Массовая и элитарная культуры. Их проблемы
92.Развитие культуры: традиции и новаторство. Проблемы «массовой» и «элитарной» культуры.
В рамках определенной исторической эпохи всегда существовали различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная. В современном обществе огромное значение приобрели массовая и элитарная культуры.
Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, который каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди независимо от места рождения и страны проживания. Характеризуя ее, американский филолог М. Белл подчеркивает: «Эта культура демократична. Она адресована всем людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства». Эта культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая СМИ и коммуникации.
Массовую культуру называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «антиусталости», кичем, полукультурой, поп-культурой.
Массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX-XX вв. Известный американский политолог Збигнев Бже-зинский любил повторять фразу, которая со временем стала расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия - парламентскую деятельность, Франция - культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».
В социальном плане массовая культура формирует новый общественный строй, получивший название «средний класс». Процессы его формирования и функционирования в области культуры наиболее конкретизированно изложены в книге французского философа и социолога Э. Морена «Дух времени» (1962 г.). Понятие «средний класс» стало основополагающим в западной культуре и философии.
Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя, что в, свою очередь, формирует особый тип пассивного некритического восприятия этой культуры у человека. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха.
Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторная: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. И все это сочетается с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни, которая имеет своей конечной целью отвлечение масс от социальной активности, приспособление людей к существующим условиям.
Отсюда и использование в массовой культуре таких жанров искусства, как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим и моральным факторам. Этому служат такие ритуальные формулы массовой культуры, как «добродетель всегда вознаграждается», «любовь и вера (в себя, в Бога) всегда побеждает все».
XXI в. вошел в историю человечества как век страха. В реализации инстинкта страха особенно преуспел современный кинематограф, производящий в огромном количестве фильмы ужасов. Их основными сюжетами являются катастрофы, чудовища (монстры), дьяволы, духи, инопланетяне.
В последнее время в качестве повода для изображения катастрофы на телеэкранах все чаще стали использовать трагические события политической жизни - акты жестокого терроризма и похищения людей. И как результат, психика человека, «натренированная» фильмами-катастрофами, постепенно становится нечувствительной к происходящему в реальной жизни.
Сегодня отношение у людей к насилию в художественной культуре разное. Одни считают, что ничего страшного тема насилия в реальную жизнь не вносит. Другие полагают, что изображение насилия в художественной культуре способствует увеличению насилия в реальной жизни. Безусловно, усматривать прямую связь между произведениями, в которых пропагандируется насилие, с ростом преступности, было бы упрощением. Конечно, впечатления от восприятия художественного произведения составляют лишь небольшую долю от общей суммы воздействий, оказываемых на человека условиями его реальной жизни. Художественная культура всегда оказывала огромное влияние на человека, вызывая определенные чувства.
В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру, сложную по содержанию для неподготовленного восприятия. Производителем и потребителем элитарной культуры с точки зрения представителей этого направ-ления является высший привилегированный слой общества - элита (от фран. elite - лучшее, отборное). Определение элиты в различных социологических и культурологических теориях неоднозначно. Итальянские социологи Р. Михелье и Г. Моска считали, что элиту по сравнению с массами характеризует высокая степень деятельности, продуктивности, активности. Однако в философии и культурологии получило большое распространение понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями. С точки зрения этого подхода понятием «элита» обозначается не просто внешний слой общества, его правящая верхушка. Элита есть в каждом общественном классе. Элита - это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками.
Именно она обеспечивает общественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и потребностей. Массовый зритель, слушатель может не обратить на них никакого внимания или не понять.
Коммерческая выгода не является целью для создателей элитарных произведений искусства, стремящихся к новаторству, полному самовыражению и художественному воплощению своих идей. При этом возможно появление уникальных произведений искусства, которые иногда приносят их создателям не только признание, но и немалый доход, становясь очень популярными.
Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся в философских сочинениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше .
В своем основополагающем труде «Мир как воля и представление», завершенном в 1844 г., А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части: «людей гения» (т. е. способных к эстетическому созерцанию) и «людей пользы» (т. е. ориентированных только на чисто практическую деятельность).
