Петр и феврония муромские празднование. Благоверные князь петр, в иночестве давид, и княгиня феврония, в иночестве евфросиния, муромские

Жизнь Петра и Февронии являет собой отношения мужчины и женщины, которые преодолели трудности земной жизни и воссоединились на небесах. Их любовь и смирение отмечены православной церковью - благоверные считаются идеалом христианской семьи.

Икона Февронии и Петра,так же, как и их мощи, является чудотворной. Перед ней молятся об укреплении семьи и соединении любящих сердец. Просят о замужестве и рождении ребенка. Петр и Феврония - святые покровители семьи и брака. К ним обращаются в минуты радости и печали, уныния и скорби.

Образ благоверных святых

Основные святыни, связанные с Петром и Февронией, находятся в городе Муроме (Владимирская область). В Свято-Троицком женском монастыре лежат их мощи. А в историческом музее города можно найти икону, написанную в 1618 году. На ней изображены благоверные святые и сцены из их Жития. К памятнику святых приходят молодожены, чтобы возложить цветы и почтить память муромских благоверных.

Со временем история князя и княгини приобрела сказочные черты, обросла легендами и поверьями. Существуют разногласия между исследователями их жизни. По одной версии, муромские супруги княжили в XIV веке. По другой - князь Давид и его жена Ефросинья (в иночестве Петр и Феврония) упокоились в 1228 году.

Икона Февронии и Петрапоможет обрести мир и согласие в семье, убережет от ссор и несчастий. Эти святые являются покровителями брака, а их жизнь - воплощение мудрости, милосердия, терпения.

Болезнь Петра

Повествование об их жизни написал живший во времена Ивана Грозного Ермолай Прегрешный.

Петр был младшим братом муромского князя Павла. Жена Павла призналась мужу, что к ней на блуд стал летать змей. Князь посоветовал супруге выведать у супостата, как его изничтожить. Княгиня хитростью выведала у змея, что смерть к нему придет от «Петрова плеча и Агрикова меча».

Прознав об этом, Петр вызвался помочь брату. Он нашел Агриков меч и поразил змея. Но перед смертью тот обрызгал будущего святого ядовитой слюной. Петр покрылся язвами и струпьями. Никто не мог излечить его от болезни. В разные края были отправлены посыльные для того, чтобы найти лекаря.

Встреча с Февронией

В рязанской земле проживала девушка Февронья. Она имела дар ясновидения и исцеления. Петра, который уже не мог самостоятельно передвигаться, привезли к дому Февронии. Он пообещал большую награду, если девушка его исцелит. Но Февронии не нужны были богатства. Она сказала, что только будущего мужа сможет вылечить от такой тяжкой болезни.

Петр согласился на ее предложение. Но для себя решил, что негоже простолюдинке выходить замуж за княжеского наследника.

Феврония вылечила Петра, но не до конца - все струпья исчезли, кроме одной язвы. Девушка была набожна и знала, что Господь насылает болезни для очищения души. Поэтому и оставила один струп как свидетельство греховности Петра.

Но спустя время болезнь вернулась. И Петру снова пришлось ехать к Февронии. В этот раз он сдержал слово, и после излечения женился на девушке.

Житие благоверных святых

После кончины Павла Петр стал князем Мурома. Но бояре невзлюбили простую девушку Февронию. Они устроили кровопролитный бунт, во время которого князю и княгине пришлось покинуть город. Пока супруги отсутствовали, бояре не смогли прийти к мирному соглашению. Они попросили Петра вернуться в Муром.

Князь и княгиня правили долго. Они были мудры и смиренны, с молитвой на устах просили Господа вразумить их. Принимали странников, кормили голодных, одаривали нищих. Благоверные молились за свой народ, соблюдая все заповеди Господа. Их правление отличалось кротостью и милосердием.

С наступлением старости Петр и Феврония стали монахами. Они постоянно молились, чтоб умереть в один день. И даже подготовили один гроб на двоих, с тонкой перегородкой посредине.

