Роствертол. Вертолётное развитие под гарантией

Предприятие «Роствертол» холдинга «Вертолеты России» завершило поставку Министерству обороны России военно-транспортных вертолетов Ми-26, боевых Ми-35М, Ми-28Н и учебно-боевых Ми-28УБ, в рамках выполнения государственных контрактов за 2017 год. Все вертолеты успешно прошли приемо-сдаточные испытания и приняты ВКС России.

«Своевременное исполнение гособоронзаказа - один из приоритетов холдинга «Вертолеты России». Холдинг продолжит оснащение военных и силовых ведомств современной вертолетной техникой в соответствии с заключенными контрактами», - заявил заместитель гендиректора холдинга по продажам Владислав Савельев.

Своевременное исполнение гособоронзаказа - один из приоритетов холдинга «Вертолеты России»

ВЛАДИСЛАВ САВЕЛЬЕВ, замгендиректора холдинга по продажам

«Роствертол» поставляет военному ведомству всю линейку производимых вертолетов, а также совместно с АО «МВЗ им. М.Л. Миля» и под руководством холдинга «Вертолеты России» ведет работы по модернизации техники, производимой для Минобороны РФ.

Результатом этой работы стала передача в ноябре 2017 года первой партии новейших учебно-боевых вертолетов Ми-28УБ, отмечается в пресс-сообщении холдинга. Главное отличие Ми-28УБ от Ми-28Н - двойная система управления, которая позволяет пилотировать вертолет, как из кабины летчика-командира экипажа, так и из кабины летчика-оператора. За счет этого достигается возможность обучения военных летчиков, которым необходима практика налета на «Ночных охотниках». Кроме того, в боевых условиях, в случае возникновения нештатной ситуации, управление машиной может взять на себя второй член экипажа.

Наряду с модернизацией «Ночных охотников», холдинг «Вертолеты России» подготовил проект модернизации вертолета Ми-26 для российских ВКС. В настоящее время на заводе «Роствертол» ведутся работы по созданию опытного образца нового вертолета Ми-26Т2В.

Ударный вертолет Ми-28Н способен выполнять боевые задачи в любое время суток. Он предназначен для огневой поддержки передовых частей сухопутных войск, мотострелковых и танковых подразделений. Машина обладает усиленной бронезащитой, отличается повышенной боевой живучестью, оснащена современным высокоточным комплексом управляемого и неуправляемого ракетного вооружения и мощной пушечной установкой.

Транспортно-боевой вертолет Ми-35М предназначен для уничтожения бронетанковой техники и огневой поддержки подразделений сухопутных войск. Он оснащен современным высокоточным оружием и способен выполнять боевые задачи круглосуточно в различных метеоусловиях. Одной из наиболее важных особенностей Ми-35М является возможность перевозки людей и грузов внутри кабины.

Вертолеты Ми-26 - уникальные машины, широко востребованные в армейской авиации. Они применяются для транспортировки техники, крупногабаритных грузов и перевозки подразделений десантников. В числе их преимуществ - способность выполнять поставленные задачи в любых, даже самых сложных климатических и погодных условиях. Кроме того, ни один серийный вертолет в мире не сравнится с Ми-26 по грузоподъемности. Эти машины незаменимы для оперативной доставки крупногабаритной военной техники и грузов в места дислокации войск, включая труднодоступные районы.

Выручка завода в третьем квартале резко выросла, составив 57,3 млрд руб. Это значение квартальной выручки стало рекордным в истории компании. Судя по всему, основной объем оплаченных контрактов на поставку вертолетов пришелся именно на завершившийся квартал (до этого традиционно ударным для завода являлся четвертый квартал). В итоге доходы Роствертола за 9 месяцев составили 82,5 млрд руб., что более чем на 90% превышает аналогичный показатель прошлого года.

Себестоимость компании росла более быстрыми темпами (+140,2%) и составила 36,5 млрд руб. Учитывая подскочившие коммерческие расходы (+71,4%), можно предположить, что как минимум часть данной выручки носит экспортный характер: напомним, что в портфеле Роствертола находятся контракты на поставку вертолетов в Алжир, Ирак и Мали. В итоге операционная прибыль компании выросла более чем на две трети, составив 24,0 млрд руб.

Помимо этого, отметим значительное снижение отрицательного сальдо финансовых доходов/расходов (с 2,9 млрд руб. до 900 млн руб.).При этом долговое бремя завода в отчетном периоде продолжало стремительно сокращаться (с 49 млрд руб. до 23,4 млрд руб.) Отметим, что дебиторская задолженность также сократилась с 62,0 млрд руб. до 35,0 млрд руб., что скорей всего говорит о постепенном выполнения крупных госконтрактов. Напомним, что по РСБУ Роствертол в качестве долга отражает, в том числе и задолженность Министерства обороны по выполненным контрактам.

