительно, что "птенец гнезда Петрова" воздвиг этот мемориальный храм вовсе не в модном тогда стиле барокко, а в виде типичного ярославского храма XVII века. Типичного по форме, но необычайного по размерам. Ансамбль собора, колокольни, зимней Покровской церкви и других построек смотрелся так величественно, что местные жители издавна прозвали его "кремлём". Фотографии его так вдохновили меня, что к очередной поездке я уже чётко наметил посещение Великого как одну из главных целей. Село это относится к Гаврилов-Ямскому району и раскинулось примерно в 40 километрах от Ярославля. Пригородные автобусы в Гаврилов Ям проходят через Великое. Кстати, на этом же маршруте, поблизости, находится и Карабиха -- музей-усадьба Некрасова. Село возникло предположительно ещё в XIII веке. В феодальной войне XV века в его окрестностях произошло важное сражение 1435 года между Василием II и его двоюродным братом Василием Косым. Последний был разбит, взят в плен и ослеплён. Военные действия происходили здесь и в Смутное время -- но этом никого не удивишь, особенно в Верхнем Поволжье, где почти все населённые пункты по много раз переходили из рук в руки. Культурная слава пришла к Великому в XVIII веке. Пётр I, сам 6 раз посещавший здешний край, в 1706 г. подарил это богатое село своему сподвижнику Аниките Ивановичу Репнину... более известному, конечно, по упрощённому имени -- Никита Иванович. Кстати, ещё один видный петровский военачальник Б. П. Шереметев получил в подарок другое ярославское село с похожим по смыслу названием -- Большое. Но в Большом Селе остались лишь поздние и куда меньшие по размерам церкви. Ничего подобного великосельскому "кремлю" не встретишь даже в здешних богатейших на достопримечательности краях! В жаркий июльский полдень я прибыл в посёлок, похожий на небольшой старинный городок. По правую руку от остановки раскинулась за деревцами широкая гладь привольного, живописного Чёрного пруда. А впереди вставало во всей красе могучее зелёное пятиглавие собора и изящная кирпичная "ель" высочайшей многоступенчатой колокольни. Позже я узнал, что на этот "кремль" было, действительно, ориентировано всё село! Подобно Москве, в нём стихийно сложилась радиально-кольцевая планировка, и сердцевиной её стал соборный ансамбль. В Великом и сейчас осталось несколько улочек, застроенных только на одной стороне -- так, чтобы все дома были обращены фасадом к "кремлю". Для села это чрезвычайно редкая планировка! Что интересно, издали ансамбль вовсе не выглядел огромным. Он смотрелся очень гармонично и не подавлял, а украшал, собирал, формировал главную площадь своим простым, но неотразимым силуэтом. Вскоре выплыла из-за деревьев ещё одна пятиглавая церковь -- куда меньшая по размерам, но всё же вполне логично уравновешивающая собор по другую сторону от колокольни, с юга. А ещё в комплекс входила угловая башенка-часовня на севере, изящные Святые врата близ зимней церкви, торговые лавки -- площадь-то базарно-ярмарочная. Все эти постройки вытянулись в одну линию по восточному краю площади. Когда видишь всё это впервые, невольно замираешь... Величие, в чём-то достойное Ростова! Говорят, за образец здешнего комплекса был взят знаменитый ансамбль церквей в Коровниках в Ярославле. Может быть, это верно по отношению к композиции двух храмов и колокольни, но никак не к их облику. Вторая церковь здешнего ансамбля была возведена лишь через 30 лет после собора, когда уже не было в живых Аникиты Репнина -- потому говорить о единстве замысла всего комплекса едва ли приходится. Колокольню построили ещё позже, а уж ограда и башенки "кремля" и вовсе относятся к началу XIX века. Так что великосельский комплекс формировался в течение более чем столетия. В нём неразрывно слились и традиции ярославской архитектурной школы XVII века, и новые веяния. Точно можно сказать одно: ничего близко подобного больше нигде не встретишь! Ярославская архитектурная школа в течение XVII века развивалась, как это ни странно, в сторону всё большего увеличения объёма куполов по сравнению с четвериком, из которого они растут. Самые знаменитые храмы середины века являли ещё равенство высоты глав и четверика. Во второй же половине столетия купола стали более грандиозными. Вместе с барабанами они порой в полтора раза превосходили основную часть храма! Особенно это заметно по церкви Николы в Меленках или по фотографиям несохранившейся, но очень оригинальной Петропавловской церкви на Волжском берегу. Великосельский Рождество-Богородицкий храм -- из той же череды. Купола его -- гигантские ярко-зелёные маковки, словно в них перетекла почти вся мощь собора. Удивительна стоящая рядом колокольня (1758 -- 61 гг.) -- её можно назвать одновременно и шатровой, и ступенчатой! Что-то среднее между конической "Ярославской свечой" и ярусной звонницей в Толчково. Кокошники над арками отмечают грани уменьшающихся ярусов, но "ступеньки" эти -- как бы сглажены. Общий силуэт получился стремительный, островерхий, словно кипарис вознёсся к небу. Конечно, раньше XVIII века подобная колокольня не могла возникнуть. Но всё же это такое яркое явление именно русского барокко -- далёкого от любых европейско-петербургских веяний, - что она кажется очень древней и выражающей исключительно национальный дух в архитектуре. Если бы она не была такой ажурно-сквозной от четырёх этажей арок, то казалась бы слеплённой из мокрого песка, как детские "пирамидки" на пляже. Я не побоюсь назвать очертания и декор этой колокольни -- совершенными! Пожалуй, это один из архитектурных