Как сделать мозаику из камня. Мозаика из камня собственными руками

Окантовка, дорожки и патио из речной гальки и известкового раствора.

Для изготовления этого патио с мозаикой из гальки автор изменил классический дизайн персидского ковра, демонстрирующий сюжет сотворения мира.

Куда бы я ни пошел, везде собираю камни. Вероятно, эту страсть я унаследовал от моих бабушки и дедушки, которые были геологами, в их саду было множество камней, привезенных из экспедиций. Многие из этих камней достались мне, многие я собрал сам. Долгое время моя коллекция хранилась по всему дому в коробках, ожидая момента, когда, наконец, ею воспользуются.

Во время моего путешествия в Испанию и Португалию я открыл для себя новую форму искусства - мозаику из гальки. Я представить себе не мог, что так красиво можно вымостить дорожки. Площадь Испании в Севилье устлана акрами речной гальки, уложенной волнами, а извилистые тротуары в Лиссабоне выложены изящными черно-белыми камнями.

Дома, в Портленде штат Орегон, я увлекся изучением изготовления подобных мозаик - использовал для этого свою коллекцию камней и известковый раствор. По сути, я использовал технику, которой уже много лет.

Моим первым проектом стало патио на заднем дворе. Я сделал его поверх старого патио из мелкого гравия, применяя извилистые формы для создания волнообразного эффекта (см. фото). С тех пор, как я увлекся естественными науками и универсальными символами, мой задний двор заполнили мозаики, изображающие мандалы, шаманские колеса, делящиеся клетки, квантовые энергетические волны, змеи и спирали, глаза и каменные цветы. Помимо камней я использовал также цветной мрамор, который сверкает на солнце и мерцает при свете луны.

Потенциал применения мозаики из гальки невероятно широк, материалы сравнительно недорогие, а результат может превзойти все ожидания. Таким способом я отделал ступени крыльца, дорожки, патио, стены, ступеньки, пруды, фонтаны, бордюры газонов (см. фото ниже).


Сбор и сортировка гальки

Чтобы не создавать помехи процессу изготовления я всегда заранее сортирую гальку. Если я планирую сделать узоры из камней специфической формы и расцветки, я раскладываю их в отдельные контейнеры. Чтобы увидеть цвета и рисунки камней лучше всего их намочить. Для этих целей отлично подходят большие пластиковые цветочные горшки.

Я покупаю гальку большими объемами, обычно это каменная дрена. Это недорого, но на сортировку требуется время. Обычно сортировку я провожу на специально отведенной для этого части заднего двора. Поливаю водой сразу большое количество камней, чтобы легче было увидеть их цвет. Кроме сортировки по цвету, я обращаю внимание и на необычную форму. Выбираю камни такие, чтобы при установке их лицевая сторона была как можно более плоской. Камни, которые я использую, варьируются в размере от 20 см в диаметре до совсем мелкого гравия для заполнения небольших пустот. Для этого также хорошо подходит и мрамор. Можно использовать плоские гладкие камни любых размеров. Также можно купить уже рассортированные камни, но это будет значительно дороже. Мое самое любимое место сбора камней - где-нибудь на природе. Например, гравийные отмели вдоль рек - это хорошие места для поисков. В некоторых местах собирать камни запрещено, так что убедитесь, что это законно, отнеситесь внимательно к тому, как может повлиять перемещение камней на окружающую природу.

Инструменты и материалы

Количество материалов будет зависеть от масштаба проекта.

Инструменты

  • Строительная тачка
  • Садовая мотыга
  • Садовый шланг и разбрызгиватель
  • Садовый или строительный мастерок
  • Низкий табурет
  • Прочные резиновые перчатки
  • Защитная маска
  • Строительная фанера ½ дюйма толщиной (12,7 мм)
  • Пластина размером 3*3 фута (91,44 см*91,44 см)
  • Обтирочный материал
  • Респиратор (на ваше усмотрение)
  • Материалы
  • Материал для создания формы (2*6 (5,08 см*15,24см) брёвна и колышки или прочная пластиковая окантовка, строительная панель)
  • Дробленый гравий (для фундамента)
  • Готовый сухой строительный раствор (около 36 кг необходимо для мозаики размером примерно 90*120 см ²)
  • Отсортированная сухая галька
  • Соляная кислота (на ваше усмотрение)

Проект дизайна мозаики и подготовка места

Некоторые решения я принимаю уже во время изготовления мозаики, но всегда полагаюсь на рисунок независимо от масштаба проекта. Прежде всего, я рисую на бумаге план проекта (см. иллюстрацию), затем «примеряю» эскиз к месту, таким образом, перед тем, как начать действовать я имею четкое представление о том, что получится. Например, если для обработки краёв я использую большие камни, я сначала раскладываю их, чтобы убедиться, что они подойдут и будут хорошо смотреться.

Я рекомендую попрактиковаться сначала на небольших проектах, как например дорожки из камней, чтобы приобрести необходимые навыки, прежде чем начинать такие амбициозные проекты, как оформление патио. Для больших проектов требуется большое количество гальки и, вероятно, такая же увлеченность процессом, какую я унаследовал.

После разработки дизайна, я выкапываю место под фундамент мозаики. Затем еще на 5 дюймов (12,7 см) вниз от обозначенного конечного уровня, выравниваю поверхность, пока она не становится совершенно ровной. В зависимости от места, иногда определяю уклон. Например, если зону надо осушать, то уклон в 2 процента - это стандартное явление.

В соответствии с условиями климатической зоны, в которой я живу, я планирую для основы мозаики 2 дюйма (5 см) под уплотнение щебнем и 3 дюйма (7,5 см) для раствора. Затем распределяю гравий по дну и уплотняю его ногами, пока он поверхность не станет твёрдой. Для больших пространств, как в случае с патио, я на этом этапе использую взятую в аренду виброплощадку. Более глубокий фундамент под гравий может понадобиться в районах, где происходит промерзание почвы, поскольку могут возникнуть трещины в растворе. Но есть и альтернативный метод, мозаику можно сделать на бетонной плите, что значительно увеличит прочность изделия. Узнать, промерзает ли земля в вашем районе можно в местном отделении по контролю за строительством или у поставщиков строительных материалов для кладки. Это необходимо сделать, чтобы знать, какими требованиями руководствоваться при выборе материалов для достаточно крепкого фундамента.

