Как празднуют Пасху в России: традиции и приметы. Как празднуют пасху

Чем ближе время Пасхи (а в 2018 году она будет 8 апреля), тем чаще мы задумываемся, как отметить Пасху православную. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо немного глубже разобраться в событиях, связанных с этим праздником. Тогда ответ очень органично поселится в нашем сердце, все встанет на свои места и придет понимание Пасхи как Праздника праздников.

Подготовка к Пасхе

Чаще всего подготовка к Пасхе начинается в четверг, накануне празднований, и заключается в тщательной уборке дома, приготовлении множества блюд, покраске яиц, выпечке куличей и так далее. То есть, основные силы мы полагаем именно на внешнюю сторону торжества.

Между тем, Пасха — праздник особый и подготовка к нему особая. Главное в нем не стол и гости, а состояние души. И совсем неспроста предваряет Пасху семинедельный строгий пост. Через напряжение душевных сил во время поста, через отказ от того, чем мы привыкли злоупотреблять (еда, развлечения, общение…), через воздержание и самоограничение мы имеем возможность стать лучше, стать чище.

То есть до того, как православные люди начинают отмечать Пасху, они готовятся к ней весь Великий пост, который длится 48 дней. Первые сорок — в память о сорокадневной молитве Иисуса Христа в пустыне, куда Он удалился сразу после крещения.

Последняя неделя поста — Страстная седмица имеет особое значение, особую важность в ожидании праздника Пасхи. Страстная неделя начинается сразу после Вербного воскресенья, то есть после входа Господа в Иерусалим.

Страстная неделя

В последующие за Вербным воскресеньем 7 дней произошло немало важнейших Евангельских событий, о каждом из которых можно много написать отдельно. Вспомним их совсем коротко.

    • Великий Понедельник, Великий Вторник, Великая Среда. После того, как Господь ступил на иерусалимскую землю, Он, в течение трех дней, непрестанно проповедовал и учил народ.
    • Великий Четверг. Тайная вечере Христа и двенадцати ближайших учеников, перед началом которой Иисус омыл им ноги в знак глубокого смирения и любви («Начальствуя, надо всем служить, быть первым слугой для всех!»). Во время самой трапезы Господь установил таинство Причащения хлебом и вином, как плотью Его и кровью («Если не будете есть плоть Сына человеческого и не будете пить Его кровь, не получите жизни»). Молитва в Гефсиманском саду («Отче! Все возможно тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты»). Предательство Иуды.
    • Великая Пятница. Страдания и смерть на кресте. Снятие тела с креста и погребение в пещере.
    • Великая Суббота — Господь спускается в ад, чтобы освободить души ожидавших Его.
    • Воскресенье — Воскресение Христа.

Как правильно встретить Пасху

И так, вспомнив последние события жизни Христа, становится понятнее, как отмечать православную Пасху, так как все они находят прямое отражение в нашей с вами подготовке к празднику.

По дням страстной седмицы

Первые три дня недели не покидает состояние волнения от надвигающихся событий, службы в храмах необыкновенно длинны и напряженны. В дореволюционное время, когда православные традиции были более сильны, чем сейчас, в эти дни, как правило, делали всю уборку по дому, чтобы в последующие дни уже об этом не заботиться.

Четверг. Раньше в этот день, впрочем, как и сейчас, красили яйца, пекли куличи, по возможности, стараясь не оставлять эти занятия на Страстную пятницу.

Но, погружаясь в домашние заботы, нередко, забывают о духовном значении этого дня, дня очищения души через покаяние и причастие.

Пятница. День тишины, день скорби, день молитвенного погружения в себя. Это день самого строгого поста в году.

Суббота. В этот день обычно проходит церковное освящение пасхальной снеди (куличей, пасок, яиц). Точное время необходимо уточнять конкретно в вашем храме, так как разброс может быть от утра Великой Субботы до вечера Воскресенья. В некоторых церквях данный обряд проходит несколько раз в течение этих дней. На освящение можно приносить не все продукты со стола. В некоторых храмах не освящают мясо, конфеты, алкоголь. Это так же необходимо уточнить заранее.

Пасхальная Служба длится с вечера Страстной Субботы и до глубокой ночи, и разделена на две части. Ближе к полуночи священники меняют черное облачение на белое, и после 12 часов начинается праздник Воскресения Господня. Богослужение это, обычно, многолюдно, необыкновенно торжественно и красиво.

