Почему на Руси строили деревянные дома? Из чего на Руси строили дома? Прорубание окон и дверей.

Александр Николаевич, дерево - исконно российский материал строительства, у нашей страны богатые традиции деревянного зодчества и самые большие запасы леса. И все же Россия не может похвастаться большим количеством качественных деревянных домов. С чем это связано: пресеклась традиция или есть недостаток в спросе?

Использовать в строительстве то дерево, которое растет в России, дороже, чем импортное – у нас пока нет полного цикла заготовки «делового» леса в достаточных объемах. А если бы европейский лес не облагался такими таможенными пошлинами, мы по ценам могли бы конкурировать с программами доступного жилья.

Давайте развенчаем мифы, с которыми часто связывают дерево. К примеру, сегодня до сих пор многие считают дерево пожароопасным материалом. Также есть мнение, что дерево требует долгой усадки - до 3-х лет. Так ли это?

Что касается усадки деревянных домов. Например, технология клееной древесины: склеенный из хорошо высушенных и отсортированных частей (ламелей), клееный брус имеет высокую прочность и долговечность. Дома из клееного бруса вообще не дают усадки и в дальнейшем в нем не появятся трещины. Происходит это потому, что все части конструкции усаживаются в разных направлениях.

Что касается пожароопасности, то мы находимся в России, где действуют определенные нормы и правила, связанные с регламентом пожаробезопасности, с эксплуатацией электрооборудования, и т. д. Как компания, которая действует в России, мы соблюдаем все необходимые нормы и правила. В частности, наши конструкции прошли все необходимые сертификации в органах госнадзоров.

Кстати, о мифах. Деревянные дома не более пожароопасны, чем строения из других материалов. Более того, деревянный дом горит медленнее, чем любой другой. Из строительных норм и правил известно, что длиннопролетные конструкции в недеревянных зданиях все равно делаются из дерева. Скорость горения деревянной балки дольше, чем скорость горения балки металлической, которая лопается сразу и приводит к обрушению дома. А деревянная балка горит подольше и позволяет спасти людей.

Какие преимущества и недостатки дерево имеет перед камнем и кирпичом?

Преимущества – это, несомненно, экологичность дерева. Ведь еще на этапе производства вырабатывается наименьшее количество CO2, по сравнению с производством других материалов строительства. И в дальнейшей эксплуатации деревянный дом «дышит», в нем поддерживается кислородный баланс и оптимальная влажность воздуха.

Еще один момент - энергосбережение в деревянных домах. Технологии, применяемые в строительстве, позволяют максимально долго удерживать тепло в помещении в зимний период и прохладу летом.

Деревянные дома, на мой взгляд, наиболее органичны для комфортного загородного проживания, они логично вписываются в окружающий ландшафт. Я вообще считаю, что будущее - за деревянными домами.

Что касается минусов, то здесь я могу назвать только личные предпочтения человека. Если семье по какой-то причине нравится кирпичный дом, то в этом случае деревянный, безусловно, им не подойдет.

В интервью нашему изданию архитектор Тотан Кузембаев, сказал, что для того, чтобы деревянный дом простоял века, нужно точно соблюдать все технологии. Какие это технологии? Не нарушает ли количество пропиток дерева его экологические качества? Можно ли построить деревянный дом самостоятельно?

Дом должен быть экологичным, так же как еда должна быть вкусной. Все-таки к экологии мы должны относить ряд совокупных факторов - местонахождение данного дома, его принципиальные инженерные решения. Это делает дом экологичным. А не наличие клея или пропиток, которые присутствуют в любых других материалах также.

У компании целый ряд патентов на свои оригинальные решения в области деревянного строительства. Она первой в мире среди производителей деревянных домов получила право ставить на своей продукции знак СЕ, подтверждающий соответствие европейским стардартам качества.

К счастью, практически все крупнейшие мировые производители, имеют в своем ассортименте составы на основе натуральных и безопасных компонентов и красителей. Обычно, это составы на водной или алкидной основе, иногда на основе натурального масла. Такие составы обладают достаточно высокими защитными свойствами, и при этом сохраняют естественную фактуру древесины, не нарушают ее природных свойств. Секрет в том, что применяемый состав не должен образовать на поверхности дерева жесткой защитной пленки, а создать паропроницаемое «дышащее» покрытие. Именно такие составы использует компания HONKA.

Единственным недостатком таких составов является их меньший срок службы, то есть через несколько лет эксплуатации дома к вопросу покраски придется вернуться.

Но чего не сделаешь для себя и своей семьи? Кстати, такие материалы как нитролаки, эпоксидные и полиуретановые лаки и эмали HONKA вообще не применяет в своих домах, несмотря на их исключительную стойкость.

В качестве стенового материала при строительстве домов в элитных поселках зачастую используется клееный брус различного типоразмера. Нами, в частности, активно применяется салонный брус, состоящий из шести склеенных частей, идеальный материал для строительства деревянных зданий повышенной этажности. Собственная разработка – клееное бревно, диаметром 230 мм и 260 мм, совмещающее внешний вид традиционного бревна и технические качества салонного бруса. Трещин на клееном бревне практически не бывает, а его диаметр и плотность позволяют строить хорошо утепленные, большие по площади здания. Все эти виды строительного материала отличаются высокой прочностью, эстетичностью внешнего вида, а также низким коэффициентом осадки. Из круглых моделей бревен чаще строят дома в классической и кантри- стилистике. Тогда как клееный брус отлично подходит для строений более современного вида, не традиционной для деревянных домов архитектуры – с большими площадями остекления, односкатными крышами и т.д. При строительстве крупномасштабных объектов наиболее эффективно использовать материалы с большим диаметром.

Вообще экологичный деревянный дом, какие мы и строим, возводится из естественных, природных, сертифицированных материалов. Под экологически чистыми материалами чаще всего подразумевают именно дерево, т.к. именно оно обладает «дышащим» эффектом, пропуская сквозь себя воздух и обеспечивая тем самым постоянный воздухообмен, инфильтрацию, в помещениях. Кроме того, одной из важнейших характеристик «экодома» является его энергоэффективность, то есть предельное уменьшение теплопотерь, а дерево, как известно, является отличным теплоизолятором. К этому еще можно добавить уникальные дезинфицирующие качества дерева хвойных пород, выделяющего фитонциды, которые, как доказали ученые, увеличивают билогическую активность кислорода и обезвреживают болезнетворные микроорганизмы. А большие площади остекления в таких деревянных домах позволяют максимально использовать естественное освещение, что снижает расход электроэнергии.

Можно ли самому построить качественный дом из дерева?

Прежде чем начать любые работы по проектированию и строительству дома, каждый решает для себя следующие вопросы: какое место на участке будет лучшим для расположения на нем дома? Как расположить дом оптимальным образом по сторонам света, соседским строениям (если есть такие поблизости)? И наконец, какое архитектурно-пространственное решение для дома будет наилучшим образом соответствовать пожеланиям клиента и особенностям его участка (освещенность, рельеф, деревья на участке, видовые точки, подъездные пути и пр.)?

Вопросы непростые, поэтому многие заказчики уже на этом этапе предпочитают обращаться к специалистам. Если с таким вопросами клиент приходит в нашу компанию, то на его участок сразу направляется архитектор, зачастую вместе с ландшафтным архитектором. Беседуя с заказчиком на его собственном участке можно обратить внимание на многие особенности будущего проектирования и строительства, которые позволят правильно начать процесс проектирования дома и выгодно использовать особенности участка, в том числе и его возможные недостатки.

В каких регионах РФ Вы строите?

HONKA – как международный концерн имеет представительства в 30 странах мира, а дома HONKA поставляются более чем в 50 стран. В России концерн занимает первое место по импорту финских деревянных домов. Первое представительство HONKA открылось в России в 1995 году в Питере, затем в 1998 году заработало Московское представительство и уже в 2007 году – Пермское.

Всего за это время на территории РФ было построено более 1500 объектов, в московском регионе – порядка 700.

Рынок загородного жилья Ленинградской области активно развивается и на нем представлено несколько поселков, построенных в соответствии с принципами экодевелопмента, которого мы придерживаемся. Мы можем назвать коттеджные поселки «Хонка-парк», «Русская Швейцария», «Медное озеро», «Honka Family Сlub» и др.

Этой осенью как раз исполняется 3 года представительству HONKA в Перми. Если говорить об итогах работы на Урале, то за эти годы было полностью завершено строительство коттеджного поселка Деревня «Демидково». Общая площадь застройки составляет более 10 га. Представительство HONKA выполнило функции единой подрядной организации. В поселке - 23 индивидуальных дома класса «премиум» площадью от 367 до 507 кв. м. Следует, кстати, отметить, что архитектурные проекты были разработаны нашими специалистами специально для Уральского региона с учетом климатических особенностей.

За время работы, компания вышла на лидерские позиции по объему строительства на рынке деревянного домостроения в организованных коттеджных поселках высокого уровня. География присутствия HONKA на Урале расширяется. Помимо Перми, получены заказы на строительство в Екатеринбурге и и других городах Свердловской области. Объем частных заказов постоянно растет.