Для изготовления мозаики с прямыми краями, прежде чем укладывать гравий, я сооружаю форму со столбиками и бортиками 5,08 см*15,24 см. Для мозаики с изогнутыми линиями, я использую прочную пластиковую окантовку газона или панель из гипсокартона, которые устанавливаются поверх гравийной основы, поскольку, таким образом, они видны на поверхности и не достают до земли. Верхняя часть окантовки послужит ориентиром для выравнивания мозаики, поэтому ее можно расположить на предполагаемом уровне мозаики в завершенном виде. Для изготовления мозаики более 60 см в длину, весьма кстати придется уровень. Небольшие мозаики, такие как дорожки или бордюры можно делать, используя близлежащий грунт для создания формы.

Прежде чем удалить форму, я жду несколько дней, пока полностью не затвердеет раствор. Для извлечения деревянной или гипсокартонной формы использую мотыгу или лопатку, а пластиковую извлекаю вручную.

Изготовление галечной мозаики

1. Выкопайте базовый уровень и затем насыпьте и хорошо утрамбуйте мелкий гравий. Глубина уровня зависит от климатической зоны

2. Намочите гальку, чтобы выделить различия в цвете

3. Отберите плоские камни с плоской стороной

4. При изготовлении каменного обрамления мозаики, прежде чем заливать раствор, сначала разложите камни, чтобы убедиться, что все в порядке. Убедившись, что обрамление выглядит так, как вы хотите, уберите камни и приступайте к изготовлению мозаики.

5. Когда раствор по консистенции будет как густой пудинг, влейте его таким образом, чтобы остался примерно 1 см (1/2 дюйма) до уровня мозаики в готовом виде.

6. Разместите небольшие камни боком, плоской стороной наружу. Располагайте камни настолько плотно, насколько это возможно.

7. Помещайте камни рядом друг с другом, вдавливая их в раствор.

8. Завершив сегмент, поместите поверх доску для выравнивания и встаньте на неё.

9. Смойте излишки раствора.

10. Прежде чем приступить к следующему сегменту, очистите края маленькой мотыгой или лопаткой.

11. В итоге получилась мозаика, воспроизводящая изгибы реки.

Смешивание порций раствора

Для изготовления мозаик предпочтительнее использовать строительный раствор, а не бетон.

Поскольку в смеси присутствует песок, но не крупный, это позволяет создавать более гладкую поверхность и прочнее соединяться раствору с камнями.

Для работы я использую небольшие порции раствора, по одной упаковке за раз (на 90-120 см²). Важно четко организовать действия, поскольку приходится работать быстро. Никогда не занимаюсь изготовлением мозаики в жаркие солнечные дни. Работа в облачный день или в тени дает мне примерно 20 дополнительных минут, прежде чем раствор начнет застывать.

Для приготовления раствора я использую строительную тачку и шланг с разбрызгивателем. Сначала добавляю 2,5 см воды в тачку и затем всыпаю туда упаковку смеси раствора. Упаковки обычно бывают по 27 - 36 кг. При работе с сухой смесью раствора неплохо использовать защитные перчатки и маску, чтобы избежать вдыхания пыли. Я тщательно перемешиваю раствор садовой мотыгой касаясь дна, чтобы вся смесь пропиталась влагой, при необходимости добавляю воды.

Когда порция раствора по консистенции становится похожей на густой пудинг, я выливаю его на слой уплотненного гравия. Начиная с краев, я распределяю раствор. Чтобы мозаика не получилась выше, чем вы запланировали, распределенный слой раствора должен быть на 1,2 см ниже итогового уровня. В зависимости от размера камней, некоторое количество раствора может быть вытеснено, особенно после выравнивания поверхности мозаики. Поэтому во время укладки более крупных элементов, я удаляю часть раствора.

Я уделяю большое внимание тому, как камни друг другу подходят. В основном, я укладываю более мелкие камни по краям так, чтобы больше половины камня было погружено в раствор. Важно, чтобы камни было хорошо закреплены, так они не будут сдвигаться со временем (фото 6). Влажные камни лучше закрепляются в растворе. Мозаика выглядит лучше, если камни расположены плотно друг к другу, а раствор почти не виден (фото 7). Использование камней контрастных цветов делает узор более четким. По краям мозаики я оставляю запас раствора, чтобы предотвратить сползание камней, лежащих по краям до высыхания раствора.

После установки камней, раствор начинает засыхать. Я кладу кусок строительной фанеры (около 12,7 мм толщина) поверх мозаики и становлюсь сверху, таким образом, разравниваю поверхность так, чтобы она находилась на уровне верхней части формы (фото 8). Затем я убираю фанеру и проверяю мозаику, все ли камни хорошо закрепились. Иногда эту процедуру необходимо повторять до тех пор, пока не получим нужный уровень поверхности мозаики.

После выравнивания, я аккуратно смываю и удаляю излишки раствора, пока поверхность мозаики не станет чистой (фото 9), остатки раствора удаляю при помощи заостренной лопатки, зубила или маленькой мотыги (фото 10). Эти излишки раствора я распределяю по поверхности следующего участка, затем проделываю тоже, что и с первым участком. На выполнение больших проектов (как, например, патио) требуется до нескольких дней.

Чем дольше сохнет раствор, тем крепче он будет. Раствор высыхает не равномерно - на поверхности он сохнет быстрее, это может стать причиной появления трещин, поэтому чтобы продлить процесс высыхания, необходимо смачивать мозаику в течение нескольких дней. Если на камнях после высыхания остается раствор, я удаляю его соляной кислотой (хлористоводородная кислота). Надо протереть поверхность мозаики тряпкой, чтобы удалить кислоту и вместе с ней остатки раствора. Необходимо использовать защитные перчатки и респиратор при работе с соляной кислотой. Затем, чтобы окончательно удалить кислоту, полейте мозаику водой из шланга.

