Рождество Иоанна Крестителя. Усекновение главы Иоанна Крестителя

7 июля празднуется Рождество Иоанна Предтечи. Установление праздника Рождества Иоанна Предтечи пришлось на день празднования Ивана Купалы. Но давайте узнаем эту историю с самого начала!

Так было и при установлении праздника Предтече Господнему Иоанну

Необходимо было изжить в народе языческую традицию, связанную с разнузданностью нравов, гаданиями и поклонению стихиям природы. Концентрировались же все эти, из глубины веков пришедшие, дохристианские суеверия, верования и предрассудки в конце июня, во время летнего солнцестояния, когда прекрасное светило дня, по достижении высокого проявления своих сил, делает первый поворот на зиму. В этот день наши предки-язычники и праздновали Ивана Купалу , а ночь с 23-го на 24-е была для них самой мистической в году.

«Концентрация» эта была многообразна, красочна и многопланова, да и не удивительно, ведь Купала был в первом ряду языческих богов и считался богом плодов земных, то ли третьим, то ли пятым по значимости после Перуна.

Вот что пишет о языческом Купале русский историк Кайсаров: «Русское божество, коего истукан стоял в Киеве. Купало был богом плодов, его причисляли к знатнейшим богам. В начале жатвы ему приносили жертвы. Тогда на полях зажигали большие костры: а юноши и девицы, цветами увенчанные, плясали около огня при радостном пении: наконец скакали они и гнали свое стадо через огонь. Эти добрые люди думали, что он обезопасит их от леших».

Кайсаров – скромный историк, более нечестивые «обычаи» воплощаемые в реальность в этот день и ночь, опускает, а их хватало, начиная от поиска суженого-ряженого, гаданий, купания нагишом, огненного очищения, сжигания одежд больных детей и заканчивая откровенным блудом и жертвоприношениями…

Установление праздника Рождества Иоанна Предтечи в этот день (хотя по временному отрезку между Рождеством Предтечи и Спасителя оно вполне отвечает евангельскому повествованию) позволило оставить добрую поросль, убрав языческие плевелы. И праздник был принят народом нашим, хотя старинные верования отмирали довольно долго.

Так, в «Стоглаве» (сборнике решений Стоглавого собора 1551 года) рассказывается о купальских празднествах, – что во время них «нецыи, пожар запалив, предскакаху по древнему некоему обычаю»; что «против праздника Рождества Великого Иоанна Предтечи и в нощи на самый праздник, и в весь день и до нощи мужи и жены и дети в домех и по улицам и ходя и по водам, глумы творят всякими играми и всякими скомрашествы и песни сатанинскими и плясками, гусльми и иными многими виды и скаредными образовании. И егда нощь мимо ходит, тогда отходят к роще с великим кричанием, аки бесни, омываются водою».

Но вот уже в начале XX века видный исследователь истории традиций и обычаев А. А. Коринфский (1868-1937) пишет в своей «Народной Руси»: «В славянском мире, у всех без исключения народностей, до сих пор купальские празднества не вполне утратили свое первоначальное значение, несмотря на многовековую давность христианства. Из области народной веры они перешли в круг простонародных суеверий, из обрядов – в обычаи, в большинстве случаев служащие забавою для сельской молодежи, совершенно бессознательно воскрешающей на своих игрищах потускнелые образы, безвозвратно канувшие в реку забвения. В старину, когда еще свежа была в народе память языческого прошлого, славяно-русская Церковь вела упорную борьбу с этими обычаями и играми. В настоящее же время только в трудах, оставленных пытливыми исследователями старины в наследие будущему бытописателю человечества, и можно найти более или менее ясное представление о какой-нибудь определенной связи современных простонародных поверий с былой верою».

Не менее спокоен и автор «Настольной книги для священнослужителя» С. Булгаков. В его комментарии на 24 июня читаем: «Под именем Купалы наши предки боготворили благодетельную для растений силу воды и животную теплоту солнца и веровали, что этот Купала сокрыт и в воде, и в огне, и в травах. Во времена христианские наши предки, по своей неразвитости, смешивая языческое с христианским, присоединили праздник Купалы к празднику св. Иоанна Крестителя, дав св. Предтече прозвание Ивана Купалы. В некоторых местностях описанные суеверия существуют и в настоящее время, и для искоренения этих суеверий, унизительных для христиан и оскорбительных для памяти Крестителя Господня Иоанна, требуется усиление пастырского воздействия на жителей этих местностей».

