Ритуал омовения водой появился еще до рождения иисуса христа. Когда святят воду на Крещение

Первая крещенская служба (Крещенский сочельник) совершается утром 18 января. В разных храмах она начинается в 8 или 9 утра. В Храме Святой преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе начало богослужения - 8.30. Это большая служба, во время которой читаются Царские часы, совершается вечерня с чтением Паремий (текстов Ветхого и Нового заветов) и литургия. После этого в храм из алтаря выносится икона праздника - Крещение Господне и свеча для поклонения верующих, поётся Тропарь и Кондак праздника.

Иконостас Храма Святой преподобномученицы Елисаветы

Служба завершается приблизительно в 11 часов дня и сразу начинается первое Великое освящение воды (или Великое водоосвящение). Тогда вновь читаются паремии, Апостол, и специальная молитва на освящение воды с призыванием Святого Духа. Причём верующие молятся об освящении не только той воды, которая находится непосредственно в храме, но и всех вод на земле, всего мирового океана, потому эта молитва и носит название Великого водоосвящения.

Вторая крещенская служба - всенощное бдение - совершается вечером 18-го января: начало в 17 - 18:00, окончание в 19 - 20:00; в Храме Святой Елисаветы богослужение состоится в 17:00. В некоторых храмах и монастырях эта служба проходит ночью по подобию Рождественской, что возвращает к началу истории праздника, когда Рождество и Крещение отмечались вместе.

Около полуночи принято выходить из храма к открытым источникам. Крещенские купели - проруби в форме креста - организуются на прудах и реках. Священники во второй раз совершают молитву Великого водоосвящения.


Наконец, третье Великое водоосвящение проходит после утренней литургии 19-го января, в день Богоявления (Крещения). В Храме Святой преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешневе служба начнётся в 8:30.

В народе существует поверье, будто вода, освящённая в Крещенский сочельник и на Богоявление, обладает разными свойствами, однако священнослужители уверяют, что это заблуждение: она абсолютно равноценна.

Святитель Иоанн Златоуст в IV веке писал о том, что вода, если она принимается с верой, сохраняет свои свойства целый год - до следующего Великого водоосвящения.

2. Крещенский сочельник, или голодный день

Продолжительного Крещенского поста, подобного Рождественскому или Великому, как такового не существует. Перед Крещением принято поститься лишь один день - в Крещенский сочельник. В народе он также называется «голодным днём».

Связано это с тем, что после утренних литургий 18 и 19 января верующие обычно причащаются. Поэтому до утренней службы 18 января они ничего не едят, а после её окончания утоляют голод сочивом - постными блюдами из обваренных зёрен пшеницы, которую иногда заменяют рисом или чечевицей. А после утренней литургии 19 января уже можно накрывать праздничный семейный стол.


3. Погружение в прорубь и окропление дома крещенской водой

Для многих прихожан главная традиция, связанная с Крещением, - это погружение в прорубь в ночь с 18 на 19 января, которое совершается после Великого водоосвящения у открытых источников.

В Москве, например, много водоёмов, на которых создаются крещенские купели. В этом году специальную передвижную купель привезут даже в центр столицы - на площадь Революции.

С давних пор повелось 18 и 19 января, после богослужений, на которых проходит Великое водоосвящение, приносить крещенскую воду домой и окроплять ею всё жилище, включая подсобные помещения.

Эта вода обладает необыкновенной силой - исцеляет, очищает и отгоняет зло. Её чудодейственные свойства доказаны даже учеными - на свету и при комнатной температуре она долгое время не меняет вкуса, цвета и запаха. Cамое главное принимать Крещенскую воду с верой - в этом секрет её целительного воздействия на душу и тело.

История праздника Крещения

От Рождества до Крещения проходит всего 12 дней, и два этих праздника неразрывно связаны традицией. Дело в том, что почти четыре столетия, начиная с III века, они отмечались в один день - 7 января, и назывался этот праздник Богоявлением.

