Лучшие произведения классики литературы. Мировая классика: список для чтения

Фонд классической литературы в разные времена пополняли выдающиеся гении своих народов и своей эпохи. Мы любим их за возможность окунуться в мир далекого прошлого, поэтому классическая литература остается популярной во все времена.

Классическая литература: общая характеристика

Бывает, что определенное настроение заставляет нас обратить внимание на классические книги, ведь самые известные произведения зачастую самые лучшие. Не зря, ведь именно этими лучшими произведениями вдохновлялись другие известные авторы — представители последующих популярных поколений в литературе. Золотая классика, вечная серия книг, станет спасением для того, кого не прельщают современные литературные произведения, ведь именно авторы из этого списка классики были жанровыми первопроходцами еще задолго до того, как наступила эпоха постмодерна, и литературный мир вспыхнул всем жанровым многообразием, которое сложно было даже представить в условном XIX веке. Тем не менее все это стало возможным именно благодаря классикам, о чем также свидетельствуют многочисленные отзывы.

Книги мировой классики: список

Как известно, классические произведения — это не просто книги, но и маркеры эпохи, которые считаются образцовыми примерами того, каким же лучшие из писателей видели свое литературное достояние. Кроме того, чаще всего проблематика классических произведений перекликается с мироощущением целого поколения, что и заставляет массового читателя всей душою любить эти книги. Это же и является причиной того, что данные книги часто включают в школьную программу разных стран, ведь такие произведения помогают понять, о чем думал и чем дышал целый срез общества в конкретных временных рамках.

В данном списке приведены лишь некоторые лучшие образцы классической литературы. Но если вы задаетесь вопросом, что почитать из литературы, вошедшей в золотой фонд мировой культуры, то здесь вы точно найдете что-нибудь для себя.