идеалов. Таких, которые, увидев раз, запоминаешь на всю жизнь. Вознеслось это чудо на 75 метров. Вдвое выше "Ярославской свечи"! Говорят, изначально звонница не была такой грандиозной, и самые верхние ярусы появились позже, в XIX веке. Как бы то ни было, получилась одна из самых высоких колоколен, когда-либо возводившихся в русских сёлах. Лишь в близком Поречье-Рыбном под Ростовом в конце XVIII в. построили ещё большую звонницу -- 94 метра. В самом же Ярославле нет ничего подобного! Если зодчие, возводившие собор, остались анонимными, то имя Ивана Зарубина, воздвигшего колокольню, запечатлелось в местной истории. Тончайшая ажурность многоарочной звонницы в сочетании с мощным монолитом собора создаёт парадоксальную, контрастную гармонию. Они изумительно дополняют друг друга -- эти слишком разные постройки одного ансамбля! Не будь такой высокой колокольни, комплекс казался бы тяжёлым и заземлённым. Будь собор похож на колокольню -- получился бы обычный лёгкий барочный ансамбль. А здесь -- ярчайший символ соединения Руси Древней, допетровской и России молодой, так и рвущейся куда-то... Собор, заложенный в 1709 и освящённый уже в 1712 году, не без оснований считается первым в истории храмом-памятником в честь Полтавской победы . В наше время на площади перед ним воссоздано мозаичное панно -- копия знаменитого творения Ломоносова "Полтавская битва". Ежегодно в Великом проводятся праздники с историческими реконструкциями прославленного сражения. Однако само посвящение собора Рождеству Богородицы свидетельствует, что даже если царедворство и присутствовало в характере Репнина, оно не было чрезмерным, и земное с небесным он никак не смешивал. Из лести царю было бы логично посвятить мемориальный храм его небесному покровителю и назвать Петропавловским (заодно вышло бы и подражание Петербургу!). Либо -- Исаакиевским, так как в день св. Исаакия Далматского, 30 мая, Пётр родился. Либо -- Сампсониевским, так как в день св. Сампсона Странноприимца, 27 июня, произошла Полтавская битва. Но посвящение выбрали гораздо более традиционное для Руси. Даже если оно и навевает какие-то мысли о земной истории, то скорее, о Куликовской, чем Полтавской битве. Как известно, победа на Куликовом поле была одержана в праздник Рождества Богородицы, и огромное количество Рождество-Богородицких храмов было возведено на Руси именно после 1380 года. Другая "памятка" тех событий в русском церковном календаре -- Дмитриевская родительская суббота: ближайшая ко дню св. Дмитрия Солунского, небесного покровителя Дмитрия Донского. Что интересно, боковой престол здешнего собора также освятили в честь Дмитрия Солунского . Напротив был придел Смоленской иконы Божией Матери . Храм получился трёхпрестольным, хотя приделы ничем не отделены от основного интерьера. Сейчас собор был закрыт -- внутренняя реставрация в нём даже не начиналась. К счастью, в Покровской церкви я встретил настоятеля о. Сергия. Он лично сводил меня и в собор, и на колокольню, провёл импровизированную экскурсию по всему комплексу: на первый взгляд, и вправду, целому "кремлю", а в действительности, чрезвычайно бедному сельскому приходу. За годы советской власти деревенские жители совсем разучились ходить в церковь. Так что огромные старинные здания более чем когда-либо кажутся сейчас величественной, но пустующей декорацией Святой Руси. Туристы сюда заезжают редко -- "нераскрученный объект". А для истовых, -- так сказать, профессиональных, -- паломников здесь не найдётся ни мощей, ни чудотворных икон, ни, тем более, "старцев". В общем, никакого ажиотажа! Сейчас трудно даже представить, что ещё совсем недавно оба храма стояли без куполов! В советских путеводителях спокойно, будто речь шла о чём-то вполне обыденном, даже с некоторой долей романтизма писали: "Сейчас, когда обе церкви лишены глав, они напоминают необычайных размеров лабазы времён А. И. Островского". Лабазы -- не лабазы, но в советское время их, действительно, использовали как склады. Лишь в 2004 г. уникальный комплекс был возвращён Церкви, и началось медленное возрождение приходской жизни. Таинственно загремел старый замок, и огромный собор раскрылся перед нами. Традиционные 4 столпа придавали его интерьеру ощущение древности и парадоксально-тяжеловесной гармонии. Они поражали толщиной и мощью. Один из них стоял косо -- причём, наклон был очень заметен, -- но это, видимо, нисколько не мешало устойчивости трёхсотлетней конструкции. Кстати, у ещё большего по размерам Успенского собора Рязани один из мощнейших столпов также удивляет своим наклоном. Ну что ж, есть "падающие" башни, стоящие веками -- а есть "падающие" столпы в многовековых соборах! Высота интерьера, не считая подкупольных барабанов -- 13 метров: гораздо меньше внешней высоты. Всё равно это много -- представьте, что под сводами легко поместился бы 4-этажный дом! Человек в таком интерьере смотрится просто букашкой! Площадь основного объёма, без алтаря -- примерно 20 на 20 метров. По меркам ярославского зодчества, это огромный храм: намного больше любого из сохранившихся в самом городе! Для сравнения, Богоявленская церковь на главной площади Ярославля имеет четверик всего 10 на 10 метров. Чрезвычайно редкое явление для русского храма: хоры находятся не над западной частью, а над восточной -- непосредственно над алтарём! Пожалуй, это никоновская традиция, хотя от низложения патриарха Никона до возведения здешнего собора прошло полвека. В соборе Воскресенского Новоиерусалимского монастыря хоры также располагались за