Какую историю мог рассказать старик крестьянин.

Дружба Репина с писателем Львом Толстым


Дружба Репина с писателем Львом Толстым


Репин познакомился со Львом Николаевичем Толстым живя в Москве. Уже с первых встреч между двумя великими людьми, возникла взаимная симпатия, перешедшая вскоре в большую дружбу, продолжавшуюся в течение трех десятилетий, вплоть до смерти писателя.

Почти ежедневные свидания в Москве, когда оба они жили там, далее - переписка и встречи с Толстым в Москве и в Ясной Поляне, куда чуть ли не ежегодно приезжал художник, были плодотворны и для Репина и для Толстого. Их постоянные беседы об искусстве оплодотворяли творческую мысль того и другого.

Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства - Репин создал целую галерею портретов Льва Николаевича, и маслом, и акварелью, и пером, и карандашом. Он создал такие портреты Толстого, которые не были превзойдены никем, хотя Льва Николаевича рисовали крупнейшие русские художники.


Портрет писателя Л.Н.Толстого. 1887


В октябре 1880 года, как-то вечером, в репинскую мастерскую в Большом Трубном переулке пришел, совершенно неожиданно для Репина, Лев Николаевич Толстой, ненадолго приехавший в Москву из Ясной Поляны.

Так состоялось их личное знакомство.

Репин писал впоследствии: «...я представлял себе... что Лев Толстой очень своеобразный барин, граф, высокого роста, брюнет и не такой большеголовый... А это странный человек, какой-то деятель по страсти, убежденный проповедник... Он чем-то потрясен, расстроен - в голосе его звучит трагическая нота, а из-под густых грозных бровей светятся фосфорическим блеском глаза строгого покаяния».

К сожалению, художник очень мало записал и в своих воспоминаниях и в письмах о большом разговоре, который произошел при этой первой встрече с Толстым. Лев Николаевич говорил о вопиющем равнодушии к ужасам жизни простого народа, что люди настолько привыкли к этим ужасам, что даже не замечают их, что люди потеряли совесть, несправедливо относятся к бедным людям, бессовестно порабощенным и постоянно угнетаемым.

Репин писал В.В.Стасову: «Я почувствовал себя такой мелочью, ничтожеством, мальчишкой! Мне хотелось его слушать и слушать без конца, расспросить его обо всем. И он не был скуп... он говорил много, сердечно и увлекательно... (Он был глубоко растроган и взволнован, как мне показалось; и было отчего, он высказывал глубокую веру в народ русский)».

Когда Лев Николаевич уходил, Репин попросил позволения проводить его до квартиры - примерно четверть часа ходьбы от дома, где жил Репин. Прощаясь, Толстой предложил Репину по окончании рабочего дня заходить к нему, чтобы вместе совершать предобеденные прогулки. Эти прогулки впоследствии вошли у них в привычку и происходили почти ежедневно.

Они разговаривали, не замечая ни времени, ни места, забывали об обеде, забирались иногда очень далеко и изрядно уставали, так что возвращались домой на конке, обязательно наверху, на «империале», как любил Толстой. «В сумерках, - вспоминал Репин, - Москва зажигалась огнями; с нашей вышки интересно было наблюдать кипучий город в эти часы особенного движения и торопливости обывателей. Кишел муравейник и тонул в темневшей глубине улиц, во мраке».



Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу. 1891


Репин часто бывал в доме Льва Николаевича в Хамовниках. В 1882 году он рисовал там портрет последователя Толстого - Василия Кирилловича Сютаева, показанный на X Передвижной выставке.
Но к созданию образа Толстого Репин еще долго не приступал, он все изучал Льва Николаевича, присматривался к нему и лишь в 1887 году написал первый портрет писателя.

Еще раньше, в 1882-1886 годах, Репин сделал несколько рисунков, изображающих Толстого на Всероссийской переписи населения.



Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне. 1887


К созданию же целой толстовской сюиты художник приступил лишь пятью годами позже. В 1887 году, побывав в августе в Москве, Репин съездил в Ясную Поляну, пробыл там неделю, сделал ряд зарисовок Толстого и написал великолепный портрет Льва Николаевича - в кресле с книгой в руке и серию рисунков, изображающих Льва Николаевича пашущим.

