Означает приставка по. Функции приставок в сочетании с глаголами движения

Вариант ответа 3 из 3

68

Когда я был ещё совсем мальчишкой, - начал старик, - мой отец в саду посадил слабенький черенок. Я прыгал вокруг него и то и дело задавал вопросы, чем отвлекал папу, но он был немногословен, и на мои вопросы отвечал сухо. Быстро утратив интерес к этому бесполезному занятию я вернулся в дом, чтобы поиграть с кошкой. Мама всё так же громко кашляла. Я подошёл к её кровати и положил ей руку на лоб, виновато улыбаясь. Я знал что она сильно болеет. Мама прижала своей рукой мою руку и, улыбнувшись, сказала чтобы я поиграл в сторонке.
Через пару часов в саду раздался громкий кашель-это папа вывел маму посмотреть на то самое деревцо. Я сидел в своей комнате, и через открытое окно слышал, как он говорил, что это дерево он посадил для неё, и что она скоро расцветёт как этот тополь, и всё будет как раньше, а мама плакала и благодарила его.
Тополь никак не рос. Какие бы усилия мы ни прилагали-он никак не хотел превращаться в более или менее похожим на дерево. А мама тем временем чахла на глазах. Отец больше не улыбался и перестал шутить, он просил чаще обычного бывать с мамой, а сам тем временем возился с грядками или стоял на базаре и продавал наш урожай.
Спустя пару месяцев маме стало хуже. Она попросила меня довести её до тополя, чтобы она могла немножечко посидеть возле него. Я выполнил её просьбу и ушёл наблюдать за ней из окошка. Мама очень долго сидела возле него и тихо роняла слёзы, а потом вскочила и обняла его, что-то шепча себе под нос. Я смотрел как заворожённый и не мог оторвать взгляда, мне казалось, что на моих глаза происходит какое-то чудо, хотя видимых причин на то не было. Это продолжалось до тех пор, пока папа не пришёл и не проводил маму домой.
Спустя пару дней отец вечером, после очередной работы в саду, пришёл очень счастливый и рассказал нам, что тополь вырос на 2 сантиметра! И в этом не может быть ошибки, он окреп, и это было видно невооружённым глазом. Все были очень рады, улыбка не сходила с маминого лица, а папа катал меня на плечах и смеялся. С этого дня всё изменилось, я помню это как сейчас-сказал старик, утирая слёзы. Он продолжил,-Мамы не стало через пять лет. Она долго сражалась со страшной болезнью, даря нам любовь и ласку каждый день. Я верю, что этот тополь появился у нас не случайно, пожалуй, сама судьба нам сделала подарок, ведь именно он вдохнул новую жизнь в нашу семью, я никогда не видел прежде своих родителей счастливее, чем тогда. Сейчас я понимаю, что именно это дало маме сил бороться с недугом эти годы.
Я сидел и молчал, не отрывая взгляда от старика, а он вдруг бросил взгляд на меня, и виновато улыбнувшись, посмотрел на небо, смахнув с морщинистых щёк слезу, попрощался со мной и медленно побрёл в сторону реки. А я долго сидел и не мог поверить в то, что всё это произошло на самом деле.


Значения глагольных приставок

В русском языке глагольные приставки имеют следующие значения:

В- (во - , въ - ). Соотносится с предлогом «в» (с вин. пад.) и обозначает направление движения, действия внутрь чего-н.: вбежать в комнату , внести вещи в вагон (противоп. вы- в 1-м знач.).

Вы- . 1. Обозначает движение изнутри наружу (глаголы с этой приставкой употребляются обычно в сочетании с существительным в родительном падеже с предлогом «из»): выбежать из комнаты , вынести вещи из вагона (противоп. в- ). 2. Служит для образования глаголов совершенного вида: гладить — выгладить , красить — выкрасить , мыть — вымыть , учить - выучить .

До- . Соотносится с предлогом «до» и обозначает движение до какого-н. предмета: добежать до дверей, донести чемодан до вокзала , или доведение действия до конца, до какого-н. момента: дописать письмо, дочитать книгу до середины .