Какой объем деревянного домостроения относительно других материалов сегодня существует в Московской области и в других регионах, в которых Вы строите? Где он больше, где меньше? Какие изменения произошли за последние 5-10 лет?

На российском рынке малоэтажного строительства деревянные дома занимают сегодня долю около 40%. Почти половина малоэтажных построек сделана из дерева – это и коттеджные поселки, и частные строения. Все они, конечно, разного уровня и качества, но в любом случае, этот вектор присутствует: множество компаний производит деревянные дома в России; растет и дистрибуция западных домов из древесины. Впрочем, я не думаю, что этот процент будет сильно расти; думаю, сейчас мы наблюдаем его самое правильное значение.

Однако, например, в Перми объем частных заказов в 2010 году относительно аналогичного периода прошлого года увеличился в 3 раза. Следует только оговориться, что речь идет о поселках высокого уровня, расположенные в живописных местах.

Вообще, назвать цифры, характеризующие объемы строительных услуг и производства, сопутствующего деревянному домостроению, для российского рынка невозможно. Любые экспертные оценки здесь будут взяты с "потолка".

На рынке деревянного домостроения сегодня существует серьезная дифференциация производителей, участников рынка строительства и недвижимости. На уровне Министерства природных ресурсов и Министерства экономического развития и торговли РФ разрабатываются мероприятия, ограничивающие вывоз сырья за границу, нацеленные на создание комфортного дотационного и налогового климата для потенциальных инвестиций в деревоперерабатывающую отрасль. Однако нам, как экспертам с огромным опытом, видится, что такая ситуация приведет скорее к стимуляции целлюлозно-бумажного комплекса, появлению заводов прежде всего первичной переработки и строительству заводов по изготовлению строительных материалов, но не к росту качественных производств деревянных домов. В том числе по причинам биологических характеристик российского леса и по причинам лесозаготовительной логистики. Сегодня рынок качественного деревянного домостроения имеет ярко выраженный импортный характер в части производства и колоссальную разницу между сервисом и спектром услуг известных финских производителей и российских компаний.

Каков процент деревянного строительства по европейским странам и сколько в нем доли компании HONKA?

Что касается ситуации за рубежом, она похожа по пропорции в количестве и различается по пропорции в региональном распределении. Северная и Центральная Европа в большей степени строят дома из дерева, чем на европейском юге.

На сегодняшний день HONKA - лидер по обороту, как на внутреннем рынке в Финляндии, так и по экспорту комплектов поставки для строительства домов из плотноволокнистой сосны. Сейчас по объему импорта Россия делит первое место с Германией, далее - Япония, Америка и внутренний финский рынок.

Какие площади домов, в каком архитектурном стиле и какой планировкой сегодня наиболее востребованы в России?

В своем коттеджном поселке HONKA №1 мы предлагаем дома в стиле «вежливой» скандинавской архитектуры. Площадь домов в поселке варьируется от 330 до 510 кв.м. Это деревянные дома HONKA адекватной площади в экологически чистом и живописном месте Подмосковья. В каждом доме запланировано максимальное количество спален и санузлов. Дворцов по 1500 кв.м мы не предлагаем.

Еще один проект HONKA – коттеджный поселок «Дачи HONKA» - загородный комплекс в Истринской Долине», - совместный проект с компанией «Вектор Инвестментс». Проектом предусмотрены 4 типа домов площадью от 280 до 350 кв.м.

Безусловно, изменение финансовой ситуации в стране отразилось и на структуре спроса. Анализ потребительских предпочтений потенциальных клиентов показал, что вектор спроса сместился в сторону домов меньшей площади, по 250-400 кв.м. Доля домов подобных адекватных площадей в коттеджных поселках высокого уровня неуклонно растет, по сравнению с докризисным периодом.

Данный формат пришел на смену наиболее активному и востребованному сегменту докризисного периода «500+».

Какова стоимость деревянного дома "под ключ" в зависимости от метража?

Например, в коттеджном поселке «Дачи HONKA», где мы выступили не только в роли строительной компании, но и осуществляем полный цикл девелопмента, нами сформировано предложение, оптимальное с точки зрения «цена-качество». Данный проект отличает совершенно иной подход к ценообразованию, чем в других поселках HONKA. Стоимость земельного участка с подведенными коммуникациями и деревянным домом HONKA площадью 280-350 кв.м будет находиться на уровне 30 000 000 руб. Партнер проекта – компания «Вектор Инвестментс».

Беседовала Ирина ФИЛЬЧЕНКОВА

И дом, и часовня - всё из дерева.

Русь издавна считалась страной дерева: обширных, могучих лесов вокруг было предостаточно. Русичи, как отмечают историки, столетиями жили в "деревянном веке". Из дерева возводились рамы и жилые дома, бани и амбары, мосты и изгороди, ворота и колодцы. Да и наиболее распространенное название русского поселения – деревня – говорило о том, что дома и постройки здесь деревянные. Почти повсеместная доступность, простота и удобство в обработке, относительная дешевизна, прочность, хорошие теплотехнические качества, а также богатые художественно-выразительные возможности дерева выводили этот естественный материал на первое место в строительстве жилых домов. Далеко не последнюю роль играло здесь и то обстоятельство, что деревянные постройки можно было возводить в довольно короткие сроки. Скоростное строительство из дерева на Руси вообще было высоко развито, что говорит о высоком уровне организации плотничьего дела. Известно, например, что даже церкви, наиболее крупные постройки русских сел, иногда возводились "во един день", почему и назывались обыденными.

Кроме того, рубленые дома могли быть легко разобраны, перевезены на значительное расстояние и вновь поставлены на новом месте. В городах бытовали даже специальные рынки, где продавались "на вывоз" заранее изготовленные срубы и целые дома из дерева со всей внутренней отделкой. Зимой такие дома отгружались прямо "с саней" в разобранном виде, а на сборку и конопатку уходило не более двух дней. Кстати, все необходимые строительные элементы и детали рубленых домов продавались тут же, на рынке здесь можно было купить и сосновые бревна для жилого сруба (так называемые "хоромные"), и обтесанные на четыре канта брусья, и добротный кровельный тес, и различные доски "столовые", "лавочные", для обшивки "нутра" избы, а также "переводины", сваи, дверные колоды. Были на рынке и предметы домашнего обихода, коими насыщался обычно интерьер крестьянской избы: простая деревенская мебель, кадки, короба, мелкий "щепной товар" вплоть до самой малой деревянной ложки.

Однако, при всех положительных качествах дерева, один из весьма серьезных его недостатков - подверженность гниению - делал деревянные сооружения относительно недолговечными. Вместе с пожарами, подлинным бичом деревянной застройки, он существенно сокращал срок жизни рубленого дома - редкая изба стояла более ста лет. Именно поэтому наибольшее применение в строительстве жилья нашли хвойные породы сосна и ель, смолистость и плотность древесины которых и обеспечивали необходимую сопротивляемость загниванию. При этом на Севере для возведения дома использовали также и лиственницу, а в ряде районов Сибири из прочной и плотной лиственницы собирали сруб, всю же внутреннюю отделку производили из сибирского кедра.

И все же самым распространенным материалом для строительства жилья была сосна, в особенности, сосна боровая или, как ее еще называли, "кондовая". Бревно из нее тяжелое, прямое, почти без сучков и, по уверениям мастеров-плотников, "сырости не держит". В одной из порядных записей на постройку жилья, заключавшихся в старину между хозяином-заказчиком и исполнителями-плотниками (а слово "порядная" происходит от древнерусского "ряд" договор), вполне определенно подчеркивалось: "... лесу высечь соснового, доброго, ядреного, гладкого, несуковатого..."

Заготавливали строительный лес обычно зимой или в начале весны, пока "дерево спит и лишняя вода в землю ушла", пока можно еще вывезти бревна санным путем. Интересно, что и теперь специалисты рекомендуют проводить заготовку леса для бревенчатых рубленых домов зимой, когда древесина меньше подвержена усушке, загниванию и короблению. Материал для строительства жилья заготавливали либо сами будущие хозяева, либо нанятые мастера-плотники в соответствии с необходимой потребностью "сколько понадобится", как отмечалось в одной из порядных. В случае "самозаготовки" это делалось с привлечением родственников и соседей. Такой обычай, издревле существовавший в русских деревнях, назывался "помощью" ("толокой"). На толоку собиралась обычно вся деревня. Это нашло отражение и в пословице: "Кто на помочь звал, тот и сам иди".

Подбирали деревья очень тщательно, подряд, без разбору, не рубили, берегли лес. Была даже такая примета: если не понравились три лесины с прихода в лес, совсем не рубить в этот день. Бытовали и строго выполнялись и специфические запреты на рубку леса, связанные с народными поверьями. Например, грехом считалась порубка деревьев в "священных" рощах, связанных, как правило, с церковью или кладбищем; нельзя было рубить и старые деревья - они должны были умереть своей, естественной смертью. Кроме того, на постройку не годились деревья, выращенные человеком, нельзя было использовать и дерево, упавшее при рубке "на полночь", то есть на север, или зависшее в кронах других деревьев - считалось, что в таком доме жильцов ожидают серьезные неприятности, болезни и даже смерть.

