Монастырь сан-марко. Монастырь и церковь сан марко

Архитектурный комплекс Сан-Марко (San Marco) имеет довольно древнее происхождение. По некоторым сведениям, здания Церкви Святого Марка (Basilica di San Marco) и монастыря появились в центре Флоренции в 13 столетии. В свое время к реставрации построек приложил руку талантливейший архитектор Микелоццо ди Бартоломео (Michelozzo di Bartolomeo). А во второй половине 19 века помещение монастыря было превращено в Национальный музей Сан Марко (Museo Nazionale di San Marco). Среди экспонатов музея числится литературное и художественное наследие великих мастеров итальянского Ренессанса.

Этот музей является не просто хранилищем средневековой итальянской культуры, вплоть до самого мельчайшего экспоната он пропитан духовностью и католической верой.

Достоверно выяснить точную дату создания комплекса Сан-Марко не представляется возможным. Ученые склоняются к мнению, что церковь и монастырские покои были построены в начале 12 века. Сохранились лишь упоминания о том, что первоначально монастырь занимали монахи-сильвестринцы, относящиеся к Ордену святого Бенедикта. Этот католический орден имел большое влияние на землях и вплоть до окончания 14 столетия.


В 1453 году монастырь перешел во владение монахов-доминиканцев. К средине 15 века у руля Флорентийской республики стал (Cosimo di Giovanni de’ Medici il vecchio). Великий князь Тосканский нашел Сан-Марко в довольно обветшалом состоянии. Заняться реорганизацией и расширением здания монастыря было поручено талантливому зодчему Микелоццо. Помимо благотворительных целей Козимо поддался тщеславным мыслям. Многочисленные гербы и атрибутика рода Медичи украсила стены церкви и монастыря Сан-Марко, после завершения строительных работ в 1442 году.

Микелоццо ди Бартоломео перепланировал и ощутимо расширил монастырь. На первом этаже постройки появился зал капитула, предназначенный для заседания монашеского ордена, а также помещения для трапезы. На втором этаже были размещены многочисленные кельи и библиотечный зал. Также руководитель строительства внедрил на территории монастыря инновационную систему водоснабжения и дренажа. Это позволило разбить при монастыре красивый апельсиновый сад, который также содержал в себе отсылку к гербу Медичи.
Изменение внутренней планировки и декораций происходили не слишком гладко. Представители богатой флорентийской аристократии активно сопротивлялись насаждению власти Медичи.

Князь Козимо умудрился не только ущемить права знати, переиначив распределение капелл внутри церкви. По его велению святой заступник Ордена святого Доминика, Фома Аквинский был выведен на второй план по сравнению с покровителями дома Медичи – святыми Дамианом, Косьмой и Марком.

В 1490 году в стенах монастыря Сан-Марко получил кров самый неоднозначный из служителей католической церкви 15 столетия, Джироламо Савонарола (Girolamo Savonarola). Ревностный блюститель чистоты католической веры, этот священник регулярно выступал с проповедями в Сан-Марко. Год спустя, Савонарола получил звание приора, то есть настоятеля монастыря. Скрупулезно следуя догматам священных книг, приор насаждал благочестие среди послушников. Стремясь отринуть все земные блага, Савонарола принялся активно избавлять монастырь и орден от предметов роскоши и даже необходимых вещей. Начиная с 1493 года, с молотка ушла большая часть земель, принадлежащих монастырю. Вслед за ними были реализованы личные вещи монахов, представляющие хоть какую-либо ценность. Вырученные средства были отданы нуждающимся и беднякам Флоренции. Аскетичные кельи послушников, в том числе и самого Джироламо Савонаролы, сохранились до наших дней. На них можно посмотреть в рамках экскурсии по Музею Сан Марко.