Чудесное воссоединение после смерти

После их упокоения люди посчитали кощунством хоронить Петра и Февронию в одном гробу. Дважды их тела разносили по разным храмам. И оба раза благоверные чудесным образом оказывались вместе. Люди удивлялись их воссоединению после смерти.

Петра и Февронию так и похоронили вместе. А могила стала местом поклонения паломников - каждый страждущий мог обрести на ней исцеление и утешение. Канонизация благоверных состоялась в 1547 году.

Икона святых Петра и Февронии поможет найти любовь и обрести счастье в семье. Благоверные являются ходатаями перед Спасителем о благополучии и взаимопонимании между родственниками.

Икона «Петр и Феврония»: значение для православных

Благоверные на первое место ставили любовь к Богу. Они не имели детей. А позднее, после монашеского пострига, и совсем исключили интимную жизнь. Супруги полностью подчинили себя служению Господу. Они неустанно благодарили Спасителя за счастливую встречу, которая соединила их судьбы.

Умиротворением и счастьем дышит икона «Петр и Феврония». Значениеее заключается в том, что своей жизнью благоверные указали путь от земного счастья к небесному воссоединению. Их духовный подвиг состоял в безграничной любви к окружающему миру. Но именно Богу они отдали свою жизнь, неся в душе сосуд милосердия, терпения и доброты. Земная любовь - это только средство для любви к Господу.

По сей день приносит утешение отчаявшимся супругам икона Петра и Февронии. Молитва перед их ликом вернет успокоение заблудшим душам. Научит любить все сущее и благодарить Спасителя за каждый миг жизни. Образ святых - неподражаемый пример христианской добродетели супругов. Их верность и любовь уже несколько веков подряд являются символом крепкой семьи.

Канонические изображения благоверных

После канонизации Петра и Февронию стали изображать на иконах. А в конце XVI века образы святых супругов включили в роспись Архангельского собора (в Московском Кремле).

Позднее появились канонические и неканонические иконы благоверных. В чем их отличие?

  1. Каноническая икона - правильное изображение. Она может использоваться в церковных обрядах, домашних молитвах.
  2. Неканоническая икона - неправильное изображение. Она предназначена для художественного оформления книг или предметов быта.

Каноническаяикона Февронии и Петра - та, на которой благоверные изображены в полный рост. На них надето монашеское облачение. Обязательно на иконе присутствует образ благословляющего Христа. В руках Петра и Февронии могут быть четки или свиток. Фоном в таких иконах чаще всего служит панорамное изображение обители, в которой проживали монашествующие благоверные.

Неканонические иконы появились после утверждения светского праздника - Дня любви и семьи. На них отсутствует образ Христа (иногда его заменяют на ангелочка). Ярко выражена эмоциональность, чувственность супругов. Неканоническая икона святых Петра и Февронии содержит много лишних деталей.

Чудеса святых

В 1992 году мощи святых были перенесены из скита в Троицкий собор. Сразу после этого события монахини стали замечать по ночам два столпа света, которые возвышались над Муромом. Начали самовозгораться лампады у мощей. А икона, которая находилась на крышке раки, замироточила.

Один из спонсоров, который помогал восстановлению монастыря, поделился счастливой вестью. У него родился ребенок, хотя супруги уже не надеялись на обретение потомства.

В Муроме местные жители из уст в уста передают легенду о сорокалетних супругах. Они ежедневно молились святым благоверным, приходили поклоняться мощам. Их усердие и смирение принесло плоды - вскоре у пары появился малыш.

Чудотворная икона Февронии и Петраобладает силой исцеления. Существует множество свидетельств, когда после молитвы перед ней излечивались от тяжкого недуга. Женщины перед ликом святых просят о любви и замужестве. А семейная икона Петра и Февронии будет оберегать союз, способствовать миру в доме и рождению здоровых детей.