Бревна для строительства рубленного дома подбирали обычно толщиной около восьми вершков в поперечнике (35 см), а для нижних венцов сруба - и более толстые, до десяти вершков (44 см). Нередко в договоре указывалось: "а меньше семи вершков не ставить". Заметим попутно, что сегодня рекомендуемый диаметр бревна для рубленой стены 22 см. Бревна вывозили в селение и складывали в "костры", где они лежали до весны, после чего стволы ошкуривали, то есть снимали, соскабливали оттаявшую кору при помощи струга или долгого скобеля, представлявшего собой дугообразное лезвие с двумя ручками.

Инструменты русских плотников:

1 - дровосечный топор,
2 - потёс,
3 - плотничий топор.

При обработке строительного леса применялись различные виды топоров. Так, при рубке деревьев использовался специальный древосечный топор с узким лезвием, при дальнейших работах плотничий топор с широким овальным лезвием и так называемый "потес". Вообще же владение топором было обязательным для каждого крестьянина. "Топор всему делу голова", говорили в народе. Без топора не были бы созданы замечательные памятники народного зодчества: деревянные церкви, колокольни, мельницы, избы. Без этого простого и универсального инструмента не появились бы многие орудия крестьянского труда, детали сельского быта, привычные предметы домашнего обихода. Умение плотничать (то есть "сплачивать" бревна в постройке) из повсеместно распространенного и необходимого ремесла превратилось на Руси в подлинное искусство - плотничье дело.

В русских летописях мы находим не совсем обычные сочетания - "срубить церковь", "рубить хоромы". Да и плотников часто называли "рубленниками". А дело здесь в том, что дома в старину не строили, а "рубили", обходясь без пилы и гвоздей. Хотя пила и была известна на Руси с глубокой древности, ее обычно не применяли при возведении дома - пиленые бревна и доски гораздо скорее и легче впитывают влагу, чем рубленые и тесаные. Мастера-строители не опиливали, а обрубали топором концы бревен, поскольку опиленные бревна "дерет ветром" - они трескаются, а значит, быстрее разрушаются. Кроме того, при обработке топором бревно с торцов как бы "закупоривается" и меньше гниет. Доски же делали вручную из бревен - в торце бревна и по всей его длине намечали зарубы, вгоняли в них клинья и раскалывали на две половины, из которых и вытесывали широкие доски - "тесницы". Для этого применялся специальным топор с широким лезвием и односторонним срезом - "потес". Вообще же плотницкий инструментарий был довольно обширен - здесь соседствовали, наряду с топорами и скобелями, особые "тесла" для выбирания пазов, долота и просеки для пробивания отверстии в бревнах и брусьях, "черты" для нанесения параллельных линий.

Нанимая плотников для строительства дома, хозяева подробно оговаривали важнейшие требования, предъявляемые к будущей постройке, что скрупулезно отмечалось в договоре-порядной. Прежде всего здесь фиксировались необходимые качества строительного леса, его диаметр, способы обработки, а также сроки начала строительства. Затем давалась детальная характеристика дома, который предстояло возвести, освещалась объемно-планировочная структура жилища, регламентировались размеры основных помещений. "Поставити мне новая изба, - записано в старинной порядной, четырех сажен без локтя и с углы" - то есть, около шести с четвертью метров, рубленая "в обло", с остатком. Поскольку чертежей при строительстве дома не делали, то в договорах на постройку вертикальные размеры жилища и отдельных его частей определяли по числу укладываемых в сруб бревен-венцов - "а до куриц вверх двадцать три ряды". Горизонтальные же размеры регламентировались наиболее употребимой длинной бревна - обычно это было около трех саженей "меж углы" - примерно шесть с половиной метров. Часто в порядных приводились сведения даже об отдельных архитектурно-конструктивных элементах и деталях: "и двери на косякох сделать и окон на косякох, сколько хозяин повелит сделать". Иногда же прямо назывались образцы, аналоги, примеры из ближайшего окружения, ориентируясь на которые мастера должны были выполнять свою работу: ".. а сделать те горницы и сени, и крыльцо, как у Ивана Олферьева у ворот малые горницы зделаны". Весь документ зачастую завершался рекомендацией дисциплинарного порядка, предписывавшей мастерам не бросать работу до полного ее окончания, не откладывать и не затягивать начатую постройку: "И до отделки того хоромного дела прочь не отходить".

Начало возведения жилища на Руси связывалось с определенными, регламентируемыми специальными правилами сроками. Лучшим считалось начинать строительство дома Великим постом (ранней весной) и так, чтобы процесс строительства включал в себя по срокам праздник Троицы вспомним пословицу: "Без Троицы дом не строится". Нельзя было начинать строительство в так называемые "тяжелые дни" - в понедельник, среду, пятницу, а также в воскресенье. Благоприятным для начала постройки считалось время, "когда наполняется месяц" после новолуния.

Возведению дома предшествовали специальные и довольно торжественно оформлявшиеся ритуалы, в которых нашли свое отражение наиболее важные, наиболее существенные для крестьянина земные и небесные явления, в них в символической форме действовали силы природы, присутствовали различные "местные" божества. По старинному обычаю, при закладке дома в углы клали деньги "чтобы богато жилось", а внутри сруба, в его середине или в "красном" углу, ставили свежесрубленное деревце (березку, рябинку или елочку) и зачастую вешали на него иконку. Это деревце олицетворяла собою "мировое дерево", известное почти всем народам и ритуально отмечающее "центр мира", символизирующее идею роста, развития, связи прошлого (корни), настоящего (ствол) и будущего (крона). Оно оставалась в срубе да завершения постройки. С обозначением углов будущего жилища связан другой интересный обычай: по предполагаемым четырем углам избы хозяин с вечера насыпал четыре кучки зерна, и если наутро зерно оказывалось нетронутым, выбранное для возведения дома место считалось хорошим. Если же зерно кто-либо потревожил, то строиться на таком "сомнительном" месте обычно остерегались.

На протяжении всего строительства дома строго выдерживался и еще один, весьма разорительный для будущих хозяев обычай, не отошедший, к сожалению, в прошлое и сегодня довольно частое и обильное "угощение" мастеров-плотников, возводящих дом, с целью их "задабривания". Процесс постройки неоднократно прерывался "заручными", "закладочными", "матичными", "стропильными" и прочими застольями. Иначе плотники могли обидеться и сделать что-то не так, а то и просто "подшутить" - так выложить сруб, что "в стенах жужжать будет".

Конструктивной основой рубленого дома был четырех угольный в плане бревенчатый сруб, состоявший из горизонтально уложенных друг на друга бревен-"венцов". Важной особенностью этой конструкции является то, что при его естественной усушке и последующей осадке исчезали щели между венцами, стена становилась более плотной и монолитной. Для обеспечения горизонтальности венцов сруба бревна укладывались так, что комлевые концы чередовались с вершинными, то есть, более толстые с теми, что потоньше. Чтобы венцы хорошо прилегали друг к другу, в каждом из соседних бревен выбирался продольный паз. В старину паз делался в нижнем бревне, на его верхней стороне, но, поскольку при таком решении в углубление попадала вода и бревно быстро подгнивало, паз стали делать на нижней стороне бревна. Данный прием сохранился и до наших дней.

а - "в обло" с чашками в нижних брёвнах
б - "в обло" с чашками в верхних брёвнах

По углам сруб связывался специальными врубками своеобразными бревенчатыми "замками". Специалисты утверждают, что типов и вариантов врубок в русском деревянном зодчестве насчитывалось несколько десятков. Наиболее же употребимыми были рубки "в обло" и "в лапу". При рубке "в обло" (то есть, округло) или "в простой угол" бревна соединялись таким образом, что концы иx выступали наружу, за пределы сруба, образуя так называемый "остаток" потому-то этот прием именовался еще рубкой с остатком. Выступающие концы хорошо предохраняли углы избы от промерзания. Способ этот, один из самых древних, именовался также рубкой "в чашу", или "в чашку", поскольку для скрепления бревен в них выбирались специальные углубления "чашки". В старину чашки, как и продольные пазы в бревнах, вырубались в нижележащем бревне - это так называемая "рубка в подкладку", позднее же стали применять более рациональный способ с вырубом в верхнем бревне "в накладку", или "в охлуп", что не давало влаге задерживаться в "замке" сруба. Каждую чашку подгоняли точно по форме бревна, с которым она соприкасалась. Это было необходимо для обеспечения герметичности самых важных и наиболее уязвимых для воды и холода узлов сруба - его углов.

