Повесть о петре и февронии муромских. Почему Петра и Февронию Муромских считают покровителями семьи

Святые Петр и Феврония Муромские являются покровителями счастливого супружества. В память благоверной четы был установлен праздник — День семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля. Эти святые – одни из самых популярных личностей, в честь которых открывают храмы и устанавливают памятники по всей стране. Скульптуры святых супругов уже установлены в 60 городах России и это число растет.

Поклонение народа княжеская чета заслужила тем, что сохранила любовь и верность друг другу в условиях испытаний, бытовых проблем и злых языков. Супруги пронесли свою любовь через всю жизнь и своим примером учат нас как сохранить брак сегодня.

Житие святых Петра и Февронии Муромских

Эти люди – реальные исторические персонажи. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» — житие святых, сохранившееся до наших дней. Петр – сын Муромского князя Юрия Владимировича, — подвергся действию яда и весь был покрыт струпьями и язвами. Когда стало очевидно, что врачи не помогут, как последнюю надежду, отправили гонца в Рязанскую землю, где было много врачевателей. Так и нашлась Феврония, дочь бортника, которая вылечила его, но при условии: князь должен был жениться на ней. Но, исцелившись, Петр соврал – он тайком сбежал из ее дома, оставив дорогие подарки. Феврония же простолюдинкой была только по происхождению. Поступила она как настоящая княжна: не приняла подарки и стала терпеливо ждать князя. Так и случилось: вскоре болезнь Петра вернулась к нему и вся история повторилась. Обещание было сдержано.

Бояре отнеслись враждебно к простой девушке: они поставили условие – либо оставишь жену, либо оставишь город. Князь вынужден был оставить управление Муромом и поселился с женой в изгнании.

Но как это обычно бывает на Руси: бояре не поделили власть и чуть друг друга не переубивали. Единственным вариантом для них осталось молить князя вернуться на пост и уладить все распри.

Святые Петр и Феврония прожили долгую и счастливую жизнь и под конец приняли постриг. Святые завещали похоронить их в одном гробе, но законы тогда были строгие и монахов положили отдельно. Тогда свершилось чудо: тела оказались в одном гробу неведомым способом. Дважды их тела разъединяли и, когда на третий раз обрели лежащими в одном гробу, – больше не посмели разлучить.

Почему Петр и Феврония стали святыми?

Почему эта бездетная пара, «неравный брак», как бы сейчас сказали, является образцом для подражания семейной идиллии? Почему Господь прославил их как идеал семейной жизни?

Нам иногда сложно принять, что мир не идеален. Как часто мы приходим в церковь, чтобы выполнить механический ритуал и успокоиться: ну, теперь все исполнится? Но Церковь – это не бюро услуг. Это живое общение с Богом, со святыми. Когда-то Петр с Февронией тоже были простыми людьми, самыми обычными. Со своими чаяниями и немощами, надеждами. Так, девушка Феврония «не упустила своего», как бы заметили сегодня. Так и князь Петр пытался убежать от ответственности. Цели были земными, люди не святы. Святость приходит, когда человек правильно понимает свой долг и место в этом мире.

Наверное, не сладко было молодым в компании зажиточных бояр – ни князю, ни бедной крестьянке. Ведь не всегда бывает так, как ожидаешь и Февронию, в отличие от ее девических грез, не приняли радушно. Кто знает, какие мысли посещали наивную девушку, которая, возможно, просто просила у Бога послать ей хорошего мужа и расценила приезд больного князя как послание свыше.

А князь. Мечтал ли он жениться на простушке? Был ли он готов к этому браку и достаточно благодарен за исцеление, чтобы не уклониться в упреки? Сохранил ли достаточный такт в первую пору «притираний»? Этого мы не узнаем. Но Господь Своих угодников прославил именно потому, что они смогли пройти эти трудности с высоко поднятой головой, с осознанием ответственности за выбранный путь. Сохранили верность себе и преданность друг другу.

Дети не являются целью в христианском браке. Они — великое благо и утешение. Но не цель. Говорят, без детей сохранить брак сложнее. Но у благоверных супругов получилось. Семья называется малой церковью – это значит, что в браке христианин учится любви. Истинной, которая не умирает. И именно на этом пути – на пути познания любви и овладения ею в совершенстве Муромские супруги достигли святости. И призывают к этому нас – вы только начните, только попробуйте. Уступать. Прикрывать немощи друг друга. Отмалчиваться. Быть друг с другом заодно перед всем остальным миром. Быть вместе вопреки обстоятельствам, «характерам», окружению.

В чем помогают святые Петр и Феврония?

Святые Петр и Феврония помогают, когда кажется не хватает сил, когда недостатки кажутся такими огромными, что кроме них ничего и не видно больше. Как в притче про муху на носу: муха-то маленькая, а, сев на нос, закрывает весь мир. Прогоните «муху» своего раздражения, нетерпеливости и обид и вам откроется мир добра и любви. Мир, который всегда начинается только с нас. С нашего первого шага.

Сегодня в среде молодых верующих принято собираться для чтения перед иконой благоверным супругам акафистов и молебнов. Молодые люди просят помощи в создании семьи. Случается, что половинки находят друг друга прямо на общей молитве. Такие случаи не единичны.

Святые мощи Петра и Февронии хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. Они и по смерти неразлучны: по преданию, перед смертью оба приняли иночество и умерли в один день и час. Когда Петр (в иночестве Давид) уже чувствовал скорую кончину, он сообщил об этом Февронии (в иночестве Евфросинья) через посыльного. Но Феврония вышивала плат для усопших и не успевала окончить это последнее украшение. Тогда она передала Петру, чтоб тот подождал еще час. После завершения работы оба предали свою душу Богу и на том свете, верим, также неразлучны.

Молитва Святым Петру и Февронии

Текст молитвы Святым Петру и Февронии о любви и благополучии :

О велиции угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстателие и хранителие, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, телесем здравие и душам спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите Отечество ваше и вся грады Российския от всякаго зла; и вся правоверныя люди, к вам приходящия и святым мощем вашим поклоняющиеся, осените благодатным действом богоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам днесь возносимых, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное улучити и Царствие Небесное унаследовати: да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва Святым Петру и Февронии о замужестве:

О угодницы Божии, благовернии княже Петре и княгине Февроние, к вам прибегаем и к вам со упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных (имена), святыя молитвы ваши ко Господу Богу и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние. И ходатайствуйте нам у Царя Небеснаго житие благополучное и добрую христианскую кончину. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, но будите о нас приснии предстателие ко Господу, и сподобите нас помощию вашею спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати, да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога во веки веков.

Молитва Святым Петру и Февронии о возвращении любимого:

Обращаюсь к великим чудотворцам, угодникам, святым Петру и Февронии! Склоняюсь в покаянии перед Вами, вымаливаю любовь раба Божьего (имя). Уповаю на милость и помощь. О Великие Муромские Чудотворцы, упросите Господа Бога одарить благословением. Прошу помочь сердцу моему успокоиться, ниспослать мне любовь раба Божьего (имя). Верую в правду и силу Вашу.

Петр и Феврония Муромские – это пример наисложнейшего брака, тяжелейших отношений притирания и победы Любви над всеми обстоятельствами. Прославленные Богом, наши покровители счастливого супружества помогают в семейных делах и в выборе спутника жизни. Все желающие сохранить свои отношения, а также ищущие верного спутника, молятся супругам об этом и получают поддержку и помощь.

В России появился новый праздник - День семьи, любви и верности. Он отмечается летом, в день святых Петра и Февронии. Их брак в православной церкви считается образцовым.

