Канон покаяния на русском языке. Каноны и молитвы для подготовки к Таинствам Исповеди и Святого Причастия

Православная вера несёт в себе радость и очищение. Напускная скорбь и строгость в облике, хороши только для определённых случаев. В православии всё должно быть светлым и радостным, в том числе и покаяние.

Для человека непосвящённого, сам термин покаяния может быть не совсем понятен. А всё потому, что в современном мире, редко когда приветствуется самоанализ, разбор состояния своей души и ощущения чувства вины. Православные, готовые к покаянию используют для этой цели, канон Господу Иисусу Христу. При чтении канона приходит осознание скоротечности времени, очищение души, понимание значения истинных ценностей.

В богослужении, самыми важными и чаще всего употребляемыми формами православных молитв, являются каноны. Более распространённым считается канон покаянный ко Господу нашему. Его читают в храмах как неделимую часть богослужения. Само слово «канон» значит - установленное правило.

Поэтому все каноны разделяются на девять песней, но по сути их является восемь, поскольку вторая пропускается и читается только когда идёт Великий Пост. Любая песнь начинается с ирмоса, как называется первый из тропарей. Следом за ирмосом читается тропарь, перед которым следуют запевы, прославляющие Господа или молящие о прощении.

Важно! Понятие «канон» в православной церкви означает многострофное произведение, прославляющее святого либо посвящённое церковному празднику. Покаянный канон ко Господу Иисусу Христу является неотъемлемой частью любого молитвослова.

История появления

Доподлинно неизвестно, кто является истинным автором покаянного канона. Но среди православных бытует мнение, что его составителем является граф А. Суворов. На написание молитвослова его вдохновил Великий покаянный канон Андрея Критского.

В девяти песнях канона выразилось множество чувств, присущим истинным христианам. Это и надежда на прощение, и благодарность Господу за милосердие, и сожаление о совершённых грехах. Написанный несколько столетий назад, покаянный канон является до сих пор актуальным.

Подобно Израилю, шедшему по бездне как посуху стопами, гонителя фараона увидев потопляемым, мы Богу победную песнь поем и возглашаем.
Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня!
Ныне я, грешный и обремененный, приступаю к Тебе, Владыке и Богу моему! Не смею взирать на небо, но только прошу, говоря: дай мне разум, Господи, чтобы я горько оплакивал свои дела!
Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

О, горе мне, грешному! Я злосчастнее всех людей, Во мне нет покаяния! О, дай мне слезы, Господи, чтобы я горько оплакал свои дела!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!
О, неразумный, несчастный человек! Губишь ты время в лености! Представь себе жизнь свою и обратись к Господу Богу и горько плачь о своих делах!

И ныне, и всегда, и вечно! Аминь.

Пречистая Матерь Божия! Обрати свой взор на меня, грешного, и от сети дьявольской меня избавь. и на путь покаяния меня поставь, чтобы я горько оплакивал свои дела!

В святости нет подобного Тебе, Господи Боже мой, вознесший рог верных Твоих, о Благой, и утвердивший нас, на камне исповедания Твоего.
Когда будут поставлены престолы страшного суда, тогда откроются дела всех людей! Там будет горе грешным, отсылаемым в муку! И зная это, душа моя, обратись от злых твоих дел!
Возрадуются праведники, а грешники расплачутся! Тогда уже никто не сможет помочь нам, но сами наши дела осудят нас! Поэтому прежде конца обратись от злых твоих дел!
Слава: Увы мне, многогрешному, осквернившемуся делами и мыслями: от жесткосердия не имею ни капли слез! Ныне подымись от земли, душа моя, и обратись от злых твоих дел!
И ныне: О, Госпожа! Вот взывает к тебе Сын Твой и нас поучает доброму, но я, грешный, от добра всегда уклоняюсь! Ты же, милостивая, меня помилуй, да обращусь от злых моих дел!

Седален, глас 6-й

Размышляю о дне страшном и оплакиваю злые мои дела. Как же я отвечу бессмертному Царю, или с каким дерзновением я, блудный, посмотрю на Судию? Милосердный Отче, Сыне Единородный и Дух Святой, помилуй меня!
Слава, и ныне: Богородичен:
Ныне будучи связан многими путами грехов и обступаем многими страданиями и бедами, к Тебе, моему спасению, прибегаю и вопию: Помоги мне Дева Матерь Божия!

Христос моя сила, мой Бог и Господь!, Так благолепно поет достойная Церковь, взывая от чистого смысла и веселясь в Господе.
Здесь путь широк и удобен для наслаждений, но как горько будет в последний день, когда будет разлучаться душа с телом! О, человек, храни себя от них, ради Царства Божьего!
Почему убогого обижаешь, плату работника присваиваешь, своего брата не любишь, блуд и гордость являешь? Итак, душа моя, оставь это и исправься ради Царства Божьего!
Слава: О, неразумный человек! Сколько еще будешь погрязать, собирая как пчела свое богатство? Вскоре оно погибнет, став прахом и пеплом, а ты ищи больше Царства Божьего!
И ныне: Госпожа Богородица! Помилуй меня, грешного, и в добродетели укрепи и сохрани меня, чтобы наглая смерть не похитила меня неготовым, и доведи меня, Дева, до Царства Божьего!

О, Благой, озари Твоим Божьим светом души с утра предстоящих Тебе с любовью, чтобы Тебя, Слово Божье, знать как истинного Бога! Так молюсь, взывая из греховного мрака.
Вспомни, несчастный человек, насколько ты грехами своими порабощен лжи, клевете, разбою, немощам, лютым зверям! Душа моя грешная, того ли хотела ты?
Мои члены трепещут, ибо я всеми ими провинился: смотря глазами, слушая ушами, говоря злое языком, себя всего предавая геенне! Душа моя грешная, этого ли хотела ты?
Слава: О, Спаситель, Ты принял уже раскаявшихся блудника и разбойника, я же все еще отягщен греховной ленью и злым делам порабощен! Душа моя грешная, этого ли хотела ты?
И ныне: Матерь Божия, всем людям дивная и скорая помощница! Помоги мне, недостойному, ибо душа моя грешная того уже захотела!