День поминовения

Уже который год в России отмечается праздник - День семьи, любви и верности. Его дата, 8 июля, является днем поминовения Петра и Февронии. В этот праздник паломники отправляются в Муром - поклониться святым мощам. В других городах устраивают массовые бракосочетания. Считается, что подаренная икона Петра и Февронии на свадьбу убережет молодых от развода, дарует им мудрость и терпение.

Символом Дня любви и семьи является ромашка. Почему была выбрана такая эмблема? Ее белоснежные лепестки - знак крепкой, дружной семьи. Они соединяются по центру золотым кругом - всеобщей Божьей любовью.

Икона Петра и Февронии: чем помогает?

К помощи святым благоверным прибегают тогда, когда ищут утешения в семейной ссоре. Или молятся у образа о наставлении заблудших детей. Чаще всего к иконе обращаются женщины с просьбой о замужестве или рождении ребенка.

Нужна ли в домашнем иконостасе икона Петра и Февронии? Чем помогаетона в семейной жизни? Образ святых принесет благополучие в дом. Защитит от неверных шагов, убережет от измен. Поможет наладить отношения с детьми. Сохранит любовь и уважение супругов на долгие годы, развеет обиды и недомолвки в семье.

Все основные реликвии святых находятся в Троицком соборе Мурома. Икону благоверных можно найти и в других городах России. В какой церкви находится икона Петра и Февронии в Москве? Ее можно увидеть в храме Вознесения Господня (на Большой Никитской) и в храме Знамения иконы Божьей Матери (на Петровке).

Не только в горестях и несчастьях стоит приходить к иконе благоверных. В минуты радости и спокойствия можно поблагодарить святых о заступничестве и поддержке. Попросить укрепления в вере и смирения к ударам судьбы.

Икона может стать замечательным подарком на рождение ребенка или свадьбу. Чудодейственный образ наполнит христианским благочестием дом, в котором он находится.

Когда задаются вопросом, как в древней Руси относились к теме любви, то сразу вспоминают повесть о Петре и Февронии, историю двух святых, ныне покровителей семьи, любви и верности. В самой истории, как она дошла до нас со времен Ермолая-Еразма, слова «любовь» нет. Да и вообще, нам, приученным к слезливым голливудским сюжетам, геометрия отношений героев и их «love-story» показались бы сейчас весьма необычными.

Какие козни строит героям повести дьявол?

По сюжету, князь Петр спасает своего брата Павла от дьявольской напасти: к его жене начал летать змей «на блуд». Петру удается сразить змея мечом. Но змеиная кровь попадает на его кожу, и он покрывается язвами. Змей «уязвляет» князя, причем не только со стороны его тела, помимо язв и струпьев «прииде на нь болезнь тяжка зело» – какая-то другая, вторая болезнь, для которой нужен особый врач, а не те, к которым он обращался в Муроме. Феврония – тот самый врач, который может помочь. С другой стороны, чем может помочь девушка, далекая от целительства? О ее принадлежности к врачеванию нам ничего не известно. Кроме того, как же им встретиться: ему – Муромскому князю и ей – дочери бортника из Рязанской земли? Не затем ли Петру посылаются телесные и душевные страдания, чтобы он начал искать своего «избранного» врача, чтобы встреча двух противоположностей стала возможной?

Что значат загадки Февронии?

