Монастырь и церковь сан марко. Фрески монастыря сан марко во флоренции

Стены монастырского двора сложены из простых каменных блоков и имеют кирпичные карнизы. Внизу, вдоль всего здания идет арочная галерея. Первый этаж украшен люнетами с фресками Поччетти, Росселли, Коккапани, Ванни, Черрини, Дандини и других художников. Главный вход в Монастырь находится справа от Церкви Сан Марко.

В 1437 году она была также отреставрирована Микелоццо, а позже перепланирована вначале Джамболоньей (1580 г.), затем Сильвани (1678 г.). Фасад был переделан Джоакино Пронти в 1777-1780 гг. На фоне аскетически сурового интерьера церкви выделяется инкрустированный позолоченный потолок. Сакристия также заслуживает внимания: в ней находится саркофаг с бронзовой статуей Св. Антонина (1608 г.). В декорировке Капеллы Св. Антонина принимали участие такие мастера, как Джамболонья, Франкавилла и Алессандро Аллори; фрески купола выполнены Поччетти. Среди всех церковных сооружений наибольший интерес бесспорно представляет Монастырь. Как известно, в его стенах жил и работал удивительно тонкий художник Фра Анджелико. Ему принадлежит большинство фресок Монастырского двора (Распятие со Св. Домиником при входе и мученик Св. Петр в люнете над дверью). Им написаны также фрески Св. Доминик и Распятие в Зале Капитула; Пьета над дверью Трапезной; Иисус в одеждах паломника над дверью Зала Оспицио и в интерьере - Мадонна Гильдии шерстяников, Страшный суд, сцены из Жизни Иисуса и Снятие с Креста.

Комплекс расположен на Piazza San Marco, 1-3. Часы работы: понедельник-пятница 8.15-13.50, суббота-воскресенье 8.15-16.50, выходные 1,3,5-е воскресенье, 2,4-й понедельник каждого месяца, Рождество, Новый год , 1 мая. Цена билета: 4 евро, последний вторник каждого месяца бесплатно с 19.00 до 23.00.

Из Трапезной, где находится огромная фреска Распятие и Провидение Дж. А. Сольяни (1536 г.), лестница ведет на второй этаж, открывающийся прекрасным Благовещением Фра Анджелико. В коридоре, справа, имеется вход в Библиотеку Микелоццо, и в глубине - вход в Келью Козимо с фреской Поклонение волхвов Фра Анджелико. В комнате перед кельей - его же знаменитое Распятие. В коридоре, слева, -Мадонна во славе со Святыми, а в кельях, которые идут вдоль всего коридора, -Благовещение, Преображение, Иисус перед Пилатом, Жены-мироносицы у гробницы. Коронация Девы Марии и Представление во храм. В конце коридора находится Келья Савонаролы (портрет проповедника принадлежит ФраБартоломео). По лестнице, находящейся справа, можно пройти в Малую трапезную, где Доменико Гирландайо написал свою Тайную вечерю - вариант еще более известной фрески, находящейся в церкви Онисанти (Всех Святых). В 1437 году флорентийский купец Козимо Медичи (Старший) передал церковь и монастырь монахам-доминиканцам и поручил архитектору Микелоццо ди Бартоломео его реконструкцию.

Причины его поступка точно не известны, но есть подтверждения как тому, что он руководствовался христианским благочестием, так и тому, что этим он укреплял свой авторитет (гербы и другая символика Медичи на церквях, построенных по его заказу). Перестройка была в основном закончена в 1442 году, хотя отдельные работы продолжались и позднее.

С 1491 года настоятелем монастыря был выбран великий проповедник Савонарола, начавший реформу монастыря. Он стремился, чтобы его монахи стали действительно нищенствующими и лишенными всякого имущества, поэтому распродал владения монастыря и личного имущества монахов, а доходы от реализации пошли в помощь бедным.

