Российско-германские отношения. А впереди - российско-германский Год регионально-муниципальных партнерств! Сотрудничество в культурной сфере

На современном этапе отношения России и Германии противоречивы, хоть обе стороны не раз высказывались по поводу необходимости усиления сотрудничества в политической, экономической и культурной сферах. Так 24 мая 2014 года в Санкт-Петербурге на встрече с руководителями мировых информагентств В.В. Путин сказал: «Что касается наших отношений с Федеративной Республикой. Они у нас полномасштабные… Я глубоко убежден в том, что к ним нужно подходить очень бережно». 20 мая 2014 года в интервью газете Leipziger Volkszeitung Ангела Меркель отметила: «Для нас, немцев, Россия является близким партнером. Между немцами и русскими, как между ЕС и Россией, имеется большое количество надежных контактов. Хорошие отношения с Россией - в наших интересах» http://www.kommersant.ru/doc/2619834 сайт Коммерсант. В целом отношения строились именно в духе партнерства.

Дипломатические отношения между ФРГ и СССР были установлены еще 13 сентября 1955 года. Непосредственно началом отношений между Федеративной Республикой Германия и Российской Федерацией послужило признание 26 декабря 1991 года России в качестве государства-продолжателя бывшего СССР.

Правовая основа отношений заложена в Договоре о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве, подписанном 9 ноября 1990 года (хоть он и был заключен еще с СССР). Договор установил главные принципы отношений, среди которых взаимное уважение суверенного равенства, территориальной целостности, политической независимости, приверженность делу предотвращения войн, отказ от каких-либо территориальных претензий, стремление к сокращению вооруженных сил, а также проведение регулярных консультаций на высшем уровне не реже раза в год и не реже двух раз в год на уровне министров иностранных дел, углубление экономического сотрудничества, стремление к упрощению визового режима и т.д.

Частью правового фундамента послужило также Совместное заявление Президента Российской Федерации и Федерального канцлера ФРГ от 21 ноября 1991 года. Принципиальное значение имеет Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 года, подписанный ГДР, ФРГ, Великобританией, США, СССР и Францией, который обозначил главные положение по вопросу объединения Германии (в нем же зафиксирован отказ объединенной Германии от владения и распоряжения ядерным оружием).

Наглядным подтверждением заинтересованности России в расширении политического диалога с Германией послужило то, что свой первый визит в качестве президента РФ В.В. Путин совершил 15-16 июня 2000 года в Берлин. С этого момента отношения с Германией для России стали одними из приоритетных, что также подтвердила Концепция внешней политики Российской Федерации, принятая в июле 2000 года http://www.ng.ru/world/2000-07-11/1_concept.html сайт Независимой газеты. Немаловажным был и визит В.В. Путина в Германию 25-27 сентября 2001 года и его выступление в Бундестаге на немецком языке. Свидетельством перехода отношений на новый уровень служит также создание в 2001 году дискуссионного форума общественности под названием «Петербургский диалог». Он проводится раз в год и является средством общения общественности двух стран. Работа форума ведется в рамках шести рабочих групп: «Политика и гражданское общество», «Предотвращение кризисных ситуаций и политика мира», «Экономика и деловая жизнь», «Молодежные обмены, образование и наука», «Культура», «Средства массовой информации».

За последние двадцать пять лет Германии и России удалось найти развязки по вопросам, оставшимся открытыми еще с советских времен. Так были выполнены договоренности о выводе российских войск с территории Германии (вывод был завершен 31 августа 1994 года), заключены соглашения об уходе за военными памятниками и могилами, о выплате Германией компенсаций жертвам преследований нацистов (400 млн марок по двусторонним договоренностям 1993 года и более 800 млн марок по многостороннему соглашению от 17 июля 2000 года).

