Гигантская ванна. Баболовская царь-ванна

Многие не знают про шедевр каменного мастерства наших предков - гигантскую ванну, до изготовления подобного не было дела ни мастерам древнего Египта, ни другим древним культурам. И почему широко не афишируется это изделие как технологические достижения наших предков - мне не понятно. Размер изделия настолько огромен, что в него с трудом можно поверить. И вполне возможно, что это наследие от более древних, допотопных жителей этого региона.

Этот артефакт также называют «Баболовской Чашей», «Ванной Российской Империи», «Гранитным шедевром» и «Восьмым чудом света». Между тем вы не найдете его ни в одном популярном путеводителе по Санкт-Петербургу и пригородам.


В Царском Селе, на окраине Баболовского парка, стоят руины Баболовского дворца.

На юго-западе города Пушкин, вдали от туристических маршрутов, расположен самый последний из императорских парков. По сравнению с Александровским или Екатерининским, изобилующими изящными архитектурными сооружениями и скульптурами, Баболовский парк выглядит более, чем скромно.

История возникновения Баболовского дворца восходит к 80-м годам XVIII века, когда неподалеку от деревни Баболово (или еще версия: огромная территория почти в 270 гектар, получила название от расположенного неподалеку, но до наших дней не дожившего, финского селения Пабола), в трех верстах от Царского Села, среди болот и низин, заросших лесом, князь Григорий Александрович Потемкин устроил мызу с маленьким пейзажным садом.

Если заглянуть через стенной пролом внутрь восьмиугольной башни, то вашему взору предстанет гигантская гранитная чаша, колоссальный монолитный бассейн, высеченный из единого куска красного гранита, высотой около двух метров и диаметром более 5 метров. Это и есть знаменитая баболовская чаша.

Каменный дворец был построен в 1785 г. по проекту И. Неелова. До этого на его месте находилась деревянная усадьба. Архитектор придал каменному зданию «готический» вид: окна со стрельчатыми завершениями, зубчатые парапеты. Вид готических построек придавала дворцу и восьмигранная башня с шатровой кровлей. В главном зале установили большую мраморную ванну для купания в жаркие дни. Баболовский дворец был одноэтажным летним зданием, состоящим из семи комнат, каждая из которых непосредственно выходила в парк.

Возле дворца, названного Баболовскиместь рукотворный Большой Баболовский пруд. Он был сделан, когда протекающую неподалеку реку Кузьминку перегородили плотиной. Прямо за особняком расположен другой пруд, Зеркальный, или Серебряный. От дворца в парк путь проходит по Баболовскому мосту-плотине. Через рощу, дорога вела к зданию кухни. Она просуществовала до 1941 года и была уничтожена вражескими снарядами. Чуть дальше можно найти аллею серебристых ив, возраст которых доходит до полутора сотен лет.

Первоначально расчистили только небольшую территорию возле дворца, а везде вокруг оставался сплошной еловый лес. Еще через некго протекала канава с чистой, очень холодной водой, и в ней водились огромные налимы. Называли её «монаховой»: якобы в гроте, из которого она вытекала, стояла фигура монаха. Расширение парка началось в середине 19 века. Тогда стали осушать окрестные болота, выкорчевывать старые деревья, а на их месте сажать новые молодые дубы, клены, липы и березы. Проложили дороги и прорубили просеки для пеших прогулок и езды на экипажах.

Из Парижа был вызван архитектор-декоратор Ронди, который представил проект создания в Баболовском парке публичного развлекательного комплекса. Новый парк должен был изобиловать аттракционами, фонтанами и водопадами. Но, получив смету расходов, император отказался от затеи. Чтобы «сохранить лицо», было объявлено, что предназначено место для уединенных прогулок и наслаждения красотой окружающей природы.

В 1783 году возле дворца был разбит английский сад. Со стороны северного фасада дворца был расположен Большой (или Баболовский) пруд, образованный речкой Кузьминкой после постройки на ней плотины, к югу от дворца расположен Зеркальный (или Серебряный) пруд. Дворец пережил второе рождение после перестройки, осуществленной В.П. Стасовым в 1824-1825 годах.

Внук Екатерины Александр1 любил это место, и как утверждают, имел здесь интимные свидания. Александр произвел перепланировку дворца и заказал вместо беломраморной, гигантскую гранитную ванну. Композиционным центром дворца стал овальный зал, размеры которого архитектор значительно увеличил для того, чтобы разместить в нем новую ванну.

Уникальный бассейн из гранитного монолита, вмещающий 8000 ведер воды, был заказан инженером Бетанкуром известному петербургскому каменотесу Самсону Суханову, известному тем, что он руководил изготовлением Ростральных колонн на стрелке Васильевского острова и принимал участие в создании пьедестала памятника Минину и Пожарскому в Москве. Мастер согласился за 16000 рублей вырубить ванну. Глыбу красного гранита с вкраплениями лабрадора зеленоватых тонов весом более 160-ти тонн доставили с одного из финских островов и полировали на месте в течение десяти лет (1818-1828). Ванна имеет уникальные размеры: высоту 196 см, глубину 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. Её сначала установили, а затем возвели вокруг стены. К бассейну вела чугунная лестница с перилами, снабженная смотровыми площадками. Все детали отливались на чугунолитейном заводе Ч. Берда.


В 1818 году в Баболово с одного из финских островов доставили гранитную глыбу весом более 160-ти тонн. Мастерам оставалось отсечь всё лишнее (120 тонн). Работа заняла 10 лет и была выполнена в срок с самым высоким качеством. В результате получилась полированная гранитная ванна: высота 196 см, глубина 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. Данные по водоизмещением 8 тыс.ведер, согласно расчетным данным - 12 тонн воды.

При этом мастера продемонстрировали удивительное чувство камня. Толщина стен чаши минимальна – 45 см, что позволяет выдержать давление многотонной массы воды, но при этом является пределом для хрупкого гранита. Искусствовед, профессор Я. Зембицкий говорил, что «сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времени египтян неизвестно ничего столь колоссального из гранита «.


Архитектор Стасов писал: «По случаю высочайшего повеления о сделании каменного купола, вместо предположенного деревянного потолка над овальною залою, строящейся вокруг поставленной гранитной ванны при Баболовском павильоне, сделалось потребным:

1. Утолстить фундаменты и стены соразмерно тягости и распору такого купола и для сего.