В культурологических концепциях Ф. Ницше, сформированных им в известных трудах «Веселая наука» (1872 г.), «Человеческое слишком человеческое» (1878 г.), «Рождение трагедии из духа музыки» (1872 г.), «Так говорил Заратустра» (1884 г.), элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф.Ницше, и уникальной человеческой восприимчивостью.
Каковы современные сложности в соотношении массовой и элитарной культур в условиях информационной цивилизации?
Культуру современного общества можно разделить, по крайней мере на три уровня качества, устанавливаемых с помощью эстетических, интеллектуальных и моральных критериев. Это так называемые «высшая» («изысканная»), «средняя» («посредственная») и «низшая» («вульгарная») культуры.
Отличительными признаками «высшей культуры» служат серьезность избираемой основной темы и затрагиваемых вопросов, глубокое проникновение в сущность явлений, утонченность и богатство выраженных чувств. «Высшая культура» никак не связана с социальным статусом, а это значит, что степень совершенства в ней определяется не общественным положением создателей или потребителей объектов культуры, а лишь правдивостью и красотой самих этих объектов.
На третьем уровне стоит «низкая» культура, произведения которой элементарны. Некоторые из них имеют жанровые формы «средней» или даже «высшей» культуры, но сюда входят и игры, зрелища (бокс, скачки), обладающие минимальным внутренним содержанием. Общая вульгарность ощущения и восприятия - характерная ее особенность.
«Высшая» культура неизменно богаче по содержанию, чем все другие, ибо она включает в себя и современную продукцию,и многое из того, что было создано в этом плане и в другие эпохи. «Посредственная» культура беднее не только вследствие худшего качества того, что она производит в настоящий момент, но и потому, что эти объекты обладают относительно короткой продолжительностью жизни.
Наибольший размах приобрело распространение «посредственной» и «низшей» культур, а пропорциональный запас объектов «высшей» культуры резко сократился. Современное соотношение трех уровней культуры представляет резкий контраст с положением, имевшим место в предшествующие эпохи. Культурная жизнь потребителей «средней» и «низшей» культур протекала тогда в относительном молчании, недоступная глазу интеллектуала.
Сейчас творческая интеллигенция не может похвастаться тем энциклопедизмом мышления, который был свойствен ей в прошлые века. И все же созидательный слой интеллигенции постоянно обновляется и расширяется.
Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры: массовую культуру и элитарную культуру.
Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Массовая культура - это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.
Массовая культура (от лат. massa – комок, кусок) - явление культуры XXв., порожденное НТР, урбанизацией, разрушением локальных общностей, размыванием территориальных и социальных границ. Время ее появления – серединаXXв., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофон) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. В собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX - XX веков.
Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу, которая стала со временем расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия парламентскую деятельность, Франция - культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».
Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений, при этом массовое производство культуры понимается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией. Многие творческие организации (кинематограф, дизайн, ТВ) тесно связаны с банковским и промышленным капиталом и сориентированы на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь потребление этой продукции - это массовое потребление, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру - это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов.
Ярким примером массовой культуры является эстрадная музыка, которая понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают и выходят из моды. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная.
Цель массовой культуры - стимулирование потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя. Массовая культураформирует особый тип пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Она создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию.
Следовательно, рассчитана массовая культура на массовое потребление и на среднего человека, она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. В социальном плане она формирует новый общественный слой, получивший название «средний класс».
Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторская: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. Для этого массовая культураиспользует такие развлекательные виды и жанры искусства, как цирк, радио, телевидение; эстрада, шлягер, китч, сленг, фантастика, боевик, детектив, комикс, триллер,вестерн, мелодрама, мюзикл.
Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим и моральным факторам. И все это сочетается с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы. Сегодня новомодные «звезды искусственного Олимпа» насчитывают не меньше фанатичных поклонников, чем старые боги и богини. Современная массовая культура может быть интернациональной и национальной.
Особенности массовой культуры: общедоступность (понятность всем и каждому) культурных ценностей; легкость восприятия; шаблонность созданных социальных стереотипов, тиражируемость, развлекательность и забавность, сентиментальность, упрощенность и примитивность, пропаганда культа успеха, сильной личности, культа жажды обладания вещами, культа посредственности, условность примитивной символики.
Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа, механизм ее распространения напрямую связан с рынком, и она преимущественно является приоритетом мегаполиснных форм существования. Основа успеха массовой культуры – это бессознательный интерес людей к насилию и к эротике.
Вместе с этим, если рассматривать массовую культуру как стихийно складывающуюся культуру повседневной жизни,которая создается обычными людьми, то ее положительными моментами являются ориентация на среднюю норму, простая прагматика, обращенность к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории.
В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру.
Элитарная (высокая) культура - культура элиты, предназначенная для высших слоев общества, обладающих наибольшей способностью к духовной деятельности, особой художественной восприимчивостью и одаренных высокими нравственными и эстетическими задатками.
Производителем и потребителем элитарной культуры является высший привилегированный слой общества - элита (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное). Элита - это не только родовая аристократия, а та образованная часть общества, которая обладает особым «органом восприятия» - способностью к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности.
По разным оценкам потребителями элитарной культуры в Европе на протяжении нескольких веков остается примерно одна и та же доля населения – около одного процента. Элитарная культура – это, в первую очередь, культура образованной и богатой части населения. Под элитарной культурой обычно подразумевают особенную утонченность, сложность и высокую качественность культурной продукции.
Главная функция элитарной культуры – производство социального порядка в виде права, власти, структур социальной организации общества, а также обосновывающей этот порядок идеологии в формах религии, социальной философии и политической мысли. Элитарная культура предполагает профессиональный подход к созданию, а люди, создающие ее, получают специальное образование. Круг потребителей элитарной культуры – это ее профессиональные творцы: ученые, философы, писатели, художники, композиторы, а также представители высокообразованных слоев общества, а именно: завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, литературоведы, писатели, музыканты и многие другие.
Элитарную культуру отличает очень высокий уровень специализации и высочайший уровень социальных притязаний личности: любовь к власти, богатству, славе считается нормальной психологией любой элиты.
В высокой культуреапробируются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя (до 50 лет, а иногда и более). Определенный срок высокая культура не только не может, но должна оставаться чуждой народу, ее необходимо выдержать, а зрителю за это время творчески созреть. Например, живопись Пикассо, Дали или музыка Шенберга трудна для понимания неподготовленного человека даже сегодня.
Поэтому элитарная культура носит экспериментальный или авангардный характер и, как правило, она опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком.
С ростом уровня образования населения расширяется и круг потребителей элитарной культуры. Именно эта часть общества способствует общественному прогрессу, поэтому «чистое» искусство должно быть ориентировано на удовлетворение запросов и потребностей элиты, и именно к ней должны обращаться своими произведениями художники, поэты, композиторы. Формула элитарной культуры: «Искусство ради искусства».
Одни и те же виды искусства могут принадлежать как высокой, так и массовой культуре: классическая музыка – высокой, а популярная – массовой, фильмы Феллини – высокой, а боевики – массовой. Органная месса С. Баха относится к высокой культуре, но если она используется в качестве музыкального рингтона на мобильном телефоне, то автоматически зачисляется в разряд массовой культуры, не теряя при этом своей принадлежности к высокой культуре. Многочисленные оркестровки произведе
ний Баха в стиле легкой музыки, джаза или рока вовсе не компрометируют высокой культуры. То же самое относится и к Моне Лизе на упаковке туалетного мыла или ее компьютерной репродукции.
Особенности элитарной культуры: ориентируется на «людей гения», способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности, отсутствуют социальные стереотипы, глубокая философская сущность и нестандартное содержание, специализированность, изысканность, экспериментальность, авангардизм, сложность культурных ценностей для понимания неподготовленного человека, утонченность, высокая качественность, интеллектуальность.
Вывод.
1. С точки зрения научного анализа не существует более полноценной или менее полноценной культуры, две данные разновидности культуры являются культурой в полном смысле этого слова.
2. Элитарность и массовость – это лишь количественные характеристики, имеющие отношение к числу людей, которые являются потребителями артефактов.
3.Массовая культура соответствует потребностям людей в целом, а потому отражает реальный уровень человечества. Представители элитарной культуры, создавая нечто новое, тем самым поддерживают достаточно высокий уровень общей культуры.