Другой распространенный способ рубки "в лапу", без остатка давал возможность увеличить горизонтальные размеры сруба, а вместе с ними и площадь избы, по сравнению с рубкой "в обло", так как здесь "замок", скрепляющий венцы, делался на самом конце бревна. Однако он был более сложен в исполнении, требовал высокой квалификации плотников, а потому и обходился дороже, чем традиционная рубка с выпуском концов бревен "зауголков". По этой причине, а также из-за того, что рубка "в обло" занимала меньше времени, подавляющее большинство крестьянских домов в России рубилась именно таким образом.

Нижний, "окладной" венец зачастую клали прямо на землю. Для того же, чтобы этот начальный венец - "нижник" - был менее подвержен гниению, а также с целью создания прочной и надежной основы дома бревна для него подбирались более толстые и смолистые. Например, в Сибири для нижних венцов использовалась лиственница - очень плотный и довольно долговечный древесный материал.

Нередко под углы и середины закладных венцов подкладывали крупные камни-валуны или вкапывали в землю обрезки толстых бревен - "стулья", которые для защиты от гниения обрабатывали смолой или обжигали. Иногда для этой цели применялись толстые плахи или "лапы" - поставленные вниз корнями выкорчеванные пни. При строительстве жилой избы "окладные" бревна старались класть так, чтобы нижний венец плотно примыкал к земле, зачастую "для тепла" его даже слегка присыпали землей. После завершения "избного оклада" - укладки первого венца начинали сборку дома "на моху", при которой пазы сруба для большей герметичности прокладывали надранным в низинах и высушенным болотным мхом "мокришником" - это называлось "взамшить" сруб. Случалось, что для большей прочности мох "подвивали" куделей - вычесанными волокнами льна и конопли. Но поскольку, высыхая, мох все же крошился, в более позднее время для этой цели стали использовать паклю. Да и теперь специалисты рекомендуют швы между бревнами рубленого дома конопатить паклей в первый раз в процессе строительства и потом еще раз, через год-полтора, когда произойдет окончательная усадка сруба.

Под жилой частью дома устраивали либо низкое подполье, либо так называемый "подклет" или "подызбицу" - подвал, отличавшийся от подполья тем, что был он довольно высоким, не заглублялся, как правило, в землю и имел непосредственный выход наружу через невысокую дверь. Ставя избу на подклет, хозяин предохранял её от холода, идущего от земли, защищал жилую часть и вход в дом от снеговых заносов зимой и паводков весной, создавал прямо под жильём дополнительные подсобные и хозяйственные помещения. В подклете обычно устраивалась кладовая, часто он служил погребом. Оборудовались в подызбье и прочие хозяйственные помещения, например, в районах, где были развиты кустарные промыслы, в подклете могла размещаться небольшая мастерская. Содержали в подклете и мелкий скот или домашнюю птицу. Иногда же подызбица использовалась и под жилье. Встречались даже двухэтажные, или "двужилые" на два "житья" избы. Но все же в подавляющем большинстве случаев подклёт был нежилым, хозяйственным этажом, а жили в сухом и теплом "верху", поднятом над холодной влажной землей. Наибольшее распространение такой прием постановки жилой части дома на высокий подклет получил в северных районах, где весьма суровые климатические условия требовали дополнительного утепления жилых помещений и надежной и изоляции от промерзлой земли, в средней же полосе чаще устраивали невысокое и удобное для хранения продуктов подполье.

Завершив оборудование подклета или подполья, начинали работы по устройству пола избы. Для этого прежде всего врубали в стены дома "переводины" - довольно мощные балки, на которые опирался пол. Как правило, их делали четыре или реже три, располагая параллельно главному фасаду избы две у стен и две или одну посередине. Чтобы пол был теплым и не продувался, его делали двойным. Так называемый "черный" пол укладывали прямо на переводины, собирая его из толстого горбыля горбами вверх, или бревенчатого наката, и засыпали "для теплоты" слоем земли. Сверху настилали чистый пол из широких досок.

Причем такой двойной, утепленный пол делали, как правило, над холодным подвалом-подклетом, подызбицей, а над подпольем же устраивали обычный, одинарный пол, что способствовало проникновению тепла из жилого помещения в подполье, где хранились овощи и разнообразные продукты. Доски верхнего, "чистого" пола плотно пригонялись друг к другу.

Конструкция самцовой крыши:

1 - охлупень (шелом)
2 - полотенце (ветреница)
3 - причелина
4 - очелье
5 - красное окно
6 - волоковое окно
7 - поток
8 - курица
9 - слега
10 – тес

Обычно половицы укладывали по линии вход окна, от входной двери в жилое помещение к главному фасаду избы, объясняя это тем, что при таком расположении доски пола меньше разрушаются, меньше обкалываются по краям и служат дольше, чем при иной раскладке. Кроме того, по утверждению крестьян, такой пол удобнее мести.

Количество междуэтажных перекрытий-"мостов" в возводимом доме определялось еще в порядной: "... да в тex же горницах внутри намостить по три моста". Укладка стен избы завершалась установкой на той высоте, где собирались делать потолок "черепового" или "подгнетного" венца, в котором и врубали потолочную балку -"матицу". Ее местоположение также часто отмечалось в порядных записях: "а поставить та изба на семнадцатом матица".

Прочности и надежности матицы основы - основы потолка - придавалось очень большое значение. В народе даже говорили: "Худая матка всему - дому смятка". Установка матицы была весьма важным моментом в процессе возведения дома ею заканчивалась сборка сруба, после чего строительство вступало в завершающую фазу Укладку перекрытия и устройство крыши. Потому-то укладка матицы сопровождалась специальными обрядами и очередным "матичным" угощением плотников. Нередко сами плотники напоминали об этом "забывчивым" хозяевам: устанавливая матицу, они кричали: "матка трещит, не идет", и хозяевам приводилось устраивать застолье. Иногда, поднимая матицу, к ней привязывали испеченный по этому случаю пирог.

Матица представляла собой мощный четырехгранный брус, на который укладывали "потолочины" толстые доски или "горбачи", размещавшиеся вниз плоскостью. Для того же, чтобы под из тяжестью матица не прогибалась, зачастую стесывали по кривой ее нижнюю сторону. Любопытно, что этот прием используется и сегодня при возведении рубленых домов - это называется "вытесать строительный подъем". Закончив укладку потолка - "подволоки", обвязывали сруб под крышу, укладывая поверх черепового венца еще и "охлупные", или "охлобутные" бревна, которыми и закреплялись потолочины.

В русском народном жилище функционально-практические и художественные вопросы были теснейшим образом взаимосвязаны, одна дополняло и вытекало из другого. Слияние "пользы" и "красоты" в доме, неразрывность конструктивных и apxитектурно-художественных решений с особой силой проявились в организации завершения избы. Кстати, именно в завершении дома народные мастера видели главную и основную красоту всей постройки. Конструкция и декоративное оформление крыши крестьянского дома и сегодня поражают единством практических и эстетических аспектов.

Удивительно проста, логична и художественно выразительна конструкция так называемой безгвоздевой самцовой кровли - одной из самых древних, получившей наиболее широкое распространение в северных районах России. Опорой ей служил бревенчатые фронтоны торцовых стен дома - "залобники". После верхнего, "охлупного" венца сруба бревна главного и заднего фасадов избы постепенно укорачивались, поднимаясь до самого верха конька. Назывались эти бревна "самцами", поскольку стояли "сами по себе". В треугольники противоположных фронтонов дома врубали длинные бревенчатые слеги", являвшиеся основанием кровли "решетиной". Вершины фронтонов соединялись главной, "князевой" слегой, представлявшей собой завершение всей конструкции двускатной крыши.

К нижним слегам крепились естественные крюки - "курицы" - выкорчеванные с корнем и обтесанные стволы молодых елей. "Курицами" они назывались потому, что мастера придавали их отогнутым концам форму птичьих голов. Курицы поддерживали специальные желоба для отвода воды "потоки", или "водотечники" - выдолбленные по всей длине бревна. В них упирались тесины кровли, которые укладывались по слегам-обрешетинам. Обычно кровля была двойная, с прокладкой из бересты - "скалы", хорошо предохранявшей от проникновения влаги.

В коньке крыши на верхние концы кровельных тесин "нахлобучивали" "шелом" -массивное корытообразное бревно, конец которого выходил на главный фасад, венчая собою всю постройку. Это тяжелое бревно, именовавшееся еще "охлупнем" (от древнего названия кровли "охлоп"), зажимало тесины, удерживая их от сноса ветром. Передний, комлевый конец охлупня оформляли обычно в виде головы коня (отсюда "конёк") или реже птицы. В самых северных районах шелому иногда придавали форму головы оленя, зачастую размещая на ней подлинные оленья рога. Благодаря своей развитой пластике эти скульптурные изображения хорошо "читались" на фоне неба и были видны издалека.