2. Сломать оставшуюся часть бывшей залы и некоторую часть прилегающих стен павильона с их фундаментами…»

Архитектор завершил работы в 1829 году, сохранив готический облик сооружения со стрельчатыми окнами и зубчатым аттиком. Фасады дворца были оштукатурены, отделаны под камень и окрашены в коричневый цвет.

Историк И. Яковкин считал это изделие «из первейших в мире», а профессор Я. Зембицкий говорил, что «сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времени египтян неизвестно ничего столь колоссального из гранита» .

В Баболовском дворце до войны размещалась школа 100-й Авиационной штурмовой бригады Ленинградского Военного округа г Пушкина. В начале войны она была подвергнута жестоким бомбардировкам.

Уникальный Баболовский дворец пострадал во время войны. Рухнули его каменные своды. Лишь одна ванна, которой уже почти 200 лет , прекрасно сохранилась. Во время ВОВ немцы собирались вывезти ее, как редчайший экспонат, но не смогли. А потом им уже было не до того.

Этот объект, называемый в народе Царь-ванна, занесен в Книгу рекордов Гиннесса, но до сих пор не признан музейным экспонатом. К уникальному объекту, вырубленному из гранита, власти относятся как к мусору…

Разница в возрасте между питерским и египетским шедеврами, конечно, огромна. Если саркофагу в пирамиде Хеопса минимум 5 000 лет, то гранитной Царь-ванне менее 200 лет. Но не все так просто! Удивляют размеры, вес и техника обработки ванны. Российским каменотесам не приходилось создавать ничего подобного ни до изготовления Царь-ванны в конце XIX века, ни после нее. Даже современным умельцам с передовыми технологиями и соответствующим оборудованием по обработке гранита будет непросто выполнить подобный заказ.

Любопытно, что современные ученые, после тщательного изучения саркофага внутри пирамиды Хеопса, пришли к выводу – он вовсе не предназначался для фараона. Какие функции выполнял этот гранитный короб до сих пор неясно, хотя версий очень много. Такая же ситуация складывается и с Царь-ванной! Она таит в себе не меньше загадок, чем египетский саркофаг.

Изначально глыба красного гранита с вкраплениями зелёного лабрадора, из которой собрались вырубить ванну, весила более 160 тонн. После завершения работы вес готовой ванны составил 48 тонн. Даже по нынешним временам это большая цифра, сравнимая с весом дюжины слонов. Не всякая современная техника способна поднять этот груз.

Современников озадачивает тот факт, что в Ванне нет сливного отверстия, а также отсутствуют какие-либо технические возможности для подачи и подогрева воды. «Дырочка», на дне ванны никак не тянет на сливное отверствие и скорее всего сделана относительно недавно.


Сегодня существуют две версии объясняющие предназначение баболовской чаши.

Версия первая – бытовая. По традиции летние сезоны Романовская Семья проводила в Царском или Петергофе. Монархи тоже потеют. В жаркие дни существовала потребность освежиться в прохладной воде. Поскольку августейшим особам, особенно дамам, не пристало оголяться публично, то они могли сделать свой refreshing в этом бассейне. Почему бассейн не из полипропилена?- Да потому, что иных материалов, кроме гранита тогда не было. Почему вода не подогревалась? - Так потому что этот бассейн планировалось использовать только в летнее время и только для охлаждения.

И гранитная ванна была такой своеобразной купелью с постоянно прохладной или даже холодной водой. Такая толща гранита очень долго вбирает в себя тепло, можно сказать – это своеобразный аккумулятор холода. Тут надо вспомнить, что следующий царь Николай Павлович летом отдыхал уже не в Царском, а в Петергофе (коттедж в Александрии). А там было много возможностей купаться. Хотя для дам был устроен интересный павильон на жаркие дни - Царицын на Ольгином пруду. Там была применена иная система охлаждения воздуха.

Скорее всего, после завершения основных работ, в связи со смертью Заказчика (Александра1) наследники отказались от устройства бассейна, решив демонстрировать ванну как предмет камнерезного искусства.

Вторая версия - «масонская». Её сторонники рассматривают баболовский дворец с чашей как будущий главный масонский храм. При этом в декорациях дворца «специалисты» усматривают многочисленные масонские знаки. Эта версия плохо согласуется с тем фактом, что в 1822 году Александр1 издал высочайший рескрипт «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ». Трудно поверить, что Александр1, уничтожая ложи, оставил одну для себя.


Есть и третья версия , - юмористически-космическая. Некто, Ю. Бабиков, пишет: «Нет сомнений в том, что сама чаша - элемент антенного преобразователя-излучателя витонных СВЧ-колебаний для сверхдальней космической связи.. «

Версия четвертая : согласно первоначальному замыслу, по всей вероятности, у Ванны должен был быть слив. Подача и слив воды планировалось производить самотеком соответствующими задвижками (это видно по схеме). Но потом возможно побоялись сверлить - вдруг треснет!

Кстати, многие гадают как же нагревали воду? Ведь, чтобы наполнить такую каменную чашу нужно почти 8000 ведер воды, что совсем не мало и даже если наливать теплую воду, то пока наполняется ванна, она уже остынет.


Есть предположение, что снизу разводили костер и нагревая гранит, постепенно нагревали и воду. Действительно, под ванной есть ниша. Полно мусора, к сожалению, но видно, что царь ванна стоит на 4-х гранитных кубиках и есть небольшое расстояние от пола. Но это действительно небольшое расстояние. Здесь не поместится достаточное количество дров для разогрева ванны с водой. Более того, если присмотреться, то нижняя часть царь ванны совершенно необработана. На ней много мест, в которые попадала бы сажа от растопки и гранит здесь был бы очень черный, а очистить его было бы невозможно. Да и помещение небольшое, если разжигать в нем огонь, то все помещение заполнится дымом и будет очень трудно дышать, не говоря уже о водных процедурах.

Царь-ванна продолжает ряд знаменитых, но бесполезных, предметов. Ведь из Царь-пушки никогда не стреляли, Царь-колокол никогда не звонил, ну а в Царь-ванне никогда не купались. Но если два первых раритета видят благодарные туристы в Кремле, то наша царственная ванна спрятана от людских глаз среди груды мусора в темном нутре полуразрушенного дворца.


