Обшивка карнизного короба пластиком своими руками. Подшивка крыши софитом — технология выполнения работ: делаем подшивку свесов своими руками

Часто мне приходится наблюдать – многие допускают ошибки при подшивке крыши своими руками: в результате подшивка коробится, провисает и дом имеет ужасный вид. Кроме того, каркас разрушается, и коррозия переходит с карниза на крышу.
При неправильном монтаже приходится ремонтировать не только подшивку карниза, но и крышу дома, в частности стропила, к которым они крепились, что весьма проблематично. Рассмотрим основные ошибки и пошаговую инструкцию правильной обшивки карниза своими руками.

Обшивка крыши своими руками

Подготовка работ

Нам понадобится следующий инструмент:

  1. Пила по металлу
  2. Листовые ножницы
  3. Уровень
  4. Молоток
  5. Пассатижи
  6. Маркер

Необходимый материал:

  • Обработанная и покрашенная рейка 25 х 50 мм.
  • Антикоррозийные гвозди 20 мм с диаметром шляпки не менее 8мм с ребристыми боками,
  • Быстрый монтаж,
  • Саморезы по дереву 30 мм,
  • Стартовый профиль j, специальный профиль для наружных работ – софит, перфорированные (вентиляционные) софиты.

Софит для кровли

Перед обшивкой следует тщательно осмотреть крышу дома, стропила, доски. Плохо закрепленные отстающие элементы следует укрепить, гнилые – заменить, вызывающие подозрения материал зачищается до чистой поверхности затем пропитывается антисептиком и краситься.
Некоторые мастера допускают ошибку, утепляя пространство перед подшивом. Это чревато гнилью крыши дома: стропил, балок и крыши, притом, что утепление в данном месте неуместно, лучше его разместить стандартно под крышей дома либо изнутри чердачного помещения.

Фиксация каркаса для подшивки

  1. Для начала отмеряем уровнем горизонталь на стене дома от нижней точки выступающих стропил, делаем метки маркером. Затем ниже меток по уровню крепим рейки, фиксируем «быстрым монтажом», по всему контуру стропил со всех сторон дома.
  2. После чего аналогично делаем на другой стороне – прикрепляем рейки к доскам между стропилами. К стропилам посередине прикрепляем вертикальные рейки так, чтобы конец был на одном уровне и ровно посередине между двумя уже имеющимися планками.

    При желании можно укрепить настенные направляющие для профиля вертикальными креплениями к стропилам сверху, но я на практике зачастую на этом экономлю время, средства и материал, так как нагрузки на нее при выборе данного материала незначительные.

Подшивка свесов

  • Прикрепляем третью направляющую для крепления профиля вдоль стен дома, к имеющимся вертикальным опорам сверху, после чего соединяем все три рейки между собой на концах поперечинами.
  • Подшивка свесов

    Многие также дополнительно усиливают конструкцию, делая множество поперечных креплений реек везде, где не лень, тратя много материала, средств и времени впустую, как показывает практика, это существенной роли не играет.

    Крепление пластиковой подшивки

    Виниловые панели являются самым популярным материалом для подшивки крыши дома своими руками. Они долговечны, не прихотливы, но могут сильно коробиться при перепадах температур из-за жесткой фиксации, в связи с этим часто делают ошибки, рассмотрим, как правильно нужно подшивать крышу нашего дома пластиком.

    Подшивка карниза софитами

    Закрепляем j-профиль на рейках снизу, центральная рейка нужна для крепления профиля. Часто возникают ошибки – прибивать j-профиль нужно через отверстия, ни в коем случае ни стартовый j-профиль, ни обшивочный нельзя прибивать прямо к обшивке мимо отверстий. Стартовый профиль прибивается гвоздями на расстоянии 40 см строго по центру отверстий.

    После чего подшивку важно размещать не вдоль стен дома, а перпендикулярно. Нарушение правила чревато провисанием и появлением щелей между элементами.

    Сайдинг нужно делать на 1 см короче максимального расстояния между j-профилями, и размещать его ровно, чтоб с каждой стороны был запас для расширения 5 мм!
    Если обшивка не попадает отверстием на рейку либо отверстие не по центру рейки, тогда следует проделать новое подручными средствами, подойдет тот же гвоздь, делаем серию отверстий вдоль нужной линии, затем увеличиваем отверстие по ширине, чтоб гвоздь свободно без зацепов мог перемещаться вдоль отверстия подшивки.

    Способы подшивки карниза

    Главное условие – чтобы гвоздь был по центру, и обшивка могла свободно перемещаться из стороны в сторону без особых усилий, прибивать гвозди нужно не до конца, оставляя зазор в 1 мм, несоблюдение правила может плохо отразится на внешнем виде дома, при необходимости пассатижами гвоздь немного вытягивается, до нужного уровня.
    Здесь также можно наблюдать такую оплошность, как чрезмерно короткая обшивка, где расстояние с обеих сторон намного больше, чем 5мм, сайдинг выходит из всех пазов при порывах ветра и болтается, чтоб этого не было следует строго соблюдать размеры.
    При фиксировании не следует натягивать панели, ни в коем случае не стоит забивать гвоздь в обшивку! Свободное, не жестко скрепленное положение обшивки, является гарантом того что многие годы она будет ровной и красивой.

    Некоторые мастера используют саморезы вместо гвоздей, для закрепления профилей, к тому же допуская серьезную ошибку – закручивая их до упора, я использую нержавеющие гвозди с насечками на ребрах, практика показывает, что это экономит средства и время, не ухудшая качество работ, а наоборот, только ускоряя.

    Панели соединяются между собой пазом, обязательно каждую третью панель устанавливать перфорированную, то есть вентиляционную, с отверстиями для проветривания стропил, досок и прочих элементов крыши, во избежания гнили и плесени.
    По окончании стены обшивку лучше подрезать ровно, не под 45 градусов с двух сторон, как некоторые делают, а ровно, подрезая лишь необходимую толщину, это экономит время, и упрощает монтаж конструкции.