Эти рисунки послужили впоследствии Репину материалом для создания картины «Толстой на пашне». «У нас - завтра будет неделя - живет Репин и пишет мой портрет - и отнимает у меня время, но я рад и очень полюбил его, - писал Толстой В.Г.Черткову. - ...он очень хороший и серьезный человек. Мы много говорили с ним. Он очень много подвинулся с тех пор, как я не видал его».

В другом письме Толстой писал: «Я его еще больше полюбил. Живой, растущий человек». И в письме к Н.Н.Страхову: «Репина... я так же высоко ценю, как и вы, и сердечно люблю... Я знаю, что он меня любит, как и я его».

Портрет Толстого был выполнен в двух вариантах. В первом варианте Лев Николаевич сидит в кресле за большим письменным столом. Фоном служит большой книжный шкаф. На столе - книги, бумага, корреспонденция, чернильница. В руке Толстого - брошюра. Этот вариант не понравился Репину, и он сделал второй портрет.

Здесь Репин отбросил все бытовые аксессуары: нет книжного шкафа, убрано все со стола. Все внимание сосредоточено на Толстом. Книга в руке писателя раскрыта, но он не читает ее. Поток мысли заставил его отложить чтение. Толстой весь сосредоточен, он раздумывает над прочитанным. Зритель видит, чувствует эту работу ума великого мыслителя.

«Это - крупный исторический памятник, - писал о портрете Стасов П.М.Третьякову, - но вместе - один из изумительнейших жанров всей русской школы». И Стасов восклицает: «А как наш Репин идет вперед - просто гигантскими шагами!»



Лев Николаевич Толстой босой. 1891. Этюд к портрету


Репинская иконография Льва Николаевича Толстого, нам известная, насчитывает 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям; кроме того, Репин вылепил три бюста Льва Николаевича. Огромная и великолепная картинная галерея! Вряд ли найдется другой художник в мире, который так последовательно воспроизводил бы в своих произведениях облик одного человека.

Он писал дочери Толстого Татьяне Львовне: «Как мне хорошо жилось в Ясной Поляне! Эти семнадцать дней были такие чистые, свежие, ясные, наполненные интересным трудом и симпатичным, отрадным отдыхом. Сколько было разнообразных людей, впечатлений и мыслей! Сколько особенных эпизодов, так западающих в душу, настойчиво преследующих, побуждая выразиться в какой-нибудь художественной форме.

И все это только аксессуар, только фон для главной фигуры. Маститый человек с нависшими бровями, все сосредоточивая в себе, своими добрыми глазами, как солнцем, освещает все». «Работаем до упаду!» - писал Репин Стасову из Ясной Поляны. И, действительно, он работал до упаду. Из его полотен 1891 года нужно отметить портрет Толстого в кабинете, затем картину «Толстой на отдыхе» и большой портрет, во весь рост, в лесу.

Толстого на отдыхе Репин изобразил лежащим под деревом в лесу, с книгой в руке - обычный отдых Льва Николаевича. Репин так писал о замысле этой картины:

    «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу. Лев Николаевич лежал недалеко от меня с книгой в руке, в уютном месте, под деревьями, в тени, на своем синем халате, укрывшись белым. Как живописно местами трогали его сквозь ветви солнечные пятна света!.. Я все изучал их, вспоминал и наслаждался; красивая картинка выходит».

Третья картина 1891 года изображает Толстого в лесу, на молитве. Он в длинной белой рубахе, босиком. Лицо сосредоточенное, серьезное. В 1891 году Репин вылепил и бюст Льва Николаевича.

В воспоминаниях Софьи Андреевны Толстой мы находим краткую запись о том, как работал Репин: «Все время неутомимо работал, - записала Софья Андреевна. - ...После картины неутомимый Илья Ефимович начал быстро и усердно лепить бюст Льва Николаевича... Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника... Сам он, тихий, очень скрытный и в высшей степени трудолюбивый, оставил самое приятное впечатление. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив».

