Положения военной доктрины рф. Как создавалась Военная доктрина Российской Федерации, её концепция и особенности

Под военной доктриной обычно понимаются научно аргументированные, в установленной форме принятые на продолжительное время концепции директивных предписаний, которыми определяется использование военных сил и средств для реализации политических целей, а также направление военных заданий и методов по их разрешению, тенденции в военном строительстве.

Доктрина устанавливается в отношении к содержанию, целям и характеристикам вероятных войн, военно-политическим, стратегическим, техническим, экономическим, правовым, и другим важнейшим аспектам военной политики, относящихся к подготовке государственных структур к войне или к отражению нападения. Принимается как отдельными государствами, так и государственными союзными образованиями.

Российская ВД устанавливает причастность к военно-политическим, военно-стратегическим и военно-экономическим основам по обеспечению военной безопасности государства, что обусловливается ее оборонительным характером.

Утверждение российской Военной доктрины

В конце декабря 2014 года Совет Безопасности Российской Федерации одобрил, а Президент Владимир Путин утвердил поправки и саму имеющуюся на тот момент уже обновленную Военную доктрину. Из-за целого ряда видоизменений в международных военно-политических обстоятельствах, наблюдаемых в те часы, российским руководством были приняты соответствующие шаги по редактированию существующих тогда документов, отражающих государственную оборонную стратегию. Таким образом, 26 декабря основной оборонный государственный документ появился в виде обновленной Военной доктрины.

По характеру привнесенных тогда поправок стало известно, что текст основного документа остался почти неизменным. Однако с некоторыми положениями Доктрины произошли трансформации. Так, например, были внесены дополнения, сделаны сокращения, а также произведены внутридокументальные перемещения. При том, что с внесенными поправками документ не стал выглядеть больше, они все же оказали значительное воздействие не только на отношение к самой Военной доктрине, но также и на специфичность ее воплощения в жизнь.

Потребность в Военной Доктрине для РФ

Потребность, причем не только политическая, в создании целостного документа, именуемого «Военной доктриной РФ», возникла еще в конце прошедшего столетия. К тому времени у большинства развитых государств уже имелась система нормативной документации, касающаяся военно-политических вопросов, всецело оправдывая их наличие. В частности, в Соединенных Штатах Америки это было обозначено комплексом основополагающей концептуальной документации США в вопросах, обеспечивающих национальную и военную безопасность.

Кстати, как было принято еще с тех далеких времен, Главнокомандующим Вооруженными Силами многих государств назначался именно Президент. Это было отражено в американской Стратегии национальной обороны (аналоге отечественной ВД), а также в Национальной военной стратегии. На основании последней проводилось осуществление оперативного планирования по применению Вооруженных Сил, разрабатывалась перспектива стратегических и оперативных концепций по их применению.

Более того, Соединенные Штаты имели в своем распоряжении механизм корректирования в положениях документации. Это делалось с помощью ежегодного доклада министра обороны конгрессу США, американской «White Paper», а также председателю Комитета начальников штабов видов ВС.

В российской истории впервые в 1993 году Президент РФ смог утвердить документ, названный «Основными положениями Военной доктрины РФ». Непосредственно перед появлением документа имела место обширная полемика с привлечением СМИ. Кроме того, провели результативную военно-научную конференцию в Военной Академии Генштаба. В ходе конференции обсуждались и в дальнейшем публиковались академическим научным сборником теоретические основы военной доктрины.

Теоретические требования российской Военной Доктрины

В строгом соответствии с теоретическими запросами российская Военная доктрина может ответить на основные вопросы:

  • Вероятный противник и методология предотвращения военного конфликта;
  • Предполагаемая особенность вооруженного столкновения при возникновении конфликтов, а также цели и задачи, которые поставленные государству и его вооруженным силам в ходе их проведения;
  • Какая военная организация должна быть создана для этого, также предполагаемые направления по ее развитию.
  • Предполагаемые формы и способы ведения вооруженной борьбы;
  • Методология осуществления подготовки государства и его военных организаций к войне, также применение силы при возникновении вооруженных конфликтов.

В этой связи предметом российской Военной доктрины в первую очередь определяются долговременные экономические государственные интересы, которые предстоит защищать, вероятный потенциал государства в случае ведения вооруженной борьбы, зависимый от его экономического роста, а также состояние социального и научно-технического общественного совершенствования.

Военной доктриной вносится нормативная, организационная и информационная функции, определяемые ее исключительностью в процессе подготовки государства и его военной организационной структуры к защите и обороне национальных интересов с учетом применения военной силы.

Российская Военная Доктрина: основные принципы

В российской Военной доктрине содержится сдержанное определение роли и задачи стратегических ядерных вооружений при повышенном внимании к неядерному стратегическому сдерживанию, как к мощнейшему мотиватору в ближайшем будущем.

Основные понятия

Обновленным документом ввелось свежее понятие, названное «системой неядерного сдерживания», представленное внешнеполитическими, военными и военно-техническими мерами, комплексно направленными на предотвращение агрессивных действий против России с помощью неядерных средств.