Праздник часто противопоставляют традиционному на Западе Дню святого Валентина. День которого является ромашка, многие называют "Деть Петра и Февронии". Устанавливать памятники этой супружеской чете христиан считается хорошим тоном. Однако есть люди, чье мнение не совпадает с общепринятым: они не думают, что именно Петр и Феврония являются образцами верности и любви. Давайте посмотрим, что говорит о них древнее предание.

Повесть: очень сокращенное содержание

Петр спас жену своего брата от Змея, который прилетал каждую ночь обольщать ее. Умирая от меча Петра, Змей обрызгал его своей кровью, отчего все тело победителя покрылось неизлечимыми струпьями. Прослышал он, что есть в селе Ласково девушка-целительница. После некоторых словесных игр и соревнований в сообразительности, Феврония велела передать Петру, что она его вылечит, но только в том случае, если станет его супругой. У многих уже этот момент вызывает сомнение в ее бескорыстии и милосердии. Но продолжим, ведь история святых, в честь которых празднуют День Февронии и Петра, еще не закончена. Петр согласился, втайне решив, что не пристало ему жениться на дочери древолаза. То есть сразу замыслил обман.

Девушка налила хлебной закваски и велела будущему супругу попариться в бане, но не трогать один струп. Уже утром Петр был здоров и вернулся в Муром. Но поскольку он не стал брать в жены Февронию, от единственного оставшегося струпа болезнь распространилась снова. У бедного Петра не осталось выбора, и он вынужден был вернуться к Февронии и жениться на ней, хотя, ведь это абсолютно ясно, сделал это от безысходности. И вот такая история легла в основу празднования Февронии и Петра стал Есть люди (и их немало!), которые уверены: брак, основанный на коварстве девушки и беспомощности юноши, не может быть образцом для подражания. Ведь у бедного Петра просто не оставалось выбора: стоило ему покинуть супругу, он мог умереть от страшной и неизлечимой болезни. Возможно, в те времена, когда День Февронии и Петра еще не праздновали, такие отношения были нормой.

Но сегодня цивилизованные люди против любой зависимости в браке. О какой верности и любви можно говорить, если в случае разлуки с женой муж обречен на болезнь или смерть? Впрочем, дальше повесть говорит о том, что Петр отказался от княжения и отправился с Февронией, которую изгнали из города. Он старался жить по христианским заветам. Но почему же тогда после смерти тела супругов исчезли из индивидуальных гробов и оказались в одном, совместном, приготовленном еще при жизни? Ведь это категорически противоречит законам, которым подчиняются иноки (а супруги приняли монашество)? Не вырисовывается в этой повести ни образ истинного христианина, ни образец верного супруга. Не все придерживаются такого мнения, но оно есть, и игнорировать его нельзя. Конечно, многие с удовольствием отмечают праздник семьи, который, к сожалению, носит другое название - День Февронии и Петра. Только истинные влюбленные обходятся без ложных символов и пафосных памятников: они любят друг друга без принуждения.

Эта статья называется Испытания для Петра и Февронии, поскольку на долю этих святых выпала ноша проносить свою любовь через унижения и лишения за неё саму.

Малое Вознесение на Никитской

В Москве, на улице Большая Никитская, в храме Вознесения Господня (“Малом Вознесении”), что напротив консерватории, есть придел русских святых . Эти святые прославляются Церковью не как преподобные, хотя они и приняли в конце своей жизни схиму, не как мученики и исповедники, хотя они и были изгнаны из своего города. Пост и молитва были частью их семейной жизни, уни­же­ниям и опасностям они подвергались за то, что хранили верность друг другу.

Святые Петр и Феврония дали пример идеальной христианской семьи. Именно за это они удостоены церковного почитания, именно поэтому их жизнь вот уже более восьми веков служит примером должного отношения супругов к церковному браку и друг к другу. Обратиться к опыту жизни этих людей мы хотели бы в этой статье.

Обстоятельства их жизни мы узнаем из “Повести о Петре и Февронии”, написанной в первой половине XVI в. Ее автором был священник одного из кремлевских соборов Ермолай (в монашестве Еразм), входивший в круг церковных писателей и агиографов, сформировавшийся вокруг святителя Макария Московского.

Со времени преставления святых до времени написания “По­вести” прошло более 300 лет(1), и хотя можно предполагать, что местное началось сразу же после их общей кончины (чему, вероятно, особенно способствовало чудо, случив­шее­ся вскоре после нее), устное предание не сохранило многие факты их жизни.

Перед Ермолаем-Еразмом вставала задача воссоздать облик этих людей, скрытый как пеленой времени, так и тайной святости, которая всякого праведника оберегает от нескромных взоров. Такая реконструкция должна быть не только достоверной, но и доступной. Поэтому Ермолай-Еразм, чтобы сделать свое повествование красочным и занимательным, чтобы увлечь им чи­тателя, дополнил его за счет фольклорного материала.

В результате получилась не столь­ко “биография” святых(2), сколько произведение, вместе с немногими фактами из жизни Петра и Февронии преподающее учение о христианском браке, и вместе с тем увлекательное и доступное - бла­го­да­ря привлечению фольклорных мотивов - читателю XVI в.(3)

Именно как повествование о том, как зарождается христианская семья, какие этапы в своем становлении она проходит, каково ее назначание, какие испытания выпадают на долю супругов и какой венец уготован достойно подвизавшимся на этом поприще, мы предлагаем еще раз прочесть эту “Повесть”.

Источник: photosight.ru

Предыстория

Совместная жизнь двух людей не может начаться внезапно, “по волшебству”. Должен быть пройден долгий, непростой путь, прежде чем человек, который до той поры - какие бы обстоятельства и лица его ни окружали, - в конечном счете одинок в мире и перед лицом Божиим(4), смог бы приблизиться к другой неповторимой личности и отдать ей свою волю: соединиться с ней в один ум, в одно сердце, “в плоть едину”, - то есть создать семью. Одним из важнейших этапов этого пу­ти бывает встреча двух людей, которым неизведанным Божественным Промыслом о них уготовано стать мужем и женой.

Однако Ермолай-Еразм начинает свою “Повесть” не с описания встречи Петра и Февронии. Он предваряет его историей о змееборчестве Петра.

Жил в Муроме князь Павел, и случилось с ним . К его жене стал летать некий змей с целью склонить ее на блуд, причем для всех окружающих он выступал в обличье законного супруга. Женщина хитростью узнала тайну змея: умереть он может только “от Петрова плеча, от Агрикова меча”.

У Павла действительно был младший брат Петр, который с юности отличался благочестием, имел “обычай ходити по церквам уединяяся”. В одном храме явился ему некий отрок и указал Агриков меч, хранившийся в алтарной стене. Понял тогда Петр, что именно он должен убить змея.

Тяжелое испытание при­шлось выдержать Петру, ведь змей был в облике его родного брата. И хотя только что Петр видел князя Павла в его покоях, спустя короткое время, он увидел в покоях своей снохи кого-то, кто схож с Павлом, как две капли воды. Из-за такого сходства нелегко было ему поднять меч на оборотня. Однако Петр собрал все свое мужество и убил лукавого змея(5).

Источник этого рассказа не вызовет сомнений: им был мотив поединка витязя и чудовища, столь распространенный в волшебной сказке. Мы не знаем, как этот эпизод “По­вес­ти” соотносится с реальными событиями жизни ис­то­ри­че­ско­го князя Петра и его старшего брата Павла. Скорее всего, такое соотнесение и не предполагалось ав­то­ром. Уст­ное предание, по всей видимости, не донесло до Ермолая-Еразма сведений о молодости Петра.