Заключительным этапом этой большой и длительной дружбы была телеграмма Репина Софье Андреевне Толстой в день смерти Льва Николаевича: «Свершилось. Сокрушаюсь о вас, но дух его живет. Сердца правды свободны оплакивать искренно. Устранились высокомерные наемники, слава богу». В книге «Далекое близкое» Репин посвятил своему великому Другу великолепные страницы воспоминаний.

К тому писателю Толстому, который возникает на страницах книги Дарьи Еремеевой "Граф Лев Толстой. Как шутил, кого любил, чем восхищался и что осуждал яснополянский гений", уже не получится относиться как к классику с известного портрета - с суровым взглядом и белой бородой. И даже, страшно сказать, может захотеться перечитать "Анну Каренину", "Хаджи-Мурата", "Войну и мир" - или прочесть их впервые. Потому что граф Толстой, оказывается, вовсе не тот, кем мы привыкли его считать - а удалец, культурист и человек с отменным чувством юмора.

В чем только не обвиняли Толстого критики, современники, журналисты - но ни один зоил не осмелился упрекнуть его в трусости, малодушии, чрезмерной осторожности. И в жизни, и в писаниях своих Толстой не боялся говорить, что думает, поступать, как велит совесть, а иной раз, словно из какой-то юношеской неуступчивости, говорил и поступал всем наперекор. Кроме того ему было в высшей степени свойственно то, что называли в то время "молодечеством".

Л.Н. Толстой. Фотография М. Абади. Фирма "Шерер, Набгольц и К°". 1854. Москва

Молодечество графа Толстого

На молодого Толстого часто "находил стих", и он мог, например, приехав со своим приятелем прокурором А.С. Оголиным в гости к мужу своей тетки Пелагеи Ильиничны Владимиру Ивановичу Юшкову и доложив о приезде, тут же поспорить, кто первый залезет на березу. "Когда Владимир Иванович вышел и увидал прокурора, лезущего на дерево, он долго не мог опомниться", - вспоминал об этом сам Толстой впоследствии.

Интересно, что игривость молодого Толстого странным образом сочеталась с робостью. В юности он был застенчив, считал себя некрасивым и даже "преувеличивал свою некрасивость", как утверждала его сестра Мария.

Задумав сделать предложение Соне Берс, он долго не решался, носил письмо-признание в кармане, советовал самому себе в дневнике: "Не суйся туда, где молодость, поэзия и любовь". И незадолго до признания, 10 сентября 1862 г., записал: "Господи! помоги мне, научи меня. - Опять бессонная и мучительная ночь, я чувствую, я, который смеюсь над страданиями влюбленных. Чему посмеешься, тому и послужишь".

Все же решившись сделать предложение, он настоял на том, чтобы свадьба была через неделю. Может быть, боялся передумать, зная свой противоречивый характер?

Об одной из ребячливых проделок молодого и влюбленного Толстого не без удовольствия вспоминает Софья Андреевна в книге "Моя жизнь": "Помню раз, мы были очень веселы и в игривом настроении. Я все говорила одну и ту же глупость: „Когда я буду Государыней, я сделаю то-то“ <...> Я села в кабриолет и кричу: „Когда я буду Государыней, я буду кататься в таких кабриолетах“. Лев Николаевич схватил оглобли и вместо лошади рысью повез меня, говоря: „Вот я буду катать свою Государыню“. Какой он был сильный и здоровый, доказывает этот эпизод".


Софья Андреевна не преувеличивала, Толстой действительно всю свою жизнь старался, как сказали бы теперь, "быть в форме". Он неплохо катался на коньках (как его Константин Левин), с юности любил верховую езду и турник, причем выполнял на нем сложнейшие упражнения, а на лошади до преклонных лет ездил быстро, перескакивая овраги и не замечая, как ветки хлещут его по лицу, так, что спутники едва поспевали за ним. Толстой был очень азартен, боролся с этим всю юность и все равно дорого (проданным на своз отчим домом) заплатил за свою горячность.