Исходя из российской Военной доктрины, приоритетными направлениями в военной политике и в военном строительстве в порядке убывания представлены:

  • Ядерное сдерживание со сравнительно высокой степенью сил и акцентом (если будет создана новая тяжелая ракета) при первом или ответно-встречном ударе, боевыми железнодорожными ракетными комплексами, с учетом их возрождения, стратегическими ударными подводными лодками, при аккумуляции их потенциала - и в результате ответного удара;
  • Воздушно-космическая оборона от массированной атаки высокоточными неядерными средствами силами армии США совместно с их союзниками;
  • Крупные региональные конфликты с НАТО в пределах западных, северных, юго-западных границ Российской Федерации и стран СНГ;
  • Региональный Дальневосточный конфликт;
  • Территориальный конфликт с Японией;
  • Отражение одиночных ракетных ударов, провокационного или случайного характера (системой ПРО в Московском регионе);
  • Локальные конфликты и внутригосударственные миротворческие операции по периметру российских государственных границ, а также на территории постсоветского пространства;
  • Действия в Арктическом регионе и противодействия пиратству в районе Индийского океана.

Содержание обновленной российской Военной доктрины

В классификации войн и военных конфликтов изменений не произошло. Некоторыми военными экспертами выражалось сожаление, что даже обновленный документ по-прежнему не дает четкого определения понятию «войны», а такие неопределенности кроме всевозможных передергиваний ни к чему хорошему пока не приводили.

Некоторые эксперты еще в 2016 году предлагали свои толкование термина «война». Вот одно из них. Войной можно называть высшую форму разрешения коренных межгосударственных противоречий среди коалиций государств, социальных групп народонаселения одного из государств с применением вооруженного насилия высокой интенсивности, которые могут сопровождаться иными видами противоборств (например, политико-экономических, информационных, психологических, и пр.) для завоевания обусловленных политических целей.

В обстановке постоянно меняющихся геополитических условий видится актуальность в исключении упрощенных подходов к классификации войн на основе одного-двух критериев. Необходима системность в подходах с употреблением нескольких критериев, например из нижепредставленных.

По технологическому уровню развития борющихся сторон:

  • Война технологически слаборазвитых государств;
  • Война технологически высокоразвитых государств;
  • По смешанному типу: война высокоразвитых и слаборазвитых государств.

По применению стратегии для достижения целей:

  • Война с использованием стратегии по сокрушению противника, преимущественно физически;
  • Война с использованием стратегии непрямых воздействий. Это могут быть мероприятия по дестабилизации в политике и экономике государств, по организации внутри государств ситуаций, так называемого «управляемого хаоса», по косвенной или прямой военной поддержке вооруженных оппозиционных сил для завоевания власти нужными политическими силами;
  • По смешанному типу: «гибридная война» - война, сочетающая на разных этапах комплекс применения стратегий, как сокрушения, так и непрямых воздействий.

По масштабности применения вооруженного насилия война может быть:

  • Локальной;
  • Региональной;
  • Крупномасштабной.

По использованию средств вооруженной борьбы война может быть:

  • Ядерной;
  • С использованием полного потенциала ОМП (оружия массового поражения);
  • С использованием исключительно обычных видов вооружений;
  • С массовым использованием оружия с новыми физическими принципами.

По отношению к нормам международного права война может быть:

  • Справедливой - для защиты независимости, суверенности, нацинтересов;
  • Несправедливой - попадающая под международную классификацию «агрессия».

По составу участников вооруженного противоборства война может быть:

  • Среди двух государств;
  • Среди коалиций государств;
  • Среди коалиции и одного государства;
  • Гражданской.

В обновленной российской Военной доктрине усовершенствованы понятия локальных, региональных и крупномасштабных войн.

Локальная война - это война, которая может преследовать ограниченную военно-политическую цель. Боевые действия ведутся в пределах противоборствующих государств и затрагивают главным образом интересы исключительно этих государств (территориальные, экономические, политические и другие). В определенных обстоятельствах локальные войны могут перерастать в региональные или даже крупномасштабные.

Региональная война - это война, участие в которой принимают несколько государств, представленных в одном регионе. Она может вестись с задействованием национальных или коалиционных вооруженных сил. В процессе ее проведения сторонами обычно преследуются значимые для них военно-политические цели.

Крупномасштабная война - это война среди коалиций государств или крупнейших государств в мировом сообществе. Такие войны развязываются сторонами, как правило, для преследования радикальных военно-политических целей.

Классификация вооруженных конфликтов не изменилась. Доктриной предлагается называть их внутренними и международными.

Военная доктрина Российской Федерации: военные угрозы для страны

Во втором разделе документа произошли самые большие изменения. Главным образом, в нем отмечено очевидное возрастание уровня напряженности в самых разнообразных сферах межгосударственных и межрегиональных взаимодействий при общих осложнениях в международной обстановке. Это объясняется усиленной глобальной конкуренцией и соперничеством, неустойчивыми процессами развития экономик, а также процессами перераспределения влияния на темпы мирового развития на пользу новых центров силы. Признаны опасными и тенденции по смещению военных угроз в сторону информационного пространства и внутренней сферы РФ. Тут же отмечено, что на некоторых направлениях военная опасность для российского государства усиливается.

Источники внешней военной опасности

Новой редакцией Военной доктрины конкретизируются употребительно к складывающейся тенденции развития военно-политических обстоятельств растолкованные Стратегией национальной безопасности источники возникновения внешней военной опасности.

