Рим и эллинистический мир краткое содержание. Кащеев В

Слайд 1

Второй период

Эллинистическо-римская философия

Слайд 2

скептицизм

Ведущими школами этого периода были:

эпикуреизм стоицизм

Этим трём философским школам эллинизма предшествовала философия кинизма, основоположники которой Антисфен (ок. 445-360 до н.э.) и Деоген (ок. 412-323 до н.э.).

Слайд 3

Этика киников носила индивидуалистический и субъективный характер, основывалась на силе духа, на незаурядной способности к независимому существованию.

Кинизм (от греч. «кюйникос» - собака, представители этой школы именовали себя собаками) просуществовал до самого конца античности.

По мнению киников, философия должна заниматься не отвлеченным умозрением, а показывать человеку путь к добродетельной жизни. А для этого нужно произвести переоценку ценностей и «повергнуть в прах ложные ценности», как писал Диоген.

В качестве таких ложных ценностей киники рассматривали имущество, телесные удовольствия и зависимость от общественного мнения. Они проповедовали нищету и полный отказ от удовольствий.

Слайд 4

Страх перед смертью

Философия эпикуреизма

Индивидуалистический характер был присущ и эпикуреизму. Увлекшись идеями Демокрита, Эпикур (341-270 до н.э.) основал в своем саду в Афинах философскую школу, которая и вошла в историю как сад Эпикура.

Этическое учение Эпикура можно определить как этику свободы. Согласно Эпикуру, человек может стать свободным только преодолев главные препятствия к счастью:

Страх перед вмешательством богов в человеческую жизнь

Страх перед загробной жизнью

Слайд 5

Огромную роль в распространении эпикуреизма сыграла написанная на латинском языке поэма «О природе вещей» Тита Лукреция Кара (сер. I в. до н.э.). Именно с публикации этой поэмы началось знакомство с идеями атомизма в эпоху Возрождения.

Смерть, по мысли Эпикура, не имеет к нам никакого отношения, поскольку "когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет ".

Он считал, что цель счастливой жизни – в душевном спокойствии, в «безмятежности души» (атараксии).

Учение эпикуреизма перешло на римскую почву в I в. до н.э.

Слайд 6

Согласно воззрениям стоиков, путь к счастью лежит через апатию, (а - отрицательная частица, «patos» - страсть), т. е через искоренение страстных чувств, аффектов. Близость стоического понятия «апатии» и эпикурейского понятия «безмятежность духа» очевидна.

Учение стоицизма, основателем которого был Зенон из Китеона (336-265 до н.э.), просуществовало с III в. до н.э. по II в. н.э. Название школы «Стоя» произошло от места изложения своего учения Зеноном – так называемого «Пестрого портика» в Афинах.

Как и эпикурейцы, высшей целью человечества стоики считали достижение счастливой жизни, но путь к счастью они трактовали по-иному.

Стремясь жить согласно с природой, стоики искали нравственную свободу, освобождение от страстей, аффектов, которые являются главным источником пороков и бедствий человека.

Стоицизм

Слайд 7

Стоики учили с одинаковым спокойствием переносить как радости, так и невзгоды жизни- болезни, страдания, бедность, унижение.

Они ввели понятие фатума, или рока. Это понятие вплотную подводит стоиков к их учению о Проведении и свободе воли в рамках необходимости.

От необходимого хода вещей, а не от свободной воли человека зависят обстоятельства его жизни: богатство или бедность, здоровье или болезнь, удовольствия или страдания.

Слайд 8

Философ-скептик ничему не должен был придавать безусловно-истинного значения. Эти учения со своим теоретико-познавательным пессимизмом и уходом во внутренний мир личности были характерными не только для раннего, но и для позднего эллинизма.

Противоречивость взглядов разнообразных школ в самых важных вопросах жизни приводила к разочарованию в возможностях познания, к скептицизму (от греч. взвешивать, быть в нерешительности). Учение скептиков было радикальным сомнением в достоверности знания.

Основатель скептицизма Пиррон(360-270 до н. э) утверждал, что единственный подобающий философу способ отношения к вещам может состоять только в воздержании от каких бы то ни было суждений.

Скептицизм

Слайд 9

«Назад, в милую общину!»- восклицал величайший мыслитель не только позднего эллинизма, но и всей античной философии Плотин (204-270 н. э), имея виду небеса, вечное божественное бытие.

Неоплатонизм - философское учение позднего эллинизма

Неоплатонизм, наиболее яркое и глубокое учение поздней античности, выразил глубочайшие характеристики своей эпохи: её универсализм и катастрофизм.

Катастрофизм последних веков Римской империи вызвал настойчивые попытки уйти, отрешиться от всего земного, что было характерно не только для философского учения неоплатонизма, но и для зародившегося и набиравшего силу христианства.

Слайд 10

Философская задача Плотина заключалась в том, чтобы последовательно вывести из божественного первоединства градацию всего существующего в мире.

Высшей ступенью бытия по Плотину, является божественное Первоединое, или Единое, которое может быть определено только как самодовлеющее первоначало, лишенное всяких свойств.

Первое, что происходит из Единого, есть Ум (Нус), который по степени совершенства бытия ближе всего к Единому. Но как производимое Ум ниже производящего- Единого, в силу чего он содержит в себе многое.

Слайд 11

В философии Плотина продуктивными с культурно-исторической точки зрения были основные его идеи, а не сама философская схема.

Первый момент Ума - вещество, понимаемое Платином не как материя чувственного мира, а как сущее.