Салман Рушди, Флорентийская чародейка (2008)
Десятый роман Рушди, полный исторических метафор, задевающий важный вопрос, что было первым - Восток или Запад. По прочтении романа на любую историческую книгу смотришь как на детские фантазии - снисходительно и без должного уважения - понимая, что нет однозначных исторических истин, есть домыслы и неизвестно чьи цитаты, из которых впоследствии складываются факты, которые трещат по швам.Джордж Оруэлл, Скотный двор (1945)
Читать в принудительном порядке всем революционерам и революционно настроенным товарищам. В своей известной антиутопии Оруэлл наглядно демонстрирует, куда могут увести группу решительно настроенных «свобода, равенство, братство», и что для любых лозунгов есть одно большое «но» - стремление одних подчинять и готовность других подчиняться. Хочешь не хочешь, а проводишь параллели с революцией 1917 г. и всем, что за ней последовало.Льюис Кэрролл, Алиса в стране чудес (1865) и Алиса в Зазеркалье (1871)
Торжество абсурда, старт жанра фэнтэзи - и лучшая сказка на свете. Удивительная по силе воздействия на воображение история о приключениях девочки Алисы сначала в кроличьей норе, а потом на другой стороне зеркала. После двух сказок об Алисе Кэрролла как только не называли - и философом, и пророком, книги разобрали на цитаты, сняли по книгам несколько мультфильмов и фильмов.Кен Кизи, Над кукушкиным гнездом (1962)
Главный роман бит-поколения по противостоянии свободолюбивого пациента и деспотичной старшей медсестры в психиатрической больнице. Книга слегка отличается от знаменитой экранизации с Джеком Николсоном в главной роли - в книге повествование ведется от лица одного из пациентов, который в фильме отодвинут на задний план, а внимание сконцентрировано на персонаже Николсона. Роман включен в список 100 лучших англоязычных произведений с 1923 по 2005 года журналом Time.Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Великий Гэтсби (1925)
Замечательная история о типичном американском богатстве начала ХХ века - Первая мировая позади, экономика прогрессирует, особенно хорошо себя чувствуют те, кто нажился на сухом законе, общество тонет в деньгах и развлечениях. Герой Фицджеральда попадает на Лонг-Айленд, где знакомится со сливками общества и сопротивляется пучине вечеринок, красивых женщин и хорошей выпивки - во главе party-движения стоит Гэтсби, личность сильная и противоречивая. Лучшая книга о том, что деньги все портят, а кабаки и бабы доводят сами знаете до чего.Патрик Зюскинд, Парфюмер. История одного убийцы (1985)
Популярнее этого немецкого романа только произведения Ремарка. Криминальная по своей сути и безумно красивая по своей форме история о человеке, который от рождения был наделен феноменальным обонянием - в итоге всю жизнь он является рабом своего дара: стремясь составить и сохранить идеальный аромат, он идет на убийство, одно за другим, и в итоге заканчивает трагично. Зюскинд отлично передает ароматы буквами, лучше, чем, скажем, это получилось у создателей экранизации романа в 2006 г. Об экранизации задумывался когда-то сам Стенли Кубрик, но в итоге пришел к выводу, что переносить творение Зюскинда на экран нельзя - его это испортит.Дж. Р. Р. Толкин, Властелин колец (1954)
Экранизация Питера Джексона - известного толкиниста - настолько детальная и скрупулезная, что, казалось бы, в том, чтобы перечитать исходник, нет никакой необходимости. Ошибка. Будучи филологом, знатоком средневекового эпоса Северной Европы, Толкин создал свой отдельный мир, основываясь на финском эпосе Калевала и легендах Артуровского цикла (кельтская история Британских островов). Да настолько убедительно, что тысячи толкинистов по сей день собираются где-нибудь в лесах и устраивают ролевые игры.Джейн Остин, Гордость и предубеждение (1797)
Свой первый и, как стало понятно впоследствии, великий роман Остин начала писать в 21 год - он ничем не впечатлил издателей, и более 15ти лет пролежал, что называется, под сукном. Остин всегда писала искренне и реалистично - ее романы всегда задевают за живое, в них нет изящества и выпендрежа, обыкновенные чувства обыкновенных людей, то есть, как ни крути, классика.Роальд Даль, Рассказы с неожиданным концом (1979)
Валлиец с норвежскими корнями, мастер парадоксов и отчасти гений, Даль дал нам Чарли и Шоколадную Фабрику, а также Матильду, но лучше всего у него получалось шокировать нас своими около-чеховскими рассказиками, с той лишь разницей, что в финале у читателя, как правило, брови резко ползут вверх, а рот расплывается в ироничной улыбке. «Я пишу только о том, что захватывает дух или смешит. Дети знают, что я на их стороне», говаривал Даль.Федор Достоевский, Идиот (1869)
Выбрать что-то одно из всего Достоевского совершенно невозможно, поэтому мы остановились на любимом. Великое произведение гениального человека. Достоевский - он всегда про чистоту vs. порок. Все попытки инфантильного эпилептика князя Мышкина стать обычным грешным человеком приводят в никуда - точнее, лишь к осложнению болезни. Женщины, деньги, соперничество с другими мужчинами, власть и другие соблазны над Мышкиным не властны - он постепенно вянет к окончанию романа, но на фоне тотального раздрая в душах всех остальных персонажей Мышкин - что воскресший Иисус.Иэн Бэнкс, Осиная фабрика (1984)
Дебют Бэнкса в литературе, готичненький роман о странном мальчике Фрэнке, который, по мере взросления, узнает лучше и мир, и себя, и не всегда рад тому, что узнал. Некоторые подробности в книге вызывают откровенную тошноту и способствуют каким-то пубертатным рефлексиям, в целом же это идеальный постмодерн в литературе: философская подача, помноженная на какой-то коммерческий абсурд.Михаил Булгаков, Мастер и Маргарита (1966)
Если верить вдове Булгакова, последними его словами о романе Мастер и Маргарита перед смертью были «чтобы знали… чтобы знали…». Чтобы ЧТО знали - остается загадкой. Что талант не дается безнаказанно? Что человек - букашечка, не властная над следующей секундой своей жизни? Как бы там ни было, мистическая мелодрама врезалась в сознание миллионов - мы лично знали людей, которые после нескольких первых глав ходили по улицам, оглядываясь. Живи Булгаков в США, роман экранизировали бы в Голливуде еще при его жизни. В СССР М и М стал подпольной отдушиной для интеллигенции - впрочем, ей он по сей день и остался.Владимир Набоков, Дар (1938)
Можно, конечно, почитать Лолиту на сон грядущий. Можно чуть подрасти и проглотить за пару вечеров Камеру обскуру, можно даже замахнуться на Защиту Лужина. Но чтобы пройти весь Дар, от начала и до конца, не сбиться на этих бесконечных, на две страницы, предложениях, отличать автобиографичные нотки от вымысла, осилить последнюю, четвертую главу - книгу в книге - может только человек, которому в литературе нужно СЛОВО, а не дело.Ярослав Гашек, Похождения бравого солдата Швейка (1921)
Бравый солдат Швейк чем-то похож на голливудского Форреста Гампа - эдакий болван, которому живется плохо, и он идет на войну, и умудряется там не погибнуть. Интеллигентная сатира в лучшем исполнении - многие шутки, правда, понятны нам менее, чем современникам Гашека, но насмешка над ленью, ограниченностью, пьянством и отсутствием каких-либо моральных устоев очевидна и вне времени, ведь это вечные «ценности».И. Ильф, Е. Петров, 12 стульев, Золотой теленок (1928)
Илья Ильф и Евгений Петров работали литературными неграми у известного советского писателя Валентина Катаева: именно он предложил им накатать для него роман о бриллиантах, зашитых в стул, а сам уехал отдыхать в Батуми. Приехав через какое-то время и прочитав первые шесть листов произведения он сначала хохотал как ненормальный, а потом сказал Ильфу и Петрову, что не имеет права даже рядом стоять с этими страницами, что они самостоятельные творческие единицы - благословил, так сказать. Какое, должны мы сказать, СЧАСТЬЕ!Альбер Камю, Посторонний (1948)
В списке 100 книг века французской газеты Le Monde Посторонний стоит на первом месте. Лаконичный Камю (в романе все предложения короткие, и, как правило, в прошедшем времени) впоследствии позаимствуют многие европейские писатели ХХ века. Посторонний - об одиночестве и безысходности, о поисках себя и смысла своего существования. Экзистенциализм чистой воды, головная боль и депрессия.Жан-Поль Сартр, Тошнота (1938)
Протагониста романа тошнит от всего, что его окружает, и от себя самого - он анализирует смысл тех или иных действий, сам с собой обсуждает назначение тех или иных предметов - читателя, наблюдающего за этой кропотливой неблагодарной работой, к середине книги самого начинает тошнить. Тем не менее, Тошнота, как любой плод экзистенциализма, вынуждает посмотреть правде в глаза: в большинстве наших действий нет никакого смысла, то, что мы создаем, не делает нас лучше, в религии нет успокоения, в любви нет счастья, жизнь - одиночество.Кадзуо Исигуро, Не отпускай меня (2005)
Сложно отнести это произведение к какому-либо жанру. Фантастика? Антиутопия? Нет, скорее, такая себе альтернативная история. Дети учатся в закрытой школе. Они растут, вместе готовят уроки, рисуют, участвуют в спектаклях. Они взрослеют зная, что отличаются от тех других, живущих за периметром. Со временем они узнают, что их участь - быть своеобразной фермой по выращиванию донорских органов. И вот теперь начинается страшная взрослая жизнь. Когда Кэти или ее друг переживают выемку, другую, а некоторые и четвертую, после которой наступает конец. И даже если им удастся доказать, что они тоже живые люди, с такими же чувствами и даже способны любить - это все равно ничего не даст. Эта книга страшна тем, что с легкостью описывает ужасные вещи. Непонятно только одно - почему никто не борется за свое будущее.Борис Пастернак, Доктор Живаго (1955)
Читая эту книгу, понимаешь, что Нобелевскую премию Пастернак получил не зря, что бы там ни говорили. Завораживает не художественный уровень произведения - Пастернак скорее поэт. А сюжет, описывающий все перипетии огромной безжалостной и совсем непонятной войны, в самой гуще которой оказывается обычный человек с его привычками и принципами. И становится жалко этого человека, и обидно за него. Что он не смог приспособиться к этой новой жизни, не нашел своего места. Растерялся сам и потерял всех тех, кто был ему близок.Олдос Хаксли, О, дивный, новый мир (1932)
Эта история о генетически программируемом обществе потребления. Здесь один рождается в идиллическом мире, ему гарантирована жизнь в роскоши. А другой сходит с конвейера на другой уровень и должен довольствоваться тем, что имеет. Здесь все упорядочено и идет по расписанию. Нет зла и преступлений, нет обязательств, а брак до 30-ти считается ущербным. И при всем при этом каждый доволен тем, что имеет и каждый счастлив. Своим убогим нищенским счастьем. Беря во внимание 30-е, когда Хаксли создавал свой мир, невольно закрадывается мысль: он что-то знал!