Недостаток этих сведений он решил восполнить за счет привлечения фольклорного мотива, который читатель должен был осмыслить аллегорически(6). При таком осмыслении эта история может служить образом того, какой путь пришлось пройти князю Петру до встречи с Февронией и что послужило причиной этой встречи.

Не вдаваясь в подробности, от­ме­тим, что в I главе “По­вес­ти” “внимание со­сре­до­то­че­но на психологических пере­жи­ва­ни­ях и сомнениях князя Петра, который должен ре­шить­ся убить змея, имеющего облик его брата”(7). Он дважды проверяет свою догадку о том, что некто, виденный им в горнице снохи в облике брата, на самом деле - змей.

Эти сомнения не случайны: князь Петр осознает степень той ответственности, которая лежит на нем. Только он может убить змея, угрожающего семье его брата, но при этом, проявив излишнее рвение, он может стать и братоубийцей.

Фактически это образ жизненного пути человека, который наделен властью, в данном случае князя, ответственного за своих подданных. Но не только князя. Одновременно, это образ мужского призвания вообще: каждый мужчина на своем жизненном пути берет на себя ответственность за других, ту ответственность, когда от его решимости и мужества зависит жизнь другого.

Но пока Петр один, груз такой ответственности оказывается губителен для него. Не то чтобы он не справился со своей задачей, напротив: змей повержен, - но перед смертью он обрызгал Петра своей ядовитой кровью, и Петр заболевает. Болезнь князя Петра, то есть на языке аллегорий: некая ущербность его естества вообще, - и является завязкой “Повести о Петре и Февронии”. Причем недуг Петра настолько серьезен, неполноценность его природы настолько существенна, что если не исправить ее, для князя Петра невозможна сама жизнь. Его мужество, его решимость, все другие человеческие качества не оставили его, но он “оструплен” и не может воспользоваться ими.

Исцелить его может лишь соединение с другой личностью.

Немощствующий Петр отправляется на поиски исцеления.

Встреча-Узнавание

Поиск исцеления сводится для князя, по Ермолаю-Еразму, к поискам лекаря, то есть человека, который помог бы ему исцелиться. При этом поиск - это сознательное действие, направленное на то, чтобы избавиться от неполноценности своей природы. Исправить такую ущербность может только Творец, и, таким образом, поиск лекаря для Петра - это поиск Воли Божией о себе.

Именно этот поиск приводит его к встрече с девицей Февронией, которая и оказывается способной исцелить Петра. Примечательно, что князь встречает ее тогда, когда недуг привел его к полному истощению: к тому времени он уже настолько ослабел, что не мог ни ходить самостоятельно, ни сидеть на коне. Его душевные силы также уже были на исходе. Так и Господь открывает нам Свою Волю о нас только тогда, когда мы в своем вопрошании достигли наибольшего напряжения, и все существо наше уже истончилось, чтобы принять в себя Его Волю.

Ермолай-Еразм так описывает эту встречу. Один из слуг князя Петра повстречал в селении Ласково необычную деву: дочь бортника-“древолазца” скромно ткала полотно в своем доме, а перед нею скакал заяц. Но еще больше он был поражен ее мудрыми речами. Феврония предстает здесь в ореоле фольклорных образов: автор использует в своей “Повести” сказочный сюжет о девке-седмиделке (то есть делающей семь дел одновременно), ум которой заставляет князя жениться на ней.

Оказалось, что она знает и то, как исцелить князя:

“Да приведеши князя твоего семо. Аще будет мяхкосерд и смирен во ответех, да будет здрав!”, - говорит Феврония. Князь же через отроков своих вопрошает ее: “«Повеж ми, девице, кто есть хотя мя уврачевати? Да уврачюет мя и возмет имение много». Она же не обинуяся рече: «Аз есмь хотя и уврачевати, но имения не требую от него прияти. Имам же к нему слово таково: аще бо не имам быти супруга ему, не требе ми есть врачевати его»”(8).

Условием исцеления князя оказывается брак с Февронией. А на языке аллегории этот брак сам есть лекарство, восполняющее недостаток природы Петра. Таким образом, в словах Февронии содержится ответ на вопрошание Петра о том, каков Господень замысел о нем. Но Петр еще не познал ее ответ как Волю Божию о себе: “Како князю сущу древолазца дщи пояти себе жену!”(9), - мысленно восклицает он.

Сюжет “Повести” развивается по законам сказки о мудрой деве, но одновременно автор раскрывает и законы развития человеческих отношений. После встречи двух людей наступает период, за время которого они узнают друг друга. То, что в жизни происходит в течение долгого времени, состоит из многих этапов, у Ермолая-Еразма сжато в один эпизод: эпизод испытания Февронии Петром.

Князь ставит перед Февронией неисполнимую задачу: пока он моется в бане, она из пучка льна должна наткать столько полотна, чтобы хватило ему на одежду, а затем и сшить ее. Это испытание не навыков рукоделия, а мудрости Февронии. Свое задание Петр предваряет словами: “Си девица хощет ми супруга быти мудрости ради”.

Он сомневается, действительно ли она обладает духовным зрением, зрением сердца, или ее речи - только уловка, объясняющаяся желанием не упустить блестящую партию. Иными словами, Петр испытывает ум Февронии, - тот ум, который, по святоотеческому пониманию, есть средоточие человеческой личности. Он хочет узнать не ее слова, не навыки, которые давались воспитанием, а саму Февронию в глубине ее сердца.

И вот что отвечает Феврония слуге, передавшему ей задание князя:

“«Взыди на пещь нашу и, снем з гряд поленце, сне­си се­мо». Он же, послушав ея, снесе поленце. Она же, отмерив пя­дию, рече: «Отсеки сие от поленца се­го». Он же отсече. Она же глагола: «Возми сий утинок поленца сего, и шед даждь князю своему от мене, и рцы ему: в кий час се повесмо аз очешу, а князь твой да приготовит ми в сем утинце стан и все строение, киим сотчется полотно его» <…> Князь же рече: «Шед рцы девицы, яко невозможно есть в такове ма­ле древце и в таку малу годину сицева строения сотворити!» <…> Девица же отрече: «А се ли возможно есть, человеку мужеска возрасту вь едином повесме льну в малу го­ди­ну, в ню же пребудет в бани, сотворити срачицу, и пор­ты, и убру­сец?». Слуга же отоиде сказа князю. Князь же дивлеся ответу ея”(10).

Петр не просто удивляется тому, как удачно вышла Феврония из затруднительного положения. Он удивляется как человек, перед которым открылся сокровенный внутренний облик другого. Без знания человека, без того, чтобы нам было открыто сокровенное его существа, невозможны те наши с ним отношения, которые в дальнейшем могут стать отношениями семейными. Но само по себе это знание еще не значит, что мы готовы принять именно этого человека как нашу неотъемлемую часть, как нашу судьбу.

С честью вышедшая из испытания Феврония исцеляет кня­зя. Но он не собирается жениться и отправляется в Муром. И здесь обнаруживается, что его болезнь не сводится к оструп­ле­нию кожи, что причины ее гораздо глубже. По дороге домой он вновь покрывается струпьями. Некая неполноценость его природы открывается теперь самому Петру. Вылечить ее можно, лишь соединившись с той девушкой, слова которой так поразили князя. Петр возвращается в село Ласково и со­гла­ша­ется взять замуж Февронию. Только теперь он ис­це­ля­ет­ся окончательно. Вместе с молодой княгиней Петр воз­вра­щается в Муром.