За- . 1. Соотносится с предлогом «за» и обозначает движение за предмет: забежать за угол, заползти за дерево ; попутное движение, действие: заехать за товарищем, занести письмо знакомым ; действие, движение, направленное куда-н. далеко, за пределы чего-н.: забросить мяч дальше всех . 2. Обозначает начало действия: задрожать, закричать, запрыгать (ср. по- в 1-м знач.). Глаголы с приставкой за- в начинательном значении не имеют несовершенного вида.

Из- (изо - , изъ- , ис- ). Образует глаголы со значением предельной полноты, исчерпанности действия: избить (сильно побить), исписать (весь карандаш). В некоторых случаях глаголы с из- (ис- ) приобретают лишь грамматическое значение совершенного вида: печь — испечь , пугать — испугать , тратить — истратить .

На- . 1. Соотносится с предлогом «на» (с вин. пад.) и обозначает направление движения, действия на предмет: наехать на камень, набросить платок на плечи, надвинуть шляпу на лоб . 2. Обозначает распространение действия на многие предметы: набрать грибов, нажарить котлет, наносить воды (существительное — прямое дополнение в этом случае ставится обычно в родительном падеже множественного числа). 3. С помощью приставки на- и частицы -ся образуются глаголы со значением полной удовлетворённости действием: наговориться (поговорить вдоволь), наесться , напиться , наработаться .

От- (ото- , отъ- ). Соотносится с предлогом «от» и обозначает движение, действие, направленное от предмета, в сторону: отбежать от дерева, отодвинуть стул от окна, отъехать от города (в большинствеупотреблений противоп. под- ; ср. v- ).

Пере- . 1. Обозначает направление движения, действия через что-н.: перебежать дорогу (через дорогу), перевести ребёнка через улицу , перешагнуть порог . 2. Обозначает повторение действия (совершение его заново или по-другому): переделать работу, переписать статьи, переспросить (спросить ещё раз), перечитать книгу . 3. Обозначает распространение действия на все, на многие предметы: перемыть всю посуду, переломать все игрушки, перечитать много книг .

По- . 1. Обозначает начало движения: побежать, повезти, повести, понести, поползти (ср. за- во 2-м знач.). 2. Обозначает непродолжительность действия: побегать (бегать некоторое время), поговорить , поработать , почитать (ср. про- в 3-м знач.). Глаголы с приставкой по- в 1-м и 2-м знач. несовершенного вида не имеют. 3. Служит для образования глаголов совершенного вида: гасить — погасить, завтракать — позавтракать .

Под- (подо- , подъ- ). Обозначает движение, действие, направленное к предмету или под предмет: подбежать к окну, подойти к товарищу, подложить подушку под голову (в большинстве употреблений
противоп. от- ; ср. при- ).

При- . Обозначает доведение движения до конечной цели: приехать на Север , прийти в библиотеку , принести (книгу) домой (противоп. у- ).
Приставка при- под- , но под- указывает на видимое приближение к кому-, чему-н., а при- подчёркивает окончательный результат приближения, ср.: подъехать к театру —
приехать в театр
.

Про- . 1. Обозначает движение мимо кого-, чего-н.: пробежать мимо окон, проехать около дома, пролететь над морем . 2. Обозначает действие, направленное сквозь предмет; действие, в результате которого образуется отверстие в чём-н.: прорубить окно в стене, проделать отверстие . 3. Обозначает заполнение действием определённого промежутка времени (всего целиком): пробегать (весь день), проговорить (целый час), продежурить (двое суток) (ср. по- во 2-м знач.). Глаголы с приставкой про- в этом значении несовершенного вида не имеют. 4. Служит для образования глаголов совершенного вида: читать — прочитать, шептать — прошептать .

Раз- (разо- , разъ- , рас- ). 1. Обозначает деление на части, распределение по частям, по поверхности: разбить, разорвать, раздать (всем карандаши), разложить (книги по полкам) . 2. С помощью приставки раз- и частицы -ся образуются глаголы, обозначающие движение в разные стороны: разбежаться, разойтись, разъехаться (противоп. с- во 2-м знач.).

С- (со- , съ- ). 1. Соотносится с предлогом «с» (с род. пад.) и обозначает движение сверху вниз: сбежать (с крыльца), сбросить (снег с крыши), скатиться (с горы) . 2. С помощью приставки с- и частицы
-ся образуются глаголы, обозначающие движение с разных сторон к одной точке: сбежаться, слететься, съехаться (противоп. раз- во 2-м знач.). 3. Служит для образования глаголов совершенного вида:
варить — сварить, делать — сделать, мять — смять .