    Виниловые панели являются самым популярным материалом для подшивки крыши дома

    Самый последний профиль обшивки нам не удастся зафиксировать гвоздями, поэтому к стартовому профилю сверху прибиваем небольшой брусок, чтобы снизу обшивка уперлась в стартовый профиль, а сверху – в брусок. Это также убережет от скрипов и выпадения обшивки с конструкции крыши во время сильных ветров.

    Подшивка свесов

    С лицевой стороны многие мастера используют такой же метод подшивки, при этом допуская грубую ошибку – на углу между профилями крепится простой ПВХ угол. Так делать нельзя, в угол скапливается вода с крыши. При уклоне в сторону дома вода стекает по обшивке, крепежу и просачиваться даже на внутренние стены помещения. Такую проблему можно частично решить своими руками, заделав щель монтажным силиконом.
    Я закрепляю фризовую полосу, она идет в комплекте для подшивки крыши, это ускоряет монтаж, устраняет протекание конструкции, и экономит наши средства.
    Следует иметь в виду, что фризовая полоса крепится вначале, она выполняет функцию и декоративной накладки и j-профиля, сверху швы фризовой полосы скрываются водостоком либо молдингом.

    Карнизная подшивка софитами

    Подшивка крыши вагонкой

    Является менее распространенным методом, но и более популярным, нежели подшивка крыши металлом и дорогими материалами. Рассмотрим важные моменты при закреплении данного материала своими руками.
    Каркас лучше укрепить, поскольку дерево более тяжелое при намокании, и материал склонен к деформации.
    В первую очередь вагонка должна быть высококачественной и хорошо просушенной, чтоб избежать деформации материала.

    Подшивка крыши вагонкой

    Для подшивки крыши вагонкой лучше использовать саморезы, если учитывать набухание материала при намокании, то гвозди – не самый лучший вариант для крепления.
    Здесь также допускается ошибка в отсутствии вентиляции крыши. Необходимо просверлить отверстия в вагонке, для закрепления пластиковых вентиляционных отверстий, с учетом, что каждая третья – вентиляционная.

    Варианты подшивки свесов крыши вагонкой

    Желательно тыльную сторону обработать антисептиком и «короедом», для дополнительной защиты, поскольку стандартная обработка вагонки слабая.
    Также важно не устанавливать уголки на стыках – часто мне приходится видеть эту дань моде на многих крышах. Вагонку лучше обшить фризовой полосой либо с лицевой стороны расположить ее параллельно дому, замком вверх, низ лучше оставить без молдинга и накладок, чтоб вода, стекая вниз, не затекала в элементы.

    Когда завершены главные этапы монтажа перекрытия, можно приступать к не столь масштабным, но очень важным работам. Одна из них – подшивка карниза кровли. Целью данного этапа строительных работ является создание окончательного внешнего вида как крыши, так и дома в целом.

    Одновременно с обшивкой свесов карнизов выполняют и установку водостоков, а также системы вентиляции подкровельного пространства.

    Кровельный свес

    Кровля выполняет несколько функций, главной из которых, несомненно, является защита здания от неблагоприятного воздействия ветров и влаги. От осадков надо сохранять не только внутреннюю часть дома, но и его стены.

    Для того чтобы дождь не мог разрушить верхнюю часть стен, а ветер не проникал внутрь, крышу создают с выступающим над стенами выносом. При проявлении фантазии свесы вносят своеобразную изюминку в дизайн здания, делают его намного привлекательнее.

    Свесы планируют и рассчитывают одновременно с проектированием самой кровли. С одной стороны, они увеличивают количество нагрузки на стены, а с другой – становятся ее составной частью и продолжением.

    При подборе как формы, так и внешнего вида свесов обращают внимание на несколько обстоятельств:

    • особенности климатических условий региона;
    • геометрическая форма кровли и угол ее наклона;
    • размер отмостки фундамента;
    • материалы крыши и подшивки для ее свесов.

    Применение определенных материалов для кровли диктует выбор конкретного вида подшивки, и это вносит некоторые изменения в вес всей конструкции и в расчет крепления.

    Кровля может иметь два типа свесов:

    • фронтонный;
    • карнизный.

    Фронтонный свес – это края кровли, которые выступают за границу фасадной стороны постройки.

    Он может быть как балконным навесом, так и расположенным над входом или окном изолированным козырьком или небольшим свесом – это зависит от величины проектируемого выступа.

    Карнизный свес устраивают по боковым сторонам здания на скатной кровле. На нем закрепляются устройства для водооттока. При этом нередко стропила не выходят за границы стен, а присоединяются к мауэрлату.

    Очень большое значение имеет система оттока воды, поскольку при попадании под деревянный брус влага наносит непоправимый вред.

    Варианты конструкций водостока со слезниками или капельниками, с применением специальных желобов или пленки защищают кровлю от попадания дождевой воды или влаги, образующейся при таянии сосулек. Окна для вентиляции предохраняют деревянные части от гниения и плесени.

    Свесы могут отсутствовать только на оснащенных парапетами плоских кровлях.

    Особенности конструкции подшивки кровли

    Работы по подшивке свесов начинаются после окончания установки стропил, когда по границе покрытия крыши надо делать настил обрешетки.

    До того как подшивать свесы, концы стропил следует отпилить четко по ровной линии. При этом необходимо следить, чтобы данная линия была параллельна примыкающей стене здания.

    Обычно подшивку карниза выполняют досками. Чтобы добиться эстетически привлекательного вида, для различных отрезков стены надо использовать одинаковые по ширине доски. Концы стропил обрезают вертикально. Торцевая часть зашивается с подшивкой аналогично.

    Завершив работы по отпиливанию по одной линии стропил, необходимо сверху прибить первую доку обрешетки. Она станет своеобразным ориентиром для следующих этапов работ.