Если позднее камни из мозаики выпадают, то их можно приклеить при помощи небольшого количества полимерного продукта Thinset, который обычно используют для укладки плитки. Он на основе акрила и очень клейкий. Поскольку этот клей отличается по цвету от раствора и будет заметен, я использую лишь небольшое количество и тщательно очищаю камни от излишков клея. В современном мире асфальта и серого бетона, мозаика из гальки будет привлекать внимание и выделяться. Люди редко проходят мимо моего дома, не остановившись, чтобы рассмотреть и восхититься мозаиками, которые я создал. Существует некая магия, благодаря которой кропотливая работа того стоит.

4316 0 1

Увидеть красоту в обычных булыжниках или как я делал каменную мозаику

16 сентября, 2016
Специализация: филологическое образование. Опыт работы строителем - 20 лет. Из них последние 15 лет руководил бригадой в качестве прораба. Про строительство знаю все – от проектирования и нулевого цикла до оформления интерьера. Хобби: Вокал, психология, перепеловодство.

Приветствую вас, любезные мои читатели!

В детстве я любил собирать, как и наверняка, многие из вас, разнообразные камешки. Природа, с ее безудержной фантазией, на славу потрудилась над каждым из них. Все они уникальны и имеют только свой размер, цвет, фактуру и форму.

Копаясь недавно на дачном участке, я вдруг внезапно понял, что всю жизнь собирал камни, теперь же настала пора разбрасывать их. А если без лишнего пафоса – я придумал, как использовать их красоту. А именно – захотелось мне выложить на участке каменную мозаику.

Ода камню

Природа постаралась придать свой неповторимый образ каждому из камешков. Они могут быть:

  • однотонные и многоцветные;
  • в крапинку, узорчатые, полосатые, с прожилками, с блестящими вкраплениями и пр.;
  • тонкие и длинные;
  • круглые и толстые;
  • плоские, наподобие монет.

Та же матушка-природа по максимуму проверила свои изделия на прочность. Бурные волны океанов и морей либо стремительные речные потоки, оторвав от основы угловатые булыжники, перетирают их между собой, граня и ошлифовывая, как талантливейший ювелир.

Лишь после такой тщательной многовековой «огранки» водой гальку с абсолютно гладкой поверхностью волны выбрасывают на морской или речной берег. До такого финала дотягивают только наиболее прочные камешки.

Разнообразный внешний вид, долговечность и прочность делают такой крупный гравий и мелкий галечник идеальный основой для воспроизведения оригинальных мозаичных узоров либо целых композиций.

Как я убедился лично, процесс воссоздания натуральной каменной мозаики необычайно увлекателен, однако потребует от вас фантазии, определенных затрат времени и несомненно – терпения.

Как сделать мозаику

С тем, чтобы ваше произведение сохранялось многие годы, предельно важно подготовить под него надежное основание.

Как подготовить основание под ваш шедевр

  1. Сначала мне пришлось снять плодородный (верхний) слой грунта. Хочу вас сразу предупредить, что минимально, глубина траншей должна составлять 25 сантиметров. Если мозаика будет претерпевать повышенные механические нагрузки (например, по ней будут ездить машины), глубину придется увеличить.
  2. Чтобы настил был устойчивым, его надо укрепить бордюром. Я выложил его из брусчатки, но можно сделать окантовку и из валунов. При предполагаемых повышенных нагрузках, ее следует посадить на цементно-песчаный раствор.
  3. Далее я засыпал в траншею несущую подушку из щебенки ( примерно 15 сантиметров) и тщательно утрамбовал.
  4. После этого, поверх щебенки я насыпал слоем в 10 сантиметров сухую смесь из цемента и песка. Это и есть основное поле деятельности. В него следует аккуратно вдавить отобранные камешки. А затем обильно полить их водой.

Технология изготовления мозаики

Я рекомендую вам первоначально выложить рисунок на песке, использовав соответствующий шаблон. И лишь после этого перенести композицию на основу из раствора. Если же вы уверены в том, что глазомер вас не подведет, выкладывайте мозаику без предварительных «репетиций».

Еще один совет, «выстраданный» мной на собственном опыте — для своего первого шедевра вам лучше всего подобрать небольшую площадку, вдали от значимых мест участка и простой рисунок.

  1. Выложите гальку, в соответствии с композицией, на сухую песчано-цементную смесь.
  2. Поверх рисунка уложите доску и аккуратно надавите. Так покрытие получится более ровным.
  3. Камни из основания должны выступать сантиметра на 4-5. Если возникнет нужда, еще подсыпьте сухой смеси.
  4. Далее полейте рисунок водой. Лучше всего — из распылителя.
  5. Через неделю по мозаике можно будет ходить. На это время укройте ее пленкой от дождя и жаркого солнца.

Творческий процесс

Моей «пробой пера» стали отдельные пошаговые плиты. Формой для их изготовления мне послужил большой пластиковый поддон под .

  1. Для производства таких плиток вам нужен будет цементно-песчаный раствор. Заполните им гибкую формочку, слой должен быть примерно 5 см. Далее выровняйте поверхность.

  1. Рисунок тут можно придумывать по наитию либо составить его заранее. Чтобы галька держалась прочно, лучше вдавливать ее ребром, а не плоской стороной.
  2. Пока композиция будет просыхать, укройте ее пленкой от лучей солнца.
  3. Выждите минимум сутки, перед тем как вынуть плитку из поддона. Оставшийся на ней раствор смойте либо ототрите щеткой.
  4. Полностью ваши изделия просохнут спустя две недели.

Немного о том, что еще можно сделать из гальки.