«Христос Воскресе!» — радостно восклицает священник, обращаясь к многочисленному люду в храме. «Воистину Воскресе!» — отвечают дружно все прихожане!

Ощущение свершившейся долгожданной радости, чувство близости душ со всеми христианами, умиротворение и счастье наполняют сердце.

Воскресенье. Праздник светлый, праздник яркий, праздник веселый. Приятно провести его в кругу семьи, со своими близкими родными людьми или пригласить гостей. Интересным и занимательным этот день может стать в семьях, где есть еще не повзрослевшие дети. мы подробно рассмотрели в этой статье.

Праздник Пасхи празднуется на протяжении 40 дней (до Вознесения Господня — 17 мая в 2018 году) — по числу дней, в течение которых Иисус Христос оставался на земле после Воскресения.

А с особой торжественностью первые 8 дней (до Фомина понедельника). На протяжении всего этого периода принято посещать храм, участвовать в праздничных церковных службах.

Возможно, Вас порадует тот факт, что Вы сами можете быть виновником церковного колокольного трезвона. Немногие знают о такой традиции.

Колокол для всех

Интересно, что вся пасхальная неделя — это единственное время в году, когда в церковные колокола разрешается звонить абсолютно всем и почти в любое время. За исключением, разве что времени самой службы, так как это неминуемо будет отвлекать молящихся. Ну и подходить к этой процедуре нужно ответственно, ведь расколовшийся, от слишком бойкого обращения, колокол не подлежит ремонту — только переплавке.

Можно ли работать

Здесь уместно будет сказать о том суеверии, что на Пасху нельзя работать. Такое можно вообразить только тому, кто не знает, что этот праздник длится более месяца. В церковной традиции нет такого запрета, это народные умозаключения.

Но зато в церковной традиции есть устойчивое мнение, что каждое воскресенье и все церковные праздники — это время, когда мы должны отвлечься от мирской суеты, посетить храм, причаститься, почитать духовную литературу, т.е. время подумать о Боге.

Так что, если мы целый день бездельничаем, а времени сходить на службу не нашлось, то это не есть правильно проведенный праздник.

У православных христиан существует немало обычаев и традиций отмечать Пасху и основные из них это, конечно, иметь на праздничном столе крашенные яйца, куличи и пасху творожную. Интересно узнать о происхождении этих традиций.

Возникновение обычая красить яйца

Обычай этот пришел к нам из давних времен. Еще в древности приношение яйца было знаком почтения и уважения. Позднее же, после распятия Христа, его ученики разбрелись по свету, чтобы проповедовать, то есть рассказать другим народам о Господе. Среди таких проповедников была святая равноапостольная Мария Магдалина. Она прибыла в Рим с вестью о Христе и начала свою проповедь с поднесения яйца римскому императору Тиверию. Только яйцо её было красного цвета, в память о пролитой Господом крови. С тех пор поднесение красного яйца стало и христианской традицией, так как яйцо также символизирует рождение жизни из мертвой оболочки.

Возникновение обычая готовить куличи

Кулич, в переводе с греческого, означает «круглый хлеб». По факту же — это высокий сдобный хлеб в виде цилиндра.

Имея его на праздничном столе, мы имеем надежду, что сам Господь незримо присутствует с нами.

Традиция такая появилась из-за того, что после своего Воскресения Господь приходил к Апостолам во время трапезы, и для Него всегда оставлялось свободное место во главе стола и лежал предназначенный для Него хлеб.

Возникновение обычая готовить пасху

Пасха творожная должна иметь форму усеченной пирамиды, где сверху или на лицевой стороне написано» ХВ» (Христос Воскресе). Она является символом гроба господня, в котором свершилось великое чудо. Поэтому, чаще всего по бокам пасхи изображают копья и росточки, обозначающие страсти и Воскрешение.

Я желаю Вам, чтобы Пасха всегда была для Вас Праздником праздников, чтобы ожидание Воскрешения, сопереживание описанным выше событиям, вновь и вновь, каждый год тревожили сердце, наполняли ум мыслями о вечном и приводили в трепет душу, а сам день Воскрешения давал силы жить и радоваться жизни.

И не забывайте о делах милосердия, о добрых делах. И не только дела добрые для посторонних, мало знакомых людей.