В современном мире остается все меньше читающих людей. Печально, но факт. Если раньше встретить в общественном транспорте человека с книгой было чем-то в порядке вещей, то сейчас это настоящая редкость. Гаджеты повально вытесняют литературу, оставляя ее где-то на задворках. Ведь намного проще включить игрушку или полазить в социальных сетях, чем погрузиться в сложный выдуманный мир. Чтение стало работой, а не доступным развлечением. Это грустно. Ведь книги формируют точку зрения на мир, религию, политику, искусство, любовь. Они позволяют расширить кругозор и набраться опыта на чужих ошибках, воспитывают гуманность и сострадание. Никакая компьютерная игра или «фэйсбук» не даст подобного.

Поэтому для расширения границ собственного сознания необходимо читать. Хотя бы всемирно известные произведения, так называемые книги классиков, которые должен прочитать каждый.

Русская литература

Не все могут продраться сквозь дебри древнегреческого или древнеримского культурного наследия и понять произведения Сократа, Аристотеля или Плутарха. Поэтому лучше начинать с того, что ближе по менталитету: книги русской классики, которые должен прочитать каждый. Это могут быть как произведения, известные еще со школьной программы, но совершенно иначе воспринимаемые во взрослом возрасте, когда никто не заставляет читать из-под палки. Так и книги, признанные современной классикой.

«Евгений Онегин»

Первая любовь, душевные терзания, ревность, выбор - все это есть на страницах знаменитого романа в стихах. И то, что раньше ускользало, заиграет новыми красками и заставит сопереживать героям.

Кроме того, роман прекрасно передает дух своего времени и описывает реалистический быт дворянства.

«Преступление и наказание»

Один из первых психологических романов, пользующийся мировой популярностью, был написан Достоевским еще в 1866 году. Это произведение входит в список «100 книг классики, которые должен прочитать каждый».

Любой человек может решить, что имеет право вершить правосудие, но какова цена этих поступков? Внутренняя это свобода или преступление? Грани между злом и добром настолько размыты, что легко оступиться. И руку подаст тот, кто сам считается уже за гранью.

«Отцы и дети»

В романе Тургенева затрагивается вопрос поколений: «они не такие, как мы» и стремление доказать, что новое, лучше старого. Однако идеологическая борьба меркнет, когда в дело вступают чувства. Что выберет главный герой: следование идеалам или любовь к женщине, стремление изменить мир и отстроить его заново или спокойную жизнь в родной деревне? Ведь может быть идеалы отцов не так плохи, как кажутся.

«Мастер и Маргарита»

Если вас интересуют более современные романы с элементами мистики и фантастики, обратите внимание на Булгакова. Это классика, которую должен читать каждый. Здесь есть все: расставания и встречи, злодеяния и возмездие, казнь и воскрешение. Несколько параллельных линий, одна интересней другой, неоднозначные герои… Роман неоднократно экранизировался, по нему ставятся театральные постановки. А споры вокруг смысла и главных героев ведутся до сих пор.

«Тихий Дон»

Которые должен прочитать каждый настолько разнообразны и разноплановы, что можно найти, что понравится. Тем, кто интересуется историей будет интересно это произведение Михаила Шолохова. Вместе с главными героями читатель проживет Первую Мировую и Гражданскую войну, увидит события глазами участников.

«В списках не значился»

В повести Бориса Васильева рассказывается о простом русском парне, который вместо легкого пути выбрал трудный и на первое место поставил гражданский долг перед Родиной.

«Мы»

Сейчас стал популярен жанр антиутопий, но мало кто помнит, что у русских авторов есть подобного рода работы.

Однако такое произведение было написано Евгением Замятиным еще в 1920 году и до сих пор не утратило актуальности. Оно тоже входит в список книг «классика, которые должен прочитать каждый».

Тридцать второй век. Общество с жестким тоталитарным контролем над всем и каждым. Нет имен - вместо них номера. Нет свободы выбора, даже в одежде - вместо нее униформа. Нет никакого личного пространства. Даже в собственном доме невозможно найти спасение от всевидящего ока - стеклянные стены ничего не скрывают. Здесь не должно быть места для любви и привязанности к чему-либо. Но что делать, если они возникают? Либо донести, либо присоединиться к противникам существующего строя. Однако сможет ли небольшая группа противостоять огромной и исправно работающей машине?

Иностранная литература

«Ромео и Джульетта»

Юная девушка и молодой парень из противоборствующих семейств должны были априори возненавидеть друг друга, но вместо этого полюбили. Вместо покорного следования родительской воле, они решили пойти наперекор традициям и бороться за свое счастье.

«Дракула»

Культовая книга неоднократно экранизировалась, но ничто не сможет затмить впечатление от печатного первоисточника.

Главный герой едет в Трансильванию, чтобы продать дом своему клиенту - странному эксцентричному старику Дракуле. Не послушав предостережение случайных попутчиков, молодой человек оказывается в эпицентре страшных событий, начало которым положил он сам. Но кто мог предположить, что его клиент - самое настоящее Зло. Чудом вырвавшись из плена, молодой человек возвращается домой. Но кошмар не прекращается даже в Лондоне.

«1984»

Произведение Джорджа Оруэлла подозрительно напоминает книгу Замятина. Та же атмосфера безнадежности, те же попытки вырваться из-под контроля, заранее обреченные на провал.