Превращение монастыря в Музей Сан Марко

К 1866 году послушники католического монастыря Сан-Марко окончательно покинули его стены. Три года ушло на то, чтобы из церковной постройки создать уникальный музей, посвященный творчеству Фра Беато Анджелико (Fra Beato Angelico), что в переводе означает Брат блаженный Ангельский. Фрески этого мастера эпохи раннего Ренессанса украшают внутренние стены монастыря. Обширная монография монаха-живописца выставлена в виде отдельной экспозиции.

Знаменитые шедевры иконописного искусства, посвященные Богородице, Христу и святым, были созданы специально для монастыря и никогда не покидали его стен.

Животрепещущие названия икон и фресок, кисти Фра Анджелико удивительно гармонируют с их содержимым. «Не прикасайся ко мне!» (Noli Me Tangere), «Поцелуй Иуды», «Страшный суд», «Преображение» (Transfiguration), «Благовещенье», лик «Мадонны со святыми» украшает собой монастырский алтарь. Цикл фресок, посвященный пленению, распятию и усопновению святых Косьмы и Дамиана, наполнены сильным энергетическим посылом к зрителю. Многочисленные росписи на тему сюжетов Ветхого и Нового Завета расписаны кельи монахов на протяжении 15 столетия.


В бывшем обиталище Савонаролы сохранился портрет ревнителя церкви, кисти Фра Бартоломео (Fra Bartolomeo). Брат Бартоломео являлся служителем монастыря и принимал активное участие в украшении его фресками и художественными произведениями. В 1504 году состоялось знакомство монаха с (Raffaello Santi), которое переросло в крепкую дружбу. Взаимное влияние художественных стилей нашло свое отражение в поздних работах Бартоломео и формировании общего подхода к живописи молодого Рафаэля.


Не менее значимый экспонат в стенах музея – икона с ликом Святого Максима Грека, выполненная Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), мастером кватроченто (quattrocento). У этой картины есть целая история. Послушник Михаил Триволис, грек по происхождению являлся пламенным поклонником учений Джироламо Савонаролы. Долгое время Триволис провел в стенах монастыря, исполняя свой долг и укрепляя веру. Впоследствии, монах попал на святую гору Афон, где обрел свое новое имя – Максим. Постриженный в католическую веру, Максим Грек много путешествовал по делам церкви. Одним из пунктов назначения монаха была средневековая Москва, где его ждал теплый прием со стороны образованной прослойки населения.


Еще одна знаковая работа Гирландайо «Тайная вечеря» размещена в помещении, ранее служившей трапезной комнатой для монахов Сан-Марко.

Расположение и часы работы

  • Комплекс Сан-Марко, в состав которого входит музей, «прописан» по адресу: Площадь Сан Марко (Piazza San Marco), 3.
  • График работы: со понедельника по пятницу с 8:30 до 13:50, по субботам посещения до 18:50, а по воскресеньям до 19:00.
  • Стоимость полного билета – 4 евро.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Сан Ма́рко (итал. San Marco) - общее название комплекса, состоящего из церкви Святого Марка (итал. Basilica di San Marco) и женского монастыря, в настоящее время превращённого в музей (итал. Museo Nazionale di San Marco). Расположен на площади Святого Марка (итал. Piazza di San Marco) во Флоренции.

Монастырь Сан-Марко основан, по-видимому, в XIII веке. Известно, что с 1299 года здесь был монастырь сильвестринцев.