Главное добро (или зло) мы творим среди своих близких, среди тех, кто каждый день рядом.

Через самые, казалось бы, простые, обыкновенные вещи мы можем сделать их счастливыми и, тем самым, спасти свою душу, ввести её в жизнь вечную. Воплотить то, ради чего приходил на землю Господь, ради чего без вины терпел страдания, был распят и Воскрес!

Христос Воскрес!

Вы празднуете Пасху?

В православии Пасха – великий праздник, праздник души верующего человека. Это воскресенье – самое главное в году. Как же праздновать Пасху с учетом традиций, переходящих от поколения к поколению?

Праздничное настроение появится уже в субботу накануне Пасхи. Приготовление куличей, творожной пасхи, окрашивание яиц – настолько интересная и увлекательная традиция, что поучаствовать захотят даже дети.

В субботу перед Святым Воскресением идем в церковь на службу. Заранее нужно приготовить тарелку или корзинку, в которую поместятся кулич и яйца. В иконной лавке покупаем свечи. Одну вставляем в кулич (заранее подготовив кружок из бумаги с дыркой в центре, чтобы воск не капал на кулич). Батюшка прочитает молебен и святой водой окропит прихожан и кулич с яйцами. Накануне Пасхи ближе к полуночи идем в церковь на Крестный ход. Во время богослужения из алтаря батюшка выносит Благодатный огонь, от которого прихожане разжигают свои свечи, и произносит “Христос Воскрес!”, после чего начинается Крестный ход – торжественное шествие с большим крестом и иконами вокруг храма под колокольный перезвон и молебен, символизирующее путь навстречу воскресшему спасителю.


Святое Воскресение. Встречая на улице знакомых, общаясь по телефону, даже в социальных сетях, люди поздравляют друг друга словами “Христос Воскрес!”- “Воистину Воскрес!”, обмениваются крашеными яйцами, дарят символические подарки. Традиционная пасхальная забава – чокаться яйцами. Выигрывает тот, чье яйцо не треснуло.


Богатый пасхальный стол после поста. Помимо традиционных, накануне освященных, куличей, пасхи и крашеных яиц, меню может включать даже любые мясные блюда. Украсить стол можно например самодельными гнездышками с пустыми перепелиными яичками и небольшим букетиком нарциссов или веточками вербы.


Пасху можно с уверенностью назвать любимым детским праздником наравне с Новым годом и днем рождения, ведь этот день заряжен позитивными эмоциями, наполнен яркими красками и, самое главное, делает всех чуточку светлее и добрее.

Как правильно праздновать православную Пасху

Святые апостолы заповедали праздновать Пасху всем верующим: Великую неделю Святой Пасхи да не работают, но да празднуют; она есть неделя Воскресения Господня: и надобно во время ее познавать Пострадавшего и Воскресшего (7-е правило святых апостолов).

В этот день, как пишется в синаксаре, мы празднуем самое живоносное Воскресение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа выражая радость, которою по милосердию Божию обогатилось наше естество; так же празднуем и вражды разрушение.

В эти дни Церковь внушает нам освобождаться от ежедневных забот для радостного общения с Богом, со святыми, между собой и для освящения себя, отпуская верующих в эти великие дни из дома, Церковь разрешает пост.

Что означают пасхальное приветствие и лобзание

Приветствие и лобзание начинается в конце Пасхального утреннего богослужения между священнослужителями.Подобно тому, как женам-мироносицам было сказано Ангелом: пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых (Мф. 28,7), священнослужители выходят из алтаря с Крестом, Евангелием и иконами, становятся пред Царскими вратами, лицом к предстоящим, и тогда находящиеся в храме идут к собору священнослужителей и, целуя Крест, Евангелие, иконы, приветствуют с Воскресением Христовым и лобзают священнослужащих. После этого пасхальное приветствие становится всеобщим, присутствующие в храме приветствуют и лобзают друг друга, и это приветствие и лобзание они несут в свои дома.

Приветствуя друг друга в дни Пасхи словами «Христос воскресе!», мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые после Воскресения Спасителя, беседуя о Воскресшем, говорили: Господь истинно воскрес (Лк. 24, 34).

Целование, которое сопровождает это приветствие, означает, как пишется в синаксаре, «соединение с Богом и Ангелами».

«Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» — так приветствуют христиане друг друга от Пасхи до Вознесения.