Толстой - о военных, солдатах, джигитах

Есть воспоминание полковника П.Н. Глебова в его "Записках" о пребывании Толстого в Севастопольском гарнизоне. "...Толстой порывается понюхать пороха, но только налетом, партизаном, устраняя от себя трудности и лишения, сопряженные с войною. Он разъезжает по разным местам туристом, но как только заслышит где выстрел, тотчас же явится на поле брани; кончилось сражение, - он снова уезжает по своему произволу, куда глаза глядят".

Глебов как истинный военный критикует некоторую безалаберность Толстого и его своенравие, не представляя, в какие литературные шедевры выльется этот "произвол" писателя. Важно не забывать также, что Толстой сам решил поехать в Севастополь и сам дважды подавал рапорт о переводе в крымскую армию, хотя мог бы это время "пересидеть" на Кавказе, где было безопаснее.


Толстой любил грубоватый солдатский юмор. В черновиках у него есть немало набросков солдатских разговоров. С сочувствующим юмором описано ухаживание солдат за "прекрасной докторшей" в "Войне и мире". "Ложка была только одна, сахару было больше всего, но размешивать его не успевали, и потому было решено, что она будет поочередно мешать сахар каждому. Ростов, получив свой стакан и подлив в него рому, попросил Марью Генриховну размешать.

Да ведь вы без сахара? - сказала она, всё улыбаясь, как будто всё, чтό ни говорила она и всё, чтό ни говорили другие, было очень смешно и имело еще другое значение.

Да мне не сахар, мне только чтоб вы помешали своею ручкой.

Марья Генриховна согласилась и стала искать ложку, которую уже захватил кто-то.

Вы пальчиком, Марья Генриховна, - сказал Ростов, - еще приятнее будет.

Горячо! - сказала Марья Генриховна, краснея от удовольствия.

Ильин взял ведро с водой и, капнув туда рому, пришел к Марье Генриховне, прося помешать пальчиком.

Это моя чашка, - говорил он. - Только вложите пальчик, всё выпью".

Толстой, сам служивший, хорошо знал этот особый солдатский смех, усиливающийся перед лицом опасности, - смех, который может в любую минуту стать последним.

Изучая жизнь и творчество Толстого, становится очевидно, что он при всем его морализаторстве и призыве к непротивлению злу силой и умеренной жизни, любил бесшабашных, отчаянных, храбрых людей. В "Казаках" старый Ерошка - человек с бурным, полным риска и молодечества прошлым так наставляет в своей обаятельной непосредственной манере молодого Оленина, пишущего письмо:

"- Что кляузы писать? Гуляй лучше, будь молодец!

О писании в его голове не умещалось другого понятия, кроме как о вредной кляузе. Оленин расхохотался. Ерошка тоже. Он вскочил с пола и принялся показывать свое искусство в игре на балалайке и петь татарские песни".


Уже зрелый Толстой, с его сформировавшимся учением о непротивлении злу силой, вдруг берется за повесть "Хаджи-Мурат" и с увлечением над ней работает. И после десяти (!) редакций повесть постепенно становится гимном естественной жизни малых народов, отрицанием колониальной политики и любого деспотизма: как великодержавного российского, так и местного кавказского. Хаджи-Мурат симпатичен Толстому как цельная личность, воспитанная "естественно" - местом и временем, в котором он оказался, - его фигура очень гармонична, несмотря на непредсказуемость, хитрость, жажду мести и другие особенности характера горца.


Над кем и как смеялся Толстой

Но далеко не все молодцы и удальцы симпатичны Толстому. В "Набеге" дан тип офицера, по всей видимости, распространенный на Кавказе во время службы Толстого: "По его одежде, посадке, манере держаться и вообще по всем движениям заметно было, что он старается быть похожим на татарина. Он даже говорил что-то на неизвестном мне языке татарам, которые ехали с ним; но по недоумевающим, насмешливым взглядам, которые бросали эти последние друг на друга, мне показалось, что они не понимают его. Это был один из наших молодых офицеров, удальцов-джигитов, образовавшихся по Марлинскому и Лермонтову".