Сан Марко и Козимо Медичи

В 1437 году флорентийский купец Козимо Медичи (Старший) передал церковь и монастырь монахам-доминиканцам и поручил архитектору Микелоццо ди Бартоломео его реконструкцию. Причины его поступка точно не известны, но есть подтверждения как тому, что он руководствовался христианским благочестием, так и тому, что этим он укреплял свой авторитет (гербы и другая символика Медичи на церквях, построенных по его заказу). Перестройка была в основном закончена в 1442 году, хотя отдельные работы продолжались и позднее. Была полностью реконструирована часть ансамбля, предназначенная для жизни монахов. Она включала зал капитула и трапезную, которые располагались на первом этаже; на втором этаже были построены кельи и библиотека. Микелоццо также разбил на территории монастыря сад и построил дренажную и водную системы. В саду росли апельсиновые деревья, что, по словам Азовцева, указывает на связь с гербом Медичи (на нём было пять червлёных шаров, похожих на апельсины). Здание церкви было изменено незначительно: был построен хор и трибуна перед главным алтарём. Был также создан ораторий, где собирались члены шёлковой гильдии, и капелла, имевшая отдельный вход для процессии волхвов. Во время перестройки церкви Козимо столкнулся с сопротивлением большинства крупных семей, которым принадлежали капеллы внутри церкви - они не хотели отдавать их под покровительство Медичи. В частности, из-за этого в 1442 году работа была приостановлена. Н.А. Азовцев отмечает многочисленную символику Медичи в богатых декорациях монастыря. Часто встречающиеся изображения святого Косьмы, Дамиана, Иоанна Евангелиста и Лоренцо он напрямую связывает со святыми покровителями братьев Медичи и их отца. Им отводилось большое место в композициях, например, на алтаре. «Те святые, которые традиционно ассоциируются с доминиканским орденом, - к примеру, Фома Аквинский - уступают здесь место покровителям семьи Медичи, а наиболее важные из них - Косьма и Даниил - композиционно выделяются из остального ряда, образуя треугольник, в вершине которого помещена фигура Богоматери». Однако в другом месте он отмечает, что сам монастырь был посвящён святым Марку, Косьме и Дамиану, поэтому выделение этих святых в алтарной композиции можно объяснить и этим.

Библиотека Сан Марко

Помещение под библиотеку было построено архитектором Микелоццо на средства Козимо Медичи и его брата Лоренцо в 1441-1444 годах в рамках общей реконструкции монастыря. Библиотека была одним из шедевров ренессансной архитектуры, «где ощущение сосредоточенного знания, получаемого через…

Признаться, я долго раздумывал, стОит ли мне рассказывать о музее Сан-Марко. Вроде бы место очень известное и посещаемое, а значит, не вписывающееся в формат данного журнала. А потом понял, что коготок-то уже увяз: "Тайная вечеря" Гирландайо из этого музея уже на живые страницы попала. Да еще и заболел как-то по-глупому, так что времени много, делать нечего, а желание нагадить помочь ближнему в его (ближнего) стремлении уйти от окружающей действительности в мир иллюзий - сильно, как никогда. Так что в ближайшее время мы с вами удаляемся в прекрасный мир фра Анджелико.

Желающим познакомиться с творчеством этого прекрасного живописца очень повезло. Практически все его флорентийское наследие сосредоточено в одном музее - бывшем монастыре Сан-Марко. На мой взгляд, впечталения этот музей оставляет сравнимые с Уффици или Питти, только народа здесь значительно меньше, а праздной публики, забежавшей сделать "селфи" на фоне шедевров, нет вообще. Имейте в виду: расписание музея очень причудливое: http://www.uffizi.firenze.it/musei/?m=sanmarco , и идти сюда наобум, за час до закрытия - жалко денег; музей требует не менее двух часов и крепких ног: придется постоять перед шедеврами в восхищении. Музей государственный, так что фотографировать без вспышки теперь можно, и, надо надеяться, скоро сеть будет завалена качественными снимками отсюда. Кое-что получилось даже у меня.

Чуть ли не самая первая работа в первом же зале - Снятие с креста (1432-1434), происходящее из церкви Санта-Тринита, которую мы с вами недавно посещали.



Триптих Сан-Пьетро-Мартире (не позднее 1429, происходит из одноименного доминиканского монастыря):


Слева направо: святые Доминик, Иоанн Креститель, Петр Мученик и Фома Аквинский. Наверху видны сцены из жизни титульного святого, включая мученическую кончину.