Сальдо прочих доходов и расходов перешло в отрицательную зону, составив 7,1 млрд руб. против положительного результата 3,7 млрд руб., что, вероятнее всего, связано с отрицательной переоценкой валютного долга.

В итоге чистая прибыль отчетного периода выросла на 12,0% до 13,5 млрд руб.

По итогам вышедшей отчетности мы подняли прогноз по выручке и затратам Роствертола, при этом линейка прогнозной чистой прибыли завода практически не изменилась. Напомним, что выручка у оборонных компаний в течение года формируется неравномерно. Мы ожидаем, что в ближайшее время годовой объем производства не опустится ниже 40 вертолетов ежегодно, что обеспечит заводу комфортный уровень зарабатываемой прибыли. Как следствие, акционеры вправе рассчитывать на высокие дивиденды; ожидаемый нами дивиденд по итогам текущего года при норме выплат равной 50% - 2,9 рубля.

Исходя из котировок на продажу в системе RTS Board (14,4 руб.), капитализация Роствертола составляет 48,0 млрд руб., а мультипликатор P/BV 2017 - порядка 1,1. Бумаги компании являются нашим приоритетом в секторе оборонной промышленности и входят в ряд наших диверсифицированных портфелей «второго эшелона».

___________________________________________

Отчетность за первый квартал текущего года отразила значительный рост финансовых показателей (выручка увеличилась в 9 раз до 9,6 млрд руб.; операционная прибыль составила 1,9 млрд руб. против убытка 499 млн руб., полученного годом ранее). К сожалению, компания не раскрывает свои операционные показатели деятельности. На наш взгляд, такая динамика объясняется отсутствием признания выручки по выполняемым контрактам в аналогичном периоде прошлого года. Напомним, что выручка у оборонных компаний в течение года формируется неравномерно.

Помимо этого обращает на себя внимание значительное снижение сальдо финансовых доходов/расходов (с 1,3 млрд руб. до 314 млн руб.), вызванное существенным сокращением долгового бремени с 57 млрд руб. в 1 кв. 2016 г. до 25 млрд руб. в 1 кв. 2017 г. Отметим, что дебиторская задолженность также сократилась с 56,5 млрд руб. до 28,8 млрд руб., что скорей всего говорит об осуществлении крупных госконтрактов. Напомним, что по РСБУ Роствертол в качестве долга отражает, в том числе и задолженность Министерства обороны по выполненным контрактам. Указанная тенденция нашла свое отражение и в отчетности по МСФО за 2016 г.: долг сократился с 48,2 млрд руб. в 2015 г. до 23,7 млрд руб. по итогам 2016 г.

Положительное сальдо прочих доходов и расходов сократилась на 28,1% до 1,9 млрд руб., что вероятнее всего связано с отрицательной переоценкой валютного долга.

В итоге чистая прибыль отчетного периода увеличилась в 4 раза до 2,9 млрд руб.

По итогам вышедшей отчетности мы не вносили изменений в прогноз финансовых показателей. Мы ожидаем, что в ближайшее время годовой объем производства останется на уровне около 40 вертолетов ежегодно, что обеспечит заводу комфортный уровень зарабатываемой прибыли. Как следствие, акционеры вправе рассчитывать на высокие дивиденды: в этом году с поправкой на проведенную допэмиссию акций (440,8 млн акций 17,6% от общего количества ценных бумаг выпуска, подлежавших размещению) – выплаты могут составить почти 2,8 руб. на акцию в том случае, если, как и годом ранее, компания решит распределить 80% чистой прибыли по РСБУ в виде дивидендов. Однако мы в своей аналитической модели ориентируемся на выплаты в размере 50% от прибыли по РСБУ (1.73 рубля на акцию). При этом мы ожидаем, что возможные дивиденды по итогам 2016 года будут выплачены уже на новое количество акций.

Исходя из котировок на продажу в системе RTS Board (8,5 руб.), капитализация Роствертола составляет 28,4 млрд рублей, а мультипликатор P/BV 2017 – около 0,6. Бумаги компании являются нашим приоритетом в секторе оборонной промышленности и входят в ряд наших диверсифицированных портфелей «второго эшелона».