Толстой всегда чувствует "позу", попытку казаться, а не быть, и эти позирующие люди противопоставляются в "Набеге" бывалому солдату Хлопову, который высказывает простую и в то же время оригинальную мысль: "Храбрый тот, кто ведет себя как следует". Позже эта идея вернется и воплотится в образе знаменитого капитана Тушина в "Войне и мире" - с его истинной храбростью, в которой нет ни грамма пафоса, а только желание делать "как следует".

Насколько Толстой сочувствует простым солдатам, джигитам, настолько же он не любит похожих друг на друга светских молодых франтов - самовлюбленных и эгоистичных.

Эти франты, блестящие молодые (и не очень молодые) люди, ищущие приключений и выгодных партий, несут обман, раздор и искушения и потому нещадно высмеиваются Толстым. Единственный способ избавиться от подделки и пошлости - разоблачить ее, смеяться над ней. И здесь Толстому среди прозаиков нет равных. Никто не умел так иронично, доводя до абсурда, дать параллельно внешний и внутренний монолог, тайные мысли и желания, прикрытые приличиями и общими фразами его нелюбимых героев.

Ярчайший пример - краткое, но самозабвенное погружение светского карьериста Бориса Друбецкого и богатой стареющей невесты Жюли Карагиной в псевдоромантический образ. Позволю себе это удовольствие - процитировать хорошо известный пассаж.

"Мысль остаться в дураках и даром потерять весь этот месяц тяжелой меланхолической службы при Жюли и видеть все расписанные уже и употребленные как следует в его воображении доходы с пензенских имений в руках другого - в особенности в руках глупого Анатоля, оскорбляла Бориса. Он поехал к Карагиным с твердым намерением сделать предложение.

„Я всегда могу устроиться так, чтобы редко видеть ее, - подумал Борис. - А дело начато и должно быть сделано!“ Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: - Вы знаете мои чувства к вам! - Говорить больше не нужно было: лицо Жюли сияло торжеством и самодовольством; но она заставила Бориса сказать ей всё, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее, и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого, и она получила то, чтò требовала.

План – конспект урока № 69 по литературе (10 класс)26.02.2016 по теме

«Пo страницам великой жизни.

Л. Н. Т олстой – человек, мыслитель, писатель»

Цели:
1.Образовательные:

  • Расширение, углубление и систематизация знаний о личности Л.Н.Толстого и его мировоззрении.

2.Воспитательные:

  • Воспитание на примере личности писателя Л.Н.Толстого, воспитание умений работы в коллективе, ответственности к порученному делу, прививать интерес к классической литературе

3.Развивающие:

  • Развитие коммуникативных навыков, умения мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы; развитие познавательной активности.

Задачи :
1.Образовательные: Расширить, углубить и систематизировать знания о личности Л.Н.Толстого.
2.Воспитательные: Активно мыслить и работать, внимательно слушать выступающих, дополнять, говорить грамотно и ясно. Сделать вывод о значении личности Л.Н. Толстого для русской и мировой литературы и культуры.
3.Развивающие: Думать, анализировать, активно высказывать свою точку зрения, сделать выводы о личностных качествах писателя.

Тип урока: усвоение новых знаний

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Оборудование: презентация, портрет Л.Н.Толстого

Эпиграф: Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком.

М.Горький

Ход урока

1. Организационный момент

Слайд 1

На сегодняшнем уроке мы с вами будем разговаривать о жизни Л.Н.Толстого, его мировоззрении; вспомним исторические и культурные события, свидетелем которых был Толстой, поразмышляем над высказываниями Толстого и его современников о нем, поработаем с дневниками писателя.

2. Изучение нового материала

а) Эпоха Л.Н.Толстого

Слово учителя

В качестве эпиграфа ко всему циклу уроков я взяла слова

М. Горького: «Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком».

(эпиграф записан на доске)

К этим словам мы вернемся в конце темы, а вот часть цитаты

мы используем уже сегодня.

Вопрос: Ребята, что, по вашему мнению, подразумевается под

выражением: знать Толстого?