Источниками возникновения внешней военной опасности могут быть:

  • Прежде всего, наращиваемый силовой потенциал и развертывание блока НАТО на востоке, близость его военных инфраструктур к российским границам;
  • Расшатывание обстановки в отдельно взятых странах или регионах.

Опасным представляется развертывание войсковых группировок иностранными государствами (в их числе вооруженные международные радикальные группировки и иностранные частные военные компании) на территориях сопредельных с Россией, на прилегающих акваториях. К числу этих же источников можно отнести подрыв глобальной стабильности созданием и развертыванием комплексов стратегической противоракетной обороны, а также милитаризацию космоса. Кроме того, прибавился еще один новый источник. Это развертывание и шантаж стратегическими неядерными системами с высокоточным оружием для осуществления теории так называемых «быстрых глобальных ударов».

Прямая внешняя военная опасность для РФ

Прямой внешней военной опасностью для России могут быть:

  • Территориальные претензии как к ней самой, так и к ее странам-союзницам;
  • Вмешательство во внутренние их дела;
  • Вооруженные конфликты в сопредельных с Россией государствах;
  • Распространение ОМП, ракетных технологий, либо самих ракет;
  • Возрастание численности государств, которые имеют ядерное оружие ;
  • Самораспространение международного терроризма.

Сущность новых опасностей заключается в установлении в сопредельных с РФ государствах при иностранной помощи недружелюбных к ней режимов, а также в подрывной деятельности специальных служб или союзов зарубежных стран, и их коалиций против российского государства.

Основные внутренние военные опасности для России

К основным внутренним военным опасностям российской Военной доктриной рассматриваются:

  • Усилия по насильственному изменению конституционного строя в РФ;
  • Дестабилизация внутриполитических и социальных условий в государстве;
  • Дезорганизация в нормальном функционировании органов государственной власти, особо важных государственных, либо военных объектов, а также информационной составляющей в государстве.

Особую озабоченность вызывают террористические организации, их информационные воздействия на народонаселение, чтобы подрывать исторические, духовные и патриотические традиции в сфере защиты Отечества, а также подстрекательство для создания очага межнациональной или социальной напряженности, разжигание этнических и религиозных противоречий.

При создании определенных условий военные опасности могут приобретать адресные характеры, что может привести к конкретным военным угрозам.

Российская Военная доктрина: главные угрозы для РФ

Главными угрозами Военной доктриной признаются:

  • Резкие обострения в военно-политической обстановке (межгосударственных отношениях);
  • Образование условий для пользования военной силой;
  • Создание препятствий для работы систем государственным и военным управлением РФ;
  • Нарушения бесперебойной работы в российских стратегических ядерных силах, системах раннего оповещения о ракетных нападениях, контроля над космическим пространством. Кроме того, в местах, где хранятся ядерные боеприпасы, на АЭС, на объектах с высокой потенциальной опасностью, включая атомную и химическую промышленность.

Кроме того, военными угрозами могут быть признаны:

  • Организация и б/подготовка незаконных милитаризованных формирований, их деятельность на российской территории или союзнической к России территории государства;
  • Демонстрирование военной мощи при проведении военных учений на пограничных с российской территориях.

Немаловажной может считаться угроза активизации деятельности в вооруженных силах некоторых государств (отдельных групп государств), которые могут проводить частичную или полную мобилизацию, переводить органы государственного и военного управления этих стран для работы в условиях военного времени.

Специфичность военных конфликтов наших дней

Этот же раздел Военной доктрины РФ рассказывает о характерных чертах и особенностях военных конфликтов современности.

В основном это:

  • Комплексное использование военных сил, невоенных сил и средств протестным потенциалом народонаселения и силами спецопераций;
  • Массированность применения нынешних комплексов вооружения и в/техники, а также основанного на новых физических законах и соизмеримых по результативности с образцами ядерного оружия;
  • Спецвоздействие на противника по всей глубине его территории синхронно по всему глобальному информационному пространству, по воздушно-космическому пространству, по суше и по морю;
  • Избирательное с высокой степенью поражение объектов, стремительность маневрирований войск (сил) и огня, использование самых разнообразных мобильных войсковых группировок;
  • Сокращенные временные параметры при подготовке к проведению военных действий;
  • Усиленная централизация и автоматизация управления войсками и вооружением при переходе от строгой вертикальной системы управления к глобальной сетевой автоматизированной системе управления войсками и вооружением;
  • Образование в расположениях противодействующих сторон стабильно функционирующего района военных действий.

Тем не менее, новым считается:

  • Использование в военных действиях иррегулярных вооруженных формирований и частных военных компаний;
  • Пользование непрямыми и асимметрическими способами воздействий;
  • Пользование финансируемыми и управляемыми извне политическими силами и общественными движениями.

Военная политика российского государства

В третьем, основном разделе Военной доктрины разъясняются вопросы, посвященные российской военной политике. Понятие «военная политика» документом предлагается рассматривать как государственную деятельность, связанную с организацией и осуществлением обороны и обеспечением безопасности российского государства, включая и интересы его государств-союзников.

Отчетливо определены направления военной политики. Это политика:

  • Сдерживания и предотвращения военных конфликтов;
  • Совершенствования военной организации государства;
  • Совершенствования форм и методов использования ВС, иных войск и организаций;
  • Повышения мобготовности для обеспечения надежной обороны и безопасности РФ и ее государств-союзников.