Житейское море видя возмущаемым бурей искушений, прибег я к Твоей тихой пристани, взывая к Тебе: О, Многомилостивый, жизнь мою от тлена возведи!
Жизнь на земле я прожил блудно, и душу предал во тьму, но теперь, милостивый Владыко, умоляю Тебя: освободи меня от этого рабства вражьего и дай мне разума, чтобы исполнять волю Твою!
Кто совершает такое, как я? Ибо как свинья лежит в грязи, так же и я служу греху. Но Ты, Господи, вырви меня из этой гнусности и дай мне такое сердце, чтобы исполнить заповеди Твои!
Слава: Несчастный человек! Вспомни свои согрешения, воспрянь к Богу, припав к Творцу, проливая слезы и стеная! Он же милосердный, даст тебе разум познать волю Его!
И ныне: Богородица Дева! Сохрани меня, Пречистая, от видимого и невидимого зла и возьми мои прошения и передай их Сыну Твоему, да даст мне разумение исполнять волю Его!

Душа моя! зачем богатеешь грехами, Зачем исполняешь дьявольскую волю, в чем полагаешь надежду? Перестань и с плачем обратись к Богу, взывая: милосердный Господи, помилуй меня, грешного!

Представь себе, душа моя, горький час смерти и страшный суд твоего Творца и Бога, когда тебя, душа, уловят грозные силы и введут в вечный огонь! Поэтому прежде смерти исправься, взывая: Господи, помилуй меня, грешного!

Ангел святым отрокам печь оросил, халдеев же опалил велением Божиим, мучителя заставив воззвать: Благословен Бог отцов наших!
Не надейся, душа моя, на телесное богатство и на собирание земных благ, ведь не знаешь, кому это все оставишь, а лучше воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!
Не уповай, душа моя на телесное здоровье и на скоропроходящую красоту, ведь ты видишь, что и сильные и молодые умирают, а лучше воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!
Слава: Вспомни, душа моя, вечную жизнь и Царство Небесное, приготовленное святым, и тьму внешнюю и гнев Божий злым, и воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!
И ныне: Припади, душа моя, к Божьей Матери, и попроси ее, а Она, скорая помощница обращающихся, упросит Сына, Христа Бога, и Он помилует меня, недостойного!

Святым из огня влагу излив и праведника жертву с водою попалив. Ты, Христос, все, что только захочешь, исполняешь! Тебя и превозносим во все времена.
Как могу не плакать, когда представляю себе смерть, Ибо я видел своего лежащим в гробу брата, бесславным и безобразным? Чего жду и на что надеюсь? Господи, дай мне только прежде конца покаяние! (Дважды).
Слава: Верю, что Ты придешь, чтобы судить живых и мертвых! Тогда все встанут в своем чине: старые и молодые, владыки и князья, девственники и священники, но где окажусь я? Поэтому вопию: Господи, дай мне прежде конца покаяние!
И ныне: Пречистая Богородица! Прими недостойное мое прошение, и сохрани меня от наглой смерти, и дай мне прежде конца покаяние!

Людям невозможно видеть Бога, на которого не смеют взирать и чины ангельские! Через Тебя же, Всечистая, людям явилось воплощенное Слово, возвеличивая Которое, мы с небесными силами Тебя ублажаем.
Ныне к вам обращаюсь, ангелы, архангелы и все небесные силы, стоящие у Божьего Престола! Попросите у Творца своего, чтобы избавил Он мою душу от вечной муки!
Ныне плачу перед вами, святые праотцы, цари и пророки, апостолы и святители и все избранники Христовы! Помогите мне на суде, чтобы спас Он мою душу от вражьей силы!
Слава: Ныне к вам возношу руки, святые мученики, пустынники, девственники, праведники и все святые, просящие Господа за весь мир, чтобы помиловал Он меня в час смерти моей.
И ныне: Матерь Божия! Помоги мне, сильно надеющемуся на Тебя, упроси Своего Сына, чтобы, когда сядет Он судить живых и мертвых, поставил меня, недостойного по правую руку свою! Аминь.

Для чего используется

Довольно часто люди, только начавшие посещать церковь, расстраиваются из-за сложности подготовки к таинству причастия. Ведь несколько дней перед событием необходимо поститься, усиленно молиться, ходить в церковь. Покаянный канон помогает настроить человеку его душевное состояние на нужную волну.

Он даёт возможность православному осмыслить своё поведение, поступки, слова и мысли. В результате, человек становится готов остепениться и принять спасение. Готовясь к Причастию, необходимо очистить душу и сердце, чтобы они были избавлены от грехов.

Сделать это возможно только с искренним покаянием, которое должно владеть верующим человеком всегда. Но особенно оно важно перед Исповедью. Настроившись на такой серьёзный шаг, будьте готовы к тяжёлой работе, ибо покаяться искренне, от всей души, это очень непросто. Покаянный канон Иисусу Христу, поможет подготовиться к исповеди, подойти к ней правильно, с должным настроем и мыслями.

Толкование

Канон, посвящённый Господу Иисусу, представляет собой поэтическое сочинение в виде гимна. Читать его, как и другие молитвы, нужно вдумчиво, неспешно. А чтобы настроиться на необходимое умиротворённое состояние, следует стараться понять значение произносимых слов.

Ветхозаветные события в покаянном каноне преподносятся как новозаветные и описывают свершившееся уже после того, как на Землю пришёл Иисус Христос. Православная Церковь вкладывает в подобное соотношение особый смысл. Народ Израиля восклицает «Воспоём Богу победную песнь!» - так начинается покаянный канон.

Воззванием «Помилуй мя, Боже», пропетым между первым тропарём и вторым, христиане молят Господа о прощении. Они просят наставить их на путь покаяния, дать им ум. В каждой строчке звучит призыв к покаянию. Обращаясь к Богородице в седалене, входящем в покаянный канон, грешники просят принять их молитвы, охранять от зла.