У- . Обозначает удаление от кого-, чего-н., откуда-н.: убежать из дому, уйти от товарища (противоп. при- ).
Приставка у- близка по значению к приставке от- , но от- указывает на видимое увеличение расстояния между движущимся предметом и исходной точкой, а у- обозначает движение, результатом которого
является полное удаление откуда-н., ср.: отъехать от города (далеко, недалеко, на несколько километров) — уехать из города (совсем) .

  • Значения глагольных приставок

Русский язык невероятно богат и отчасти благодаря морфемам, которые, участвуя в словообразовании, создают новые слова . Приставка, она же префикс , - важнейшая морфема, без существования которой половина слов исчезла бы. Ставится она перед корнем и количество этой морфемы в слове может достигать трёх единиц!

Вконтакте

Одноклассники

Многие приставки русского языка образованы от синонимичных предлогов. Например: слово отглагольный образовано от сочетания предлога с существительным, от глагола. Некоторые из них заимствованы из других языков. Например, морфема «анти-» означает «противоположность» или же «враждебность». Чтобы быть грамотным и образованным человеком , необходимо знать не только правописание приставок, но и их значение. Данные морфемы в русском языке по форме бывают неизменяемые и изменяемые.

Неизменяемые приставки

Даже не выучивая весь список наизусть, невероятно сложно ошибиться в написании неизменяемых приставок. Они пишутся одинаково при любых обстоятельствах, независимо от того, стоит ли гласная или согласная после них, глухой звук или же звонкий.

  • «о-» , например: окликнуть, обернуться, окинуть;
  • «до-» , например: доехать, добежать, доплыть;
  • «по-» , например: постичь, пожарить, постепенно;
  • «про-» , например: пролежать, пролазить, пробежать;
  • «пра-» , например: прабабушка, прадедушка, праславянский (приставка употребляется в том случае, если слово имеет значение родства, изначального и древнего);
  • «на-« , например: набег, нападение, народ;
  • «за-» , например: застрелить, записать, забежать;
  • «над-» («надо-») , например: надорвать, надсмеяться, надоить;
  • «под-» («подо-») , например: подоконник, подтачивать, подсказывать;
  • «от-» («ото-») , например: отточить, оторвать, отогнуть;
  • «об-» («обо-») , например: оборванный, обсыпанный, обход;
  • «в-» («во-») , например: вцепляться, ворваться, вход;
  • «пред-» , например: предвестник, предвесенний, предшествовать;
  • «пере-» , например: переехать, передвинуть, переждать;
  • «с-» («со-») , например: согнать, сбежать, сдвинуть.

Стоит заметить, что приставки «з-» в русском языке не существует. В начале слова перед согласным буква «з» ставится лишь в нескольких словах: здание, здесь, здешний, здоровье, не видно ни зги.

Изменяемые

Запомнить, то как они пишутся, довольно легко . Важно смотреть на букву, с которой начинается корень, следующий за первой морфемой. Если звук звонкий, то и приставка будет оканчиваться на звонкий согласный. Если же звук глухой, то и окончание её будет глухим.

Важно знать , что это правило неприменимо к словам, приставка в которых неизменяема: сдаться и сгруппироваться.

«Не-» и «ни-» употребляются чаще всего в отрицательных и неопределённых местоимениях , а также отрицательных наречиях, образованных от местоимений. Определить, какая гласная буква будет употребляться довольно просто. Если на морфему падает ударение, то пишем «е», если же приставка безударная - «и».

Например: некто - никто, нечто - ничто, некогда - никогда и т. д.

Это правило применимо к словам других частей речи только в том случае, если они образованы от отрицательных местоимений или наречий. Например: ничтожный, никчёмный.

Правописание «пре-» и «при-»

«Пре-» и «при-» возможно, самые сложные в написании, потому как необходимо знать все их значения.

Начнём с «при-». Она имеет следующие значения:

  1. Значение приближения. Приезжать, прибегать.
  2. Значение неполноты действия . Пристукивать, притоптывать.
  3. Значение присоединения и скрепления . Приплюсовывать, припаять, пришить.
  4. Значение близкого расположения , прилегания к чему-либо, соседства. Пригород, прибрежье.