Зачем мы дарим на Пасху крашеные яйца

Этот пасхальный обычай происходит от святой равноапостольной Марии Магдалины. После Вознесения Господа она с евангельской проповедью пришла в Рим, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо (в древности приношение яйца было знаком почтения и уважения), сказала: «Христос воскресе!» и таким образом начала свою проповедь.

Окрасив яйцо в красный цвет, святая равноапостольная Мария Магдалина открыла великую тайну благочестия, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца (1 Пет. 1, 18-19).

Одаривая друг друга крашеными яйцами мы, по примеру равноапостольной Марии Магдалины, исповедуем животворящую смерть и Воскресение Господа — два события, которые соединяет в себе Пасха. Как из яйца, из-под мертвой его скорлупы, рождается жизнь, которая прежде была совершенно сокрыта ею, так из гроба, жилища смерти и тления, восстал Жизнодавец, и некогда восстанут в вечную жизнь и все умершие. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей Божественной веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых.
Почему Церковь освящает куличи и пасхи

Пасха христианская есть Сам Христос Своим Телом и Кровию; Пасха Христос избавитель, как поет Церковь и говорит апостол Павел (см.: 1 Коринф. 5, 7). Поэтому особенно прилично причащаться Тела и Крови Христовых в Светлый день Пасхи. Но так как православные христиане обыкновенно принимают Святые Тайны в продолжение Великого поста и в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особенные приношения верующих, обыкновенно называемые куличами и пасхами, чтобы их вкушение напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе (во многих храмах освящение куличей и пасх начинается в субботу, после окончания Литургии).

Окончив подвиги поста, прекращая говение, православные христиане семейно вкушают благословенную пасху и употребляют ее во всю Светлую седмицу. Видимо, на это семейно-радостное вкушение пасох указует святитель Иоанн Златоуст в своем слове на Пасху, в котором он призывает всех к радостнейшему ее торжеству: «богатии и убозии, ликуйте друг с другом: трапеза исполнена, все насладитеся пира веры, все воспримите богатство благости. Телец уготован, да никто не изыдет алчущим».
О посещении кладбища в день Пасхи

Церковный Устав не знает чина Пасхальной панихиды, но не запрещает в этот день навестить родную могилку.

Наши усопшие, оставаясь такими же членами Церкви Христовой, как и живые, слышат наше обращение к ним и отвечают на них, чаще всего незаметно, а иногда и зримо — в 1463 году чудотворцы Печерские, нетленно лежащие в гробах, на пасхальное приветствие преподобного Дионисия отвечали: «Воистину воскресе!»

В день Пасхи можно посетить кладбище, чтобы похристосоваться с усопшими. Христосование должно быть действительно радостным христосованием, а не заупокойным молением, всегда настраивающим нас на грустный лад. Церковные люди скажут на дорогой могилке: «Христос воскресе!», положат на могилку красное яичко, может быть, и поплачут, но совершать заупокойную службу не дерзнут. Нам трудно удержаться от грусти при посещении кладбища на Пасху, но не надо еще более увеличивать эту естественную,неосудительную и на Пасхе, грусть грустными заупокойными песнопениями, которые по Церковным Уставам на эту седмицу совсем устраняются из обихода, даже и из келейного, домашнего правила.

Служение же панихиды откладывается до Радоницы, до вторника второй недели после Пасхи, когда совершается пасхальное поминовение усопших.

Как учат праздновать пасхальные дни отцы Церкви и великие старцы

Ни бедность, ни богатство пасхального стола не влияют на радость праздника, который — не в роскоши яств и сластей. В этот день, как пишет святитель Иоанн Златоуст, Спаситель «одинаково почтил богатых и бедных, рабов и свободных, и всем сообщил общий дар». Пасхальным празднествам подобают «не деньги и издержки, а одно доброе расположение и чистый ум». Более того, отцы Церкви призывают в пасхальные дни «не предаваться пьянству и объядению».

Между тем, часто подготовка в семье к Пасхе и празднование состоит именно в большой уборке, выпечке куличей, приготовлении пасх, окрашивании яиц, приготовлении множества блюд.

«Пред наступлением великих праздников надо быть особенно внимательным к себе, — предупреждает святой праведный Иоанн Кронштадтский. — Враг заранее старается охладить сердце к

предмету празднуемого события, чтобы христианин не мог сердечно почитать его сердечным размышлением о сущности его».