    Наружные стены можно утеплять только тогда, когда завершены работы по подшивке свесов кровли. При нарушении данной последовательности работ во время работы с карнизом утепление может быть повреждено.

    Материалы для обшивки

    Для подшивки карниза используют множество разнообразных материалов. Все они обладают различными свойствами и внешним видом, но при этом непременно должны соответствовать конкретным требованиям:

    • надежно защищать карнизную часть крыши от мороза и влаги;
    • обеспечить утепление;
    • защищать от осадков;
    • давать возможность проветривания подкровельного пространства.

    Помимо перечисленных качеств, необходимо, чтобы материал сохранял все свойства по возможности более длительный промежуток времени.

    Профнастил – это покрытая слоем полимерного материала оцинкованная сталь. На сегодняшний день рынок переполнен полимерными материалами разной цветовой гаммы.

    Материал этот довольно жесткий и устойчивый по отношению к механическим воздействиям, ветровой и другой нагрузкам, резким колебаниям температурного режима.

    Проветривание подшивки из профнастила осуществляется через зазор, равный по размеру высоте волны. Можно также самостоятельно изготовить панели, при этом следует руководствоваться их шириной.

    Это значительно сократит количество потраченного на монтаж времени и стоимость подшивки.

    Софиты представляют собой особые конструкции, созданные для облегчения работ по подшивке карнизов. Они состоят из планки и готового каркаса.

    Эти пластиковые панели применяются для подшивки свесов наиболее часто. Внешне софит похож на сайдинг. Отличие состоит в наличии в софитах более толстого слоя пластика и особой перфорации, целью которой является возможность циркуляции воздуха под крышей.

    Очевидным преимуществом софитов является наличие в данном материале специальных веществ – УФ-стабилизаторов, благодаря которым они надежно защищены от неблагоприятного воздействия солнечных лучей.

    Софиты изготавливаются в соответствии со вкусом заказчика из таких материалов, как медь, алюминий, оцинкованная сталь с полимерным покрытием, поливинилхлорид (или пластик ПВХ).

    Каждый вид софитов обладает особыми преимуществами.

    Софиты из меди внешне очень привлекательны. С течением времени они становятся еще более презентабельными в результате естественной патины.

    Медные софиты огнестойки, обладают высоким уровнем прочности. Кроме того, они не нуждаются в уходе и имеют длительный срок эксплуатации.

    Минусом данного материала является относительная дороговизна, поскольку медные софиты изготавливаются из стали с применением особой технологии нанесения слоя меди – патинирования, покрытия оксидной пленкой, лужения оловом.

    Алюминиевые софиты очень легки, эластичны, огнестойки, при температурных колебаниях сохраняют форму, после длительного нахождения на солнце не теряют насыщенности коричневого цвета, их легко ремонтировать. Выпускаются только в коричневом и белом варианте.

    Оцинкованные софиты обладают высоким уровнем влаго- и огнестойкости, не нуждаются в обслуживании и обработке, не меняют форму под воздействием высокой температуры, очень прочны, прекрасно выносят изменения температуры, не теряют цвет (имеет расцветку под дерево). Минусом этого вида софитов является значительный вес.

    Виниловые софиты недороги, очень легки и удобны, обладают высокой устойчивостью к коррозии. Однако они непрактичны, поскольку расширяются при нагревании, пожароопасны, не очень прочны, к тому же при нагревании выделяют токсичные вещества. Выпускаются в разной цветовой гамме.

    Все софиты очень удобны и легки в монтаже. Собрать из них подшивку по силу даже новичкам. Однако некоторые моменты работы требуют совета профессионалов: когда необходимо подогнать нужный размер, подобрать сложную конфигурацию или выложить замысловатый угол.

    Панели софитов нарезают по длине свеса кровли, а устанавливают их перпендикулярно стене, а не вдоль нее.

    Обычная вагонка из дерева используется на улице, в результате чего подвержена влиянию экстремальных климатических условий. Поэтому к выбору древесины надо отнестись очень ответственно.

    При покупке вагонки надо обращать внимание на толщину: не следует приобретать слишком тонкий материал.

    Еще один существенный момент – влажность. Древесина должна быть средней влажности: очень сухой или мокрый материал не подходит.

    Оптимальным выбором является вагонка, хранившаяся не менее месяца на открытом воздухе, влажность которой равна влажности внешней среды.

    Обрезные и строганные доски толщиной 1,5-2 см дают возможность равномерной и качественной вентиляции воздуха по всему подкровельному пространству.

    При набивании этого материала следует сохранять зазор размером от 1 до 1,5 см.

    Важный момент: при применении деревянной подшивки надо самостоятельно позаботиться о системе вентиляции, в то время как софиты выпускаются перфорированными, притом в разной степени – частичной, полной или по центру.

    Устройство подшивки и ее особенности, каркас для подшивки

    Различают два типа подшивки свесов.

    В первом варианте прошивку выполняют прямо по стропилам. Выбор данного варианта целесообразен при наличии не очень крутого уклона или когда необходимо увеличить высоту здания.

    Для данного способа подшивки нужно, чтобы нижняя часть всех стропил располагалась в одной плоскости. При нахождении стропил в разных плоскостях выравнивание осуществляется при помощи дополнительных досок.

    Они набиваются на стропила внахлест. После этого устанавливаются первая и последняя планки, между которыми натягивают нити, которые в дальнейшем служат уровнем.

    Затем монтируются все остальные планки необходимого материала. При двустороннем схождении кровельных скатов установка стропильных досок производится с обеих сторон. Обычно длина свесов составляет 600 мм.

    Второй способ является более популярным. Все используемые стропила обрезают по горизонтали и вертикали. В нижней части стропил закрепляется доска, а к стене прикрепляется брус.

    Располагается он на 1 см выше лобовой доски для того, чтобы обеспечить возможность схода влаги.