С осени 2014 года Баболовский дворец был обнесен деревянным забором, внутри поставлена сторожевая будка с охранником и вход для посетителей и туристов закрыт. Категорически! На реставрацию.


И несколько простых вопросов:

Каким образом «с одного из финских островов доставили гранитную глыбу весом более 160-ти тонн»? Почти 30 км по пересечённой местности.
- Работа выполнялась, естественно, вручную, только камень, молоток и зубило, и, конечно, «на глазок», хотя и с удивительной точностью. Как это возможно вообще?
- И, наконец, самый простой казалось бы вопрос: зачем так сложно-то?

Может это и не ванна вовсе, а что-то другое? Но мы, современные люди, в силу своего шаблонного мышления не способны понять.

Недавно я узнал, что в заброшенном Баболовском парке, в пригороде Санкт-Петербурга, в полной безвестности пребывает гранитный шедевр, который по качеству работы сопоставим, а по размерам превосходит саркофаг в пирамиде Хеопса. Причем этот объект, называемый в народе Царь-ванна, занесен в Книгу рекордов Гиннесса, но до сих пор не признан музейным экспонатом. К уникальному объекту, вырубленному из гранита, власти относятся как к мусору...

Разница в возрасте между питерским и египетским шедеврами, конечно, огромна. Если саркофагу в пирамиде Хеопса минимум 5 000 лет, то гранитной Царь-ванне менее 200 лет. Но не все так просто! Удивляют размеры, вес и техника обработки ванны. Российским каменотесам не приходилось создавать ничего подобного ни до изготовления Царь-ванны в конце XIX века, ни после нее. Даже современным умельцам с передовыми технологиями и соответствующим оборудованием по обработке гранита будет непросто выполнить подобный заказ.

Изначально глыба красного гранита с вкраплениями зелёного лабрадора, из которой собрались вырубить ванну, весила более 160 тонн. После завершения работы вес готовой ванны составил 48 тонн. Даже по нынешним временам это большая цифра, сравнимая с весом дюжины слонов. Не всякая современная техника способна поднять этот груз.

Примечательно, что в Царь-ванне никто никогда не купался. На это были свои причины, о которых я изложу позже. И опять история с ванной мне напомнила саркофаг в пирамиде Хеопса. Как выяснили современные исследователи, таинственный саркофаг не являлся последним пристанищем фараона. Его там не хоронили, да и сама пирамида, скорее всего, не являлась усыпальницей. Истинное предназначение величайших гранитных объектов - египетского саркофага и Царь-ванны до сих пор никому неизвестно!

Царь-колокол и Царь-пушка - эти экспонаты Московского Кремля известны всему миру и доступны туристам в отличие от Царь-ванны, заброшенной в Баболовском парке под Санкт-Петербургом. Почему существование гранитного шедевра держится в строжайшей тайне, вся информация словно намеренно скрывается и не подвергается огласке? Какие причины сдерживают государственные власти от того, чтобы вывезти Царь-ванну из руин заброшенного дворца и представить ее мировой общественности наравне с Царь-колоколом и Царь-пушкой? Видимо причины есть и весьма серьезные!


Из истории нам известно, что названия дворец и парк получили от деревушки Баболово, которую Екатерина II когда-то подарила светлейшему князю, своему фавориту, Григорию Потёмкину. Поскольку вокруг деревни были густые леса, то решено было не сажать парк, а приспособить под него участок леса. Территорию расчистили, осушили и посадили там дубы и лиственницы, которые ранее здесь не росли. Место стало походить на английский парк. В 1785 году в нем появился деревянный, а затем каменный дворец. Он был одноэтажным летним зданием с семью комнатами. Отдалённое место расположения дворца привело к его редкой посещаемости и через 10 лет заброшенное здание обветшало.

Вторым рождением Баболовского дворца стала его перестройка в 1824-1825 годах, которой занимался архитектор Василий Стасов, построивший Спасо-Преображенский и Троицкий соборы, Нарвские и Московские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге и Провиантские склады в Москве.

Старинная фотография Баболовского дворца (фото из Интернета)

Согласно народным преданиям, в 1823 году царь Александр I, любитель холодного купания, приказал построить в Баболовском дворце большую ванну. В этой связи Стасову пришлось увеличить размеры главного зала , чтобы разместить в нём «новую» гранитную ванну. Причем, строителям пришлось вначале устанавливать Царь-ванну и только после этого возводить вокруг нее стены главного зала. К ванне вела чугунная лестница с перилами, опиравшаяся на чугунные колонны и снабженная смотровыми площадками. От них не осталось и следа! Видимо еще в советские времена чугунные конструкции демонтировали и пустили на металлолом.

Старинная фотография Царь-ванны в еще целом дворце (фото из Интернета)


Уникальная ванна из гранитного монолита, по некоторым сведениям, была заказана известному петербургскому каменотёсу Самсону Суханову, который руководил изготовлением ростральных колонн у Биржи на стрелке Васильевского острова и принимал участие в создании пьедестала памятника Минину и Пожарскому в Москве. За свою работу Суханов, якобы, получил 16 000 рублей.

Есть свидетельства, что каменотесам потребовалось 10 лет, чтобы вырубить ванну из гранитного блока весом 160 тонн, доставленного с одного из финских островов. Эти данные вызывают подозрения в достоверности информации о том, что гранитную ванну делали по приказу царя, и вот почему! Посудите сами, если Александр I действительно дал приказ соорудить в Баболовском дворце ванну для купания, то неужели он ждал целых 10 лет, чтобы наконец-то искупаться в гранитном чане? Приказы царя должны были исполняться в кратчайшие сроки, а десять лет, согласитесь, это уже долгострой!

И еще один сомнительный момент бросается в глаза. В официальной истории перестройки и реконструкции дворца видны явные разночтения. Как было обозначено выше, архитектору Стасову пришлось увеличить размеры главного зала, чтобы установить в нем Царь-ванну, а строители возвели стены помещения только после того, как ванна была уже установлена. Если перестройка дворца длилась всего два года с 1824 по 1825 г.г., то получается, что Царь-ванна в нем уже стояла…

Здесь видна явная не стыковка. Если Александр I повелел сделать ванну в 1823 году, осуществление проекта заняло 10 лет, значит, то гранитный шедевр должны были установить в главном зале дворца не раньше 1833 года. Однако к этому времени, согласно летописи, перестройка дворца уже 8 лет как была завершена и Царь-ванна стояла на своем месте. Как это понимать?