Значительные успехи были достигнуты и по вопросу исторического примирения и укрепления доверия, о чем свидетельствует участие канцлеров ФРГ в торжествах в Москве 9 мая (Г. Коль, Г. Шрёдер, А. Меркель). В 2001 году впервые в истории Президент Российской Федерации и Федеральный канцлер ФРГ возложили совместные венки на мемориальном Пискаревском кладбище и к мемориалу советским воинам в Берлине.

В 1990-е годы организационным инструментом координации и развития двусторонних экономических, финансовых и научно-технических связей являлся Консультационный совет по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Уже в июне 2000 года по инициативе Президента России и Федерального канцлера ФРГ учреждена рабочая группа высокого уровня по стратегическому сотрудничеству в области экономики и финансов. 14 декабря 2007 года в Москве начала работать Российско-Германская внешнеторговая палата, представляющая интересы предпринимателей обеих стран. В 2003 году по решению Президента РФ и Федерального канцлера ФРГ создана двусторонняя рабочая группа высокого уровня по вопросам политики безопасности.

С 1998 года проводятся регулярные двусторонние Межгосударственные консультации на высшем уровне с участием членов правительств России и Германии. В октябре 2010 года состоялся государственный визит в Российскую Федерацию Президента ФРГ К. Вульфа. В ноябре этого же года в ФРГ с рабочим визитом находился Председатель Правительства РФ В.В. Путин. В ноябре 2011 года Президент РФ Д.А. Медведев посетил ФРГ с официальным визитом, в ходе которого состоялась торжественная церемония открытия первой ветки газопровода «Северный поток». В 2012 и 2013 году состоялись рабочие визиты В.В. Путина в ФРГ. В 2013 году в качестве почетного гостя А. Меркель участвовала в работе 17-го Петербургского международного экономического форума. Также в плановом режиме проводятся межпарламентские обмены.

О стремлении Германии сотрудничать с Россией свидетельствует и Резолюция Бундестага по российско-германским отношениям от 6 ноября 2012 года http://russkoepole.de/ru/?option=com_content&view=article&id=915:bundestag-resol&catid=1:latest-news&Itemid=18&lang=ru портал общегерманского координационного совета русских соотечественников Русское Поле, резолюция Бундестага по российско-германским отношениям. В ней Россия рассматривается как важный стратегический партнер, с которым Германию связывает долгая история сотрудничества, которое необходимо сохранить и расширить в будущем. Признается, что с региональными и мировыми вызовами можно справиться только совместно с Россией.

Партнерские отношения развивают 23 субъекта РФ и 14 земель ФРГ. Реализуются межрегиональные соглашения и договоренности различной направленности. Наиболее плотные контакты германскими землями поддерживают Москва, Санкт-Петербург, Московская, Нижегородская, Калужская, Саратовская, Калининградская, Ульяновская области, Уральский район, Краснодарский край. Партнерские отношения установлены между более чем сотней пар российских и немецких городов. В июне 2015 года планируется 13-я встреча городов-побратимов в Карлсруэ.

В становлении российско-германских отношений значимую роль сыграла и культурная составляющая. Так 23 мая 2011 года по 22 мая 2012 года прошел «Российско-Германский год образования, науки и инноваций». В 2012-2013 году под патронатом президентов двух стран была реализована программа «перекрестных»годов России и Германии. Также в 2006 году в Москве и Гамбурге учреждены Национальные координационные бюро по молодежным обменам, осуществляющие практическую, аналитическую, информационно-консультационную работу в этой сфере.

В целом в политических отношениях ФРГ и России можно выделить некоторые основные черты. Двусторонние отношения всегда строились на восприятии друг друга в качестве союзников, имеющих общие интересы и ценности. В годы президентства В.В. Путина произошли значительные позитивные сдвиги в функционировании внешнеполитического механизма, затронувши и отношения с Германией. В отношениях с Германией преобладали прагматизм и экономическая целесообразность в силу осознания важности обеих стран друг друга в качестве стратегических партеров. Более того сложилась система устойчивых институтов, которые обеспечивают поддержку российско-германским отношениям.