Обновленной Военной доктриной недвусмысленно утверждается, что ядерное оружие, стоящее на вооружении ВС РФ, может рассматриваться, преимущественно, как сдерживающий фактор.

В связи с этим Российской Федерацией отстаивается право применения ядерного оружия в качестве ответа на применение против нее и ее союзников ядерного и иных видов ОМП , а также по факту агрессии против России с использованием обычных видов вооружений, если это несет угрозу самому существованию государства, как таковому.

Третьим разделом также отражаются вопросы использования военных организаций. Военная доктрина утверждает правомерное использование силы при отражении агрессии, поддержании (восстановлении) мира, а также при обеспечении защиты российских граждан, которые находятся за пределами государства. Использование ВС или иных организаций должно осуществляться с полной решительностью, целенаправленностью и комплексным подходом с учетом предварительной и постоянной аналитики военно-политических и военно-стратегических обстоятельств и требований международного законодательства.

Появились определения основных задач военной организации государства в мирный период, при нарастании угрозы агрессии, а также в период военного времени. Следует отметить, что в обновленной Военной доктрине к задачам мирного времени добавилась готовность обеспечения российских национальных интересов на территории Арктики.

В задачи в периоды возрастания угрозы агрессии добавили «стратегическое развертывание ВС».

В ряд основных задач в развитии военной организации добавили:

  • Развитие мобилизационных баз и обеспечение мобилизационных развертываний ВС или иных организаций;
  • Усовершенствование методик по укомплектованию и подготовке мобилизационных людских резервов и ресурсов;
  • Усовершенствование системы РХБЗ.

Мобилизационная подготовка

Отличием от предшествующих текстов доктрины является то, что в четвертом разделе обновленной ВД РФ немало внимания уделили мобилизационной подготовке и мобготовности.

Доктриной определено, что цель мобилизационной подготовки — это подготовка государства, его Вооруженных Сил и иных организаций к обеспечению защиты государства от вооруженных атак, а также удовлетворение государственных потребностей и нужд народонаселения в период военного времени.

Этим продемонстрировано то, что Президент РФ придает значение возрастанию вероятного втягивания нашего государства в процесс крупномасштабной войны. Это может потребовать тотальную мобилизацию многих человеческих и государственных сил.

Военно-экономическое обеспечение

В пятом разделе ВД РФ все посвящено военно-экономическому обеспечению обороны. Важнейшими целями являются:

  • Формирование условий для устойчивости в развитии и поддержании потенциалов военно-экономических и военно-технических возможностей в государстве на том уровне, который потребуется для осуществления настоящей военной политики.

Основные задачи военно-экономического обеспечения обороны

Задачами по военно-экономическому обеспечению обороны могут быть:

  • Оснащение ВС вооружением, военной и специальной техникой;
  • Обеспечение ВС, иных организаций материальными средствами.

Кроме того, обновленной Военной доктриной уточняются задачи по развитию Оборонно-Промышленного Комплекса, приоритеты, а также задачи военно-политического сотрудничества.

В заключение можно заметить, что текст обновленной редакции российской В/доктрины указывает на четкие ориентиры порядка, способов и форм по использованию военной мощи государства. Она досконально обосновывает необходимую защиту суверенитета, территориальной целостности, конституционного строя, национальных интересов российского государства. Указывает на выполнение обязательств перед союзниками, международного партнерства, разрешение военных конфликтов. Доктриной определяются приоритеты военного строительства и формирования ВС РФ.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Российской Федерации выступает основным политико-правовым документом, в котором четко систематизированы, детально изложены и строго задекларированы официальные взгляды государства на обеспечение и поддержание военно-политической и экономической безопасности страны. В ней также указываются методы достижения этих целей.

Военная доктрина РФ являет собой нормативную и организационно-распорядительную основу для реформирования ВС, их запланированного технического переоснащения и осуществления иных необходимых мероприятий с целью поддержания надлежащего уровня боеспособности российских Вооруженных сил.

На протяжении двадцатого века само понятие военной доктрины претерпевало весьма существенные изменения. Изначально этот документ носил сугубо военный характер. Но с изменением геополитической обстановки в мире РФ из чисто военной плоскости перешла в значительной степени в политическую сферу. Этот документ включает в себя преамбулу и три основные раздела.

В преамбуле дается характеристика и официально закрепляется само понятие военной доктрины, а также описываются правовые основы документа. Здесь же указывается, как остальные политические доктрины соотносятся с данным концептуальным документом. В преамбуле также подчеркивается сугубо оборонительная направленность Российского государства. В связи с этим Военная доктрина РФ сочетает в себе позицию последовательной и неуклонной приверженности мирному сосуществованию с твердой и четкой решимостью защиты национальных интересов, гарантирующей военную, политическую и экономическую безопасность страны. В качестве правовой базы документа выступают Конституция РФ с различными нормативно-правовыми актами и международные обязательства государства.

Реализация положений данного документа осуществляется путем единого централизованного административного и военного управления. Этим же целям, согласно доктрине, должны служить комплексы политико-дипломатических, социально-правовых, экономических, информационных, военных и прочих мероприятий. Иначе говоря, Доктриной акцентируется внимание на том, что достижение полной безопасности страны возможно только при слаженной работе всех институтов государства как единого организма.