Как правильно настроиться на чтение

Каноны как церковный гимн входят в храмовое богослужение. Но каждый волен читать его и дома, в одиночестве. Чтобы правильно это сделать, нужно знать, что тропари читаются, а ирмосы поются.

Подготавливаясь к Причастию, православный человек обязан в молитвенном правиле прочитать покаянный канон Господу Иисусу Христу. Чтобы настроиться на его прочтение, нужно его предварять утренними либо вечерними молитвами. Подходить к прочтению следует морально подготовленным, в правильном душевном расположении.

Сердце должно быть смиренным, мысли чистыми, душа светлой и готовой к покаянию. Не должно быть никаких проявлений злости или раздражения. Только смирение, терпение и спокойствие. Не допускайте лишних мыслей, которые могут отвлекать вас от понимания сути читаемого текста.

Слушать онлайн:

  • Первая песнь даёт возможность человеку выразить своё сожаление по поводу грехов. Попросить больше слёз, чтобы оплакать злодеяния. Звучит призыв забыть о лености, обращение к Богу и просьба к Пресвятой Богородице о напутствии.
  • Третья песнь является напоминанием о Страшном Суде. Чтобы избежать адских мучений, душа должна покаяться.
  • В седален входят размышления о необходимости с правильным душевным состоянием представать пред Бессмертным Царём.
  • Четвёртая песнь восхваляет Господа и рассказывает о простых житейских радостях, доступных любому человеку. Но всё же в попытке испытать все наслаждения, нельзя забывать о Небесном Царствие.
  • В пятой песне звучит призыв Божественного света и раскаяние о своей грешной душе.
  • Шестая песнь является прошением уберечь душу от греховного состояния. Ведь только так можно её восстановить, чтобы поклониться Творцу.
  • Седьмая песнь напоминает человеку о тщетности его надежды на земные блага, ибо всё это не вечно.
  • Восьмая песнь показывает, что перед Судом Божиим все равны, бедные и богатые, молодые и старые. А потому, нужно успеть покаяться.
  • В девятой песне призываются ангелы, праведники, святые, все избранники Христа, чтобы они молились о спасении души.
  • В завершении канона звучит молитва, в которой человек просит Иисуса простить его и не отворачиваться.

Причастие и исповедь несут с собой очищение души человека, прощение его грехов. Искренность, правдивость, желание исправиться делают эти Таинства такими простыми и сложными одновременно.

Простота заключается в нехитрых действиях, которые под силу большинству людей. Сложность - в избегании формального подхода, в осознании своих грехов, в желании получить прощение. Это трудная внутренняя работа.

Молитва, канон перед Причастиемпризваны настроить человека на духовный труд. Умение прощать, понимать и принимать свои ошибки, стыд за них, желание измениться - это нелегкий путь, в конце которого Благодать снизойдет на душу. И не захочется больше врать, гневаться, злобствовать, завидовать. Постепенное очищение души повлечет за собой изменение в жизни. Появится внутреннее спокойствие, умиротворение, желание понимать и прощать других людей.

Что такое канон

Канон в переводе с греческого языка означает «норма, правило». Имеет 2 значения.

Первое. Канон - это свод правил Православной церкви.

Второе. Канон - своеобразная поэма, гимн, который произносится во славу какого-либо праздника или святого. Он пришел на смену кондаку в VIII веке. Содержит 9 песней.

Каноны бывают большие и малые. Посвященные пророкам, святителям, великомученикам. Кроме того, есть канон перед Причастием,канонпо болеющим, по усопшим.

Существует книга «Правильные каноны». Она была написана для иноков старообрядческих монастырей в 1908 году. В ней имеются примечания, которые помогут правильно читать каноны в домашних условиях. В подсказках прописано, в каком каноне какую песнь читать, с каким припевом и сколько раз чередовать, когда класть поклон.

Как устроен канон

Канон состоит из 9 песней. Самый первый стих каждой песни называется ирмос. Все следующие именуются тропари. Перед каждым из них читается запев, соответствующий канону. В зависимости от пола читающего, следует менять окончания (например, грешного - грешную).

Каждый канон содержит от 4 до 7 тропарей. Вторая песнь обычно отсутствует. Ее произносят только по некоторым праздникам. В определенные моменты чтения следует класть земные, поясные поклоны или делать метания. Последние означают, что следует перекреститься и коснуться правой рукой пола.

В зависимости от дня недели, наличия или отсутствия церковного праздника в дополнениях к канону есть свои примечания. Так, поясные поклоны могут быть заменены на метания. В церковном календаре можно найти Устав о поклонах на каждый день.

Таинство Причастия

Причастие - это приобщение к Богу, важнейшее Таинство в жизни христианина. Этот ритуал можно проводить раз в год или чаще. Здесь важно не количество совершенных Причастий, а их искренность.

Для мирян существуют несколько правил перед тем, как принять Причастие.

  • Соблюдать пост.
  • Читать молитвы и каноны перед причастием.
  • Получить на исповеди отпущение грехов.
  • Воздерживаться от плотских отношений.
  • Совершать дела милосердия.

Весь подготовительный процесс занимает 7 дней. Следует знать, что говеть следует столько же. Если состояние здоровья не позволяет совершать пост в течение недели, то он может быть ограничен 3-5 днями. В редких случаях говеть разрешается сутки.

Канон перед Причастиемчитается каждый вечер. После него - молитвы. В дни говенья следует бывать на церковных службах.

Кто не допускается к Причастию

  1. Женщины во время месячных.
  2. Отлученные от Святых Тайн.
  3. Не сходившие на исповедь.
  4. Супруги, имевшие половые отношения накануне Причастия.
  5. Умершие, умалишенные, находящиеся в бессознательном состоянии.

Дети до 7 лет допускаются к Причастию без исповеди и поста. В этом случае требуется другая, более упрощенная подготовка. Поведение родителей находит отражение в детях. Отношение к церкви, молитвам, плохому и хорошему поведению ребенок воспроизводит в себе. Поэтому каждая семья индивидуально находит подход в подготовке к Причастию.