«Пре-» употребляется в тех случаях, когда:

  1. Означает высокую степень или качество . Проверить себя можно, заменив её словом «очень». Преинтереснейший (очень интересный), прехорошенькая (очень хорошенькая).
  2. Имеет значение «чрез» и синонимична «пере-» . Преступник (т.е. человек перетупивший через закон), преображение.

Следует тщательно проанализировать слово, чтобы не допустить ошибок, ведь в зависимости от того, какая буква будет использоваться, значение слов будет меняться. Предать друга, но придать значения. Пребывать в стране, но прибывать в страну. Приклониться в дверях, но преклоняться таланту.

Сложно это правило и тем, что в результате заимствований в нашем языке появились слова, значение которых не всегда просто понять. Вот некоторые из них: преамбула, прерогатива, прецедент, примитивный.

Иноязычные приставки

Изучать значение тех или иных иноязычных частей слова не только невероятно полезно, но и интересно. Большинство из них было заимствовано из латинского и греческого языков.

  • «А-» имеет отрицательное значение и указывает на отсутствие какого-то признака. Ахроматизм, алогичный, аморальный ;
  • «Анти-» используется в русском языке для образования слов, имеющих значение противоположности . Антинаучный, антибактериальный, антивирус;
  • Значением высшей степени и превосходства обладает морфема «архи-» . Архипастырь, архиважный;
  • С помощью приставки «гипер-» указывают на превышение нормы. Гиперактивность, гиперчувствительность;
  • «Диз-» (употребляется перед гласными) и «дис-» (употребляется перед согласными) несут в себе значение разделения и отрицания. Дисбаланс, дисгармонировать;
  • Заимствованная «контр-» синонимична русской приставке против. Контрнаступление.

Вы когда-нибудь задумывались над значением и важностью такой части слова, как приставка? Ведь в русском языке огромное количество имен существительных, имен прилагательных, глаголов, имеющих в своем составе приставную часть.

В данной статье будет подробно рассмотрена приставка «пере-». В особенности речь пойдет о том, каково ее лексическое значение и употребление. Кроме того, в статье также будут представлены примеры, которые помогут вам полностью разобраться в вопросе правильного и грамотного использования приставки «пере-».

Все слова русского языка имеют в своем составе корень. Это особая часть слова — морфема — которая объединяет группы родственных слов общим значением. Например, существительные "кот, котенок, котик, котяра" и глагол "окотиться" имеют общий корень «кот» . А потому называются однокоренными.

Кроме того, в слове практически всегда есть окончание. Это определенные буквы, находящиеся в конце слова. Они меняются, если слово меняет свою структуру по числам, падежам и т. п. Например, имя существительное «ябеда»: «я — ябеда, мы — ябеды; творительный падеж — ябедой, предложный — о ябеде» .

Примерно у трети слов русского языка есть суффиксы. оставшаяся между корнем и окончанием. Например, слово «терпение»: корень «терп», окончание «е» и суффикс «ени».

И, наконец, ко многим словам русского языка можно добавить приставку. Эта часть слова еще называется префиксом. Она необходима для того, чтобы дополнить или полностью изменить значение слова. Например, глагол «плыть»: выплыть, заплыть, уплыть, доплыть, всплыть, приплыть, отплыть, переплыть.

Важность приставки «пере-»

Данный префикс довольно оригинален, ведь приставка «пере-» — многозначная. То есть она может придать слову разный смысл и даже сделать его полностью противоположным тому, что был изначально.

Такая особенность приставки позволит поставить видоизмененное слово в любой необходимый контекст и передать нужную информацию в правильной формулировке. Это свойство делает исследуемую приставку очень важной и полезной как для письменной речи, так и для разговорной.

Приставка «пере-» может использоваться, сочетаться с такими частями речи, как имена существительные и глаголы. И на обеих приставка будет влиять по-разному. Как именно, рассмотрим в следующем подпункте.

Значение приставки «пере-» в именах существительных

Приставка «пере-» довольно часто сочетается с разными словами, относящимися к именам существительным. Она, словно приправа в процессе приготовления блюд, вносит своеобразную нотку, делая слово частично или кардинально иным. Как внешне (визуально), так и в плане смысловой нагрузки (значении).