В день Богоявления вспоминали два главных события, связанных с пришествием Христа в мир: Рождество - это начало его земной жизни, Крещение - выход Спасителя на общественное служение. Приняв Крещение в водах Иордана, Христос удалился на 40 дней в пустыню, а затем вернулся к людям и начал проповедовать.

Интересно, что в текстах Евангелий почти не описывается тридцатилетний период жизни Спасителя, следовавший от Рождества до Крещения. Упоминается лишь один эпизод, когда в возрасте 12 лет он проповедовал в храме.

В VI веке праздники разделили: Рождество стали отмечать 25 декабря, а Крещение 7 января. В настоящее время они отмечаются православными христианами по новому стилю - 7 и 19 января.

Церковные службы Рождества и Крещения по причине того, что когда-то это был единый праздник, очень похожи. Праздником Богоявления называется теперь только Крещение - 19 января. Сейчас это синонимы.

Январь богат на праздники, только прошло Рождество, и уже близится Крещение. Но начинается оно, как многие заблуждаются не 19 января, а на сутки раньше, и именуется Навечерие Богоявления, иными словами, Крещенский сочельник.

Само по себе слово «навечерие» простым языком означает «канун», т.е. время перед праздником. А вот известное всем второе название «сочельник» своим происхождением обязано главному блюду этого праздника, даже традиции Крещенского сочельника - сочиву, постному блюду, ставящееся на столы в это время. Сочельник нужен для того, чтобы отдалиться от мирской суеты и подготовить свое сердце к таинству.

История происхождения

Церковь начинает праздновать Крещение 18 января, и праздник несет в себе глубинный смысл, определяющий, в принципе, всю сущность христианства. Он выделяет в истории то важное событие, которое описано в 13 главе Евангелия от Матфея - Крещение Иисуса.

Иоанн Креститель был пророком в Израиле и служил на берегах Иордана, где говорил евреям о том, что грядет Мессия, и время Его пришествия близко. Он увещевал фарисеев отойти от закона и обратиться к Живому Господу. Иисус Христос был в ту пору молодым мужчиной 30 лет и пришел на берег Иордана, чтоб также креститься. Иоанн же почувствовал (Дух Святой дал ему видение), что перед ним стоит тот самый Мессия, о котором он проповедует.

На просьбу Иисуса покрестить Его, Иоанн ответил, что по своей сути даже недостоин перевязать Его обувь. Но Иисус настоял на этом, говоря, что должно исполниться написанное в пророках. Иоанн окрестил Христа и в тот момент, когда Он вынырнул из реки, с неба прилетел белый голубь и коснулся Его, а голос громко произнес: «Се есть Сын Мой Возлюбленный».

Так прошло Крещение Господне, но что оно означает на самом деле? Иисус Христос крестился и в тот же момент народ, бывшему там явилась Святая Троица - Отец, Сын и Дух. Именно поэтому праздник имеет и второе имя Богоявление или Феофания, когда люди узрели Троицу.

В 1-4 веках христиане вспоминали Рождество и Крещение Христа вместе 6 января. Это был праздник воплощения Христа и явления Троицы. В начале 5 века празднование Рождества было перенесено на 25 декабря по старому стилю, чтобы отвернуть язычников от праздника, посвященного богу солнца. А Крещение перенесли на более позднее время, в Православной Церкви - 19 января.

Появившееся в результате святки заканчиваются навечерием Крещения.

Икона «Крещение Господне»

Крещенский пост

Само Крещение проходит без поста, но вот Сочельник подразумевает строгий пост - кушать нельзя даже рыбу. Кушать можно только сочиво (традиционное блюдо), которое состоит из отваренных зерен пшеницы, меда и нарезанных сухофруктов (изюма, кураги и чернослива).

Кроме этого, кушать нельзя ничего до того момента, как вынесут свечи сразу после божественной литургии ранним утром 19 января. Стоит также упомянуть, что первой пищей должна быть освященная крещенская вода, которую следует выпить до первого приема пищи после поста.

Важно! Во время Крещенского поста нельзя кушать и пить ничего, кроме сочива.

Если же человек не может придерживаться поста по состоянию здоровья, ему следует отказаться от изысканных блюд и довольствоваться постными простыми блюдами. Если же человек по немощи не может выдержать воздержание от пищи, ему можно выпить кружку чая или скушать несколько кусочков хлеба.