Второй момент Ума - мыслимое бытие, или существование.

Третий момент - мышление.

Таким образом, Ум включает в себя сущность, существование и мышление.

За Единым и Умом следует Душа, которая относится к Уму так, как Ум относится к Единому. Она имеет двойственную природу: одна её часть стремится внутрь, к Уму, а другая обращена вовне.

Слайд 12

Этим идеям, наиболее близким к христианской теологии суждена была долгая жизнь. Подводя итоги, можно сказать, что философия Плотина является, по выражению Б.Рассела, одновременно концом и началом, концом античной философии и началом христианской теологии.

Наиболее значимые философские идеи Плотина:

ценностный подход к бытию на основе его иерархизации

признание высшего бытия как творческого начала

идея творения высшим бытием низшего, понимаемая как его эманация

Слайд 13

Презентацию подготовили студентки группы Ф – 201 Абдурахманова К. и Родионова В.





















1 из 20

Презентация на тему: Древние Греция и Рим

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Греция Крито-микенский (конец III-II тыс. до н. э.). Минойская и Микенская цивилизации. Полисный (XI-IV вв. до н. э.). Этническая консолидация греческого мира. Эллинистический (IV-I вв. до н. э.). Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад Рим Царский период (середина VIII ст. до н. э. - 510 г. до н. э.) Республиканский (510-30 гг. до н. э.) Императорский (30 г. до н. э. - 476 г. н. э.) Этапы Истории

№ слайда 3

Описание слайда:

Коротко об истории Греции На первом Крито-Микенском или Элладском этапе носители греческого языка – ахейцы только начинают заселятся на территории Балкан У них преобладают родоплеменные отношения, их главное занятие введение сельского хозяйства. В конце этого этапа у них начинает формироваться письменность. Полисный этап подразделяется на 3 стадии: Гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI-IX вв. до н. э.) Архаическая Греция (VIII-VI вв. до н. э.). Классическая Греция (V-IV вв. до н. э.).

№ слайда 4

Описание слайда:

Гомеровский период характеризуется переходом родоплеменных отношений в раннеклассовые. Но еще больше этот период характеризуется неизвестностью, т.к. почти единственным источником информации о нем являются поэмы Гомера, которые долгое время считались литературным мифом. Исходя из поэм в этот период шла война между ахейцами (греками) и троянцами. Люди того времени славились военными подвигами и свято верили в своих богов

№ слайда 5

Описание слайда:

Архаический период(VIII-VI вв. до н. э.) Началом периода принято считать дату учреждения Древних Олимпийских Игр в 776 до н. э. Характеризуется тремя основными процессами, оказавшими определяющее влияние на развитие греческо цивилизации: Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного, Азовского море. Развитие товарного производства и значительное увеличение количества рабов-чужеземцев, перенаселение полисов 2. Оформление полиса как особого типа общины. Ремесло отделилось от сельского хозяйства, греческие полисы становятся крупными ремесленными центрами. Формируются 2 типа полисов: торгово-ремесленный (Афины) и аграрный (Спарта) 3. Переход от бронзы к железу Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём.

№ слайда 6

Описание слайда:

Развитие производства как предпосылка кризиса В сознании народа начинают зарождаться противоречия: свободный – раб богатый – бедный община - личность Развитие товарного производства и экономический подъем были напрямую связаны с развитием рабства Дешевый рабский труд позволял получить больший доход и более активно использовался в основных отраслях производства. Ведущей формой собственности на землю становится полисная (или античная) - правом владения землей на территории полиса обладали только граждане; свободные люди, не являвшиеся гражданами (метеки), этим правом не обладали. Происходит социально-экономическое расслоение В связи с этим происходит усиление политической борьбы между родовой знатью и свободными гражданами Выделение личности из общины проявляется в особенностях литературы того времени

№ слайда 7

Описание слайда:

«Сам я кончины зато избежал. И пуская пропадает мой Щит. Не хуже ничуть новый могу я добыть» Архилох VI век до н.э. На смену героическому времени темных веков, описанных в «Илиаде» и «Одиссеи» Гомера, приходит лирическое время, наполнено интимными переживаниями и раздумьем. Представителями лирического жанра были Архилох, Сапфо, Алкей, Алкман и др. Примечательно что в эллинистическое время, время когда собственно и наступил кризис, именно канон лирических поэтов (VI-IV века до н.э.) был оценен как достойный изучения Литература Архаики

№ слайда 8

Описание слайда:

Греческая наука Девиз – «Знания радии знания!» Большая склонность к теории. Греческие мыслители пренебрегали практическим применением, считая это уделом не свободных. Открытия в математике, физики, механики – служили либо делу разрушения: военные машины и орудия, либо средством развлечения: механические изделия на сценах театров. И лишь в последнею очередь для облегчения производительности труда. В итоге разрыв между духовной и материальной культурой

№ слайда 9

Описание слайда:

Наука vs Религия Наука, со своими законами, закономерностями и изобретениями сильно влияла на представления людей о сущности мира и его процессах. Причем как положительно, вдохновляя и облегчая жизнь, так и отрицательно подрывая прежние ценности, обычаи и верования. Поэтому в 433-432 гг. до н. э афинским прорицателем Диопифом, приверженцем старины и врагом «софистических» нововведений был предложен закон об судебной ответственности за «непризнание признанных богов и введение новых божеств». Именно по этой статье был осужден Сократ в 399 г. до н.э.