Князя привозят в Рязанскую землю. Отрок, пытаясь найти врача, заходит в один из домов и видит чудную картину: за ткацким станком сидит девица, а перед ней скачет заяц. Увидев гостя, она воскликнула: «Нехорошо быть дому без ушей, а горнице без очей!» Юноша ничего не понял из ее слов и надменно спросил, нет ли в доме мужчины. На что девица ему отвечает: «Отец и мать мои пошли взаймы плакать, брат же мой пошел сквозь ноги смерти в глаза глядеть». Снова отрок проиграл девице в мудрости, но сменил надменность на удивление. Для разума, который еще не дорос до таких вещей, Феврония поясняет: отрок пришел в дом, зашел в горницу и застал девушку в неприбранном виде, а если бы в доме был пес («уши» дома), то тот стал бы лаять. А если бы в горнице был ребенок («очи» дома), то сообщил бы ей о приближении гостя. Что касается отца и матери, то пошли они на похороны оплакивать покойника. Когда за ними смерть придет, то другие будут их оплакивать: это – плач взаймы. Брат же ее был бортником – когда он полезет вверх на дерево, то будет смотреть сквозь ноги на землю, чтобы не сорваться с высоты. Как видно, девица обладает каким-то особым умом. И не только. Заяц, который скакал рядом, – древний символ христианства, иногда изображаемый на иконах. Феврония, стало быть, чутка к гласу всевышнего.

Зачем Феврония лечит Петра?

Часто говорят, что князь Петр пообещал жениться на Февронии, если она его исцелит. Достаточно заглянуть в повесть, чтобы понять, что все было не так. Феврония, еще не видя князя в лицо, говорит его слугам: «Аще бо не имам быти супруга ему, не требе ми есть врачевати его». («Если я не стану супругой ему, то не подобает мне его лечить»). Слова мудрой девушки – не ультиматум князю и не плата за исцеление. Она говорит их сама себе: если она сможет стать супругой князя, то тогда ей следует его излечить. Феврония собирается спасать не князя, а свою половинку (если, конечно, князь согласится стать ею). По сути, слова девушки это классическая христианская мысль о том, что жена должна спасаться мужем, а муж – женою. Но князь считает, что дочь бортника ему не пара и решает обмануть ее. Феврония как будто знает, что так и будет. Она дает князю закваску, чудесным образом избавляющую от язв. Гордый Петр после исцеления не сдерживает обещание жениться и решает откупиться дарами. Вскоре прежняя напасть возвращается… Когда же князь приезжает к Февронии во второй раз, она говорит уже совсем по-другому: «Аще будет ми супружник, да будет уврачеван». Теперь князь поставлен в более жесткие условия: раз какая-то сила снова насылает на него хворь, то пора бы ему задуматься над своим высокомерием. Чтобы болезнь отступила, надо стать смиренным и сдержать обещание.

Именно так, не с первой попытки и преодолевая себя самого, Петр становится на путь спасения, где еще встретит немало испытаний и вместе со своей суженой Февронией сыщет себе славу святого. Едва ли «Повесть о Петре и Февронии» история о любви в нашем теперешнем ее романтическом понимании. Скорее, это притча о мирском спасении. Спастись можно только вместе – а для этого надо пойти на жертву. Так что герои повести оказываются вместе не благодаря, а вопреки: Февронии надо проявить жертвенную любовь, спасти ближнего, а Петру – стать смиренным и принять спасение кроткой девушки, которая в происхождении ему явно уступает. Не в этом ли древняя житейская мудрость возлюбленных?

В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агрикова меча».

У князя был брат по имени Петр. Он начал думать, как убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребенок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.

Однажды Петр пришел к брату. Тот был дома, в своей комнате. Потом Петр пошел к снохе и увидел, что брат уже сидит у нее. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришел к снохе и убил змия. Змий явился в своем естестве и, умирая, обрызгал Петра кровью.

Тело Петра покрылось язвами, он тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Больного привезли в Рязанскую землю и стали там искать врачей. Его слуга пришел в Ласково. Зайдя в один дом, он увидел девицу, ткущую полотно. Это была Феврония, дочь древолаза, добывающего мед. Юноша, видя мудрость девицы, поведал ей о беде, постигшей его господина.

Феврония ответила, что знает врача, который сможет вылечить князя, и предложила привезти Петра к ней в дом. Когда это было исполнено, Феврония вызвалась сама взяться за лечение, если Петр возьмет ее в жены. Князь не принял всерьез ее слов, ибо не считал возможным жениться на дочери древолаза, но пообещал сделать это в случае исцеления.

