Храм василия блаженного - девять церквей в одной. Секреты куполов собора василия блаженного

Купол — что означает количество куполов и их цвета?

Купол (итал. cupola - купол, свод, от лат. cupula , уменьшительное от cupa - бочка) - пространственное покрытие зданий и сооружений, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т. п.). Традиция сооружать над основным зданием храма один или несколько куполов пришла к нам из Византии. Купол является символом небесного (сфера) и вечного (круг). Внешний храма нередко отражает его посвящение — Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику. Так, например:

  • Белый — храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня
  • Голубой — в честь Пресвятой Богородицы
  • Красный — посвященный мученику (мученикам)
  • Зелёный — преподобному
  • Жёлтый — святителю

Однако, надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и не всегда соблюдаемая.

Золотые купола символизируют Божественную славу. Поэтому златоглавыми чаще всего устраивают храмы, посвященные Господским праздникам.

Голубой или синий цвет купола символически изображают небесную чистоту и непорочность. Эти купола венчают храмы, посвященные Божией Матери.

Купола храмов, посвященные Пресвятой Живоначальной Троице, имеют, как правило, зеленый цвет. Храмы, освященные в честь святых, также имеют зеленые купола.

Надо помнить, что речь идет о традиции, а не правилах. Реально покрытие купола часто зависит от материальных возможностей прихода.

Количество куполов на храмах также символично:

  • 1 — символизирует Единого Бога
  • 3 — Святую Троицу
  • 5 — Спаситель и четыре евангелиста
  • 7 — семь таинств Церкви
  • 9 — по числу ангельских чинов
  • 13 — Спаситель и двенадцать апостолов
  • 33 — по числу лет земной жизни Спасителя.

Форма купола тоже имеет символический смысл.

  • Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.
  • Форма луковицы - символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: «Вы — свет миру».
  • Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.

Цвет купола также важен в символике храма:

  • Золото - символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
  • Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
  • Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый - цвет Святого Духа.
  • Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.
  • В монастырях встречаются черные купола — это цвет монашества.

На Мадагаскаре распространена практика почитания усопших, называющаяся Фамадихана. Каждые 7 лет умерших родственников, похороненных в склепе во дворе дома, извлекают и переодевают в новый шелковый саван. При этом с ними вежливо разговаривают и даже просят совета.

Что вас ожидает в ближайшее будущее:

Узнайте, что вас ожидает в ближайшее время.

Ритуалы посещения 40 церквей

Может ли молитва, возносимая за человека, помочь в решении его насущных проблем? И правда ли, что в этом случае количество влияет на качество? Интересно, что сами церковнослужители отрицают ритуалы посещения 40 церквей и не признают их действенности. Тем не менее, число «сорок» имеет некую мистическую власть над людскими душами.

Сорокоуст - что это и для чего?

Пустынные скитания Богом избранного народа продолжались, как известно, ровно сорок лет. И столько же дней принято поминать умершего человека - по окончании этого времени душа предстает перед Главным Судией. Но паломничество, в ходе которого надо посетить именно 40 церквей, не считается знаковым. Скорее, особым смыслом наполнена молитва, которую возносят подряд четыре десятка раз - сорокоуст за упокой мертвых или за здравие живых.

Что дает подобный молебен? В случае с покойным - очищение и отпущение грехов. А вот для тех, кто пока что находится на этом свете, сорокоуст может стать главным помощником при самых разных проблемах. Считается, что заказывать его надо не себе, а своим близким, тогда обряд поможет излечиться от серьезной болезни, найти правильное решение или утихомирить душевные бури.

Как это происходит? Сорокоуст заказывается в одной, трех или семи церквях (либо в монастырях - такой вариант полагают более действенным). С первого по сороковой день имя человека упоминается священнослужителем в молитве. Если обряд проводится, к примеру, одновременно в семи местах, мольбы за здравие (упокой) возносятся на протяжении указанного срока 280 раз. Соответственно, шанс «достучаться до небес» многократно возрастает.