№ слайда 10

Описание слайда:

Классическая Греция (V-IV вв. до н. э.) Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством - Пелопоннесская война (431-404 гг. до н. э.) – поражение Афин Общий итог ослабление всех греческих полисов. Война, подорвала экономический и политический потенциал Эллады Расцвет экономики и культуры греческих полисов в V в. до н.э. Победы греков в греко-персидских войнах (500-449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами).

№ слайда 11

Описание слайда:

Кризис полиса - IV век до н. э. Особенностью кризиса в являлось то, что он происходил в условиях экономического подъема. Богатства скапливались в основном в руках неграждан - метеков и вольноотпущенников, выполнявших функции «организаторов» ремесленного производства, финансистов, ростовщиков-кредиторов, торговцев, наживавшихся на внутриполисной и международной торговле. Гражданам было запрещено заниматься всеми этими видами деятельности, а также эксплуатацией серебряных рудников в Лаврионе, так как это считалось недостойными их занятиями. Образовывались крупные земельные хозяйства, в которых земельная собственность уже не была связана с полисным гражданством. В ряде полисов установилась тирания. Тирания ограничивала права и свободы граждан полиса, контролировала даже их частную жизнь. Полисы уже не могли защищать себя с помощью ополчения граждан. Ярким признаком кризиса становится наемничество. Полисы нанимают армию, которая становится платной. Главным мерилом ценности становятся деньги, именно они определяют положение человека в обществе. $

№ слайда 12

Описание слайда:

Ослабленные полисы войной между собой, потерей национального единства – разобщенности общества стали легкой добычей Македонского царства Филиппа II в 338 г. до н. э. Затем под предводительством сына Филиппа Александра Македонского (336-323 г. до н.э.) Греко-Македонская государство расширит свои границы и утвердится как мировая держава Эллинизм За счет еще большего расширения границ, еще большего расслоения общества настроения жителей будет характеризоваться индивидуализмом и космополитизмом. Городское хозяйство постепенно начинает приходить в упадок еще при Александре, при нем же нормы и идеалы античной Греции распространяются по всему миру но не в Греции. После смерти Александра начнутся интриги и войны за престол и раздел империи. В 146 г. до н.э. Римская империя нанесет очередное поражение Ахейскому союзу и подчинит Грецию

№ слайда 13

Описание слайда:

Римская империя на пути к господству Ранняя история Рима отмечена господством родовой аристократии, патрициев, кроме которых никто не мог заседать в Сенате. А римское аристократическое образование напоминало спартанское особым вниманием к патриотизму, дисциплине, смелости и военному мастерству. Но уже в 287 до н. э. борьба плебеев с патрициями закончится в пользу первых. Это приведет к к изменению социальной структуры римского общества: добившись политического равноправия, сословие плебеев, перестало отличатся от сословия патрициев; знатные плебейские роды составили вместе со старыми патрицианскими родами новую элиту - нобилитет. Это способствовало ослаблению внутриполитической борьбы в Риме и консолидации римского общества, что позволило ему мобилизовать все свои силы для проведения активной внешнеполитической экспансии

№ слайда 14

Описание слайда:

Рим – мировая держава, Рим – разлагающиеся Республика После завоеваний III-I вв. до н. э. Рим превратился в мировую державу, а Средиземное море - во внутреннее римское озеро. Но расширение границ, увеличение власти, богатств, проникновение других культур (эллинистических), увеличение численности населения, в основном за счет рабов и иностранцев неизбежно подрывает прежние ценности и стандарты. Так было с Грецией, так стало с Римом Сами Римляне того времени чувствуя перемены в обществе не в лучшую сторону «забили тревогу» развивая – теорию «упадка нравов»: «Валерий Максим говорил, что склонность к менее строгому образу жизни стала проявляться после второй Пунической войны (201 г.) .Ливий считал, что возвращавшееся из Азии оккупационное войско (187 г.) занесло с собой в Рим привычку к расточительности. Полибий, рассматривал исчезновение древней скромности и бережливости как следствие войны с Персеем (168 г.). Посидоний начинал период упадка с разрушения Карфагена (146 г.), и в этом ему следовал Саллюстий. Таким образом, датировка начала упадка нравов, даваемая самими римскими авторами, колеблется между 290 г. и 146 г».

№ слайда 15

Описание слайда:

Теория упадка нравов Деятельность «Цензора» с 182 г. до н.э. Катона старшего: политическая программа основывалась на борьбе против «новых гнусностей» (nova flagitia) и на восстановлении древних нравов; На первом месте стояли, несомненно, такие, занесенные якобы с чужбины в Рим пороки, как корыстолюбие и алчность (avaritia), стремление к роскоши (luxuria), тщеславие (ambitus). Проникновение хотя бы только этих пороков в римское общество было, по мнению Катона, главной причиной упадка нравов. Интересы, которые берут верх над интересами гражданскими, общественными. Письма Саллюстия к Цезарю (прим. исторически спорный момент) Наиболее подробно тема упадка нравов развивается у Саллюстия. Он констатирует прежде всего развращенность народа, а затем слабость, бессилие сената. Утеря земельных участков была первым толчком, который вызвал в дальнейшем разложение народа. Выделяет 2 основных порока, которые развиваются в римском обществе: жажда власти - ambitio и страсть к деньгам - avaritia Уважается лишь богатство, добродетель попрана, бедность считается позором, честность - как бы неблагонамеренностью.