иконостасом, причём на нескольких уровнях. Мы поднялись на хоры и полюбовались интерьером с высоты: иконостаса пока не было. Зато во всей верхней части храма хорошо сохранились фрески. В краеведческой литературе иногда утверждается, что они относятся ко II половине XVIII века. Но надпись в самом храме гласит, что стенописи создавались при императоре Александре I. Да и по стилю они очень схожи с фресками начала XIX века братьев Медведевых: в Спасо-Преображенском соборе Углича и Успенском -- Мышкина. С первым общим стало даже то, что самый грандиозный сюжет -- Преображение Господне во весь центр западной стены: он во много раз больше любой другой композиции, хотя храм, казалось бы, посвящён совсем другому празднику. Каждый сюжет обрамлён рисованной рамкой-картушем. Преобладают золотистые, огненные, красные тона: всё очень празднично и ярко даже в неотреставрированном виде. Можно только догадываться, что было изображено в несохранившихся нижних ярусах -- вероятно, исходя из посвящения храма, земное житие Пресвятой Богородицы. А вот верхние два яруса -- подробнейший Евангельский цикл, начиная с Благовещения, Рождества и редкого сюжета Обрезания Господня. Потом мы обошли весь ансамбль. К северу от собора раскинулись входящие в "кремлёвский" комплекс Торговые ряды. Великое славилось большими ярмарками, проходившими ежегодно с 1 по 8 сентября: в течение недели перед престольным праздником Рождества Богородицы. Местом их проведения была как раз здешняя площадь. Это врастание лавок и амбаров в церковную ограду очень напомнило мне Борисоглебский монастырь под Ростовом, северная стена которого в XIX веке тоже обратилась снаружи в сплошные торговые ряды... (и это, как ни парадоксально, не помешало сохранить внутри глубочайший молитвенный дух!). Мы свернули за северо-западную башню. Я ожидал нового чуда, но... В нынешнем разомкнутом, полуразрушенном виде Великосельский кремль кажется сказочной декорацией, великолепным занавесом, за которым должно бы открыться что-то удивительное... а за ним открывается всего лишь море травы. Всё величие и всё убожество разрушаемой весь ХХ век, но, к счастью, так и не дорушенной русской культуры наглядно воплотилось в этом ансамбле. Восточные башенки-часовни ещё стояли, отмечая прямые углы "кремля", а вот связующая их ограда давно отсутствовала. Просто обширный пустырь. Когда-то тут, за алтарями храмов, был большой огороженный погост. А теперь... Футбольное поле на месте бывшего кладбища -- типичное знамение советских времён. Необычно смотрелась с востока Покровская церковь 1741 года. Её алтарные окна были обрамлены изразцами -- но не теми крупными наружными изразцами, что украшают едва ли не большинство ярославских храмов, а маленькими плиточками с бытовыми сюжетами в стиле лубка, какие обычно использовались в оформлении печей. Мы свернули к колокольне. Отец Сергий открыл дверцу, и началось долгое восхождение. На уровне второго яруса блеснуло окно, про которое говорят, что оно символизирует "окно в Европу" -- потому и обращено на запад. Но любое окно куда-то обращено (на третьем ярусе, например -- на север). Скорее всего, эта "символика" -- плод позднейшей фантазии... хотя, конечно, всё может быть. Рассказывают также, что несохранившиеся куранты "отсчитывали время, прошедшее после Полтавской битвы". После трёх тёмных ярусов, занятых лишь лестницей, раскрылась наконец площадка звона. Панорама мира, разбитая на арки -- круговой пейзаж в восьми краснокирпичных рамках. Из полумрака выглядываешь в сплошной свет, щуришься. Кажется, весь мир состоит из света -- не только небо, но и земля. Переливчато-зелёный диск внизу и голубой купол вверху -- трудно сказать, что ярче! К юго-западу от соборного комплекса раскинулся пруд, ожививший весь пейзаж огромным светло-голубым глазом (хотя назывался он почему-то -- Чёрным...). В противоположной стороне маленьким замком с изящными шпилями возвышался над застройкой дом Локалова(1) -- ещё одна архитектурная достопримечательность Великого. Это творение известного архитектора Шехтеля -- будущего автора Ярославского вокзала в Москве и других выдающихся построек в неорусском стиле. Вдали виднелась ещё одна действующая церковь огромного села -- Тихвинская 1861 года. Обширный архипелаг крыш обрывался на востоке зелёным морем полей и ещё более далёкого леса. Было видно, что находимся мы хоть и в великом, но всё же селе. Тем грандиозней выглядел здешний ансамбль. Посёлок этот -- и по виду, и по духу, -- чем-то напоминает Борисоглеб под Ростовом, который мне тоже довелось созерцать с высоты могучей башни. Только там среди города-села воздвигся великий монастырь, а тут -- великий соборный комплекс. Ещё вспомнилось совсем далёкое отсюда Усолье на Каме с великолепным дворцово-соборным комплексом усадьбы Строгановых -- того же XVIII века и даже примерно тех же лет постройки. Особенно похожа была колокольня в самом центре ансамбля. И сам городок Усолье -- примерно такого же размера, как село Великое. Тоже благодатные древние места... и тоже полузабытые. Человек, совершивший самоубийство, по понятной причине, уже не имеет возможности искупить этот грех. Страна, десятки лет занимавшаяся уничтожением собственной культуры, ещё может это искупить -- возродив хотя бы то, что осталось. Когда выйдут из тени, воскреснут места, подобные Великому, прервётся наконец долгое, мазохистски растянутое самоубийство России. (1) . Алексей Локалов -- крупный промышленник, сын выкупившегося на волю крепостного, основатель Гаврилов-Ямской льняной мануфактуры.