Алтарь Линайоли (Linaioli, 1432-1433). Это, вообще-то, складень, так что рассматривать его можно и в открытом, и в закрытом видах:

Слева направо:
Иоанн Креститель

Апостол Марк

За время своего графоманства в жж, вывел правило, что каждая фотка из музея или церкви в два раза уменьшает количество читателей отчета, в общем почти по Стивену Хокингу, который обнаружил подобный эффект от формул в своих книгах. Эта часть посвящена моим походам по самым известным культовым сооружениям Флоренции, без фоток фресок и картин тут никуда, так что проверим еще раз это эмпирическое правило.

Карта достопримечательностей Флоренции. Объекты из этого отчета я отметил синим цветом.

Я лично нашел только один жж в подобном направлении, особенно пригодились его записи по окрестным с Флоренцией тосканским городам, спасибо!
http://sibeaster.livejournal.com
Я сам ни в коем случае не претендую на роль культурблогера, так что если вас покоробят мои примитивные комментарии ко всем этим шедеврам, то просьба простить и понять. То же касается и снимков, сейчас во всех церквях и музеях Флоренции, которые я посетил, разрешено фотографировать, и это правильно, я считаю. Поэтому все снимки в отчете мои личные, но что-то у меня не слишком это дело получается при плохом освещении, поэтому тоже, ага.

На площади находится комплекс Сан-Марко из церкви и монастыря, который сейчас превращен в музей.

Для галочки я забежал в церковь.

К посещению церкви я не подготовился, поэтому запомнилась только картина на потолке, персонажи которой, как будто парят над вашей головой.

А вот в монастыре Сан-Марко я завис с утра до самого обеда. По большому счету это театр одного актера, а именно художника Фра Беато Анджелико (в переводе что-то вроде "блаженной ангельский брат"), творившего в первой половине 15-го века. Картины и фрески Фра Анджелико одновременно и простые, иногда даже до наивности, и в тоже время изысканные, с множеством интересных деталей и прекрасными цветами. Скажу честно, еще пару месяцев назад я не подозревал о существовании этого художника, но вот значит есть польза от таких поездок. Причем мне его творчество очень понравилось, с удовольствием пересмотрел все произведения Фра Беато Анджелико в Сан-Марко.

Двор монастыря Сан-Марко.

Фрагмент картины Фра Анджелико "Снятие с креста", ноги Христа целует Мария Магдалина.

Тсс, не болтай!

Одно из моих любимых развлечений пытаться выяснить, кто изображен на фресках или картинах. Этого святого я сразу не опознал, дома уже погуглил и выяснил, что это св. Петр Мученик. Обычно св. Петра Веронского, который погиб от меча еретиков, изображают с ножом в голове, но Фра Анджелико переместил нож на спину, хотя видно, что из головы святого тоже течет кровь.

Главный шедевр Фра Анджелико в Сан-Марко "Благовещение". Красивые крылья у Гавриила. А вот 3D тут не слишком удалось на мой взгляд.

На втором этаже музея находятся монашеские кельи. В каждой келье Фра Анджелико (или его ученики) написали по фреске.

Его Воробейшество Савонарола был монахом, а потом и настоятелем в Сан-Марко, в его кельи устроен небольшой музей.

"Мадонна Теней". Одна из последних работ Фра Анджелико в Сан-Марко. Мне показалось, что эта фреска немного отличается от остальных работ, вместо обычного для художника медитативного состояния персонажей тут все какие-то напряженные. Здесь изображены и апостол Марк с Евангелием и пером (слева), и св. Лаврентий со своей любимой решеткой, и уже показанный ранее св. Петр Мученик с окровавленной головой.

Кроме фресок и картин мне весьма приглянулось изящное помещение монастырской библиотеки. я показывал Воспитательный дом - творение Брунеллески на площади Антиссимо-Аннунциата, здесь его ученик применил похожий прием, но уже в интерьере, красота.

Одна из самых сильных фресок в кельях.

Выглядит внутри все это как-то так, корридоры с кельями, в некоторые можно зайти, но большинство, к сожалению, хотя и открыты, но отгорожены веревочкой. Самая большая келья, в которой останавливались члены семьи Медичи была закрыта на реставрацию.