№ слайда 16

Описание слайда:

Кризис полиса Причиной кризиса древнеримской морали был кризис полиса, а «упадок нравов», ломка традиций, отход от древних норм и устоев - лишь неизбежным следствием. Немыслимо управлять огромным государством и осуществлять в нем не только свое материальное, но и духовное превосходство, основываясь на моральных критериях и нормах, сложившихся в маленькой городской общине и рассчитанных именно на членов этой замкнутой общины. Кризис полиса и нравов – падение Республики: «противоречие между политической формой республики I в. до н. э. и её социально-классовым содержанием. Широкий средиземноморский рынок, новые группы провинциальных рабовладельцев, сложные взаимоотношения между Италией и провинциями, между гражданами и «негражданами» настоятельно требовали новой системы управления. Было невозможно управлять мировой державой методами и аппаратом, пригодными для маленькой общины на Тибре. Старые классы, интересы которых отражала римская республика, к концу I в. до н. э. исчезли или деградировали. Почти совершенно исчезло италийское крестьянство; нобилитет и всадничество в результате гражданских войн в значительной своей части погибли физически или разорились».

№ слайда 17

Описание слайда:

Падение Республики I в. до н. э. Захват власти диктатором и тираном Суллой 82-79 г. до н.э. Введение проскрипции – охота за «врагами народа» и вознаграждения за их головы – доносы, убийства, наживание одних за счет смерти других 2. Восстание Спартака 75-71 гг. до н. э Восстание рабов-гладиаторов жаждущих свободы и справедливости 3. Юлий Цезарь с 46-го по 44 годы до н. э. заложил принципы диктатуры в Римской республике, ставшие основой для возникновения Римской империи, которая фактически оформилась при правлении наследника Цезаря - Октавиана Августа.

№ слайда 18

Описание слайда:

Империя интриг После заговора и убийства Цезаря, за престол завязалась вечная борьба За звание первого императора собирали войска, плели интриги приемный сын Цезаря – Август Октавин (слева) и бывший соратник Цезаря Марк Антоний (справа). По подобному сценарию история империи развивалась впредь до ее распада на Восточную и Западную части

№ слайда 19

Описание слайда:

Кризис III века н.э. Кризису предшествуют постоянные сменяющиеся императоры, набеги варваров, гражданская война 193-197 гг. и коррупция Военный блок: Демографический кризис. Нежелание служить в армии – молодые люди отрубали большой палец правой руки. Империя и завоевания предков больше не вдохновляли Крупные землевладельцы также не хотели отдавать свою рабочую силу на государственную службу Экономический блок: Упадок среднего землевладения. Дробление крупных владений и передача их в аренду. Высокая стоимость налогов на перевозки продукции приводит к разрыву связей между отдельными провинциями Разрушение денежной системы. Так в Римской Британии доходит до того что деньги полностью теряют значимость и торговые отношения начинают ввестись по средством бартера.

№ слайда 20

Описание слайда:

В кризисе Римской империи ее дальнейшего распада английский историк 18 века Э. Гиббон называет 5 причин: 1. Разрушение института семьи 2. Ослабление чувства личной ответственности 3. Непомерные налоги 4. Стремление к гедонизму 5. Упадок религии В 410 году вестготами был взят Рим, а 4 сентября 476 года вождь германцев Одоакр заставил последнего западного римского императора Ромула Августа отречься от престола. Таким образом завершилось 12-вековое владычество Рима