В 1242 году . Между северо-западной Русью и северной Германией существовали разветвлённые торговые отношения, а Новгород и Псков участвовали в торговле Ганзейского союза . В 1410 году смоленские полки приняли в составе войск Великого княжества литовского участие в Грюнвальдской битве .

Немцы в Московской Руси

29 января 1894 года был заключен русско-германский торговый договор сроком на десять лет, согласно которому обе страны понижали пошлины на товары друг друга. Подписанию договора предшествовала напряжённая торговая война .

Первая мировая война

Это был первый межгосударственный договор, регулирующий взаимоотношения между Германией и Россией после окончания Первой мировой войны. В дальнейшем он подтверждался и расширялся другими договорами, в частности Берлинским договором 1926 года . Подписанием же Рапалльского договора, как Веймарская республика, так и Советская Россия, находившиеся в международной изоляции, рассчитывали усилить свои позиции на международной политической арене. Важное значение подписание имело и для экономики двух стран: для Германии Россия являлась хорошим рынком сбыта промышленной продукции, бойкотировавшейся другими странами Европы; для России сотрудничество с Германией означало единственную возможность для построения собственной промышленности. Например, Германия поставила оборудование для разработки каспийских нефтяных месторождений. Выгода была обоюдной: Россия самостоятельно, без помощи других стран, разрабатывает нефтяные месторождения; Германия уменьшает свою зависимость от нефтяных картелей Великобритании и США.

Несмотря на широко распространённое мнение, что в Рапалло были подписаны также тайные дополнительные протоколы о военном сотрудничестве, каких-то дополнительных или отдельных соглашений заключено не было. Тем не менее, ещё до рапалльской встречи, Веймарская республика, в военном отношении имевшая право только на войска для «внутренних нужд», сотрудничала с Россией и в этой области. С установлением дипломатических отношений работа в этом направлении была усилена: Германия получила возможность военной научно-исследовательской деятельности и обучать своих военных специалистов для авиации и танковых войск, что ей было запрещено после Первой мировой войны по условиям Версальского договора ; Россия получила доступ к немецким военным разработкам и возможность обучения своих военных кадров.

В рамках военного сотрудничества в 1925 году под Липецком была организована совместная лётно-тактическая школа на базе уже имеющегося аэродрома и сооружений, аренда которых была бесплатна. Финансирование деятельности школы, а также реконструкция и строительство инфраструктуры осуществлялось немецкой стороной. Под руководством немецких специалистов за 8 лет существования было обучено и переподготовлено около 120 лётчиков для Германии и сопоставимое количество военных специалистов для Советского Союза.

3 октября 1926 г. был подписан документ о создании совместной танковой школы под Казанью, но к практическому обучению в ней приступили только с весны 1929 года. В школе одновременно обучалось не более 12 человек. 20 июня 1933 года школа была расформирована. Для немецкой стороны за время функционирования школы подготовлено до 30 офицеров рейхсвера . Одним из советских выпускников школы был Герой Советского Союза генерал-лейтенант танковых войск Кривошеин С. М. .

Также в 1926 г. был подписан договор о создании совместной химической лаборатории для военных целей (Объект «Томка»). В Саратовской области на объекте «Томка» «испытывались методы применения отравляющих веществ в артиллерии, авиации, а также средства и способы дегазации загрязненной местности ».

Взаимоотношения с Третьим рейхом

Однако на фоне событий в 1938 (Аншлюс Австрии, Мюнхенский сговор , англо-германская и франко-германская декларации о дружбе и ненападении, Венский арбитраж) и 1939 (локальная война с Японией , провал переговоров о взаимопомощи с Англией и Францией) годах Советский Союз вынуждено пересмотрел свою внешнюю политику, пойдя на восстановление отношений с Германией . Между СССР и Германией в 1939 году заключено торговое соглашение , подписаны Договор о ненападении и Договор о дружбе и границах . После этого на ближайшие два года из советской пропаганды исчезли антигерманские темы. На переговорах 12-13 ноября 1940 года в Берлине Гитлер предложил В. М. Молотову рассмотреть вопрос о присоединении СССР к Тройственному пакту и войти в число членов держав «Оси» , хотя в тот же день, 12 ноября, Гитлер отдал распоряжение: «Независимо от того, какой будет исход этих переговоров, следует продолжать все уже предусмотренные ранее приготовления для Востока. », а разработка операции нападения на СССР вошла в завершающую стадию. По мнению Молотова «затеянная по инициативе фашистской стороны встреча, явилась лишь показной демонстрацией » и «неизбежность агрессии Германии неимоверно возросла, причём в недалеком будущем » .