Можно ли заказать молебен за некрещеного? Чаще всего «официальные лица» дают отрицательный ответ. Но, как сказал один мудрый пастырь: «Не решайте за Господа, чьи молитвы ему следует слушать!» Поэтому отчаявшемуся человеку при очень серьезной проблеме попытаться стоит. Есть вероятность, что сорокоуст поможет.

Церковный обряд снятия порчи

В христианстве прописано крайне негативное отношение к магии, но воспользоваться помощью Церкви для снятия порчи все-таки можно. Правда, в этом случае желательно быть верующим в Господа - иначе какой смысл просить его о защите?

Обычно описывают два варианта, хотя цифра «сорок» ни в одном из них не поминается. В первом случае предстоит посетить подряд семь монастырей, отстояв службу в каждом из них. Второй способ очищения от магического негатива заключается в том, чтобы за один день побывать в трех Храмах. При этом нельзя испытывать никаких отрицательных эмоций.

Имя врага, наведшего или заказавшего порчу, точно известно? Лучше всего помолиться об его здравии и поставить за «агрессора» свечку - это нейтрализует ранее оказанное воздействие.

Сейчас звезды вам советуют воспользоваться одним из предложенных ниже раскладов. Не упустите свой шанс узнать правду.

Зачем на православных храмах возводят купола? Это делают только в России или во всех православных странах? Сколько куполов должно быть у храма и сколько не может быть никогда? Какой они бывают формы и в какой цвет могут быть покрашены? Рассказываем!

Зачем храмам нужны купола?

Купола православных храмов в том виде, как мы знаем их сейчас, - это вопрос исключительно традиции. В том смысле, что это так сложилось: у храмов должны быть купола. Причем, сложилось именно у нас. В православной Греции, например, - многие церкви возводятся вообще без привычных нам куполов.

Вот, например, церковь на острове Корфу: типичная православная греческая архитектура.

Как и этот храм: тоже Греция

Тогда какое на самом деле значение купола имеют для храма, если их не везде сооружают, и зачем они нужны храму?

Изначально купол - это всего лишь один из видов свода, которое может иметь здание. Например, такая конструкция будет идеальна, чтобы закрыть большие пространства, когда нужно избежать поддерживающих колонн. Такой тип перекрытия известен с древнейших времен. Еще до христианства купола возводились в культовых и важных для государства зданиях - короче говоря, там, где собиралось большое число людей: праздновать что-то или справлять религиозный обряд.

Со временем, купола стали уже напрямую ассоциироваться с «сакральными» зданиями. В христианской традиции купольный свод сразу стал символизировать небесный мир, вечность, вселенную. Причем, символизм почти сразу стал основной стороной купола, поскольку в большинстве храмов (в тех странах и культурах, где он использовался) купол не имел и не имеет конструктивного значения и был просто «венчанием» конструкции.

Посмотрите: собор святой Софии в Константинополе (сейчас - это мечеть). Он был построен как православный храм в VI веке, но сохранил в себе «изначальный» подход к куполу - как к полноценному своду.

А вот , Москва. Купол маленький, «символический». Роль же свода играет крыша-перекрытие.

То, что купол может играть «символическую», а не конструктивную роль, сложилось исторически. Например, на Руси: первые сами храмы почти все были деревянными и выполнялись в технике классического сруба, поэтому перекрывать их большими куполами было конструктивно нелогично и нецелесообразно. Купол уже не играл роль «крыши», а просто возвышался над храмом. Поэтому, правильнее их называть не куполами, а главами или «главками».

Это не древний храм, а современный: в , но он хорошо иллюстрирует сказанное в отношении куполов у деревянных храмов:

А вот пример конструкции храма, когда купол, наоборот: действительно выполняет конструктивную роль. Москва. Храм Успения Пресвятой Богородицы недалеко от Пречистенки. Купол закрывает собой весь придел, хотя над ним все равно поставлен небольшая башенка, которую венчает «луковка».

Или в подмосковной Кубинке. Тоже: большой свод в форме купола и над ним «луковка» поменьше.