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Эпоха Эллинизма

  • Пергамский алтарь. Фрагмент. Около 180 г. до н. э. Берлин.
  • В детских погребениях эпохи эллинизма встречаются подобные игрушки.
  • Ника Самофракийская(богиня победы). Мрамор. Конец 4 в. до н. э. Париж. Лувр.
  • Голова девушки с острова Хиоса. Мрамор. Бостон. Музей изящных искусств.
  • Девушка из Анцио. Голова. Мрамор. Рим. Музей Терм.
  • Статуя эллинистического правителя (так называемый Диадох). Рим. Музей Терм.
  • Голова Афродиты из Пергама. Мрамор. Начало 2 в. до н. э. Берлин.
Философия Платона, Аристотеля и Эпикура.
  • Философия Платона,
  • Аристотеля и Эпикура.
Платон. (427-347 гг. до н. э.) греческий философ. Древняя Греция «Апология Сократу»
  • «Апология Сократу»
  • Апология (от греч apologia) – восхваление, защита кого-либо или чего-либо.
Отношение к государству.
  • Главные сословия:
  • Философы, которые на основании созерцания идей управляют всем государством.
  • Воины, основная цель которых охранять государство от внутренних и внешних врагов.
  • Работники (крестьяне и ремесленники, которые поддерживают государство материально, предоставляя ему жизненные ресурсы).
  • Основные формы правления:
  • Монархия.
  • Аристократия.
  • Демократия.
Идеальное государство по Платону.
  • Основано на уничтожении частной собственности, общности жён и детей, государственной регулируемости браков, общественном воспитании детей (не должны знать своих родителей).
  • каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен.
Педагогическая деятельность.
  • Основная задача педагогической деятельности Платона - формирование гармонично развитого человека через каждодневные усилия и философский образ жизни.
  • Духовные упражнения: подготовка ко сну, в несчастьях сохранять спокойствие и не возмущаться.
  • 4 главные науки: математика, астрономия, музыка и диалектика.
Диалектика Платона.
  • диалектика - метод разделения единого на многое, сведения многого к единому и структурного представления целого как единораздельной множественности.
  • Всеобщей целью является благо.
  • диалектика у Платона является учением о неделимых целостностях; производя всевозможные логические разделения, она умеет всё сливать воедино.
Триада основных онтологических субстанций.
  • Единое - основа всякого бытия; лишено каких-либо признаков, не имеет частей, то есть ни начала, ни конца, не занимает какого-либо пространства, не может двигаться, поскольку для движения необходимо изменение.
  • Ум – является порождением «единого», имеет чистую и несмешанную природу.
  • Мировая душа - объединяет у Платона «ум» и телесный мир. Получая от «ума» законы своего движения, «душа» отличается от него своей вечной подвижностью (принцип самодвижения).
  • Смерть тела есть переход его в другое состояние.
Учение об идеях.
  • Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства.
  • У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты.
  • Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной.
Судьба - путь от неведомого к неведомому.
  • Судьба - путь от неведомого к неведомому.
  • Человек - игрушка бога. Этому - то и надо следовать. Надо жить играя.
  • Чтобы речь вышла хорошей, прекрасной, разве разум оратора не должен постичь истину того, о чем он собирается говорить?
  • Человек, поглупевший от суеверия, есть презреннейший из людей.
  • Сократ - друг, но самый близкий друг - истина.
  • Самая великая победа - победить себя.
  • Речь истины проста.
  • Рассудительность - это умение обуздывать свои вожделения и страсти.
  • Победа над самим собой есть первая и наилучшая из побед.
  • Никто не знает, что такое смерть и не есть ли она величайшее для человека добро. И, однако, все ее страшатся как бы в сознании, что она - величайшее зло.
  • Бог в нас самих.
АРИСТОТЕЛЬ
  • (384 г. до н.э. – 322 г. до н.э.)
  • – древнегреческий философ и учёный
Аристотель Философия Аристотеля
  • Всё знание делится на три части:
  • - теоретическое(физика и
  • метафизика)
  • - практическое(этика и политика)
  • - поэтическое(творчество)
Теоретическое знание(онтология)
  • Физика - наука о движении, которое возможно благодаря онтологическому различию между силой и энергией.
  • Метафизика - учение о первопринципах бытия или первая философия.
  • => 4 первоначала: форма, материя, действующая причина(начало), цель.
Практическое знание(гносеология)
  • Этика - учение о нравственности.
  • Основная добродетель – найти середину между двух крайностей.
  • Политика - учение о государстве.
  • Государство - это общение ради общего блага.
Отношение к государству
  • 1) Аристотель выделил:
  • правильные формы правления – монархия, аристократия, полития
  • неправильные формы правления – тирания, олигархия, демократия
  • 2)Наилучшая форма правления – полития – правление большинства в интересах общей пользы.
  • Наихудшая – охлократия – вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы.
  • 3)Во главе всего стоит закон.
  • 4) Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми(политическое право => естественное и условное).
  • 5) Государство состоит из семей и противопоставляется семьям - общениям ради частного блага.
Отношение к человеку и обществу
  • 1.Человек - политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».
  • Человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни.
  • 2.Общество тождественно государству
  • Слои граждан(государственные элементы):
  • - очень зажиточные(-)
  • - средние – «золотая середина»(+)
  • - крайне неимущие(-)
  • 3.Совершенством человека предполагается совершенный гражданин , а совершенством гражданина - совершенность государства .
  • 4.Природа государства стоит «впереди» семьи и индивида.
Собственность
  • 1.Положение человека в обществе определяется собственностью.
  • 2.Частная собственность - единственно возможная и прогрессивная.
  • 3.При этом необходимы:
  • 1)«щедрость» - поддержание неимущих
  • 2)«дружба» - солидарность равных между собой
Категории по Аристотелю
  • 1. сущность – человек, лошадь
  • 2. «сколько» – длиною в два локтя
  • 3. «какое» – белое, умеющее читать и писать
  • 4. «по отношению к чему-то» – половинное, большее
  • 5. «где» – в Ликее, на площади
  • 6. «когда» – вчера, в прошлом году
  • 7. «находиться в каком-то положении» – лежит, сидит
  • 8. «обладать» – обут, вооружен
  • 9. «действовать» – режет, жжет
  • 10. «претерпевать» – его режут, жгут
Сущность
  • 1.Существуют первичная и вторичная сущности.