    Когда ширина свеса больше 450 мм, появляется необходимость установления дополнительной доски по середине. При схождении скатов кровли в одном месте доска прибивается от угла дома до угла кровли.

    В обоих случаях короб кровельного свеса устанавливается одним и тем же способом: вдоль стены по фронтону доска набивается на обрешетку, потом от нее отделяют расстояние, которое соответствует ширине свеса, после чего доска прибивается параллельно стене фронтона.

    Установка подшивки из профнастила

    Кровельные свесы подшивают профнастилом следующим способом. Материал прикручивается к каркасу по линии карниза (параллельно стене) при помощи шурупов.

    В точках стыка профнастила и стены устанавливается лобовая планка и внутренний уголок. Планку прикручивают к лобовой доске, а внутренний уголок – к профнастилу.

    Закрепление наружного уголка производится по внешним стыкам материала. Профнастил по фронтону устанавливается вдоль стен, по внешней кромке свеса.

    Затем закрепляются торцевая планка и уголки. Для удобства проведения монтажа и обеспечения вентиляции ширина листа профнастила должна быть на 2 см меньше ширины свеса.

    Чтобы установить софит к основе, используется J-образная планка. Она закрепляется вдоль карниза и стены при помощи шурупов.

    Между планками располагаются листы софита. Они нарезаются по длине, которая равна расстоянию между планками в форме буквы J минус 6 мм (предназначено для термического расширения).

    В таком случае при размере свеса более 900 мм следует вычитать по 6 мм с двух сторон. Лобовая доска должна быть закрыта лобовой планкой.

    Итак

    • Функцией кровельных свесов является защита от воздействия неблагоприятных факторов и придание дому более привлекательного вида.
    • Выбор подшивки зависит от климатических условий и кровельного материала.
    • Свесы бывают фронтонными и карнизными.
    • До начала работ по подшивке свесов стропила необходимо подпилить.
    • Для подшивки используют многие материалы, но наиболее удачным выбором являются софиты.
    • Свесы подшиваются двумя способами.
    • При установке подшивки из профнастила необходимо соблюдать определенную последовательность действий.

    Видео инструкция по монтажу софитов:

    Надёжная подшивка свеса крыши защищает стены дома от превратностей погоды. Кроме того, в подшивке можно устроить качественную вентиляцию подкровельного пространства для обеспечения качественного и долговечного функционирования кровельного пирога. Красиво оформленные свесы являются украшением дома.

    Как подшить свесы крыши своими руками

    Свесом крыши называется продолжение стропильной системы на определённое расстояние за пределы стен строения. В отдельных случаях для удлинения этого элемента применяются кобылки - доски, являющиеся продолжением стропильных ног.

    Свес имеет чисто практическое назначение - защиту стен от воздействия внешних факторов - дождя, града и снега.

    Но, кроме функционального назначения, свес может выполнять и чисто эстетические задачи, являясь украшением строения.

    Подшивка свеса производится снизу различными материалами, формируя конструкцию, опоясывающую дом со всех сторон. Для этого используются различные материалы:

    1. Лист металлический оцинкованный.
    2. Лист металлический окрашенный или с пластиковым защитным покрытием.
    3. Доска - вагонка шпунтованная.
    4. Сайдинг виниловый.
    5. Софиты - специальные изделия для формирования свеса и обеспечения работы системы естественной вентиляции.

    Различают два вида свесов:

    Фотогалерея: подшивка свесов кровли

    Кровельные свесы, обитые вагонкой, хорошо дополняют внешний вид дома из бруса или оцилиндрованного бревна Подшивка обрезными досками применяется в качестве простого и недорогого способа отделки свесов Сайдинг служит дольше, чем дерево, поэтому кровельные свесы будут надёжно защищены не один десяток лет Металлические софиты не только придают дому законченный вид, но и служат для вентиляции подкровельного пространства

    Отделка кромок свесов

    Основополагающим документом для проектирования безопасных зданий и сооружений является Федеральный закон от 30.11.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». На его основе разработаны различные документы по созданию свесов, в том числе СНиП II-26–76 «Кровли». Требования документа оговаривают правила устройства свесов различных конструкций и применяемые для этого материалы.

    Этот свод правил и требований постоянно дорабатывается и изменяется в связи с появлением на рынке различных кровельных материалов.

    Оптимальный размер свесов

    Как уже упоминалось, назначение свесов состоит в защите стен. Поэтому чем он шире, тем лучше исполняет свою функцию. Но имеются и ограничивающие параметры - широкий свес подвергается повышенным ветровым нагрузкам, которые могут со временем расшатать его, приводя к образованию протечек в кровле.

    Поэтому ширина этого элемента редко устраивается более одного метра. Для зданий в один или два этажа нормативами предусмотрена величина свеса 60 сантиметров, а для нормального устройства водосливной системы она должна быть не менее 40 сантиметров.


    Кровельные свесы могут выполняться в едином стиле с другими архитектурными элементами здания, например, с козырьком над входом

    Основные способы подшивки свесов

    Эти детали конструкции здания устраиваются различными способами:


    Дом с неподшитыми подвесами выглядит не эстетично, он бывает похожим на недостроенный.

    Чем подшить свес снизу

    Для формирования свесов применяются различные материалы:

    1. Доска из древесины хвойных пород - ели, сосны, лиственницы. Такие материалы меньше подвергаются короблению. Доска применяется строганная с четырёх сторон толщиной 20–23 миллиметра. Для такого материала характерно усыхание, при этом ширина изделия может уменьшиться на величину 2–8%, что приводит к образованию щелей между ними. Не рекомендуется использовать материал шире 12 сантиметров, он часто подвергается короблению. Чтобы избежать образования щелей строганную доску можно набивать внахлёст с перекрытием порядка 10 миллиметров.
    2. Вагонка. Применение шпунтованной доски для подшивки будет более практичным решением. В этом случае отпадает необходимость использовать нащельники. Доска набивается как по длине, так и по ширине, с использованием дополнительной обрешётки. Во втором случае можно использовать обрезки, оставшиеся после отделки других поверхностей.