Для поддержания широкого свеса крыши со стороны главного фасада избы использовался интересный и остроумный конструктивный прием - последовательное удлинение выходящих за пределы сруба концов бревен верхних венцов. При этом получались мощные кронштейны, на которые и опиралась передняя часть кровли. Выдаваясь далеко вперед от бревенчатой стены дома, такая крыша надежно защищала венцы сруба от дождя и снега. Кронштейны, поддерживавшие крышу, назывались "выпусками", "помочами" или "повалами". Обычно на таких же кронштейнах-выпусках устраивалось крыльцо, настилались обходные галереи-"гульбища", оборудовались балконы. Мощные бревенчатые выпуски, оформлявшиеся лаконичной резьбой, обогащали строгий внешний облик крестьянского дома, придавали ему еще большую монументальность.

В новом, более позднем типе русского крестьянского жилища, получившем распространение, в основном, в районах средней полосы, крыша имела уже покрытие на стропилах, бревенчатый же фронтон с самцами заменило дощатое заполнение. При таком решении резкий переход от пластически насыщенной грубофактурной поверхности бревенчатого сруба к плоскому и гладкому дощатому фронтону, будучи тектонически вполне оправданным, тем не менее не выглядел композиционно невыразительным, и мастера-плотники сажали прикрывать егo довольно широкой лобовой доской, богато украшенной резным орнаментом. Впоследствии из этой доски развился фриз, шедший вокруг всего здания. Следует отметить, однако, что и в этом типе крестьянского дома достаточно долго сохранялись еще некоторые делали более ранних сооружений кронштейны-выпуски, украшавшиеся несложной резьбой, и резные причелины с "полотенцами". Это определило в основном повторение традиционной схемы распределения резного декоративного убранства на главном фасаде жилища.

Возводя рубленый дом, создавая традиционную избу, русские мастера-плотники веками и открывали, осваивали и совершенствовали специфические приемы обработки дерева, постепенно разрабатывали прочные, надежные и художественно выразительные архитектурно-конструктивные узлы, оригинальные и неповторимые детали. При этом они всецело использовали положительные качества древесины, умело выявляя и раскрывая в своих постройках ее уникальные возможности, всемерно подчеркивая ее природное происхождение. Это еще более способствовало непротиворечивому вхождению построек в естественное окружение, гармоничному слиянию сооружении, созданных человеком, с первозданной, нетронутой природой.

Удивительно просты и органичны основные элементы русской избы, логична и прекрасно "прорисована" их форма, точно и полно выражают они "работу" деревянного бревна, сруба, крыши дома. Польза и красота сливаются здесь в единое и неделимое целое. Целесообразность, практическая необходимость любой делали ярко выражены в их строгой пластике, лаконичном декоре, в общем структурной завершенности всей постройки.

Бесхитростно и правдиво и общее конструктивное решение крестьянского дома - мощная и надежная бревенчатая стена; крупные, основательные врубки по углам; небольшие, украшенные наличниками и ставнями, окна; широкая крыша с затейливым коньком и резными причелинами, а еще крыльцо да балкон вот, казалось бы, и все. Но сколько скрытого напряжения в этой простой конструкции, сколько силы в плотных сочленениях бревен, как крепко "держат" они друг друга! Столетиями вычленялась, выкристаллизовывалась эта упорядоченная простота, эта единственно возможная структура надежная и покоряющая скептической чистотой линии и форм, гармоничных и близких окружающей природе.

Спокойной уверенностью веет от простых русских изб, добротно и обстоятельно обосновались они на родной земле. При взгляде нa потемневшие от времени постройки старых русских селении не покидает ощущение, что они, однажды созданные человеком и для человека, живут вместе с тем какой-то своей, отдельной жизнью, тесно связанной с жизнью окружающей их природы - так сроднились они с тем местом, где появились на свет. Живое тепло иx стен, лаконичный силуэт, строгая монументальность пропорциональных отношении, какая-то "неискусственность" всего их облика делают эти постройки неотъемлемой и органичной частью окружающих лесов и полей, всего того, что мы называем Россией.

Традиции народа древней Руси в первую очередь связаны с домом, с тем, как строились отношения в семье, как велось хозяйство, с обычаями, обрядами и праздниками. Строительство дома - акт творения, созидания. А плотники на Руси уподоблялись творцам, считались причастными к сакральной сфере и наделенными сверхъестественной силой и особым знанием о внешнем мире. Чтобы узаконить новую модель мира, мира, преобразованного совершившимся творением, строительство сопровождалось определенными таинствами…

Главным, и часто единственным орудием древнерусского зодчего был топор. Пилы, хотя и известны с X века, но применялись исключительно в столярном деле для внутренних работ. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: "срубить избу". И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае применяли деревянные костыли.

Русь издавна считалась страной дерева - обширных могучих лесов вокруг было предостаточно. Так уж сложилась русская жизнь, что почти все на Руси строили из дерева. Из мощных сосен, елей и лиственниц русские всех сословий - от крестьянина до государя возводили храмы и избы, бани и амбары, мосты и изгороди, ворота и колодцы. Как отмечают историки, русские столетиями жили в деревянном веке. Да и наиболее распространенное название русского поселения - деревня - говорило о том, что постройки здесь деревянные.

Конец 1940-х. Постройка сруба в селе Буховое Чаплыгинского района Рязанской области, улица Центральный порядок, домовладение Торопчина Алексея Макаровича. Два плотника устанавливают оконную коробку: у хозяина дома в руках уровень (слева- А.М.Торопчин), третий член бригады конопатит зазоры между брёвнами.

Дерево - один из самых древних, традиционных и любимых русским народом строительных материалов. А почему не камень? Ведь и камень у нас был!

На этот вопрос еще в XVI веке ответил Д. Флетчер в книге «О государстве Русском»:

«Деревянная постройка для русских удобнее, нежели каменная или кирпичная, потому что в тех много сырости, и они холоднее, чем деревянные дома, что важно в суровом климате Руси; дома из сухого соснового леса дают тепла больше всего» ...

Дереву на Руси издревле был почет. К нему, как к живому, обращались в самых разных случаях: «Свято дерево, помоги". И дерево, внимая просьбе-мольбе, помогало. Великая сила земли и неба сосредоточена в деревьях. А предки наши чистым своим сердцем чувствовали это и потому деревянные избы-хоромы, построенные: «как красота и мир скажут», так любили.

Дух дерева продолжал жить в бревнах сруба, в досках пола и потолка, в отполированной до блеска столешнице и в лавках. Поэтому и саму избу, свое жилище, крестьянин рассматривал как часть природы, ее одухотворенное продолжение.

Зайдя в такой дом, понимаешь, что его пространство наполнено мерным шумом леса и потоками свежего воздуха; это пространство дышит умиротворением и безмятежностью. В доме всегда витает тонкий «лесной» аромат сибирской сосны или лиственницы, кедра, ели. Солнце царит здесь с утра до вечера, мягкие пастельные тона выглядят естественно, смола солнечной слезой стекает по бревнам, и с темной иконы смотрит всепроникающим взглядом светлый лик Богоматери...

Дом выглядит неподдельно величественно, как и сама природа. Создается впечатление, что дом этот прижился, «пустил корни» в окружающую среду, стал неотъемлемой частью окружающих лесов и полей, всего того, что мы называем Россией.

Дом - то уникальное место на земле, где человек чувствует себя уверенно и спокойно, где ощущает себя полноправным хозяином. Отсюда отсчитывает он все свои перемещения во времени и пространстве, сюда возвращается, здесь ждет его семейный очаг, здесь он растит и воспитывает детей, здесь протекает его жизнь. «Дом - это там, где твое сердце», - писал римский ученый и историк Плиний старший.

При создании дома для себя и своей семьи наш предок вступал в теснейшие и весьма сложные связи и отношения с окружающей средой. Умело используя её особенности, он стремился вжиться в природу, гармонично и непротиворечиво слиться с нею, вписаться в ее живую и легкоранимую структуру. Существуя рядом и вместе с природой, развиваясь в постоянном контакте с нею, он, добивался, порой поразительных результатов в сложнейшем и ответственейшем деле формирования полноценного жилища, практичного и выразительного.

Природная наблюдательность, опыт предков, наработанные веками традиции, способность воспринимать и объективно оценить особенности естественного ландшафта пробуждали в русиче удивительное «чутьё» - он устраивался, обживался в действительно наилучшем месте, где было не только удобно, но и красиво - красота окружающей природы имела для него очень большое, а иногда и определяющее значение. Оно возвышало душу, давало ощущение свободы и простора.

Русская изба... Мудрым добром детских сказок обволакивает она, растворяя в сердце в покое. Для русского человека обычная деревенская изба является неким изначальным памятником его бытия, с ней связано начало Отечества - корневая основа его жизни.

Спокойной уверенностью веет от простых русских изб, добротно и обстоятельно обосновались они на родной земле. При взгляде на потемневшие от времени постройки старых русских селений не покидает ощущение, что они, однажды созванные человеком и для человека, живут вместе с тем какой-то своей, отдельной жизнью, тесно связанной с жизнью окружающей их природы - так сроднились они с тем местом, где появились на свет.

Древние северорусские избы повествуют нам о том, как жили наши предки времен Новгорода Великого и Московской Руси. Сделанное нашим предком - это практически сказанное им. Каждая изба - история.