МОСКВА, 20 янв — РИА Новости, Сергей Стефанов. Праздник Крещения Господня, отмечаемый в России массовыми купаниями в прорубях и освящением воды всех водоемов, неразрывно связан с фигурой Иоанна Крестителя. На следующий день после Богоявления Церковь празднует Собор Иоанна Предтечи, а всего в святцах ему посвящены целых семь праздников. Почему их так много, в чем их суть и какие необычные истории с ними соединяются — в материале РИА Новости.

Собор Иоанна Предтечи (20 января)

Празднование Собора Иоанна Крестителя 20 января связано с церковным обычаем: после больших праздников на следующий день вспоминать тех святых, которые имеют непосредственное отношение к этому событию. И если сразу после Рождества Христова Церковь отмечает Собор Пресвятой Богородицы, Иосифа Обручника и брата Господня Иакова, то после Крещения Господня чтят память того, кто собственноручно крестил Спасителя.

Слово "собор" в названии праздника — как его определял святитель Димитрий Ростовский в своих знаменитых "Житиях святых" — означает, что "народ собирается в церковь для совершения богослужения в честь и похвалу прославляемого ныне" Иоанна Крестителя.

Иоанн Предтеча, свидетельствовавший о пришествии на землю Сына Божия, завершает историю Ветхозаветной Церкви и открывает эпоху Нового Завета — установления новых духовных ценностей. Он считается самым великим из пророков. Сам Христос говорил о нем, что "из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя" (Евангелие от Матфея, 11-я глава). Евангелисты называют Предтечу Ангелом Господним, а на иконах его часто изображают с крыльями.

"Иоанн был настолько велик, что Церковь хранит память о всех проявлениях его жизни: и его зачатие, и рождение, и в память его миссии Крестителя Спасова (Собор Иоанна Предтечи — на следующий день после Крещения Господня), и его мученическую смерть — усекновение главы, и три обретения этой честной главы — великой для мира святыни, и перенесение десницы Иоанновой из Мальты в Россию", — говорил известный проповедник, архимандрит Иоанн (Крестьянкин, 1910-2006).

Зачатие Иоанна Предтечи (6 октября)

Это произошло примерно за два года до Рождества Христова. Иудеи, ожидавшие в то время Мессию, ждали и его Предтечу: в пророческих книгах говорилось, что тот явится раньше Мессии и укажет на Его пришествие. До рождения Иоанна Крестителя в древнем Израиле уже несколько веков не было пророков, поэтому народ с готовностью откликнулся на проповедь Крестителя, пусть и носившую обличительный и нелицеприятный характер.

В праздник Зачатия Иоанна Предтечи христиане вспоминают о том, как родители пророка — праведные священник Захария и жена его Елизавета — получили радостную весть о скором рождении у них сына. Супруги были уже в преклонном возрасте, но не имели детей и постоянно просили Бога о даровании им младенца.

Архангел Гавриил явился священнику Захарии, когда он служил в Иерусалимском храме. Ангел сказал, что у него родится сын, которого он должен назвать Иоанном. А за то, что Захария вначале не поверил словам архангела, он был поражен немотой до момента рождения сына.

Праздник Зачатия Иоанна Предтечи имеет византийское происхождение и известен с V века. Первоначально он совпадал с днем новолетия, который в 462 году был перенесен с 23 на 1 сентября по старому календарю.

Рождество Иоанна Предтечи (7 июля)

Рождество Иоанна Предтечи (как и Усекновение его главы) относится к пяти "великим" церковным праздникам, следующим по значению после "двунадесятых" (двенадцати главных) Господских и Богородичных праздников. Этот день всегда приходится на Петров пост, словно напоминание о том, что и сам Иоанн всю свою жизнь строго постился — питался только травой и диким медом, а чаще всего и вовсе "ничего не ел и не пил".

Иоанн родился на шесть месяцев раньше Иисуса Христа. Перед этим, как рассказывает Евангелие, его мать Елизавету посетила Пресвятая Дева Мария, которая была ее дальней родственницей. И еще не родившийся Иоанн приветствовал Божию Матерь, "взыграв во чреве" Елизаветы. Это необычное событие постоянно вспоминается за праздничными богослужениями.