Учащиеся: (рассуждают и делают следующий вывод: знать Толстого – это

значит изучить его биографию, познакомиться с Толстым-человеком,

Толстым-писателем)

Учитель: Да, конечно, не изучив и не поняв его жизни, нельзя

по-настоящему осмыслить и творчество великого писателя.

«Стихия толстовского гения созвучна безбрежному морю. Читаешь его и погружаешься в глубины человеческой души, воедино слитой с природой. Каких бы сторон жизни ни касался этот поразительный художник, живописал он широко, по-человечески мудро и просто.

Вся жизнь Толстого была борьбой, протестом против всякого зла и насилия, все его творчество служило утверждению высоких нравственных идеалов. Не изучив и не поняв его жизни, нельзя по-настоящему осмыслить и творчество великого писателя. Таков лейтмотив нашего сегодняшнего урока о Л. Н, Толстом.

Давайте же вместе попытаемся разобраться, чем близок и дорог нам этот замечательный человек».

Слайд 2

Учитель предоставляет слово учащемуся, который ответит на вопросы:

1. Свидетелем каких исторических событий был писатель?

2. На какие годы падает расцвет его творчества?

3. С кем из выдающихся людей Л, Н. Толстой общался?

Выступление учащегося (Кушер Света):

В какое время жил писатель? Достаточно трудное, неспокойное, время освободительного движения, смены культурных эпох и ориентиров.

Толстой прожил долгую жизнь. (1828-1910 – 2 века охватил)

Почти целый век прошел перед глазами писателя, сам Толстой стал свидетелем и участником многих исторических событий, это повлияло на его мировоззрение:

смерть А.С. Пушкина, 1837,

М.Ю.Лермонтова, 1841 год,

Н.В.Гоголя, 1852 год,

Крымская война, 1853-56 годы,

рост освободительного движения,

Крестьянская реформа, 1861 год,

убийство народовольцами Александра II, 1881 год,

Русско-японская война, 1904-1905 годы,

Расцвет его творчества приходится 50-60 годы 19 века. Это время работы над эпопеей «Война и мир»

Толстой был знаком и много общался со многими выдающимися людьми : Некрасов, Тургенев, Островский, Тютчев, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Гончаров, Добролюбов, Писарев, Репин, Крамской, Перов, Суриков, Шишкин, Левитан, Фет, Чернышевский, Чехов, Горький и мн.др.)

Вывод - обобщение (учитель) :

«Лев Толстой был участником и свидетелем многих важных исторических событий. Историческая обстановка была очень сложной и противоречивой, что не могло не сказаться на взглядах и учении Толстого».

Расцвет творчества писателя приходится на 50-е годы - время создания романа-эпопеи «Война и мир».

Слайд 3

Учитель просит прокомментировать слова Л. Толстого: «Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через чего светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».

Ответы учеников.

б) Л.Н.Толстой глазами художников .

Комментарии учителя: «Всю жизнь Толстой пытался понять суть предназначения человека на земле. Нравственную силу человека он видел в совершенствовании, к которому сам стремился. Он постоянно работал над собой, пополнял знания, закалял волю.».

«Конечно же, словесный образ, литературный портрет - первооснова наших представлений о писателе. И все же ничто не может заменить ярких зрительных впечатлений, которые вызывают портреты Л. Толстого, созданные художниками - его современниками».

Слайд 4

Сообщение ученика (Тарасенко Дима) : И. Н. Крамской. «ПОРТРЕТ Л. Н. ТОЛСТОГО. 1873 г.» Среди почитателей таланта Толстого был основатель художественной галереи в Москве П. М. Третьяков. Он очень хотел заказать портрет. Толстого для своей галереи. В 1869 году Третьяков обратился к А. А. Фету, зная его дружбу с Толстым, с просьбой о содействии. Однако посредничество Фета не помогло: Толстой наотрез отказался позировать. Только через несколько лет счастливый случай позволил Третьякову осуществить свое желание.

История создания первого живописного портрета Толстого такова. Летом 1873 Крамской, живя на даче недалеко от Ясной Поляны, решил заехать к Толстым, чтобы познакомиться со Львом Николаевичем и уговорить его позировать для портрета. Однако художнику не повезло: Толстой проводил лето на хуторе в самарских степях. Но Крамской не терял надежды встретиться с писателем, о чем писал и Третьякову.