Мы много знаем о том, как строятся современные деревянные дома, какой строительный материал, инструмент, средства защиты используется для этого. Также мы знакомы с другой информацией, благодаря которой легко сможем построить дом своими руками. Все это хорошо, да вот только, чтобы построить будущее, нужно хорошо знать наше прошлое, собственно, чем мы сегодня и займемся. В этой статье мы заполним информативную пустоту в нашей памяти и узнаем, как строили деревянные избы на Руси.

Инструмент для строительства

Итак, прежде чем говорить о самом строительстве, давайте разберемся в том, какой инструмент использовали наши предки. Здесь, особенно рассказывать не о чем, так как у наших предков был один-единственный, надежный и безотказный инструмент – топор, который использовался на любых этапах строительства. С его помощью руби деревья, снимали с них кору, очищали от сучков, подгоняли бревна друг к другу. Одним словом, делали все, что могло потребоваться в момент строительства дома. Из-за повсеместного использования топора при строительстве, в то время широко использовалось выражение – «срубить дом».

Именно поэтому сегодня, по привычке, называем деревянные дома срубами, хотя топор, почти не используем.

Заготовка материалов

Итак, вооружившись топором, наши недалекие предки шли в лес и рубили деревья. Стоит отметить, что приоритетным строительным материалом того времени, были хвойные деревья, в основном сосны и ели. Это объяснимо тем, что данные породы имеют ровную структуру, благодаря чему они просты в обработке и укладке. Кроме того, эти деревья, в большинстве, имеют подходящий уровень влажности, что делало дом устойчивее к усадке. Конечно, в то время про влажность дерева не знали, но зато заметили, что при использовании той же сосны, стены дома реже давали деформацию и трескались, как это происходило с другими породами.

Деревья старались рубить зимой. Прежде всего, это было обусловлено тем, что зимой было больше свободного времени, так как работы по хозяйству почти не было. Кроме того, наши предки считали, что дерево зимой спит, поэтому боли от ударов топора оно просто не ощущает. Удивительно, но они были правы, так как дерево в зимнее время прекращает жизненные процессы, связанные с обменом веществ, в результате чего, внутренняя влажность дерева уменьшается в несколько раз, что, в свою очередь, благоприятно отражается на строительстве. Конечно, ничего этого люди не знали, а лишь пользовались тем, что подсказывало им сердце.

Срубленные деревья притаскивали домой на лошадях. Далее, при помощи того же топора с дерева счищали кору и производили сортировку, где больные деревья, на которых была замечена гниль или насекомые, выбраковывали на распил. После чего, дерево некоторое время сушили, перекладывая с места на место, а затем, непосредственно, приступали к строительству, в котором участвовали мужчины с улицы города или со всего села.

Строительство деревянного сруба

Итак, приступая к строительству сруба, наши предки использовали все тот же инструмент – топор, с помощью которого, предварительно отступив от края бревна определенное расстояние, они вырубали специальные лунки, в которых и закреплялись другие бревна. Никакого бетона, щебня, прочного камня, в то время не было, поэтому фундамент никто не оборудовал. Первые бревна, которые укладывались в венец, клали на уплотненный грунт. Для уплотнения грунта, снимали некоторый слой земли. Таким же способом выравнивали поверхность относительно горизонта. Положив первый венец, плотники того времени приступали к укладке следующего, потом еще один и так далее, пока стены дома будут полностью не готовы. Стоит отметить, что при укладке, плотники подписывали каждые бревна, независимо от ряда. Это делалось для того, чтобы обезопасить себя от лишней работы, если вдруг, что-то пойдет не так и придется разбирать весь дом до бревнышка.

В строительстве сруба прошлого времени, поражает тот факт, что строители не использовали ни одного гвоздя, и это никак не влияло на прочность дома. Кроме того, раньше не было никаких утеплителей, средств защиты, лакокрасочных материалов, но деревянные дома, при должном уходе, всегда были теплыми и могли простоять 50 и более лет. Оказывается, дело было вот в чем.

С целью того, чтобы сделать дом теплым, закрыть все щели и уплотнить бревна, плотники того времени шли на хитрость. На поверхность каждого следующего бревна клали обыкновенный лесной мох, который, при усадке деревянного дома, прижимался так сильно, что вовсе закрывал все сквозные отверстия. Кроме того, эти дома были небольших размеров, поэтому отапливать их было очень просто.

Строили дом не так быстро, как в былую современность. Как правило, начинали строить ранней весной, а заканчивали уже осенью. Ждать год или два, пока дом даст усадку, у хозяев просто не было времени, поэтому к строительству крыши приступали сразу после окончания строительства стен дома.

Что касается строительства крыши, то, в своем большинстве, крыша была двухскатная. Это объяснялось тем, что на строительство данного типа крыши использовалось минимум строительного материала. В качестве кровельного материала люди выбирали солому, так как она была бесплатной и хорошо защищала дом от дождя и снега. Сама конструкция крыши, сильно напоминает современную крышу в два ската, несущие балки, «межэтажные балки перекрытия», примитивная обрешетка, конек и сама кровля. Чердачное помещение того времени люди использовали для того, чтобы сушить одежду, хранить некоторые запасы с огорода, а также для ненужных вещей. Это объяснялось тем, что в доме, из-за отсутствия свободного пространства, этим вещам просто не было места. В свою очередь, на пустом чердаке, воздух был гораздо теплее, чем на улице, что достигалось, благодаря дымоходу.

В качестве облицовки стен, но в большей мере с целью утепления, наши предки использовали солому, которую, как бы это странно ни звучало, они смешивали с коровьим пометом и глиной. Глину гладко затирали, придавая контуру дома идеально ровные грани стен и поверхности. Поверх глины наносили побелку, которую обновляли, как правило, несколько раз в год.

Определение центра

Строительство начиналось с определения ритуального центра. Такой точкой признавалась середина будущего жилища или его красный (передний, святой) угол. Сюда сажалось или втыкалось молодое деревце (березка, рябина, дубок, кедр, елка с иконой) или сделанный плотниками крест, который стоял до окончания строительства. Деревце или крест уподоблялись мировому древу, символизирующему миропорядок, космос. Так устанавливались отношения подобия между структурой будущего строения и структурой космоса, а сам акт строительства мифологизировался.

Жертва

В центре, обозначенном мировым древом, закладывалась так называемая строительная жертва. Подобно миру, который в мифологическом представлении был «развернут» из тела жертвы, дом также «выводился» из жертвы.

На ранних этапах истории у славян не исключались человеческие жертвоприношения при закладке строений, затем ритуальным эквивалентом человеческой жертвы стали домашний скот(чаще всего конь) и мелкие животные (петух, курица).

Отрывок из христианского номоканона гласит: «при постройке домов имеют обыкновение класть человеческое тело в качестве фундамента. Кто положит человека в фундамент - тому наказание - 12 лет церковного покаяния и 300 поклонов. Клади в фундамент кабана, или бычка, или козла». Позже строительная жертва стала бескровной. Устойчив набор из трех жертвенных символов: шерсть, зерно, деньги, которые соотносятся как с идеями богатства, плодородия, достатка, так и с олицетворением трех миров: животного, растительного и человеческого.

Укладка первого венца

Обряд жертвоприношения совмещался с укладкой первого венца. Этой операции уделялось особое внимание, ведь первый венец – это образец и остальным венцам, из которых состоит сруб.

С укладкой первого венца реализуется пространственная схема жилища, и теперь все пространство делится на домашнее и недомашнее, внутреннее и внешнее.

Обычно в этот день плотники кладут только один венец, после чего следует «окладное» («обложейное», «закладочное») угощение, во время которого мастера приговаривают: «Хозяевам доброе здоровье, а дому доле стоять, пока не сгниет». Если же плотники желают хозяевам будущего дома зла, то и в таком случае укладка первого венца - наиболее подходящий момент: ударяя крестообразно топором по бревну и держа в уме задуманную порчу, мастер говорит: «Гак! Нихай будиць так!» - и что он задумал, то и сбудется.

Укладка матицы

Центральный момент строительства – укладка матицы (бруса, служащего основанием для потолка) – сопровождался ритуальными действиями, целью которых было обеспечить тепло и достаток в доме.

Один из плотников обходил самое верхнее бревно («черепной венец»), рассеивал по сторонам хлебные зерна и хмель. Хозяева все это время молились богу.

Мастер-жрец переступал на матицу, где лыком была подвязана овчинная шуба, а в карманах ее положены хлеб, соль, кусок мяса, кочан капусты и в бутылке зеленое вино. Лыко перерубалось топором, шуба подхватывалась внизу, содержимое карманов поедалось и выпивалось. Могли поднимать матицу с привязанным к ней пирогом или караваем хлеба.После установки матицы и «матичного» угощения катались на лошадях с песнями, чтобы все селение видело, что матицу положили. И только через день продолжали достраивать дом.