Кроме Фра Анджелико тут есть еще несколько произведений других художников, вот, например, "Тайная вечеря" Гирландайо. Но как-то он прошел мимо меня, запомнился только котик за спиной у Иуды и фирменный знак Гирландайо - пикирующие утки.

После Сан-Марко я в абсолютно одухотворенном состоянии пошел в Сан-Лоренцо.

Фасад Сан-Лоренцо неожиданно оказался совсем не такой прекрасный, как у других флорентийских церквей.

Немного комичная статуя Джованни делле Банде Нере знаменитому флорентийскому полководцу из рода Медичи. Банде Нере - это в честь его черных полос на гербе, прозвище также было созвучно "черным бандам", что соответствовало имиджу кондотьера среди его противников.

ОК, пора зайти в базилику Сан-Лоренцо. Пожалуй, по своему легкому и светлому ренессансному интерьеру Сан-Лоренцо самая крутая церковь из сегодняшней троицы. Неудивительно, ведь ее перестройкой занимался тот самый Брунеллески. Понравился мне и современный подход к туристам, на входе бесплатно дают в аренду айпад с аудио и видеогидом по основным достопримечательностям Сан-Лоренцо. Скорее бы и в других церквях также сделали.

Мне понравилась архитектура интерьера церкви, а вот по произведениям искусства, мне показалось, что она немного уступает другим великим церквям Флоренции. Впрочем, я смог побывать только в Старой Сакристии. В капеллу Медичи, в которой как раз все самое интересное, я не пошел, т.к. туда требовался отдельный билет, чуть ли не за 10 евро. В следующих частях я расскажу, как я остался без денег во Флоренции и пытался выжить на 50 евро в день, так что отдать 20% дневного бюджета я не решился.

Покажу пару картинок из Сан-Лоренцо. Больше всего моему дурному вкусу понравилась огромная вычурная фреска куртуазного маньериста Бронзино, объясняющая, почему на картинах выше, которые я снимал в Сан-Марко, св. Лаврентий повсюду таскает за собой решетку от гриля. Я с порнографическим творчеством Бронзино уже сталкивался в Санта-Кроче, но в Сан-Лоренцо чувствуется, что он оторвался по полной программе.

Я по своей наивности восхищался картиной Филлипо Липпи, пока не заметил маленький листок под ней, гласящий, что картина на реставрации и ее заменили плакатом.

А вот еще один маньерист Россо (т.е. рыжий) Фьорентино, очень красивая по цвету картина. На этом с Сан-Лоренцо все. "А где же Донателло?" - спросит внимательный читатель. А у меня с этим скульптором возникла личная неприязнь, примерно, как , поэтому я почти не снимал его многочисленные произведения.

Вокруг Сан-Лоренцо очень приятный райончик. Последние дни, когда я немного разобрался во Флоренции, я приходил сюда на ужин. К тому же тут расположено много баров, которые открыты до поздней ночи. А у меня есть особенность, просидев до часу-двух в интернетах, выползти из отеля в город и немного прогуляться перед сном, если находится работающее заведение, то совсем хорошо, можно выпить кофе или что-нибудь покрепче для крепкого сна.

Переходим к последней в этой части церкви - базилике Санта-Мария-Новелла. Хотя я оставил ее под конец, но на самом деле любой турист, который приезжает во Флоренцию на поезде, первым делом сталкивается этим зданием. Да, даже жд вокзал во Флоренции назван в ее честь.

Пару слов про площадь. Фасад базилики даже прекраснее, чем у Санта-Кроче, на площади много лавочек, но как-то мне здесь не понравилось. Из-за близости вокзала слишком много всяких асоциальных элементов, опять-таки место суетливое и проходное, а кафешки по периметру площади показались мне подозрительно туристическими на вид.