Слова — имена существительные — в сочетании с приставкой «пере-» обозначают повторный или переделанный процесс какого-либо действия. Например: «переделка, пересчет, перерасчет , перепланировка, перегруппировка, переосмысление, перепайка, перепев , переэкзаменовка, перевыборы, переиначивание, перезагрузка и т. п. »

Значение приставки «пере-» в глаголах

Если в результате участия изучаемой приставки в словообразовании имен существительных получается лишь одно значение, новый смысл, то сочетание данной части слова с глаголом открывает целый спектр таких значений.

Только не пугайтесь, они все довольно просты. И, прочитав о них однажды, вы запомните данную информацию чуть ли ни до конца жизни.

Чтобы вы лучше поняли каждое значение, которое придает приставка «пере-», сочетаясь с глаголом, изучим их все по очереди.

Обозначает повторное действие

Глаголы, так же как и существительные, сливаясь с приставкой «пере-» в новое слово, могут приобретать значение «еще раз», подразумевающее повторное действие или переделку чего-либо.

Для внесения конкретики рассмотрим следующие примеры: «передумать, переделать, переиначить, перекрасить, перевесить, переиграть, пересмотреть, перемыть, перестирать, переписать, пересчитать, перечитать, перекроить и т. п.»

Перемещение куда-то, через что-то

В сочетании с некоторыми глаголами исследуемая приставка «пере-» может придавать получившемуся слову значения, обозначающие процесс перемещения:

    Через что-либо. Например: «перепрыгнуть, перебежать, перешагнуть, перейти, переплыть, перескочить, перебраться, перелететь, переползти, перелезть, перетянуть и т. д.»

    Из одного места в другое. Например: «передвинуть, переместить, перевесить, перенести, перекинуть, перебросить, перенаправить, передать, переложить, перетащить, переволочить, перевезти, переставить, переехать и т.д.»

Избыточное, чрезмерное действие

Кроме того, приставка «пере-» порой придает глаголам значения «слишком» или «очень». Чаще всего такие процессы возникают, в случае если человек слишком много делал что-либо. В результате он чувствует себя неважно, даже если он отдыхал или спал.

Примерами таких словообразований являются: «переспать, передержать, перенапрягаться, переесть, перепить, пересидеть, переутомиться, пересмотреть, переслушать, перенасыщаться, перегулять, перетерпеть, переждать, переварить, перенаселять, перегружать, перенервничать, переворошить и т. п.»

Поломка, рассоединение чего-либо

Глаголы с приставкой «пере-» могут обозначать какой-то разрушительный процесс, действие, явление. Они подразумевают поломку, уничтожение или рассоединение чего-либо.

Отличным примером, полностью разъясняющим суть данного значения, станут слова: «переломать, перервать, перерезать, перерубить, перекусить, передрать, перебить, перекрошить и т. д.»

Таким образом, слова, образованные путем сочетания имен существительных, имен прилагательных или глаголов с приставкой «пере-», могут приобретать значение повторного, избыточного действий, перемещения и поломки.

Образование нового слова позволяет придать ему необходимый (дополняющий или совершенно иной, противоположный) смысл. Что, в свою очередь, дает уникальную возможность использовать слова максимально полно, выразительно и ярко. И передавать свои мысли верно и грамотно.

Теперь вы знаете и понимаете, каковы важность и значение приставки «пере-» в русском языке. Кроме того, благодаря данной статье, вы выяснили все о правильности употребления этой части слова. И сможете выстраивать свою речь грамотно и четко.

В русском языке глаголы образуются главным образом префиксальным способом. Всего в русском языке 26 глагольных приставок. Одна и та же приставка может выступать в нескольких фонетических вариантах. Например, приставка о-(об-, обо-): окрасить, обходить, обойти.

Каждая глагольная приставка имеет несколько значений. Например, у приставки пере- 9 значений. Вот некоторые из них: 1) движение через предмет (перепрыгнуть через лужу); 2) повторное действие (перечитать книгу ещё раз); 3) деление предмета на части (перепилить бревно пополам); 4) чрезмерная полнота действия (пересолить еду); 5) распространение действия на все предметы (перечитать все книги); 6) взаимное действие (с постфиксом ся-) (переписываться с родителями); 7)достижение победы, выигрыша (перехитрить всех).