В дальнейшем Ермолай-Еразм уже не прибегает в своей “Повести” к заимствованиям из фольклора. Мы можем предположить, что он пользуется устным муромским преданием, сохранившим реальные факты из жизни святых, которая теперь имеет своим центром исполнение Христовых заповедей, что под­чер­ки­ва­ет Ермолай-Еразм:

“Приидоста же во отчину свою, град Муром, и живяста во всяком благочестии, ничто же от Божиих заповедей остав­ляю­ще”(11).

В чем заключается исполнение заповедей по отношению друг к другу, становится предметом дальнейшего повествования.

Испытания

«Житие святых Петра и Февронии Муромских в живописи Александра Простева»

Период узнавания, когда двое людей шли навстречу друг другу, как бы прекрасен сам по себе он ни был, - все же только прелюдия к семейной жизни.

С момента заключения брака для этих двоих начинается принципиально иная жизнь, полная своих радостей, но и особых, неизвестных до этого молодым испытаний.

Именно на испытаниях, выпавших на долю Петру и Февронии, сосредотачивает свое внимание Ермолай-Еразм. Он делает это потому, что в таких ситуациях наиболее отчетливо обнаруживается путь следования заповедям Божиим.

Первое испытание, которому подвергаются Петр и Феврония (как и все молодые семьи) - это испытание бытом , а именно, разностью привычек и бытовых навыков, которые каждый из них получил в процессе воспитания и накопил за время самостоятельной жизни.

Встреча и узнание друг друга не могут обнаружить эту разницу в мелочах, которая существует между молодыми людьми; выявить и со временем сгладить ее может только совместная жизнь; причем, окружение молодых может как облегчить, так и усложнить процесс привыкания их друг к другу и стирания этой разницы. Именно второй вариант мы наблюдаем в жизни Петра и Февронии.

Мы застаем их в то время, когда Петр начал княжить в Муроме после смерти своего брата Павла. И тогда разница в происхождении и в воспитании, существовавшая между ним и Февронией, становится поводом для следующего происшествия.

“Некогда бо некто от предстоящих ей прииде ко благоверному князю Петрови навадити на ню, яко «от коегождо, - рече, - стола своего без чину исходит: внегда бо встати ей, взимает в руку свою крохи, яко гладна!». Благоверный же князь Петр, хотя ю искусити, повеле да обедует с ним за еди­ным столом. И яко убо скончавшуся обеду, она же, якоже обычай имеяше, взем со стола крохи в руку свою. Князь же Петр приим ю за руку и, развед, виде ливан добровонный и фимиян. И от того дни остави ю к тому не искушати”(12).

Петр, хотя и мягко, желает укорить и отучить супругу от ее привычки. Своим жестом он как бы желает сказать: “Посмотри! Ради чего ты это делаешь? Это только крошки!”. И тут то, что только что было крошками, оказывается благовониями.

Жест Петра, в котором можно уловить оттенок превозношения над женой и, может быть, уже приготовленное поучение, оказываются бессмысленными: “обычай” жены, пусть несоответствующий привычкам супруга и даже противоречащий придворному этикету (этот “чин” - только человеческое установление), свят и должен приниматься мужем с благоговением или же исправляться с терпением и без превозношения над нею. Тем более он не должен принимать чьих-то наговоров на супругу. Всякий третий для мужа и жены - посторонний.

Петр “от того дни” перестал “искушать” Февронию, проверять, соответствует ли ее поведение некоему порядку, принятому в его доме. В их отношениях главными стали любовь и обоюдное терпение, а не желание подчинить другого собственным привычкам.

Но испытания возникают не только внутри семьи, часто они приходят и извне. Такое испытание постигло и семью князя Петра. Через много лет, когда мир и любовь были уже постоянными гостями в его доме, знать Мурома воздвигла гонение на свою княгиню.

“И по мнозе времени приидоша к нему сь яростию боляре его, ркуще: «Хощем вси, княже, праведно служити тебе и само­держцем имети тя, но княгини Февронии не хощем да господьствует женами нашими. Аще хощеши самодержцем быти, да будет ти ина княгини. Феврония же, взем богатество довол­но себе, отоидет, амо же хощет!». Блаженный же Петр, яко же бе ему обычей, ни о чесом же ярости имея, со смирением отве­ща: «Да глаголита к Февронии, и яко же речет, тогда слы­шим»”(13).

Причина просьбы бояр - зависть их жен, которую Ермолай-Еразм объясняет двояким образом. С одной стороны, они завидуют тому, что крестьянка стала княгиней, с другой - видят явное благоволение Божие к жене своего князя:

“Княгини же его Февронии боляре его не любяху жен ради своих, яко бысть княгини не оте­чества ради ея, Богу же прославляющу ю добраго ради жи­тия ея”(14).

Бояре не просто требуют выдворения Февронии, с самых первых своих слов они мыслят супругов раздельно: “Хотим, чтоб Петр остался, Феврония же - ушла; возьми себе другую жену, не все ли тебе равно!”. С самого начала они как бы не берут в расчет, что их князь и княгиня - муж и жена, что они одно, что люди не могут их разлучать; с самого начала они пренебрегают браком как таинством, как Божиим установлением.

Нас может удивить: почему Петр отсылает бояр к Февронии, почему он сразу не отказывает им? Ответ Петра свидетельствует об одной из важнейших черт христианского брака, а именно о том, что каждый из супругов имеет над другим власть. Причем власть эта распространяется на самые сокровенные стороны личности другого. Бояре ставят вопрос так: или ты, Петр, - самодержец, или - муж Февронии. Петр - князь, самодержец по призванию.

Он, по свидетельству самих бояр, обладает всеми необходимыми качествами для того, чтобы быть во главе города, наверняка, он имеет к этому и личную склонность. Более того, он поставлен на это место Божиим Промыслом. Но именно в вопросе, быть ли ему князем, то есть следовать ли ему его - природному и Божественному - призванию, он обращается за советом к жене. Ей делить с ним все тяготы его пути, поэтому она имеет право дать согласие на путь своего мужа или закрыть для него этот путь(15).

И вот бояре устраивают пир, надеясь получить у Февронии согласие покинуть город, когда ум ее, возможно, будет отуманен вином.

“Они же неистовии, наполнившеся безстудия, умыслиша, да учредят пир. И сотвориша. И егда же быша весели, начаша простирати безстудныя своя гласы, аки пси лающе, отнемлюще у святыя Божий дар, его ей Бог и по смерти неразлучна общал есть”(16).

Последними словами Ермолай-Еразм вскрывает суть происходящего. Бояре не просто имеют в виду политическую выгоду и потворствуют тщеславию своих жен, но исподволь посягают на нечто большее: они дерзают разлучать мужа и жену, отнимать у Февронии Божий дар, его же дал ей Бог.

Эти слова можно повторять вновь и вновь, напоминая каждому, живущему в браке, драгоценность того дара, которым он обладает.

Феврония знает его ценность. Она не возмущается требованием бояр: княжение - ценность временная. Она не хочет богатства, потому что желает только одного сокровища: “Ничто же ино прошу, - говорит Феврония, - токмо супруга моего князя Петра!”(17).

Петр также знал ценность того, чем он обладает. Кроме этого, выше его призвания, выше власти, почестей, привычного комфорта была для него заповедь Христова:

“Блаженый же князь Петр не возлюби временнаго самодержавьства, кроме Божиих заповедей, но по заповедем Его шествуя держашеся сих, якоже богогласный Матфей в своем благовестии вещает рече бо, яко иже аще пустит жену свою, развие словеси прелюбодейнаго, и оженится иною, прелюбы тво­рит. Сей же блаженный князь по Еуангеллию сотвори: одер­жание свое, яко уметы вмени, да заповеди Божия не разрушит”(18).

Вместе с Февронией Петр покидает город.