Когда Елизавета родила сына, этому радовались все ее родственники и друзья, приглашенные на торжество. Когда решали, как назвать младенца, Захария написал на дощечке: "Иоанн имя ему" — и сразу после этого вновь обрел дар речи. Тогда же Захария произнес пророческие слова о том, что в мир приходит Мессия, а его сын будет Его Предтечей.

Дальнейшее церковное предание сообщает о том, что праведная Елизавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась в пещере, после повеления царя Ирода расправиться со всеми младенцами в районе места рождения Спасителя. А Захария был убит прямо в Иерусалимском храме за то, что не открыл местонахождение сына. Иоанн жил в пустыне вплоть до того времени, как вышел на проповедь о покаянии.

По словам отца Иоанна (Крестьянкина), пустыня стала "матерью и отцом тому, кому надлежало стать служителем Слова", и "в безмолвии пустыни он готовился заговорить гласом Истины в пустыне людской".

Рождество Предтечи с древности празднуется Церковью. Дата рождения "величайшего из пророков" была определена на основе евангельских данных о шестимесячной разнице в возрасте Иоанна и Христа. При этом праздник Рождества Христова оказался близок к зимнему солнцестоянию, когда длина светового дня начинает возрастать, а рождение Предтечи — к летнему солнцестоянию и уменьшению солнечного света. Возможно, на это указывают и образные слова самого Крестителя о том, что "Ему (Христу. — Прим. ред.) должно расти, а мне умаляться" (Евангелие от Иоанна, глава 3).

Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября)

В этот день православный мир вспоминает смерть пророка на пьяном пиру во дворце иудейского царя Ирода. В тюрьму Иоанн Креститель был заключен за то, что обличал Ирода, жившего с Иродиадой, женой своего родного брата Филиппа. Во время пира дочь Иродиады Саломия угодила Ироду и всем гостям своими танцами, и царь пообещал за это исполнить любую ее просьбу. Посоветовавшись с матерью, Саломия попросила тотчас же принести ей на блюде голову Иоанна Крестителя. По приказанию правителя Предтеча был усечен мечом.

Это событие, подробно описанное в Евангелиях, произошло в 32 году. Между тем предание сохранило дальнейшее развитие этой трагической истории. Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед и была им сдавлена: тело находилась в воде, а голова надо льдом. В итоге острый лед перерезал ей шею. Труп Саломии обнаружили, и ее голову принесли Ироду и Иродиаде. Свою жизнь они закончили в заточении в Испании, где, по легенде, были поглощены разверзшейся землей.

Усекновение главы Иоанна Предтечи — это всегда день строгого поста, даже если он выпадает на воскресенье, — таким образом Церковь чтит память мученика. На Руси в этот день закрывались винные лавки и прекращалась продажа алкогольных напитков, а в 1914 году во всероссийском масштабе 11 сентября впервые отметили День трезвости.

Ровно 100 лет спустя, в 2014 году, по инициативе Русской православной церкви эта традиция была возрождена. Сейчас в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, ни разу за свою жизнь не выпившего вина, во всех храмах России возносятся особые молитвы об исцелении от "страсти винопития".

По словам патриарха Кирилла, пример Иоанна Предтечи показывает, что "для Бога нет этой жизни и жизни вечной — для Него все одна жизнь", и "то, что совершается в этой жизни, не является конечным действием, иначе вся наша история превратилась бы в бессмыслицу".

"Страшная смерть на пиру по повелению пьяного правителя не была фиаско. Это был не бессмысленный конец праведной жизни, а великий подвиг, мученическая кончина во имя Божией правды, которая обретает смысл только в перспективе вечности, как и все, что мы совершаем в этой жизни, и хорошее, и плохое. Там, в вечности, все это обретает свой конечный смысл и свое конечное значение", — сказал патриарх в проповеди, посвященной Предтече.

Первое и второе обретения главы Иоанна Предтечи (9 марта)

Тело Предтечи его ученики захоронили в самарийском городе Севастии, а его голову Иродиада спрятала во дворце. Однако верующая жена домоправителя Ирода Хузы вынесла ее и погребла в глиняном сосуде на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода.

Первое обретение главы произошло в IV веке, когда новый владелец поместья стал строить там церковь. Рабочие, готовившие фундамент, нашли сосуд с головой Иоанна Крестителя. Однако перед своей кончиной вельможа вновь спрятал святыню в том же месте, боясь, что она попадет в руки противников христиан.