Или главный собор Иоанно-Богословского монастыря в Москве. Не самый ярко-выраженный, может быть, пример, но тем не менее:

Купола действительно стали неотъемлемой частью русской традиции. Причем, нашим куполам присуща именно форма «луковки». Кто-то видит в этом напоминание о горящей свече. Возможно. Но изначально такого символизма в луковичную форму купола не вкладывалось - речь шла просто о красивой форме, которая гармонично завершала бы образ храма.

Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

Сколько куполов бывает у храма?

Вообще говоря, сколько угодно - в том смысле, что никаких догматов или сформулированных законов на этот счет нет. Число куполов определяется архитектурной концепцией храма. Другое дело, что в христианской традиции за некоторыми числами хранится символическое значение или ассоциации, а потому число куполов в подавляющем большинстве случаем ограничивается следующем количеством:

  • Один купол символизирует Единого Бога
  • Три купола символизируют Святую Троицу
  • Пять куполов - Спасителя и четырех евангелистов
  • Семь куполов напоминают о семи Таинствах Церкви
  • Совсем редко: девять куполов символизируют девять ангельских
  • Еще реже: 13 куполов - Иисуса Христа и его двенадцать апостолов
  • Наверняка есть храм и с 33-ю главками: по числу лет земной жизни Спасителя.

Цвета куполов: какие бывают?

Каким должен быть цвет купола в Церкви, это тоже не определяется каким-то правилами или канонами. То есть, он может быть любой (у храма Василия Блаженного на Красной Площади они, вообще, пестрые), но опять-таки - традиционно купола в русской традиции бывают такими:

Позолота - один из самых частых способов украсить главку. Никакой символической нагрузки тут нет: это просто очень красиво, величественно.

Синие купола (чаще всего - со звездами). Такие купола венчают храмы, посвященные Пресвятой Богородице. А звезды напоминают о Рождестве Христа от Девы Марии.

Зеленые купола . Вообще, в нашей Церковной традиции зеленый цвет - это символ Троицы или Святого Духа. Но в случае с куполами такой прямой зависимости нет. Вот, например, храм святителя Николая в , рядом с метро Библиотека имени Ленина в Москве.

Ну и наконец: черные купола . Кто-то говорит, что они символизируют собой монашество и встречаются в монастырских храмах, но это не так. Есть достаточно городских, «приходских» храмов с черными главками. Например, старообрядческий храм Покрова Пресвятой Богородицы в Турчаниновом переулке - что в двух шагах от метро Парк Культуры.

Еще черными со временем становятся медные купола: медь с годами приобретает очень красивый черный цвет.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

У каждой столицы есть свой символ, по которому она безошибочно узнается. Для Москвы это Покровский собор на Красной площади, более известный как храм Василия Блаженного. Похожее на драгоценную шкатулку здание не спутать ни с каким другим из-за удивительного силуэта, образованного главами девяти церквей, возведенных на едином основании, и неповторимого, красочного и радостного оформления их фасадов.

Чудо, рождающее легенды

Любое произведение искусства, рукотворное и нерукотворное чудо окружено ореолом тайны. Взять хотя бы «Джоконду» Леонардо, «Реквием» Моцарта, Великие пирамиды, озеро Байкал или Большой каньон. Что же это за чудо, если о нем не слагают легенды? Если оно не вызывает желания узнать о нем побольше и, когда сведений недостаточно, начать строить догадки, которые со временем превращаются в легенды?

В этом, как и во многих других отношениях, храм Василия Блаженного - истинное, стопроцентное чудо - каких только историй о нем не рассказывают! А ведь, казалось бы, о здании, возведенном на центральной площади столицы, все должно быть доподлинно известно. Но нет, не тут-то было...

Считается, что Покровский храм возводили в 1555-1561 годах русские зодчие Барма и Постник Яковлев. Хотя существует гипотеза, что это был один мастер - Иван Яковлевич Барма.