Первый раздел документа посвящен военно-политическим основам. В частности, в нем указываются основополагающие факторы военно-политической ситуации на планете. Военная доктрина РФ отмечает снижение опасности начала крупномасштабного военного конфликта, но вместе с тем усиление различных проявлений экстремизма и сепаратизма на национальной, этнической или религиозной почве. Кроме того, подчеркивается увеличение количества локальных и гражданских войн, вооруженных конфликтов, обострение информационного противостояния в мире.

Второй раздел документа раскрывает военно-стратегические направления и основы Доктрины. В нем же классифицируются современные войны и вооруженные противостояния на крупномасштабные, локальные и региональные. А также по видам применяемых поражающих средств. Особенно подчеркивается устойчивая тенденция к региональному наращиванию вооружений, в т. ч. массового поражения. Правомерным считается применение российских ВС для отражения внешней агрессии, внутренних угроз и пресечения антиконституционной деятельности, а также для решения задач в полном соответствии с нормами Конституции. Основными формами использования российских ВС, согласно Доктрине, являются контртеррористические, миротворческие и стратегические операции.

И в третьем, последнем, разделе официально закрепляются основополагающие принципы военно-экономического характера. Основной целью экономического снабжения вооруженных сил признается удовлетворение нужд и потребностей армии в материально-финансовых ресурсах. Приоритетным направлением здесь признается полное и своевременное материально-финансовое обеспечение планового строительства военных объектов, боевой и мобилизационной подготовки войск, финансирование в полном объеме разработки и совершенствования новых видов вооружения, специальной техники и прочего.

Указ о Военной доктрине РФ был подписан 25 декабря 2014 г. Этот документ выступает в качестве основополагающего концептуального акта в сфере обеспечения обороноспособности страны. Военная доктрина РФ утверждена с целью нормализовать вопросы, касающиеся применения вооружения в политических интересах государства.

Предпосылки

Военная доктрина национальной безопасности РФ стала результатом широкой дискуссии в СМИ и конференции ВАГШ, где обсуждались теоретические вопросы, касающиеся использования вооружения в рамках политической деятельности государства. Необходимость формирования единого документа, включающего ключевые аспекты проблемы, появилась в конце прошлого столетия. К тому времени почти все развитые страны уже создали комплекс нормативных документов такого рода. Основные положения Военной доктрины РФ были приняты в ноябре 1993 года.

Суть концепции

Существующая сегодня новая Военная доктрина РФ провозглашает официально принятые взгляды руководства на использование вооружения для обеспечения обороноспособности государства. Согласно теоретическим требованиям, этот документ отвечает на следующие вопросы:

  1. С какими противниками и каким образом предотвращать вооруженные конфликты.
  2. Каким характером могут обладать борьба, задачи и цели государства и армии при ведении боевых действий.
  3. Какая военная организация должна быть создана для решения вооруженных конфликтов, и в каких направлениях ее следует развивать.
  4. Какие формы и способы должны использоваться в рамках военных действий.
  5. Как осуществлять подготовку государства и армии к войне или применению вооруженных сил в конфликтах.

Доктрина военной безопасности РФ ориентирована на защиту экономических интересов страны. Ее содержание определяется возможностями государства вести вооруженные конфликты. Они, в свою очередь, зависят от состояния экономики, уровня развития научно-технического прогресса и социальной инфраструктуры. Военная доктрина РФ исполняет информационную, организационную и нормативную функции. Они определяют его ключевое значение в вопросах подготовки государства и армии к защите интересов страны с использованием вооруженных сил.

Понятия

Военная доктрина РФ 2015 года содержит термин "система сдерживания". Под ней следует понимать комплекс определенных мер, ориентированных на предотвращение агрессии с использованием неядерных средств против России. В документе обозначены приоритеты государственной политики в вопросах оборонного строительства. В порядке убывания они выглядят так:


Внутренние опасности

В этом вопросе Военная доктрина РФ придерживается прежней позиции. К внутренним опасностям относятся:

  1. Попытки насильственно изменить конституционный строй России.
  2. Дестабилизация социальной и внутриполитической ситуации в стране.
  3. Дезорганизация деятельности органов госвласти, важнейших военных, государственных объектов, а также информационной инфраструктуры РФ.

Особую актуальность сегодня представляют террористические действия бандформирований и прочих организаций. Опасение вызывает и информационное влияние на население, направленное на подрыв патриотических, духовных и исторических традиций в сфере обеспечения защиты Отечества, провоцирование социальной и межнациональной напряженности, разжигание национальной и этнической вражды.

Главные угрозы

В качестве них Военная доктрина РФ признает:

  1. Резкое обострение межгосударственных отношений.
  2. Формирование условий для использования вооруженных сил.
  3. Воспрепятствование деятельности систем военного и государственного управления в РФ.
  4. Нарушения в функционировании ядерных стратегических сил, систем предупреждения о ракетных атаках, контроля над космическим пространством, объектами химической промышленности, атомной энергетики, хранения ядерного оружия и прочих потенциально опасных участков.

