Мимика в общении. Что такое мимика? Значение слова

Мимика [греч. mimikós - подражательный] - выразительные движения лица человека, приводящие к сокращению лицевых мышц, происходят в соответствии с теми или иными состояниями человека, образуя то, что называют мимикой лица или экспрессией лица. Большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют свое внимание на лицах партнеров. Лицо является важнейшей характеристикой внешнего облика человека, поэтому его наряду с глазами называют зеркалом души. М. анализируют: 1) по линии ее произвольных и непроизвольных компонентов; 2) на основе физиологических параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия - ассиметрия, динамика, 3) в социальном и социально-психологическом плане (межкультурные типы выражений лица; выражения, принадлежащие определенной культуре; выражения, принятые в социальной группе; индивидуальный стиль выражения). Применяя перечисленные способы анализа М. можно получить информацию о личности человека, его поле, возрасте, профессии, принадлежности к определенной этнической группе, о психологическом состоянии. Характерной особенностью "мимических картин" эмоциональных состояний является то, что каждый симптомокомплекс М. включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения других. Для верного толкования М. важно помнить о том, что целостность, динамичность, изменчивость являются ее главными характеристиками, поэтому изменение какого-либо компонента мимической структуры приводит к изменению всего ее психологического смысла.

На основе взаимосвязи между отдельными зонами лица судят о гармоничности- дисгармоничности М. Рассогласование мимических движений (верхней и нижней части лица - дисгармоничная "маска") свидетельствует о неискренности чувств человека, его отношений к другим людям. М. лица сопряжена с другими компонентами экспрессии, особенно с физиогномическими параметрами и движением, выражением глаз - взглядом человека. К.С. Станиславский писал, что взгляд - "это прямое, непосредственное общение в чистом виде, из души - в душу..." Динамические аспекты взгляда (направленность к партнеру или от него, время фиксации взгляда на партнере, темп изменений направлений и интенсивности смотрения) несут информацию о способах вступления в контакт и выражения отношения к партнеру: "стрелять глазами", "строить глазки", "играть глазами", "мерить взглядом с головы до ног", "взглянуть свысока", "смотреть краем глаза", "ловить взгляд", "вперить глаза", "манить взглядом", "провожать взглядом". Движения глаз, направленность взгляда, выражения лица связываются в обыденном сознании с нравственно-этическими характеристиками человека (бегающий взгляд - вор). Для диагностики отношений между людьми важно не столько то, как часто смотрят собеседники в глаза друг другу, сколько то, что они прекращают или, наоборот, возобновляют контакт глаз. Если отношения развиваются нормально, то люди смотрят друг на друга от 30% до 60% времени от всего времени общения. При этом, если отношения развиваются в позитивную сторону, то люди смотрят друг на друга дольше и чаще тогда, когда слушают партнера, а не тогда, когда говорят. Если же отношения приобретают характер агрессивных, то частота, интенсивность взглядов резко увеличивается, нарушается формула "контакта глаз" в момент говорения и слушания. Если люди относятся друг к другу позитивно, то они смотрят друг на друга значительно реже во время "негативных" высказываний, чем тогда, когда они относятся друг к другу недружелюбно.

Увеличение контакта глаз во время "негативных" высказываний можно рассматривать как показатель стремления к доминированию, к эскалации агрессии, к управлению ситуацией. Эллисон предложил визуальный индекс доминирования - ВИД, который соответствует результату, полученному при делении частоты контакта глаз во время слушания на частоту контакта глаз во время говорения. Чем меньше индекс, тем выше у конкретного субъекта стремление к доминированию и соперничеству. Длительность взгляда, частота смотрения также свидетельствуют о статусном неравноправии партнеров. Если один из партнеров более высокого статуса, чем другой, то партнер с более низким статусом смотрит дольше и чаще. Если взгляды участников взаимодействия обращены к какому-то одному человеку, то это говорит о его явной лидерской позиции в данной группе. Контакт глаз, взаимный взор представляют собой особое социальное событие, уникальное объединение двух людей, включение каждого в личное пространство другого. Прекращение контакта глаз рассматривается как "уход" из ситуации взаимодействия, вытеснение окружающих людей из личного пространства.