  1. И простая укладка одноцветного, равного по размеру галечника поперек либо вдоль композиции уже смотрится красиво. Но лучше для мозаики подойдут продолговатые широкие камешки разных форм и цветов.
  2. Подле светлых цветков из гальки можно выложить струящиеся ленты из коричневого, красного, черного, бежевого и серого гравия. Подобный оригинальный узор придаст садовой территории изысканное изящество.
  3. Пустые пространства меж плитами либо не вымощенные места участка являются идеальными площадками для каменной мозаики, ее рисунок и форма ограничены лишь вашей фантазией.

Под сложные рисунки и узоры вам понадобится значительный запас гальки и гравия разных форм и цветов. Мозаику можно дополнить вставками из разноцветного битого стекла.

Вывод

Украсив свой участок каменной мозаикой, вы оригинально обустроите его, при этом повысив комфортабельность своих владений. Если у вас возникли вопросы, то задавайте их в комментариях. Засим прощаюсь, и успехов вам в ваших начинаниях.

16 сентября 2016г.

Если вы хотите выразить благодарность, добавить уточнение или возражение, что-то спросить у автора - добавьте комментарий или скажите спасибо!

Мозаика – это, пожалуй, самый эффектный способ отделки. Множество мелких цветных фрагментов, переливающихся на солнце и образующих различные узоры, издалека привлекают взгляд и могут украсить собой абсолютно любую поверхность. Для наружной облицовки самой востребованной является мозаика из натурального камня, отличающаяся не только прочностью, но и большим разнообразием расцветок и текстур.

Мозаика – это мелкие кусочки обработанного камня, имеющие квадратную, прямоугольную или неправильную форму. Самыми востребованными являются квадратные элементы (чипы) размерами от 1х1 см до 5х5 см, и в виде кирпичиков, размерами 1х3, 2х4, 2х6 см. Стандартная толщина мозаики равняется 10 и 15 мм, хотя у каждого производителя и толщина, и размеры чипов могут существенно отличаться.

Отделка фасада загородного дома — облицовка природным камнем

Для изготовления мозаики используются как твердые, так и мягкие каменные породы: все виды мрамора и гранита, базальт, кварцит, травертин, известняк, песчаник, доломит и другие. Как правило, мозаика из твердых пород применяется для наружной отделки, а из мягких – для внутренней. Поверхность каменных чипов бывает гладкой и шероховатой, в зависимости от способа обработки. Гладкость и глянцевый блеск мозаика обретает в процессе полировки, а вот для получения шероховатой фактуры камни обрабатывают галтовочным либо пескоструйным аппаратом.

Как известно, укладка мозаики требует очень много времени и терпения, особенно, если нужно выложить сложный узор. Поэтому для удобства монтажа производители выпускают каменные чипы на сетке-матрице. Размеры сеток бывают разные, как и рисунок на них, но принцип укладки один и тот же. Швы, как и в обычной плитке обрабатываются затирочными пастами.



Модель мозаики «Колизей»
Модель мозаики «Барселона»

Есть еще одна разновидность каменной мозаики – это мозаичная штукатурка. Она состоит из натуральной каменной крошки различных пород, смешанной с акриловым связующим.

В зависимости от размера зерна, каменная крошка делится на несколько групп:

  • тонкозернистая – диаметр гранул меньше 0,5 мм;
  • мелкозернистая – от 0,5 до 1 мм;
  • среднезернистая – от 1 до 2,5 мм;
  • крупнозернистая – от 2,5 до 3,5 мм.

Все гранулы проходят предварительную обработку, в результате которой они приобретают сферическую форму. Это необходимо для того, чтобы в процессе нанесения острые грани не царапали поверхность. Каменная крошка имеет множество цветов и оттенков, поэтому варианты покрытия тоже очень разнообразны.

Плюсы и минусы мозаики из камня

Почему каменная мозаика так ценится? Ведь есть масса других материалов, более доступных по стоимости, ярких и привлекательных на вид, легких в обработке. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно поближе ознакомиться с ее достоинствами, перечень которых не так уж мал.

Экологичность. Поскольку камень является природным материалом, он не содержит химически агрессивных веществ, опасных для здоровья. По этой причине он отлично подходит не только для наружной отделки, но и для жилых помещений.

Долговечность. Натуральный камень не боится перепада температур, длительного промерзания, влаги, воздействия ультрафиолета. Теми же свойствами обладает и мозаика – даже в неблагоприятных условиях она годами сохраняет великолепный вид, не разрушается и не выцветает.

Прочность. Каменная мозаика в разы прочнее керамической и стеклянной, поэтому она лучше переносит механическое воздействие, не покрывается царапинами и трещинами. Разумеется, сильный удар может расколоть камень, но ведь специально бить по облицовке ни один домовладелец не будет. Поверхность такой мозаики устойчива к истиранию, ее можно многократно мыть и чистить.

Привлекательность. Каждый камень имеет свой природный оттенок и неповторимый рисунок, которые сохраняются в каждом маленьком фрагменте. Правильный выбор и комбинирование таких фрагментов позволяют создавать настоящие мозаичные шедевры. Но даже покрытие из одинаковых камешков отличается очень высокой декоративностью, благодаря интересной текстуре и игре света на камнях.

Простота отделки. Несмотря на то, что укладка мозаики – занятие довольно длительное, сам процесс нельзя назвать сложным. Работая по шаблону, выложить узор или небольшое панно сможет любой, а уж справиться с мозаикой на сетке тем более.

Недостатки мозаики из камня:

  • высокая стоимость;
  • большой вес покрытия.

Совет. Даже мозаичная штукатурка, содержащая лишь каменную крошку, оказывает высокую нагрузку на несущую основу, а у каменных чипов она еще выше. По этой причине такая мозаика подходит лишь для крепких надежных оснований, не склонных к осыпанию и усадке.

Разновидности мозаики

Существует три основные техники каменной мозаики – флорентийская, римская и русская. Флорентийская используется для создания художественных изображений, и по праву считается наиболее сложной в исполнении. Здесь применяются плоские камни самых разных цветов и форм.