Подготовка к Причастию

Перед необходимо пройти покаяние. Признание в своих грехах, осознание их, получение прощения - первый шаг к очищению души. Обязательно перед исповедью попросить прощения у родственников, знакомы. Мысленно вспомнить всех, кто был обижен.

Перед исповедью можно прочитать покаянный канон. Молитвенная подготовка настроит человека на умение видеть, осознавать, признавать свои грехи и несовершенства. Покаяние очищает человека от грехов и скверны. Необходимо искреннее раскаяние человека во всех своих неблаговидных деяниях. А затем и избавление от этих грехов, недопущение их в свою жизнь, борьба с ними.

несут с собой только временное очищение души. Всю остальную работу человек должен провести сам. Честность перед собой, понимание малейших движений души, осознание ошибок, стыд за них - вот истинная суть покаяния.

Таинство исповеди

Исповедь не является пространным рассуждением о своих грехах. Она не ведет к самооправданию. Это искреннее покаяние в своих недостойных мыслях, чувствах, действиях. Поэтому перед Причащением обязательна исповедь. Она готовит душу молитвами, осознанием греховности, необходимостью в прощении.

Канон перед причастиемтакже следует читать и перед исповедью. Это не механическое озвучивание текста, а целенаправленная подготовка души. Что исповедь не стала формальным ритуалом, а несла очищение и прощение.

Не стоит перед священнослужителем утаивать свои грехи. Только правда должна звучать на исповеди. Тогда раскаяние, стыд приведут к полному осознанию и желанию бороться со своими грехами, искоренять их.

Молитвенная подготовка к исповеди поможет примириться с близкими, знакомыми. Искоренит черствость, самолюбование. Человек захочет меняться, становиться добрее.

Путь к Богу может быть долгим. Одна исповедь, одно Причастие не сделает равнодушного человека сразу внимательным и положительным. Скорее всего, через эти Таинства придется пройти много раз, прежде чем придет понимание сути православных ритуалов.

Каноны перед причастием

Причастие - это личное дело человека, его отношения с Господом. Поэтому читать или не читать домашние молитвы, каноны - каждый решает самостоятельно. В первую очередь должно идти очищение души от греховных мыслей. Не следует допускать в себе проявлений злобы или агрессии. Учиться спокойствию, терпению, пониманию.

Во время молитвенной подготовки к Причащению можно читать три канона. Они отражают всю суть обряда. Это подготовка тела и души к принятию Святых Тайн. Поэтому следует очистить тело постом. Душу - молитвами.

  1. Покаянный канон перед причастиемко Господу нашему Иисусу Христу.
  2. Молебный канон по Пресвятой Богородице.
  3. Канон Ангелу Хранителю перед причастием.

Практика чтения канонов перед Причастием не является обязательной. Поэтому следует посоветоваться со своим духовником.

После того как три канона перед причастиембудут озвучены, следует читать Последование ко Святому Причащению. Все это читается накануне обряда, после посещения вечернего богослужения. Молитвы ко Святому Причащению можно перенести на утро. Прочитать их непосредственно перед ритуалом.

Молитвенное правило перед Причастием

Количество молитв, канонов, акафистов не имеет четких ограничений. В разных городах, церквях, монастырях существуют собственные правила. Поэтому следует обратиться к своему духовнику за наставлением. Обязательным является чтение покаянного канона и Последования к Причастию.

Не насильственное решение. Каждый человек в индивидуальном порядке решает, что следует читать дома и сколько раз ходить на службу в церковь. Тем не менее, у христианина должно быть ежедневное молитвенное правило. Оно может быть изменено в соответствии со здоровьем, состоянием дел, внутреннего настроя.

Перед причастием следует избавиться от искушения и каждый день читать каноны и молитвы. Это должно войти в традицию, но не стать формальным шаблоном. Личная молитвенная подготовка остается на совести человека. Не следует и переутомлять себе бесчисленным повторением канонов. Они несут просветление душе, когда читаются искренне, осознанно. Монотонное повторение ведет к схоластическому пониманию церковных правил.

Умение вникать в суть Таинств позволит осознанно относиться к своему преображению. Если человек понимает, что ему следует изменить в себе, над чем поработать, тогда покаяние и Причащение не станут для него пустым звуком и стандартным ритуалом.

Искать полезность для души и тела - вот чему служит молитвенное правило. Каноны легко запомнить наизусть. Поэтому их можно читать и на пути к храму, стоя в пробках. Главное, чтобы они шли от души.

В какое время следует читать каноны

Не существует точных законов, когда следует читать каноны и молитвы. В домашних условиях человек сам определяет, какое время следует посвятить молитвам, а какое - мирским делам.

Канон перед причастием, текстего создает определенное душевное состояние. Делает человека более сосредоточенным, собранным. Канон концентрирует на внутренней, душевной работе. Произнесенные слова наполняют сердце ликованием, а ум скорбью за все человеческие несовершенства.

Лучше всего каноны и последующие молитвы читать перед сном. Это позволит настроить ум и душу на общение с Богом. Когда закончены все мирские дела, следует посвятить некоторое время подведению итогов дня. За одни - попросить божьего прощения, за другие - поблагодарить.

Покаянный канон перед причастием позволит осмыслить свои мысли, чувства, деяния за весь день. Только в условиях сосредоточения на желании очиститься, приобщиться к Святым Тайнам возможно получение Высшей Благодати.

Совмещенные каноны перед причастием

Каноны допускается читать по одному каждый вечер. Такая молитвенная подготовка должна войти в ритуал каждого христианина. Накануне Причастия, до полуночи, рекомендуется озвучить необходимые три канона. Их можно читать друг за другом. А можно совместить.

Соединяются 3 канона перед причастиемтаким образом:

  • ирмос 1 песни покаянного канона;
  • тропари покаянного канона;
  • тропари 1 песни канона Богородице, без ирмоса;
  • тропари канона Ангелу Хранителю, без ирмоса.

Можно читать и все последующие песни, но в таком случае следует опустить тропари перед канонами Богородице и Ангелу Хранителю и стихиры после канона Богородице. В православном молитвослове можно найти более подробную информацию, о том, как возможно совместить каноны.