  5. Образование и подготовку незаконных формирований, использующих оружие против мира и порядка в обществе, их деятельность на территории России или в государствах-союзниках.
  6. Демонстрацию военной мощи при проведении учебных мероприятий в сопредельных регионах.
  7. Важной угрозой Военная доктрина РФ считает активизацию вооруженных сил отдельных стран или групп государств с частичной либо полной мобилизацией.

    Второй раздел

    Эта часть документа подвергалась неоднократным корректировкам. Изменение Военной доктрины РФ было обусловлено внешними обстоятельствами, нарастающей угрозой терроризма. Эти проблемы связываются с усилением конкуренции и соперничества в мире, неустойчивостью глобальных экономических процессов. Немаловажное значение в нарастании напряженности отводится перераспределению влияния в пользу новых силовых центров. Опасной признается и тенденция смещения угроз во внутреннюю сферу и информационное пространство России.

    Во втором разделе Доктрины отмечается, что на некоторых направлениях усиливаются военные опасности для государства. Документ конкретизирует источники внешней угрозы относительно складывающейся обстановки, изложенной в Стратегии государственной защиты. Это в первую очередь наращивание военного потенциала и укрупнение блока НАТО, приближение его боевой инфраструктуры к границам России, дестабилизация обстановки в ряде стран и регионов.

    Политика Российской Федерации в сфере обороны

    Она изложена в третьем, основном разделе Доктрины. Под оборонной политикой страны следует понимать деятельность власти по организации и обеспечению защиты территории государства и интересов союзников. В третьем разделе четко определяется направленность этой работы:

    1. Сдерживание и предупреждение вооруженных конфликтов.
    2. Совершенствование армии страны.
    3. Развитие способов и форм использования вооруженных сил, военных органов.
    4. Усиление мобилизационной готовности для обеспечения обороны и защиты территории государства и интересов его союзников.

    Военная доктрина подтверждает, что ядерные средства, которые имеются в распоряжении государства, рассматриваются главным образом в качестве сдерживающего фактора при проявлениях агрессии. Россия оставляет за собой возможность применения такого оружия в ответ на использование такового против нее либо ее союзников. Ядерная мощь будет задействована также в том случае, если обычные виды вооружения противника ставят под угрозу непосредственно само существование страны.

    Вопросы применения силы

    Они также отражены в третьем разделе документа. Военная доктрина признает правомерным использование силы с целью отражения агрессии, восстановления или поддержания мира, обеспечения защиты российских граждан, находящихся за пределами страны. Деятельность вооруженной организации при этом будет осуществляться решительно, комплексно и целенаправленно. Применение силы станет основываться на заблаговременном и постоянном анализе военной политической и стратегической обстановки в соответствии со всеми требованиями, которые предъявляет международное право.

    Третий раздел четко определяет главные задачи, которые стоят перед военной организацией государства в мирное время, а также в условиях усиления опасности проявления агрессии со стороны других субъектов.

    Мобилизационная подготовка

    Основополагающие ее принципы излагаются в четвертом разделе. В действующей редакции документа мобилизационной подготовке и готовности уделяется особое внимание. В Военной доктрине четко определены цели мероприятий. Они состоят в подготовке страны, вооруженных сил, органов и войск к обеспечению защиты территории и населения государства от нападения, а также к удовлетворению нужд граждан во время боевых действий. Это указывает на то, что политическое руководство учитывает нарастание вероятности втягивания России в крупномасштабную войну. Это, в свою очередь, потребует полной мобилизации вооруженных, экономических и моральных сил государства и граждан. В данном случае в виду имеется не столько армия, сколько страна в целом.

    Обеспечение обороны

    Этому вопросу посвящен пятый раздел документа. Военно-экономическое обеспечение оборонного комплекса направлено на формирование условий для стабильного развития и поддержания потенциала страны на уровне, который необходим для реализации принятой политики государства. В качестве главных задач в этой сфере выступают:

    1. Оснащение армии и военных органов вооружением, спецтехникой.
    2. Обеспечение материальными средствами. При непосредственной опасности со стороны агрессоров - дооснащение войск в соответствии с нормами военного времени, в мирные периоды - накоплением, эшелонированием и содержанием запасов.
    3. Восполнение потерь техники, вооружения, материальных средств в ходе боевых действий.
    4. Усовершенствование оборонной промышленности, обеспечение независимости страны, формирование комплекса технологий первостепенной важности, активизация инновационной инвестиционной деятельности, сохранение госконтроля.
    5. Плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество с заинтересованными государствами для обмена передовыми идеями и получения прибыли для оборонной промышленности.

    Заключение

    Военная доктрина формулирует четкие ориентиры на формы, способы, порядок использования вооруженной силы для обеспечения защиты суверенитета, конституционного строя, территориальной целостности, а также национальных интересов государства, исполнения союзнических обязательств, условий международных договоров.

Стратегия направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, а также на недопущение снижения качества жизни населения.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о принятых в России комплексных правовых актах (доктрин и стратегий), связанных с безопасностью в разных областях. До настоящего времени было принято пять подобных документов. С 2014 г. такие правовые акты утверждаются в рамках закона "О стратегическом планировании в РФ" от 28 июня 2014 г.