После окончания поста (это происходит сразу после вечерней службы 18 января) можно съесть пищи растительного происхождения, смешанную с елеем, а запить простой водой или соком.

Когда Навечерие приходится на выходные дни, постится можно по облегченному варианту: кушать не один раз, а два. Первый раз покушать можно после литургии и второй раз после освящения воды.

Ход празднования

Утром Крещенского Сочельника происходит литургия Василия Великого, духовенство проводит ее в торжественном облачении. Перед ней же священник читает пророчества из Ветхого завета о Христе.

Сама же литургия имеет в основе более древнюю литургию, а та, в свою очередь, по преданию, была написана апостолом Иаковом. Позже ее переработали на современный язык (около 5 века) святыми Иоанном Златоустом и Василием Великим.

После совершения литургии 18 января священники начинают процесс освящения воды (обычно ее приносят прихожане прямо в храм). Это действие называют великой Агиасмой, что в переводе означает «великая святыня», или крещенской водой.

Этот процесс отличается торжественностью и совершается дважды:

  • в Крещенский сочельник (18 числа);
  • в праздник Крещения (19 числа).
Важно! Оба действия освящения воды совершается одинаково, поэтому вода не отличается по своей сущности в эти дни. Делается это дважды, во-первых, по Иерусалимскому уставу, а во-вторых, чтобы все люди успели прийти в храм и освятить воду. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Традиционно люди вместе со священником после освящения воды у стен храма отправляются крестным ходом до ближайшего водоема, чтобы освятить его. Эта традиция имеет корни в еврейской культуре, ведь евреи шли к Иордану для ритуального омовения, а после шли туда, чтобы получить крещение у Иоанна Крестителя.

Среди людей есть хорошая традиция освящать свой дом в эти дни, окропляя его святой водой и проговаривая Богоявленского тропаря. Делать это можно самостоятельно или же пригласить священнослужителя. Святую воду употребляют в течение года, в идеале - до следующего Крещения, во время причащения вместе с просфорой. Также ее можно употреблять во время болезней или искушений.

Внимание! Следует помнить, что святая вода - это освященный предмет, и он требует к себе соответственного отношения. Поэтому ее лучше всего хранить в отдельной емкости и не использовать для мытья рук или полов. Лучше всего вода хранится в стеклянных емкостях под крышкой.

Крещение воды в храме

Традиции и поверья

Как и любой другой праздник, Крещение на Руси смешалось с некоторыми народными обрядами и традициями. Некоторые из них Церкви запрещает, например, гадание, а другие не воспрещает.

В давние времена 18 января люди помечали свой дом над всеми отверстиями крестами, нарисованными мелом, считая, что это защитит жилище от нападения злых духов и бесов. Христиане сегодня знают, что их дом защищает сам Господь, но дополнительно освящают его окроплением святой воды. Так народная традиция (имеющая языческие корни) модифицировалась в христианский обычай со светлым смыслом.

Но главная традиция касается воды.

Считается, что купание в проруби после освящения водоема смывает с человека всю мирскую грязь и грехи. Конечно. Церковь имеет четкую позицию по этому поводу - освящает человека и прощает ему все грехи только Господь Бог, но купание в проруби не запрещается, поскольку это народная традиция, приносящая пользу человеческому телу. Более того, по преданию старцев, в ночь Крещенского Сочельника вода везде становится подобной водам Иордана в тот момент, когда в него зашел Христос.

Поэтому купание в такой воде более чем полезно для тела и духа, ведь предание говорит и о ее исцеляющей способности.

Совет! Купание в проруби на Крещение не запрещается, но следует помнить, что это не принесет спасения человеческой душе, только искреннее покаяние на это способно. Это не магический ритуал, поэтому ему не стоит придавать некий магический смысл. Это не волшебная палочка, решающая все проблемы, это лишь купание в проруби.