Как читать каноны

Во время говенья необходимо произносить утренние и каноны. Они создают умиротворяющее настроение. После прочтения святых текстов усмиряются негативные эмоции. Человек настраивается на общение с Богом.

Правильные каноны перед причастиемчитаются по определенной схеме. Ее можно найти в Уставе о чтении правильных канонов. Ежедневное смирение, произнесение молитв готовит христианина к принятию Таинства, когда в виде вина и хлеба Господь проникает в тело человека. К приходу такого дорогого гостя необходимо готовиться. Тело и душа должны быть очищены от греховных мыслей и земных излишеств.

Каноны, читаемые перед причастием, не являются формальным предписанием. Поэтому читать их следует в определенном душевном настроении. Без злобы и раздражения, без посторонних мыслей и разговоров. Только сосредоточенность, уединение и понимание текста молитв, канонов позволит грамотно подготовиться к Причастию.

Поведение перед Причастием

Перед Причастием следует усмирить жадность, завистливость, отказаться от излишеств, дурных привычек. Забыть злые помыслы, алчность, гнев, ярость. Постараться простить тех, кто обидел. Не запоминать и не держать в себе негативные проявления. Попросить прощения у знакомых и родственником. Почувствовать внутри себя смирение, готовность к покаянию.

Чаще оставаться в уединении. Сосредоточиться на молитвах, общении с Господом. Причастие врачует души людей. Вспыльчивые и раздражительные становятся добрыми и спокойными. Строптивые и равнодушные делаются покладистыми и внимательными. Грубые - вежливыми. Ленивые - трудолюбивыми. Люди перестают обижаться, ругаться. Проходит апатия и депрессия. Душа наполняется добротой и радостью.

Обязательно после причастия поблагодарить Господа, Богородицу, Ангела Хранителя. Попросить сохранить дар Причастия. Это делается для того, чтоб умиротворение души не покинуло. После выхода из церкви не разговаривать ни с кем, сразу идти домой. Перед сном еще раз произнести Стараться ни с кем не ссориться, не ругаться, больше молчать, не смотреть телевизор.

Значение канона

Каноны перед исповедью и Причастием - это просьба к Господу и Богородице, чтобы даровали здоровье и возможность исповедаться, чтобы придали сил сходить на Причастие и очистить свою душу, чтобы Ангел Хранитель охранял всю дорогу до церкви, не допустил искушений.

Бывает так, что человек забудет об исповеди и Причастии. Или устанет и откажется от приобщения к Таинствам. Канон перед причастием поможет настроить ум, душу и сердце на общение с Господом. Придаст сил и здоровья сходить на исповедь, очиститься от грехов, бороться с ними. Ни в коем случае не следует оправдывать себя, давать поблажки или винить других людей в своих проблемах. Переживание и стыд за свои деяния должны быть искренними.

Здоровье души придаст сил и физическому телу человека. Пройдет гневливость и злоба. Не захочется больше ругаться и ссориться. Появится хорошее настроение и желание делиться им с людьми. Известны факты, когда после исповеди и Причащения люди избавлялись от смертельных болезней, бросали свои дурные привычки. Мир и спокойствие появляется в душе после честного и искреннего обращения к Богу.

Песнь 1.

Ирмос: Как по суше пройдя Израиль по бездне морской стопами, гнавшегося фараона видя тонущим, «Богу победную песнь воспоём,» воскликнул.

Ныне я, грешный и обременённый, к Тебе, Владыке и Богу моему приступаю; не смею взирать на небо, только молюсь: дай мне Господи ум, оплакивать дела мои горько.

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

О, горе мне грешному! Больше всех людей я окаянен, покаяния нет же во мне. Дай мне Господи слёзы, оплакивать дела мои горько.

Безумный, окаянный человек, в ленности время губящий, подумай о жизни своей и обратись к Господу Богу, и восплачь о делах своих горько.

Мать Божия Пречистая, воззри на меня грешного и от сети дьявола избавь меня, и на путь покаяния наставь меня, и восплачу о делах своих горько.

Ирмос: Нет столь святого, как Ты, Господи Боже мой, воздвигший силу верующих в Тебя, Милосердный, и утвердивший нас на камне Завета Твоего.

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Когда поставлены будут престолы на Суде Страшном, тогда всех людей обличаться дела, горе там будет грешникам на мучения отсылаемым: это зная, душа моя кайся о злых делах своих.

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Праведные возрадуются, а грешные восплачут, тогда никто не сможет помочь нам, но дела наши осудят нас, поэтому прежде конца покайся от злых дел своих.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Горе мне великогрешному, делами и мыслями осквернённому, ни капли слёз не имеющему от жестокосердия; сегодня подымись от земли, душа моя, и покайся от злых дел своих.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Вот, взывает Госпожа, Сын Твой, и поучает доброе творить; я же грешный избегаю всегда добра, но Ты, Милостивая, помилуй меня, да покаюсь от злых моих дел.

Ирмос: Христос – моя сила, Бог и Господь! – Святая Церковь с благоговением громко поет, от чистого сердца празднуя Господа.

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Путь здесь широк и удобен для предания сладострастью, но горько будет в последний день, когда душа от тела отлучаться будет: хранись от сего, человек, ради Царства Божьего.

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Зачем обездоленного обижаешь, плату работнику не отдаёшь, брата твоего не любишь, к славе и блуду стремишься? Оставь это душа моя и покайся ради Царства Божьего.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: О, безумный человек, доколе увязаешь, как пчела, собирая богатство своё? Ибо вскоре погибнет оно, как прах и пепел, лучше ищи Царства Божьего.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Госпожа Богородица, помилуй меня грешного, и в добродетели укрепи и соблюди меня, да нежданная смерть не похитит меня неготового; доведи меня, Дева, до Царства Божьего.

Ирмос: Божественным светом Твоим, Милосердый, с раннего утра к Тебе обращающихся души любовью озари; молю Тебя, возбуди светлое стремление знать Тебя, Слово Божие, истинного Бога, призывающего к Себе из мрака греховного.