Для римской мозаики применяют гальку светлых оттенков и полированные однородные камни небольших размеров. Из них выкладывают геометрические узоры, цветочные орнаменты на стенах, делают узорчатые каменные дорожки.

Техника русской мозаики появилась позднее, и зародилась она на Урале, славящемся огромными залежами ценных горных пород. Эта техника отличается тем, что для укладки используются камни с фактурной поверхностью, нешлифованные. Такая мозаика широко применяется для отделки интерьеров и экстерьеров, а также в ландшафтном дизайне.

Что касается самого материала, то здесь разновидностей мозаики намного больше. Производители предлагают чипы из мрамора, гранита, оникса, яшмы, базальта, известняка и множества других каменных пород. У каждого вида свои характеристики и отличительные особенности, которые являются определяющими в выборе материала для отделки.

Популярные виды мозаики

Вид камня Основные характеристики

Относится к эксклюзивным видам отделки. Камни имеют свойство частично пропускать свет, благодаря чему кажутся полупрозрачными под определенным углом. Палитра оттенков очень широкая – от снежно-белого до бордового и почти черного, но самыми востребованными являются камни песочного, бежевого и золотистого цветов. Форма чипов чаще всего квадратная, прямоугольная и треугольная, с матовой и полированной поверхностью. Подходит как для внутренней, так и для наружной отделки

Дорогой вид отделки, отличается самым большим разнообразием цветов и форм. Есть мозаика однотонная и с выраженным рисунком, фактурная и полированная. Производители выпускают множество вариантов мозаики на сетке, с чипами правильной и природной формы, что позволяет создать уникальный дизайн декоративной облицовки. Мраморная крошка применяется в производстве мозаичной штукатурки

Один из лучших видов для наружной отделки. Ценится за высокую прочность, стойкость к стиранию и агрессивному воздействию химических веществ. Цветовая палитра включает различные оттенки красного, серого, зеленого цветов, а также белый и черный. Рисунок камня может быть однотонным или с разноцветными вкраплениями. Гранитная крошка применяется для производства мозаичной штукатурки. Материал подходит и для наружного, и для внутреннего применения

Сравнительно недорогой вид отделки. Окрас камня варьируется от светло-желтого до красного, встречаются коричневые оттенки. Самым редким и дорогим является травертин белого окраса. Попадаются камни с выраженным рисунком на срезе, что еще больше увеличивает декоративность мозаики. Травертин легко поддается шлифовке и полировке, но больше востребована мозаика с шероховатой поверхностью в стиле «антик». Материал подходит для внутренних и наружных работ

Недорогой и практичный вид отделки, хотя и самый тяжелый. Материал очень прочный и устойчивый к различного рода воздействиям. Цветовая гамма серо-черная, иногда встречаются камни с зеленоватым отливом. Базальтовая мозаика широко применяется в отделке фасадов и цоколей, дорожек, напольных поверхностей. Базальтовая крошка часто входит в состав мозаичной штукатурки. Ограниченная палитра компенсируется формой мозаичных чипов: они бывают круглые, квадратные, треугольные, в виде сот и овальных гранул, с шероховатой и полированной поверхностью

Очень популярный и недорогой вид отделки из речной и морской гальки. Камни подбираются по цвету, калибруются и проходят финишную полировку для придания мягкого блеска. Цветовая палитра очень широкая и включает разнообразные оттенки серого, красного, коричневого и желтого цветов. Большинство камней имеют выраженный рисунок. Галька отлично подходит для облицовки наружных стен, фундаментов, дорожек, отделки интерьеров

Цены на мозаичную плитку

Мозаичная плитка

Укладка каменной мозаики своими руками

Укладка мозаики выполняется по-разному, в зависимости от вида материала. Но требования к качеству поверхности одни и те же: основание должно быть прочным, надежным, максимально гладким и ровным. Элементы мозаики мелкие, а это значит, что даже небольшие изъяны будут хорошо видны на готовом покрытии.

Подготовка основания

Участок, предназначенный под отделку мозаикой, следует очистить от загрязнений и пыли и внимательно осмотреть на наличие дефектов. Краску и старую штукатурку нужно снимать до твердого основания, ведь нагрузка от мозаики весьма значительная, и старое покрытие не сможет ее удержать. Все трещины, даже небольшие, необходимо расшить и заново заделать раствором.

Цены на угловые шлифмашинки (болгарки)

Угловые шлифмашинки (болгарки)

Следующий шаг – выравнивание. Стены грунтуют, замешивают цементно-песчаный раствор или покупную штукатурную смесь, и наносят ее равномерным слоем по поверхности. Если неровности превышают 10-15 мм, штукатурный слой рекомендуется армировать сеткой. В процессе работы обязательно контролируйте плоскость основания уровнем. После схватывания штукатурки требуется выполнить затирку полиуретановой или металлической гладилкой, что позволит добиться идеальной гладкости поверхности. Приступать к отделке можно только после высыхания раствора.

Укладка мозаики из камня на сетке

Мозаика на сетке, материал — мрамор

Помимо самой мозаики для работы понадобятся:


Цены на клей Ceresit

Клей Ceresit

Шаг 1. Подготовленное основание обязательно грунтуют. Если поверхность сильно впитывает грунт, после высыхания первого слоя наносят еще один.

Шаг 2 . Выполняют замеры мозаичных секций и делают разметку на основании, чтобы избежать подрезки на видных местах. Можно сразу приложить секцию к стене и наметить ее границы маркером.

Шаг 3. Замешивают клей: в воду комнатной температуры всыпают сухой порошок в указанных на упаковке пропорциях. При помощи дрели с насадкой перемешивают состав на низких оборотах в течение пары минут, затем оставляют минут на 5 для созревания и опять перемешивают.

Шаг 4. Гладким шпателем наносят клей на стену и распределяют так, чтобы слой получился около 4 мм толщиной и был равномерным по всей площади.