Отчетность за первый квартал текущего года отразила значительный рост финансовых показателей (выручка увеличилась в 9 раз до 9,6 млрд руб.; операционная прибыль составила 1,9 млрд руб. против убытка 499 млн руб., полученного годом ранее). К сожалению, компания не раскрывает свои операционные показатели деятельности. На наш взгляд, такая динамика объясняется отсутствием признания выручки по выполняемым контрактам в аналогичном периоде прошлого года. Напомним, что выручка у оборонных компаний в течение года формируется неравномерно.

Помимо этого обращает на себя внимание значительное снижение сальдо финансовых доходов/расходов (с 1,3 млрд руб. до 314 млн руб.), вызванное существенным сокращением долгового бремени с 57 млрд руб. в 1 кв. 2016 г. до 25 млрд руб. в 1 кв. 2017 г. Отметим, что дебиторская задолженность также сократилась с 56,5 млрд руб. до 28,8 млрд руб., что скорей всего говорит об осуществлении крупных госконтрактов. Напомним, что по РСБУ Роствертол в качестве долга отражает, в том числе и задолженность Министерства обороны по выполненным контрактам. Указанная тенденция нашла свое отражение и в отчетности по МСФО за 2016 г.: долг сократился с 48,2 млрд руб. в 2015 г. до 23,7 млрд руб. по итогам 2016 г.

Положительное сальдо прочих доходов и расходов сократилась на 28,1% до 1,9 млрд руб., что вероятнее всего связано с отрицательной переоценкой валютного долга.

В итоге чистая прибыль отчетного периода увеличилась в 4 раза до 2,9 млрд руб.

По итогам вышедшей отчетности мы не вносили изменений в прогноз финансовых показателей. Мы ожидаем, что в ближайшее время годовой объем производства останется на уровне около 40 вертолетов ежегодно, что обеспечит заводу комфортный уровень зарабатываемой прибыли. Как следствие, акционеры вправе рассчитывать на высокие дивиденды: в этом году с поправкой на проведенную допэмиссию акций (440,8 млн акций 17,6% от общего количества ценных бумаг выпуска, подлежавших размещению) - выплаты могут составить почти 2,8 руб. на акцию в том случае, если, как и годом ранее, компания решит распределить 80% чистой прибыли по РСБУ в виде дивидендов. Однако мы в своей аналитической модели ориентируемся на выплаты в размере 50% от прибыли по РСБУ (1.73 рубля на акцию). При этом мы ожидаем, что возможные дивиденды по итогам 2016 года будут выплачены уже на новое количество акций.

Исходя из котировок на продажу в системе RTS Board (8,5 руб.), капитализация Роствертола составляет 28,4 млрд рублей, а мультипликатор P/BV 2017 - около 0,6. Бумаги компании являются нашим приоритетом в секторе оборонной промышленности и входят в ряд наших диверсифицированных портфелей «второго эшелона».

___________________________________________

В конце 2016 года стало известно, что финансирование основных проектов ПАО «Роствертол» будет обеспечено гарантиями правительства РФ. Это позволит одному из ведущих игроков на рынке малой авиации России продолжить беспроблемно выполнять гособоронзаказ (ГОЗ), а также продолжить модернизацию, наладить серийный выпуск геликоптеров с двойным управлением и запустить на левом берегу Дона вертолётный кластер. Ожидается, что объём поставок боевых ударных вертолётов Ми-28Н и Ми-35М заказчикам в 2016-18 годах превысит 120 машин (сегодня завод выпускает в среднем по 40 машин в год). Стабильная прибыль от выполнения ГОЗ, зарубежных контрактов и поставок гражданских вертолётов на внутренний рынок в ближайшие четыре года позволит «Роствертолу», с одной стороны, вывести на рынок новые модели военных и гражданских геликоптеров, с другой, реализовать проект создания на левом берегу Дона вертолётного кластера, в составе которого будут работать шесть производств.

Зонтик от правительства

Правительство России предоставило ПАО «Роствертол» (входит в холдинг «Вертолёты России») государственные гарантии на 3,4 млрд рублей по кредитным линиям Сбербанка РФ, открытым компании под исполнение ГОЗ в 2011 году, общим лимитом в 40,3 млрд рублей. В настоящее время «Роствертол» является основным поставщиком для Минобороны РФ боевых ударных и тяжёлых транспортных вертолётов различных модификаций, в том числе и тех, которые сегодня успешно поддерживают группировку ВКС в Сирии. Общий объём гособоронзаказа держится в секрете, но известно, что в последние годы число машин, переданных заводом Министерству обороны РФ, приблизительно одинаково и составляет порядка 40 ежегодно.