В мире, где каждый шаг человека известен чуть ли не наперед и будущее предопределено, трудно противостоять системе. Трудно и страшно. Что случается с теми, кто идет против течения? Они исчезают… А потом появляются с промытыми мозгами. Главный герой старался быть как все, позволяя себе лишь чуть-чуть инакомыслия. Может, потому что знал немного больше, чем другие. Встреча с необычной девушкой, полностью изменила его жизнь. Внесла в нее новые краски, стала катализатором многих событий.

«Маленький принц»

В список «книги - классика, - которые должен прочитать каждый» входит и эта необычная сказка для взрослых. Сент-Экзюпери рассказывает о приключениях Маленького Принца, о его знакомстве с Землей, но вместе с тем говорит и о более важных вещах: любви, дружбе, верности.

«Три мушкетера»

Приключенческий роман Александра Дюма известен многим благодаря многочисленным экранизациям. Но ничто не может передать лучше атмосферу средневековой Франции, чем книга. На ее страницах вновь оживают полюбившиеся герои и раскрываются подробности, о которых умалчивают фильмы.

Юный Д’Артаньян приезжают в Париж из провинции в поисках лучшей жизни и находит ее, поступив на воинскую службу в привилегированную часть. А вместе с тем верных друзей на долгие годы, не менее верных и коварных врагов, и, конечно же, приключения.

«Над пропастью во ржи»

Роман Сэлинджера некоторые относят к но не каждый подросток сможет понять его.

Повествование идет от лица обычного семнадцатилетнего парня Холдена, ученика закрытой американской школы. Однажды его выгнали за поведение, и он должен был провести несколько дней в Нью-Йорке в одиночестве.

Трудно сказать, о чем этот роман. Обо всем и ни о чем, в частности. Герой размышляет о смысле жизни, своем месте в ней, о целях и стремлениях. Мысли у него по большей части депрессивные. Однако повествование затягивает и не отпускает до конца.

Для детей

Нет смысла читать или давать детям младшего школьного возраста сложные произведения, как это любят делать многие родители. Вряд ли они смогут их понять и оценить по достоинству. К тому же существует много прекрасной литературы, рассчитанной именно на маленьких читателей. Так какие тогда книги (классика), которые должен прочитать каждый ребенок?

«Волшебник изумрудного города»

История приключений маленькой Элли и Тотошки не оставит равнодушной. Девочку, по воле случая оказавшуюся в волшебной стране, ждут полные опасностей приключения. Дорога из желтого кирпича оказалась не такой простой, как виделось сначала. Однако новые друзья помогут преодолеть все трудности и найти путь домой.

«Приключения Тома Сойера»

Непоседливый Том приносит своей семье одни проблемы, настолько он неугомонный и изобретательный мальчик. Даже наказание он способен обернуть в выгодную для себя сторону. Том умудряется находить приключения даже там, где их быть не могло! Но вместе со своим верным другом Геком он способен преодолеть любые трудности. Даже вывести на чистую воду страшного индейца Джо.

«Приключения Незнайки и его друзей»

В Цветочном городе каждый занимается своим делом: Знайка изобретает, Винтик и Шпунтик чинят, Тюбик рисует, доктор Пилюлькин лечит… Один Незнайка бездельничает и сочиняет небылицы. Но зато у него самая красивая шляпа и галстук - таких больше ни у кого нет. Из-за безалаберности Незнайки остальные жители Цветочного города часто попадают в переделки. Но он ведь не со зла… Да и исправить содеянное постарается.

Для подростков

В список «книги (классика), которые должен прочитать каждый подросток» входят произведения, признанные «золотом фондом» литературы.

«Повелитель мух»

Роман Голдинга должен понравиться тем, кто любит книги жанра янг-эдалт. Он - одна из первых книг, написанная в этом направлении, и его отголоски можно найти у многих авторов.

Группа мальчишек чудом уцелела в авиакатастрофе и оказалась на необитаемом острове. Сначала все было хорошо: море, пальмы, охота, фрукты, надежда на спасение, организация быта по образу и подобию Робинзона Круза. Два мальчика, желающих быть лидерами, и понимающие, что им может быть только один. Из крохотной искры вражды разгорелся целый костер ненависти, в котором сгорело всякое представление о человечности.

«Остров сокровищ»

Пираты, сокровища, опасности на каждом шагу - не это искал юный обыскивая сундук постояльца в поисках денег. Но помимо искомого юноша находит потрепанную карту острова, где отмечено место нахождения клада. Заручившись помощью старших товарищей, он отправляется на поиски сокровищ. Но вместе с ними на остров отправляются пираты… Кому же достанется найденный клад?

Современная классика

«Не отпускай меня»

Есть книги (классика), которые должен прочитать каждый. И эта одна из них. создал потрясающее по атмосферности произведение. Сначала не совсем понятно, о чем идет речь, но потом невозможно оторваться, даже осознавая весь ужас происходящего на страницах.

Эти дети выросли, не зная родителей, не зная любви, но убежденные, что у них есть особое предназначение. Об этом им говорили с детства, и они привыкли считать это чем-то обычным, не странным и не страшным.

«Шоколад»

Это очень необычная история от английской писательницы Джоанн Харрис. Мистическая, красивая, с непередаваемым ощущением погружения в средневековье, хотя действие романа происходит в начале 1960-х годов.

В маленький французский городок приезжает новая жительница вместе с дочкой. Она открывает лавку сладостей, которые готовит сама по старинным рецептам. Все, кто их попробовал, обязательно снова возвращаются за лакомством, и это выглядит очень подозрительно в глазах местного священника. Да и женщина не так проста, как кажется. Она и ее дочь скрывают большую тайну.

«Парфюмер. История одного убийцы»

История гения, который превратился в чудовище, желая создать идеальный аромат. Даже если для этого приходилось идти на преступление, главный герой ни минуты не сомневался. Что значит жизнь юной невинной девушки? Ничего. Она лишь искомый ингредиент сложной парфюмерной композиции.

После вышедшей экранизации книга произвела эффект разорвавшейся бомбы: ошеломление, отвращение, восторг. Равнодушных не было.