Шаг 5. Зубчатым шпателем формируют бороздки на растворе и прикладывают сетку с каменными чипами. Ровняют мозаику руками, прижимают к поверхности, а затем приглаживают теркой с эластичной накладкой. При облицовке криволинейных оснований разглаживание выполняют плотным валиком.

Шаг 6. Укладывают следующую сетку так, чтобы ширина шва между секциями равнялась ширине швов между чипами мозаики. Если швы отличаются по ширине, это сразу же бросается в глаза, и такая мозаика выглядит неаккуратно. Выровняв и разгладив сетку, нужно осторожно вытереть излишки клея по шву влажной губкой.

Шаг 7. Закрепив первый ряд, приступают ко второму. Пока клей не застыл, сетка под весом камней может немного сползать вниз, из-за чего ширина горизонтальных швов уменьшается. Избежать этого помогут пластиковые крестики для плитки, которые нужно вставить между секциями сразу после крепления.

Шаг 8 . Завершив облицовку, дают раствору полностью высохнуть и приступают к затирке. Затирочную смесь набирают шпателем и, удерживая его под углом к поверхности, наносят состав тонким слоем. Массу нужно с усилием растирать по мозаике, чтобы плотно забить каждый шов. Затирка должна полностью покрывать отделку тонким слоем.

Шаг 9. Примерно через 15-20 минут после нанесения затирки берут чистую воду, плотную поролоновую губку и промывают мозаику. Воду нужно менять как можно чаще, чтобы после высыхания на камнях не оставалось разводов.

Когда швы высохнут, останется только протереть мозаику сухой тряпкой. На этом процесс отделки считается завершенным. Дальнейший уход заключается в периодической очистке облицовки от пыли и загрязнений. Для этого достаточно промыть ее чистой водой.

Укладка рисунка из мозаики на стене

Этот способ немного отличается от описанного выше, такая укладка требует больше времени и мастерства. В этом случае мозаику нужно приобретать россыпью (она продается на вес), подобрав несколько видов камня, сочетающихся между собой. Сначала необходимо хорошенько продумать узор, нарисовать эскиз, выложить камни на ровной поверхности без клея и посмотреть, как мозаика будет выглядеть.

Если камешки мелкие, а основанием служит монолитный бетон или кирпичная кладка, можно обойтись без армирующей сетки. Для крупной мозаики, особенно из гальки, гранита и базальта, наличие сетки обязательно. Оцинкованная металлическая сетка крепится к стене при помощи тарельчатых дюбелей, а сверху наносится толстый слой клеевого раствора. Далее начинается творческий процесс: камни подбирают по цвету и размеру и по одному вдавливают в раствор минимум на треть толщины. Работать следует как можно аккуратнее, чтобы все элементы были заглублены одинаково, на одном расстоянии друг от друга, а узор четко просматривался.

После укладки всех камней нужно подождать не менее суток, чтобы клей успел высохнуть, а затем приступать к затирке, как описано выше.

Отделка мозаичной штукатуркой

Мозаичная штукатурка поступает в продажу уже готовой к нанесению, и перед началом работ ее нужно всего лишь перемешать, чтобы осевшая на дно крошка равномерно распределилась в массе. Основание следует предварительно покрыть грунтовкой с кварцевым наполнителем, что обеспечит надежное сцепление штукатурки с поверхностью.

Цены на различные виды штукатурок

Штукатурка

Далее на шпатель набирают немного штукатурной смеси и наносят снизу вверх, с усилием прижимая инструмент к стене. Эту штукатурку нельзя долго размазывать и ровнять, поскольку крошка начинает осыпаться от таких действий. Поэтому одним движением состав наносят, вторым стараются все разровнять, и переходят дальше. Обработав около метра площади, берут терку из пенопласта и легкими круговыми движениями затирают штукатурку. Таким образом выполняют отделку всего участка.

Примерно через две недели, когда покрытие наберет прочность, поверхность обрабатывают гидрофобизатором или прозрачным лаком для камня. Такая обработка создаст дополнительную защиту от влаги и усилит блеск каменной крошки.

Видео — Мозаика из натурального камня

Видео – Укладка мозаики из гальки

Видео – Нанесение мозаичной штукатурки

Рассмотрим некоторые несложные приемы, которыми можно воспользоваться при изготовлении мозаики из камня .

Творчество скульпторов, архитекторов, мастеров прикладного искусства - это своего рода летопись культуры, запечатленная, как говорят художники, в «материале». Именно поэтому материал, которым пользуется мастер, очень часто определяет не только характер будущего произведения, но и его сохранность и долговечность. В этом отношении камень не имеет соперников. Наши знания искусств исчезнувших цивилизаций во многом определяются тем, насколько широко использовался камень в ту или иную эпоху.

Самые древние из дошедших до нас произведений искусства, в которых камни использовались как цветовые пятна, относятся к третьему тысячелетию до нашей эры, ко времени цивилизации шумеров. Эти цветовые композиции и были тем, что мы называем теперь мозаикой.

Замечательного расцвета достигло искусство мозаики в античной Греции и Риме. Выдающиеся художники украшали стены и полы дворцов, храмов, мавзолеев сюжетными композициями и орнаментами, используя богатейшую палитру каменных пород.

В средние века искусство мозаики высоко расцвело в Византии и в странах, связанных с.ней своей культурой, - в России и Грузии. Итальянское Возрождение внесло в это искусство новую живую струю, благодаря чему во Флоренции возникла особая школа мозаики. Впоследствии работы, выполненные принятой здесь техникой, стали называть флорентийской мозаикой. Для нее характерны небольшие картины, столешницы, вставки к мебели с композициями, изображающими цветы, плоды, порхающих бабочек и тому подобное.