Так какую же ванну вырубал из гранита Самсон Суханов и вообще изготовлял ли он ее? Как самсоновскую ванну могли установить во дворце ещё до того, как она была готова? Здесь вновь возникает ассоциация с египетским гранитным саркофагом, который был установлен в центральной камере пирамиды Хеопса в момент ее строительства. Исследователи заметили, что размер саркофага оказался больше входного проема в камеру, поэтому строителям пришлось внести его в помещение до того, как были воздвигнуты стены и потолок камеры внутри пирамиды.

Любопытно, что современные ученые, после тщательного изучения саркофага внутри пирамиды Хеопса, пришли к выводу - он вовсе не предназначался для фараона. Какие функции выполнял этот гранитный короб до сих пор неясно, хотя версий очень много. Такая же ситуация складывается и с Царь-ванной! Она таит в себе не меньше загадок, чем египетский саркофаг.

Размеры Царь-ванны впечатляют: высота почти 2 метра (196 см), глубина полтора метра (152 см), а диаметр более 5 метров (533 см). В гранитный шедевр вмещается 8000 ведер воды, то есть около 80 000 литров или 80 тонн!

В интернете я нашел интересный сайт, в котором посетители Баболовского дворца и тайника с Царской ванной, выложили фотографии загадочного объекта. Вот ссылка на этот ресурс: http://www.geocaching.su/showmemphotos.php?cid=1546

Я лишь приведу, в качестве примера, несколько фотографий людей, добравшихся до загадочной ванны.

Сделать вручную этот гранитный шедевр просто невозможно. Здесь требовались инструменты, которые легко резали и обрабатывали гранит, а также мощные подъемные установки, способные поднимать и поворачивать 160-тонную гранитную глыбу. Глядя на фото Царь-ванны возникает ощущение, что ее вырезали на гигантском токарном станке

В ходе изучения Царь-ванны возникает масса вопросов! Например, каким образом в ней разогревали огромное количество воды и поддерживали ее в теплом состоянии? Еще большей загадкой является способ слива использованной воды. В гранитной ванне отсутствует отверстие для слива! Трудно себе представить сколько усилий и времени было бы потрачено для того, чтобы вычерпать из ванны отработанную воду - 80 тонн. Ведь этих титанических трудозатрат можно было бы легко избежать при помощи одного или нескольких отверстий, просверленных на дне ванны. Но этого не было сделано! Почему? Профессиональные каменотесы не могли просто забыть его сделать. По всей видимости, сливное отверстие изначально не было предусмотрено в проекте! А если это так, то этот проект не имел никакого отношения к ванне. Тогда, что за конструкцию вырезали умельцы и каково было ее предназначение?

Считается, что уникальной ванной не пользовались, а лишь ходили на неё любоваться. Странное развлечение, учитывая, что для создания гранитной «игрушки» каменотесам потребовалось 10 лет кропотливой работы. У меня есть большие сомнения по поводу того, что Царь-ванну вырубали каменотесы времен Александра I . Возможно, что этот гранитный монстр покоился в Баболовском лесу еще до возведения парка и дворца. Вполне вероятно, что удивительная находка подарила архитекторам дворца идею сделать на этом месте купальню и таким образом приспособить гранитный чан в качестве ванны. Вокруг объекта возвели стены купальни и с тех пор в народе родилось новое обозначение - Царь-ванна! Вот только кто ее истинный создатель остается тайной, поэтому и не выставляется этот гранитный шедевр на всеобщее обозрение. Могли ли каменотесы времен Александра I вырубить из цельного монолита красного гранита такой гигантский шедевр? Ведь даже по нынешним временам это сделать весьма проблематично…

История Баболовского парка и дворца весьма трагична. Во время второй мировой войны, из-за бомбежек, рухнули своды дворца, большая часть его строений превратилась в руины. И только загадочная ванна остается невредимой. Есть информация, что немецкие захватчики пытались вывезти гранитный шедевр в Германию, но не смогли этого сделать, так как вес Царь-ванны оказался для них неподъемным.

Фотография руин дворца и купальни с Царь-ванной в нынешнем состоянии (фото из Интернета)


К сожалению, в Баболовский парк и к руинам дворца туристов не водят. Эти объекты даже не упоминаются в путеводителях. Более того, в местном краеведческом музее нет информации ни о парке, ни о ванне! Как это всё понимать? Удивительное безразличие к своей истории или наглядный пример умалчивания и намеренного скрытия объекта, не поддающегося научному объяснению?

Прошло много времени и самое удивительное и интересное, что этот пост нашел отклик среди интернет аудитории, на мою страничку стали ссылаться и это здорово:)

Но главное, что сам еще ни разу не был в этом месте и своими глазами гранитную царь ванну не видел.

Пора было это исправить. Поэтому в очередной выходной, когда мы думали куда бы поехать, выбрали именно этот вариант.

Гранитная Царь-ванна в Баболовском парке

Очень странное дело, в Баболовский парк и к руинам дворца, где покоится царь ванна, туристов не водят. Эти объекты даже не упоминаются в путеводителях. Более того, в местном краеведческом музее нет информации ни о парке, ни о ванне!

Каких либо четких инструкций как добраться до места я не нашел. Вообще, это удивительно, возможно, что только для меня, занимающегося камнеобработкой это монументальное изделие из гранита кажется потрясающим, а на самом деле это что-то обычное? и поэтому о царь ванне никто не знает и она совсем не представляет интереса?

Лично мне так не кажется. Даже просто представить трудно сколько труда было вложено. Более 10 лет известный петербургский каменотёс Самсон Суханов ее вытачивал из целой глыбы гранита.

Но почему-то на адмиралтейский столп мы ходим смотреть и восторгаемся им, смотря на колонаду исаакиевского собора, восхищаемся работой и радуемся, что она устояла после немецких бомбежек во время Великой отечественной Войны, а царь ванна, которую немецкие захватчики хотели забрать с собой, но не смогли сдвинуть даже танками, стоит в руинах и до нее нет никому дела.