Было интересно сравнить это еще готичесское "Благовещение" с фреской Фра Анджелико из Сан-Марко. Пока я смотрел на фреску Пьетро Миниато у меня стало мутиться в голове, я решил, что это эффект от странной перспективы, художник пытался изобразить глубину, но ему это не слишком удалось.

Внутри Санта-Мария-Новелла очень готично темно, поэтому снимки вышли совсем неказистые.

"Распятие" Мазаччо - одна из первых или даже первая картина (точнее фреска) с правильным 3D в истории европейского искусства. Ладно, ладно, перспектива не совсем правильная, но за свою попытку вошел в историю искусства.

Реликварий св. Екатерины Сиенской. На самом деле я был в Санта-Мария-Новелла уже после поездки в Сиену, где даже забегал в дом, где жила святая, поэтому сразу обратил внимание на знакомое по Сиене имя.

Но это все была только прелюдия. Главная ценность базилики шикарные фрески, украшающие ее многочисленные капеллы и часовни. Скажу честно, что осилил далеко не все произведения, тут по-моему можно зависнуть на целый день. И, да, отдаю Санта-Мария-Новелла первое место среди всех церквей и монастырей Флоренции, если бы меня спросили, что из храмов посетить при дефиците времени, я бы ответил, что именно эту базилику.

Фрагмент "Рая" в капелле Строцци.

Встреча Марии и Елизаветы. Фрагмент фресок Гирландайо в капелле Торнабуони. Помните таких же пикирующих уточек на фреске этого же художника в Сан-Марко? Гирландайо обожал изображать заказчиков на своих фресках, многие персонажи в его произведениях - это реальные люди, жившие люди во Флоренции в его время.

Рождество Марии. Тут обращаешь внимание не на сцену Рождества, а на шикарный интерьер, явно неуместный в евангельские времена.

А это уже другая капелла и другой художник. К сожалению, она была закрыта решеткой, поэтому снимал под углом. Здесь Филиппино Липпи изобразил апостола Филиппа, изгоняющего дракона (!) из храма в Гиерополе.

Из основного здания базилики я через дворик перешел в Испанскую капеллу.

И тут-то меня ждал совсем уж праздник. Имя автора фресок капеллы Андреа Бонайуто мне ничего не говорило, но почему-то они понравились мне больше всего в Санта-Мария-Новелла.

Какие прекрасные черти, а?

Санта-Мария-Новелла была доминиканским монастырем (церковь только его малая часть), поэтому неудивительно былу увидеть на фресках песиков, думаю, знаете, что доминиканцы в переводе означает "божьи псы". Тут я не совсем понял сюжет, видимо художник осуждает праздные развлечения, которым предаются люди в правой части фрески. С другой стороны те же отплясывающие девушки изображены весьма привлекательно, так что возможно Андреа им и немного симпатизирует, или, как минимум надеется на их раскаяние. Ну, и конечно, порадовал котик, которого лопоухая девушка держит на руках.

На гигантской фреске "Распятие" моему профанному взгляду более всего приглянулись... лошадки. Посмотрите, какие у них симпатичные и умные морды!

Масштабы фресок в Испанской капелле, конечно, впечатляют.

Базилика Флоренции Сан-Марко — одна из церквей центра города. Она возвышается на людной площади, доминируя над окружающей местностью. Первоначально храм был частью одноименного доминиканского монастыря, служившего в свое время домом для многих важных представителей духовенства и культуры пятнадцатого века: Козимо иль Веккио, Фра Анджелико, Амброгио Катарино Полити, Фра Бартоломео, Томмазо Каччини и Джироламо Савонарола. С 1869 года в бывшем монастыре находится Национальный музей. Но ни церковь, ни прилегающая обитель Сан-Доменико не являются его частью. Базилика и музейный комплекс соседствуют во Флоренции на площади Сан-Марко (Италия).