      При использовании вагонки не нужно набивать нащельники

    3. Сайдинг поливинилхлоридный. Этот материал принято применять для навесов на фронтонах, но используют его и для подшивки свесов. Материал ценен тем, что не нуждается в постоянном уходе. Пластины сайдинга устанавливаются под прямым углом к стенам. Крепление производится к деревянным планкам обрешётки самонарезающими винтами через предусмотренные для этого отверстия. Каждая очередная планка фиксируется к предыдущей детали замковым креплением. В комплект ПВХ сайдинга входят доборные элементы, при помощи которых можно скрыть концевые резы.


      Свесы, обшитые сайдингом, служат долго и не нуждаются в регулярном уходе

    4. Профлист. Для подшивки свесов часто применяется профилированный лист. Для этой цели используют мелкогребенчатые сорта с высотой волны порядка 8–10 миллиметров. Их можно располагать по длине вдоль стены или в мелкой нарезке перпендикулярно. Такой профиль производится способом гибки на профилегибочных станах. Более удачным с точки зрения дизайна решением считается использование алюминиевого профилированного листа, полученного способом прокатки. Такой профиль может иметь анодированное покрытие самых разных цветов, в гамме которых можно подобрать нужный оттенок. Такой прокат долговечен и не требует постоянного ухода.


      Для пошивки свесов можно выбрать профлист любого необходимого оттенка

    5. Гладкий стальной лист. Его используют с защитным покрытием из цинка или алюмокремния. Выгода использования состоит в возможности придать листу нужную форму гибкой. Используются также листы с защитным покрытием в виде краски или пластика.
    6. Использование ОСП или фанеры. Это листовой материал, который хорошо подходит для отделки свесов. ОСП представляет собой изделие из специально ориентированной древесной щепы. Производится способом прессования с использованием полимерных связующих. Процесс происходит при высокой температуре и высоком давлении. В результате получается абсолютно не гигроскопичный материал высокой прочности. В то же время поверхность плит имеет оригинальный рисунок, позволяющий применять его в дизайнерских целях. Для отделки свесов применяется и фанера, изготовленная на полимерных связующих. Тем не менее наружные слои шпона подвергаются воздействию атмосферы и нуждаются в дополнительной защите после установки на свесы.


      ОСП имеет оригинальную фактуру, которую можно использовать для реализации интересных дизайнерских решений

    7. Софит - специализированный профилированный стальной лист для подшивки свесов. На заказ можно изготовить софиты длиной 0,5–8,0 метра. В стандартном исполнении их длина составляет 2,4 или 3,0 метра. Обращаем внимание, что кратность при этом составляет 0,5 или 0,6 метра. По внешнему виду софит имитирует укладку из бруса. Выпускаются двойные и тройные детали. Один или два выступа софита наделены перфорированной решёткой, обеспечивающей вентиляцию в подкровельном пространстве. Благодаря замковым соединениям софиты быстро и легко монтируются. Крепление на обрешётку производится саморезами. Применяются цветовые решения в пределах гамм RAL или RR, что позволяет подобрать любые тона, гармонирующие с цветом кровли и стен.


      Софиты обычно подбирают под основной цвет покрытия кровельной системы

    Софиты для подшивки свесов производятся из различных материалов. Упомянутые металлические перфорированные изделия используются только для карнизов. Для фронтонов их не используют.

    Металлические софиты могут производиться, кроме стали, из меди и алюминиевого проката.

    Популярны также софиты из пластика. Они заметно дешевле и очень просто монтируются. Материалом для их изготовления служит поливинилхлорид или силикон. Основные размеры - длина 3 метра с разделением на три части по ширине, которая составляет 305 миллиметров.

    Подшивка карниза своими руками

    Этот элемент конструкции здания может быть выполнен несколькими способами:

    Такой способ чаще всего применяется на крышах с небольшим уклоном. Работы выполняются в таком порядке:


    Указанная последовательность используется при установке досок параллельно стене. Если подшивка производится перпендикулярно, короткими обрезками, нужно предварительно закрепить опорные планки. Их устанавливают на стропилах в месте примыкания к стенам и по концам ног. Крепление планок подшивки производится саморезами.

    По окончании выравнивания можно продолжать кровельные работы, а подшивку завершить уже после установки финишного покрытия.


    Перед тем как сделать подшивку по стропилам, их концы нужно обязательно выровнять

    Видео: как правильно торцевать стропила

    Подшивка свеса по коробу

    Такой способ замыкания подкровельного пространства применяется при крутых скатах крыши. Для этого производятся следующие операции:


    Видео: металлическая подшивка свесов по коробу

    Установка софитов

    При таком способе подшивки свесов и карнизов используются доборные элементы, поставляемые вместе с софитами. Из них формируется крепление, в которое поочерёдно вставляются детали подшивки. У разных производителей система крепления софитов может быть различной. Перед началом работ нужно внимательно ознакомиться с инструкцией.

    Обязательным элементом подшивки карнизных свесов являются вентиляционные отверстия в них. Они нужны для проветривания подкровельного пространства. Если её не будет, конденсат от финишного покрытия повредит кровельный пирог вплоть до его полного разрушения.


    Схема устройства опорных элементов для подшивки софитами

    Для свесов любой конструкции существует единое соотношение вентиляционной поверхности. Оно не должно быть меньше, чем 1:50000, то есть суммарная площадь вентиляционных отверстий в подшивке должна соответствовать приведённому соотношению к площади крыши.

    Нужно отметить, что ни о каком утеплении свесов речь идти не может, поскольку по ним формируется вентиляционное пространство, а утепление требует герметичности.

    Видео: монтаж софитов

    Подшивка свесов кровли является одной из завершающих операций при строительстве дома. Нельзя легкомысленно относиться к этой процедуре, потому что от неё во многом зависит не только внешний вид строения, но и правильное его функционирование. Неразумная экономия средств на этот элемент может впоследствии обернуться значительно большими непредвиденными затратами. Успехов вам!