Известна легенда, будто на вопрос Ивана Грозного, смогут ли мастера построить другой, такой же прекрасный храм, один из них с вызовом ответил: «Сможем!» - и тем прогневил царя. «Лжешь!» - вскричал Грозный и велел ослепить мастеров, чтобы они нигде больше не построили такого чуда. Подобные истории, впрочем, рассказывают о многих русских и зарубежных соборах, так что едва ли им стоит верить.

Еще одна легенда гласит, что храм этот Иван Грозный строил в честь своего отца, великого князя Василия III: «Меня-то народ и без церквей тысячу лет будет помнить, а я хочу, чтобы и родителя моего помнили». Оттого будто бы и пошло название храма.

В честь другого Василия

Первоначально на бровке Москвы-реки, на возвышенности рядом со рвом, окружавшим средневековый Кремль и засыпанным в XIX веке, стоял белокаменный храм во имя Живоначальной Троицы, где был погребен самый чтимый на Руси юродивый Василий Блаженный. Затем, по велению царя Ивана Грозного и по благословению митрополита Макария, вокруг него стали возводиться новые церкви, большинство которых было освящено в память событий Казанского похода.

Выросший на месте прежнего храма комплекс был назван собором Покрова Богородицы, в просторечии - храмом Покрова на рву.

В конце XVI века на месте разобранной северо-восточной части галереи над могилой московского юродивого, причисленного к лику святых Василия Блаженного, появилась церковь, освященная его именем. В отличие от церквей Покровского собора, где службы совершались в дни двунадесятых и престольных праздников, в церкви Св. Василия Блаженного служба была ежедневной. Это послужило причиной появления народного названия Покровского собора - храма Василия Блаженного.


Собор Покрова Божией Матери (собор «что на рву» или Храм Василия Блаженного). Фото с сайта russian-church.ru.

Этот храм был геометрическим центром градостроительного ансамбля столицы, а его 46-метровый шатер - самым высоким в Москве до тех пор, пока Борис Годунов не распорядился достроить колокольню кремлевской церкви Иоанна Лествичника до 81 метра, после чего ее стали называть Иваном Великим.

Коротко о главном

Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятую - самую высокую, - увенчанную шатром. Центральная церковь посвящена празднику Покрова Богоматери - именно в этот день Казань была взята приступом. Приделы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами и нишами. В целом собор создает ощущение праздничности и нарядности. Всего в нем 9 иконостасов, в которых находится около 400 икон XVI-XIX веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ. Стены собора оформлены масляной живописью и фресками XVI-XIX веков. Помимо икон в соборе представлены портретная и пейзажная живопись и церковная утварь. Среди особо ценных экспонатов - потир XVII века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу.

Храним людьми и Богом

По мнению православных священников, храм Василия Блаженного сохранился по особому Промыслу Божиему - не один раз он оказывался на краю гибели и все же остался цел.

В 1737 году Покровский храм сильно пострадал от пожара, но был отреставрирован и, по уверениям очевидцев, стал еще краше. Увидев его, Наполеон, если верить легенде, распорядился перевезти московское чудо в Париж, но техника того времени оказалась не в состоянии решить эту задачу. Тогда, перед отступлением французской армии, Наполеон приказал взорвать храм вместе с Кремлем. Москвичи пытались погасить зажженные фитили, и внезапно хлынувший проливной дождь помог им остановить взрыв.

Среди прочих существует легенда, будто в 1936 году Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы расчистить место для праздничных демонстраций и автомобильного движения по Красной площади. По его распоряжению был изготовлен макет Красной площади со съемным Покровским храмом, который Каганович и принес к Сталину. Начав с рассказа о том, как собор мешает демонстрациям и машинам, он якобы со словами «А если бы его - р-раз!..» - рывком сорвал храм с площади. Сталин посмотрел, подумал и медленно проговорил знаменитую фразу: «Лазарь! Поставь на место!»