Некоторые приставки, присоединяясь к глаголу, не вносит дополнительных оттенков значения слова, а меняют несовершенный вид глагола на совершенный: делать – сделать, печь – испечь, писать – написать.

Приставочные глаголы часто употребляются в переносном значении: войти в положение, перенести болезнь, окинуть взглядом, уйти на пенсию.

Глаголы с приставкой в-/во-

Глаголы с приставкой в- имеют такие значения:

6. движение внутрь: войти, въехать, внести, вписать, вклеить, ворваться и др.

7. движение вверх: влезть (на дерево), втащить (по лестнице);

8. углубление в действие (глаголы восприятия): вслушаться, вдуматься, всмотреться.

Сочетаемость глаголов:

Глагол + в + В.п .: войти в дом, вмешаться в разговор, внести мебель в комнату, вслушаться в разговор, внимательно всмотреться в фотографию;

Глагол + на + В.п .: влезть на дерево, въехать на гору, внести чемодан на пятый этаж.

Переносное употребление:

Входить/войти в историю, в традицию, в привычку, в положение, в курс дела

Вводить/ввести в заблуждение

Вносить/внести вклад

Вкладывать/вложить смысл, знания, силы

Упражнения

  1. Прочитайте. Определите значение приставки в- в глаголах. Найдите случаи употребления глаголов с приставкой в- в переносном значении.

1)У нас во шло в традицию раз в 5 лет встре чаться с одно классниками. 2) Трудно вбить гвозд ь в бетонную стену. 3) Мальчики с трудом въехали в гору на велосипедах. 4) Мо лодого специалиста начальник ввел в курс дела, а коллеги помо гали советами.5) Оперу нужно воспринимать, вслушиваясь в каждый звук. 6) Ото пление включили в середине октября.

2. Прочитайте, вставляя нужные глаголы. Определите значение приставки в этих глаголах.

1)Молодая семья …. в новую квартиру. 2) Дети не должны … в разговоры взрослых. 3) Девочка пожалела котёнка и … его в дом. 4) Бабушка … в рамку фотографию внучки. 5) Надо … телевизор: сейчас будут передавать последние новости. 6) Преподаватель … в положение студента и разрешил ему сдать экзамен досрочно. 7) Имя Юрия Гагарина вошло в историю космонавтики.

Для справок: войти/входить, въехать/въезжать, вмешаться/вмешиваться, вставить/вставлять, впустить/впускать, включить/включать

3.Придумайте ситуации, когда можно употребить выражения ввести в заблуждение, внести вклад, войти в привычку.

Глаголы с приставкой вы-

Основные значения:

1. движение изнутри: вынести из дома, выбросить (мусор), выпустить (птицу из клетки), высыпать (сахар из пакета);

2. исчерпанность действия: выплакаться, выслушать, выспаться, выказаться.

Сочетаемость:

Глагол + из + Р.п.: выйти из магазина, выселиться из квартиры;

Глагол + в, на + В.п.: выбежать на улицу, выехать из Минска в Москву;

Глагол + В.п.+ из + Р.п.: выписать слова из текста, вытащить руки из карманов;

Глагол + на + П.п., Глагол + с + Т.п.: выступить на конференции, на собрании, выступить с докладом, с речью, с предложением.

Переносное употребление

Выйти/выходить из печати (о книге), выйти/выходить на экраны (о фильме)

Выйти/выходить из строя (испортиться, нуждаться в ремонте)

Вынести/выносить жару, холод, трудности, перегрузки

Выглядеть хорошо, плохо, больным, усталым

Выйти/выходить замуж

Выйти/выходить из себя

Упражнения

1. Прочитайте. Определите значение приставки вы- в глаголах.