Цели урока:
Образовательные:
- обеспечить усвоение обучаемыми понятий “массовая культура”, “субкультура”, “контркультура”, “элитарная культура”;
- отработать навыки ведения работы с текстом таблицы.
Развивающие:
- развивать умение сравнивать, приводить доказательства, вести полемику;
- учить приводить примеры из собственной жизни
Воспитательные:
- воспитывать терпимость в отношении представителей разных культур, потребность в культурном развитии и самосовершенствовании.
План
I. Массовая культура – как одно из проявлений глобализации общества.
- Истоки массовой культуры.
- Противоречия массовой культуры.
- Массовая культура в повседневной жизни.
II. Молодежная субкультура – одно из направлений массовой культуры.
- Особенности субкультуры и контркультуры.
- Молодежные контркультуры: их сходство и отличия.
III. Элитарная культура.
- Характеристика элитарной культуры.
- Может ли элитарная культура оказывать влияние на развитие массовой культуры?
- Какая взаимосвязь существует между массовой и элитарной культурой?
XX и наступивший XXI век характеризуются развитием и углублением интеграционных процессов. Одним из проявлений интеграции, а также и глобализации, является утверждение массовой культуры в масштабах всего человечества.
Эта тема весьма актуальна в связи с тем, что и мы с вами являемся одновременно, как объектами, так и субъектами М.К.
На сегодняшнем уроке мы должны выяснить, в чем кроется феномен массовой культуры, какое влияние оказывает она на развитие общества и общественных отношений.
I. Сущность и противоречия массовой культуры.
Проблемный вопрос:
Почему продукция массовой культуры является столь популярной у так называемого “среднего человека”?
Учитель: Что вы знаете о массовой культуре?
Ученик: Массовая культура – это комплекс духовных ценностей соответствующих вкусам и уровню развития общества массового потребления. Она зародилась во второй половине XX века, когда и сформировалось это общество. Появилось понятие “индустрия культуры”, которое указывает не только на применение современной техники, но и на стандартизацию производимого продукта – книг, фильмов, популярной музыки. В результате культурные тексты стали доступными одновременно очень большому числу людей из разных общественных слоев и социальных групп.
1. Истоки массовой культуры.
Сообщение ученика: Термин “массовая культура” был впервые применен американским ученым Д. Макдональдом в 1944 году. Им подчеркивается распространенность и общедоступность духовных ценностей, легкость их усвоения, не требующая особо развитого, утонченного вкуса и восприятия. В основе современной трактовки “массовой культуры” лежит, как правило, положение о влиянии на нее средств массовой информации и новых, так называемых “технических видов искусства”, в первую очередь экранных (кино, телевидения, видео).
Предпосылками развития массовой культуры являются развитие всеобщего образования, распространение радио, киноискусства, телевидения, рост доходов населения.
Первоначально, всеобщее распространение получила, так называемая, бульварная литература, дешевые развлекательные издания и комиксы. Затем, быстрыми темпами стал развиваться кинематограф, который был доступен практически всем. Ведущие позиции в нем заняли и до сих пор занимают США, которые распространяют свою кинопродукцию на весь мир, навязывая тем самым свои стандарты духовной культуры. С развитием техники звукозаписи сложилась гигантская индустрия производства популярной (эстрадной, танцевальной) музыки. Переход к массовой культуре завершился внедрением в повседневный обиход радио и телевидения.
Дополнение ученика: Массовая культура способствовала созданию целой индустрии досуга: производству аудио и видеопродукции. Большое значение, в связи с этим, приобретает реклама. Кроме информации о продукции массовой культуры, реклама дает возможность популяризировать различные товары, используя образы кумиров кино, телевидения и музыки.
Учитель: Влияние массовой культуры на развитие современного общества является чрезвычайно противоречивым. Существуют как ее защитники, так и критики.
Прослушаем сообщения и заполним таблицу:
2. Противоречия массовой культуры.