В качестве критериев анализа взгляда, позволяющих судить о личности, следует рассматривает временные параметры "смотрения" друг на друга (частота, длительность контакта), пространственные характеристики взгляда (направления движения глаз: "смотреть в глаза", "смотреть в сторону", "смотреть вверх-вниз", "вправо-влево"), степень интенсивности контакта глаз (пристальный взгляд, "бросить взгляд", "скользнуть взглядом"), психофизиологические особенности взгляда (блеск-тусклость). По сравнению со взглядом и другими элементами экспрессивного поведения человека М. является наиболее контролируемым явлением со стороны субъекта. Данный факт был учтен П. Экманом и У. Фризеном в процессе разработки концепции "о невербальной утечке информации". В рамках данной концепции проранжированы различные части тела на основе критерия - "способность к передаче информации". Данная "способность" элементов экспрессивного поведения определяется на основе трех параметров: среднее время передачи, количество невербальных, экспрессивных паттернов, которые могут быть представлены данной частью тела; степень доступности для наблюдений за этой частью тела, "видимость, представленность другому". С этих позиций лицо человека является самым мощным передатчиком информации. Поэтому люди чаще всего контролируют выражение лица и не обращают внимание на другие составляющие их экспрессивного репертуара. Попытки обмана трудно обнаружить, ориентируясь на экспрессию лица. Но все же их можно зафиксировать, например, если знать, что в том случае, когда человек хвалит другого незаслуженно, то у него значительно чаще кривится рот и уменьшается количество улыбок, или знать о том, что тревожные люди в ситуации "обмана", сокрытия информации делают выражение своего лица более приятным, чем в ситуации передачи правдивой информации. Качественные и динамические параметры взгляда трудно поддаются контролю и регуляции, поэтому глаза - это не просто зеркало души, а именно тех ее уголков, которые человек пытается скрыть как от себя, так и от других.

Выражение глаз сообщает об истинных переживаниях человека, в то время как хорошо контролируемые мускулы лица остаются неподвижными. Динамические и качественные (выражения глаз) характеристики взгляда завершают мимическую картину. Взгляд, включаясь в экспрессию лица, является показателем основных состояний человека (радостный взгляд, удивленный, испуганный, страдающий, внимательный, презрительный взгляд, восхищенный), его отношений (дружеский - враждебный, агрессивный; доверчивый - недоверчивый; уверенный - неуверенный; принимающий - неприязненный; покорный - доминантный; понимающий - непонимающий; отчужденный - включенный; отталкивающий - притягивающий). Постоянные характеристики М. и взгляда являются показателями интегральных качеств личности и в соответствии с ними она интерпретируется как: безжалостная, безразличная благородная, высокомерная, жестокая, наивная, нахальная, озлобленная, скромная, умная, глупая, хитрая, честная, прямая (прямой взгляд), взгляд изподлобья, в сочетании с настороженным выражением лица свидетельствует о недоверии человека другим людям, об опасении попасть впросак и т.д.

Лицо – не только эстетическая часть тела, которая отвечает за нашу привлекательность. Оно может сопровождать наши эмоции, поэтому способно как раскрыть искренние чувства, так и выдать истинные намерения. Несмотря на то, что есть люди, которые могут контролировать свою мимику, знать основные мимические «проколы» все же стоит.

Радость, хорошее настроение, восхищение в мимике

Радостные эмоции можно распознать по следующим признакам:

  • улыбка, в которую вовлечены глаза и верхняя часть щек;
  • слегка приподнятые брови;
  • поперечные морщинки на лбу;
  • блестящие глаза, прямой, живой взгляд.

Радостное состояние характеризуется активной мимикой с участием всего лица и через время сменяется успокоением. Если же улыбка надолго застыла на безучастном лице – такая радость вряд ли искренна.

Стыд, смущение, чувство вины через мимику

О том, что человеку стыдно или он испытывает смущение, могут подсказать такие мимические «факторы»:

  • опущенные глаза или отведенный в сторону взгляд;
  • брови, голова опущены;
  • веки немного приподняты или опущены совсем;
  • лицо отведено в сторону, покрасневшее.