5 сентября Крамской снова приехал в Ясную Поляну. Толстые уже вернулись. Льва Николаевича в доме не оказалось, и художник отправился, на розыски. Во дворе на вопрос, не знает ли где граф, работник ответил: «Это я и есть». Так состоялось знакомство этих двух выдающихся людей.

Художник был принят в Ясной Поляне очень сердечно. Однако Толстой продолжал упорствовать в своем отказе позировать. Тогда Крамской предложил написать два портрета: один для семьи Толстого, другой - для галереи Третьякова. Писатель согласился, и на следующий день начались сеансы.

Толстой поразил и покорил Крамского. О своих впечатлениях он написал Репину: «...граф Толстой, которого я писал, - интересный человек, даже удивительный. Я провел с ним несколько дней и был все время в возбужденном состоянии... На гения смахивает». Прозорливость художника способствовала успешной работе. И хотя Крамской писал два портрета одновременно, перед нами предстают два разных образа Толстого. В яснополянском (для семьи) варианте - углубленный в свой внутренний мир человек как бы прислушивается к тому, что зреет в глубине души; в третьяковском варианте поражает выражение глаз Толстого: в испытывающем, устремленном на зрителя взгляде удивительно передана сила его духа и проницательность. Последняя работа была по достоинству оценена современниками и признана как лучший портрет Толстого.

Сообщение ученика (Данилевич Оксана): И. Е. Репин. «Л. Н. ТОЛСТОЙ, 1887 г.»

Слайд 5

Они познакомились 6 октября 1880 года в московской мастерской Репина, куда зашел Л. Толстой. Вскоре писатель переехал в Москву, и встречи их стали частыми. Вечерами они совершали дальние прогулки по бульварам, размышляя о жизни и искусстве. Мысли Толстого заставляли художника о многом задуматься» иной раз даже изменить первоначальный замысел своих работ.

А написал Толстого впервые Репин только спустя семь лет после их знакомства. Те восемь летних дней 1887 года, проведенные в Ясной Поляне, очень помогли художнику: он видел Толстого и в работе, и на прогулках, и в общении с домашними. Илья Ефимович писал Третьякову: «Очень интересно и полезно провел это время... Какая мощь бессмертного духа сидит в нем!». Стасов, понимая огромное значение этой работы для Репина, писал ему: «Ведь вы еще в первый раз на своем веку писали с гениального... человека». Работа давалась Репину нелегко. Дело в том, что художник высоко ценил замечательный портрет, созданный Крамским, и ему невольно пришлось вступить в соперничество с признанным искусством своего недавно умершего учителя. Одним из первых репинский портрет Толстого увидел Стасов. Он был настолько поражен удачей художника, что посвятил этой работе специальную статью. Критик видел заслугу Репина в том, что он, глубоко понимая и любя Толстого, сумел простыми средствами передать суть личности писателя: «Весь портрет делает впечатление проповедника, сеятеля, мыслителя. Глаза... глядят вдаль и глубину, словно прямо в твое сердце и душу».

Слайд 6

б) Дневник Л.Н.Толстого.

Слово учителя. В огромном литературном наследии Толстого, занимающем 90 томов Юбилейного издания его сочинений, есть книга, известность которой далеко не так велика, как «Война и мир» или «Анна Каренина». А между тем эта книга, писавшаяся с перерывами 63 года и занимающая ныне 13 томов в собрании толстовских сочинений, пожалуй, не имеет себе равных во всей мировой литературе. Книга эта - дневники писателя.

Их не станешь читать безотрывно, как роман или повесть. Но тот, кто решит с ними познакомиться, несомненно, будет вознагражден: россыпь яр ких мыслей, острых впечатлений, свежих картин и наблюдений, запечатленных на страницах толстовского «Дневника», позволяют заглянуть в сокровенный мир Художника.