Она дала ему сосуд своей хлебной закваски и велела идти в баню, помазать там закваскою все язвы, кроме одной. Петр, желая испытать ее мудрость, послал ей пучок льна и приказал соткать из него рубашку, порты и полотенце за то время, пока он будет в бане. В ответ Феврония послала ему обрубок полена, чтобы князь сделал из него за это время ткацкий станок. Петр сказал ей, что это невозможно. А Феврония ответила, что так же невозможно выполнить и его повеление. Петр подивился ее мудрости.

Наутро он проснулся здоровым - на теле была лишь одна язва, - но не выполнил обещания жениться на Февронии, а послал ей подарки. Она их не приняла. Князь уехал в город Муром, но язвы его умножились и он вынужден был со стыдом вернуться к Февронии. Девушка исцелила князя, и он взял ее в жены.

Павел умер, и Петр стал править Муромом. Бояре не любили княгиню Февронию из-за ее происхождения и наговаривали на нее Петру. Один человек рассказал, например, что Феврония, вставая из-за стола, собирает в руку крошки, как голодная. Князь велел жене пообедать вместе с ним. После обеда княгиня собрала со стола крошки. Петр разжал ее руку и увидел в ней благовония.

Потом бояре прямо сказали князю, что не желают видеть Февронию княгиней: пусть возьмет себе какое хочет богатство и уходит из Мурома. То же самое они повторили на пиру самой Февронии. Она согласилась, но захотела взять с собой только супруга. Князь следовал Божиим заповедям и потому не расстался с женой, хоть и пришлось при этом отказаться от княжества. А бояре были довольны таким решением, ибо каждый из них сам хотел быть правителем.

Петр и Феврония уплыли из города по Оке. На том судне, где была Феврония, находился еще один человек с женой. Он-взглянул на Февронию с неким помыслом. А она велела ему зачерпнуть воды по правую и по левую сторону лодки и отпить. И потом спросила, какая вода вкуснее. Услышав, что одинаковая, Феврония пояснила: одинаково и естество женское, поэтому нечего помышлять о чужой жене.

На берегу приготовили еду, и повар подрубил маленькие деревца, чтобы повесить на них котлы. А Феврония благословила эти деревца, и наутро они сделались большими деревьями. Петр и Феврония собирались ехать дальше. Но тут пришли вельможи из Мурома и стали просить князя и княгиню вернуться, чтобы править городом.

Петр и Феврония, возвратившись, правили кротко и справедливо.

Супруги умоляли Бога о том, чтобы умереть одновременно. Они хотели быть похороненными вместе и велели высечь в одном камне два гроба, которые имели между собою лишь перегородку. Одновременно князь и княгиня приняли монашество. Петр получил во иночестве имя Давид, а Феврония стала Ефросинией.

Ефросиния вышивала воздух для храма. А Давид прислал к ней письмо: он ждал ее, чтобы вместе умереть. Монахиня просила его подождать, пока она закончит вышивать воздух. Во втором письме Давид писал, что может ждать недолго, а в третьем - что ждать больше не может. Тогда Ефросиния, закончив вышивать лицо последнего святого, одежды же не закончив, послала сказать Давиду, что готова к смерти. И, помолясь, они оба умерли 25 июня.

Тела их положили в разных местах: Давида - у соборной церкви Богородицы, а Ефросинию - в Воздвиженском женском монастыре. А общий их гроб, который они сами повелели себе вытесать, поставили в церкви Богородицы.

Наутро их отдельные гробы были пусты, а тела святых покоились «в едином гробе». Люди перехоронили их по-прежнему. А наутро снова нашли их в общем гробу. Тогда люди не посмели больше касаться тел святых и, исполнив их волю, похоронили вместе, в соборной церкви Рождества Богородицы. Те, кто с верою приходят к их мощам, получают исцеление.