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Вспомни окаянный человек, как лжи, клевете, разбою, немощам, лютым зверям грехов порабощён ты; душа моя грешная, этого ли хотела ты?

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Трепещут мои члены, всеми сотворил грех: глазами смотрел непотребное, ушами слушал непотребное, языком вещал непотребное, всего себя геенне предал; душа моя грешная, этого ли хотела ты?

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Блудницы и разбойника покаяние Ты принял, Спаситель, я же один ленью греховной обременился и злым делам поработился: душа моя грешная, этого ли хотела ты?

И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Дивная и скорая помощница всем людям, Матерь Божия, помоги мне недостойному, душа моя грешная того хочет.

Ирмос: Житейское море видя, волнуемое бурею искушений, в тихое пристанище Твоё укрывшись, взываю к Тебе: спаси от погибели жизнь мою, Многомилостивый!

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Жизнь на земле блудно прожив, и душу во тьму предав, ныне молю Тебя, Милостивый Владыка: освободи меня от сих деяний вражеских и дай мне разум творить волю Твою.

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Кто творит то же, что и я? Как свинья лежит в нечистотах, так и я греху служу. Но Ты, Господи, вырви меня из зловония этого и дай мне сердце творить заповеди Твои.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Воспрянь окаянный человек к Богу, вспомнив свои согрешения и со стоном и плачем повергнись перед Творцом; Он же, Милосердный, даст тебе ум знать волю Его.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Богородица Дева, от видимого и невидимого зла сохрани меня, Пречистая и прими молитвы мои, и донеси их Сыну Твоему, да даст мне ум творить волю Его.

Душа моя, зачем богатеешь грехами, зачем творишь волю дьявола, на что надежду возлагаешь? Отстранись от этого и обратись к Богу с плачем, взывая: милосердный Господи, помилуй меня грешного.

Подумай, душа моя, о горьком смертном часе и страшном суде Творца и Бога твоего: Ангелы грозные возьмут тебя, душа и в вечный огонь введут. Прежде смерти покайся, вопия: Господи, помилуй меня грешного.

Ирмос: Печь, окропляющую росою, Ангел сотворил для святых отроков, Халдеев же опаляла она Божиим повелением; мучителя-царя это убедило воскликнуть: «Благословен Ты, Боже отцов наших!»

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Не надейся, душа моя, на тленное богатство и на неправедно накопленное; не знаешь кому всё это оставишь, но возопи: помилуй меня, Христе Боже, недостойного.

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Не надейся, душа моя, на телесное здоровье и быстро проходящую красоту, видишь, как сильные и молодые умирают, но возопи: помилуй меня, Христе Боже, недостойного.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Вспомни, душа моя, о вечной жизни, Царстве Небесном, уготованном святым и тьме кромешной и гневе Божием злым, и возопи: помилуй меня, Христе Боже, недостойного.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Припади душа моя к Божией Матери и помолись Той, Которая скорая помощница кающимся; да умолит Сына Христа Бога и помилует меня недостойного.

Ирмос: Из пламени на святых росу источил, и праведного жертву водою попалил; все совершаешь, Христос, одним хотением. Тебя превозносим во веки.

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Почему не имею слёз, когда думаю о смерти, видя в гробе лежащего брата моего бесславного и безобразного? Что ожидаю и на что надеюсь? Только дай мне, Господи, прежде смерти покаяние.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Верую, что придёшь судить живых и мёртвых, и все встанут в своём чине, старые и молодые, владыки и князья, девы и священники; где окажусь я? Ради этого вопию: дай мне, Господи, прежде смерти покаяние.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Пречистая Богородица, прими недостойную молитву мою и сохрани меня от внезапной смерти, и даруй мне прежде конца покаяние.

Ирмос: Бога людям невозможно видеть, на Него не смеют взглянуть Ангелов полки; чрез Тебя же, Всечистая, явилось людям Слово во Плоти. Его величая, с небесными воинствами Тебя прославляем.

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Ныне я к вам прибегаю Ангелы, Архангелы и все небесные силы у Престола Божия стоящие, молитесь к Творцу своему, да избавит душу мою от муки вечной.

Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

Ныне плачу перед вами святые патриархи, цари и пророки, апостолы и святители, и все избранники Христовы: помогите мне на суде, да спасёт Христос душу мою от силы вражеской.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ныне к вам возношу руки, святые мученики, пустынники, девственницы, праведники и все святые, молящиеся к Господу за весь мир, да помилует меня в час смерти моей.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Матерь Божия, помоги мне, на Тебя сильно надеющемуся, умоли Сына Твоего, да поставит меня недостойного справа от Себя, когда сядет судить живых и мёртвых. Аминь.

Молитва.

Владыка Христе Боже, Своими страданиями мои страсти исцеливший и Своими язвами мои язвы уврачевавший, даруй мне, много Тебе согрешившему, слёзы покаяния; сочетай моему телу благоухание Животворящего Тела Твоего, и услади мою душу Твоей Честной Кровью вопреки горечи, которой меня супротивник напоил. Возвыси мой ум к Тебе, к земле поникший, и возведи от пропасти погибели; ибо не имею покаяния, не имею умиления, не имею слезы утешительной, возводящей сынов к своему наследству. Омрачился я умом в житейских страстях, не могу согреться слезами любви к Тебе. Но, Владыко Господи Иисусе Христе, сокровищница милосердия и доброты, даруй мне покаяние всецелое и сердце старательное в поиске Тебя. Даруй мне благодать Твою и обнови во мне отражение Твоего образа. Оставил я Тебя, не оставь меня Ты, пойди и найди меня, возведи к пастбищу Твоему и причти меня к овцам избранного Твоего стада, напитай меня с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Богословие и философия

9 мин.

Песнь 1

Подобно Израилю, шедшему по бездне как посуху стопами, гонителя фараона увидев потопляемым, мы Богу победную песнь поем и возглашаем.
Припев:
Ныне я, грешный и обремененный, приступаю к Тебе, Владыке и Богу моему! Не смею взирать на небо, но только прошу, говоря: дай мне разум, Господи, чтобы я горько оплакивал свои дела!
Припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня!