Ранняя история

Бывший доминиканский монастырь занимает место, где с XII века находилась обитель валломброзианского ордена, позже отошедшая к монахам-сильвестринцам. Обе группы являются ответвлениями католического ордена Святого Бенедикта. Во времена сильвестринцев церковь Флоренции Сан-Марко использовалась как для монашеских богослужений, так и для приходских функций. В то время этот район назывался Cafaggio, поэтому в ранних документах базилика упоминается как Сан-Марко al Cafaggio. Недавно в ней были обнаружены ниже уровня пола следы фресок, относящиеся к тому начальному периоду.

Передача доминиканскому ордену

В 1418 году сильвестринцы были обвинены в несоблюдении монашеских правил и плохом содержании монастыря. Им пришлось покинуть обитель, однако для этого потребовалось прямое вмешательство Папы Евгения IV и решение Базельского собора, прежде чем, в 1437 году здания были окончательно освобождены и обитель передана общине из монастыря Сан Доменико города Фьезоле. Решающим моментом стало вмешательство Козимо де Медичи, старшего основателя династии, самого влиятельного человека Флоренции, которому весьма благоволил действующий Папа. Медичи ясно дал понять о своем желании, чтобы монастырь приняла доминиканская община. Кроме того, Евгений IV также принадлежал к этому ордену.

Когда сильвестринцы ушли, переместившись в меньший монастырь Сан-Джорджио алла Коста, доминиканские монахи заняли здания Сан-Марко. Монастырь Флоренции, однако, находился в плачевном состоянии. Новые обитатели вынуждены были жить в течение двух лет в сырых каморках или деревянных хижинах.

Благотворительность Медичи

В 1437 году богатейший итальянский купец и банкир Медичи Козимо по предложению флорентийского архиепископа Антонио Пьероцци решил начать преобразование всего комплекса, включая обитель и базилику. Во Флоренции собор Сан-Марко и монастырь находились в области наибольшего влияния семьи Медичи, поскольку располагались в центре северного района центральной Флоренции. Этим кварталом, куда входил и семейный дворец (современное название Palazzo Medici Riccardi), и базилика Сан-Лоренцо, Медичи владели безраздельно. В те годы влияние Козимо как главы государства было на самой вершине могущества, а «Великий сезон покровительства Медичи» в качестве «отца народа» и мецената достиг самого пика, особенно в связи с переводом в 1438 году Папского совета во Флоренцию и проведения здесь в 1439 году Вселенского собора. Козимо вложил значительную сумму в реконструкцию монастыря, превысившую 40 000 флоринов, как в его жизнеописании указал

Обновленный монастырь

Архитектурные работы были доверены Микелоццо, возводившему и дворец Медичи. Настенная роспись, создавалась в период 1439-1444 годов монахом доминиканцем Фра Анджелико вместе с его помощниками, среди которых работал живописец флорентийской школы Беноццо Гоццоли. Церковь Флоренции Сан Марко освятил в ночь Эпифании 1443 года кардинал и архиепископ Капуи Никколо д"Аччапаччо при Папе Евгении IV.

Помещения для жизни монахов были готовы к 1442 году, но работы продолжались еще десять лет. Монастырь выполнен с элегантной простотой и функциональностью, присущей раннему Ренессансу. 44 кельи братьев располагались вдоль п-образного коридора на втором этаже. Среди них находилась комната, где время от времени уединялся и Козимо Медичи.

Центр обители занимает внутренний дворик, по периметру окруженный крытой галереей, и одной стороной примыкающий к церкви. Первый этаж объединяет зал капитула, две трапезные, гостевые помещения, библиотеку. Белые оштукатуренные стены помещений, почти всех келий, залов и галереи двора содержат уникальную настенную роспись. Архитектором Микелоццо был также спроектирован сад, устроена водная и дренажная система.

Библиотека

Совершенством по тем временам казалась просторная библиотека первого этажа. Ее пространство двумя изящными колоннадами делилось на три прохода. Множественные окна давали обилие естественного освещения, что облегчало чтение, изучение и копирование рукописей. Здесь хранилась коллекция бесценных книг и свитков из самого крупного частного собрания, принадлежавшего гуманисту Никколо Никколи, который завещал свою библиотеку Козимо Медичи, передавшему, в свою очередь, этот дар монастырю.