Присмотритесь и к другим частям тела – стыд приподнимает плечи, сжимает человека в комок, заставляет закрывать лицо.

Беспокойство, испуг, ужас в мимике

Чувство беспокойства, испуга или страха во многом «мимически» схожи, но имеют некоторые различия:

  • испуг – расширенные глаза, «бегающий» взгляд, бледность, растерянность на лице;
  • беспокойство – «блуждающая», беспокойная мимика, «бегающий», невнимательный взгляд, суетливость;
  • страх, ужас – застывшее лицо, расширенные глаза, прямые, слегка приподнятые брови, опущенные уголки рта.


Ложь, неискренность в мимике

Заподозрить в том, что собеседник не совсем с вами искренен, помогут следующие мимические подсказки:

  • мимолетное микронапряжение мышц лица («пробежала тень»);
  • «бегающий» или хитрый взгляд, избегания контакта «глаза в глаза», прищуреность, частое моргание;
  • легкая неискренняя, ироническая улыбка;
  • покраснение и побледнение кожи.

Интерес, внимание, безразличие в мимике

Если вы видите, что ваш собеседник повернут лицом к вам и внимательно смотрит прямо на вас – скорее всего он заинтересован диалогом (или вами). При этом глаза у него будут раскрыты, поверхность лба – ровная или расширенная, нос – немного направлен вперед. Рот у заинтересованного собеседника закрыт, брови немного нахмурены.

Если же собеседник смотрит вниз или мимо вас, взгляд его тусклый, веки прикрыты, рот приоткрыт, а уголки его опущены – вы и ваш разговор ему не интересен.

Гнев, негодование, гордость через мимику

О том, что человеку неприятна ситуация, может свидетельствовать складка в районе переносицы, напряженная область мышц над верхней губой, поджатые губы. Насторожить также должны расширенные ноздри и приподнятые крылья носа, прямой «сверлящий» взгляд, покраснение лица.

Чувство пренебрежения или отвращения может выражаться приподнятием головы, прямым взглядом сверху вниз, сморщенным носом, оттянутыми назад, нередко ассиметричными губами. Часто может быть улыбка превосходства.

Мимика – одно из составляющих уравнения истинных эмоций человека. Чтобы получить полную картину, смотрите также на жесты, поведение, интонацию.

Александр Любимов


Мимика, в первую очередь, передаёт эмоции. Все эти раздражён, обижен, взволнован, счастлив, радостен и удивлён.

Эмоции появились давно, у всех высших млекопитающих они есть: дельфинов, кошек, собак, обезьян… У нас с ними куча общих эмоций: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, горе, стыд, интерес, вина, смущение. У людей эмоций на порядок больше, перечислять их все я не буду - просто много.

И мимика у обезьян (и у людей) как раз развивалась, чтобы демонстрировать эмоции - как средство коммуникации. Так что рассказ о мимике будет сильно связан с рассказом об эмоциях.

Иллюстрация и реакция

Эмоции можно разделить на те, которые происходят как реакция : ему сказали - он огорчился. Эти сообщения более «искренние», но при этом зачастую менее выражены. И есть эмоции-иллюстрации: наглядные демонстрации состояния. Они боле нарочиты и гротескны, зато более понятны. «Неправильная» их демонстрация - это как говорить очень невнятно и неразборчиво: «Хчу сбщть вм вжную ность.» Общаться с таким человеком очень сложно: «речь» неразборчива, что хочет сказать непонятно.

Понятно: эмоции-иллюстрации больше для общения

И если эмоции-реакции как раз удобнее калибровать - они сообщают об «искренней» оценке ситуации, - то эмоции-иллюстрации стоит научиться показывать «правильно» (то есть так, как принято это показывать в данной культуре) и правильно расшифровывать.
Но, самое главное, тренируйтесь отличать первые от вторых. Эмоции-иллюстрации для получения информации о «искренней» реакции годятся мало.