Достоинство христианского брака

«Житие святых Петра и Февронии Муромских в живописи Александра Простева»

Изгнанные из своего города Петр и Феврония на судах, которые им дали изгнавшие их бояре, плывут по реке Оке. В это, по-видимому, самое трудное для их семьи время Феврония вновь проявляет свою мудрость, высокое нравственное чувство и замечательную выдержку. Мудрость ее проявляется в следующем эпизоде.

На судне, на котором плывут в неизвестность Петр и Феврония, оказался какой-то человек с женою. Он увидел Февронию и посмотрел на нее с плотским помыслом.

Она же уразумела его мысли и попросила его зачерпнуть и испить воды с одной стороны судна, а затем с другой. После того, как он повиновался, Феврония спросила: “Как по твоему, одинакова ли по вкусу вода?”.

“Он же рече: «Едина есть, госпоже, вода». Паки она рече си­це: «И едино естество женско есть. Почто убо, свою жену оставя, чюжиа мыслиши!». Той же человек <…> бояся к тому таковая помышляти”(19).

Вчитаемся в слова Февронии. На первый взгляд они очень просты и доступны: “С точки зрения своего естества, - как бы говорит она, - все женщины одинаковы, и если ты думаешь найти нечто новое с чужой женой, то ошибаешься. Не лучше ли тебе сохранять верность своей!”.

Но мы можем второе предложение из фразы Февронии - “Почто убо, свою жену оставя, чюжиа мыслиши!” - прочесть и с ударением не на слове свою, а на слове жена. Тогда это бесхитростное высказывание откроет нам глубину христианского учения о браке.

При таком чтении нам станет ясно, что жена дана мужу не ради удовлетворения его естественного желания, но призвание ее несравнимо больше. Личность жены не сводится только к ее телесности. Ее душа и ее дух также вступают в отношения с соответствующими сторонами личности мужа. В , ибо имеют общие духовные устремления - ко Христу, в одну душу, ибо у них должны быть общие жизненные интересы, в одно тело(20).

Только такое соединение дает полноценную христианскую семью. Такое соединение делает взаимную любовь супругов тем путем, который ведет их к преображению Христовой благодатью, к спасению. И тогда слова Февронии можно перефразировать так: “Подумай, что есть для тебя твоя жена, подумай о ее достоинстве пред Богом! Она соединена не только с твоим телом, но с духом и душой. Не желай чужой жены, потому что если ты нарушишь верность своей, то разрушишь это таинственное единство! А оно неповторимо и дороже всяких иных призваний, единств и желаний”.

Примечательно, что эпизод, раскрывающий учение о христианском браке, Ермолай-Еразм композиционно помещает именно после повествования об изгнании Петра и Февронии, тем самым как бы дополнительно убеждая читателя, что выбор, сделанный святыми, был верен и единственно возможен для христианина, тем самым еще раз подтверждая непреложную ценность христианского брака.

В тот же день, к вечеру, когда изгнанники готовились к ночлегу на берегу Оки, между супругами произошел следующий разговор.

“Блаженный же князь Петр яко помышляти начат: «Како будет, понеже волею самодержьства гонзнув?». Предивная же Феврониа глагола ему: «Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Промысленник всему, не оставит нас в низшете быти!»”(21).

Петра начали мучать сомнения, правильно ли он поступил, покинув Муром, не оказав сопротивления боярам, не настояв на своем. По-видимому, особенно ему была тяжела мысль о том, что он самовольно сложил с себя ту ответственность за свой город, за своих людей, которую возложил на него Господь. Возможно, к этому примешивалась и тайная мысль о том, что теперь его ждет бедность и нелегкая жизнь странника. И в этот момент слово супруги оказывается целительным для него, рассеивая обе темные мысли(22).

Феврония говорит мужу о Боге, о Его милосердии и Промысле, призывая искать Его Волю, напоминая, что Творец, призвавший его к княжескому служению, может указать ему новый путь или вернуть на прежний. Она утешает его, объясняя, что Бог, соединивший их в мужа и жену, не допустит разрушения их союза, даст необходимое им для жизни.

В одной фразе Февронии проявляется все ее мужество, вся ее верность призванию. Если призвание мужчины - брать на себя и нести ответственость за других, то призвание женщины - в другом; она призвана в любых обстоятельствах хранить единство, целостность, дух семьи. В подтверждение ободряющих слов Февронии той же ночью происходит следующее.

“На брезе же том блаженному князю Петру на вечерю его ядь готовляху. И потче <= посече> повар его древца малы, на них же котлы висяху. По вечери же святая княгини Феврониа хо­дящи по брегу и видевши древца тыя, благослови, рекши: «Да будут сия на утрии древие велико, имущи ветви и лист­вие». Еже и бысть. Вставши бо утре, обретоша тыя древца вели­ко древие имуще ветвие и листвие”(23).

Если семья не распалась, если супруги мужественно держатся друг за друга, за взаимную любовь, тогда и потерянное благополучие взойдет, как молодое дерево, выросшее за ночь, вернется в прежнее и возрастет благодаря любви и заботе жены.

Утром же справедливость слов Февронии подтвердилась и ина­че.

Не успели странники покинуть место своего ночлега, как из Муро­ма прискакал вельможа с вестью о том, что после изгнания князя в го­роде началась междоусобица, и многие бояре были убиты: “Кииждо их хотя державствовати, сами ся изгубиша”. Оставшиеся же в живых и весь народ слезно просили князя вернуться обратно: “Ныне же со все­ми домы своими раби ваю есмы, и хощем, и любим, и молим, да не оста­вита нас, раб своих!”(24).

Обратим внимание на то, что в своей речи бояре употребляют формы двойственного числа: раби ваю, да не оставита нас… Теперь уже и они мыслят супругов только вместе, как единое целое, и соглашаются быть рабами их обоих: как Петра, так и Февронии.

Князь и княгиня возвращаются в Муром. И вот как описывает Ермолай-Еразм их дальнейшее правление.

“Беху державствующе во граде том, ходяще во всех запове­дях и оправданиях Господних бес порока, в мольбах непрестан­ных и милостынях и ко всем людем под их властию сущим, аки чадолюбивии отец и мати. Беста бо ко всем любовь рав­ну имуще, не любяще гордости, ни грабления, ни богате­ства тленнаго щадяще, но в Бога богатеюще. Беста бо ко своему граду истинна пастыря, а не яко наимника. Град бо свой ис­тиною и кротостию, а не яростию правяще. Странныя при­емлюще, алчьныя насыщающе, нагия одевающе, бедныя от напасти избавляюще”(25).

Это идеал христианского правления. Для всех своих подданых они были как отец и мать, а не как владыки. Тем самым они осуществили тот образ земной жизни, который за столетие до них сформулировал преподобный Симеон Новый Богослов: “Бог для бытия в мире создал отца и сына. Без насилия и бедности ни рабом бы никто не был, ни наемником”(26).

Удалось им это потому, что благодатная любовь, которую они стяжали в своем браке, стала преизобиловать и излилась на всех окружавших их, граница их семьи как бы раздвинулась и включила в себя многих и многих. Но и тогда сама семья, взаимная любовь друг ко другу оставались для Петра и Февронии безусловной ценностью.

Подтверждение этому мы увидим в заключительном эпизоде “Повести”.

Мы ничего не знаем о том, были ли дети у святых супругов. Возможно, устное предание просто не донесло сведений об этом до Ермолая-Еразма. И все же примечательно, что он сам не воспользовался никаким фольклорным образом, не стал фантазировать на эту тему, вообще не касается ее ни единым словом. Для него и его повествования о христианском браке это обстоятельство из жизни его героев не имеет значения. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно это - смысл и назначение его.