Спустя какое-то время, в правление императора Константина Великого, Предтеча лично явился двум инокам, пришедшим в Иерусалим поклониться святым местам, и открыл им местонахождение своей "честной главы". По преданию, откопав святыню, иноки положили ее в мешок и понесли домой, но потом дали ее нести встретившемуся им на пути незнакомому горшечнику. И тогда сам Предтеча, явившись ему, повелел скрыться от легкомысленных монахов, и с того момента горшечник стал хранителем святыни. После его смерти голова святого, запечатанная в водоносный сосуд, хранилась христианами.

Впоследствии впавший в ересь священник Евстафий закопал святыню в пещере вблизи сирийской Эмессы (ныне город Хомс), а потом на этом месте возник монастырь. В 452 году Иоанн Креститель в видении указал игумену этой обители, где находится его глава. Именно это событие и празднуется как "второе обретение". Затем святыню перенесли в Константинополь.

Третье обретение главы Иоанна Предтечи (7 июня)

Во время религиозных волнений в Константинополе голову Предтечи перенесли обратно в Эмессу, а оттуда, уже в начале IX века, из-за набегов сарацин — в абхазские Команы. Когда начались иконоборческие гонения, ее вновь скрыли в земле. Только после восстановления иконопочитания патриарху Игнатию во время ночной молитвы было открыто местонахождение святыни.

Первосвятитель сообщил об этом императору, и глава была в третий раз обретена в Команах (неподалеку от нынешнего Сухуми), в указанном патриархом месте (около 850 года). Здесь, в маленьком гроте, сохранился почитаемый верующими нерукотворный образ Иоанна Предтечи. А саму голову опять перенесли в Константинополь и 7 июня положили в придворной церкви. Часть реликвии была доставлена на Афон.

В память третьего обретения главы Крестителя Господня Православная церковь установила празднование 25 мая (по старому стилю, 7 июня — по новому).

Тем не менее относительно конечной судьбы святыни сегодня есть разные версии: в качестве местанахождения ее или ее частей фигурируют собор Амьена во Франции, церковь Сан-Сильвестро-ин-Капито в Риме, мечеть Омейядов (древний собор) в Сирии, коптский монастырь Вади Натрун и некоторые другие места. Возможно, святыня была разделена на несколько частей и теперь хранится в разных городах.

Перенесение десницы Крестителя с Мальты в Гатчину (25 октября)

Помимо главы Иоанна Крестителя, Церковь особенно почитает его "десницу" (правую руку), которой он крестил Христа. Считается, что правую руку Предтечи принес из Севастии на свою родину, в сирийскую Антиохию, евангелист Лука. Там она хранилась около тысячи лет.

Но после завоевания Антиохии мусульманами христианскую реликвию переправили в Халкидон в Малой Азии, а потом, в 956 году, — в Константинополь. После взятия столицы Византии турками-османами в 1453 году ее святыни хранились в царской сокровищнице. Однако есть свидетельства о том, что в 1484 году правая рука святого Предтечи была отдана султаном Баязетом родосским рыцарям, а те перенесли святыню на Мальту, где она находилась почти три столетия.

Геннадий Заридзе: в чудо легче поверить, если оно подтверждается наукой Председатель Объединения православных ученых протоиерей Геннадий Заридзе, измеривший пирометром температуру Благодатного огня, в канун Дня знаний рассказал РИА Новости о полученных результатах и поделился своими мыслями о роли науки в религиозной жизни.

После того как в 1798 году французы захватили остров, мальтийские рыцари преподнесли десницу в дар императору Павлу I, находившемуся в это время в Гатчине. Это произошло 12 октября 1799 года. Осенью того же года святыню перевезли в Петербург и поместили в Спасову церковь в Зимнем дворце. Для десницы Крестителя был изготовлен специальный золотой ковчег. Праздник в честь этого события был установлен в 1800 году.

После революции 1917 года реликвию вывезли за рубеж. В конце концов она оказалась в Черногории, первоначально в монастыре святого Василия Острожского, а затем в Цетинском мужском монастыре. Там десница Иоанна Крестителя хранится по сей день. Впрочем, на ней отсутствуют два пальца: средний сейчас находится в одном из храмов итальянской Сиены, а мизинец — в Оттоманском музее в Стамбуле.