Вместо послесловия

Книги классиков, которые должен прочитать каждый образованный человек, сложно собрать в список, ограниченный какими-либо рамками. Слишком много существует достойных произведений, вкусы у всех людей разные, поэтому нужно просто читать и искать свое, не ограничиваясь только «жвачкой для мозгов». Книги, заставляющие думать и оставляющие след в памяти, стоят потраченного на них времени.

Ближе к середине февраля кажется, что даже в воздухе витают любовные флюиды. А если вы ещё не ощутили этого настроения, серое небо и холодный ветер портят всю романтику – вам на помощь придёт лучшая классика о любви !

Антуан Франсуа Прево «История кавалера де Гриё и Манон Леско» (1731)

Эта история происходит в декорациях Франции эпохи Регентства после смерти Людовика XIV. Рассказ ведётся от лица семнадцатилетнего юноши, выпускника философского факультета на севере Франции. Успешно держав экзамены, он собирается вернуться в дом своего отца, но случайно встречает притягательную и загадочную девушку. Это Манон Леско, которую привезли в город родители, чтобы отдать в монастырь. Стрела Амура пронзает сердце молодого кавалера и он, забывая обо всём, уговаривает Манон бежать с ним. Так начинается вечная и прекрасная история любви кавалера де Гриё и Манон Леско, которая вдохновит целые поколения читателей, писателей, художников, музыкантов, режиссёров.

Автор любовной истории – аббат Прево, чья жизнь металась между монастырским уединением и светским обществом. Его судьба – сложная, интересная, его любовь к девушке другой веры – запретная и страстная – легли в основу увлекательной и скандальной (для своей эпохи) книги.

«Манон Леско» – первый роман, где на фоне достоверного изображения материальных и бытовых реалий рисуется тонкий и проникновенный психологический портрет героев. Свежая, крылатая проза аббата Прево не похожа на всю предыдущую французскую литературу.

Эта история, повествующая о нескольких годах из жизни де Гриё, за которые импульсивный, чувствительный, жаждущий любви и свободы юноша успевает превратиться в мужчину с большим опытом и непростой судьбой. Взрослеет и прекрасная Манон: её непосредственность и легкомысленность сменяется глубиной чувств и мудрым взглядом на жизнь.

«Наперекор жесточайшей судьбе, я обретал свое счастье в её взорах и в твёрдой уверенности в её чувстве. Поистине я потерял всё, что прочие люди чтут и лелеют; но я владел сердцем Манон, единственным благом, которое я чтил».

Роман о чистой и вечной любви, которая возникает из воздуха, но силы и чистоты этого чувства достаточно, чтобы изменить героев и их судьбы. Но хватит ли этой силы, чтобы изменить жизнь вокруг?

Эмили Бронте «Грозовой перевал» (1847)

Дебютировав в одном году, каждая из сестёр Бронте представила миру свой роман: Шарлотта – «Джейн Эйр», Эмили – «Грозовой перевал», Энн – «Агнес Грей». Роман Шарлотты произвел сенсацию (он, как и любые книги самой известной из Бронте, мог оказаться в этом топе), но после смерти сестёр было признано, что «Грозовой перевал» является одним из лучших произведений того времени.

Самая мистическая и замкнутая из сестёр, Эмили Бронте, создала пронзительный роман о безумстве и ненависти, о силе и любви. Современники считали его слишком грубым, однако не могли не попасть под его магическое влияние.

История поколений двух семей, разворачивается на живописном фоне Йоркширский полей, где властвует обезумевший ветер и нечеловеческие страсти. Центральные герои - свободолюбивая Кэтрин и импульсивный Хитклифф, одержимы друг другом. Их сложные характеры, разное социальное положение, исключительные судьбы – всё вместе образует канон любовного романа. Но эта книга больше, чем просто ранневикторианский роман о любви. По мнению модернистки Вирджинии Вульф, «мысль, что в основе проявлений человеческой природы лежат силы, возвышающие её и подымающие к подножию величия, и ставит роман Эмили Бронте на особое, выдающееся место в ряду подобных ему романов».

Благодаря «Грозовому перевалу» прекрасные поля Йоркшира стали заповедником, а нам в наследство остались, к примеру, такие шедевры, как одноимённый фильм с Жюльет Бинош, популярная баллада «It"s All Coming Back to Me Now» в исполнении Селин Дион, а также трогательные цитаты:

«Что не напоминает о ней? Я и под ноги не могу взглянуть, чтоб не возникло здесь на плитах пола её лицо! Оно в каждом облаке, в каждом дереве - ночью наполняет воздух, днём возникает в очертаниях предметов - всюду вокруг меня её образ! Самые обыденные лица, мужские и женские, мои собственные черты - всё дразнит меня подобием. Весь мир - страшный паноптикум, где всё напоминает, что она существовала и что я её потерял».

Лев Толстой «Анна Каренина» (1877)

Существует известная легенда о том, как в кругу писателей обсуждалось, что нет в литературе хороших романов о любви. Толстой на эти слова встрепенулся и принял вызов, сказав, что напишет хороший роман о любви за три месяца. И написал-таки. Правда, за четыре года.

Но это, как говорится, история. А «Анна Каренина» – роман, который входит в школьную программу. Такое школьное чтение. И вот, каждый приличный выпускник на выходе усваивает, что «все счастливые семьи похожи друг на друга…» , а в доме Облонских «всё смешалось…».

А между тем, «Анна Каренина» действительная великая книга о великой любви. Сегодня принято считать (спасибо, в том числе, и кинематографу), что это роман о чистой и страстной любви Карениной и Вронского, которая стала спасением Анны от скучного мужа-тирана и её же гибелью.

Но для самого автора – это, прежде всего, семейный роман, роман о любви, которая, соединив две половинки, перерастает в нечто большее: в семью, детей. В этом, по Толстому, главное предназначение женщины. Потому что нет ничего важнее, а главное, сложнее, чем вырастить ребёнка, сохранить настоящую крепкую семью. Эту идею в романе олицетворяет союз Левина и Кити. Эта семья, которую во многом Толстой списал со своего союза с Софьей Андреевной, становится отражением идеального соединения мужчины и женщины.