    Подшивка карниза крыши своими руками позволяет защитить кровельный пирог от внешних воздействий и придать кровле привлекательный внешний вид. В настоящее время существует множество вариантов обшивки. На самых популярных мы и остановимся в данной статье.

    Особенности подшивки

    Работы по обшивке кровельного свеса рекомендуется выполнять после монтажа стропильной конструкции, но до начала обустройства обрешетки для укладки кровельного покрытия. Перед подшивкой карниза следует уложить гидроизоляцию кровли и желательно выполнить утепление крыши со стороны чердака. Кроме того следует учесть, что свес кровли предпочтительно зашить до начала наружного утепления стен дома, чтобы во время работ с карнизом не повредить стеновое покрытие.

    На первом этапе работ следует отпилить выступающие части стропил по одной линии, которая должна быть параллельной примыкающей стене здания.

    Свесы скатной крыши зашиваются таким образом, чтобы можно было установить водостоки, обеспечить вентиляцию кровельного пирога. Для этих целей могут использоваться различные материалы и технологии монтажа.

    Выбор материалов

    Традиционно обшивка крыши выполняется с помощью обрезной и строганной доски. Чтобы кровля выглядела эстетично, следует использовать доски, одинаковые по толщине и ширине. Помимо доски сегодня широко применяются различные материалы, которые должны :

    • обеспечивать надежную защиту карнизной части крыши от влаги, мороза, атмосферных осадков;
    • обеспечивать необходимую вентиляцию кровли;
    • обладать устойчивостью к внешним воздействиям и долговечностью;
    • обладать эстетической привлекательностью.

    В число популярных материалов для обустройства карнизного свеса входят :

    • вагонка (деревянная и ПВХ);
    • софит (виниловый и алюминиевый);
    • профнастил.

    Обрезная и строганная доска толщиной 1,5-2 см – практичный материал для монтажа подшивки, которая дает возможность обеспечить качественную и равномерную вентиляцию кровли. Для этого элементы следует набивать с зазором в 1-1,5 см.


    Деревянная вагонка . Выбирать данный материал следует с особой тщательностью: подшивка карниза крыши эксплуатируется на открытом воздухе, соответственно, вагонка должна быть выполнена из качественной древесины средней влажности и иметь достаточно большую толщину – это позволит избежать коробления.


    Рекомендуется использовать деревянную вагонку, хранившуюся на открытом воздухе не менее месяца, так как ее влажность соответствует влажности окружающей среды.

    Вагонка ПВХ . Это недорогой и простой в монтаже материал. Влагостойкая вагонка рассчитана на долгий срок службы. Для монтажа данного материала следует сразу приобрести пластиковые полоски П-образной формы для обшивки краев и специальные уголки для крепления стыков.

    Софит . Это специальная алюминиевая или пластиковая панель, с помощью которой выполняется подшив карниза крыши. Внешне софит напоминает сайдинг, но он изготавливается из более толстого пластика и снабжен перфорацией, которая позволяет создать необходимую вентиляцию воздуха под кровлей. К преимуществам алюминиевого и пластикового софита относится высокая устойчивость к атмосферным воздействиям и долговечность. В пластик для изготовления софитов добавляются УФ стабилизаторы.


    Панели софита нарезаются по длине карнизного свеса и устанавливаются перпендикулярно стене.

    Профнастил . Профилированный лист из оцинкованной стали с цветным полимерным покрытием обычно применяется для подшивки кровель, выполненных из того же материала. Профлист имеет достаточно высокую жесткость, устойчив к внешним воздействиям и к экстремальным температурам. Панели из профнастила нарезаются в соответствии с размером карнизного свеса. Вентиляционный зазор такой подшивки равен высоте волны профлиста.


    Каркас обшивки карниза

    Подшивка карниза крыши выполняется после установки кровельного каркаса и подгонки выступающих краев стропил под размер. После отпиливания стропильных ног по линии монтируется первая доска обрешетки, которая в дальнейшем служит ориентиром для работ на следующих этапах. Далее следует выполнить обшивку свесов, выбрав подходящий тип конструкции :


    Подшивка карниза крыши своими руками включает создание короба свеса крыши. В обоих вариантах устройства обшивки он выполняется одинаково: на обрешетку вдоль фронтона набивается доска, от нее требуется отмерить расстояние, которое должно соответствовать ширине свеса. Затем доска прибивается параллельно стене фронтона.

    Монтаж подшивки

    Обшивка карниза крыши софитом требует использования J-образной планки, которая закрепляется при помощи саморезов вдоль карниза и вдоль стены. Листы софита монтируются между планками. Длина каждой панели должна равняться расстоянию между смонтированными планками минус 6 мм для термического расширения материала. Если свес крыши превышает 900 мм, следует вычесть 12 мм. Лобовая доска закрывается специальной лобовой планкой. Использование софита и специальных элементов позволяют выполнить долговечный, функциональный и привлекательный свес крыши.


    Перед тем, как обшить карниз крыши обрезной доской или деревянной вагонкой, следует нарезанный в размер материал пропитать антисептическими, огнестойкими и водоотталкивающими составами . Это позволяет продлить срок службы подшивки.

    Ширина обрезной доски подгоняется в зависимости от размеров свеса. Элементы следует монтировать с шагом в 10 мм, создавая вентиляционные зазоры. Если карнизный свес зашивается вагонкой, планки укладываются с соединением шип-паз, при этом через каждые 1,5 метра следует установить специальные вентиляционные решетки.

    Чтобы зашить свесы кровли профнастилом, необходимо прикрутить предварительно нарезанные листы к каркасу параллельно стене и вдоль карниза. В качестве крепежа используются саморезы. Стык стены и листового материала закрывается внутренним уголком и лобовой планкой. Внутренний уголок следует прикрепить к профлисту, лобовую планку – к лобовой доске. Крепление наружного уголка выполняется по внешним стыкам профилированного листа.