Сообщение школьника: Массовая культура – явление положительное, потому что для ее произведений характерно четкое разделение добра и зла, счастливый конец, привлекательные образы героев. Потребители массовой культуры – это люди низкого и среднего достатка, у которых, возможно, присутствуют проблемы морального или материального плана. Такой “средний человек” хочет быть удачливым, видеть зло наказанным, иногда готов применить насилие, для ликвидации сложностей, но сдерживается из-за страха быть наказанным или благодаря воспитанию. Такой человек снимает психическое напряжение, ассоциируя себя с героями массовой видеопродукции.
Сообщение следующего ученика: Массовая культура имеет массу недостатков, множество отрицательных последствий. Очень часто она влияет на поведение человека. Молодые люди, насмотревшись боевиков, могут совершить преступление по аналогии. Многие вредные привычки распространились посредством произведений массовой культуры. Кроме этого, массовая культура является источником интеллектуальной деградации, навязывая упрощенное видение мира. Большинство произведений массовой культуры имеют невысокую художественную ценность.
Ученик: Формируемое массовой культурой сознание отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью. Оно не может охватить все процессы во всей сложности их взаимодействия. В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средства выражения. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые имиджи и стереотипы. Создатели художественных произведений массовой культуры часто обращаются к таким жанрам, как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные версии жизни.
Обсуждение таблицы.
Учитель: Массовая культура – это не что-то абстрактное, далекое от нас, она перед нами каждый день, каждую минуту. Мы не только объекты массовой культуры, но и ее субъекты.
3. Массовая культура в повседневной жизни.
Беседа:
Учитель: С какими произведениями массовой культуры вы знакомы? Покажите проявление в них признаков массовой культуры.
Ученики: Фильм “Глухарь”. Главные герои похожи на настоящих милиционеров. Они обаятельны, привлекательны, хотя и имеют вредные привычки. Почти всегда они находят преступников и справедливость торжествует. Хочется на них походить. Кроме этого, в фильме присутствует определенная доля юмора, что помогает расслабиться и отдохнуть.
Приводятся другие примеры.
Учитель: Таким образом, вернемся к проблемному вопросу. Почему произведения массовой культуры столь популярны у “среднего человека”?
Ученик: Произведения массовой культуры способствуют удовлетворению многих духовных и социальных потребностей человека, не требуя больших материальных затрат.
Учитель: Какой вывод можно сделать исходя из вышесказанного?
Ученик: Влияние массовой культуры на становление личности и в целом жизнь человека, весьма противоречиво. Массовая культура имеет как свои “+”, так и свои “–”. Несмотря на различие в точках зрения на ее значение, она стала неотъемлемым элементом жизни, влияющим на повседневное бытие миллионов людей, формируя их потребности, идеалы, стандарты поведения и деятельности.
II. Молодежная субкультура
Учитель: Одним из направлений массовой культуры является молодежная субкультура. Представители молодого поколения, проявляя нигилизм и бросая вызов культуре “общества потребления”, создали и молодежные контркультуры.
– Чем вызвано их появление?
– Какие признаки их объединяют?
Ученик: Субкультура – это часть локальной культуры, ограниченная форма бытия отдельной социальной группы. Культура молодежи по отношению к национальной культуре будет являться субкультурой.
Контркультура – это совокупность культурных норм и ценностей, способов коммуникации, выработанная членами какого то сообщества в противовес общепринятым нормам и ценностям. Обязательным признаком контркультуры является ее оппозиционность доминирующей культуре. Некоторые культурологи считают контркультуру своеобразной разновидностью субкультуры. Контркультура – понятие, имеющее два значения. Во-первых, им определяются социально-культурные установки, противостоящие основным ценностям господствующей культуры. Во-вторых, это понятие отождествляется с молодежным культурным движением 60-х годов XX века. Молодые люди протестовали против стержневых принципов западной культуры, “отторгая культуру отцов”.
Для молодежи очень часто характерен дух отрицания, несогласия с правилами, установленными в обществе. Молодежь стремится выделиться, создать что-то свое, непохожее, а зачастую и противоречащее устоявшимся нормам. Это очень наглядно проявляется в развитии культуры.
В наши дни существует большое количество разнообразных молодежных субкультур.
Давайте проанализируем данные таблицы, находящейся перед вами.