Царь-Ванна, как мы добрались

Во время моих поисков, найти информацию, где же конкретно находится царь ванна мне не удалось. Есть много упоминаний, что в баболовском парке и на территории отеля потемкин, но чтобы было написано — Вам нужно поехать по такой то трассе или сесть на такой-то автобус и проехать до вот этого поворота не было.

Сейчас я, конечно, понимаю, что найти царь ванну не составляет труда, но не тогда.

Я уверен в том, что если бы информации «как добраться до царь ванны» было бы больше, то желающих посетить это место поприбавилось бы точно

Поэтому мне захотелось рассказать о нашем небольшом путешествии и показать где же находится это потрясающее изделие из гранита — Царь Ванна.

На одном из сайтов я все-таки нашел координаты места, где находится царь ванна. Введя их в навигатор, я был очень удивлен. От Екатерининского парка в Пушкине на машине ехать всего-то минут 10.

Вот GPS-координаты: N59.70867 E30.34438

Главным ориентиром является отель Потемкин, что по адресу Красносельское ш., 85 — именно через его территорию нужно проходить.

Тут никаких сложностей возникнуть не должно. Для машин есть выделенная стоянка, на охране можно сказать, что идете посмотреть царь ванну, каменную ванну или гранитную ванну, вас поймут и пропустят, вход свободный

По крайней мере, нас даже ни о чем не спрашивали и мы прошли совершенно спокойно.

со стоянки нужно идти прямо по дорожке, никуда не сворачивая. Обойдя здание отеля с правой стороны вы окажитесь около небольшого вытянутого озера. Возможно, летом можно пройти на прямую через лес, но зимой и лезть через сугробы не хотелось.

встав на мостик рядом с отелем, мы быстро сориентировались и поняли как нам нужно идти:

Кирпичное строение, в котором стоит царь ванна, находится совсем рядом метрах в 150 и хорошо просматривается через лес баболовского парка. А по правому берегу была протоптана тропинка, немногочисленными посетителями, по которой мы и пошли дальше до следующего мостика.


Пройдя примерно метров 50 по тропинке (примерно половину), мы увидели здание целиком и поняли, что идем в правильном направлении


Вид со второго мостика.

Здание мы обошли по правой стороне, здесь дорожка была расчищена и идти было гораздо удобнее чем по сугробам.


Здесь произошло интересное событие, по крайней мере для меня. Обходя строение, мы встретили парочку молодых людей, которые только что посетили это место и возвращались обратно. В руках они держали телефон и что-то рассматривали.

Совершенно случайно я посмотрел на экран и увидел, что в данный момент они были в интернете и читали информацию о царь ванне и угадайте на каком сайте она были

В этот момент меня просто распирало от гордости

На волне положительных эмоций мы обошли здание и тропинка нас привела к незаложенному окошку, через которое можно было увидеть предмет нашего интереса


Через это окошко, собственно, и открывается полный вид на комнату, где находится царь ванна.

Честно говоря, чувства меня переполняли. Только представьте…

Лес, нет никого из людей, вы видите полуразрушенное здание, у которого заложены все окна, заглядываете внутрь и видите ЭТО. Чувства такие, словно нашел клад


Обстановка вокруг, конечно, оставляет желать лучшего. Вокруг царь ванны стоят деревянные леса, потолок полуразрушен и немножко жутковато. Но от вида столь огромного изделия из гранита просто захватывает дух


Я не удержался от соблазна залезть в нутрь и потрогать царь ванну руками.

Только находясь рядом с нем можно почувствовать насколько она огромная


Размеры царь ванны впечатляют… Я бы даже сказал, что это не ванна, а целый бассейн из гранита


Камень зимой является аккумулятором холода, поэтому сейчас вся гранитная ванна была покрыта инеем, но сквозь него была видна полировка, которая продержалась почти 200 лет.


Как использовали Царь-Ванну

Кстати, многие гадают как же нагревали воду? Ведь, чтобы наполнить такую каменную чашу нужно почти 8000 ведер воды, что совсем не мало и даже если наливать теплую воду, то пока наполняется ванна, она уже остынет.

Есть предположение, что снизу разводили костер и нагревая гранит, постепенно нагревали и воду:)) побывав на месте, я сильно усомнился в правдоподобности этой версии.

Действительно, под ванной есть ниша:


Полно мусора, к сожалению, но видно, что царь ванна стоит на 4-х гранитных кубиках и есть небольшое расстояние от пола. Но это действительно небольшое расстояние.

Здесь не поместится достаточное количество дров для разогрева ванны с водой.

Более того, если присмотреться, то нижняя часть царь ванны совершенно необработана. На ней много мест, в которые попадала бы сажа от растопки и гранит здесь был бы очень черный, а очистить его было бы невозможно.

Да и помещение небольшое, если разжигать в нем огонь, то все помещение заполнится дымом и будет очень трудно дышать, не говоря уже о водных процедурах

Лично мне больше верится в другую версию, которую я слышал.

Дело в том, что Александр I, для которого и была изготовлена эта гранитная ванна, был большим любителем холодного купания. И гранитная ванна была такой своеобразной купелью с постоянно прохладной или даже холодной водой.

Такая толща гранита очень долго вбирает в себя тепло, можно сказать — это своеобразный аккумулятор холода.

Ванна стоит в нише под землей и в помещение скорее всего всегда прохладно летом. А небольшое озерцо летом нагревается.

Возможно, поэтому и была задумана царь ванна из гранита, чтобы летом можно было искупаться в холодной воде.

В те времена к ванне вела чугунная лестница с перилами, опиравшаяся на чугунные колонны и снабженная смотровыми площадками.


К сожалению, до наших времен они не сохранились… От них не осталось и следа! Видимо еще в советские времена чугунные конструкции демонтировали и пустили на металлолом.


Пока мы завороженно разглядывали царь ванну, стало смеркаться и внутри стало совсем темно… пора было уже возвращаться.

И, напоследок, мы оставили небольшое послание в виде названия сайта, где можно будет прочитать о нашем путешествии к царь ванне:)))

Кстати, если Вам интересно где нам удалось побывать и какие удивительные находки мы обнаружили, то то обязательно


А Вы знали о Царь-ванне?