Дальнейшая участь монастыря

Во времена правления Наполеона монастырь был впервые экспроприирован, однако вновь возвращен монахам с 1808 года. Согласно королевскому указу 1866 года, комплекс был окончательно отчужден в пользу государства и частично преобразован в музей.

В Сан-Марко во Флоренции с 1979 года была создана библиотека «Арриго Левасти» при покровительстве великого католического ученого. Здесь собраны церковные рукописи, книги и копии редких экземпляров. Это крупнейший в мире музей произведений Фра Анжелико. Здесь находится наибольшее количество фресок и темперной живописи на доске, созданных ним и его учениками. Сюда свезены многие картины Беато Анжелико из других и церквей.

До недавнего времени в Сан-Марко Флоренции по-прежнему находилось небольшое сообщество доминиканских монахов, которые занимали западную часть комплекса, прилегающую к более крупной обители. В 2014 году несколько оставшихся братьев присоединились к общине в Санта-Мария-Новелла.

Базилика

Мичелоццо произвел восстановление ризницы и апсиды, но остальные реконструкции происходили гораздо позже. Фасад церкви Сан-Марко переделан с 1777 по 1778 год в неоклассическом стиле фра Батистой Паладини, о чем напоминает надпись на окне. Разделенный на три уровня, фасад украшен пилястрами, двумя нишами со статуями, лепными лентами и фестонами, с единственными вратами, увенчанными окном. Верхний уровень декоративный барельефом и тимпаном с железным крестом. Церковная колокольня была построена в 1512 году по проекту Баччо Аньоло. Трибуна и резной потолок возведены в конце XVII века. Значительная реконструкция производилась в 1678 году архитектором Пиером Франческо Сильвани.

В плане церкви можно увидеть один неф с многочисленными боковыми часовенками, спроектированными в последней четверти шестнадцатого века. Контрфасад представляет собой лучшие остатки картин четырнадцатого века, в том числе большая работа 1365 года «Распятие», школы Орканьи и «Благовещение» 1375 года. К наиболее древним произведениям искусства, находящимся в базилике, также относится на высоком алтаре распятие 1425-1428 года работы Фра Анджелико.

Фресковая роспись

Бывшая обитель и базилика привлекают не столько архитектурой, сколько настенной живописью и картинами известных итальянских мастеров. Несколько лет, начиная с 1976 года, проходила реставрация фресок в кельях и залах монастыря. Очищенные от последующих покрытий, изображения раскрылись яркой палитрой, чистотой изображения и эмоциональной передачей религиозных сюжетов, присущих великому Анжелико. Вся серия монастырских фресок Сан-Марко Флоренции соответствует единой концепции, в которой ощутим стиль этого художника. Однако техника исполнения, по мнению специалистов, говорит об участии еще нескольких живописцев, среди которых, скорее всего, можно назвать Беноццо Гоццоли и Заноби Строцци.

И если монастырь представляет этап живописи только Раннего Возрождения, то в капелле, где дополнения и реконструкции проходили позднее, можно увидеть скульптурные, живописные шедевры и восхитительную лепнину Высокого Возрождения, маньеризма (переходный период к барокко), а также барочного искусства XVII и начала XVIII веков. Здесь гармонично объединились фрески Фра Анжелико с настенной живописью Алессандро Герардини 1717 года и техникой гризайля 1588 года, принадлежащей Алессандро Аллори, представителя маньеризма. Джованни Джамболонья, Джованни Баттиста Нальдини, Санти ди Тито, Бернардино Поцетти, Пассиньяно, Франческо Курради, Алессандро Герардини — это далеко не полный список мастеров, работавших в разное время над украшением храма Сан-Марко. Несмотря на разницу стилей и направлений, примененных в украшении церкви, интерьер базилики Сан-Марко остается гармоничным и создает впечатление единого ансамбля.

Просмотров