Была полностью реконструирована часть ансамбля, предназначенная для жизни монахов. Она включала зал капитула и трапезную, которые располагались на первом этаже; на втором этаже были построены кельи и библиотека. Микелоццо также разбил на территории монастыря сад и построил дренажную и водную системы. В саду росли апельсиновые деревья, что, по словам Азовцева, указывает на связь с гербом Медичи (на нём было пять червлёных шаров, похожих на апельсины). Здание церкви было изменено незначительно: был построен хор и трибуна перед главным алтарём. Был также создан ораторий, где собирались члены шёлковой гильдии, и капелла, имевшая отдельный вход для процессии волхвов. Во время перестройки церкви Козимо столкнулся с сопротивлением большинства крупных семей, которым принадлежали капеллы внутри церкви - они не хотели отдавать их под покровительство Медичи. В частности, из-за этого в 1442 году работа была приостановлена.

Н.А. Азовцев отмечает многочисленную символику Медичи в богатых декорациях монастыря. Часто встречающиеся изображения святого Косьмы, Дамиана, Иоанна Евангелиста и Лоренцо он напрямую связывает со святыми покровителями братьев Медичи и их отца. Им отводилось большое место в композициях, например, на алтаре. «Те святые, которые традиционно ассоциируются с доминиканским орденом, - к примеру, Фома Аквинский - уступают здесь место покровителям семьи Медичи, а наиболее важные из них - Косьма и Даниил - композиционно выделяются из остального ряда, образуя треугольник, в вершине которого помещена фигура Богоматери». Однако в другом месте он отмечает, что сам монастырь был посвящён святым Марку, Косьме и Дамиану, поэтому выделение этих святых в алтарной композиции можно объяснить и этим.

Монастырь Сан-Марко был основан в начале XII века. В 1437 году монастырь был отдан доминиканскому ордену. Реконструкция всего ансамбля была проведена под руководством архитектора Микелоццо, построившего кельи и клуатры, позднее украшенные флорентийским художником и доминиканским монахом Фра Беато Анжелико фресками на религиозные сюжеты. Здесь в одной из келий жил Савонарола, изучал богословие грек Михаил Триволис, позднее прибывший в Москву и прославившийся как Максим Грек. В 1866 году монастырь был закрыт и сейчас здесь действует Музей монастыря Сан-Марко.

Большинство фресок клуатра Св. Антонио принадлежит кисти Бернардино Поччетти, изобразившего сцены жизни св. Антония. Угловые панели расписаны Фра Анжелико. В зале Оспицио (приют для паломников) находится алтарная картина Фра Анжелико "Снятие с креста". Сводчатый Зал Капитула украшен фресками Фра Анжелико "Распятие" и "Св. Доминик". В малой трапезной одну стену полностью занимает фреска Гирландайо "Тайная вечеря". Здесь же находится и знаменитое "Благовещение" Фра Анжелико.

Архитектурный комплекс Сан-Марко (San Marco) имеет довольно древнее происхождение. По некоторым сведениям, здания Церкви Святого Марка (Basilica di San Marco) и монастыря появились в центре Флоренции в 13 столетии. В свое время к реставрации построек приложил руку талантливейший архитектор Микелоццо ди Бартоломео (Michelozzo di Bartolomeo). А во второй половине 19 века помещение монастыря было превращено в Национальный музей Сан Марко (Museo Nazionale di San Marco). Среди экспонатов музея числится литературное и художественное наследие великих мастеров итальянского Ренессанса.

Этот музей является не просто хранилищем средневековой итальянской культуры, вплоть до самого мельчайшего экспоната он пропитан духовностью и католической верой.

Достоверно выяснить точную дату создания комплекса Сан-Марко не представляется возможным. Ученые склоняются к мнению, что церковь и монастырские покои были построены в начале 12 века. Сохранились лишь упоминания о том, что первоначально монастырь занимали монахи-сильвестринцы, относящиеся к Ордену святого Бенедикта. Этот католический орден имел большое влияние на землях и вплоть до окончания 14 столетия.


В 1453 году монастырь перешел во владение монахов-доминиканцев. К средине 15 века у руля Флорентийской республики стал (Cosimo di Giovanni de’ Medici il vecchio). Великий князь Тосканский нашел Сан-Марко в довольно обветшалом состоянии. Заняться реорганизацией и расширением здания монастыря было поручено талантливому зодчему Микелоццо. Помимо благотворительных целей Козимо поддался тщеславным мыслям. Многочисленные гербы и атрибутика рода Медичи украсила стены церкви и монастыря Сан-Марко, после завершения строительных работ в 1442 году.