Возможно Вы тоже видели необычные изделия, напишите об этом в комментариях…

В летние месяцы город Пушкин напоминает настоящий зеленый оазис. Жилые дома окружают скверы и цветущие клумбы. В этом небольшом городе находится также несколько достаточно крупных благоустроенных зон отдыха, и одна из них - это Баболовский парк, о котором сложено немало интересных рассказов и легенд.

История Баболовской мызы

Князь Г. А. Потемкин был фаворитом Екатерины II и одним из самых любимых, так как активно участвовал в заговоре 1762 года, после которого императрица пришла к власти. История дворца в Баболово начинается с 1783 года. Екатерина II никогда не жалела подарков для своих близких, и данная резиденция стала одним из царских презентов графу Потемкину. Первый дом, построенный в Баболовской мызе, был деревянным, но уже спустя 5 лет на его месте воздвигли каменный особняк. Летняя резиденция была сравнительно небольшой, отличалась несимметричной планировкой, а благодаря готическому оформлению фасада совсем скоро стала называться дворцом. В центральной, самой большой комнате, находилась мраморная ванна для купания летом.

Гранитная ванна в Баболово

Несмотря на свою красоту и оригинальность, готический дворец не пользовался особой популярностью. Из-за отсутствия постоянного внимания и ухода здание ветшает, и уже в 1791 году резиденция выглядит не слишком презентабельной. Архитектор В. П. Стасов берется за перестройку дворца в 1824 году. Овальный зал расширяют, а мраморную ванну меняют на невероятную по размеру купальню, выполненную из гранитного монолита. Забегая вперед, следует сказать, что Царь-ванна в Баболовском парке сохранилась до наших дней. Создал эту невероятную купальню известный в то время мастер Самсон Суханов. Из глыбы красного гранита с вкраплениями лабрадора зеленоватого оттенка общим весом более 160 тонн была вытесана ванна. Размеры готовой купальни поражают: глубина составляет 152 см, высота - 196 см, а диаметр - 533 см. Интересен тот факт, что первоначально была установлена огромная ванна, а уже после вокруг нее построили комнату.

Легенды о Царь-ванне и дворце в Баболово

В первой половине девятнадцатого века купальни из гранита заказывали и устанавливали в своих домах многие члены царской семьи и просто очень богатые люди. Однако царская ванна в Баболовском парке, установленная во дворце, первоначально построенном для графа Потемкина, была необычной благодаря своему размеру. Купальня поражала даже знатных особ, увидевших ее впервые. Постепенно о гранитном бассейне стали слагаться легенды. Ходили слухи о том, что Екатерина II купалась в нем в козьем молоке. В некоторых источниках есть информация и о том, что в Царь-ванне крестили будущего императора - Александра I. Поговаривают также о том, что купальня использовалась для любовных утех и в оккультных целях. Во время Великой Отечественной войны немцы увидели Царь-ванну и хотели вывезти ее в Германию, однако они не смогли придумать способ перемещения тяжелой чаши, вытесанной из гранита.

Судьба дворца в наши дни

Последним полноправным владельцем дворцово-паркового комплекса в Баболово был Александр I. Дальнейшая судьба готического дворца с Царь-ванной не столь радужна. Баболовский парк и все постройки, находящиеся на его территории, сильно пострадали во время Великой Отечественной войны. Было вырублено много деревьев, а дворец превратился в жалкие руины. После окончания войны зону отдыха частично расчистили и облагородили. Реставрацией же дворца никто не занимался. Брошенные стены некогда величественной и роскошной резиденции ветшали все больше, однако сквозь разрушенные еще можно было увидеть величественную купальню.

Современный Баболовский парк

Сегодня зона отдыха напоминает смешанный лес. На данный момент парк занимает около 30 гектаров. Сегодня это неухоженный лес и луга с дорожками и немногочисленными достопримечательностями. Здесь нет кафе или аттракционов, более того, даже скамейки можно пересчитать по пальцам. Однако этот уголок природы пользуется довольно большой популярностью у жителей города и туристов. Многих приезжих интересуют руины дворца и гранитная ванна в Баболовском парке. Однако сегодня то, что осталось от центральной постройки комплекса, обнесено высоким забором, и посмотреть на царскую купальню не так-то просто. Есть на территории зоны отдыха и некоторые другие выдающиеся сооружения. Например, Розовая караулка, расположенная сразу при входе в парк, (1887 год), бетонный дот, построенный во время войны. Менее интересные «достопримечательности» - домики из бетонита, в которых когда-то жили охранники, и пансионат Ижорского завода, построенный в 1970 году. Вполне возможно, что в скором времени дворец будет восстановлен, или на его месте появится очередной современный отель или SPA-центр.

Как добраться до парка с Царь-ванной?

Баболовский парк - один из наименее известных в Пушкине. Нередко даже коренные жители Санкт-Петербурга лишь косвенно знают легенды о Царь-ванне, но понятия не имеют, где находится эта достопримечательность. Если вы решили своими глазами увидеть руины, оставшиеся от прошлого величия, вам необходимо добраться до города Пушкина. Где именно находится Баболовский парк, как доехать до него? От железнодорожного вокзала или можно добраться на автобусах № 188 и № 273. Выйти необходимо на остановке «Старогатчинское шоссе». Пешком можно дойти по Парковой улице вдоль

Не все знают о шедевре каменного мастерства наших предков – гигантской ванне в Баболовском парке, которая по качеству работы сопоставима, а по своим размерам превосходит саркофаг пирамиды Хеопса. Причём, этот объект, что в народе зовётся «Царь-ванной», занесён на страницы Книги рекордов Гиннесса, правда, его так и не считается музейным экспонатом. К этому уникальному гранитному шедевру власти относятся, словно к мусору.

Само собой, разница в возрасте между шедеврами Санкт-Петербурга и Египта огромная. Саркофагу в пирамиде не меньше пяти тысяч лет, а Царь-ванне меньше двух сотен лет. Поражают вес, размеры и техника обработки последней. Российские каменотёсы не создавали чего-либо подобного ни перед изготовлением Царь-ванны в конце XIX столетия, ни после. Даже современным мастерам, имеющим соответствующее оборудование по обработке гранита, подобный заказ будет выполнить нелегко.