Название | Время появления | Внешний вид | Основы мировоззрения | Отношение к другим контркультурам | Символы |
“Тедди-бойз” (стиляги) |
начало 1950-х |
пиджак свободного покроя с бархатным воротником, брюки-дудочки, галстук-шнурок | копировали стиль поведения и одежду высшего света | конфликтовали с другими молодежными группами | мотороллер, группа “Биттлз” и “Роллинг стоунз” |
Битники | 1960-е | выглядели как бродяги | романтика в наслаждении природой, свобода от обязательств | равнодушное | особое направление авангардистской музыки, бит |
Хиппи | 1960-е | пренебрежение к нормальной одежде | аполитичность, отказ от семьи и собственности, самопознание и саморазвитие | не проявляли агрессии | авангардистская музыка, бит, отрицание академической музыки |
Рокеры | середина 1960-х |
кожаная куртка со значками, поношенные джинсы, грубые башмаки | грубость обращения, жаргонные словечки, клички, подчеркивание мужества | враждебное к тем субкультурам, где мужчины ведут себя не “мужски” | мотоциклы, мастерство вождения, тяжелая музыка в стиле рок |
Скинхеды | конец 1960-х |
бритоголовые, в одежде преобладают черные цвета | приверженность идеям расизма | нетерпимое отношение к представителям иных субкультур | характерная только для них музыка с патриотическими текстами |
Панки | конец 1970-х |
странные прически, окраска волос, экзотическая одежда | хотят выглядеть мужественно, в ходу жаргон, пренебрежение к нормам морали | отвергают пуританизм рокеров и скинхедов | ирокез, музыка в стиле “панк-рок” |
Яппи | 1980-е | деловой стиль и модная одежда | ориентированы на успех, карьеру, обретение знаний | ||
Рейверы | середина 1990-х |
свободная одежда | “пробуждение сознания” достигается во время динамичного, самозабвенного танца | равнодушны к другим культурам | культура молодежных дискотек, диск-клубов |
Ученик: Представителей молодежных субкультур объединяет их стремление выделиться в обществе чем-то отличающимся от мира взрослых, даже вступив в конфликт с современными устоями. Различия же часто объясняются временем появления субкультуры, социальным происхождением ее представителей, отличиями во взглядах на окружающий мир.
Учитель: Что вы встречали в СМИ о молодежных субкультурах?
Ученик: В областной газете был материал о том, как скинхеды расправились с семьей кавказской национальности.
Учитель: Ваше отношение к молодежным субкультурам?
Ученик: Мне нравятся яппи. Их образ мне импонирует.
Ученик: Мне нравятся рокеры, потому что это настоящие мужчины.
Задание: Посмотрев презентацию “Молодежные субкультуры”, определите, какие молодежные субкультуры здесь представлены.
Учитель: Таким образом, мы видим, что развитие молодежной субкультуры не является каким-то далеким абстрактным явлением, это то, что непосредственным образом затрагивает современную молодежь, а также и взрослое поколение.
III. Элитарная культура.
1. Учитель: В эпоху массовой культуры сохраняет свое важное значение и элитарная культура.
Ученик: Элитарная культура – это результаты производства и произведения искусства, выполненные мастерами, чьи имена человечество нередко хранит в памяти веками. Восприятие многих продуктов элитарной культуры требует специального образования.
В последние несколько десятилетий к ней относят академическую музыку, литературу и изящные искусства. Производителем и потребителем элитарной культуры является высший, привилегированный слой общества – элита. Элита есть в каждом общественном классе, социальной группе. Она представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно элита, как считают многие культурологи, способствует осознанию обществом самого себя.
Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика “чистого искусства” или “искусства для искусства”.
В рамках элитарной культуры есть своя контркультура – авангард. Представители авангардной культуры создают “трудные” произведения. Смысл их деятельности – не получить признание у массовой или элитарной публики, а разработать новые пути отражения в культуре своего времени мыслей и чувств современного человека, его взаимоотношений с миром.
Посмотрим развитие авангардного искусства на примере изобразительного искусства.
Презентация № 2 “Новые направления в развитии изобразительного искусства”.
Беседа:
– Как вы лично относитесь к произведениям абстракционистов?