Микелоццо ди Бартоломео перепланировал и ощутимо расширил монастырь. На первом этаже постройки появился зал капитула, предназначенный для заседания монашеского ордена, а также помещения для трапезы. На втором этаже были размещены многочисленные кельи и библиотечный зал. Также руководитель строительства внедрил на территории монастыря инновационную систему водоснабжения и дренажа. Это позволило разбить при монастыре красивый апельсиновый сад, который также содержал в себе отсылку к гербу Медичи.
Изменение внутренней планировки и декораций происходили не слишком гладко. Представители богатой флорентийской аристократии активно сопротивлялись насаждению власти Медичи.

Князь Козимо умудрился не только ущемить права знати, переиначив распределение капелл внутри церкви. По его велению святой заступник Ордена святого Доминика, Фома Аквинский был выведен на второй план по сравнению с покровителями дома Медичи – святыми Дамианом, Косьмой и Марком.

В 1490 году в стенах монастыря Сан-Марко получил кров самый неоднозначный из служителей католической церкви 15 столетия, Джироламо Савонарола (Girolamo Savonarola). Ревностный блюститель чистоты католической веры, этот священник регулярно выступал с проповедями в Сан-Марко. Год спустя, Савонарола получил звание приора, то есть настоятеля монастыря. Скрупулезно следуя догматам священных книг, приор насаждал благочестие среди послушников. Стремясь отринуть все земные блага, Савонарола принялся активно избавлять монастырь и орден от предметов роскоши и даже необходимых вещей. Начиная с 1493 года, с молотка ушла большая часть земель, принадлежащих монастырю. Вслед за ними были реализованы личные вещи монахов, представляющие хоть какую-либо ценность. Вырученные средства были отданы нуждающимся и беднякам Флоренции. Аскетичные кельи послушников, в том числе и самого Джироламо Савонаролы, сохранились до наших дней. На них можно посмотреть в рамках экскурсии по Музею Сан Марко.

Превращение монастыря в Музей Сан Марко

К 1866 году послушники католического монастыря Сан-Марко окончательно покинули его стены. Три года ушло на то, чтобы из церковной постройки создать уникальный музей, посвященный творчеству Фра Беато Анджелико (Fra Beato Angelico), что в переводе означает Брат блаженный Ангельский. Фрески этого мастера эпохи раннего Ренессанса украшают внутренние стены монастыря. Обширная монография монаха-живописца выставлена в виде отдельной экспозиции.

Знаменитые шедевры иконописного искусства, посвященные Богородице, Христу и святым, были созданы специально для монастыря и никогда не покидали его стен.

Животрепещущие названия икон и фресок, кисти Фра Анджелико удивительно гармонируют с их содержимым. «Не прикасайся ко мне!» (Noli Me Tangere), «Поцелуй Иуды», «Страшный суд», «Преображение» (Transfiguration), «Благовещенье», лик «Мадонны со святыми» украшает собой монастырский алтарь. Цикл фресок, посвященный пленению, распятию и усопновению святых Косьмы и Дамиана, наполнены сильным энергетическим посылом к зрителю. Многочисленные росписи на тему сюжетов Ветхого и Нового Завета расписаны кельи монахов на протяжении 15 столетия.


В бывшем обиталище Савонаролы сохранился портрет ревнителя церкви, кисти Фра Бартоломео (Fra Bartolomeo). Брат Бартоломео являлся служителем монастыря и принимал активное участие в украшении его фресками и художественными произведениями. В 1504 году состоялось знакомство монаха с (Raffaello Santi), которое переросло в крепкую дружбу. Взаимное влияние художественных стилей нашло свое отражение в поздних работах Бартоломео и формировании общего подхода к живописи молодого Рафаэля.


Не менее значимый экспонат в стенах музея – икона с ликом Святого Максима Грека, выполненная Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), мастером кватроченто (quattrocento). У этой картины есть целая история. Послушник Михаил Триволис, грек по происхождению являлся пламенным поклонником учений Джироламо Савонаролы. Долгое время Триволис провел в стенах монастыря, исполняя свой долг и укрепляя веру. Впоследствии, монах попал на святую гору Афон, где обрел свое новое имя – Максим. Постриженный в католическую веру, Максим Грек много путешествовал по делам церкви. Одним из пунктов назначения монаха была средневековая Москва, где его ждал теплый прием со стороны образованной прослойки населения.