    По фронтону профнастил монтируется вдоль стены, по наружной кромке кровельного свеса. Затем устанавливаются уголки и торцевая планка. Чтобы обеспечить доступ воздуха для вентиляции кровли, ширина листа профнастила должна быть 2 см меньше, чем ширина свеса. Важно учитывать, что подшивка, выполненная из металлического листа, склонна к коррозии в местах скопления влаги и срок ее службы уступает другим вариантам отделки карнизного свеса.

    В процессе строительства дома к внешнему виду крыши предъявляются самые высокие требования: защищать стены и подкровельное пространство от влаги и сырости, а также придавать всей постройке безупречный и законченный вид. А для этого крыша должна выглядеть красиво со всех сторон, даже той, что находится под карнизом. Ведь именно туда устремляется человеческий взгляд, когда кто-нибудь стоит возле дома!

    Вот для этой цели и существует подшивка свесов крыши из самых разных материалов: винил, металл и даже дерево. Специальные изделия для этой цели называются софитами, которые ко всему обеспечивают вентиляцию всему подкровельному пространству, которая так необходима.

    У подшивки карнизов крыши есть такие варианты устройства:

    К слову, софиты не обязательны – в большинстве случаев достаточно сплошных или частично перфорированных панелей:


    Виды софитов для разных задач

    Другими словами, софиты – это все тот же сайдинг, только для украшения потолка. Откуда и название, ведь «софит» с итальянского и означает «потолок».

    Хотя софиты – достаточно новый для российского рынка продукт, их уже производят самых разных видов. Они бывают:

    • двойные и тройные;
    • сплошные и перфорированные.

    Перфорированные софиты обеспечивают отличную вентиляцию и приток воздуха в подкровельное пространство.

    При этом тройные еще бывают перфорированными по центру. А вот сплошные чаще используют для подшивки фронтонных свесов, которым не нужна вентиляция:


    И, больше как исключение, в сплошных софитах дополнительно прорезают вентиляционное отверстие, чаще уже после монтажа:


    К слову, GrandLine представил рынку новые необычные софиты (GL Estetic), у которых перфорация – скрытая. Она нанесена на ребра жесткости, откуда ее не видно. Такую геометрию называют Ω-геометрией, которая ко всему еще маскирует сам стык софитов.

    Выбор материала: дерево, винил или сталь

    По сути, софиты по своей конструкции, и способу производства мало чем отличаются от сайдинга. Как и по прочности, ведь софитам тоже необходимо иметь механическую прочность к ударам и сильному ветру.

    Софиты из пластика или винила пожаробезопасны, очень легки и не гниют, хорошо поддаются обработке и принимают практически любые формы. Благодаря этому софиты перекрывают сложные архитектурные элементы.

    Виниловые софиты прекрасно сочетаются с одним с популярным виниловым сайдингом, пластичны, долговечны и обладают легким весом. При толщине 0,4 см они весят всего 1,16 кг/м2.

    Т.к. софиты находятся всегда в тени, поэтому нет нужды переживать о том, что они выцветут на солнце. Также ПВХ хорош тем, что не разрушается плесенью или грибком, не нуждается в перекраске и выдерживает мороз в -50°С и жару в +60°С. К слову, виниловые софиты сегодня часто изготавливают не только под цвет кровли или фасада, но и делают с имитацией натурального дерева.

    Полиэстер в качестве покрытия для софитов хорош цветостойкостью и пластичностью, а пластизол – устойчивостью к механическим воздействиям. Пурал отличается большей устойчивостью к ультрафиолету и перепаду температур, и наиболее пригоден для использования под открытым небом. Выглядит такая подшивка вот как:


    Современные металлические софиты изготавливают только в заводских условиях, на специальном оборудовании путем проката. При этом обычно производители предлагают приобрести у них сразу целый комплект необходимых кровельных материалов, чтобы в итоге вся крыша имела завершенный вид, где все элементы идеально гармозинируют друг с другом, и по форме, и по цвету.

    Гибкие и легкие алюминиевые софиты производят из тонкой (в 0,5 мм) алюминиевой ленты. Такие софиты радуют высокой стойкостью к коррозии, не выделяют неприятного запаха под парящими лучами солнца и абсолютно экологичны.

    На таком материале хорошо держится декоративное покрытие, даже, если ему приходится переживает значительные перепады температур. Благодаря этому алюминиевые софиты подходят для любого климата.

    Алюминиевые софиты практически не подвержены коррозии, не горючи, мало восприимчивы к температурным расширениям, выцветанию и механическим повреждениям.

    Еще один один популярный вид софитов – стальные . Производят из оцинкованной стали с таким полимерным покрытием, как пурал, пластизол, полиэстер или поливинилденфторид. От покрытия, собственно, напрямую зависит их цена. Они долговечны, надежны и практичны.

    Но металлические софиты далеко не всем по душе по той причине, что при распространенных ошибках в монтаже планки деформируются. Это заметно, и выглядит в итоге такой дом совсем не эстетично. В этом плане куда выгоднее выглядят деревянные софиты . Но их время от времени нужно приводит в первоначальный вид, обрабатывая антисептиками и подкрашивая.

    Есть, к слову, такой интересный вид софитов, как планкен . По сути, этот тот же пластик, только выполненный в деревянном стиле. Причем хорошо смотрится и скошенный, и прямой планкен. Подкровельная вентиляция в этом случае обеспечена зазором с планкеном.

    А вот медные софиты считаются не только самым долговечным материалом (до 150 лет службы), но самыми неприхотливыми, эстетичными и обладающими естественной защитой от воздействий окружающей среды.

    Также становится популярным фиброцементный сайдинг , который достаточно прочен и привлекает красивой фактурой кедровой породы древесины. Изготавливают такую подшивку из цементно-песчаной основы и волокон, синтетических или натуральных.