Особенность флорентийской мозаики заключается в том, что каждый ее отдельный элемент, изготовленный из целого куска камня, служит не просто цветовым пятнышком, но вырезается точно по форме и подбирается так, чтобы своим рисунком, текстурой выполнять в картине функцию целой детали или ее части - белого облака, дерева, окна в доме, крыши. Сумма таких элементов, безукоризненно подогнанных друг к другу независимо от сложности и конфигурации, и образует картину. Техника флорентийской мозаики требует высокого мастерства не только художественного, но и ремесленного.

Несколько проще в исполнении так называемая римская мозаика , здесь отдельный элементик выполняет роль лишь цветовую. Композиции римской мозаики несколько напоминают картины, написанные маслом. В этой технике могут быть использованы довольно разнообразные материалы: камни, специально изготовленные цветные керамические элементики, плавленое стекло - смальта.

В камнерезном деле мозаичные работы составляют целую специальность, однако многие приемы вполне доступны любителям с их несложным домашним оборудованием. Своими руками можно сделать красивую шкатулку, поднос, столешницу, создать декоративное панно, каменную картину. Начинающим художникам вполне посильны приемы римской мозаики , на ней мы и остановимся, коснувшись той ее части, где в качестве материала по традиции выступает камень.

В практике мозаичных работ существует два классических способа их выполнения. Первый, так называемый прямой, при котором лицевая сторона картины обращена к художнику, а мозаичные элементы вдавливаются в связующую массу или приклеиваются к подложке. Второй способ - обратный. В этом случае элементы наклеиваются лицевой стороной вниз и заливаются связующим составом, после чего картину переворачивают и зачищают лицевую сторону.

В качестве первого опыта можно попробовать выполнить рельефную мозаичную картинку из обрезков камней или обкатанной морской гальки . Прежде всего надо подобрать цветной рисунок будущей мозаики (желательно в масштабе 1:1), причем постараться учесть цветовую гамму камешков, имеющихся в вашем распоряжении. Затем делается рамка - деревянная или металлическая (латунная, медная) - с продольной выемкой по внутреннему периметру (рис. 1). Эта выемка нужна для того, чтобы связующая масса заполнила углубление и прочно удерживала картину в раме. Высота ее берется чуть больше толщины самого крупного камешка. Внутрь укладывают фанерный или картонный прямоугольник толщиной 4-6 мм, обернутый предварительно двумя слоями бумаги. На нее можно нанести сетку, облегчающую копирование рисунка, либо сам рисунок. Рамка слегка скрепляется с фанеркой гвоздями и укладывается горизонтально на стол. Для работы потребуются еще пинцет, которым укладывают камешки, и быстросохнущий клей для их фиксации.

Прежде чем приступить к набору, нужно, изучив рисунок, разобрать камни на отдельные группы, которые составят главные цветовые пятна композиции. Обычно для крупных деталей переднего плана подбирают более крупные элементы, а для мелких деталей и для заднего плана - мельче.

Цвета природных камней редко бывают абсолютно одинаковы с цветами картины. Пусть это обстоятельство не смущает: вовсе не следует добиваться буквального копирования, и если цветовые пропорции соблюдаются, а фактура поверхности камней походит на фактуру изображаемых предметов, то произведение должно быть удачным.

Выкладку набора начинают с основных и наиболее крупных деталей композиции. Элементы кладут лицевой стороной вверх, вначале без клея, чтобы их можно было менять и переставлять. Когда набор закончен, каждый камешек закрепляют на подложке каплей клея. Затем готовят эпоксидную смолу и через бумажный фунтик аккуратно заливают ее между всеми элементами и рамкой.

Слой должен составлять 2-3 миллиметра (рис. 2).

После затвердевания смолы раму с мозаикой переворачивают, вынимают фанерный вкладыш и укладывают лицевой поверхностью на мягкую подкладку. С обратной стороны очищают и удаляют насколько это возможно бумажную подложку. Очищенную поверхность обильно покрывают эпоксидной смолой, слоем прочной ткани (лучше стеклоткани) и снова смолой. На этом работу можно в основном считать законченной. Если поверхность камней недостаточно гладкая, то картина получается блеклой, лишенной цветовой сочности. Чтобы оживить цвет, достаточно покрыть камни бесцветным живописным или нитролаком. Отделка рамки зависит от характера композиции и от общей цветовой гаммы произведения.

Следующая ступень мастерства - мозаика с гладкой полированной поверхностью . Исполнить ее уже несколько сложнее. Камни здесь берутся нарезанные на пластинки (толщина их не имеет существенного значения), и пластинки эти должны быть хотя бы слегка пришлифованы.

Мозаику с гладкой поверхностью можно набирать несколькими способами. Мы рассмотрим один из них, наиболее приемлемый в любительских условиях. Начинается работа опять-таки с выбора рисунка. Затем следует нарезать требующиеся по цвету камни, и дело это лучше закончить сразу, чтобы в вашем распоряжении имелось достаточное количество разнообразного материала. Затем по размеру рисунка заготавливаются две одинаковые рамки. Высота их выбирается примерно в 1/10-1/15 от длины большей стороны и должна минимум вдвое превышать толщину каменных пластинок. К одной из рамок прибивается плоское дно, в получившийся ящичек на половину высоты ровным слоем насыпается песок. На поверхности песка и выкладывается мозаика. Для простоты копирования рисунка можно воспользоваться координатной сеткой. Координаты наносятся на рамку, нужное место отыскивается с помощью двух линеек или по натянутым нитям (рис. 3).

Приемы выкладки не отличаются от тех, что были описаны выше. Различия появляются лишь на заключительных стадиях. Чтобы получить ровную поверхность, все каменные пластинки приглаживаются трамбовкой (см. рис. 4). После этого следует операция, требующая большой аккуратности: узкой насадкой пылесоса, не касаясь поверхности, надо собрать все песчинки, оказавшиеся наверху, и отсосать песок в промежутках между пластинками так, чтобы его слой нигде не выступал вровень с ними. Затем на мозаику накладывают лист кальки, смазанный клеем, и трамбовочкой приглаживают его к пластинкам. Высохший лист с мозаикой укладывают лицом вниз, удаляют остатки песка, заключают во вторую рамку и заливают тонким (1 - 2 мм) слоем эпоксидной смолы.