1)В Третьяковской галерее выставлены произведения знаменитых художников. 2) Студенты мечтают хорошо выспаться после сессии. 3) Во время защиты дипломной работы студенты должны выступить с небольшим сообщением о своём исследовании. 4)Уходя, выключайте свет. 5) Скоро выйдет из печати учебное пособие по словообразованию. 6) После летних каникул все выглядели довольными, загоревшими, отдохнувшими. 7) Стиральная машина вышла из строя – надо вызвать мастера. 8) Сколько горя люди вынесли во время войны: голод, холод, страдания и смерть близких людей. 9) Когда читаешь новый текст, выписывай незнакомые слова и проверяй их значение по словарю. 10) Ты очень плохо выглядишь - не выходи на улицу и вызови врача на дом. 11) Когда разговариваешь, вытащи руки из карманов.

2.Прочитайте словосочетания. Подберите к ним противоположные по значению. В глаголах обозначьте приставки. Определите значение приставок.

Образец: влезть в люк – выле зти из люка

Вво зить в страну валюту - …, впускать зрителей в зал - …, вбе жать в аудиторию - …, вта щить чемодан в купе - …, влить воду в чайник - …, всыпать сахар в сахарницу - …, включить пылесос - …, въехать в гараж - …, вка тить ко ляску в подъезд дома - … .

Объясните правописание выделенных букв.

3.Прочитайте, вставляя подходящие по смыслу приставки.

1) На этой машине ездить нельзя: она …шла из строя. 2) Этот фильм …шел на экраны год назад и …сразу … шёл в число самых популярных кинофильмов. 3) Нужно сначала получить образование, а потом …ходить замуж. 4) Чуткий человек – тот, кто..ходит в положение других людей, находчивый человек – тот, кто умеет …йти из трудного положения. 5) Каждое утро я …хожу из дома в восемь часов, а в полдевятого уже..хожу в здание университета. 6) Мы …дыхаем кислород, а..дыхаем углекислый газ. 7) Когда хлынул ливень, прохожие...бегали в магазины, подземные переходы, чтобы спрятаться от дождя, но всё равно …мокли до нитки.

Выпишите предложения, в которых глаголы употребляются в переносном значении.

Глаголы с приставкой вз-/вс-

Основные значения:

1.подняться вверх: взлететь в небо, вспорхнуть, всплыть на поверхность воды;

2. нарушение состояния: взорвать, вскипеть, вскопать, взбить.

Сочетаемость:

Глагол + на + В.п. : взбежать на второй этаж, взобраться на гору, взлететь в небо;

Глагол + В.п.: вскипятить чай, взрыхлить землю, вскопать грядку, взбить крем.

Переносное употребление

Всходить/взойти (о посевах, о солнце). Рожь начала всходить. Скоро взойдёт солнце.

Всплыть/всплывать. В конце заседания неожиданно всплыл ещё один вопрос.

Упражнения

1. Прочитайте. Вставьте приставки в-, вы-, вз-/вс-.

1)Ранней весной мы …копали грядки, ..садили луковицы тюльпанов в землю. Очень скоро наши тюльпаны..шли. Они..пустили зелёные стрелы. Потом из бутонов..глянули острые красные лепестки. Если внимательно..смотреться в эти цветы, увидишь, сколько в них свежей прелести.

2) …шло солнышко. …летела за мёдом пчёлка. А вот появилась первая бабочка. Она …порхнула над цветком и начала пить сладкий сок. ..бежали на работу трудолюбивые муравьи.

Объясните значение приставок.

2. Закончите высказывания, используя слова из скобок.

1) Работа сапёров очень опасная, потому что … (взорваться/взрываться).

2) Сегодня мы будем печь торт, помоги мне…..(взбить/взбивать).

3) В инструкции написано, что перед употреблением этого лекарства … (взболтать/взбалтывать)/

4) Чтобы заварить чай, надо сначала … (вскипятить).

Глаголы с приставкой до-

Основные значения:

  1. доведение действия до конца, до определённой границы: доехать (до дома), дописать (письмо);
  2. достижение результата, несмотря на трудности: дозвониться, договориться, дождаться, додуматься;

Сочетаемость:

Глагол + до + Р.п.: до жить до старости,до плыть до берега;

Глагол + В.п. + до + Р.п.: до слушать песню до середины, до читать книгу до конца;

Глагол + В.п.: до зваться детей, до будиться сына (с трудом);

Глагол + Д.п. (+ к + Д.п.; + до + Р.п.): до звониться подруге,к подруге, до подруги;

Глагол + с + Т.п. (о + П.п.) до говориться с подругой о встрече, до гадаться о причине (чего?)