  • - первичная - это та, которая не говорится ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежащем(отдельный человек или отдельная лошадь)
  • - вторичная - те, к которым как к видам принадлежат сущности, называемые так в первичном смысле, и эти виды, и их роды («отдельный человек» - «человек» - «живое существо»)
  • 2.Вид в большей мере сущность, чем род.
  • 3.Общая черта всякой сущности - не находиться в подлежащем.
  • 4.Первые сущности обозначают определенное нечто.
  • 5. Сущностям свойственно то, что им ничего не противоположно.
  • 6. Сущность не допускает большей и меньшей степени.
  • 7. Сущность, будучи одной и тождественной по числу, способна принимать противоположности.
Количество
  • 1.Может быть раздельно(число, слово) и непрерывно(линия, время, место).
  • 2.Одни количества состоят из частей, имеющих определенное положение по отношению друг к другу, а другие - из частей, не имеющих такого положения.
  • 3.Количеству ничто не противоположно.
  • 4.Количество не допускает большей и меньшей степени.
  • 5.О количестве говорится как о равном и неравном
Соотнесенное («по отношению к чему-то»)
  • 1.Соотнесенное - это то, о чем говорят, что то, что оно есть, оно есть в связи с другим или находясь в каком-то ином отношении к другому.
  • 2. У соотнесенного бывает противоположность
  • 3. Соотнесенное допускает большую и меньшую степень.
  • 4. Все соотнесенные между собой [стороны] обоюдны.
  • 5. Соотнесенные между собой [стороны] по природе существуют вместе.
  • 6.Ни о первых сущностях, ни о их частях не говорят, что они соотнесенное.
  • 7. Воспринимаемое чувствами существует раньше, чем чувственное восприятие.
Качество(«какое»)
  • 1.Качество – благодаря чему сущности дается определение.
  • 2.Имеет много значений(видов):
  • - устойчивые и преходящие свойства
  • - врожденные способности/неспособности
  • - претерпеваемые свойства и состояния
  • 3. У качества бывает и противоположность.
  • 4. Не все качественно определенное допускает большую и меньшую степень.
  • 5. Такими-то и такими-то [вещи] называются в соответствии с перечисленными видами качества производными от них именами или именами, образованными от них как-то иначе.
Остальные категории
  • Действие и претерпевание допускают:
  • 1)противоположность себе
  • 2)большую или меньшую степень
  • «Где», «когда», «обладать»(чем?) –
  • не имеют никаких ключевых особенностей, используются в прямом смысле
Четыре вида противолежания
  • О противолежащих друг другу вещах говорится:
  • - или как о соотнесенных между собой
  • - или как о противоположностях
  • - или как о лишенности и обладании
  • - или как об утверждении и отрицании
Ещё некоторые понятия…
  • Противоположности
  • Предшествующее и последующее
  • Данное вместе
  • Обладание
      • Движение:
  • 1.возникновение
  • 2.уничтожение
  • 3.увеличение
  • 4.уменьшение
  • 5.превращение
  • 6.перемещение
Сочинения Аристотеля
  • Логические трактаты –
  • «Категории»,«Об истолковании», «Первые аналитики»,
  • «Вторые аналитики»
  • Физические трактаты –
  • «Физика», «О возникновении и уничтожении»,«О небе», «Метеорологика»
  • Биологические трактаты –
  • «История животных»,«О частях животных»,«О возникновении животных»,«О движении животных»,
  • «О душе»
  • Этические сочинения –
  • «Никомахова этика», «Эвдемова этика»
  • Социально-политические сочинения –
  • «Политика», «Афинская полития»
  • Сочинения об искусстве –
  • «Риторика», «Поэтика»
Афоризмы Аристотеля
  • «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное бездействие».
  • «Если бы не было женщин, все деньги мира ничего бы не значили».
  • «Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более».
  • «Счастье - это довольство собою».
  • «Меньшее из зол надо выбирать».
  • «Познание начинается с удивления».
  • «Платон мне друг, но истина дороже».
Эпикур(341–270 гг. до н.э.)
  • Главное препятствие на пути к счастью-страх.
  • Три главных страха:
  • 1. Страх перед судьбой
  • 2. Страх перед богами
  • 3. Страх перед смертью
Для обладания счастьем требуется выбирать удовольствия и избегать страданий:
  • Для обладания счастьем требуется выбирать удовольствия и избегать страданий:
  • 1)стремление к удовольствиям должно быть разумным
  • 2)важны только естественные и необходимые удовольствия
  • 3)отсутствие страданий- удовольствие
  • 4) счастье заключается не в том, что вне нас, а в нас самих
  • Эпикур был сторонником атомистического материализма.
  • вес атомов определяет их движение после первотолчка
  • бесконечно число и разнообразие спонтанно развивающихся миров, представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства.
  • В пространстве между этими мирами-боги.
  • Душа-материальный объект,состоящий из атомов. Важнейшей частью души является ум, расположенный в сердце.
  • главный источник познания - ощущения, с помощью которых человек только и может получать какую-либо информацию об окружающем мире.
  • -Живи незаметно.
  • -Кому не довольно малого, тому всего мало.
  • -Величайший плод ограничения желаний - свобода
  • -Смерть для человека - ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем.
  • -Жизнь не горька для того, кто твердо убежден, что вовсе не жить - не беда.
  • -Лучший Друг - это тот, кто незаметно для тебя подсыпает тебе в чашку яд и ты умираешь безмятежно, в неведение!
  • -Проживи незаметно!
  • -Если бы бог внимал молитвам людей, то скоро все люди погибли бы, постоянно желая зла друг другу.
  • -В философских спорах выигрывает побежденный, ибо приобретает новую мудрость.
  • -Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным.
  • -Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума - счастливым.
  • -Мы ценим свой характер как свою собственность, хорош ли он и уважается ли людьми или нет; так должно ценить и характер других.
Определения
  • АСКЕТИЗМ (от греческого asketes - упражняющийся в чем-либо), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике философских школ (например, киников) и особенно различных религий (монашество и т. п.). Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатическим состояниям, достижение "сверхъестественных способностей" (йога), в христианстве - соучастие в "страданиях" Христа.
Литература
  • Литература
  • Д.А.Гусев -“Введение в философию”
  • Хачатурян -“История мировых цивилизаций”
  • Сайты: 1.www.aphorism.ru
  • 2.wikipedia.org
  • 3.www.peoples.ru
  • 4.www.krugosvet.ru