Изначально вес красно-гранитная глыба с вкраплениями лабрадора зелёного цвета, из которой планировалось вырубить ванну, составлял более 160 тонн. Когда работа была завершена, ванна весила 48 тонн. Цифра большая даже в сегодняшние времена. Не каждая современная техника поднимет такой груз.

Интересно то, что в Царь-ванне никому никогда купаться не доводилось. О причинах узнаете немного позже. И тут опять можно вспомнить саркофаг из пирамиды Хеопса. Исследователи выяснили, что саркофаг не был последним пристанищем египетского фараона. Хоронили его в другом месте, да и пирамида, что вполне вероятно, усыпальницей не являлась. Об истинном предназначении величайших объектов, выполненных из гранита, до сих пор никто так ничего и не знает!

Экспонаты Кремля в Москве – Царь-пушка и Царь-колокол известны всей нашей планете и доступны гостям российской столицы, чего не скажешь о Царь-ванне, которая заброшена в Баболовском парке, расположенном под Санкт-Петербургом. Почему существование этого шедевра держится в строжайшем секрете, всю информацию будто намеренно скрывают и не подвергают огласке? Что мешает государственным властям вывезти его из руин Баболовского заброшенного дворца и представить мировой общественности, как те же вышеназванные московские Царь-колокол и Царь-пушку? Наверное, причины есть, и довольно серьёзные.

Из истории мы знаем, что дворец и парк свои названия получили по имени деревушки Баболово, какую императрица Екатерина II преподнесла в дар светлейшему князю Григорию Потёмкину, являвшемуся её фаворитом. Так как деревню окружали густые леса, решили парк не сажать, а под него приспособить лесной участок. Территория была расчищена, осушена и засажена дубами и лиственницами, которые раньше не росли в этих местах. Она стала напоминать английский парк. В 1785-м в нём построили деревянный, а потом каменный дворец. Это было одноэтажное летнее здание с наличием семи комнат, выполненное в модном тогда готическом стиле. Из-за того, что дворец располагался отдалённо, его посещали редко, и через десять лет он обветшал.

Вторым рождением данного сооружения стали годы его перестройки (1824-1825). Ею занимался автор Спасо-Преображенского и Троицкого соборов, Нарвских и Московских триумфальных ворот в Санкт-Петербурге и провиантских складов в Москве архитектор В. Стасов.

Народные предания гласят, что в 1823 году внук Екатерины Великой Александр I, которому нравилось холодное купание, распорядился, чтобы в Баболовском дворце сделали перепланировку, и построили вместо беломраморной ванны гигантскую гранитную ванну. Из-за этого Стасов был вынужден расширить главный зал, для размещения в нём «новой» гранитной ванны. Причем, строители вначале устанавливали Царь-ванну, и лишь затем возводили стены зала вокруг неё. К ванне шла чугунная лестница с перилами, которая опиралась на колонны, сделанные из того же чугуна, и имела смотровые площадки. Сейчас их как будто и не было! Наверное, ещё в эпоху СССР чугунные конструкции демонтировались и были пущены на металлолом.

Есть некоторые сведения, что уникальную ванну из гранитного монолита заказали известному Петербурга Самсону Суханову, возглавлявшему изготовление ростральных колонн возле Биржи на Васильевском острове и помогавшему создавать пьедестал московского памятника Минину и Пожарскому.

Родился Самсон Ксенофонтович Суханов в 1768 году в селе Завотежицы из Вологодской губернии. Его отец был пастухом. Будущий создатель шедевра в молодые годы работал бурлаком, батраком, сапожником, охотником; его ранил белый медведь, когда Самсон валил животное с рогатиной. Однако страстью Суханова ещё с детских лет была лепка глиняных игрушек и рисование.

Самсон Суханов

Летом 1797 года он прибыл с рыбным обозом из Архангельска в Северную столицу. Там Самсон начал работать каменотёсом на сооружении Михайловского замка, проявив себя в деле наилучшим образом. Когда строительство закончилось, он организовал свою артель. Суханов тогда уже выучился грамоте, мог читать архитектурные чертежи и проводить расчёты. Зодчий Казанского собора А. Воронихин доверил его артели возводить внешнюю колоннаду, а потом и внутренние колонны храма. За данную работу Суханова наградили золотой медалью. Дальше поступили заказы на скульптурные группы Адмиралтейства, горного института, Ростральные колонны, набережные и т.д. Работа, конечно, выполнялась вручную, с использованием молотка и зубила, и, естественно, «на глаз», правда, с необыкновенной точностью.

Не стоит удивляться, что инженер Бетанкур, состоявший при царском дворе, обратился к прославленной артели каменотёсов, после чего, Суханов заключил с ним в 1818 году соглашение на изготовление ванны, взяв 16 тысяч рублей за работу.

В этом же году с одного из островов Финляндии была доставлена гранитная глыба, весившая более 160 тонн. Мастерам оставалось только отсечь всё ненужное (120 тонн). На работу ушло десять лет, и её выполнили в срок с наивысшим качеством. В итоге, получилась гранитная полированная ванна с высотой 196 см, глубиной – 152 см, диаметром – 533 см и весом в 46 тонн. В неё вмещается восемь вёдер воды – около восьмидесяти тысяч литров!

Мастера, при этом, смогли продемонстрировать удивительное чувство камня. У стен чаши минимальная толщина – 45 см, и это позволяет выдерживать давление многотонной водной массы, являясь, при этом, для хрупкого гранита пределом. Профессор и искусствовед Я. Зембицкий говорил, что со времён Древнего Египта такого колоссального из гранита ничего больше не было. Когда завершились камнерезные работы, то вокруг ванны соорудили стены – восьмиугольную башню. В помещении сделали по периметру на кронштейнах чугунные мостки со спусками, перилами, а также смотровыми площадками.

Работы закончились в 1826 году, а за четыре года до этого скончался заказчик – Александр I, унеся в могилу тайну предназначения этого уникального сооружения. Как он планировал его использовать?

Данные, что на вырубку ванны целых десять лет, заставляют сомневаться, что она делалась по распоряжению императора, и вот почему! Если бы Александр действительно приказал соорудить ванну во дворце, то с трудом верится, что он ждал бы десять лет, чтобы искупаться в этом чане из гранита. Приказы государя исполнялись в самые короткие сроки, а такой срок можно назвать уже долгостроем!