Еще одна знаковая работа Гирландайо «Тайная вечеря» размещена в помещении, ранее служившей трапезной комнатой для монахов Сан-Марко.

Расположение и часы работы

  • Комплекс Сан-Марко, в состав которого входит музей, «прописан» по адресу: Площадь Сан Марко (Piazza San Marco), 3.
  • График работы: со понедельника по пятницу с 8:30 до 13:50, по субботам посещения до 18:50, а по воскресеньям до 19:00.
  • Стоимость полного билета – 4 евро.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Монастырь и музей Сан-Марко находятся на небольшой одноименной площади. Яркие страницы истории этого места связаны с настоятелем монастыря по имени Савонаролы, который был изначально наставником послушников. На своем посту он пробыл в период 1491-1498 годов. Его проповеди пользовались популярностью у народа, в них он обличал роскошь и богатство, осуждал игроков и гомосексуалистов. Савонаролу поддерживали простые люди, ведь он выступал против светской литературы и развития науки. Яркие проповеди знали во всем мире, их переводили на разные языки, хотя сам настоятель снискал скандальную славу бунтаря.
Конец для него был трагичным. Савонарола не смог пройти испытания огнем, после его испуга народ поднял бунт, осадив монастырь и потребовав суровой расправы. В последствии он был приговорен к повешению и сожжению на костре.
Сегодня монастырь Сан-Марко превращен в музей. Здесь можно увидеть келью Савонаролы, которую расписал Фра Бартоломео, будучи его приверженцем. Особо ценными экспонатами музея являются фрески мастера Фра Анджелико. Его работы «Распятие» и «Мадонна со святыми» удивительные, они привлекают внимание множества посетителей. Из архитектурных шедевров флорентийского Ренессанса в монастыре и музее Сан-Марко можно выделит аркаду Сан Антонио XV века.
Вообще название Сан-Марко носит комплекс, состоящий из церкви Святого Марка и женского монастыря, который в настоящее время превращён в музей.
Монастырь был основан, скорее всего, в XIII столетии. Известно, что в 1299 году на этом месте уже существовал монастырь сильвестринцев.
В 1437 году флорентийским купцом Козимо Медичи (Старшим) церковь и монастырь были переданы монахам-доминиканцам. Его реконструкцией занялся архитектор Микелоццо ди Бартоломео. Что стало причиной такого поступка не известно. Скорее всего, он руководствовался христианским благочестием или же укреплял свой авторитет. Перестройка была завершена к 1442 году, но отдельные работы еще продолжались. Часть ансамбля, предназначенная для жизни монахов, была реконструирована полностью. В богатых декорациях монастыря и музея Сан-Марко отмечается многочисленная символика Медичи.
В наши дни сохранилась келья, в которой Савонарола жил. Она доступна для посещения. Здесь имеется также портрет наставника, выполненный Фра Бартоломео.
В монастыре и музее Сан-Марко содержится большое количество работ, в числе которых множество фресок таких представителей эпохи Раннего Возрождения, как Фра Беато Анджелико, Доменико Гирландайо, Беноццо Гоццоли, Алессио Бальдовинетти, Фра Бартоломео и многих других. Здесь сохранилось еще и уникальное произведение архитектуры Ренессанса - аркада Сан Антонио мастера Микелоццо ди Бартоломео. В выставке много рукописей, хранящихся в библиотеке.

Показать больше

Координаты для GPS: 43° 46" 41"" СШ, 11° 15" 32"" ВД

Площадь перед монастырским комплексом Сан Марко с церковью и музеем в северной части Флоренции. Так же на площади находится Академия изящных искусств – одно из крупнейших художественных собраний города.

Монастырь Сан Марко был основан предположительно в 12 в. С 1299 г. принадлежал бенедиктинским монахам-сильвестринцам. В 1437 г. Козимо Медичи Старший, будучи фактическим правителем Флоренции, решил реконструировать монастырь на собственные средства. Он передал его доминиканцам, а работы по перестройке здания поручил своему личному архитектору Микелоццо ди Бартоломео.