Благоверные князь Петр, в иночестве Давид, и княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские

Бла-го-вер-ный князь Петр был вто-рым сы-ном Му-ром-ско-го кня-зя Юрия Вла-ди-ми-ро-ви-ча. Он всту-пил на Му-ром-ский пре-стол в 1203 го-ду. За несколь-ко лет до это-го свя-той Петр за-бо-лел про-ка-зой, от ко-то-рой ни-кто не мог его из-ле-чить. В сон-ном ви-де-нии кня-зю бы-ло от-кры-то, что его мо-жет ис-це-лить дочь пче-ло-во-да, бла-го-че-сти-вая де-ва Фев-ро-ния, кре-стьян-ка де-рев-ни Лас-ко-вой в Ря-зан-ской зем-ле. Свя-той Петр по-слал в ту де-рев-ню сво-их лю-дей.

Ко-гда князь уви-дел свя-тую Фев-ро-нию, то так по-лю-бил ее за бла-го-че-стие, муд-рость и доб-ро-ту, что дал обет же-нить-ся на ней по-сле ис-це-ле-ния. Свя-тая Фев-ро-ния ис-це-ли-ла кня-зя и вы-шла за него за-муж. Свя-тые су-пру-ги про-нес-ли лю-бовь друг ко дру-гу через все ис-пы-та-ния. Гор-дые бо-яре не за-хо-те-ли иметь кня-ги-ню из про-сто-го зва-ния и по-тре-бо-ва-ли, чтобы князь от-пу-стил ее. Свя-той Петр от-ка-зал-ся, и су-пру-гов из-гна-ли. Они на лод-ке от-плы-ли по Оке из род-но-го го-ро-да. Свя-тая Фев-ро-ния под-дер-жи-ва-ла и уте-ша-ла свя-то-го Пет-ра. Но вско-ре го-род Му-ром по-стиг гнев Бо-жий, и на-род по-тре-бо-вал, чтобы князь вер-нул-ся вме-сте со свя-той Фев-ро-ни-ей.

Свя-тые су-пру-ги про-сла-ви-лись бла-го-че-сти-ем и ми-ло-сер-ди-ем. Скон-ча-лись они в один день и час 25 июня 1228 го-да, при-няв пе-ред этим мо-на-ше-ский по-стриг с име-на-ми Да-вид и Ев-фро-си-ния. Те-ла свя-тых бы-ли по-ло-же-ны в од-ном гро-бе.

Свя-тые Петр и Фев-ро-ния яв-ля-ют-ся об-раз-цом хри-сти-ан-ско-го су-пру-же-ства. Сво-и-ми мо-лит-ва-ми они низ-во-дят Небес-ное бла-го-сло-ве-ние на всту-па-ю-щих в брак.

Вопрос об упоминании Петра и Февронии в исторических летописях остается открытым - прямых отсылок, к сожалению, не сохранилось. Но многие склоняются к тому, что в "Повести" речь идет об известном князе Давыде Юрьевиче и его жене Евфросинии, поскольку в иночестве они приняли имена Петра и Февронии.

Известная "Повесть о Петре и Февронии Муромских" в том виде, как мы ее знаем, появилась только к 1547 году. Ее оформил по распоряжению митрополита Макария писатель Ермолай-Еразм к московскому церковному собору, на котором и были канонизированы святые.

Очень здорово, что в России появился День семьи, любви и верности. Инициатива светлая и добрая, как раз любви сегодня очень не хватает. Но важно, что в "Повести" и слова нет о привычной нам "романтике" между мужчиной и женщиной.

Да, история - о верности, преданности и о христианской любви. Но в первую очередь - об одиночестве перед лицом Бога от рождения и до смерти, о том, что царствие на земле возможно только после признания Царствия Небесного.

Пётр - это "камень"

Начинается повесть с правления Павла и его супруги. Дьявол, "искони ненавидящий род человеческий", послал бедной женщине страшного змея-соблазнителя в обличье мужа.