Вызывает сомнение ещё один момент. В официальной истории перестройки Баболовского дворца и его реконструкции просматриваются явные разночтения. Как говорилось выше, архитектор был вынужден расширить главный зал, чтобы поставить там Царь-ванну, строители же возвели его стены лишь тогда, когда эта ванна уже стояла. Если дворец перестраивался всего лишь два года, то выходит, что Царь-ванна там уже стояла.

Здесь просматривается явная нестыковка. Если император повелел соорудить ванну в 1823 году, реализация проекта заняла десятилетие, значит, то в главном дворцовом зале её должны были поставить не ранее 1833 года. Но к тому времени, как гласит летопись, дворец закончили перестраивать ещё восемь лет назад, и Царь-ванна занимала своё место.

Какую же тогда ванну Самсон Суханов вырубал из гранита, и изготовлял ли он вообще её? Как Царь-ванну могли установить в Баболовском дворце ещё перед тем, как её изготовили? Тут снова появляется ассоциация с гранитным саркофагом в Египте, установленным в центральной камере хеопсовской пирамиды в период её строительства. Исследователи увидели, что саркофаг оказался больше, чем входной проём в камеру. Поэтому строители его вынуждены были внести в помещение перед возведением стен и потолка камеры внутри пирамиды.

Любопытно, что нынешние учёные, тщательно изучив саркофаг пирамиды Хеопса, сделали вывод – его создавали вовсе не для фараона. Так и не было выяснено, какие он выполнял функции, хотя версий достаточное количество. Подобная ситуация складывается также с Царь-ванной! В ней столько же загадок, сколько и в египетском саркофаге.

О впечатляющих размерах ванны писалось выше. Сделать вручную данный гранитный шедевр не представляется возможным. Здесь нужны были инструменты, легко резавшие и обрабатывавшие гранит, ещё мощные подъёмные установки, которые могли поднимать гранитную глыбу в 160 тонн и поворачивать её. Когда смотришь на фотографию Царь-ванны, то создаётся впечатление, что вырезали её на громадном токарном станке.

По ходу изучения Царь-ванны появляется множество вопросов! Как в ней разогревалось такое немыслимое количество воды, и как она поддерживалась в тёплом состоянии? Ещё больше озадачивает тот факт, что в ванне отсутствует сливное отверстие, следовательно, каким образом тогда сливалась вода. Сегодня есть две версии, которые объясняют, для чего была предназначена баболовская чаша. Первая из них – бытовая. Семья Романовых в летнее время традиционно находилась в Царском Селе или Петергофе. В жару существовала потребность освежаться в прохладной воде. Так как августейшие особы, особенно дамы, не могли оголяться на публике, то они могли сделать собственный refreshing в данном бассейне.

Почему бассейн изготавливался не из пропилена? Потому что кроме гранита других материалов в то время не было.

Почему не подогревалась вода? Потому что бассейн собирались использовать только летом и только с целью охладиться. В пользу такой версии говорит реконструкционный план водоснабжения.

В ванной действительно нет сливного отверстия. Правда, под её фундаментом имеется коллектор, принимающий воду, дно чаши же расположено на полтора метра выше, чем поверхность близлежащего пруда. По всей вероятности, когда завершились основные работы, наследники, из-за смерти заказчика (Александра I) решили не устраивать бассейн, а демонстрировать ванну в качестве предмета камнерезного искусства. Из этого следует, что Царь-ванна, как и её московские «коллеги» ни разу не применялась по своему настоящему предназначению.

Ещё одна версия – «масонская». Те, кто её придерживается, баболовский дворец с ванной рассматривают, как будущий основной масонский храм. В дворцовых декорациях, при этом, они усматривают большое количество масонских знаков. Эту версию опровергает тот факт, что Александр I издал в 1822 году высочайший рескрипт, предусматривавший уничтожение масонских лож и любых тайных обществ. Тяжело поверить, что русский государь, избавляясь от лож, оставил одну себе.

Существует также и «космическая» версия. Как писал некий Ю. Бабиков, «не стоит сомневаться, что сама чаша является элементом антенного преобразователя-излучателя витонных СВЧ колебаний для космической сверхдальней связи».

Возможно даже, Царь-ванна вырубалась не каменотёсами эпохи Александра I. Может быть, она в Баболовском лесу покоилась ещё до создания парка и дворца. А когда эта находка была найдена, то архитекторов дворца осенила идея сделать тут купальню, приспособив, таким образом, гранитный чан, как ванну. Вокруг объекта соорудили стены купальни, после чего, в народе появилось такое новое обозначение, как «Царь-ванна». Нот только, кто её настоящий создатель остаётся под завесой тайны, поэтому гранитный шедевр и не выставляют на всеобщее обозрение. Смогли ли бы каменотёсы времён правления Александра I вырубить из красногранитного цельного монолита такую гигантскую чашу? Ведь даже в нынешние времена это сделать довольно проблематично.

Баболовский парк и дворец постигла трагичная история. Сначала перестали ухаживать за парком, затем пилили на хозяйственные нужды вековые деревья, ну а дальше наступила Великая Отечественная война, которая разрушила дворец. В результате бомбёжек рухнули его своды, большинство его строений стали руинами. И лишь таинственная ванна остаётся в целости и сохранности. Имеется информация, что немецко-фашистские захватчики намеревались вывезти её, но сделать это им не удалось, потому что у них отсутствовали технические возможности, чтобы поднять и перевезти этого 50-тонного гиганта.

В наши дни стоимость реконструкции Баболовского дворца, а также прилегающей к нему местности, оценивают в сто миллионов долларов. Однако инвестор, к сожалению, не находится. В голове просто не укладывается данный экономический парадокс: два столетия назад у России, которая была вооружена зубилом и молотком, имелись возможности для создания этого чуда, современная же РФ не может просто его содержать, пользоваться и демонстрировать. Неужели страна ослабела в материальном и техническом плане?

В Баболовский парк и дворцовым руинам туристов, увы, не водят. Объекты эти даже не упомянуты в путеводителях. Вдобавок, в здешнем краеведческом музее отсутствует информация, как о парке, так и о ванной! Это можно понимать в качестве удивительного безразличия к собственной истории или наглядного примера умалчивания и умышленного скрытия объекта, что не поддаётся научному объяснению?

Просмотров