Личность Толстого неотделима от его искусства. Мы поражаемся разнообразию тем, щедрости образов, богатству мыслей в его книгах. Но ведь все это, в том числе и счастливый труд воображения, рождалось из опыта собственных чувств, будничной работы ума и сердца. Дневник - правдивое зеркало жизни великого писателя.

Его дневник - и свидетельство очевидца, и календарь встреч, и творческая тетрадь. Но, пожалуй, больше всего - орудие самопознания и самовоспитания, изменения самого себя.

Сейчас вы увидите дневниковые записи Толстого. Подумайте, что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя.

В работу включается архивная группа, подготовившая выдержки из дневниковых записей, сгруппированных по годам. Вопросы для анализа:

Работа с дневниковыми записями писателя.

Слово учителя:

Весной 1847 г. Л.Н. Толстой ненадолго попал в больницу. Здесь он и на чал вести дневник, а затем продолжил его в деревенском уединении, во время военной службы в Петербурге, путешествуя по Европе... Толстой записывал наблюдения, мысли, заметки, планы будущих произведений, словечки, подхваченные в гуще людей... Последняя дневниковая запись была сделана за три дня до смерти.

Слайд 7

…Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души.

1848 год

…Бойся праздности и беспорядка… Бойся лжи и тщеславия… Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли… Не повторять чужих мыслей.

Слайд 8

1855 год

… вот мое самое новое правило, кроме тех, которые я давно поставил себе,– быть деятельным, рассудительным и скромным.

… Моя главная цель в жизни есть добро ближнего и цели условные – слава литературная, основанная на пользе, добре к ближнему…

Слайд 9

1881 год

Жить в Ясной. Самарский доход отдать на бедных… больше давать, чем брать…

Во что я верю? – спросил я себя. И искренне ответил, что верю в то, что надо быть добрым: смиряться, прощать, любить. В это верю всем существом…

Говорят, вернись к церкви. Но ведь в церкви я увидел грубый, явный и вредный обман.

Слайд 10

(Очень важно!) Непротивление злу насилием – не предписание, а открытый, сознанный закон жизни для каждого отдельного человека и для всего человечества – даже для всего живого.

Что вы можете сказать о Толстом, прочитав эти записи?

Слово учителя:

Толстой записывал не только наблюдения и мысли, о чем уже говорилось, но и планы будущих произведений, и даже отдельные словечки, услышанные в гуще людей, Последняя его дневниковая запись сделана за три дня до смерти...

Смолоду основополагающей чертой Толстого была самостоятельность суждений: желание до всего дойти своим умом, не брать взаймы готового. Он понимает, что дорога познания трудна. Но ему казалось, что стоит только расписать свою жизнь заранее - и все пойдет как по маслу. Он даже составил правила, в которые верил со всем жаром своей душой.

Из дневника мы видим, как молодой человек, воспитанный в изнеживающей среде тетушек и мамушек и не отличавшийся от природы сильной волей, побеждает лень. Толстой был готов к преодолению человеческих слабостей. Характерно, что с юношеских лет он желал, чтобы судьба ниспослала ему трудные испытания, которые потребовали бы напряжения всех сил его души.

Действием, деянием стало для Толстого и его писательское дело. С того дня, как в 1852 году в журнале Некрасова «Современник» под скромным псевдонимом Л. Н. появилась повесть «Детство», он сделал свой выбор. Но литературы, одной только литературы, все-таки ему было мало.

Во время реформы 1861 года, уничтожившей крепостное право. Толстой становится «мировым посредником. При разрешении споров между помещиками и мужиками, он, как правило, на стороне последних. В Ясной Поляне Толстой открывает школу для крестьянских ребятишек, сам преподает не только литературу, историю, но и физику, математику.... В старости, оглядываясь на прожитую жизнь, Толстой записывал в дневнике: «Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям». Жизнь и литература для него неразделимы.

в) Л.Н.Толстой глазами современников .

А как видят современники Толстого?

(на доске цитаты)

Слайд 11

«Весь мир, вся земля смотрит на него... отовсюду к нему протянуты живые, трепетные нити...»

М. Горький

«Если бы можно было писать, как Толстой, и заставить весь мир прислушаться!»

Т. Драйзер

ответы учеников

Просмотров