Посмотрите видео о Крещенском сочельнике

Среди православных, праздник Богоявления является одним из наиважнейших религиозных событий в году, а вместе с ним и канун этого дня - Крещенский сочельник. По церковному календарю праздник называется – Навечерие Богоявления («навечерие» – вечер перед великим церковным явлением) и отмечают его всегда 18 января. Традиционное в этот день, угощение сочиво (больше известное как кутья), готовят из пшеницы с добавлением душистого меда, мака, изюма и кураги, дало название празднику – Сочельник.

Праздник Богоявления относится к числу двунадесятых и посвящается знаменательному библейскому событию – крещению Иисуса Христа. С целью великого духовного очищения, проповедник Иоанн Предтеча крестил всех желающих на берегу реки Иордан. Тридцатилетний Иисус Христос, попросил окрестить и его. Вначале Иоанн отказывался, проводить обряд, боясь, что он не достоин такой чести. Но, Христос настоял, Закон Божий должен быть исполнен на глазах у людей. По завершении крещения, свершилось чудо, Господь явился миру в трех лицах: Сына, Духа Божьего (в виде голубя) и голоса Бога Отца, благословившего сына.

В церкви, в этот день, читают, фрагменты из книг Священного писания, проводят литургию Василия Кесарийского. Очень большая служба, полностью посвящена Богоявлению и Крещению Господню. С Вечерни начинается литургия, службу такого масштаба проводят всего 4 раза в год.

В сочельник обязательно соблюдать пост, установленный церковью. На протяжении дня, не разрешается употреблять пищу, можно только пить воду. После утренней церковной службы, хозяйки убирают дом и готовят ужин. Все блюда обязательно постные, запрещается употребление мяса или молока.

Кутья – основное блюдо Крещенского сочельника, в качестве напитка, готовят взвар – компот из сухофруктов с медом. Число блюд на столе должно быть нечетным. Часто на стол ставят вареники с грибами, квашеную капусту, печеную картошку без масла.

Вечером проводят литургию, ее нужно отстоять полностью, избавить разум от злых нечестивых помыслов и полностью очистить душу, впустить священный праздник в свое сердце. По завершении службы Божьей, происходит великое Иорданское освящение воды, в память о евангельском событии, как символ омовения грехов.

Великое водоосвящение производят всего два раза в год – в Крещенский сочельник и на следующий день, в праздник Богоявления 19 января, - удивительная целительная сила воды проявляется именно в эти дни.

Воду, освященную в Крещенский сочельник называют Агиасмой (от греческого слова – святыня) или крещенской, поэтому и относятся к ней по-особому с трепетом. Хранить ее лучше рядом с иконами, в специально отведенном месте. Крещенская вода не портится и может сохранять свои целительные свойства долгие годы. А всего одна ее капля, способна освятить целую емкость простой воды.

Вечером в сочельник, вернувшись, домой из церкви, хозяин дома, окропляет жилище священной водой. По ложечке принимают и все домочадцы и только после этого, можно приступить к вечерней трапезе.

Считается, что крещенская вода, способна, вылечить от многих недугов. Принимать ее можно круглый год натощак, со словами молитвы и искренней верой. Даже если врачом предписаны лекарства, то сначала принимают освященную воду, а потом лекарство. Ни в коем случае, нельзя иметь нечистые помыслы, употребляя воду. Иначе, все ее чудесные свойства пропадут.

Крещенский сочельник 2018: гадания, приметы, обычаи

В ночь сочельника – царит атмосфера тайн и волшебства. Есть поверье, что даже домашние животные, обретают способность говорить и могут, подсказать хозяину, решение важных проблем. Стоит заранее узнать о сложившихся веками традициях праздника, чтобы встретить Крещенский сочельник в 2018 году по всем правилам и призвать удачу в свой дом.

Даже вода, набранная в этот день из озер, водоемов или рек, хоть и не считается священной, но все же, не портится и стоит дома длительное время. А снегом, девушки умываются, чтобы отбелить лицо, придать коже сияния и стать более красивыми. Хозяйки используют снег, чтобы отбелить постельное белье, до белоснежного состояния. Если бросить снег в колодец, то целый год, вода в нем точно не пропадет. Всех, кто отважиться – ждет купание в ледяной проруби. Считается, что окунувшись в прорубь, человек омолодится и очистится, как духовно, так и физически. И все даже самые страшные хвори отступят. Погружаться необходимо не менее трех раз, полностью с головой, читая молитву «Отче наш». Самое благоприятное время для купания в проруби – вечер или ночь сочельника, когда на небе загорится первая звезда иКрещение Господне в 2018 году.