Каренины же – это «несчастливая семья», и анализу причин этого несчастья Толстой и посвятил свою книгу. Однако автор не пускается в морализаторство, обвиняя грешную Анну в том, что она разрушила приличную семью. Лев Толстой, «знаток душ человеческих», создает сложное произведение, где нет правых и виноватых. Есть общество, которое воздействует на героев, есть герои, которые выбирают свой путь, и есть чувства, которые герои не всегда понимают, но которым отдаются сполна.

На этом закругляю свой литературный анализ, ибо об этом уже написано много и лучше. Просто выскажу свою мысль: обязательно перечитывайте тексты из школьной программы. И не только из школьной.

Решад Нури Гюнтекин «Королёк – птичка певчая» (1922)

Вопрос о том, какие произведения из турецкой литературы стали мировой классикой, может поставить в тупик. Роман «Птичка певчая» заслуживает такого признания. Решад Нури Гюнтекин написал эту книгу в 33 года, она стала одним из первых его романов. Эти обстоятельства заставляют ещё больше удивляться тому мастерству, с которым писатель изобразил психологию молодой женщины, социальные проблемы провинциальной Турции.

Ароматная и самобытная книга захватывает с первых строк. Это дневниковые записи прекрасной Фериде, которая вспоминает свою жизнь и свою любовь. Когда эта книга впервые попала ко мне (а было это во времена моего пубертатного периода), на потрёпанной обложке красовалось «Чалыкушу – птичка певчая». Мне и сейчас кажется этот перевод названия более колоритным и звучным. Чалыкушу – это прозвище неугомонной Фериде. Как пишет в своем дневнике героиня: «…моё подлинное имя, Фериде, сделалось официальным и употреблялось очень редко, точно праздничный наряд. Имя Чалыкушу нравилось мне, оно даже выручало меня. Стоило кому-нибудь пожаловаться на мои проделки, я только пожимала плечами, как бы говоря: «Я тут ни при чём... Что же вы хотите от Чалыкушу?..».

Чалыкушу рано потеряла родителей. Её отправляют на воспитание к родственникам, где она влюбляется в тёткиного сына – Кямрана. Их отношения непросты, но молодых людей тянет друг к другу. Неожиданно Фериде узнает о том, что её избранник уже влюблен в другую. В чувствах импульсивная Чалыкушу выпорхнула из семейного гнёздышка навстречу настоящей жизни, которая встретила её ураганом событий…

Помню, как, прочитав книгу, выводила в своём дневнике цитаты, осознавая каждое слово. Интересно, что ты меняешься со временем, а книга остаётся всё той же пронзительной, трогательной и наивной. Но, кажется, в нашем 21 веке независимых женщин, гаджетов и социальных сетей немного наивности не помешает:

«Человек живёт и привязывается невидимыми нитями к людям, которые его окружают. Наступает разлука, нити натягиваются и рвутся, как струны скрипки, издавая унылые звуки. И каждый раз, когда нити обрываются у сердца, человек испытывает самую острую боль».

Дэвид Герберт Лоуренс «Любовник леди Чаттерлей» (1928)

Провокационный, скандальный, откровенный. Запретный в течение более тридцати лет после первой публикации. Закоренелая английская буржуазия не потерпела описания сексуальных сцен и «аморального» поведения главной героини. В 1960 году состоялся громкий судебный процесс, в ходе которого роман «Любовник леди Чаттерлей» был реабилитирован и разрешён к печати, когда автора уже не было в живых.

Сегодня роман и его сюжетная линия едва ли кажутся нам столько провокационными. Юная Констанция выходит замуж за баронета Чаттерлея. После их женитьбы Клиффорд Чаттерлей отправляется во Фландрию, где в ходе боя получает множественные ранения. Он навсегда парализован ниже пояса. Замужняя жизнь Конни (как ласково зовет её муж) изменилась, но она продолжает любить мужа, ухаживая за ним. Однако Клиффорд понимает, что молодой девушке тяжёло проводить все ночи в одиночестве. Он разрешает завести ей любовника, главное, чтобы кандидатура была достойная.

«Если у мужчины нет мозгов, он дурак, если нет сердца - злодей, если нет желчи - тряпка. Если же мужчина не способен взорваться, как туго натянутая пружина - в нём нет мужского естества. Это не мужчина, а пай-мальчик».

Во время одной из прогулок в лесу Конни знакомится с новым егерем. Именно он научит девушку не только искусству любви, но и пробудит в ней настоящие глубокие чувства.

Дэвид Герберт Лоуренс – классик английской литературы, автор не менее знаменитых книг «Сыновья и любовники», «Влюблённые женщины», «Радуга», писал также эссе, стихи, пьесы, путевую прозу. Он создал три версии романа «Любовник леди Чаттерлей». Последний вариант, удовлетворивший автора, и был напечатан. Этот роман принёс ему славу, однако либерализм Лоуренса и провозглашение свободы нравственного выбора человека, воспетые в романе, смогли оценить по достоинству лишь много лет спустя.

Маргарет Митчелл «Унесённые ветром» (1936)

Афоризм «Когда женщина не может плакать, это страшно» , да и сам образ сильной женщины принадлежат перу американской писательницы Маргарет Митчелл, ставшей известной благодаря единственному роману. Едва ли есть человек, который не слышал о бестселлере «Унесённые ветром».

«Унесённые ветром» – история гражданской войны между северными и южными штатами Америки 60-х годов, во время которой рушились города и судьбы, но не могло не рождаться что-то новое и прекрасное. Это история взросления юной Скарлетт О’Хара, которая вынуждена взять на себя ответственность за семью, научиться управлять своими чувствами и достичь простого женского счастья.

Это тот удачный роман о любви, когда кроме главной и довольно поверхностной темы он даёт что-то ещё. Книга растёт вместе с читателем: открытая в разное время, она будет восприниматься каждый раз по-новому. Одно в ней остаётся неизменным: гимн любви, жизни и человечности. А неожиданный и открытый финал вдохновил нескольких писателей на создание продолжения любовной истории, самые известные из которых – «Скарлетт» Александра Рипли или «Люди Ретта Батлера» Дональда Маккейга.