Тело же Иоанна Крестителя, первоначально захороненное в Севастии, в результате Первого крестового похода в XI веке было перевезено в Геную. Сейчас мощи хранятся в специальном ковчеге в кафедральном соборе Святого Лаврентия.

ОСНОВЫ ВЕРЫ 07.07.2018

РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

7 июля (24 июня по с.ст.) Церковь празднует Рождество честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Иоанн Креститель, или Иоанн Предтеча, - сын священника Захарии и Елизаветы. Родился в Хевроне.

Святой пророк Малахия предсказывал, что раньше Мессии явится Его Предтеча, который укажет на Его пришествие. Поэтому иудеи, ожидавшие Мессию, ждали и явление Его Предтечи.

Святой пророк Захария, священник из потомства Ифамара, сына Ааронова, имел жену Елисавету, которая также была из рода Ааронова и доводилась сестрой Анне, матери Пресвятой Богородицы. Святое Евангелие свидетельствует о Захарии и Елисавете, что они были украшены всеми добродетелями, непорочно проходя свое жизненное поприще. Святой Захария, отец Предтечи, священствовал в Иерусалиме в царствование Ирода.

Когда Елисавета родила сына, то родные и соседи ее порадовались, что Господь оказал ей милость Свою; на восьмой же день пришли к ней, чтобы совершить обряд обрезания новорожденного, и хотели назвать его по имени отца.

Обрезание крайней плоти, начавшееся с Авраама, производилось по закону Моисея (Лев.12:3) в восьмой день от рождения; через совершение обрезания новорожденный вступал в общество избранного народа, а потому день обрезания считался радостным семейным праздником. Елисавета, конечно, знала, какое имя должно быть дано ее сыну, и потому на предложение родных и соседей назвать новорожденного Захарией сказала: Нет, назвать его Иоанном (Лк.1:60).

Доменико Гирландайо. Рождество Иоанна Предтечи. (Флоренция, Капелла Торнабуони,1486-90 гг)

Такого имени не носил никто из родственников Захарии. Назвать новорожденного Иоанном значило отступить от веками освященного обычая, и потому за разрешением возникшего недоразумения все обратились к самому Захарии и знаками спрашивали его, как назвать младенца. Если его спрашивали знаками, то надо полагать, что он, по наказанию Божию за неверие, был не только нем, но и глух; он не слышал, когда у него словами спрашивали, и потому с ним объяснялись только знаками. Захария потребовал дощечку и написал ответ на предложенный вопрос: Иоанн имя ему (Лк.1:63). И все удивились. И тотчас разрешились уста его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех вокруг них: и рассказывали обо всём этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: "Что будет младенец сей?" И рука Господня была с ним.

Доменико Гирландайо. Захария дает имя своему сыну (Флоренция, Капелла Торнабуони,1486-90 гг)

И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря: "Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих... И ты, младенец, наречёшься пророком Всевышнего, ибо предстанешь пред лицем Господа приготовить путь Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному (т.е. добросердечному) милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира".

При обрезании младенца ему дали имя Иоанн, что означает - Иегова милосерд - ибо он должен был приготовить проповедью народ к приближающемуся царству благодати (Лк.1:63).

Но вот наступило время, когда родился Господь наш Иисус Христос в Вифлееме, и волхвы, пришедшие с востока по видению чудесной звезды, возвестили Ироду о новорожденном Царе. Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до 2-х лет, надеясь, что в их числе будет и родившийся Мессия.

Доменико Гирландайо. Избиение младенцев. (Флоренция, Капелла Торнабуони,1486-90 гг)

Ирод хорошо знал о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский. Ироду известно было всё случившееся во время рождения Иоанна; так как все события, коими сопровождалось рождение Иоанново, вызывали страх и изумление среди окрестных жителей. Все иудеи говорили о сих чудесных событиях; молва дошла и до Ирода. Ирод, вспомнив теперь об Иоанне, подумал: "Не сей ли будет царем иудейским?" Задумав умертвить его, царь отдельно послал в дом Захарии убийц, но посланные не нашли святого Иоанна. Ибо, когда началось безбожное избиение детей в Вифлееме, стоны и вопль были услышаны в Хевроне, где жили священники, так как он находился на недалеком расстоянии от Вифлеема; скоро узнали в Хевроне конечно и о причине такого вопля. Тогда святая Елисавета, взяв сына своего, бежала с ним в горы. Только по милости Божией святой Иоанн избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях.