Известно, что в 2016–18 годах «Роствертол» должен отгрузить заказчикам как в ВКС России, так и на зарубежном рынке свыше 120 ударных вертолётов Ми-28Н («Ночной охотник») и многоцелевых Ми-35М (по классификации НАТО - «Лань»). Ударные вертолёты Ми-28Н и многоцелевые вертолёты Ми-35М пользуются стабильным спросом на внутреннем и внешних рынках: в 2012–2014 годах поставлено около 140 единиц техники, в 2015 году - 28.

В 2012–2014 годах предприятием также поставлено 14 тяжёлых транспортных вертолётов типа Ми-26, в 2015 году - 6 вертолётов, а на период 2016-2018 уже имеются экспортные заказы на поставку Ми-26Т2. В прошлом году был завершён контракт на поставку в Алжир последних двух вертолётов Ми-26Т2 из партии в шесть штук.

Такой объём заказов позволяет «Роствертолу» год за годом наращивать свои финансовые показатели (см. график). Поэтому можно считать, что госгарантии станут лишь хорошей страховкой для предприятия, коммерческие результаты которого могут только радовать собственников.

Как заметили «Эксперту ЮГ» в аналитической компании «Арсагера», выручка завода выросла на 70%, составив 43 млрд рублей, а доходы в III квартале 2016 года достигли 18 млрд рублей (против 984 млн рублей в III квартале 2015 года). Учитывая подскочившие коммерческие расходы, можно предположить, что как минимум часть данной выручки носит экспортный характер: напомним, что в портфеле «Роствертола» находятся контракты на поставку вертолётов в Алжир и Ирак. Экспортный характер выручки обусловил повышение операционной прибыли завода более чем на две трети (за счёт девальвации рубля). Таким образом, компания вполне в состоянии обслуживать свои финансовые обязательства и без посторонней помощи, не снижая производственных показателей.

По словам заместителя генерального директора холдинга «Вертолёты России» Александра Щербинина , нынешние объёмы производства и продаж компании составляют около 230-280 вертолётов различного назначения в год. «В ближайшие год-два мы планируем сохранить этот уровень и имеющийся портфель заказов, - говорит г-н Щербинин. - Размер нашего портфеля твёрдых заказов по состоянию на начало 2015 года - более 500 вертолётов. Эти вертолёты мы произведём как для наших традиционных партнёров, так и для новых». Данные аналитической компании «Арсагера» позволяют сделать вывод о том, что «Роствертол» производит приблизительно шестую часть от общего объёма продукции «Вертолётов России». «Мы ожидаем, что в ближайшее время годовой объём производства («Роствертола». - “Эксперт ЮГ” ) останется на уровне около 40 вертолётов ежегодно, что обеспечит заводу комфортный уровень зарабатываемой прибыли», - уверены в компании.

Прибыль - в разработки

Однако «лишних» денег у «Роствертола» в ближайшие годы не предвидится. В планах компании значится выпуск новых моделей боевых машин, на что потребуются немалые средства. В прошлом году завод уже запустил в серийное производство ещё одну модификацию «Ночного охотника» - боевой вертолёт Ми-28НЭ с двойным управлением. Новая машина отличается от Ми-28НЭ наличием двойной системы пилотирования, позволяющей управлять вертолётом как из кабины лётчика, так и из кабины лётчика-оператора, выполняющего функции инструктора.

Сохраняя все функции ударного вертолёта, Ми-28НЭ с двойным управлением существенно упрощает процесс обучения военных лётчиков, которым необходима практика налёта на «Ночных охотниках». В новом вертолёте увеличен рабочий объём кабины экипажа, установлены современные энергопоглощающие кресла. Лопасти несущего винта Ми-28НЭ сделаны из композиционных материалов, что позволяет безопасно завершить полёт при попадании в них снарядов калибра 20–30 мм.

В 2014 году был изготовлен опытный образец Ми-28НЭ с двойным управлением. В конце 2015 года завершились государственные совместные испытания. В настоящее время подписано два контракта на поставку Ми-28НЭ с двойным управлением за рубеж.

В КБ «Роствертола» сегодня есть ещё несколько перспективных разработок, в том числе и нового тяжёлого вертолёта. Бывший гендиректор компании Борис Слюсарь в интервью «Эксперту ЮГ» несколько лет назад рассказывал, что «данный проект европейцы планировали реализовать совместно с Россией, с учётом нашего колоссального опыта по разработке и производству тяжёлых вертолётов. Позже в качестве возможного партнёра называли США… Известно, что европейцы хотят создать вертолёт, который бы заправлялся в воздухе и пролетал две-три тысячи километров. КНР выражает высокую заинтересованность в совместной с Россией разработке тяжёлого вертолёта. Я поддерживаю этот проект».