Борис Пастернак «Доктор Живаго» (1957)

Сложный символистский роман Пастернака, написанный не менее сложным и богатым языком. Ряд исследователей указывают на автобиографичность произведения, но описываемые события или герои слабо напоминают реальную жизнь автора. Тем не менее, это своеобразная «духовная автобиография», которую Пастернак характеризовал так: «Я пишу сейчас большой роман в прозе о человеке, который составляет некоторую равнодействующую между Блоком и мной (и Маяковским, и Есениным, быть может). Он умрёт в 1929. От него останется книга стихов, составляющая одну из глав второй части. Время, обнимаемое романом, – 1903-1945 гг.».

Магистральной темой романа становятся размышлениям о будущем страны и о судьбе поколения, к которому принадлежал автор. Исторические события играют важную роль для героев романа, именно водоворот сложной политической ситуации определяет их жизни.

Главными действующими лицами книги являются доктор и поэт Юрий Живаго и Лара Антипова, возлюбленная героя. На протяжении всего романа пути их случайно пересекались и разделялись, казалось бы, навсегда. То, что действительно покоряет в этом романе – необъяснимая и необъятная как море любовь, которую герои пронесли через всю свою жизнь.

Кульминацией этой истории любви становится несколько зимних дней в занесённой снегом усадьбе Варыкино. Именно здесь происходят главные объяснения героев, здесь Живаго пишет свои лучшие стихи, посвящённые Ларе. Но даже в этом заброшенном доме им не укрыться от шума войны. Лариса вынуждена уехать, чтобы сохранить жизнь себе и детям. А Живаго, сходя с ума от потери, пишет в тетради:

С порога смотрит человек,

Не узнавая дома.

Её отъезд был как побег,

Везде следы разгрома.

Повсюду в комнатах хаос.

Он меры разоренья

Не замечает из-за слез

И приступа мигрени.

В ушах с утра какой-то шум.

Он в памяти иль грезит?

И почему ему на ум

Все мысль о море лезет?..

«Доктор Живаго» – роман, отмеченный Нобелевской премией, роман, судьба которого, как и судьба автора, оказалась трагичной, роман, который жив и сегодня, как и память о Борисе Пастернаке – обязателен к прочтению.

Джон Фаулз «Любовница французского лейтенанта» (1969)

Один из шедевров Фаулза, представляющий собой зыбкое переплетение постмодернизма, реализма, викторианского романа, психологии, аллюзий на Диккенса, Харди и других современников. Роман, являющийся центральным произведением английской литературы 20 века, считается и одной из главных книг о любви.

Канва истории, как и всякий сюжет любовного романа, выглядит просто и предсказуемо. Но Фаулз – постмодернист, испытавший влияние экзистенциализма и увлечённый историческими науками, создал из этой истории мистический и глубокий любовный роман.

Аристократ, состоятельный молодой человек по имени Чарльз Смитсон, вместе со своей избранницей встречают на берегу моря Сару Вудрафф – когда-то «любовницу французского лейтенанта» , а сейчас – горничную, которая сторонится людей. Сара выглядит нелюдимой, но у Чарльза получается установить с ней контакт. Во время одной из прогулок Сара открывается герою, рассказывая о своей жизни.

«Даже ваше собственное прошлое не представляется вам чем-то реальным – вы наряжаете его, стараетесь обелить или очернить, вы его редактируете, кое-как латаете... Словом, превращаете в художественный вымысел и убираете на полку – это ваша книга, ваша романизированная автобиография. Мы все бежим от реальной реальности. Это главная отличительная черта homo sapiens».

Между героями устанавливаются непростые, но особенные отношения, которые перерастут в сильное и роковое чувство.

Вариативность концовок романа является не только одним из главных приемов постмодернистской литературы, но и отражает идею, о том, что в любви, как и в жизни, возможно всё.

И для любителей актёрской игры Мерил Стрип: в 1981 году вышел одноимённый фильм режиссёра Карела Рейша, где роль главных героев исполнили Джереми Айронс и Мерил Стрип. Фильм, получивший несколько кинонаград, стал классикой. Но смотреть его, как и любой фильм по мотивам литературного произведения, лучше после прочтения самой книги.

Колин Маккалоу «Поющие в терновнике» (1977)

Колин Маккалоу за свою жизнь написала более десяти романов, исторический цикл «Владыки Рима», серию детективов. Но она смогла занять видное место в австралийской литературе и благодаря всего одному роману – «Поющие в терновнике».

Семь частей увлекательной истории большой семьи. Несколько поколений клана Клири, которые переезжают в Австралию, чтобы обосноваться здесь и из простых бедных земледельцев стать видной и успешной семьей. Центральные герои этой саги – Мэгги Клири и Ральф де Брикассар. Их история, объединяющая все главы романа, рассказывает о вечной борьбе долга и чувства, разума и страсти. Что выберут герои? Или им придется встать по разные стороны и отстаивать свой выбор?

Каждая из частей романа посвящена одному из членов семьи Клири и последующим поколениям. За пятьдесят лет, в течение которых происходит действие романа, меняется не только окружающая действительность, но и жизненные идеалы. Так дочь Мэгги – Фиа, чья история открывается в последней части книги, уже не стремится к созданию семьи, продолжению своего рода. Так судьба семейства Клири оказывается под угрозой.

«Поющие в терновнике» – тонко сделанное, филигранное произведение о самой жизни. Колин Маккалоу удалось отразить сложные переливы человеческой души, жажду любви, которая живет в каждой женщине, страстную натуру и внутреннюю силу мужчины. Идеальное чтение долгими зимними вечерами под пледом или знойными днями на летней веранде.

«Есть такая легенда – о птице, что поёт лишь один раз за всю свою жизнь, но зато прекраснее всех на свете. Однажды она покидает свое гнездо и летит искать куст терновника и не успокоится, пока не найдет. Среди колючих ветвей запевает она песню и бросается грудью на самый длинный, самый острый шип. И, возвышаясь над несказанной мукой, так поёт, умирая, что этой ликующей песне позавидовали бы и жаворонок, и соловей. Единственная, несравненная песнь, и достается она ценою жизни. Но весь мир замирает, прислушиваясь, и сам Бог улыбается в небесах. Ибо всё лучшее покупается лишь ценою великого страдания... По крайней мере, так говорит легенда».