При этом эмоции-иллюстрации ни в коем случае не являются чем-то «плохим» - мы постоянно их используем. На то они и «иллюстрации» - они помогают лучше понять слова, удержать внимание, передать «интонацию» и т.д. «Правильные» эмоции-иллюстрации один из главных инструментов оратора, политика, актёра. Да и в повседневной жизни, когда мы рассказываем что-то, то должны правильно транслировать эту самую невербальную информацию. И когда слушаем - показывать, что мы слышим и сочувствуем.
И ещё одна важная вещь:

большинство людей одни и те же эмоции демонстрирует более-менее одинаково.

По крайней мере эмоции-реакции. С эмоциями-иллюстрациями бывают проблемы, так как не все понимают, как их правильно демонстрировать.

Микровыражения

Всё тот же Пол Экман, который занимается калибровкой лжи, говорит о микровыражениях - очень быстрых мимических демонстрациях эмоций. Люди регулярно стараются контролировать собственные эмоции. Вернее, их демонстрацию. Но бессознательное намного быстрее сознания, и эмоция-реакция обычно всегда успевает показаться до того, как человек решит продемонстрировать вместо неё что-то другое.

Естественно, совершенно не обязательно что человек будет свои эмоции скрывать. Но такое бывает довольно часто. Ну, от него ждут или требуют другую эмоцию, она неприлична в этом обществе, её демонстрация ведёт к неприятным последствиям, а демонстрация более подходящей - к правильным.

Правда эти самые микровыражения срабатывают только для сильных «базовых» эмоций. А их Экман выделяется всего семь: презрение, отвращение, гнев, удивление, счастье, страх и печаль. И эти эмоции действительно должны быть сильными.

Вообще, сколько специалистов по эмоциям - столько и мнений, какие эмоции базовые.

На что смотреть

Приведу опять картинку с демонстрациями «базовых» эмоций.

И, можно заметить, что в первую очередь обращать внимание нужно всего на несколько вещей:

губы, брови, глаза.
Что женщина красят - на то и смотрим;).

Собственно, у смайликов, которые используют как раз для обозначения эмоции, как раз и есть только брови, глаза и губы. И этого хватает.

Тренируемся

В повседневной жизни нам не так часто попадаются жуткие специалисты по скрыванию эмоций - большинство людей их демонстрирует достаточно наглядно. Просто нужно научиться их калибровать (и «правильно» демонстрировать). Так что тренируемся. Основные эмоции: радость, счастье, удивление, страх, печаль, презрение, отвращение, гнев, возмущение, недовольство.

Понятно, что эмоций намного больше и они часто бывают «смешаны». Но об этом мы поподробнее поговорим, когда будем разбирать мета-сообщения.

Посмотрите на картинку и определите «основную» эмоцию. Напоминаю, смотрим в первую очередь на: губы, брови и глаза. Под картинкой условно-правильные ответы.

Картинки из роликов канадского канала Just For Laughs Gags : они создают различные ситуации и снимают реакцию случайных прохожих. Так что эмоции здесь вполне искренние, а не сыгранные актёрами.

1. Верхняя губа напряжена и приподнята, брови опущены, складка между бровями, щёки подняты: отвращение.
2. Мышцы лица расслаблены, губы расслаблены, рот приоткрыт, глаза широко открыты: удивление.
3. Симметричная расслабленная улыбка, брови расслаблены, мышцы в уголках глаз напряжены: радость.
4. Мышцы лица напряжены, глаза широко открыты, брови подняты: страх.
5. Нижние веки расслаблены, верхние веки слегка опущены, губы расслаблены, уголки губ вниз, брови приподняты: печаль.
6. Симметричная улыбка, морщинки в уголках глаз, брови расслаблены: радость.
7. Губы напряжены, верхняя губы поджимает нижнюю, уголки губ вниз, брови напряжены: недовольство.
8. Брови опущены и напряжены (складка между бровями), губы напряжены, уголки губ вниз, щёки напряжены, глаза открыты: гнев, возмущение.
9. Брови сведены и опущены, губы напряжены, уголки губ вниз: недовольство.
10. Брови сведены, нос сморщен, верхняя губа приподнята, уголки губ вниз: отвращение.
11. Лицо расслаблено, губы расслаблены, брови подняты: удивление.
12. Симметричные улыбки, губы расслаблены, брови расслаблены: радость.