– Какие произведения абстракционистов вам понравились и почему? Не понравились и почему?
– Стоит ли изучать произведения абстракционистов в рамках школьной программы?
Обсуждение:
– Может ли элитарная культура оказывать влияние на развитие массовой культуры?
– Какая взаимосвязь существует между массовой и элитарной культурой?
Учитель: Таким образом, мы рассмотрели развитие в современном обществе массовой и элитарной культуры. Кроме этого по-прежнему важные позиции сохраняет и народная культура – культура, созданная непрофессиональными авторами, включающая в себя сказки, былины, песни, мифы, предания.
Массовая культура – закономерный этап в развитии человеческой культуры. Она не плоха и не хороша, в ней есть свои вершины и свои падения. Нельзя бояться массовой культуры, но сидеть только на ее “скудном пайке” - значит лишить себя возможности творческого развития, способности постигать мир во всем его сложном многообразии. Нельзя пренебрегать и возможностями элитарной культуры, которая не только духовно обогащает человека, но и проникает в массовую культуру, оказывает влияние на ее развитие и глубину.
Литература:
- Алексашкина Л.Н. Новейшая история XX век, М., Мнемозина.2000.
- Бабленкова И.И. Обществознание: весь курс, М., Эксмо, 2008.
- Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран XX век, М., Русское слово, 2006.
- Классные часы, 10–11 классы, Волгоград, Учитель, 2008.
- Обществознание, 10 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Н. Боголюбова , Волгоград, Учитель, 2008.
Массовая культура (от лат. massa - ком, кусок и cultura - возделывание, воспитание) - в наиболее концентрированном виде представляет собой совокупность явлений культуры XX в., характерных для экономики, управления, досуга, общения, и особенно для сферы художественной культуры.
Эти явления включают в себя:
Особенности производства культурных ценностей в индустриальном и постиндустриальном обществе;
Рассчитанное на массовое потребление этой культуры. Акцент делается и на «усредненный» уровень развития самих массовых потребителей данной продукции.
Термин «массовая культура» был впервые обозначен немецким философом М. Хоркхаймером в 1941 г. и американским ученым Д. Макдональдом в 1944 г. В содержательном плане он достаточно противоречив, ибо предполагает не только «культуру для всех», но может обозначать и «не вполне культуру».
В дефиниции «массовая культура» подчеркивается:
Распространенность и общедоступность духовных ценностей;
Легкость их усвоения, не требующая особо развитого, утоненного вкуса и восприятия.
В основе современной расшифровки данной категории, как правило, подразумевается деятельность средств массовой информации и новых, так называемых «технических видов искусства», в первую очередь экранных (кино, телевидения, видео).
Вместе с тем неверно считать массовую культуру антикультурой. В настоящее время, и на уровне теорий, и в практической ситуации, прослеживается тенденция отказа от взгляда на данную форму социального движения культуры как на область «дурного», в лучшем случае «другого» вкуса.
Сегодня многими осознается, что от интенсивности распространения массовой культуры в обществе во многом зависит:
Способность людей адаптироваться к условиям рыночной экономики;
Адекватно реагировать на резкие ситуативные общественные изменения.
Психологическая устойчивость населения в непростой социальной ситуации;
Увеличение его причастность к событиям политическим;
Делаются доступными для многих достижения науки и техники.
В современном понимании массовая культура - это объективный индикатор состояния общества, его заблуждений, типичных форм поведения, культурных стереотипов и реальной системы ценностей.
Произведения массовой художественной культуры призывают индивида интегрироваться в общественную систему, добиваясь своего места в ней, а не бунтовать против нее. Массовая художественная культура успешно воплощает в себе самый желанный человеческий миф - миф о счастливом мире. При этом она не зовет своего зрителя, слушателя, читателя строить такой мир, ее задача в другом - предложить реципиенту (т.е. все тому же зрителю, слушателю, читателю) убежище от реальности.
В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру. Производителем и потребителем элитарной культуры, с точки зрения представителей этого направления в культурологии, является высший привилегированный слой общества - элита (от фр. elite - лучшее, отборное, избранное).
Элита есть в каждом общественном классе, социальной группе. Она представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно элита обеспечивает общественный прогресс, поэтому художественная культура должна быть ориентирована на удовлетворение ее запросов и потребностей. Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся в философских сочинениях Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше.