Прорубание окон и дверей

Пристальное внимание уделялось процессу изготовления дверных и оконных проемов, дабы регламентировать, обезопасить связь внутреннего мира (дома) с внешним. Когда вставляли дверную раму, говорили: «Двери, двери! Будьте вы на заперти злому духови и ворови», - и делали топором знак креста. То же происходило, когда устанавливали притолоки и подоконники для окон, и так же обращались к окнам с просьбой не впускать в дом воров и злых духов.

Покрытие дома

Небо – крыша земли. Отсюда упорядоченность мира, гармония, ведь все, что имеет верхний предел, закончено, безусловно. Дом, подобно картине мира, становится «своим», жилым и безопасным, только будучи покрытым.

С укладкой крыши связано последнее, самое обильное угощение плотников, которое называлось «замочка» крыши.

На Севере устраивали«саламатник» - торжественный семейный обед для плотников и родственников. Основными блюдами была саламата нескольких сортов - густая затируха из муки (гречневой, ячменной, овсяной), замешанная на сметане и заправленная топленым маслом, а также каша из поджаренной на масле крупы.

Окончание строительства

Странными представляются обряды, завершающие строительство дома. В течение определенного срока (7 дней, год и т.п.) дом должен был оставаться незаконченным с той целью, чтобы избежать смерти кого-либо из членов семьи. Например, могли оставить непобеленным кусок стены над иконами или год не делали крышу над сенями, чтобы «всякие беды вылетали в это отверстие». Так незавершенность, незаконченность связывалась с идеями поддержания существующего порядка, вечности, бессмертия, продолжения жизни.

В северной Руси дома всегда строили деревянные, и не потому, что не умели строить каменные, а потому, что деревянный дом теплее, микроклимат в нем лучше, чем в каменном, ну и потому, что на Руси леса хватало. Все дело в теплопроводности дерева и камня. Дерево с одного конца может гореть (температура этого участка будет около +300 градусов по Цельсию), а за другой конец полена вы можете свободно держаться рукой. С камнем такое невозможно: если камень с одного конца нагреть до +200 градусов, то к другому концу вы не сможете притронуться. Кирпич по степени теплопроводности тоже недалеко ушел от камня.

Если бы наши предки жили в каменных замках, как англы и саксы, то нас с вами не было бы на свете, так как предки в нашем климате просто погибли бы - простудились и вымерли. Следовательно, деревянный дом - это условие жизни на Русском Севере. Можно, конечно, на севере жить в яранге из шкур или в чуме, но тогда ты не будешь русским, это будет совсем другая культура. Чтобы жить в яранге, необходимо, чтобы стадо оленей (источник шкур) было очень большое - не менее 30 оленей на одного человека.

Итак, Русь - это деревянные дома, деревянное зодчество, деревянная культура. Неслучайно и свою денежную единицу рубль мы называем деревянным. Из дерева на Руси делали дома и корабли, телеги, сохи, бороны, кадки, чашки, ложки, игрушки,... божьи храмы тоже строили из дерева. Неслучайно самыми почетными профессиями на Руси считались плотницкое и кузнечное дело, и только на третьем месте стояло ремесло горшечников - гончарное.

В разных частях нашей необьятной родины сложились разные стили деревянного строительства. В прежних своих статьях я показал, что великорусский этнос сложился в XIV-XVII веках из нескольких "родительских" этносов - варягов руси, словен, кривичей, угрофинов (меря, весь, кострома и др.). У каждого из этих этносов наверняка была своя манера строить дома, своя традиция. Народные традиции очень устойчивы: они, как и язык, сохраняются столетиями и даже тысячелетиями. Традиции - это то, что объединяет поколения людей в один народ, в один этнос. В ряде случаев традиции обусловлены особенностями климата и рельефа страны проживания, а в ряде случаев они просто проявление моды, привычки, и непосредственно с условиями жизни не связаны.


Традиции и современность русского деревянного зодчества

Русь издавна считалась страной дерева - обширных могучих лесов вокруг было предостаточно. Так уж сложилась русская жизнь, что почти все на Руси строили из дерева. Из мощных сосен, елей и лиственниц русские всех сословий - от крестьянина до государя возводили храмы и избы, бани и амбары, мосты и изгороди, ворота и колодцы. Как отмечают историки, русские столетиями жили в деревянном веке. Да и наиболее распространенное название русского поселения - деревня - говорило о том, что постройки здесь деревянные.

Дерево - один из самых древних, традиционных и любимых русским народом строительных материалов. А почему не камень? Ведь и камень у нас был!

На этот вопрос еще в XVI веке ответил Д. Флетчер в книге «О государстве Русском»:

«Деревянная постройка для русских удобнее, нежели каменная или кирпичная, потому что в тех много сырости, и они холоднее, чем деревянные дома, что важно в суровом климате Руси; дома из сухого соснового леса дают тепла больше всего» ...

Дереву на Руси издревле был почет. К нему, как к живому, обращались в самых разных случаях: «Свято дерево, помоги". И дерево, внимая просьбе-мольбе, помогало. Великая сила земли и неба сосредоточена в деревьях. А предки наши чистым своим сердцем чувствовали это и потому деревянные избы-хоромы, построенные: «как красота и мир скажут», так любили.

Дух дерева продолжал жить в бревнах сруба, в досках пола и потолка, в отполированной до блеска столешнице и в лавках. Поэтому и саму избу, свое жилище, крестьянин рассматривал как часть природы, ее одухотворенное продолжение.

Зайдя в такой дом, понимаешь, что его пространство наполнено мерным шумом леса и потоками свежего воздуха; это пространство дышит умиротворением и безмятежностью. В доме всегда витает тонкий «лесной» аромат сибирской сосны или лиственницы, кедра, ели. Солнце царит здесь с утра до вечера, мягкие пастельные тона выглядят естественно, смола солнечной слезой стекает по бревнам, и с темной иконы смотрит всепроникающим взглядом светлый лик Богоматери...

Дом выглядит неподдельно величественно, как и сама природа. Создается впечатление, что дом этот прижился, «пустил корни» в окружающую среду, стал неотъемлемой частью окружающих лесов и полей, всего того, что мы называем Россией.

Дом - то уникальное место на земле, где человек чувствует себя уверенно и спокойно, где ощущает себя полноправным хозяином. Отсюда отсчитывает он все свои перемещения во времени и пространстве, сюда возвращается, здесь ждет его семейный очаг, здесь он растит и воспитывает детей, здесь протекает его жизнь. «Дом - это там, где твое сердце», - писал римский ученый и историк Плиний старший.

При создании дома для себя и своей семьи наш предок вступал в теснейшие и весьма сложные связи и отношения с окружающей средой. Умело используя её особенности, он стремился вжиться в природу, гармонично и непротиворечиво слиться с нею, вписаться в ее живую и легкоранимую структуру. Существуя рядом и вместе с природой, развиваясь в постоянном контакте с нею, он, добивался, порой поразительных результатов в сложнейшем и ответственейшем деле формирования полноценного жилища, практичного и выразительного.

Природная наблюдательность, опыт предков, наработанные веками традиции, способность воспринимать и объективно оценить особенности естественного ландшафта пробуждали в русиче удивительное «чутьё» - он устраивался, обживался в действительно наилучшем месте, где было не только удобно, но и красиво - красота окружающей природы имела для него очень большое, а иногда и определяющее значение. Оно возвышало душу, давало ощущение свободы и простора.

Русская изба... Мудрым добром детских сказок обволакивает она, растворяя в сердце в покое. Для русского человека обычная деревенская изба является неким изначальным памятником его бытия, с ней связано начало Отечества - корневая основа его жизни.

Спокойной уверенностью веет от простых русских изб, добротно и обстоятельно обосновались они на родной земле. При взгляде на потемневшие от времени постройки старых русских селений не покидает ощущение, что они, однажды созванные человеком и для человека, живут вместе с тем какой-то своей, отдельной жизнью, тесно связанной с жизнью окружающей их природы - так сроднились они с тем местом, где появились на свет.

Древние северорусские избы повествуют нам о том, как жили наши предки времен Новгорода Великого и Московской Руси. Сделанное нашим предком - это практически сказанное им. Каждая изба - история.

| Строили в старину вольно, с удалым русским размахом. Земли было много, лес под рукой, да и рабочих рук не занимать: бездельникам на Руси почета не было, а к суровых северных краях они бы просто не выжили. Избы возводили большие, добротные и уютные. Иногда в один этаж, чаще в два со светелкой над ним, с большим крытым двором. Объем некоторых изб внушителен - до двух с половиной тысяч кубометров.

Основу каждой постройки составляет бревенчатый сруб - всегда мощный вне зависимости от своих размеров, пластичный, насыщенный светотенью, играющий множеством полутонов и оттенков натурального дерева. Естественная красота бревенчатого сруба - уникального в своей красоте и целесообразности предстает перед нами в каждом произведении подлинно народного деревянного зодчества.