Убийцы повсюду искали Иоанна. Праведная Елисавета, увидев преследователей, со слезами стала молить Бога о спасении, и тотчас расступившаяся гора укрыла ее вместе с младенцем от погони.

В эти бедственные дни святой Захария исполнял свою чреду служения в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у него, где находится его сын. Тогда, по повелению Ирода, они убили святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем.

Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу.

С юных лет Иоанн жил в пустыне и там проводил время в посте и молитве, питаясь диким медом, акридами (род саранчи) и водой, носил одежду из верблюжьей шкуры.

Тициан. Иоанн Креститель

Когда Иоанну исполнилось 30 лет, Господь повелел ему идти в долину реки Иордана и возвестить всем людям о скором явлении в мире Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встрече через покаяние и крещение.

Иоанн пришел в страну иорданскую и стал проповедовать: "Покайтесь, потому что приблизилось Царство Небесное", то есть приблизилось, настало время, когда должен явиться ожидаемый Спаситель, который будет призывать всех в Свое царство.

О пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».

Часто задают вопрос: когда праздник Ивана Купалы по славянскому календарю? Задают и не знают, что празднуется этот день дважды: 24 июля – в самый длинный день в году – и 7 июля, когда приходит к нам религиозный праздник Рождества Иоанна Крестителя.

Почему так причудливо переплелись эти праздники? Отправляемся вглубь истории…

Древний праздник Ивана Купалы

До христианства наши предки молились языческим богам. Культ язычества – древний, связанный с силами природы и магической мощью родной земли. Славяне издревле молились многим богам, каждый из которых символизировал стихии.

Праздник Ивана Купайлы – это гимн Солнцу, прославление лета и его даров. Приходил он на праздник в летнее солнцестояние, что спускалось на землю в конце июня. Самый длинный день и самая короткая ночь – вот повод отчертить границу лета. Славяне .

Считалось, в эту ночь полевая и лесная зелень особенно сильна и наполнена животворящей, магической силой. Травы и цветы, плоды, собранные в ночь на Ивана Купалы – самые целебные. Солнце растворилось в соках и наполнило растения волшебством.

Именно тогда появилось предание о цветке папоротника, что расцветает на Ивана Купалы. И если влюбленная пара найдет его, увидит этот огненный цветок, подаренный самим Ярилой-Солнцем, – будет счастлива, богата и проживет долгую радостную жизнь.

Говорят, тот, кто сможет хотя бы увидеть этот дивный цвет, открывает для себя сверхвозможности: слышит голоса птиц и животных, видит сквозь стены и толщи земные, находит клады и повелевает силами природы. Потому-то так искали его деревенские ведуньи и называли папоротник разрыв-травой – травой, что помогает преодолеть все препятствия, разбить оковы, разорвать реальный мир и увидеть потустороннее…

Непрост путь поиска. Вся лесная нечисть выходит из своих убежищ и чинит препятствия смельчакам, но самые смелые, самые отважные, рискуют – и находят желаемое.

Не спите с 6 на 7 июля – Купальская ночь полна неожиданностей. Вышедшие из водоёмов русалки, кикиморы и водяные, из лесов – лешие, оборотни и ведьмаки шатаются окрестностями, пугают народ, наводят миражи, порчу и болезни на домашних животных.

Потому-то так сильны на Купалу магические обряды и ритуалы. Они охранят, очистят, омоют и дадут силу телу и духу. Все купальские обряды связаны с растениями, огнём и водой. В эту ночь прыгайте через костёр, купайтесь в реках и озёрах, собирайте травы и украшайте ими головы, дома, пристройки. А на утренней заре раздевайтесь догола – и вперед, по утренней росе. Да так, чтобы тело горело, забирая силу и здоровье самой матушки-земли…

В эту ночь гадайте. На суженых да ряженых, на желания да на будущую жизнь. Кто знает, как действуют силы природы и почему они иногда действительно предсказывают?..

Длятся до дня Петра и Павла – 12 июля, так что если вы опоздали сделать это в ночь на Ивана Купала, можете не расстраиваться.

Рождество Иоанна Крестителя
Он появился на свет в далёком Иерусалиме. Сын Елизаветы и священника Захария изначально был предназначен для великого.