Великая Отечественная война

Эпоха холодной войны

Политика

После поражения в войне Германия оказалась поделенной между Союзниками на четыре оккупационные зоны. На территории оккупационных зон Великобритании , США и Франции 7 сентября была основана Федеративная Республика Германия со столицей в Бонне . Через месяц в советском секторе - Германская Демократическая Республика со столицей в Восточном Берлине . В ФРГ вступила в НАТО , а ГДР в - в Организацию Варшавского договора . 13 августа между Восточным и Западным Берлином была возведена стена . Таким образом, «Восточная Германия» стала главным форпостом СССР в холодной войне .

На территории ГДР дислоцировалась Группа советских войск в Германии , считавшаяся одной из наиболее боеспособных в Советской Армии . Германия стала также, пожалуй, важнейшим центром деятельности Комитета государственной безопасности в его противостоянии с западными спецслужбами. В основном именно в Германии между США и СССР происходил обмен арестованными шпионами (в этой связи получил известность мост Глинике).

Современная ситуация

Политические отношения

Экономическое сотрудничество

Германия является самым важным торговым партнёром России, на неё приходится 13,6 процентов всей российской внешней торговли . Россия для Германии, исходя из абсолютных финансовых показателей, является 10-м по важности торговым партнёром и торговля с ней составляет около 3 % от общей цифры. Однако импорт российских энергоносителей носит для Германии стратегический характер. Уже сегодня Германия импортирует более 30 % природного газа и 20 процентов нефти из России и по оценкам экспертов эта доля в будущем ещё больше увеличится. Россия импортирует из Германии множество продуктов машиностроения .

Сотрудничество в культурной сфере

В культурном плане между обоими государствами существует тесное сотрудничество. 2003 год был годом России в Германии, а - годом Германии в России. Россия была основной страной на Франкфуртской книжной ярмарке . Одним из периодически возникающих вопросов, связанных с культурной сферой, является вопрос о возвращении Германии трофейного искусства , вывезенного советскими солдатами после окончания Второй мировой войны.

Гуманитарное направление взаимодействия России и Германии регулируется Межправительственным Соглашением между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия о культурном сотрудничестве от 16 декабря 1992 года, Межправительственным Соглашением об изучении русского языка в Федеративной Республике Германия и немецкого языка в Российской Федерации от 9 октября 2003 года и Межправительственным Соглашением в области молодёжного сотрудничества от 21 декабря 2004 года, а также рядом межведомственных документов.

Ссылки

Альбина Евгеньевна, что представляет собой форум?

Это была встреча на уровне бургомистров и мэров наших городов, которые обменивались различными практиками. Например, как мотивировать граждан к комплексному развитию территорий, энергосбережению. Как не только обустроить города, но и вовлечь в этот процесс местных жителей. Таким образом, граждане становятся инвесторами своей территории. В целом, это был обмен опытом работы власти и населения.

В каком направлении форума вы принимали непосредственное участие?

Меня пригласили в состав российской делегации на секцию по энергоэффективности. Я участвовала в дискуссиях рабочей группы. Немецкие партнеры заботятся о своей экологии и, что мне особенно понравилось, имеют четкое представление, в какой окружающей среде хотят жить их граждане, и как к этому прийти.

Например?