Значение эмоций

Одна из функций эмоций информационная: они нам сообщают об оценке ситуации. А другим, о нашем отношении (к себе, информации или слушателю).

Эмоции ведь так называемые мета-состояния: это оценочные состояния «по поводу». То есть «просто так» эмоций не бывает - всегда есть событие, по поводу которого эта оценка делается.

Сама ситуация может быть и в прошлом, и в будущем, и происходить в настоящем - эмоции всегда сейчас. Так что передают они нам нашу бессознательную оценку ситуаций, к которым относятся. А как иллюстрации сообщают о нашем отношении.
Радость : удовлетворена какая-то ценность.
Страх : будет сильно неприятное событие. (Страх всегда относится к событиям в будущем).
Удивление : произошло событие, сильно нарушившее ожидания.
Недовольство : нарушены какие-то ценности.
Счастье : основные ценности удовлетворены. (Счастье, на самом деле, не бывает очень долгим переживанием - оно возникает только когда мы начинаем оценивать ситуацию).
Печаль : были приятные события в прошлом, которые больше не повторятся, упущенные возможности.
Горе : потеря чего-то важного.
Раздражение: серьёзное нарушение ожиданий.
Азарт : есть вероятность удовлетворения важных ценностей (выигрыша).
Отвращение : поведение человека или происходящее событие неприемлемо.
Презрение : ощущение превосходства.
Восторг: ожидания более чем удовлетворены.

Физиогномика – это наука, изучающая отражение психологических особенностей и эмоций человека на его лице.

В современном мире люди все чаще интересуются психологией и штудируют книги по изучению техник, помогающие раскрыть внутреннее содержание своего собеседника.

Мимика, жесты, поза, которые принимает человек во время общения, намного точнее передают настоящие мысли и чувства оппонента. Умея их читать, можно с легкостью определить, о чем думает человек и на сколько он расположен к вам. А если правильно воспользоваться знаниями, то можно подстроиться под человека и добиться от него желаемого.

Психология жестов

1.Защита

При опасности или нежелании показывать свое внутреннее состояние, человек пытается скрыться ото всех, инстинктивно закрываясь от внешнего мира. Это можно заметить по рукам на груди или позе «нога на ногу». Когда человек принимает такую позу, то ни о каких открытых чувствах речи быть не может, он не доверяет своему собеседнику и не хочет, чтобы тот лез в его пространство.

Дополнительной преградой в общении может выступать предмет, который держит собеседник перед собой, например, папка или бумаги. Он как бы отстраняется от диалога, держится на дистанции.

Сжатые руки в кулаки говорят о боевой готовности оппонента вступить в открытый конфликт и лучше этого человека не провоцировать.

2. Открытость и предрасположенность

Часто к этим жестам прибегают менеджеры или ведущие тренингов, чтобы внушить доверие клиенту.

При разговоре человек плавно жестикулирует руками , открытыми ладонями вверх или соединяет пальцы на небольшом расстоянии от груди, в виде купола. Это все говорит об открытости человека, что он готов к диалогу, он ничего не скрывает и хочет добить предрасположенности собеседника к себе.

О том, что человек расслаблен в данный момент, свидетельствуют расстегнутые верхние пуговицы на одежде, наклон к собеседнику во время общения.

3. Скука

Такие жесты направлены на передачу информации об отсутствии интереса в беседе, и, возможно, вам пора перевести разговор на другую тему, либо закончить его вовсе.

Об скуки говорит переминание с одной ноги на другую, рука, подпирающая голову, постукивание ногой о пол, разглядывание обстановки в округе.

4. Интерес

При проявлении симпатии к противоположному полу, женщины, например, поправляют макияж, прическу, перебирают локон волоса, покачивают бедрами при походке, появляется блеск в глазах, направленный долгий взгляд при разговоре с собеседником.

5. Неуверенность

О сомнениях собеседника могут сказать перебирание предмета в руках или пальцев рук между собой, человек трет шею, перебирает часть одежды.