Пожилая семейная чета уже не надеялась на счастье отцовства. Но Ангел сошел с небес и сказал Захарию, что скоро родится у него сын. Захарий не поверил ангелу, за что на его уста ангел наложил безмолвие.

Иоанн родился ровно за полгода до рождения Иисуса. Его немой отец написал его имя на дощечке, подтверждая, что нарекает его Иоанном, и тут же смог снова говорить: речь вернулась к нему, чтобы он мог прославлять Бога.

Иоанну выпала удивительная жизнь, полная лишений и странствований по пустыне, пророчеств и истинного служения Богу.

В своё время он явился миру и выполнил великую миссию – крестил Иисуса в реке Иордан.

Он был великим из пророков, что не боялись говорить правду даже о сильных мира сего. За свою позицию он был схвачен и заточен в темницу. А позже – обезглавлен царём Антипой. За пляску Саломии, дочери Иродианы, которую обличал Иоанн в своих проповедях, царь приказал отсечь Иоанну голову и преподнести на блюде жестокой красавице.

Фигура Иоанна Крестителя – велика в религиозном мире. На нём заканчивается Ветхий Завет и начинается Новый, повествующий о деяниях Иисуса Христа.

7 июля – великий религиозный праздник – Рождество Иоанны Предтечи или Крестителя. Его отмечают верующие христиане во всем мире.

Почему язычество шагает рядом с христианством?

После крещения Руси искоренялось язычество. Но так ли это просто: вырвать глубокие корни и заменить их новым деревцем?.. Так ли это просто отбросить всё старое и насадить новое?

Язычество уходило постепенно. С болью и кровью. Понемногу иссякали родники славянской древней веры, но не могли исчезнуть бесследно.

Поэтому и переплелись истинно народные празднования с христианскими. Стали приспосабливаться и присоединяться друг к другу. Потому-то так тонка грань между двумя религиями, что стали некоторым единым целым, научились сосуществовать и нашли общие мотивы и точки соприкосновения.

Истинные славяне продолжают праздновать, например, День Ивана Купала 24 июня. А когда менялся старый стиль на новый, перекочевал этот праздник в 7 июля и совпал с Рождеством Иоанна. Так и идут они рядом – религиозный и народный праздник, сплетенные самой жизнью и историей.

Когда праздновать Ивана Купала? По календарю славян или по общепринятому? Это каждый решит сам для себя. Тем более, что купальские обряды и празднования не ограничиваются одним днем. И для тех, кто любит праздники, есть повод продлить очарование лета плясками и играми у костра Купальца, гаданиями и поиском удивительного цветка папоротника…

Фрагмент иконы Иоанна Предтечи. Вторая четверть XV в.

Православная церковь 7 июля празднует один из великих праздников - Рождество Иоанна Предтечи, последнего ветхозаветного пророка Израиля, который подготовил израильский народ к пришествию Мессии - Иисуса Христа - и крестил Его в реке Иордан.

Рождение самого пророка и Крестителя Господня было предсказано пророком Исаией еще за 700 лет до самого события: "Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему".

Иоанн Креститель - самый почитаемый христианский Святой после Богородицы. Церковь чтит память Предтечи семь раз в году.

Сам Спаситель говорил о нем так: "Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя".

Чудо зачатия и рождества

Фрагмент иконы Рождество Иоанна Предтечи. XV в. Византийский и христианский музей, Афины.

О чудесных обстоятельствах зачатия и рождения Святого Иоанна повествует евангелие от Луки. Будущий пророк родился в семье иудейского священника около Хевроне (Эль-Халиль) южнее Иерусалима. По материнской линии Иоанн был родственником Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Него.

Родители будущего пророка - праведные Захария и Елисавета достигли старости, не имея детей, так как Елисавета была бесплодна. Бездетность в те времена в израильском народе считалась наказанием Божиим. Поэтому бездетные супруги часто подвергались осуждениям со стороны окружающих.

О рождении сына Захарии возвестил в храме архангел Гавриил: "…не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн". Захария усомнился в истинности пророчества, и за это на время был лишен дара речи.

Рождение долгожданного сына для родителей явилось знамением всемогущества Божия и указанием на особую миссию новорожденного. Так, по милости Божией Иоанн избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях.