Эпилог

Постриг - Кончина - Посмертное чудо

Прошли годы. Когда Петр и Феврония состарились, и “егда приспе благочестное преставление ею”, они умолили Бога, чтобы им умереть в один час. Не могли они даже малого времени прожить друг без друга.

«Житие святых Петра и Февронии Муромских в живописи Александра Простева»

В ожидании же кончины, по обычаям того времени, они одновременно приняли постриг. Петр в монашестве был наречен Давидом, Феврония - Евфросинией. Монашество для них - это способ удалиться от княжеских забот, отдать больше времени молитве и таким образом достойно приготовиться к смерти.

Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу - умереть одновременно. Вот то трогательное описание их кончины, которое дает Ермолай-Еразм.

“В то же время преподобная и блаженная Феврония <…> во храм Пречистыя соборныя церкви своима рукама шияше воздух, на нем же бе лики святых. Преподобный же и блаженный князь Петр <…> прислав к ней глаголя: «О сестро Еуфросиния! Хощу уже отоитти от тела, но жду тебе, яко да купно отоидем». Она же отрече: «Пожди, господине, яко дошию воздух во святую церковь». Он же вторицею послав к ней, глаголя: «Уже бо мало пожду тебе». И яко же третицею присла, глаголя: «Уже хощу преставитися и не жду тебе!»”.

А она уже заканчивала свою работу, ей оставалось только вышить ризы одного святого, лик которого был уже завершен.

“И преста, и вотче иглу свою в воздух, и преверте нитью, ею же шияше. И послав ко блаженному Петру, нареченному Давиду, о преставлении купнем. И, помолився, предаста святая своя душа <двойственное число - А. Б.> в руце Божии”(27).

Святые Петр и Феврония перед постригом завещали похоронить себя вместе, в одном гробе, который еще при жизни был вытесан для них из камня. Но супругов похоронили отдельно, “ркуще, яко во мнишестем образе неугодно есть положити святых вь едином гробе”(28).

«Житие святых Петра и Февронии Муромских в живописи Александра Простева»

Тогда и совершилось чудо, прославившее святых Петра и Февронию. Наутро люди нашли оба отдельных гроба пустыми. Святые же тела Петра и Февронии лежали в городе в соборной церкви Пречистой Богородицы, в одном гробе, который они сами повелели себе сотворить. Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих.

* * *

Так завершилась земная жизнь святых Петра и Февронии. После их кончины почитание их постепенно распространялось за пределы Муромской земли и к XVI в., вероятно, охватило большинство жителей Московского государства.

В 1547 г. трудами святителя Макария Московского они были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Святитель Макарий заслуживает особого упоминания в связи с нашими святыми, так как его заботами были прославлены люди, достигшие праведности благодаря именно жизни в христианском браке.

Действенность молитвы к этим святым, которая творится Церковью уже 450 лет (годовщина их прославления праздновалась в прошедшем году), убеждает нас в подлинности того облика Петра и Февронии, который был воссоздан Ермолаем-Еразмом в его “Повести”. Они воистину стали покровителями христианского брака.

Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья.

Свое повествование автор “Повести” предваряет предисловием, в котором кратко напоминает читателю православное учение о Троице, о сотворении мира, о домостроительстве спасения. Завершает он свое вступительное слово напоминанием о призвании христианина.

Тем самым святые Петр и Феврония включены в величественную картину по-христиански понятой истории мира, они поставлены в один ряд с апостолами и мучениками и другими великими святыми. И удостоены они такого прославления “ради мужества и смирения”, проявленных ими в хранении заповедей Божиих в отношении брака. Этим они исполнили свое призвание христиан. Значит, каждый из тех, кто подвизается в христианском браке и следует их примеру, может быть поставлен в этот ряд и может стяжать венец, которого удостоились святые Петр и Феврония Муромские.

Сноски

1Му­ром­ский князь Петр Юрьевич (в постриге Давид), по летописным данным, умер в 1228 году, следовательно, совместная жизнь Пет­ра и его супруги Февронии приходится на конец XII-начало XIII вв.

2“Повесть о Петре и Февронии” заметно отличается от общепризнанных в макарьевскую эпоху образцов житийной литературы. Это привело к тому, что уже в XVI в. она неоднократно подвергалась переработкам. См. Дмитриева Р. П. Ермолай-Еразм - автор Повести о Петре и Февронии // Повесть о Петре и Февронии / Подготовка текстов и исследование Р. П. Дмитриевой. Л., 1979. - C. 117; Дмитриева Р. П. Вторичные редакции Повести о Петре и Февронии // Там же. - Сс. 119–146.

3Последние включались в литературную тра­ди­цию, в которой был очень развит жанр притчи, пред­по­ла­гав­ший аллегорическое прочтение ее сюжета. Возможно, что древнерусский читатель, исключительно чуткий к при­точ­ному жанру, фольклорные образы нашей “Повести” также воспринимал как аллегории и осмыслял их в соответствии с главной темой этого произведения.

4Единение в браке установлено Самим Богом, поэтому осуществляется и в нецерковном браке, - тем более тяжкие последствия вызываются поруганием таинства брака, осознанным или неосознанным.

5Повесть от жития святых новых чюдотворец муромских, бла­го­вер­на­го и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго во ино­че­ском чину Давида, и супруги его, благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя во иноческом чину Еуфросинии // Повесть о Петре и Февронии. - Сс. 211–213 (далее: Повесть). При всех ссылках на этот памятник мы пользуемся текстом его первой редакции, определенном в издании Р. П. Дмитриевой как ав­тор­ский. См. Повесть о Петре и Февронии. - Сс. 209–223.

6Хотя мотив змееборчества в “Повести” и соотносим с фольклорным, сам факт бесовского оборотничества известен православной аскетике. В частности, случай из жизни архиепископа Феодора (Поздеевского; †1937), аналогичный описанному выше, зафиксирован священником Сергием Сидоровым (†1937). Владыка Феодор в последний год своего ректорства в Московской Духовной академии окормлял некую душевнобольную. Когда однажды он не позволил ей уехать из Сергиева Посада, “она спросила меня, отчего я не пустил ее на вокзал, и уверяла, будто я был у нее утром и уговаривал уехать из Сергиева. Я тогда принял ее слова за бред явно больной <…> На другое утро я, вложив в панагию часть мощей преподобного Сергия, отправился к больной <…> Она сидела на постели, и против нее сидел мой двойник и убеждал ее немедля покинуть Сергиев. Я, пораженный, остановился на пороге. Двойник обернулся ко мне и, указывая на меня девушке, сказал: «Этому не верь, это дьявол». - «Ты лжешь», - сказал я и дотронулся до него панагией. Двойник мой тотчас исчез и больше не тревожил девушку, которая оправилась совершенно от душевной болезни, мучившей ее с семилетнего возраста” (Свя­щен­ник Сергий Сидоров. Записки / Публикация В. С. Бобринской // Златоуст. № 2. - Сс. 306–307; указано М. С. Першиным). Примечательно, что это событие непосредственно предшествовало травле владыки Феодора в либеральной прессе и последовавшему за этим снятию его с должности ректора Академии.

7Дмитриева Р. П. Вторичные редакции… - С. 138.

8Повесть. - С. 215.

10Повесть. - С. 216.

11Повесть. - С. 217.

13Повесть. - С. 218.

14Повесть. - С. 217.

15Известно, что один архиерей, рукополагавший тайных священников в годы гонений, прежде чем посвятить в сан одного из них, просил его узнать у своей жены, согласна ли она с этим решением своего мужа.

16Повесть. - С. 218.

18Повесть. - Сс. 218–219.