Чтобы нечистая сила не пробралась в дом, все помещения окуривают ладаном и во всех углах и на окнах рисуют кресты мелом, затем окропляют крещенской водой. Во время ужина, на стол ставят миску с водой и внимательно весь вечер, наблюдают за ней. Как только, она колыхнется, примерно в полночь, выбегают на улицу и просят небеса выполнить заветное желание. Считается, именно в это время, небеса раскрываются и происходят самые удивительные вещи.

Существует огромное количество народных примет в сочельник и как, утверждают старожилы, они всегда сбываются:

  • Лютый мороз и много инея на деревьях – к урожайному году.
  • Если мало снега, то и ягод летом почти не будет.
  • Звездное, ясное небо, означает плодовитость домашнего скота и сухое, жаркое лето.
  • А пасмурное небо, без звезд, сулит большое количество грибов.
  • Метель и сильный ветер – лето будет дождливым и особого тепла не предвидится.
  • Для охотников лай собак означает много добычи на охоте.
  • На воду ляжет туман – хлеб будет в изобилии.
  • Если человека окрестили в этот день, счастье будет сопутствовать ему всю жизнь.
  • В сочельник снятся вещие сны.
  • Нельзя вспоминать покойников в праздник.
  • Пролитые слезы – накличут беду и расстройства на весь последующий год.

В народе считают, что гадания на Крещение, самые сильные. Ведь именно в этот день, силы небес обращаются к человеку напрямую, рассказывают о его судьбе и дают советы, повернуть жизнь в лучшую сторону. Гадают по-разному и всевозможными способами: на любовь, счастливый брак, просят подсказать высшие силы ответы на житейские бытовые вопросы.

Гадание по снегу

Нужно, ночью 18 января, снять с себя все цепочки и кольца распустить волосы и выйти на улицу. Не скрещивая руки и ноги, лечь в большой сугроб снега и посмотреть на небо. Через 5 минут, встать и, не оглядываясь пойти домой. А утром, уже можно вернуться к сугробу, посмотреть какой след получился.

  • Не четкий размазанный след – ревнивый муж.
  • Получился идеально очерченный силуэт – жизнь с любящим и заботливым супругом.
  • Очень глубокий след – свидетельствует, что мужей будет несколько.
  • Если на снегу, вообще невозможно различить никаких следов, то в ближайшее время замужеству не бывать.

Гадание у окна

Ночью сидя у окна, нужно позвать суженого и внимательно смотреть на дорогу. Если первая машина проедет на большой скорости, еще и с громкой музыкой, то замужество обещает быть веселым и беззаботным. Медленная проезжающая машина – к скромной, не богатой жизни.

Гадание по тени

Скомканный лист бумаги, кладут на блюдце и поджигают. На получивший пепел, светят свечей, так чтобы, на стене появилась тень. Ее тщательно рассматривают, пытаясь разобрать, на что похожи ее очертания и что судьба преподнесет в ближайшем будущем.

Гадание со скорлупой грецкого ореха

К тазу с водой, по бокам, прикрепляют листочки с желаниями. В половинку скорлупы грецкого ореха помещают маленький кусочек свечи, импровизированный «кораблик», ставят на середину емкости с водой. И наблюдают, куда он поплывет и какую бумажку подожжет, то желание и сбудется.

Гадание с зеркалом

Вечером до полуночи, нужно взять маленькое зеркало и пальцем написать на нем заветное желание. Положить его под кровать и прикрыть еловыми веточками. Если на утро надпись исчезнет, то все задуманное осуществится.

Главное - провести праздник в мире спокойствии и тишине. Открыться навстречу, чистым добрым помыслам и обязательно, год принесет только радость и благополучие.