Габриэль Гарсия Маркес «Любовь во время чумы» (1985)

Интересно, когда появилось известное выражение, о том, что любовь – это болезнь? Тем не менее, именно эта истина становится толчком в понимании произведения Габриэля Гарсии Маркеса, в котором провозглашается, что «... симптомы у любви и чумы одинаковые» . А важнейшая мысль этого романа заключена в другой цитате: «Если вы встретите свою настоящую любовь, то она от вас никуда не денется - ни через неделю, ни через месяц, ни через год».

Так случилось с героями романа «Любовь во время чумы», сюжет которого разворачивается вокруг девушки по имени Фермина Даса. В юности в неё был влюблён Флорентино Ариса, но, посчитав его любовь лишь временным увлечением, она выходит замуж за Хувеналя Урбино. Профессия Урбино – врач, а дело жизни – борьба с холерой. Однако Фермине и Флорентино суждено быть вместе. Когда Урбино умирает, чувства давних влюблённых вспыхивают с новой силой, окрашенные в более зрелые и глубокие тона.

Являясь активным читателем, попробую взять на себя роль помощника и набросать несколько идей, составив список самых признанных и самых удачных, с моей точки зрения, произведений как отечественной, так и зарубежной литературы. Большинство этих романов уже завоевало, и продолжает завоевывать популярность, а значит, это именно те книги, которые необходимо прочитать для того, что открыть для себя и познать этот волшебный, загадочный и такой заманчивый мир литературы.

  1. Что почитать из классики? Актуальность вопроса.

Обычно подобный вопрос возникает у тех, кто внезапно осознал необходимость в занятии самообразованием или решил восполнить свои пробелы из школьного курса по русской литературе.

Вот тут-то и возникает главная сложность. Каждый хочет обязательно почитать что-то из коллекции мировых шедевров. Но есть ли вообще такое понятие, как литературный шедевр? Критики утверждают, что однозначно ответить на данный вопрос невозможно: кому-то нравится русская литература, а кому-то зарубежная, кто-то до дыр зачитывает а кто-то не может себе представить вечер без захватывающего любовного романа.

Посетив один из крупных букинистических магазинов столицы, я поинтересовалась у продавцов, какие вопросы чаще всего задают посетители. Как оказалось, одним из самых распространенных обращений является именно просьба посоветовать, что почитать из классики.

Выходит, на самом деле есть множество желающих, литература такого плана востребована, но низкая осведомленность порой отпугивает потенциальных клиентов.

Прежде всего, остановимся на новеллах. Под ними, кстати, следует понимать более краткую форму изложения происходящих событий, чем, к примеру, рассказ или повесть. Для такого типа повествования характерно наличие всего одной сюжетной линии, а количество действующих лиц весьма ограничено.

Я бы выделила следующие произведения:

  1. Августин "Трактаты"
  2. Д. Свифт "Путешествия Гулливера"
  3. Ф. Кафка "Процесс"
  4. М.де Монтейн "Полное эссе"
  5. Н. Хоторн "Письмо Скарлет"
  6. Г. Мелвилл "Моби Дик"
  7. Р. Декарт "Первоначала философии"
  8. Ч. Диккенс "Оливер Твист"
  9. Г. Флобер "Мадам Бовари"
  10. Д. Остин "Гордость и предубеждения"
  1. Эсхил "Агамемнон"
  2. Софокл "Миф об Эдипе"
  3. Эврипид "Медея"
  4. Аристофан "Птицы"
  5. Аристотель "Поэтика"
  6. У. Шекспир "Ричард III", "Гамлет", "Сон в летнюю ночь"
  7. Мольер "Тартюф"
  8. У. Конгрив "Так поступают в свете"
  9. Генрик Юхан Ибсен "Кукольный дом"

Мечтатели и романтики очень часто именно в стихах пытаются найти для себя ответы на поставленные вопросы. Что почитать из классики в поэтическом жанре? Много чего. Но особо я бы выделила:

  1. Гомер "Илиада" и "Одиссея"
  2. Гораций "Оды"
  3. Данте Алигьери "Ад"
  4. У. Шекспир "Сонеты"
  5. Д. Мильтон "Потерянный рай"
  6. У. Вордсворт "Избранное"
  7. С.Т. Колридж "Стихотворения"

Что же касается произведений нашей страны, неужели не существует ничего достойного? - Ну, конечно же, нет! - Если бы меня попросили ответить на вопрос, что почитать из русской классики, я бы, конечно же, порекомендовала «Мастера и Маргариту» М.Булгакова, «Мцыри» М.Лермонтова, стихи и поэмы А.Пушкина.

3. Чтение шедевров мировой литературы. Что это нам дает?

А стоит ли возвращаться к этому направлению или все же лучше и правильнее уделять больше внимания современным произведениям? Ответить однозначно на данный вопрос очень и очень сложно.

Иногда мнения разделяются просто-таки кардинальным образом.

Например, противники утверждают, что она уже окончательно устарела, утратила актуальность, постепенно превратившись в некое подобие утопии. В свою очередь филологи и студенты лингвистических ВУЗов защищают шедевры мирового эпоса, настаивая на том, что, не изучая историю, культуру и тонкости языка, невозможно понять и осмыслить наш сегодняшний мир.

Ну, что ж… Каждая сторона права по-своему… Наверное, все согласятся, что, скажем, «Одиссея» Гомера - это не так называемое бульварное чтиво для отпуска или пустого времяпрепровождения. Читать произведение такого плана сложно и делать это нужно вдумчиво, не спеша и не отвлекаясь, постигая и запоминая детали. Далеко не всякому это под силу.

Именно такие книги могут познакомить читателя с миром как родной, так и зарубежной литературы, помогут лучше понять традиции, культуру и менталитет народов. А еще откроют всю прелесть и богатство красок языка повествования, пополнив тем самым словарный запас читающего.

Бесспорно, прочтение всех упомянутых в данной статье книг может занять несколько лет, но в любом случае это, конечно, не будет время, потраченное зря.

Просмотров