Работы были закончены в 1442 г., а в 1443 г. обновленная монастырская церковь была освящена папой Евгением IV. Тогда же было построено здание для библиотеки Сан Марко . Эта библиотека была основана чуть ранее известным гуманистом Колюччо Салютати и его учеником Никколо Никколи, а к началу 16 в. при поддержке монастыря и Медичи стала крупнейшей не только в , но и в Европе – её собрание насчитывало 1232 книги.

Одним из примечательных периодов в истории монастыря Сан Марко является время, когда его настоятелем был известный доминиканский священник Джироламо Савонарола с 1491 по 1498 гг. Он, согласно идеологии доминиканского ордена, стремился, чтобы монахи были нищенствующими. Владения монастыря и имущество его монахов распродавались, а выручка отдавалась бедным. Интересно, что именно Савонарола добился временного изгнания семейства Медичи из Флоренции. Так же в 15 в. в монастыре Сан Марко изучал богословие грек Михаил Триволис, который впоследствии переселился в Московское княжество и известен как духовный писатель Максим Грек.

В 1866 г. монастырь был секуляризован и в 1869 г. преобразован в музей Сан Марко . Сейчас в музее содержится большое количество картин, в основном фресок, известных итальянских художников эпохи Раннего Возрождения: Доменико Гирландайо ("Тайная вечеря"), Фра Бартоломео ("Портрет Савонаролы"), Алессио Бальдовинетти ("Святой Антоний и распятие"), Беноццо Гоццоли и многих других. В том числе самая богатая в мире коллекция произведений Джованни ди Фьезоле, известного как Беато Анджелико, который жил в монастыре и украсил многие его помещения великолепными фресками. Среди его работ: "Страшный суд", "Тайная вечеря", "Благовещение Богоматери" и др.

Так же в музее можно посмотреть келью, в которой жил Джироламо Савонарола, с некоторыми сохранившимися предметами интерьера 15 в. Хорошо сохранилась аркада Сан Антонио работы Микелоццо – шедевр ренессансной архитектуры. Большая коллекция старинных рукописей в библиотеке Сан Марко.

Что касается церкви Сан Марко , то она неоднократно перестраивалась. Колокольня была возведена в 1512 г. А купол и неоклассический фасад были построены уже в 18 в. В интерьере базилики, так же, как и в музее, много произведений живописи и скульптуры, выполненных известными мастерами 14-17 вв. Самое ценное из них – "Распятие" Беато Анджелико 1428 г. на главном алтаре.

Напротив церкви Сан Марко на площадь углом выходит здание Академии изящных искусств . Она была создана в 1561 г. знаменитым придворным художником-архитектором Козимо I Джорджо Вазари совместно с ещё двумя художниками-маньеристами Аньоло Бронзино и Бартоломео Амманатии и была самой первой академией живописи в Европе.

Первоначально Академия находилась в , а в 1784 г. переехала сюда – в здание бывшего госпиталя святого Матфея. Тогда же указом великого герцога Тосканы Леопольда она стала главной художественной школой Флоренции и при ней была образована картинная галерея для ознакомления студентов с творчеством знаменитых мастеров.

Самым ценным экспонатом в Академии изящных искусств является знаменитая скульптура "Давид" Микеланджело 1504 г., перенесённая сюда с в 1873 г. Другие шедевры Академии: "Узники" тоже Микеланджело 1530 г., "Похищение сабинянок" Джамболоньи 1580 г., "Оплакивание Христа" Джованни да Милано 1365 г. и др. Так же представлена живопись таких выдающихся флорентийских художников 14-16 вв., как: Паоло Учелло, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Андреа дель Сарто. Большая коллекция русских икон 16-18 вв.

В центре площади Сан Марко возвышается памятник герою Рисорджименто Манфредо Фанти, а за его спиной находится здание ректората Флорентийского университета. За ректоратом со стороны монастыря есть уютный Ботанический сад, основанный еще в 1545 г. для разведения лекарственных трав.

Просмотров