6. Ложь

Иногда человек очень уверенно о чем-то рассказывает и вроде бы похоже на правду, но интуиция подсказывает, что где-то есть подвох. Человек, когда врет, подсознательно трет нос, мочку уха, может даже ненадолго закрывать глаза. Он, таким образом, сам пытается отгородиться от этой информации, передавая вам сигналы.

Некоторые дети закрывают рот, когда врут, пытаясь остановить ложь. Подрастая и получив опыт, они могут завуалировать этот жест кашлем.

Психология мимики

1. Радость, счастье

Брови расслаблены, уголки губ и щеки приподняты, проявляются небольшие морщинки в уголках глаз.

2. Раздражение, злость

Брови сведены в центр или опушены, напряженные, рот сомкнут, и вытянулся в единую прямую линию. Уголки губ смотрят вниз.

3. Презрение

Глаза слегка прищурены, уголок рта с одной стороны немного приподнят, губы застыли в ухмылке.

4. Удивление

Глаза округлены и выпучены немного, брови приподняты, рот открыт, как будто, хочет сказать букву «о».

5. Страх

Веки вместе с бровями приподняты, глаза широко распахнуты.

6. Печаль, горе

Пустой взгляд, потухший. Глаза и веки опущены, образуются морщинки между бровями, губы расслабленны, уголки смотрят вниз.

7. Отвращение

Верхняя губа напряженная и приподнятая, брови практически соединились вместе, щеки немного приподнялись вверх, нос сморщился.

Это конечно лишь малая часть жестов мимики, остальные можно самостоятельно изучить, прочитав книжки по физиогномике. Психология – это очень интересная наука, которая никогда не перестанет поражать своими открытиями в области изучения людей.

Дарина Катаева

У кого не возникало желания понять, о чем думает его собеседник? Обманывает ли он вас? Как он, в действительности, относится к вашему мнению? Как же хочется найти ответы на эти вопросы, ведь тогда мы заранее бы знали, стоит ли доверять этому человеку и что от него можно ожидать. Однако такая удивительная возможность есть у каждого, если знать секреты микромимики. С помощью нее вы поймете, как научиться читать мысли людей по лицу!

Секреты микромимики лица

Разные выражения лица у девушки

Чтобы научиться читать мысли людей по лицу, нужно понять, как связаны мимика человека и его сознание. Микромимика – это эмоциональная реакция человека, которая находит свое проявление в малейших движениях нашего лица. Изучением этой взаимосвязи занимается невербальная психология. Согласно ее теории, есть общение вербальное, то есть реальное, а есть невербальное – без задействования языка, но с помощью мимики, жестов и интонации голоса.

Мысли человека и его мимика неразрывно связаны, более того, сокращение мышц лица происходит как произвольно, так и непроизвольно, поэтому иногда мы не в состоянии в полной мере владеть своими эмоциями, которые ясно видны на лице. От хороших знаний и практики зависит ваше умение читать мысли и чувства собеседника и эффективность вашего общения. Особенно внимательным стоит быть, когда мимика не соответствует словам человека, ведь это уже указывает на малейшее проявление лжи.

Нет ничего сверхъестественного или экстрасенсорного в понимании мыслей человека. Мышцы вокруг глаз, щеки, морщинки возле носа, губы – это подсказки, через которые можно понять истинное отношение другого человека к происходящим событиям. С помощью таких мимических подсказок распознаем 7 основных типов эмоций.

Счастье

Человек, испытывающий радость и удовлетворение, не будет скрывать свои чувства. Язык мимики указывает на его ощущения. Уголки рта приподнимаются, носогубные складки тянутся к щекам, а образуются морщинки. Распознать эту эмоцию человека просто, однако иногда возникают сомнения, если у человека , но при этом глаза говорят о противоположном.

Удивление

Искреннее удивление выражается в непроизвольном поднятии бровей, расширению глаз и открыванию рта, губы при этом образуют овал. Удивление – эмоция, подделать которую проще всего. Однако есть секреты, с помощью которых вы поймете, насколько новая и поразительная мысль, произнесенная вами. Обратите внимание на морщины на лбу и на появление блеска вокруг зрачка глаз. Они и указывают на искренность собеседника.