План урока: 1. Особенности социально-экономического развития Древнегреческого и римского государств 2. Скептицизм: основанная идея, представители 3. Эпикуреизм: основанная идея, представители 4. Стоицизм: основанная идея, представители 5. Кинизм: основанная идея, представители.






Секст Эмпирик (н. II века) древнегреческий врач и философ Секст Эмпирик (н. II века) древнегреческий врач и философ Пиррон из Элиды (ок. 360 до н. э. 270 до н. э.) древнегреческий философ Пиррон из Элиды (ок. 360 до н. э. 270 до н. э.) древнегреческий философ Представители стоицизма


Эпикуреизм - философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Тетрафармакос: не должно бояться богов; не должно бояться смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет»; благо легко достижимо; зло легко переносимо.


Эпикур (342/341 до н. э. 271/270 до н. э.) древнегреческий философ Эпикур (342/341 до н. э. 271/270 до н. э.) древнегреческий философ Тит Лукреций Кар (99 до н. э. 55 до н. э.) римский поэт и философ Тит Лукреций Кар (99 до н. э. 55 до н. э.) римский поэт и философ Представители эпикуреизма


Стоицизм философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Делится на логику, физику и этику: структурная взаимосвязь трех частей служит доктринальным выражением всеобщей «логичности» бытия, или единства законов мирового разума-Логоса в сферах познания, мироустроения и морали.


Зенон из Китиона (346/336/ /262 до н. э.) древнегреческий философ Зенон из Китиона (346/336/ /262 до н. э.) древнегреческий философ Сенека (4 до н. э. 65 н.э.) римский философ-стоик, поэт и государственный деятель Сенека (4 до н. э. 65 н.э.) римский философ-стоик, поэт и государственный деятель Представители стоицизма


Кинизм - утверждает, что наилучшая жизнь заключается не просто в естественности, а в избавлении от условностей и искусственностей, в свободе от обладания лишним и бесполезным. для достижения блага следует жить «подобно собаке», сочетая в себе: простоту жизни, следование собственной природе, презрение к условностям; умение с твердостью отстаивать свой образ жизни, стоять за себя; верность, храбрость, благодарность.


Диоген Синопский ок. 412 до н. э.10 июня 323 до н. э.) древнегреческий философ Диоген Синопский ок. 412 до н. э.10 июня 323 до н. э.) древнегреческий философ Антисфен Афинский 444/435 до н. э. 370/360 до н. э.) древнегреческий философ, основатель кинизма Антисфен Афинский 444/435 до н. э. 370/360 до н. э.) древнегреческий философ, основатель кинизма Представители кинизма


Философия эллинско-римского периода (IV в. до н.э. – V в. н. э.) Эллинский периодРимский период стоицизм периодIV – II вв. до н.э.I-II вв. представители основная идея скептицизм периодIV-I вв. до н.э.II-III вв. представители основная идея эпикуреизм периодIV-III вв. до н.э.I-II вв. представители основная идея кинизм периодV-I вв. до н.э.I-IV вв. представители основная идея


Задание: расставьте предложенные тезисы и имена основателей в соответствии с философской концепцией: Зенон из Китиона, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий Эпикур Тит Лукреций Кар Антисфен Афинский, Диоген Синопский, Первые христианские секты Пиррон, Секст Эмпирик 1. Не следует бояться природы, т. к. кроме неё, атомов и пустоты, ничего нет. 2. Не следует бояться смерти, т. к. никакой загробной жизни нет, а смерть лишь распад тела на атомы. 3. Не нужно бояться богов, которые, хотя и существуют, но никак не влияют на жизнь человека, потому что не желают нарушать свою безмятежную жизнь 1. Во власти человека быть мудрецом подчиниться разуму природы или глупцом игнорировать разум природы. 2. Только разумная жизнь благо. 3. Благо согласие с главным законом всей природы законом самосохранения. 4. Жить добродетельно следовать во всем этому закону.


1. Социальные катаклизмы доказывают иллюзорность приоритета общего над индивидуальным. 2. Только индивидуальное естественно и реально. 3. Внутренняя свобода достигается пренебрежением ко всему, что не является необходимым; разумным самоограничением в еде, одежде и прочих естественных потребностях. Основные вопросы: 1. Что представляют собой вещи? 2. Как о них следует высказываться? 3. В чем польза от наших суждений? Ответы: 1. О вещах ничего нельзя сказать определенного. Истина и ложь неразличимы. 2. Поэтому следует воздерживаться от любых категорических суждений о вещах. 3.Воздержание от суждений лучший способ обрести спокойствие души.


Марк Аврелий – (26 апреля 121 г. 17 марта 180 г.) римский император (гг.) Марк Аврелий – (26 апреля 121 г. 17 марта 180 г.) римский император (гг.) Жить каждый день так, как если бы он был последним, никогда не суетиться, никогда не быть равнодушным, никогда не принимать театральные позы - вот совершенство характера. Наша жизнь - это то, во что её превращают наши мысли Подумайте, что хотел сказать в этой фразе стоик



Тема: Античность. Урок 2. Эллинистический мир.
Конспект урока
Тип урока: комбинированный.