О, горе мне, грешному! Я злосчастнее всех людей, Во мне нет покаяния! О, дай мне слезы, Господи, чтобы я горько оплакал свои дела!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!
О, неразумный, несчастный человек! Губишь ты время в лености! Представь себе жизнь свою и обратись к Господу Богу и горько плачь о своих делах!

И ныне, и всегда, и вечно! Аминь.
Пречистая Матерь Божия! Обрати свой взор на меня, грешного, и от сети дьявольской меня избавь. и на путь покаяния меня поставь, чтобы я горько оплакивал свои дела!

Песнь 3

В святости нет подобного Тебе, Господи Боже мой, вознесший рог верных Твоих, о Благой, и утвердивший нас, на камне исповедания Твоего.
Когда будут поставлены престолы страшного суда, тогда откроются дела всех людей! Там будет горе грешным, отсылаемым в муку! И зная это, душа моя, обратись от злых твоих дел!
Возрадуются праведники, а грешники расплачутся! Тогда уже никто не сможет помочь нам, но сами наши дела осудят нас! Поэтому прежде конца обратись от злых твоих дел!
Слава: Увы мне, многогрешному, осквернившемуся делами и мыслями: от жесткосердия не имею ни капли слез! Ныне подымись от земли, душа моя, и обратись от злых твоих дел!
И ныне: О, Госпожа! Вот взывает к тебе Сын Твой и нас поучает доброму, но я, грешный, от добра всегда уклоняюсь! Ты же, милостивая, меня помилуй, да обращусь от злых моих дел!

Седален, глас 6-й

Размышляю о дне страшном и оплакиваю злые мои дела. Как же я отвечу бессмертному Царю, или с каким дерзновением я, блудный, посмотрю на Судию? Милосердный Отче, Сыне Единородный и Дух Святой, помилуй меня!
Слава, и ныне: Богородичен:
Ныне будучи связан многими путами грехов и обступаем многими страданиями и бедами, к Тебе, моему спасению, прибегаю и вопию: Помоги мне Дева Матерь Божия!

Пеcнь 4

Христос моя сила, мой Бог и Господь!, Так благолепно поет достойная Церковь, взывая от чистого смысла и веселясь в Господе.
Здесь путь широк и удобен для наслаждений, но как горько будет в последний день, когда будет разлучаться душа с телом! О, человек, храни себя от них, ради Царства Божьего!
Почему убогого обижаешь, плату работника присваиваешь, своего брата не любишь, блуд и гордость являешь? Итак, душа моя, оставь это и исправься ради Царства Божьего!
Слава: О, неразумный человек! Сколько еще будешь погрязать, собирая как пчела свое богатство? Вскоре оно погибнет, став прахом и пеплом, а ты ищи больше Царства Божьего!
И ныне: Госпожа Богородица! Помилуй меня, грешного, и в добродетели укрепи и сохрани меня, чтобы наглая смерть не похитила меня неготовым, и доведи меня, Дева, до Царства Божьего!

Песнь 5

О, Благой, озари Твоим Божьим светом души с утра предстоящих Тебе с любовью, чтобы Тебя, Слово Божье, знать как истинного Бога! Так молюсь, взывая из греховного мрака.
Вспомни, несчастный человек, насколько ты грехами своими порабощен лжи, клевете, разбою, немощам, лютым зверям! Душа моя грешная, того ли хотела ты?
Мои члены трепещут, ибо я всеми ими провинился: смотря глазами, слушая ушами, говоря злое языком, себя всего предавая геенне! Душа моя грешная, этого ли хотела ты?
Слава: О, Спаситель, Ты принял уже раскаявшихся блудника и разбойника, я же все еще отягщен греховной ленью и злым делам порабощен! Душа моя грешная, этого ли хотела ты?
И ныне: Матерь Божия, всем людям дивная и скорая помощница! Помоги мне, недостойному, ибо душа моя грешная того уже захотела!

Песнь 6

Житейское море видя возмущаемым бурей искушений, прибег я к Твоей тихой пристани, взывая к Тебе: О, Многомилостивый, жизнь мою от тлена возведи!
Жизнь на земле я прожил блудно, и душу предал во тьму, но теперь, милостивый Владыко, умоляю Тебя: освободи меня от этого рабства вражьего и дай мне разума, чтобы исполнять волю Твою!
Кто совершает такое, как я? Ибо как свинья лежит в грязи, так же и я служу греху. Но Ты, Господи, вырви меня из этой гнусности и дай мне такое сердце, чтобы исполнить заповеди Твои!
Слава : Несчастный человек! Вспомни свои согрешения, воспрянь к Богу, припав к Творцу, проливая слезы и стеная! Он же милосердный, даст тебе разум познать волю Его!
И ныне : Богородица Дева! Сохрани меня, Пречистая, от видимого и невидимого зла и возьми мои прошения и передай их Сыну Твоему, да даст мне разумение исполнять волю Его!

Кондак

Душа моя! зачем богатеешь грехами, Зачем исполняешь дьявольскую волю, в чем полагаешь надежду? Перестань и с плачем обратись к Богу, взывая: милосердный Господи, помилуй меня, грешного!

Икос

Представь себе, душа моя, горький час смерти и страшный суд твоего Творца и Бога, когда тебя, душа, уловят грозные силы и введут в вечный огонь! Поэтому прежде смерти исправься, взывая: Господи, помилуй меня, грешного!

Песнь 7

Ангел святым отрокам печь оросил, халдеев же опалил велением Божиим, мучителя заставив воззвать: Благословен Бог отцов наших!
Не надейся, душа моя, на телесное богатство и на собирание земных благ, ведь не знаешь, кому это все оставишь, а лучше воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!
Не уповай, душа моя на телесное здоровье и на скоропроходящую красоту, ведь ты видишь, что и сильные и молодые умирают, а лучше воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!
Слава: Вспомни, душа моя, вечную жизнь и Царство Небесное, приготовленное святым, и тьму внешнюю и гнев Божий злым, и воззови: Христос Бог, помилуй меня, недостойного!
И ныне: Припади, душа моя, к Божьей Матери, и попроси ее, а Она, скорая помощница обращающихся, упросит Сына, Христа Бога, и Он помилует меня, недостойного!