После того, как первый слой затвердеет, наносится еще один, обеспечивающий мозаике жесткость и монолитность. Толщину этого слоя нужно довести до уровня края рамки. Лучше всего использовать для этой цели ту же смолу с добавлением наполнителя - 50% мелкой каменной крошки. Массу желательно укладывать в два приема с армирующей прокладкой из стеклоткани или тонкой проволочной сетки. По окончании работы лицевую сторону мозаики шлифуют и полируют.

В мастерских по обработке камня для этой цели используется специальный станок со шпинделем, свободно перемещающимся в горизонтальной плоскости. В любительских условиях, если мозаика велика для домашнего станка, ее обрабатывают вручную абразивными порошками. В качестве шлифующего инструмента можно использовать кусок камня с ровной плоской поверхностью, по твердости соответствующей материалу самой мозаики, или донышко стеклянной пробки диаметром 40-60 мм. В конце шлифовки каменный или стеклянный брусок можно заменить на деревянный.

Окончательно, до блеска полируют мозаику, как и другие изделия из камня, окисью хрома и водой. Делать это можно вручную куском фетра или с помощью низкооборотной дрели, оснащенной фетровым кругом.

Шлифовка и полировка камня - работа трудоемкая, требующая большой аккуратности и терпения. Однако зеркальной поверхности мозаики можно достичь минуя операции доводки и полировки. Достаточно лишь выровнять порошками средней зернистости, обезжирить и, обильно смазав эпоксидной смолой, прижать к чистой, без царапин поверхности оргстекла, просмотреть поверхность контакта и поглаживающими движениями выгнать воздушные пузырьки. После затвердевания смолы стекло удаляется, а на мозаике остается гладкий, зеркально блестящий слой. Остается лишь отделать рамку или, если она не нужна, разрезать и удалить ее. Правда, надо заметить, что такая «полировка» хороша только в тех случаях, когда мозаика не предназначена для обиходного употребления - для шкатулок, столешниц или других изделий - слой смолы непрочен и легко царапается. Чтобы изделия стойко, на века сохраняли свой блеск и сочность красок, нужно полировать сам камень.

Те несколько приемов, о которых здесь рассказано, наиболее просты и доступны. Они относятся к прямому методу, когда будущее произведение все время находится перед глазами и в процессе работы его легко совершенствовать. Освоив азы, увлекшись этим интересным видом прикладного искусства, художник, безусловно, выработает собственные приемы технологии. А добившись успеха, постигнув первые ступени мастерства, он сделает и следующие шаги - освоит приемы «обратной мозаики», обогащающие художественную палитру, и в дальнейшем, возможно, попробует свои силы и в трудном искусстве флорентийской мозаики .

А. Коробков, Ю. Рапопорт.

Каменная мозаика – это оригинальный способ оформления любого интерьера. Уложенные на полотне из натуральных камней узоры позволяют создать в помещении неповторимую античную атмосферу. Сам процесс изготовления мозаики достаточно прост, и сделать свою особенную картинку может каждый самостоятельно.

Картинки из камня – это простой способ художественно украсить любую поверхность в доме. Твердый природный материал обладает множеством достоинств. Создать свой эксклюзивный рисунок можно без лишних затрат.

Для дизайнерских решений используются камни любого цвета, формы и размера. Разнообразие материала позволяет воплотить в жизнь самые различные орнаменты.

Немаловажным преимуществом применения камней для мозаики является их прочность. Красочная конструкция надежно закрепляется на цементном основании. Такое строение и особые свойства материала делают картины крепкими и долговечными.

Техника изготовления каменной мозаики

Для создания красивого полотна необходимо подобрать и подготовить основной материал. Использовать можно самые различные камни – речные, морские, горные. Также подойдут твердые породы с огорода или собранные на поле. Рекомендуется использовать гальку небольшого размера – от 1 до 4 сантиметров.

Перед работой камень следует подготовить:

  • удалить всю грязь с помощью порошка и теплой воды;
  • насухо вытереть и высушить;
  • готовый природный материал разложить по цветовой гамме форме и размеру.

После этого можно переходить к созданию выбранного узора. Для этого на картонной бумаге рисуется эскиз будущей картины. Для дальнейшего процесса потребуется:

  • высушенный речной песок;
  • деревянная опалубка высотой 8 сантиметров и дном из листа фанеры;
  • клеевой раствор;
  • малярная кисточка;
  • раствор песка с цементом в пропорции 2:1;
  • сетка из стали с ячейками 10*10 сантиметров;
  • холст – основа для картины.

Сделав заготовки, можно приступать к оформлению мозаики. Создать полотно своими руками достаточно просто:

  • опалубка ложится на ровную поверхность;
  • в середину ее засыпается ровным слоем в 3-4 сантиметра песок;
  • по намеченному чертежу плоскими гранями кверху выкладываются камни разных цветов;
  • подготовленный холст обрабатывается густым слоем клея так чтобы края оставались сухими;
  • смазанное полотно прикладывается аккуратно клеевой стороной к мозаике;
  • поверхность равномерно разглаживается.

После полного высыхания клея основу следует осторожно поднять и перевернуть камнями кверху. Если некоторые детали плохо закрепились или вовсе отпали необходимо их приклеить на место.

С мозаики убирается песок и пыль. Опалубка также полностью очищается и в е укладывается полотно камнями в низ. Сверху каркас до половины заливается цементным раствором. На него устанавливается армированная сетка, а затем все покрывается вторым слоем строительной смеси.

Для полного застывания раствора требуется не менее трех дней. В этот период его следует ежедневно смачивать водой. После этого полотно с камнями слегка увлажняется, а опалубка полностью удаляется.

Полученную мозаику из камней можно покрыть прозрачным лаком. Такой картина способна украсить любую стену в помещении. А собственный дизайн каменного полотна позволит внести в интерьер особый неповторимый облик.

Просмотров