Конечно, надо печь куличи, надо красить яйца, надо убирать к празднику квартиру («обряды нужно исполнять, ибо они воспитывают душу в благочестии — писал великий валаамский старец Иоанн), — но надо помнить и слова архиепископа Киприана (Зернова), который в одной из проповедей перед началом Страстной седмицы говорил, что лучше разговеться буханкой черного хлеба, чем пропустить какую-либо из служб Страстной и Светлой седмиц.

Великие отцы Церкви и великие старцы указывают, что главное в праздновании пасхальных дней — богослужение, которое совершается в эти дни в храмах с особой торжественностью, при распахнутых Царских вратах. По словам святителя Иоанна Златоуста, радость пасхальных дней — это «слушание божественных изречений, молитвы отцов, благословения священников, приобщение божественных и неизреченных таинств, мир и единомыслие, дары духовные и достойные щедрости Дарующего».

Великий Псково-Печерский старец Савва, зная о нашей тяге к мирскому, земному, плотскому празднованию этих святых дней, говорил:

«Прошло время плача и сетования. Настало время радости и веселья. Ничто нам не препятствует ныне веселиться и радоваться!.. Иисус Христос любит, чтоб у Него все люди радовались; любит, чтоб

все у Него просили себе радости… Господи! Отчего я ныне не могу радоваться? Вот отчего скорблю: болен я, беден я, грешник я, и сам не знаю отчего. Попросите, скажите только Ему: «Господи, ничто меня не веселит ныне, обрадуй сердце мое чем-нибудь для Твоего Праздника!» И Он обрадует тебя и Он скажет тебе: «Вниди в радость Господа твоего!» …Каждый просите ныне себе радости… Он всех ныне поит вином веселья! Он всех угощает ныне пивом новым! Те радости — пустые радости, нехорошие радости, которые не из рук Спасителя берутся. То вино — не доброе вино, которое не с Его стола получается, оно дает временное веселье, после которого сердце объемлет скорбь.

Итак, радуйтесь!.. Никаких смущений допускать не следует! Наоборот, только лишь просить и быть уверенным. А если будет сомнение, говори: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Будем же просить духовной радости у Сладчайшего Господа Иисуса Христа и обязательно ее получим!»
Что надо знать об артосе — освященном хлебе

Слово «артос» означает в переводе с греческого «квасной хлеб», хлеб, общий всем членам Церкви, освященный хлеб, иначе — всецелая просфора. Уже первые ученики Спасителя, готовя обыкновенную трапезу, первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней — и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы особой молитвой, окроплением святой водой и каждением. Артос сохраняют в храме на аналое пред иконостасом всю Светлую седмицу. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.

В субботу Светлой седмицы на Литургии артос раздробляют и раздают верующим как святыню.

Частицы артоса благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос принимается только натощак, со словами: «Христос воскресе!»

Как питались в пасхальные дни

Пасха, Светлая седмица — главные праздники года, и к этим дням готовились заранее, стараясь, чтобы пища в эти дни была особой, праздничной.

Разговлялись всегда пасхой, крашеными яйцами, куличами.

В дни пасхальных праздников «стол накрывался еще более парадно, чем на Рождество, те же блюда с индейкой, ветчиной, телятиной, но посреди стола возвышалась пасха, на ней были сделаны из цукатов буквы Х.В.; по обе стороны два кулича — один шафрановый, другой белый, обе верхушки, облитые сахаром, были украшены красными бумажными розами. И гора красных яиц…» (из воспоминаний Е. А. Андреевой-Бальмонт).

«Вот Воскресенский стол зажиточного хозяина, у которого хозяйка придерживается родной старины: две, три, даже четыре огромных сладких пасхи, из превосходной крупитчатой муки, на масле, яйцах и сахаре; одна или две кислые пасхи; сырная пасха, ягненок из масла; пара поросят — один без фарша, другой — фаршированный кашей и печенкою, у них в зубах хрен; два ягненка — один без фарша, другой — фаршированный миндалем, изюмом и рисом; окорок ветчины и окорок буженины под сеткой из бумаги; кендюх; голова борова в натуре с глазами из маслин, воткнутых в сливочное масло; лук зеленый, кресс-салат зеленый; тарелка пшена, на нем соль четверговая; превосходное сало в кусках; несколько сортов сосисок и колбас, как-то: кровяные, простые малороссийские, печеночные и прочее; масло, сыр, сметана, лук в кореньях; все это обложено крашеными в синюю, желтую, мраморную, наиболее в красную краску яйцами; эти яйца гусиные и куриные. Прибавьте к этому несколько сортов водок и наливок; тут есть и перчиковка, и калгановка, и кардамонная, и кусака, и сливянка, и малиновка, и рябиновка, и терновка» (Н. А. Маркович).