19Повесть. - С. 219.

20См. подробнее Профессор, протоиерей Глеб Каледа. Домашняя церковь. М., 1997. - Сс. 14–19, 182–183 и др.

21Повесть. - С. 219.

22Отметим, что в этом случае, как и в случае с человеком, принявшим плотской помысел, Феврония, по всей вероятности, проявляет такую проницательность, которую святые Отцы называли “естественной прозорливостью”. Ею - в от­личие от “благодатной прозорливости” - может обладать любой человек, хоро­шо знающий людей и по выражению глаз или мимике способный догадаться о со­стоянии души человека.

23Повесть. - Сс. 219–220.

24Повесть. - С. 220.

26Преподобный Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 1. СПб., 1892. - Сс. 217, 316.

27Повесть. - Сс. 220–221.

28Повесть. - С. 221.

Вы прочитали статью . Читайте также.

“Науки и жизни” за 2004 год прочитала про сказание о князе Петре и Февронии. Показалось не только забавно, но и поучительно. Но вот что меня заинтересовало: могла ли в реальности девушка вылечить князя Петра и что это была за болезнь?

Н. Ламехова (г. Сочи).

Вначале позволю себе пересказать “Повесть о Петре и Февронии Муромских” (современное название), действующие лица которой жили либо в конце XII - начале XIII века, либо в начале XIV века - единого мнения по этому поводу у специалистов нет. Однако принято считать, что повесть возникла в ХV веке на основе устной легенды. Ее литературная обработка, выполненная псковским священником, писателем и публицистом Ер-молаем-Еразмом Прегрешным, относится, вероятнее всего, ко времени канонизации Петра и Февронии, что произошло на церковном соборе 1547 года.

Итак, краткий сюжет повести. В славном городе Муроме правил князь по имени Павел. После долгих лет счастливого супружества его жену, княгиню, начал преследовать змей, принимавший облик ее мужа и сладкими речами уговаривавший на поцелуи и ласки. Княгиня разгадала происки змея и выяснила, что смерть его произойдет от Петрова плеча, от Агрикова меча. А Петром звали шестнадцатилетнего брата князя. Однажды в церкви во время молитвы Петру явился ангел и указал на Агриков меч. Дождавшись подходящего случая - Павел почивал у себя, а змей в облике мужа был у княгини, - Петр выхватил меч и ударил змея, который в то же мгновение явил свой истинный облик. Ядовитая кровь из смертельной раны змея окропила кожу Петра, которая покрылась страшными струпьями и язвами. Тяжело страдая, юный Петр ни от кого не мог получить исцеления. Он разослал слуг своих по разным деревням и селам. Один гонец в селе Ласково зашел в избу, что стояла у самого края леса, и увидел в ней девицу, сидящую на лавке и ткущую полотно. Девица назвалась Февронией и сказала, что знает, зачем гонец к ней пожаловал, и просила передать князю, чтобы тот приехал к ней за исцелением. Второй раз Петр послал гонца к девице с вопросом, что хочет получить за врачевание Феврония. Ответом Петру было желание Февронии стать его женою. Петр передал с гонцом свое якобы согласие на брак, но только после излечения. Феврония взяла небольшой сосуд, зачерпнула “кисляжди” (дословно кислоты; очевидно, хлебной закваски) и, подув на нее, сказала, чтобы молодой князь после того, как выпарится в бане, смазал этим снадобьем струпья и язвы на всем теле, а один струп оставил непомазанным. Выйдя из бани, Петр почувствовал себя здоровым, кожа была чиста, только один непомазанный струп оставался. Слова своего о женитьбе князь Петр не сдержал, послал лишь девице подарки. Она же их не приняла. Вскоре Петр заметил, как от непомазанного струпа по всему телу стали новые расходиться, и он вновь весь покрылся струпьями. На этот раз Петр решился на свадьбу с Февронией и был полностью исцелен ею. Вскоре князь Павел отошел в мир иной, и править в Муроме стали Петр с Февронией. Долго прожив в счастливом браке и состарившись, остаток дней своих они решили провести в монастыре и умерли в один день.

Анализируя повесть с позиций дерматовенерологии, можно с уверенностью констатировать, что князь Петр страдал псориазом, несмотря на то, что в современных теологических источниках о житии Петра и Февронии заболевание князя часто именуют проказой, хотя никакого упоминания ее в первоисточнике повести нет (“Повесть о житии благоверного и князя Петра и супруге его благоверной княгине Февронии”.) В пользу псориаза говорит тот факт, что непомазанный струп, от которого впоследствии заболевание вновь рецидивировало, есть не что иное, как обычная, дежурная (одиночная) псориатическая бляшка. Известно, что псориаз (вернее, предрасположенность к его проявлениям на коже) - генетически определенное состояние. Запускающим фактором для него часто становится сильный длительный стресс, особенно в комбинации с механическим или физическим воздействием на кожу (так называемая изоморфная реакция Кёбнера). Князь Петр испытал такой стресс при встрече с демоном, да еще в обличии змея, тяжелое потрясение в связи с поруганной честью жены брата, а также имел место контакт кожи с ядовитой кровью змея.

Учитывая юный возраст Петра и быстрое стойкое исчезновение высыпаний, можно думать о клинической разновидности заболевания - каплевидном псориазе.

В состав “кисляжди” входили, по-видимому, какие-то противовоспалительные (например, молочная и салициловая кислоты) и кератопластические вещества. Эти природные соединения усиливают и ускоряют образование рогового слоя кожи. Механизм действия кератопластических средств различен. Эти соединения стимулируют выработку антител, фагоцитарную реакцию, усиливают рост и размножение клеток, стабилизируют мембрану клеток и регулируют ее проницаемость, способствуют синтезу клеточных и внутриклеточных мембран, участвуют в процессах тканевого дыхания. Кератопластические вещества издревле входили в лечебные средства, упоминавшиеся в сонниках и лечебниках, - это и настойка календулы, масло шиповника, прополис, деготь и многие другие. Окончательному выздоровлению нашего героя способствовал его счастливый брак с Февронией, благотворно повлиявший на деятельность нервной системы, которая, как известно, непосредственно связана с кожными процессами.

В понедельник 8 июля Православная Церковь празднует память святых благоверных Петра и Февронии, Муромских чудотворцев - День семьи, любви и верности. При ближайшем рассмотрении фигуры Давида и Евфросинии теряют свой благоверный блеск.Из новостных лент:"В понедельник 8 июля Православная Церковь празднует память святых благоверных Петра и Февронии, Муромских чудотворцев - День семьи, любви и верности.Жизнь, любовь и благочестие святых стали почитаться как образец христианского брака, а сами святые являются его покровителем.Именно в день памяти благоверных Петра и Февронии - 8 июля - в 2008 году был установлен праздник всероссийского масштаба - День семьи, любви и верности."Источник