Кроме того, в рамках холдинга предполагается срочно решить импортозамещающий вопрос - поставки угловых редукторов для Ми-26Т и Ми-28Н, которые ранее закупались на украинском предприятии «Мотор-Сичь» (Запорожье). Сегодня руководство «Вертолётов России» инвестирует в проект создания на базе пермского предприятия «Редуктор-ПМ» (также входит в холдинг) крупнейшего в России сборочно-испытательного комплекса вертолётных угловых редукторов и хвостовых трансмиссий.

По данным заместителя генерального директора холдинга по производству и инновациям Андрея Шибитова , суммарные инвестиции в проект создания сборочно-испытательного комплекса на базе предприятия «Редуктор-ПМ» составили более 2 млрд рублей.

Кластер обретает реальность

Ещё одной перспективной расходной статьёй «Роствертола» станет амбициозный проект создания вертолётного кластера на базе бывшего военного аэродрома Батайска на левом берегу Дона. Предполагается, что там расположатся лётно-испытательная станция, сборочное производство машин модификаций Ми-28, Ми-35, Ми-26 и центр компетенции по производству лопастей и других изделий из композитных материалов.

В прошлом году было получено положительное заключение ФГУП «Главгосэкспертиза» на проектно-сметную документацию по переносу лётно-испытательной станции на аэродром «Батайск», проект согласован со всеми надзорными инстанциями.

Главная задача новой лётной станции - обеспечить безопасные условия испытаний вертолётов и вывести экспериментальные полёты за пределы Ростова-на-Дону. Нынешнее расположение лётного поля «Роствертола» в центральной части города значительно ограничивает возможности по проведению испытаний новой авиационной техники, которые проходят непосредственно над жилой застройкой. Предполагается, что площадка в Батайске будет обслуживать не только основное производство «Роствертола», но и использоваться для испытания техники, ремонтируемой по заказу Минобороны РФ и других заказчиков.

По утверждению министра промышленности Ростовской области Михаила Тихонова , суммарные инвестиции в эти задонские объекты «Роствертола» составят порядка 12 млрд рублей (включая федеральные средства).

Всего же в составе кластера к 2020 году будут функционировать шесть производственных предприятий, в том числе центр поддержки эксплуатации вертолётной техники Минобороны РФ в ЮФО, сборочное производство перспективного среднего вертолёта, центр обучения специалистов в рамках военно-технического сотрудничества. Общая сумма вложений в создание кластера оценивается в 20 млрд рублей. Площадь территории вертолётного комплекса составит почти 800 га. Вертолётостроительный комплекс в Батайске станет крупнейшим центром самых передовых технологий российской вертолётостроительной отрасли. Новые мощности позволят увеличить объём производства современной вертолётной техники, выручки и соответственно объём налоговых отчислений в бюджет, создать дополнительные рабочие места, в том числе за счёт развития инфраструктуры, обеспечивающей работу кластера. «Процесс реструктуризации отечественной вертолётной отрасли выходит на новый этап, - считает Александр Михеев , заместитель генерального директора “Вертолётов России”. - Мы продолжаем формировать новый облик отрасли, создавая центры компетенции, модернизируя производственные мощности, инвестируя в создание производственных и научно-исследовательских вертолётостроительных кластеров, оптимизируя организационную структуру и систему управления активами холдинга».

Впрочем, строительство новых сборочных мощностей в Задонье отнюдь не означает, что прежние заводские корпуса «Роствертола» закрываются. При гарантированном на годы вперёд устойчивом ГОЗ и крупных зарубежных заказах даже временная приостановка производства завода представляется немыслимой. Никто не допустит срыва контрактов и гигантских штрафных санкций. Вероятнее всего, за Дон перенесут испытательные и тренировочные полёты, что логично. А также дополнительные производственные мощности для «Роствертола», объём выпуска продукции которого в условиях импортозамещения и замены устаревшего вертолётного парка России и зарубежья в ближайшие годы должен только расти.

«В России есть целый ряд разработок, которые не имеют аналогов в мире, - например, Ми-17 и Ми-26 последних модификаций, - считает Игорь Коротченко , главный редактор журнала “Национальная оборона”. - На внутреннем рынке прогнозируется стабильный рост поставок вертолётов Ми-35, Ми-38Н, Ка-52 по линии ГОЗ. Идут масштабные закупки различных модификаций Ми-8 и Ми-17. По всем этим вертолётам ожидается увеличение объёмов производства. Также открывается большое окно возможностей для Ми-28НЭ, особенно в странах Азиатско-Тихоокеанского региона».

Просмотров