Празднование Святого Богоявления для православных амурчан начнется 18 января, в пятницу, в Крещенский сочельник. В этот день во многих храмах утром будут читаться великие (царские) часы Навечерия . Отрывки из Ветхого и Нового Заветов, включенные в это богослужение, подробно раскрывают духовный смысл грядущего праздника. Затем совершается великая вечерня в соединении с торжественной литургией святителя Василия Великого. После службы духовенство освятит воду великим чином.

Еще одно такое водосвятие будет совершаться 19 января, в субботу, праздник Крещения Господня, после литургии святителя Иоанна Златоуста.

Тем, кто в эти дни собирается принять участие в праздничных богослужениях, лучше прийти в храм со своей водой, заранее набранной в чистую тару. Бутылка или банка, в которой будет хранится святыня, должна быть без этикеток, промытой от остатков ароматизированных напитков, желательно небьющейся. Подпишите свою емкость, заранее снимите с нее крышку и поставьте на столик для освящения рядом с большим баком.

После Великого водосвятия, особого молебного чина, в котором на воду призывается исцеляющая благодать Святого Духа, верующие, по традиции, выпивают по кружечке крещенской воды в храме, умывают ею лицо, а затем разбирают свои бутылочки и банки с агиасмой и уносят их домой. И 18, и 19 января великое освящение воды проводится в конце службы (около 12 часов).

Крещенскую воду можно набрать в храме и в другое удобное время. В дни праздника труженики православных храмов разливают ее всем желающим в порядке очереди. Церкви в Навечерие Богоявления и на Крещение открыты до 19-20 часов. Святую воду можно взять и после Крещения - ее обычно раздают в течение следующей за праздником недели в обычные часы работы храма. Очереди в эти дни уже нет.

В России на Крещение принято освящать воду и на естественных водоемах. Для этого во льду вырубается специальная крестообразная прорубь - иордань. Обливание водой или окунание в иордань на Крещение – старинный народный обычай. Однако вопреки народным поверьям, такое купание не смывает с человека грехи: это происходит только в Таинстве Исповеди. В Благовещенске специальная иордань будет устроена на р. Зея в районе ул. Амурской, 1. Воду в ней освятят 19 января, в 13.30 часов . Освящать организованные места для крещенских купаний будут также в с. Белогорье (комплекс «Живоносный Источник» на въезде в село), в с. Ивановка, в с. Тамбовка и в г. Тында.

Вода из проруби (иордани), освященная в праздник Крещения, имеет те же свойства, что и крещенская вода, которую раздают в храмах. При этом не следует забывать, что Великое освящение меняет только духовные свойства воды, а не ее физический состав, поэтому святую воду из проруби советуют использовать только для окропления помещений и помазывания больных мест, но не для питья.

Расписание богослужений и водосвятий в праздник Крещения Господня

Благовещенский кафедральный собор

пер. Релочный, 15, тел. (8-4162) 215-500

  • 8:00 – Царские часы. 9:00 — Литургия, по окончании — великое освящение воды. 17:00 – всенощное бдение.

Раздача воды после освящения – в храме, с 13 до 19.00 часов.

  • 08:30 — исповедь, часы. 09:00 – литургия, по окончании — великое освящение воды.

Раздача воды после освящения – в храме и на улице. Храм открыт до 19:30. Воду на улице можно будет набрать с 13 до 21 часов.

Крещенскую воду также можно будет взять в течение недели в обычные часы работы собора.

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

ул. Красноармейская, 53, тел. (8-41-62) 54-00-48, www.vsehradost.ru

  • 8:00 – исповедь. 9:00 — Великая вечерня с литургией свт. Василия Великого. Великое освящение воды. 17:00 – всенощное бдение.
  • 9:00

Храм Архистратига Божия Гавриила и прочих Небесных Сил бесплотных подворья Свято-Троицкого мужского монастыря

ул. Горького, 133, тел. (8-4162) 33-03-17

  • 8:00 – исповедь. 09:00 17:00 – всенощное бдение.

Раздача воды после освящения – в храме и на улице. Храм открыт до 19 часов, воду на улице можно будет набрать с 13 до 20 часов.

Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии подворья Среднебельского женского монастыря

ул. Тополиная, 80, тел. (8-4162) 55-06-44

  • 8:00 – исповедь. 9:00 – Великая вечерня с литургией свт. Василия Великого. Великое освящение воды. 17:00 – всенощное бдение.

Раздача воды после освящения – в храме, с 13 до 17 часов.

  • 09:00 – исповедь. 09:00 – Божественная литургия. Великое освящение воды.

Раздача воды после освящения – в храме, с 13 до 20 часов.

Крещенскую воду также можно будет взять в течение недели в обычные часы работы церкви.

Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

с. Белогорье, ул. Мухина, 44, тел. 8-924-440-50-05

  • 17:00 – Всенощное бдение.
  • 9:00 – Божественная литургия. Великое освящение воды. 13:00 — Великое освящение воды в православном комплексе «Живоносный Источник» на въезде в Белогорье.

Храм благоверного князя Александра Невского

с. Игнатьево, ул. Советская, 3, тел. 8-962-295-96-16

  • 9:00 – Царские часы. Великая вечерня с литургией свт. Василия Великого. Великое освящение воды. 18:00 – всенощное бдение.
  • 09:00 – Божественная литургия. Великое освящение воды. 14:00 и 16:00 – Таинство Крещения.

Раздача воды после освящения – на улице и в храме, с 13 до 20 часов.

Когда купаться на Крещение – 18 или 19 января – этот вопрос задают очень часто в дни Крещения и Богоявления Господня.

Самое главное, что нужно знать о Крещении Господнем – это не то, когда купаться (совершенно не обязательно окунаться в этот день в проруби), а то, что в этот день был крещен сам Господь Иисус Христос. Поэтому 18 января вечером и 19 января утром важно быть в храме на службе, исповедоваться, причаститься и взять святой воды, великой агиасмы.

Купаются же, по традиции, после вечерней службы 18 января и в ночь с 18 на 19 января. Доступ к купелям открыт, как правило, 19 января в течение всего дня.

Распространенные вопросы о купании на Крещение

Нужно ли купаться на Крещение в проруби?

Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры.

протоиерей Игорь Пчелинцев

Наверное, следует начать не с купания в крещенские морозы, а с самого благодатного праздника Богоявления. Крещением Господа нашего Иисуса Христа освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за две тысячи лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. В чем она - в деревьях, в озерах, реках, травах? Ее частички повсюду. И вот приближается праздник Богоявления, когда дарит нам Господь изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот люди без раздумий, даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись, потом целый год рассказывают о своем «подвиге». Приобщились они благодати Господа нашего или потешили свою гордыню?

Православный человек идет спокойно от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится неспешно, решая в кругу семьи, кто сподобится после исповеди и причастия по старинной русской традиции окунуться в Иордань, а кто по малолетству или недомоганию омоет святой водой лицо, или обольется на святом источнике, или просто примет с молитвой святую воду как духовное лекарство. Нам, слава Богу, есть из чего выбирать, и не нужно рисковать бездумно, если человек ослаблен болезнью. Иордань - это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Опытный батюшка благословит на купание далеко не всех. Он позаботится о выборе места, укреплении льда, сходнях, теплом месте для раздевания и одевания и присутствии кого-то из православных медицинских работников. Здесь и массовое крещение будет уместным и благодатным.

Другое дело - масса людей отчаянных, которые решили без благословения и просто элементарного раздумья искупаться «за компанию» в ледяной воде. Здесь речь идет не о силе духа, а о силе тела. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы - сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться.

Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби. Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.

Протоиерей Сергий Вогулкин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всецарица» города Екатеринбурга, доктор медицинских наук, профессор:

– Объясните все-таки, для чего православному человеку купаться в Крещение в ледяной воде, когда на улице мороз за тридцать градусов?