В Домострое, древнейшем памятнике о быте и жизни Руси, пишется, что подают в пасхальные дни: «лебедей, потроха лебяжьи, журавлей, цапель, уток, тетеревов, рябчиков, почки заячьи на вертеле, кур соленых (и желудок, шейку да печень куриные), баранину соленую да баранину печеную, куриный бульон, крутую кашу, солонину, полотки, язык, лосину и зайчатину в латках, зайчатину соленую, заячьи пупки, кур жареных (кишочки, желудок да печень куриные), жаворонков, потрошков, бараний сандрик, свинину, ветчину, карасей, сморчки, кундумы, двойные щи. А к ужину подают студень, рябчиков, зайчатину печеную да уток, рябчиков жареных да тетеревов, баранину в полотках, зайчатину заливную, кур жареных, свинину да ветчину. А еще в Пасхальный мясоед к столу еду подают рыбную: сельдь на пару, щуку на пару, леща на пару, лососину сушеную, белорыбицу сушеную, осетрину сушеную, спинки стерляжьи, белужину сушеную, спинки белужьи, спинки белорыбицы на пару, лещей на пару, уху с шафраном, уху из окуней, из плотиц, из лещей, из карасей. Из заливных подают: белорыбицу свежую, стерлядь свежую, осетрину свежую, щучьи головы с чесноком, гольцов, осетрину шехонскую, осетрину косячную» .

Конечно, почти все эти блюда сейчас нам недоступны, и не только потому, что нет продуктов, но даже из-за цены. Но, как писал Н. А. Маркевич, «нет хозяина, который бы не имел к этому дню поросенка, колбасу, пасху и несколько красных яиц».

В каких нуждах каким иконам надлежит молиться:

При болезни глаз:

Божьей матери «Казанская»;

Святителя Никиты Новгородского;

Святителя Алексия Московского;

Святителя Гурия Казанского.

При грудной болезни:

Святителя Дмитрия Ростовского.

При болезни внутренних органов:

Великомученика Артемия;

Преподобного Серафима Саровского.

При параличе:

Преподобного.Александра Свирского;

Мученицы Евдокии;

Ангела-хранителя.

При лечении алкоголизма:

Божьей матери «Неупиваемая чаша»;

Мученика Вонифатия.

О желании иметь детей:

Преподобного Параскевы Свирского.

При болезненных состояниях и вообще при болезнях:

Божьей матери «Скоропослушница»;

Святителя Николая Чудотворца;

Целителя Пантелеймона.

Вконтакте

Пасха — один из самых радостных и светлых праздников в году. Ее празднование сопряжено со многими вековыми традициями и обычаями, которые добавляют Пасхе особого колорита и душевности. К сожалению, далеко не все из нас хорошо знакомы с православными пасхальными традициями. О том, что делают в Пасху и что нельзя делать в этот церковный праздник, а также что делать перед и после Светлого Христова Воскресения, и пойдет речь далее.

Что делают перед Пасхой: главные традиции по дням

Празднованию Воскресения Господнего предшествует Страстная седмица — последняя неделя перед великим праздником. В старину каждый ее день был сопряжен с определенными традициями, которые всеми верующими строго выполнялись. Так, например, в понедельник хозяйки начинали наводить идеальный порядок в доме. Кроме генеральной уборки, в этот день также готовили специальное эфирное масло с травами, которым в течение всего последующего года лечили разные недуги. Во вторник стирали и штопали белье и одежду. Также в страстный вторник мирились и просили прощение. В среду, как правило, заканчивали все работы по дому и варили яйца.