Переносное употребление

Дойти/доходить, довести/доводить, донести/доносить до зрителя, читателя.

Довести/доводить до сведения, до конца

Упражнения

  1. Прочитайте. Выделите в глаголах приставки, определите их значение.

1)Ты ни за что не догадаешься о том, кто к нам приехал! 2) Космический корабль долетел до Луны. 3)Дети так увлеклись игрой, что мать никак не дозовётся их обедать. 4) У меня руки не доходят написать тебе письмо. 5) Режиссёру удалось донести до зрителей мысль о всепобеждающей силе любви. 6) Юноша помог соседке донести до квартиры тяжёлую сумку. 7) Дети не могли дождаться Нового года. 8) Удивительно, как птицам удаётся долететь до другого берега без отдыха. 9) Мы так спешили, что даже не допили чай.

2. Перестройте высказывания, используя глаголы с приставкой до-, образованные от выделенных глаголов.

1) Мой дедушка жил очень долго и умер в 96 лет. 2) Я тебе вчера целый вечер звонила , но никто не брал трубку. 3) В университет я еду ровно 30 минут. 4) Мать долго будила сына, но он не хотел просыпаться. 5) Тебе надо ещё работать над этим рефератом. 6) Я пока не могу сдать эту книгу в библиотеку, потому что ещё продолжаю читать её.

3. Составьте предложения, используя выражения: довести до конца, доходить с трудом, добежать до финиша, дождаться встречи.

Глаголы с приставкой за-

Основные значения:

  1. движение вглубь или за предмет: зайти за угол дома, забросить мяч в сетку, засунуть руки в карманы;
  2. попутное действие: зайти по дороге в магазин, заехать за другом;
  3. распространение действия на всю поверхность: зашить дырку, забрызгать краской одежду, засадить участок цветами;
  4. чрезмерное действие: засидеться в гостях, зачитаться до утра;
  5. начало действия: заплакать, закричать, зацвести
  6. совершение действия заранее: закупить продукты, запланировать поездку;
  7. доведение действия до конца: записать телефон, зажарить мясо;

Сочетаемость:

Глагол + за + В.п.: забросить за забор, зайти за дерево;

Глагол + В.п. + Т.п.: засыпать землю снегом, заселить дом жильцами

Переносное употребление:

Заводить/завести часы, машину, мотор, собаку, рыбок

Заходить/зайти (о солнце)

Забрасывать/забросить учёбу, занятия, спорт, работу

Упражнения

  1. Прочитайте. Определите значение приставок в глаголах с приставками.

1) Первый искусственный спутник земли был запущен в 1957 году в Советском Союзе. 2)Писатель задумал написать исторический роман о войне 1812 года. 3) Зайди ко мне хоть ненадолго, чтобы договориться о поездке. 4) Я люблю наблюдать, как всходит и заходит солнце. 5) Если вы завели собаку, она становится членом вашей семьи. 6) Он успешно доучился до третьего курса, но потом вдруг забросил занятия. 9) За ночь снег засыпал землю и крыши домов. 10) Фигурное катание так захватило детей, что во дворе они сами залили каток. Когда вода замёрзла, они начали кататься на коньках. 11) Услышав шаги хозяина, собака запрыгала и радостно залаяла.

2. Прочитайте, вставляя подходящие по смыслу приставки.

1) Все гости …смо трелись на красавицу невесту, … любовались её белым свадебным нарядом. 2) От страха ко тёнок …лез на крышу и не мог слез ть с неё. 3) Путники решили … но чевать в ле су. 4) Запасливые белки …готовили на зиму сухие грибы, ягоды, орехи.

4) Весной ре ка разлилась и зато пила прибрежные луга. 5) По дороге в университет я …шёл за другом и мы отправились вместе. 6) Волейболист забросил мяч в сетку. 7) Солнышко …гля нуло в окно, по полу …прыгали солнечные зайчики. 8) Мы …вели кошку, но хотим ещё …вести рыбок. 9) Когда …цве тает сирень, по всему городу разносится ее слад кий аромат. 10) Все дорож ки и тропинки …мела ме тель.

Объясните правописание выделенных букв.

Просмотров