Комментарий Александра Невзорова:Я уже говорил о Петре и Февронии Муромских и о том, что эти фигуры, эта пара почему-то сделана символом любви, семьи и верности в России. Тут очень сложно говорить серьёзно, потому что, опять-таки, расчёт на дикую серость, на то, что никто никогда не прочтёт, даже хотя бы формально, даже церковного жития. Я уж не говорю о каких-то более основательных источниках.Например, у меня сейчас в руках книжка семьдесят девятого года, издательства «Наука» - это «Академические исследования повести о Петре и Февронии», которые были сделаны под редакцией академика Александра Михайловича Панченко, и здесь есть и прилукская, и причудская редакция, и муромская редакция, которые считаются наиболее полными.И давайте вспомним, о чем идет речь, когда идёт разговор о Петре и Февронии. Речь идёт о том, что девушка шантажом, грубым шантажом заставляет на себе жениться князя. Причём, шантаж на самом болезненном, самом страшном: Пётр поражённый, судя по всему, каким-то либо очень тяжёлым дерматитом либо экземой, пребывает к ней в лес.Она - простолюдинка, она волхвует, она - лекарщица по тем временам, и Пётр умоляет его вылечить, Феврония его лечит, но ставит условие: я тебя вылечу, но ты берёшь меня в жёны. Пётр соглашается и обещает это сделать. Феврония, будучи девочкой неглупой, судя по всему понимает, что её могут надуть, и она, совершая эти все манипуляции по излечению струпьев: «И един струп остави непомазан». То есть она оставляет одну язву, один струп на развод, её план оправдывается. Потому что, естественно, отказавшийся после излечения жениться, князь Пётр уезжает, но он не успевает доехать до своего Мурома: «И от того струпа начаша многи струпы расходиться на теле его. И весь оструплен многими струпы и язвами яко же и в первый раз».И тут он снова возвращается к Февронии, она снова ставит ему условие: либо ты берёшь меня в жёны, либо я тебя не лечу. Он соглашается, понимая, что другого выхода нет. И действительно, после второго случая, когда она его лечит, он, опасаясь, вероятно что где-то что-то ещё осталось незалеченным и третьего раза уже не будет, он, действительно, женится на ней. Затем всё ещё происходит смешнее.То есть ни о какой любви, ни о каких чувствах, ни о каких отношениях - чистый шантаж. Чистый шантаж. Феврония улучшает своё социальное и материальное положение резко таким образом. Пётр - жертва шантажа, причём, объектом шантажа является здоровье и жизнь.Затем, эта пара в течение некоторого времени живёт в Муроме, затем, она разводится эта пара. Причём, судя по всему, пара была ещё и бездетной, потому что ни причудская редакция, ни муромская редакция никаких сведений о детях не представляют. Разводятся почему?Потому что оба решают постричься в монахи: и Пётр становится монахом, и Феврония становится монахиней. Надо понимать, что монашество - это полный отказ не только от собственного мирского имени, не только от мирских привычек, не только давание определённых обетов, но это обязательно полное прекращение всего, что связано с личной жизнью, с семейной жизнью, это обязательный развод.Эта бездетная, сошедшаяся на почве шантажа, пара разводится, а затем наступает некий мифологический цирк, потому что Пётр собирается умирать, посылает постоянно, по старости, вероятно, или по болезням каким-то, посылает постоянно к Февронии гонцов с тем, чтобы и её тоже вынудить умереть примерно в один день.После настоятельных увещеваний Феврония тоже умирает, и этих людей, уже совершенно чужих друг другу, разделённых монашескими обетами, разводом, хоронят в разных местах. Хоронят в разных гробах, естественно.Потому что инока и инокиню, даже в наше время, пока ещё никому не пришла в голову светлая мысль, положить в один гроб. Как только происходит это захоронение, вдруг, наутро, муромчане обнаруживают инока и инокиню в одном гробу, совершенно в другом месте. Каким образом и как они сползлись, с тем, чтобы улечься в один гроб, и история, и житие умалчивает. И так происходит несколько раз.То есть, символом российской любви, семьи и верности становится эта бездетная, разведенная, сошедшаяся из-за шантажа пара, которая после смерти зачем-то по муромской грязи собирается в одном гробу. Ничего более дикого не представить. Источник

Взяла у *Ворон*

Святых Петра с Февронией

Гундяев К.
Приближается день 14 февраля, который почти во всем мире празднуется как день влюбленных. Россиянам вместо этого дня предлагается праздновать день других святых - Петра и Февронии. Мне такая замена не нравится. Попробую пояснить почему.

Святой Валентин

Считается, что в третьем веке нашей эры римский император Юлий Клавдий Второй с целью укрепления своей власти и укрепления армии запретил своим воинам жениться, а христианский священник Валентин тайно венчал влюбленных, за что и был казнен. Существует легенда, что Валентин из застенков написал одно или несколько писем слепой дочери надзирателя Юлии, получив которые, та прозрела.

Чистая история о жизни, отданной ради любви других людей.

Петр и Феврония

Считается, что легенда про Петра и Февронию основана на отношениях реально жившего в 13-ом веке муромского князя Давида Юрьевича и местной знахарки. Прежде чем канонизировать кого-нибудь церковь обязательно должна описать его "житие". Так и было сделано. Перед тем как канонизировать в 1547 г. на московском церковном соборе Петра и Февронию, для них в книге «Сборник Житий» священник Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм) в довольно сказочной форме описал "житие" Петра и Февронии.

В качестве предыстории он переложил скандинавскую историю о Зигурде (Зигмунде), убивающим заговоренным мечом коварного змея Фафнира.

Предполагается, что муромский князь Давид Юрьевич (по легенде Петр, в монашестве по легенде Давид) женился на местной колдунье (в монашестве Ефросинья-Феврония) не из-за любви, а из-за проказы: Феврония пару раз излечивала князя, ставя единственное условие - жениться на ней. Прожив некоторое время в браке, Петр бежит от Февронии в монахи, одновременно сослав Февронию в монастырь. Единственный факт, на котором основана вся легенда о невероятной любви Петра и Февронии, это то, что умерли они в один день и что две ночи после смерти оказывались в одном гробу.

Думаю, что все в этой истории было не совсем так, как рассказывает церковь.
Известно, что князь Давид Юрьевич (далее Петр) болел проказой, вылечить которую никому не удавалось. Вылечить болезнь взялась местная знахарка-колдунья при одном условии, что князь за это женится на ней. Петр дал такое обещание через гонца. Феврония князя вылечила. Но жениться на колдунье Петр не захотел даже в благодарность за исцеление. За нарушенное слово Феврония опять наслала на Петра проказу. Тогда Петр лично поклялся жениться на Февронии. Феврония опять провела колдовской ритуал, князь вылечился, и после излечения проказы женился.

Но жить с колдуньей, силой вынудившей его жениться, Петр не мог. Все знали, о вредном характере Февронии, и что как супруги на одном ложе Петр и Феврония не жили. Все окружение Петра ненавидело Февронию. Петром и окружением Петра Февронии неоднократно предлагались деньги, чтобы только она оставила князя в покое. Но Феврония хотела только одного - быть княжной и править.

Петр, дважды перенесший проказу, очень боялся повторения болезни. Поэтому ни убить Февронию, ни выгнать ее, ни развестись с ней и отправить ее в монастырь (как это часто делали князья вместо развода) Петр не решался. В конце концов Петр решил отправить колдунью-Февронию в монастырь поближе к Богу, и самому уйти в монахи. А чтобы мечта Февронии о полной княжеской власти не исполнилась даже после его смерти, Петр приказал своим самым верным слугам в случае своей смерти умертвить Февронию в тот же день.

Так и было сделано. После смерти Петра в тот же день Февронию убили. Одновременная смерть Петра и Февронии привлекла всеобщее внимание. Чтобы свести все к чуду трупы ночами два раза переносили из двух гробов в один гроб. Этого оказалось достаточно, чтобы народ уверовал в чудо.

Незатейливая история о браке по принуждению и ненависти до смертной доски.

Кирилл Гундяев
13.02.2011

Не пора ли уже задуматься, кому молитесь, бездумно принимая за святых?

Что вам предложили под видом праздника?

Такое ли вы хотите семейное "счастье" для себя и родных?

А мне их обоих жал, поскольку всю жизнь оба мучились и страшились, а не жили. И в этот день хочется поставить свечу не за семейное счастье, а за упокой двух измучившихся в браке людей.

Просмотров