Стратегия экономической безопасности

Первая Государственная стратегия экономической безопасности РФ была принята указом президента РФ Бориса Ельцина от 29 апреля 1996 г. Документ выделял четыре основные угрозы экономической безопасности: обеднение и имущественное расслоение населения; деформированность структуры российской экономики (в том числе усиление топливно-сырьевого сектора); неравномерность развития регионов; криминализация общества.

Новый документ от 13 мая 2017 г. выделяет уже 25 вызовов и угроз, в том числе усиление структурных дисбалансов в мировой экономике, дискриминационные меры в отношении ключевых секторов российской экономики, слабая инновационная активность.

Доктрина информационной безопасности

9 сентября 2000 г. президент РФ Владимир Путин утвердил первую версию Доктрины информационной безопасности. Документ описывал систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности государства в информационной сфере.

В доктрине было выделено четыре вида угроз информационной безопасности: угрозы конституционным правам и свободам в области духовной жизни и информационной жизни; угрозы информационному обеспечению государственной политики; угрозы развитию отечественной информационной индустрии; угрозы безопасности информационных систем в целом.

Новая Доктрина информационной безопасности была принята указом президента РФ Владимира Путина от 5 декабря 2016 г. В документе было определено уже 10 видов угроз. В частности, наращивание рядом зарубежных стран возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях; дискриминация российских СМИ за рубежом; рост масштабов компьютерной преступности; использование механизмов информационного воздействия террористическими и экстремистскими организациями и т.д.

Стратегия национальной безопасности

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. утверждена указом президента РФ Дмитрия Медведева от 12 мая 2009 г., сменила утратившую силу Концепцию национальной безопасности РФ. Это базовый документ стратегического планирования, определяющий национальные интересы и стратегические национальные приоритеты страны, задачи внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности и устойчивое развитие.

Понятие "национальные интересы" было определено в документе как потребность в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства. В числе факторов, угрожающих национальным интересам, были перечислены "рецидивы односторонних подходов в международных отношениях", неконтролируемая и незаконная миграция, эпидемии, исчерпание энергоресурсов, рост числа стран - обладателей ядерного оружия и др.

Новая версия Стратегии национальной безопасности была утверждена президентом РФ Владимиром Путиным 31 декабря 2015 г. Национальными интересами в ней названы: укрепление обороны страны, обеспечение незыблемости конституционного строя; укрепление национального согласия; повышение качества жизни; сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей; повышение конкурентоспособности национальной экономики; закрепление за Россией статуса одной из лидирующих мировых держав.

В документе было отмечено, что Россия в последние годы продемонстрировала способность к обеспечению суверенитета, но угрозу ему создают наращивание силового потенциала НАТО, распространение практики свержения легитимных политических режимов и др.

Доктрина продовольственной безопасности

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации утверждена президентом РФ Дмитрием Медведевым 30 января 2010 г. и действует в настоящее время. В ней зафиксированы цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в этой области.

В частности, введено понятие продовольственной независимости - состояния экономики, при котором производство жизненно важных пищевых продуктов за год составляет не менее 80% потребностей населения в них. При этом планируется, что поставки рыбной продукции и сахара должны обеспечиваться внутренним производителем не менее чем на 80%, мяса - не менее 85%, молока и молочных продуктов - не менее 90%, зерна - не менее 95%.

Документ развивает положения Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.

Стратегия экологической безопасности

Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. утверждена 19 апреля 2017 г. и действует в настоящее время. Она сменила Государственную стратегию Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития (утверждена указом президента РФ Бориса Ельцина от 4 февраля 1994 г.).

Документ развивает положения Стратегии национальной безопасности, оценивает текущее состояние экологической безопасности в России, выделяет основные глобальные и внутренние угрозы. В числе глобальных угроз - последствия изменения климата на планете, рост потребления природных ресурсов, сокращение биоразнообразия. Внутренние вызовы - высокая степень загрязнение почв, воды, воздуха; низкий уровень экологического образования и культуры; недостаточное финансирование экологических мероприятий.

Защита национальных интересов России в военной сфере решается прежде всего военной организацией государства, которая представляет совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также выделяемые части научного и производственного комплексов, совместная деятельность которых, направлена на обеспечение обороны и военной безопасности, защиту жизненно важных интересов государства.

Главной задачей военной организации Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия против России и ее союзников.

Основные принципы обеспечения военной безопасности:

Сочетание твердого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем ее деятельности;

Эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификация военных угроз, адекватность реагирования на них;

Достаточность сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения военной безопасности, их рациональное использование;

Соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности;

Ненанесение ущерба международной безопасности и национальной безопасности других стран.

Основой военной организации государства являются Вооруженные силы Российской Федерации.

Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты обеспечения национальной безопасности поставили перед Вооруженными Силами РФ совершенно иные задачи, которые могут быть структурированы по четырем основным направлениям:

Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации.

Обеспечение экономических и политических интересов Российской Федерации.

Осуществление силовых операций мирного времени.

Применение военной силы.

Особенности развития военно-политической обстановки в мире обуславливают возможность перерастания выполнения одной задачи в другую, поскольку наиболее проблемные с точки зрения безопасности РФ военно-политические ситуации носят комплексный и многоплановый характер.

Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности или интересам Российской Федерации обеспечивается:

своевременным выявлением угрожающего развития военно-политической обстановки, подготовки вооруженного нападения на Российскую Федерацию и (или) ее союзников;

поддержанием состава, состояния, боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, а также систем управления на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях;

поддержанием боевого потенциала, боевой и мобилизационной готовности и подготовки группировок войск (сил) общего назначения мирного времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба;

поддержанием готовности к стратегическому развертыванию в рамках государственных мероприятий по переводу страны на условия военного времени.

Применение военной силы для обеспечения безопасности Российской Федерации

Вооруженные Силы РФ готовятся к прямому участию в следующих видах военных конфликтов:

 Вооруженный конфликт.

 Локальная война.

 Региональная война.

 Крупномасштабная война.

При этом, Вооруженные Силы РФ должны быть способны:

В мирное время и в чрезвычайных ситуациях, сохраняя потенциал стратегического сдерживания и выполняя задачи поддержания боеготовности, войсками (силами) постоянной готовности без проведения дополнительных мобилизационных мероприятий успешно решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах любого типа, а также осуществлять миротворческие операции как самостоятельно, так и в составе многонациональных контингентов.

В случае обострения военно-политической и военно-стратегической обстановки – обеспечить стратегическое развертывание ВС РФ и сдерживать эскалацию обстановки за счет сил стратегического сдерживания и маневра силами постоянной готовности.

В военное время – наличными силами отразить воздушно-космическое нападение противника, а после полномасштабного стратегического развертывания, – решать задачи одновременно в двух локальных войнах без применения ядерного оружия.

Российская Федерация намерена решительно и твердо укреплять свою национальную безопасность, опираясь как на исторический опыт, так и на позитивный опыт демократического развития страны. Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в выработке стратегии обеспечения национальной безопасности позволяют обеспечить национальную безопасность Российской Федерации и ее прогрессивное развитие в ХХI веке.

Военная доктрина – это принятая в государстве система взглядов на сущность, цели, характер возможной будущей войны, на подготовку к ней страны и вооруженных сил и на способы ее ведения

Структурно этот документ состоит из введения, трех разделов (I. Политические основы военной доктрины; II. .Военные основы военной доктрины III Военно-технические и экономические основы военной доктрины) и заключения.

Во введение отмечается, что отличительными чертами нынешнего этапа в жизни России, названного «переходным», являются:

1. Становление российской государственности.

2. Осуществление демократических реформ

3. Формирование новой системы международных отношений.

Исходя из этого, в военной доктрине нашей страны отражены официальные взгляды государства:

1. На предотвращение войн и вооруженных конфликтов;

2. На военное строительство;

3. на подготовку страны к обороне;

4. На организацию противодействия угрозам военной безопасности. государев

5. На использование Вооруженных Сил и других войск страны для зашиты жизненно важных интересов Российской Федерации.

Основные существующие к потенциальные источники военной опасности для Российской Федерации извне:

Территориальные претензии других стран,

Очаги локальных войн и конфликтов (особенно вблизи от наших границ),

Возможность применения оружия массового поражения,

Распространение этого оружия,

Нарушение международных договоренностей,

Попытки вмешательства во внутренние дела России;

Подавление врав, свобод, интересов россиян в других странах;

Нападение на военные объекты Вооруженных Сил РОССИИ за рубежом,

Расширение военных блоков в ущерб России;

Международный терроризм

Основные внутренние источники военной угрозы:

Противоправная деятельность националистических и иных организаций, нацеленных на дестабилизацию обстановки в России,

Попытки насильственного свержения конституционного строя;

Нападение на объекты ядерной энергетики и другие потенциально опасные объекты;

Создание незаконных вооруженных формирований,

Рост организованной преступности,

Нападение на арсеналы, склады оружия и иные военные учреждения;

Распространение в России оружия, боеприпасов и наркотиков.

Основные направления обеспечения военной безопасности России

Поддержание Вооруженных Сил в боеготовом безопасном состоянии.

Договоренности с другими государствами об отказе применения военной силы;

Сотрудничество с различными органами коллективной безопасности,

Совершенствование системы контроля за распространением оружия массового поражения и средств его доставки,

Утверждение и расширение сфер влияния Договора о нераспространении ядерного оружия,

Расширение мер доверия в военной области,

Реализация Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19. 11 90г.

Военные основы военной доктрины:

Главная цель применения Вооруженных Сил и других войск России в вооруженных конфликтах и локальных войнах - локализация очага и прекращение военных действий на их ранней стадии.

Конфликты могут перерастать в крупномасштабные войны.

На Вооруженные Силы возлагаются задачи.

Своевременное вскрытие угрозы нападения на страну и доклад об этом высшему руководству государства,

Поддержание ядерных сил на необходимей для обороны уровне,

Обеспечение возможностей развертывания Вооруженных Сил,

Охрана сухопутных, воздушных и морских границ.

Армией руководит Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами - Президент Российской Федерации (осуществляет общее руководство).

Отвечает за состояние Вооруженных Сил - правительство Непосредственное руководство Вооруженными Силами осуществляет министр обороны.

Оперативное руководство ведется Генеральным штабом.

Задачи Вооруженных Сил в случае агрессия против России:

Отражение воздушных, сухопутных и морских ударов противника,

Нанесение поражения противнику,

Действовать совместно с союзниками

Просмотров