Злость

Одна из самых неприятных эмоций, которую людям труднее всего скрыть. Главные показатели злости — складки между бровями, широкие ноздри, поднятые крайние уголки бровей, сужение и напряжение глаз. Особое внимание обратите на рот: он или плотно закрыт, будто скован, или открыт, но губы в форме квадрата, а челюсть выдвинута вперед.

Отвращение

Если собеседнику или сама ситуация, об этом будут свидетельствовать его суженные глаза, приподнятые щеки, раздутые ноздри и сморщенный нос. Верхняя губа непроизвольно поднимется вверх, будто закрутится. Брови при отвращении опускаются вниз.

Страх

О проявлении даже малейшего страха свидетельствуют брови, которые приподняты, но при этом не изгибаются. Они скорее в горизонтальном положении. Глаза открываются шире обычного, но в них отсутствует блеск, в отличие от удивления. Дополнительные подсказки о наличии страха – это расширенные ноздри и приоткрытый рот.

Грусть

Когда человек расстроен, его брови остаются в плоском положении, но при этом опускаются вниз вместе с кожей над глазами. Губы сжаты, уголки рта опускаются вниз, нижняя губа выдвигается вперед и надувается.

Презрение

На презрение указывает или пристальный взгляд, или сверху вниз. Рот и губы в прежнем положении, они скованны, но при этом появляется полуулыбка. Брови, глаза и морщины не меняют положения.

Как распознать ложь по мимике?

Ученые доказали, что в мозге существуют две нейронные связи, которые отвечают за микромимику. Когда , эти связи начинают «бороться», в следствие чего появляется разночтение эмоций. Особую роль в выявлении обмана играет связь жестов и мимики.

  • Взгляд в сторону . Отвод глаз говорит об отсутствии интереса человека к событиям вокруг него или о желании скрыть информацию. Иногда появляется противоположная реакция – пристальный взгляд в глаза. Такая реакция возникает, когда человек знает, что при обмане отводить глаза в сторону не рекомендуется.
  • Нервное покусывание губ . Такое движение свидетельствует о беспокойстве собеседника или о желании соврать
  • Частое моргание . Данная реакция – следствие неожиданного вопроса или стрессовой ситуации, из которой один выход – выкрутиться и соврать.
  • Мгновенные касания носа . Ученые говорят, что во время лжи нос начинает чесаться, поэтому обманщик резким движением его протирает.

Как применять знания о микромимике?

Учитывая, что каждая эмоция по-разному проявляется, запомнить все особенности не так просто. Большую роль играет практика и терпение. Запомните выражения одной эмоции, и ищите ее проявления в глазах своего собеседника. Чтобы постичь эту науку можно даже потренироваться на близком друге или любимом человеке. Наблюдая за ним, делайте вывод, а потом поинтересуйтесь, были ли вы правы в своих суждениях.

Если вы хотите понять мысли человека, начните с элементарного: смотрите ему в глаза! Именно эта часть нашего лица является зеркалом души. Подделать блеск в глазах практически невозможно, поэтому они свидетельствуют об отношении человека в окружающим его событиям.

Не забывайте о связи , которые проявляет человек. Наличие искренней эмоции проявляется в полной гармонии этих невербальных знаков. Если возникает дисбаланс, это свидетельствует о проявлении лжи.

Возможные ошибки :

  • Мысли о том, что понять эмоции можно любого человека. Есть люди, которые умеют владеть собой и каждым своим движением. Часто это «картежники» или шахматисты, успех которых напрямую зависит от сдержанности и самоконтроля.
  • Обобщение. Не забывайте про менталитет, культуру и национальность человека. Вызвать улыбку у немца трудно, однако это не говорит неискренности, в то время как американцы не могут спокойно реагировать на «каменное выражение» лица.
  • Поспешные выводы только по одной эмоции. Каждый человек индивидуален, поэтому перед выводами рекомендуется узнать человека ближе.
  • Применяется распознавание мыслей человека при общении с малознакомым человеком, с ребенком-подростком, шефом или подчиненными и с противоположным полом. В этих ситуациях крайне важно знать, о чем думает собеседник!
29 декабря 2013

Просмотров