Вопрос о сносе храма действительно поднимался, но, по мнению ряда историков, в решении его главную роль сыграло мужество архитектора П.Д. Барановского. Когда ему приказали подготовить храм к сносу, он наотрез отказался и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил резкую телеграмму в Кремль: в ЦК и, как водится, лично товарищу Сталину. По одной из версий, письмо дошло до адресата, и Барановский, будучи приглашенным в Кремль, встал перед собравшимся ЦК на колени, умоляя не разрушать храм. Едва ли именно это подействовало, но так или иначе, Сталина действительно что-то остановило - решение о сносе было отменено.

Все возвращается на круги своя...

Согласно одной из официальных версий, а их тоже несколько, в 1918 году Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 года он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 года в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения. Затем собор стал филиалом Государственного исторического музея. Начались научно-реставрационные исследования, благодаря которым стало возможным восстановление первоначального облика собора и воссоздание в отдельных церквях интерьеров XVI-XVII веков. С этого момента были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы.

В 60-е годы XX века во время реставрационных работ открыли храмозданную летопись, в которой строители указали точную дату завершения строительства собора - 12 июля 1561 года (Петров день); железные покрытия куполов церквей собора заменили на медные.

В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу. По ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут увидеть великолепный взмывающий в небо шатер и ценнейший иконостас, а также пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, расписанной дивными узорами.

Покровский собор находится в федеральной собственности. С 1990 года используется одновременно как музей и как храм, в котором Русской православной церковью проводятся богослужения.

История Церкви,ОТДЕЛЁННОЙ от государства.
Хорошо известен приказ Ленина "Об изъятии церковных ценностей",с которого по сути начался повсеместный разгром монастырей и церквей с поголовным уничтожением священнослужителей всех рангов.
Ленин докладывал в ЦК:Мы приобрели много ценностей,большой капитал,остро,необходимый нам,и одновременно разожжём ненависть,раскол в рядах верующих,натравив их,начнём репрессии,уничтожив сопротивление".
"Большевистская расправа над православной Церковью превосходила по жестокости гонения на веру и верующих в первые века христианства"(учёный,историк,политолог А.Г.Латышев."Рассекреченный Ленин".
Из письма Патриарха Алексия 1-го в советские органы.20ноября 1959г.(Отечественные Архивы,1994.№5.с.51-53
краткий обзор:
"1. Продолжается нападение на духовенство и верующих...с непроверенными приводимыми фактами,сссс дискредитацией духовенства вообще в глазах народа с целью опорочить всю Церковь и её служителей.
2.закрытие монастырей с полным во многих местах игнорированием тех положений,которые выработаны Советом по делам РПЦ при нашем участии...
3.До последнего времени церковная власть свободно распоряжалась церковными суммами:
1)на поддержание приходов и бедных церквей;2)на пособия нуждающимся бывшим работникам церковным,ставших инвалидами и беспомощными по старости,не имеющих права на пенсию от патриархии;
Это она делала,исходя из того,что церковные суммы составляются из жертв верующих на нужды церкви.Теперь -первое затруднено,а второе совершенно воспрещается...
5)Беспретендентной является история с приёмом в этом году в духовные семинарии и академии...вплоть до отобрания у них паспортов..
6). Намечается стремление сокращения штатов священников в церквах,даже Москвы...
9). Неимоверно увеличены взносы налога по новой оценке церковных строений...,что неизбежно приведёт к закрытию монастырей.теперь уже местное управление ком.хозяйства административным порядком снимает все средства этих монастырей и требует продажи имущества.
10).Больным вопросом является до сего времени свечной вопрос.Раньше общий налог составлял один миллион с небольшим,а после повышения продажной цены с 1октября 1958г.с 15руб.за кг до 200-х руб.уплачено налогов 71 154 038 руб.
11).Из-за крайнего повышения налогов с духовенства многие священники вынуждены уходить с мест!.

Ещё много чего можно написать на тему отлучения церкви от государства при советской власти.и в предидущие,и в последующие годы.
Думающий человек поймёт,при каких условиях и в какой ситуации пришлось возрождаться нашей Церкви.Поэтому нет ничего зазорного и в том,если кто-то из гос.служащих выделит машину для перевозки священникаИ это будет справедливо за всё,что с нашей Церковью делали. Текст скрыт

Просмотров