Священник Святослав Шевченко: – Нужно различать народные обычаи и церковную богослужебную практику. Церковь не призывает верующих лезть в ледяную воду - это каждый решает для себя индивидуально. Но сегодня обычай окунуться в морозную прорубь стал для нецерковных людей чем-то новомодным. Понятно, что в большие православные праздники в русском народе происходит религиозный всплеск - и в этом нет ничего плохого. Но не очень хорошо то, что люди этим поверхностным омовением и ограничиваются. Более того, некоторые всерьез считают, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи отпускаются священником в таинстве Покаяния. Кроме этого, в поиске острых ощущений мы упускаем главную суть праздника Крещения Господня.

Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей?

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ:

Не купанием проверяется вера

- на Крещение - традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает.

Освящение воды - напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике - лишь сравнительно новая традиция.

Я служу в центре Москвы, далеко от воды, поэтому у нас в приходе купание не практикуется. Но, например, я знаю, что в храме Троицы в Останкино, который находится возле Останкинских прудов, освящают воду и ею омываются. Кто купается не первый год, пусть продолжает купаться. А если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера.

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:

Духовный смысл - в освящении воды, а не в купании

- Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:

«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

(С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2)

По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати.

Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях.

Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды.

Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином.

Ну, а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в прорубь, личное дело каждого. Надо только подходить к этому разумно.

Одна наша прихожанка - морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа.

Был случай, когда пожилой иеромонах - я его знал - решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер - не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить.

Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном - взбадривает холодная вода, - но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, ли Святых Христовых Таин.

Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься. Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить.

В жизнеописании я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку. «Батюшка, он ее с супом ест», - пожаловалась вскоре она. «Ну и что? Пусть с супом», - ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу.

Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему. Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм.

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке:

Купание - только начало

Традиция купаться на Крещение - поздняя. А относиться к ней надо в зависимости от того, ради чего человек купается. Проведу аналогию с Пасхой. Всем известно, что в Великую Субботу десятки или даже сотни тысяч людей идут в храм, чтобы освятить куличи.

Если они действительно не знают, что это лишь крошечная часть той радости, которой является для верующего человека Пасха, приходят в храм с благоговением и искренне молятся, для них это все равно встреча с Господом.

Если же они из года в год слышат, что это не самое главное, и священник, освящая куличи, каждый раз приглашает их прийти на ночную службу, разделить со всеми радость о Воскресшем Господе, объясняет, в чем смысл богослужения, а их общение с Церковью по-прежнему сводится к освящению куличей, это, конечно, печально.

Так же и с купанием. Если человек, совершенно незнакомый с церковной жизнью, окунается в воду с благоговением, обращаясь к Господу так, как он умеет, искренне желая получить благодать, Господь, конечно, подаст благодать, и у этого человека состоится встреча с Богом.

Думаю, когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание - только начало, а гораздо важнее быть на всенощной и литургии. Если крещенское купание служит ступенькой к тому, чтобы хотя бы через несколько лет начать встречать этот праздник по-настоящему, по-христиански, такое купание можно только приветствовать.

Увы, многие относятся к нему просто как к одному из видов экстремального спорта. Часто купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Как и популярные некогда драки стенка на стенку, такие забавы ни на шаг не приближают человека к Господу.

Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят - купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой - доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман.

Конечно, необязательно купаться ночью, можно после службы. Наш храм в центре находится, поблизости купаться негде, но некоторые прихожане ездят в другие районы или в Подмосковье. Иногда советуются со мной, я никогда не возражаю, если вижу, что человек это действительно ради Господа делает. А вот один мой знакомый священник, очень хороший, несколько лет подряд окунался в прорубь и каждый раз после этого заболевал. Значит, его купание неугодно было Господу, и Господь вразумлял его через болезнь - теперь он не купается.

Я тоже никогда не купался. До ближайших освященных водоемов ехать мне достаточно далеко, если я полночи потрачу на дорогу и купание, не смогу исповедовать прихожан и служить литургию так, как должен. Но иногда мы с матушкой и детьми обливались крещенской водой на улице, на снегу. Живу я за городом, вот после возвращения со всенощной и обливались всей семьей. Но это за городом можно, в Москве так не обольешься.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:

А причем здесь Крещение?

Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне?

Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии.

Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленицу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощенного воскресения.

Просмотров