В Чистый четверг все члены семьи обязательно купались, желательно до рассвета. Такой обряд омовения гарантировал крепкое здоровье на весь год, а еще символизировал духовное очищение. Также в четверг начинали красить яйца и печь пасхальные куличи. В Страстную пятницу, как правило, ничего не делали и старались не есть. Таким образом, верующие скоробили по Христу. В последний день перед Пасхой — субботу, заканчивали последние приготовления. В этот день хозяйки готовили все оставшиеся пасхальные угощения, убирали и стирали.

Что делают в Пасху?

Пасху отмечают в воскресение — последний день Страстной седмицы. Традиционно верующие отправляются в ночь с субботы на воскресение в церковь, чтобы отстоять Пасхальную службу и освятить куличи и яйца. Кроме традиционных куличей и крашанок, святить можно также воду, соль, фрукты. Считается, что освященная еда приносит здоровье. Кроме того, принято также оставлять в церкви часть принесенных продуктов, чтобы каждый нуждающийся в этот день смог разделить радость праздника.

На заметку! На Пасху принято приветствовать друг друга особыми словами: «Христос Воскрес». В ответ на такое приветствие нужно сказать: «Воистину Воскрес». Затем трижды поцеловаться.

Утром в воскресение традиционно вся семья собирается за одним столом, чтобы начать праздновать Пасху. Сначала глава семьи разрезает кулич на столько частей, сколько людей присутствует за столом. С кусочка пасхального кулича и крашанки и начинается разговение. После можно пробовать и другие праздничные блюда. Затем весь день нужно веселится и радоваться.

Что нельзя делать в Пасху?

Существует и перечень того, что на Пасху делать нельзя. Например, в этот день категорически возбраняется ругаться, ссориться, скорбеть и ходить на кладбище. Также нельзя работать и заниматься физическими нагрузками. Не приветствуется церковью и чрезмерное распитие крепких алкогольных напитков, в том числе и освящение их во время службы.

Что делают после Пасхи?

В первую неделю после Пасхи принято поминать усопших. Всю неделю можно ходить на кладбище и приносить пасхальные угощения.

Также в период до Вознесения Господнего (40 дней после Воскресения Христова) следует придерживаться главных пасхальных правил: быть приветливыми, радостными, не сквернословить, жить в мире с окружающими. По возможности нужно поменьше трудиться и избегать тяжело физического труда. В это время стоит больше внимания уделять духовному развитию и очищению.

Надеемся, что мы ответили вам на главный вопрос о том, что делать на Пасху, а чего делать нельзя. И уже в этом году вы на практике примените все полученные знания.

Один из немногих праздников, которые отмечаются большинством людей – это Пасха. Вместе с Новым годом и днем рождения его празднуют почти все. Светлое Воскресенье всегда отмечается весной, дата его вычисляется по лунному календарю и зависит от Великого поста. Этому празднику много сотен лет, но до сих пор сохранились традиции и обычаи древности.

История праздника Пасхи в России

До появления христианства многие народы отмечали весной возрождение природы и воскрешение своих богов. И в нашей стране были языческие весенние праздники. Но с введением христианства традиции их празднования были перенесены на Пасху. Отмечается она в России с 10 века и значение ее – радость по поводу воскрешения Иисуса Христа.

Хозяйки начинают к этому празднику задолго. Неделя до Светлого Христового Воскресения называется страстной. Люди занимаются очищением и подготовкой дома и своего тела к его встрече. Хозяйки чистят и моют дом, стирают и убирают. В это время убирали зимние рамы и отмывали окна. Последняя неделя Великого поста самая трудная. Поэтому нужно также очищать свои мысли и больше времени проводить в молитве.

В России соблюдаются до сих пор. Даже неверующие люди, не посещающие церковь, красят яйца, пекут куличи и готовят вкусные блюда. Это самые распространенные символы Пасхи в России. Есть и особые, встречающиеся только в этой стране,обычаи. Например, люди ходят друг к другу в гости и угощают красивыми расписными яичками. Только в России распространена такая игра: бьются друг об друга острыми концами яйца. Считалось, что у кого оно останется целым, тот в этом году будет здоров и счастлив.

Для многих Пасха – веселый праздник, который символизирует возрождение и обновление. Люди в этот день поздравляют и целуют друг друга, играют в веселые игры и вкусно едят. Чтобы узнать ответ на вопрос, «Какого числа Пасха в России», можно заглянуть в православный календарь, где на несколько лет вперед вычислена дата праздника. Обычно дата «плавает» между 4 апреля и 1 мая.

Просмотров