Песнь 8

Святым из огня влагу излив и праведника жертву с водою попалив. Ты, Христос, все, что только захочешь, исполняешь! Тебя и превозносим во все времена.
Как могу не плакать, когда представляю себе смерть, Ибо я видел своего лежащим в гробу брата, бесславным и безобразным? Чего жду и на что надеюсь? Господи, дай мне только прежде конца покаяние! (Дважды).
Слава: Верю, что Ты придешь, чтобы судить живых и мертвых! Тогда все встанут в своем чине: старые и молодые, владыки и князья, девственники и священники, но где окажусь я? Поэтому вопию: Господи, дай мне прежде конца покаяние!
И ныне: Пречистая Богородица! Прими недостойное мое прошение, и сохрани меня от наглой смерти, и дай мне прежде конца покаяние!

Песнь 9

Людям невозможно видеть Бога, на которого не смеют взирать и чины ангельские! Через Тебя же, Всечистая, людям явилось воплощенное Слово, возвеличивая Которое, мы с небесными силами Тебя ублажаем.
Ныне к вам обращаюсь, ангелы, архангелы и все небесные силы, стоящие у Божьего Престола! Попросите у Творца своего, чтобы избавил Он мою душу от вечной муки!
Ныне плачу перед вами, святые праотцы, цари и пророки, апостолы и святители и все избранники Христовы! Помогите мне на суде, чтобы спас Он мою душу от вражьей силы!
Слава: Ныне к вам возношу руки, святые мученики, пустынники, девственники, праведники и все святые, просящие Господа за весь мир, чтобы помиловал Он меня в час смерти моей.
И ныне: Матерь Божия! Помоги мне, сильно надеющемуся на Тебя, упроси Своего Сына, чтобы, когда сядет Он судить живых и мертвых, поставил меня, недостойного по правую руку свою! Аминь.

Молитва

Владыка Христе Боже, мои страсти Своими страданиями исцеливший и мои язвы Своими язвами уврачевавший! Даруй мне, много пред Тобою прегрешившему, слезы умиления. Дай моему телу принять благоухание животворящего Тела Твоего и наслади мою душу Твоей драгоценной Кровью вместо горечи, которой напоил меня враг. Возвысь к Себе мой разум поникший и возведи из пропасти погибельной. Нет во мне ни покаяния, ни умиления, ни утешительной слезы, приводящих детей к своему наследству! Омрачившись разумом в житейских страстях, в болезни не могу воззреть на Тебя, не могу и согреться слезами любви к Тебе! Но, Владыка Господи Иисусе Христе, сокровищница благ! Даруй мне всецелое исправление жизни и в поисках Тебя трудящееся с любовью сердце, даруй мне Твою благодать и обнови во мне Твой Образ! Я оставил Тебя, Ты же не оставь меня, выйди искать меня, приведи на Свое пастбище и приобщи меня к овцам Твоего избранного стада, с ними же и напитай меня хлебом Божественных Твоих Таинств, молитвами пречистой Твоей Матери и всех Твоих святых. Аминь.

Православие - радостная вера. Она не предписывает напускной скорби, серьезного выражения лица или чего-то подобного. Наоборот, считается, что даже покаяние должно быть радостным.

Что такое покаяние и как его осуществить, часто бывает совершенно непонятно современному человеку. К сожалению, сейчас культивируется поверхностное отношение к миру и к состоянию своей души, самоанализ не рекомендуется, а считается разрушительным.

При покаянии православными часто используется покаянный канон Господу Иисусу Христу. Основная цель прочтения это канона - напомнить себе истинное значение земных ценностей, осознать скоротечность мира и времени.

Канон - церковная форма молитвы. Многие считают, что в молитве главное - содержание, а форма - это лишнее. Это отчасти правильно. Действительно, если покаянный канон Господу Иисусу Христу или любую другую молитву прочесть невнимательно, человек не получит никакой пользы. Молитва - не заклинание, она не действует вне воли человека, ее основная цель - облегчить для человека общение с непостижимым Богом.

Можно провести аналогию с признанием в любви. В признании главное - содержание. Но если молодой человек не знает, какие подобрать выражения и как начать, рискует напугать девушку странными словами. Очень помогут близкие ему стихотворные строки. Так и в молитве: содержание важнее формы, последняя - лишь помощь. Но каждый ли сможет так полно выразить свои мысли о грехе и своей душе, как святые отцы? Покаянный канон Господу Иисусу Христу позволяет облечь в слова смутные движения сердца, продумать свою жизнь до мелочей, найти в себе пороки, которых раньше не замечал.

Каждая церковная форма молитвы - а существует еще несколько - построена по определенным правилам. Например, любой канон, и канон покаянный ко господу Иисусу Христув том числе, состоит из восьми песен. Причем по нумерации песен девять, но вторая всегда пропускается. Каждая песнь состоит собственно из песни и из нескольких стихов, которые перемежаются установленным для этого канона рефреном. В покаянном каноне положено повторять: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного».

Покаяние должно владеть человеком почти постоянно, но особенно над этой темой надо поработать перед исповедью.

Ежедневный канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу - прекрасная практика В этом случае канон читается по усмотрению, один раз перед причастием является обязательным.

Покаянный канон Господу Иисусу Христу был написан много столетий назад, но сейчас он по-прежнему актуален. Вдумчивое прочтение всего канона занимает около 20 минут. Сам канон публикуется как на русском, так и на церковнославянском. Читать можно и так и так, результат от этого не зависит.

Молитвенный труд - один из самых тяжелых. Кажется, что произнесение вслух или про себя каких-то слов не может дать удовлетворения желаний, что это просто самовнушение, бесполезная трата времени. Однако даже если это так, мысли, которые изложены в каноне, будут очень кстати любому вдумчивому человеку.

Православные каноны читают в любое время дня, уединенно или вслух, с группой молящихся.

Просмотров