Разумеется, посещения пресмыкающегося супругам, мягко говоря, не нравились. По наущению мужа женщина разузнала страшный секрет змея - что смерть ему суждена от Петрова плеча и от Агрикова меча. И Пётр, брат Павла, услышав это, "без колебаний и сомнений" взял миссию на себя.

В повести всегда обращайте внимание на имена главных героев. В данном случае очень важно, что на греческом имя Пётр означает "камень" (к слову, с французского pierre переводится именно так). Ключевая отсылка есть в Евангелии от Матфея, в котором Иисус Христос обращается к апостолу: "И я говорю тебе: ты Пётр, и на сем камне я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют её".

Почему "камень"? Святые отцы дают разные варианты толкований. Кто-то говорит, что это значит "крепок во Христе" и на непоколебимой вере простых людей держится Церковь. А в толковании святого праведного Иоанна Кронштадтского под основным камнем надо разуметь самого Иисуса Христа - "камень же был Христос".

Пётр из нашей повести своей верой, стойкостью и силой оправдывает данное ему имя. Он побеждает змея мечом, найденным в алтарной стене церкви (что тоже важный символ). Так что змея Пётр побеждает силой Бога.

Начиналось все не с романтики

Начало отношений Петра и Февронии - не вполне про любовь. Пётр, зараженный ядовитой кровью убитого змея, был смертельно болен, и Феврония (в переводе с греческого Ефросинья - "благомыслящая, радостная") обещает вылечить мужчину, если тот на ней женится. Князь смутился неравенством брака: "Ну как это можно князю дочь древолаза взять себе в жены!". После первого лечения он так и не женился, за что и был наказан новыми струпьями.

Вторая попытка оказалась удачнее. На этот раз Февронии дано "твёрдое слово", и после повторного лечения Пётр женится.

Важно сказать, что сомнения Петра были вызваны не капризом, а чувством княжеского долга жениться на равной. Ведь неблагородное происхождение Февронии становится причиной многих раздоров, и бояре готовят целый сговор против супругов.

Повесть учит нас ещё и тому, что вся земная власть - от Бога. Хитрые бояре изгнали супругов из Мурома и впоследствии поплатились за это.

Перед Петром стоял сложный выбор. Бросить царствование и оставить все неблагонадежным боярам - крайне безответственный шаг для правителя. И все же "блаженный князь по Евангелию поступил: пренебрег княжением своим, чтобы заповеди Божьей не нарушить" .

После всех перипетий Пётр и Феврония благополучно возвращаются, "и правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям".

Супруги, но монахи

Идеальная жизнь христианина - это монашество. Конечно, в мирской жизни самое верное решение - большая семья, но нельзя представлять ее как онтологически высшую ценность. У каждого на пути к Царствию Небесному свой одинокий путь.

Согласно повести, до встречи Пётр и Феврония предпочитали проводить время в одиночестве: "Было у Петра в обычае ходить в одиночестве по церквам"; "За ткацким станком сидела в одиночестве девушка и ткала холст" .

Были ли у супругов дети - вопрос. В самой повести об этом не говорится - только о том, что Пётр и Феврония целиком отдали себя Богу и служили людям, "как чадолюбивые отец и мать". Но если принять версию о прототипе - Давыде Юрьевиче, - то у пары всё же было трое детей.

В конце жизни, согласно повести, Пётр и Феврония приняли монашество, а умерли в один день. Тела их перенеслись в единый гроб, но с тонкой перегородкой, символизирующей одиночество во смерти.

Повесть говорит нам о главном: цель семьи - вовсе не уютное человеческое счастье с детьми на руках и золотистым ретривером у камина. Цель - смотреть в бессмертие и дать шанс новым маленьким душам обрести путь ко спасению.

Семья - это малая церковь, где родные помогают друг другу прожить праведную жизнь. Думайте о смерти каждый день, особенно если вас окружают милые дети и ретривер. Любите и берегите друг друга, радуйтесь но - memento mori. Именно этому нас учит крепкая семья Петра и Февронии.

Просмотров