Дом служил защитой, оберегал. Его орнаменты и детали - это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека. "Конь на крыше - в избе тише", - гласит народная пословица. Конь - аллегорическое напоминание о бесконечном движении человеческой жизни, о необходимости выбора в ней праведного пути. Там же, где царит дух нравственной силы, поселяется мудрость и тишина - вот и смысловая основа пословицы.

В защитно-заклинательной орнаментике русской избы большую роль играло символическое изображение солнца, которое показывалось трижды: восходящим, в зените и уходящим, - в местах соприкосновения кровли со срубом на (причалинах) и наверху под стыком кровельных скатов и причалин.

I Резные полотенца, на которых обычно вырезались символические солнца, олицетворяли чистоту человеческих помыслов, неразрывно связанную с солнечной радостью бытия, с победой света над тьмой.

Тот же символический смысл озарения, освещения придавался устройству красного (красивого, солнечного) угла внутри избы, где ставили иконы. Потолок в избе олицетворял небосвод, а поддерживающая его широкая балка - матица -Млечный путь. Все не случайно в жизни, - повествовала народная мудрость, надо лишь с вниманием смотреть, как бы прочитывая увиденное, призывая к глубинному осмыслению этой вроде бы и простой, но бесконечной в познании истины. I Для понимания архитектуры северной деревни нам нужно сделать ещё один шаг на пути осмысления природы и сущности древнерусского деревянного зодчества, сосредоточенных в его исходном принципе - в единстве конструктивно-технической и архитектурно-художественной форм.

Этот принцип, известный в древней архитектуре многих народов, в деревянном зодчестве России был выражен с наибольшей полнотой, если не сказать - с абсолютной и предельно возможной.

Думается, стоит внимательнее присмотреться к бесценному богатству, которое было интуитивно найдено коллективным народным разумом, что хранится в памяти народа. Остановиться, оглянуться, чтобы увидеть, вспомнить, рассмотреть и понять, как же решались нашими предками важнейшие для самого существования проблемы связи с окружающим миром, с естественной природой.

Предпочтение отдано хвойным породам из-за красивой фактуры, прочности и высокой стойкости к достаточно сложным условиям Сибири. Сосна, за счет ее низкой теплопроводности, создает микроклимат внутри дома, поэтому летом в доме, выстроенном из сосны, прохладно, а зимой тепло. Стена, возведенная из дерева, позволяет в 7 раз снизить нагрузку на фундамент по сравнению со стеной из кирпича, а, значит, дом можно ставить на более легкий фундамент, и тем самым до минимума свести расходы на фундамент.

При этом на Севере для возведения дома использовали лиственницу. Лиственница - порода ядровая. Ядро красновато-бурого цвета, заболонь светлая узкая. Ее древесина имеет мелкие немногочисленные смоляные ходы, обладает высокой стойкостью против загнивания и грибковых заболеваний, поэтому особо ценится в гидротехнических сооружениях. Примером этому может служить Венеция, стоящая более тысячи лет на сваях из лиственницы. Обладая высокой твердостью и прочностью, лиственница по своим качествам примерно на 30% превосходит сосну. В ряде районов Сибири из прочной и плотной лиственницы собирали сруб, всю же внутреннюю отделку производили из сибирского кедра.

И всё же самым распространенным материалом для строительства жилья была сосна, в особенности, сосна боровая или, как её ещё называли, «кондовая». Бревно из неё тяжелое, прямое, почти без сучков и, по утверждениям мастеров-плотников, «сырости не держит». В одной из подрядных записей на постройку жилья, заключавшихся в старину между хозяином и плотниками (а слово «порядная» происходит от древнерусского «ряд» - договор), вполне определенно подчеркивалось: «...лесу высечь соснового, доброго, ядреного, гладкого, не суковатого»...

Различают рудовую сосну, которая растет на глубоких рыхлых супесчаниках и легких суглинистых почвах, на возвышенных местах, имеет мелкослойную плотную древесину, узкую заболонь, смолиста. Другая разновидность сосны - мяндовая - растет на низменных глинистых почвах, имеет менее плотную весеннюю древесину, широкослойную, менее смолистую, чем рудовая сосна.

Заготавливали строительный лес обычно зимой или в начале весны, пока «дерево спит, и лишняя вода в землю ушла», пока можно ещё вывезти брёвна санным путем. Тогда древесина меньше подвержена усушке, загниванию и короблению. Бревна для строительства дома подбирали обычно толщиной около восьми вершков в поперечнике (35 см.), а для нижних венцов сруба - и более толстые до десяти вершков (44 см.). Нередко в договоре указывалось: "а менши семи вершков не ставить". Возраст подобной красавицы - 100-200 лет, высота - до 20 метров.

Деревянный дом из бревен большого диаметра стоит сейчас очень дорого. Но и удовольствие жить в нем не сравнимо ни с чем. Владельцы такого дома подчеркивают, что тепло, исходящее от настоящих крупных бревен, ни с чем не сравнимо. Здесь необычно легко дышится, уходит прочь раздражение и оставляет извечная суета городской жизни: в таком доме и здоровье сохранится до глубокой старости, и мысли и чувства будут светлы. Древесина материал податливый, чистый и отзывчивый на красоту. Ее теплый блеск, рисунок, цвет и аромат неповторимы. Как материал дает необыкновенный простор для творчества. Она достаточно прочна, способна долго сохранять тепло, хорошо поддается обработке. А, оказавшись в руках мастера, словно обретает душу, оживает. Заметим попутно, что сегодня рекомендуемый диаметр брёвна для рубленой стены - 22 см... Бревна вывозили в селение и складывали в "костры", где они лежали до весны.

Начало возведения жилища на Руси связывалось с определенными, регламентируемыми специальными правилами, сроками. Лучшим считалось начинать строительство дома Великим прстом (ранней весной) и так, чтобы процесс строительства включал в себя по срокам праздник Троицы, - «Без Троицы дом не строится". Нельзя было начинать строительство в так называемые "тяжелые дни" - в понедельник, среду, пятницу, а также в воскресенье. Благоприятным для начала постройки считалось время, «когда наполняется месяц" - после новолуния...

Далеко не последнюю роль имело и то обстоятельство, что деревянные постройки можно было возводить в довольно короткие сроки. Скоростное строительство из дерева на Руси вообще было широко развито, что говорит о высоком уровне организации плотничьего дела. Известно, что даже церкви - наиболее крупные постройки русских сел - иногда возводились «во един день», почему и назывались «обыденными».

Кроме того, рубленые дома могли быть легко разобраны, перевезены на значительное расстояние и вновь поставлены на новом месте. В городах бытовали специальные рынки, где и продавались « на вывоз» заранее изготовленные срубы и целые дома из дерева со всей внутренней отделкой. Зимой такие дома отгружались прямо « с саней» в разобранном виде, а на их сборку и конопатку уходило не более двух дней.

Стремление наших далеких предков украшать свои жилища, окружать себя красивой утварью - древняя традиция, сформировавшаяся по зову внутренней природы русского человека, его генетического стремления к красоте, гармонии.

Декоративная резьба на старинных русских постройках, сохранившихся на Русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири, всегда привлекала внимание путешественников, исследователей, художников своей завораживающей красотой, мастерством исполнения и образной выразительностью.

В наше время современные методы обработки древесины позволяют обеспечить идеальную подгонку бревен и абсолютную плотность мест стыка. Дерево отвечает всем требованиям по уровню комфортности, а также как нельзя лучше вписывается в столь популярную в последнее десятилетие «экологическую» концепцию внутреннего пространства.

В течение многих веков мастера - плотники для «бережения» дерева прибегали к исконным природным компонентам. Использование этих компонентов сохраняло экологическую чистоту и природную красоту дерева. Поскольку дерево - элемент живой природы, то его декоративную обработку осуществляли натуральными материалами, на основе натуральных масел, воска, разнообразных растительных вытяжек, способными оставлять поры открытыми, несмотря на глубокую обработку древесины. Таким образом, дерево «дышит», лишняя влага из него испаряется, износостойкость значительно повышается.

Натуральная глазурь, придающая дереву легкий шелковистый блеск, сохраняет и подчеркивает естественную красоту и текстуру дерева, обеспечивает защиту от вредного воздействия ультрафиолетового излучения, насекомых, влаги и ветра. Стены дома - усадьбы при этом сохраняют натуральный тон сосны и выглядят всегда свежими.

Многовековые поиски и эксперименты народных мастеров прошлого оказали Огромное влияние на внешний облик нынешнего деревянного дома. ! Удобный, теплый, уютный и красивый усадебный дом способен предоставить своим обитателям высокий уровень комфорта, обеспечить гармоничное развитие всех жизненных процессов, создать необходимые удобства для ведения хозяйства. Именно усадебный дом может полноценно и органично связать человека с окружающей природой, с ландшафтом, с землей.

Многочисленные проекты и постройки, осуществленные на основе дерева в России и за рубежом, неоспоримо доказывают его современность и безусловную перспективность использования в сегодняшней практике усадебного строительства.

Деревянные дома в Европе очень дороги и считаются элитными.

Новости Партнеров


Просмотров