Формируемые универсальные учебные действия:
понимать роль и значение патриотизма в истории древнегреческих полисов; оценивать значение
древнегреческой философии для становления философского мировоззрения, попытки решения
этических вопросов;
выполнять практическую работу на основе сопоставления различных источников информации;
заполнять и анализировать таблицу, раскрывающую взгляды древнегреческих философов Сократа,
Платона и Аристотеля;
участвовать в коллективном обсуждении значения эпохи Александра Македонского как первого
столкновения Востока и Запада, формулировать собственное мнение и аргументировать его;
ставить учебную задачу.
Ход урока.
1. Оргмомент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2. Актуализация знаний:
1. Дайте общую характеристику античности. Где и когда впервые появились античные
государства?
2. Охарактеризуйте полис как гражданскую общину.
3. Изучение нового материала.
Слайд 1. Тема урока Эллинистический мир. (запись в тетрадь).
Слайд 2. Создание эллинистического мира связано с деятельностью
выдающейся исторической личности. Ему принадлежат слова: «Удача
сопутствует храбрым». А вот небольшой отрывок современного поэта
Александра Дыбина:
Я Бог в Египте. Царь я в Персеполе.
Покорен мне священный Вавилон.
Почти весь Мир в моей державной воле,
И до Небес возносится мой трон!
Моя фаланга царства сокрушает;
Свет Разума повсюду я несу;
И судьбы Мира навсегда решают
Слова мои ­ лишь их произнесу!
История 10 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 г.Вилючинск

Как вы думаете, кто этот выдающийся человек, чья деятельность станет сегодня предметом
обсуждений?
Слайд 3.Александр Македонский первым попробовал объединить в единое целое мир Востока и
мир Запада. Удалось ли ему это сделать? Выясним сегодня на уроке.
Цель урока: выяснить и оценить значение эпохи Александра Македонского с точки зрения первого
столкновения Запада и Востока.
Слайд 4. План урока:
1. Личность и походы Александра Македонского.
2. Эпоха эллинизма.
Слайд 5. 1.Личность и походы Александра Македонского.
К IV в. до н.э. полисная система Греции вступает в полосу серьёзного кризиса. Назовите
основные причины кризиса полисной системы.
(Примерный ответ: Полисная система ценностей определяла занятия, «недостойные» граждан:
∙ ремесленное производство∙ финансовые операции ∙ ростовщичество ∙ торговля ∙ эксплуатация
серебряных рудников в Лаврионе. Эти занятия стали уделом метеков – чужестранцев. Занятия
«недостойные», но очень доходные. Богатства скапливались в руках неграждан (метеков и
вольноотпущенников), все большее число граждан беднело. Чтобы избежать обнищания, они стали
продавать свои земли, происходило постепенное увеличение земельных владений неграждан.
Таким образом, был нарушен важнейший принцип полисной системы ­ земельная собственность
перестала быть связанной с гражданством. Усиливается противостояние «новых богатых» и
беднеющих граждан, происходит упадок ополчения, развивается наёмничество. А в это время
греческие полисы ведут постоянные войны между собой (Пелопоннесская война, Союзническая
война).
Слайд 6. Ослаблением греческих полисов воспользовался Филипп II, когда в 358г. до н.э.
провозгласил себя царем. Просмотр анимационного фрагмента «Возвышение Македонии,
завоевания Александра Македонского».
Слайд 7 . Задание: прочитайте п. 3,5 § 5 , раздел «Мнение ученого» с.67­68.
Заполните таблицу «Оценка деятельности Александра Македонского».
+
­
Кто победил в столкновении Запада и Востока? (приведите аргументы).
Слайд 8. Проверка выполнения задания.
«Оценка деятельности Александра Македонского».
+
­
гибель
рабство,
Опустошение,
людей, целых племен
Держава
военным
была
объединением, не имела единой
экономической базы

Уничтожение изжившей себя державы Ахеменидов
Распространение новых форм социальных отношений и
греческой культуры на новые регионы
Основание новых городов – центров политической и
экономической жизни
Проложены новые пути сообщения,
судоходство, развитие экономики, торговли
Распространение греческого языка, системы образования
Основание библиотеки, Мусейона в Александрии
Развитие научных знаний, их отделение от философии
Расцвет монументальной архитектуры, скульптуры
Появление новых философских концепций и
школ(неоплатонизм, неопифагорейство)
расширилось

Трансформация религиозной жизни, разрушение греческого пантеона восточными богами
Появление новых религиозных сект, близких к христианству
Слайд 9. Ответ на поставленные вопросы, на мой взгляд, не может быть однозначным.
Если считать, что в столкновении Запада и Востока победил Восток, то можно привести следующие
аргументы:
 Превращение Александра в восточного владыку:
 Требование всеобщего поклонения
 Утверждение восточного дворцового церемониала
 Обожествление Александра
 Утрата полисами независимости, превращение в часть эллинистической монархии
 Вторжение восточных богов в греческий пантеон, его трансформация
(демонстрация фидеофрагмента «Вавилон при Александре»)
Слайд 10.
Если считать, что победил Запад, то можно привести следующие аргументы:
Расширение рамок греческого мира
Распространение классического рабства


 Активизация экономики, расширение торговых связей
 Строительство новых городов эллинистического типа
Слайд 11. 2.Эпоха эллинизма.
Однако правильнее было бы считать, что столкновение Запада и Востока представляло собой
попытку синтеза – этнического, политического, культурного, религиозного. Походы Александра
положили начало эпохе эллинизма.
Задание: Прочитайте п 4.§ 5. Выпишите характерные черты эпохи эллинизма.
Слайд 12. Проверка выполнения задания.
Характерные черты эпохи эллинизма:
 Форма государства – эллинистическая монархия:
 Соединение греческих и восточных принципов госуправления и политической жизни
 Преобладание одного из них в зависимости от традиций региона
 Сильная власть монарха при подавлении свободы подданных
 Поддержка хозяйственного развития и торговли
 Стремление к расширению территории
 Строительство новых городов
Слайд 13. Домашнее задание:
§ 5 п. 3­5, конспект
Презентация*
Колосс Родосский – одно из чудес света.
Военный гений Александра Македонского.

Просмотров