    В итоге срок службы материала достигает 50 лет, и отсутствует линейное расширение при перепадах температуры. Кроме того, сайдинг из фибробетона, в отличие от обычной древесины, не гниет, не привлекателен для насекомых и не боится влаги. А обрабатывается и крепится такая подшивка так же, как и и деревянная.

    Если подшивка сплошная, тогда в панелях изготавливают специальные щели в 0,5 см толщиной. При этом с внутренней стороны нужно установить москитную или металлическую сетку. При этом важно, чтобы все комплектующие были сделаны из алюминия. Сюда входят внешние и внутренние углы, J-профили и соединительные планки.

    Также для подшивки свесов подходят профилированные листы толщиной от 0,45 мм, из оцинковки или стали с полимерным покрытием. От других аналогов отличаются хорошей прочностью и жесткостью, и большим выбором цветового решения. Благодаря волнистому рельефу материала под свесом образуются зазоры, и ставить какие-то дополнительные вентиляционные решетки не нужно.

    Например, сегодня пользуется популярностью система подшивки Soffitto . Это медные софиты, цвет которых за два-три года меняется от золотистого до темно-бурого, а потом и до матово-черного. И наконец, последний этап окисления – зеленоватая патина. Многое, конечно, зависит от срока службы металла. У изделий из меди образуется естественное антикоррозийное покрытие, благодаря которому срок службы таких софитов может досить даже 150 лет.

    Если вы решили сделать свесы из такого материала, тогда разрежьте профлист на полосы одинакового размера и аккуратно закрасьте срезы – так, чтобы коррозия не распространялась, но и краски не было заметно на основной поверхности листа.

    Виды профилей для подшивки карнизного и фронтонного свеса

    А теперь перейдем к процессу монтажа софитов. Они не выполняют особо важной конструктивной функции, но все же проявиться мастерство и аккуратность здесь придется.

    Дело в том, что если при установке карниза допустить ошибки, то он минимум будет выглядеть нелепо, а в худшем случае в подкровельное пространство легко проникнут птицы и создадут проблемы.

    Технология монтажа

    Крышу со стороны фронтонов обшивают по периметру J-профилем или специальным профилем для внутреннего угла.

    Здесь такие же правила монтажа, как и для вертикальных элементов, где верхний крепеж монтируют к верхней кромке отверстия от гвоздя, а все последующие – в их центре.


    Монтаж перфорированной виниловой подшивки

    Виниловые софиты особенно ценны тем, что подходят для их устройства в труднодоступных местах. Для их монтаж не нужно специальное оборудование, особые знания и навыки.

    Достаточно только изучить инструкцию от производителя и наши мастер-классы:


    Итак, первым делом к фронтонному или карнизному свесу по всей его длине монтируют две планки. Далее следуйте такой инструкции:

    • Шаг 1. К первой с нижней стороны прикручивают J-паз.
    • Шаг 2. Далее софиты нарезают по длине свеса.
    • Шаг 3. В угол вставляют J-профиль и фиксируют его гвоздями или саморезами.
    • Шаг 4. Вырежьте край самых близких к профилю софитов и вставьте.
    • Шаг 5. Теперь переходим к облицовке ветровой доски.
    • Шаг 6. Между собой закрепите такую облицовку в замок.
    • Шаг 7. Зафиксируйте все планки саморезами и закройте встык угол.

    А вот замечательный мастер-класс монтажа виниловых софитов со скрытым перфорированием:




    Монтаж сплошной алюминиевой подшивки свеса

    Чтобы зафиксировать металлический софит на стене, необходимо первым делом закрепить вдоль стены J-образный профиль.

    При помощи строительного уровня сделайте на стене метки, которые будут идти параллельно нижнему краю карниза. На них и прикрепите принимающие профили. Далее, отмерьте расстояние между днами желобов профилей, и отнимите 6 мм, чтобы учесть возможное расширение и сжатие материала. Что именно нужно делать, вам подскажет наша фотоинструкция:


    Чтобы завести верхний края J-фаски под финишную планку, в ней необходимо сделать просечку специальных «заусенцев». С этой задачей вы вполне справитесь самостоятельно, особенно, если воспользуетесь специальными для этой цели инструментами.

    Так, перфораторы Freund 360020 и Малко NHP1R, которые легко пробивают щелевидные отверстия 3х15 мм и 4х19 мм. Один край софита нужно вставить в паз, другой – прикрутить ко второй из планок. Установите все на место, и закрепите каждую из панелей по центру отверстия.

    Далее прикройте лобовую доску J-фаской. Для металлического софита ширина листов должна строго соответствовать расстоянию между J-фаской и J-профилем, единственное, что нужно вычесть 6 мм на термическое расширение, и если ширина свеса больше 90 см, тогда сразу с обеих сторон. Установите листы софита между J-фаской и J-профилем.

    Вот пример подшивки металлическими софитами сложной формы:


    Вырежьте планку нужной ширины и отогните край. При помощи специального гиба и кусачек сформируйте финишную планку.

    В нашем случае размер лобовой доски заметно для глаз превосходит размер J-фаски, а поэтому следует вести монтаж с выносом на лобовую доску через два J-профиля или внешний угол.

    Здесь используется софит светлого оттенка, и это правильно – темные в таком случае не рекомендуются. И, наконец, зафиксируйте финишную планку.

    Монтаж деревянной подшивки

    Подшивать кровлю можно как параллельно, так и перпендикулярно свесу. Единственное, учитывайте, что при параллельном способен будут заметны все неровности, а вот подшивка короткими брусками от края крыши к стене хорошо скрывает все недостатки.


    Если лобовой доски нет как таковой, тогда софит нужно закрепить между двумя J-профилями, размещенными на свесе кровли и на стене:


    На практике установка деревянной подшивки выглядит так:


    Подобрали для себя подходящий вариант? Рады, что смогли помочь!

    Просмотров