Страница 5 из 8

Первой в 1712 году в честь победы русских над шведами была возведена летняя церковь Рождества Богородицы .

Четверик ее увенчан пятиглавием. Интересно, что центральный купол находится не в центре, а смещен к востоку, к алтарю. Стены и перекрытия выполнены из кирпича местного производства. Раньше стены, столбы, потолки, скосы окон, проёмов были покрыты фресками, часть из них сохранилась до наших дней. Сама по себе церковь, на мой взгляд, ничего особенного из себя не представляет. Но весь ансамбль в целом производит неотразимое впечатление.

К югу от церкви Рождества Богородицы в 1741 году была возведена зимняя церковь Покрова Богородицы .

Я прочитала в интернете, что она причудливо сочетает в наружном убранстве мотивы «нарышкинского» и западноевропейского барокко. Судить об этом трудно. Сейчас, лишенная пятиглавия и изуродованная, церковь Покрова Богородицы в то же время прекрасно участвует в создании этого очень интересного ансамбля. На гладкой стене церкви рельефно выделяются фигурные наличники окон.

Внутреннее убранство церкви Покрова Богородицы, к сожалению, не сохранилось.

Объединяет весь ансамбль 75-метровая колокольня, состоящая из семи ярусов. Ее строительство было завершено в 1758 году. В основе колокольни лежит четверик, на нём шесть восьмериков. На западной стороне прорублено символическое «окно в Европу». Колокольные часы отсчитывали время, прошедшее после Полтавской битвы.

Весь комплекс завершила каменная ограда с четырьмя башнями-часовнями и торговыми рядами. В композиционном плане эти сооружения напоминают знаменитый храмовый ансамбль в Коровниках в Ярославле. Их величавость и монументальность позволяет жителям называть ансамбль Великосельским кремлем.

Просмотров