Допустим, у них цель – снижение негативного воздействия определенного производства на одну из земель. При этом разработан план мероприятий. Если немцы вдруг понимают, что цель недосягаема, они меняют план в период, обозначенный в программе. То есть, даже при неудаче целеполагание остается прежним, пересматривается лишь план реализации.

А как германские муниципалитеты взаимодействуют с жителями?

Власти активно вовлекают граждан в процесс охраны окружающей среды. Местные жители могут инвестировать в возобновляемые источники энергии. Это прибыльно для граждан и снижает негативное воздействие на окружающую среду. Сегодня они переходят от теплоэлектростанции к ветровой генерации, к солнечным батареям, которых в Германии очень много. Сами граждане повсюду устанавливают солнечные батареи. Развитие солнечной энергетики идет у них семимильными шагами. Бургомистры поделились с коллегами полезными наработками в этой части.

Размещение солнечных батарей – процесс регламентированный или достаточно собственной инициативы жителей?

Обычно люди сами принимают решение о переходе на альтернативные виды энергии. Установка батарей не слишком затратна. На одних территориях это делают муниципалитеты, на других – властям помогают жители. Эффект получается общий, в том числе экономия финансовых средств. Но главное – уменьшение вредного воздействия на экологию, так как электроэнергии требуется все больше и больше.

Кстати, энергоэффективность для немцев – не пустое слово. Защищая свои дома от утечки тепла, устанавливая системы учета, они контролируют расход, потребление электроэнергии. Наработанной практикой регионы делятся друг с другом, стараясь повысить свою продуктивность

В Берлине находились мэры нескольких российских городов, но пока мы только в процессе ознакомления с возобновляемыми источниками энергии, с инициативами граждан. Энергоэффективность для нас – это лишь девиз к снижению потребления электроэнергии, на уровне призывов выключать свет там, где мы им не пользуемся. Максимум – внедряем установку энергосберегающих лампочек. Наши планы и конкретные технологии, конечно, отстают от немецких.

В чем, по-вашему, Российско-Германский год полезен обеим странам?

В первую очередь тем, что мы сближаемся. Было приятно видеть, как наши мэры и бургомистры обмениваются методами ведения хозяйства. Многих интересовало, в частных ли руках или во владениях муниципалитетов находятся жизнеобеспечивающие структуры, например, водоканалы. Чувствовался неподдельный интерес российских и немецких коллег к реализованным практикам. Даже к неудачным: нам рассказали, что водоканал Берлина одно время был частным, но в 2013 году его расприватизировали и вернули городу. Бизнес не смог справиться с развитием водоканала, и технологии остались на прежнем уровне.

А в чем мы опережаем немцев? Существуют ли у них какие-то проблемы на уровне муниципалитетов?

Есть и у нас отличные практики. Санкт-Петербургский водоканал уже давно сжигает иловый осадок. В Берлине же осадок размещается на специализированных полигонах, что очень вредит природе. В планах у немцев есть модернизация водоочистки. Муниципалитет Берлина должен вложить 2 млрд евро до 2024 года, перестроив систему водоочистки.

Во время встреч с немецкими коллегами наметились и общие актуальные вопросы. В прошлом году столицу Германии затопило после обильных дождей. Я знаю, что, например, в Нижнем Новгороде тоже плохо работает ливневая канализация. Похожая ситуация даже в Москве. Между тем средний счет за водопользование в Берлине составляет 220 евро на одного жителя в год, а в Москве – 120 евро. Как оперативно справиться с осадками и настроить систему ливневой канализацией в период пиковых нагрузок – таким опытом мегаполисы должны обмениваться друг с другом.

Чему вы посвятили свое выступление на форуме?

Конечно, я призывала всех – и россиян и немцев – беречь ресурсы. Беречь воду, электроэнергию. Говорила о необходимости широкого применения энергоэффективности, которая является частью ресурсосбережения. Я считаю, пятым видом топлива простую экономию. Иногда можно не изобретать велосипед, а лишь внимательнее и бережнее хранить то, что у нас есть. И это работает и в России, и в Германии.

Просмотров