В своем основополагающем труде «Мир как воля и представление», А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части:
«людей гения» (т.е. способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности);
«людей пользы» (т.е. ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность).
В культурологической концепции Ф. Ницше элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен уникальной эстетическом восприимчивостью.
В XX в. идеи А. Шопегауэра и Ф. Ницше были резюмированы в элитарной культурологической концепции Хосе Ортеги-и-Гасета. Он рассматривал проблемы различия старого и нового искусства. Основное отличие нового искусства от старого заключается в том, что оно обращено к элите общества, а не к его массе. Поэтому совершенно не обязательно искусство должно быть популярным, т.е. оно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Наоборот, новое искусство должно отчуждать людей от реальной жизни. Элита, по Ортеге, - это та часть общества, которая обладает особым «органом восприятия». Именно эта часть общества способствует общественному прогрессу. И именно к ней должен обращаться своими произведениями художник.
Культурологические теории, противопоставляющие друг другу массовую и элитарную культуры, являются реакцией на сложившиеся в искусстве процессы. Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистого искусства» или «искусства для искусства», которая нашла свое воплощение в ряде течений отечественной и западноевропейской культуры. Так, например, в России на рубеже XIX - XX вв. идеи элитарной культуры активно развивало и внедряло художественное объединение «Мир искусства».
Многое вообще неясно в том, что касается дальнейших судеб культуры. Очевидно, что в конце ХХ столетия огромную роль стали играть межкультурные коммуникации: Восток - Запад, Север - Юг, настоящее культуры и ее прошлое. При наличии стран с различной цивилизационной продвинутостью идут процессы освоения языков разных культур, разных культурных кодов.
В общем, вроде бы, в перспективе видится то, что видел уже О. Шпенглер - закат старой традиционной культуры. При этом просматривается и начало новой, еще не вполне ясно какой, уже с рождения находящейся под угрозой уничтожения. Речь идет о складывании общечеловеческой культуры, в которой доминирующей ценностью может быть только отдельный человек: его жизнь, его свобода. Человек - как цель развития человечества. Но непонятно пока как все же могут реально совместиться свобода и гуманизм, каково может быть новое содержательное наполнение таких человеческих ценностей как Истина, Добро, Любовь, Вера, Красота? Что может претендовать на роль их новых носителей, каковы могут быть новые формы реализации ценностей культуры?
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Предпосылки формирования массовой культуры, ее современное понимание. Анализ и характеристика массовой, элитарной и визуальной культуры. Основные составляющие элементы и свойства массовой культуры. Индивидуально-личностный характер элитарной культуры.
реферат , добавлен 25.09.2014
Что такое культура, возникновение теории массовой и элитарной культуры. Неоднородность культуры. Особенности массовой и элитарной культуры. Элитарная культура как антипод массовой. Постмодернистские тенденции сближения массовой и элитарной культур.
реферат , добавлен 12.02.2004
Личность как цель культуры. Исторические и выдающиеся личности, их роль в истории и развитии культур. Ницше и его концепция сверхчеловека. Проблема отчуждения человека от культуры. Понятие элитарной и массовой культуры. Масскульт в современной России.
контрольная работа , добавлен 08.01.2012
Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры. Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры. Ее философские основы. Элитарная культура как антипод массовой культуры. Типичное проявление элитарной культуры.
контрольная работа , добавлен 30.11.2009
Понятие массовой культуры, ее назначение, направления и специфические черты, место и значение в современном обществе. Реклама и мода как зеркало массовой культуры, тенденции их развития. Проблемы воспитания молодежи, связанные с массовой культурой.
реферат , добавлен 18.09.2010
История возникновения массовой культуры. Классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Подходы к определению массовой культуры. Типы культуры по принципу внутрикультурной иерархии. Виды культуры и признаки субкультуры.
реферат , добавлен 13.12.2010
Анализ массовой и элитарной культур; понятие "класс" в социальной структуре американского общества. Проблема массовой культуры в различных вариантах концепции "постиндустриального общества". Возможные решения соотношения массовой и элитарной культуры.