По преданию, слух о рождении Иоанна дошел до царя Ирода, и когда пришли в Иерусалим волхвы с вопросом, где находится родившийся Царь Иудейский, Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении младенцев, послал убийц и в город, где жили праведники.

Путь к пророчеству

Иоанн Предтеча. XVI в. Рязанский государственный историко-архитектурный музей-заповедник.

Одежду носил Предтеча самую простую, грубую, из верблюжьего волоса, препоясывая ее кожаным поясом. Пища его состояла только из корней и растений, дикого меда и акрид (род саранчи). Поэтому, часто его сравнивают с пророком Илией, который тоже жил в Иудейской пустыне, носил власяницу и кожаный пояс.

Будущий Святой, скрываясь в глубине пустыни и ища только общения с Богом, ждал, когда Сам Господь призовет его для пророческого служения. Этот день настал в 28-29 году нашей эры, во время правления императора Тиберия.

Святой Иоанн начал проповедовать в окрестностях Иудейской пустыни и на берегу Иордана. Он крестил людей, погружая их в воду, и проповедовал покаяние. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия.

Хотя, крещение Предтечи не было еще благодатным таинством христианского крещения, смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

Многие жители Иерусалима и страны Иудейской, зная о строгой и добродетельной жизни Иоанна, услышав о его учении, полном силы и величия, приходили к нему и крестились от него в Иордане.

Креститель Господень

Иоанн Предтеча. Первая половина XVI в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Сила его проповеди была так велика, а число народа, желающего креститься с каждым днем становилось все больше, что многие начали думать, что Святой Иоанн и есть всеми ожидаемый Мессия.

Но Иоанн на тайные мысли народа отвечал так: "Я крещу вас водою, но идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем".

И этот день настал - Иисус Христос - Спаситель мира, пришел к Иоанну на Иордан креститься. Крещение сопровождалось чудесными явлениями - схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: "Сей есть Сын Мой возлюбленный…"

Получив откровение о Иисусе Христе, пророк Иоанн говорил народу о Нем: "Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира". Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона-Петра).

Смерть праведника

Крещением Спасителя пророк Иоанн практически завершил свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего.

В частности, Креститель обвинял иудейского царя Ирода в том, что тот имел незаконную связь с женой своего брата - Иродиадой. Ироду это не нравилось, и он заключил пророка в темницу.

Но, ненависть Иродиады была еще сильнее, и она искала повода убить праведника. Во время одного из пиров, Соломия, дочь Иродиады, своим танцем угодила царю, и он пообещал дать ей все, что она пожелает.

По наущению матери она потребовала отрубленную голову Иоанна Предтечи на блюде. Царь исполнил ее желание, а Соломия отдала голову своей матери. Православная церковь вспоминает мученическую кончину пророка в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, который отмечает 11 сентября.

Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. Но Иродиада не разрешила хоронить голову Иоанна Предтечи вместе с телом и держала ее в своем дворце. Главу тайно похоронила служанка царицы, Святая мироносица Иоанна, на Елеонской горе.

Особенности богослужения

В православной церкви Рождество Иоанна Предтечи относится к числу великих праздников, хотя и не является двунадесятым. Он празднуется за шесть месяцев до Рождества Христова.

Особенность великого праздника состоит в том, что он имеет один день попразднества, которого не бывает у схожих праздников. По выражению церковных песнопений, Святой Иоанн был "светлою утреннею звездою", которая предвозвещала пришествие в мир Солнца Правды – Христа Спасителя.

Праздник этот совершается по обычному уставу, положенному для бденной службы Святому, однако значение самого Святого Иоанна и праздника его Рождества отмечается в богослужении тем, что на утрени прежде читается канон Иоанну Предтече, которые не предваряется каноном Пресвятой Богородице.

По строю службы и торжественности празднования Рождество Иоанна Предтечи приближается к самым великим праздникам. В связи с такой выдающейся торжественностью в этот радостный день из служб категорически исключается все заупокойное. Оно устраняется в этот день Церковным уставом, а не просто запрещает вносить поминальные моления в общественное богослужение.

Рождество Иоанна Предтечи всегда попадает на Петровский пост, который заканчивается празднованием памяти Святых апостолов Петра и Павла – 12 июля. На праздник Рождества Иоанна Предтечи по Уставу разрешается вкушать рыбу.

Через Святого Иоанна каждый приходит в церковь с покаянием – он покровитель всех верующих.

Молитва

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.

Просмотров