Где твои богатства, Стенька? Донской казак Степан Тимофеевич Разин: биография, история, основные даты и интересные факты.

Степан Тимофеевич Разин был рожден в 1630-м году, о чем мы знаем, читая труды Стрейса, путешественника из Нидерландов. У них было несколько встреч. В 1670-м году писатель отметил в своем произведении, что собеседнику его начал идти пятый десяток. Много интересного узнаем об этой далее из статьи.

Домыслы относительно его рождения

Побережье Дона стало первым домом, который имел Степан Тимофеевич Разин. Биографическая справка не дает более точных данных. Есть версия, которая является наиболее достоверной и гласит, что он появился на свет в Зимовейской станице. Теперь этой земле присвоено название Пугачёвской.

Некоторые исследователи опровергали данную версию. Множество домыслов до сих пор есть вокруг места появления на свет Степана Тимофеевича Разина. Биография его может меняться у разных авторов. Так, некоторые утверждают, что он родился в Черкасске, что сейчас находится в Ростовской области. Так был ли действительно Разин Степан Тимофеевич из рода черкесских султанов? Народные предания отличаются друг от друга.

Его местом рождения зовется и ряд других населенных пунктов, таких как Есауловский или Кагальницкий. Однако называют его родиной именно Черкасск.

Жизнь

Степан Тимофеевич Разин долгое время привлекал к себе внимание многих людей. Вокруг его личности формировался фольклор и зачатки русского кинематографа. На Западе Стенька стал первым русским, о ком защитили диссертацию всего через несколько лет после его смерти.

Умер, не дожив до старости Разин Степан Тимофеевич. Около 1630-1671 гг. жил и вершил свои подвиги. Он и его семейство стали предметом для народных сочинений, в которые превносились новые детали, сделавшие из него практически сказочного персонажа.

Перед тем как произошло восстание

Довольно интересной является Тимофеевича. Основные даты его жизни начинаются с 1652-го года. На тот момент он был атаманом и в силу своих полномочий представлял донских воинов. Разин Степан Тимофеевич - козак, уже тогда имевший богатый опыт военного дела и пользовавшийся уважением своих собратьев по оружию. Даже в свои ранние годы он уже обладал лидерскими задатками.

Степан Тимофеевич Разин воевал в компании своего старшего брата Ивана в составе Донского войска. 1661-й год знаменателен тем, что тогда велись переговоры с калмыками. Спутником воителя был Федор Будан, а также казаки с Дона и Запорожья. Обсуждалось установление мира и общие шаги по изгнанию татар и ногайцев из Крыма.

1663-й год записан в летописях как момент, когда Разин Степан Тимофеевич вел за собой донских и калмыков на воителей из Крыма, которые находились под Перекопом.

В 1665-м г. Долгоруковым был казнен брат атамана. Это случилось, когда разгорелся конфликт, в ходе которого солдаты желали пойти на Дон, несмотря на царскую службу. Степан Тимофеевич Разин исполнился желанием отомстить князю, а также всему окружению царя. Также он хотел получить вольную и спокойную жизнь для своих собратьев, которые шли за ним. Великие идеи стал вынашивать Разин Степан Тимофеевич. должна была стать образцом военного и демократического устройства для всего Российского государства.

Во время восстания

Он поднял свое движение. Причиной этому можно назвать обострившуюся обстановку в социальном плане, которая царила на землях казаков. Эпицентром данных процессов был Дон. В его окрестностях появлялось все больше беглых крестьян. Такой наплыв можно объяснить 1647-го года. Народ находился в полной неволе, был связан по рукам и ногам знатью.

Почему этот человек вошел в список "Великие люди России"? Разин Степан Тимофеевич давал людям возможность вздохнуть свободнее, стать казаками, вольными воинами. В то время каждому хотелось перестать чувствовать себя тягловой силой. И такую возможность давал Степан Тимофеевич Разин. Биография донского казака не припоминает у него большого имущества или родовых связей, которые имели многие другие воеводы. На территории края он жил на равных с другими. К нему применяли термин «голутвенный» казак. Он стоял отдельно от старожилов, испытывал привязанность к простому народу, не имел значительного имущества, не бахвалился титулами.

Кто такой Степан Тимофеевич Разин? Это одновременно и герой, и разбойник. Он был спасителем для своих близких и стихийным бедствием для тех, на кого нападал. Вместе с голытьбой в целях грабежа ходил на Волгу. Ему в тот период нужна была известность и материальные ресурсы. Более богатые и именитые казаки спонсировали эти походы с условием последующего дележа награбленного. Все воинства - яицкое, донское и терское - были вовлечены в данные операции.

Разин Степан Тимофеевич из рода египетских султанов стал тем центром, вокруг которого собирались бедняки, благодаря которому они могли ощущать себя важными и нужными людьми, являясь неотъемлемой частью казачьего войска.

Народная масса стремительно разрасталась и становилась все более заметной благодаря беглым крепостным, желавшим присоединиться к восстанию.

1667-й год стал тем моментом, когда Разин возглавил казаков. Весной собралось около 700 воинов на Волго-Донскую переволоку. Добавились и новые повстанцы, так что их стало уже две тысячи человек. Прошли они близ Волги и Яика. Целью было выражение несогласия с политикой правления Москвы и блокада торгового пути, проходившего через реку. Царские воеводы ответили на вызов и произошло столкновение.

Рост силы казачества

Степан Тимофеевич Разин годы жизни своей посвятил множеству походов, и данный был одним из самых важных. Начался он в мае 1667-го. Его войско отправилось к Волге. Близ Царицына располагался флот Шорина, гостя страны, а также прочих деятелей купечества. Несколько своих кораблей здесь расположил и патриарх Иосаф, о чем впоследствии пожалел. Стенька с разбойниками напали на суда, разграбили их, учинили кровавую расправу над приказчиками и главами судов.

По большому счету казачество часто занималось грабежами. Однако позже простое воровство переросло в восстание, они выступили против правительства, разгромили стрельцов и взяли Яицкий городок. Зима была проведена на территории Яика. Когда начался 1668-й год, новым полем боя стала акватория Каспийского моря. Все больше пребывало донских казаков, черкасцев и жителей из прочих уездов России. Имел место бой против шахских сил возле Решты, города персов.

Это была тяжелая схватка, которая закончилась переговорами. Во время этого процесса шаха Сулеймана посетил вестник царя России и сообщил, что воровские отряды выходят в море. Персов призывали разбить разинцев. Тогда-то переговоры и прервались. Казаки были закованы в цепи. Один из них умер от травли собаками. Повстанцам не оставалось ничего, кроме как взять Фарабат и остаться там на зимовку, отгородившись от войск неприятеля.

Легендарные события

Настал 1669-й год, проведено несколько схваток на территории «Трухменских земель». Там прервалась жизнь друга Разина, казака по прозвищу Кривой. Когда войско попало на Скиной остров, на них осуществили нападение шахские матросы, которыми командовал Мамед-хан. Они сражались не на жизнь, а на смерть.

Противник сцепил свой флот цепью и окружал донское войско, однако стратегия себя не оправдала. Корабль-флагман соперника пошел ко дну. Затем разинцы расправились и с остальным флотом. Им удалось заключить в плен дочь и сына командующего персидских морских сил.

Война крестьян

Наступило новое десятилетие. Как всегда, военные действия начались весной 1670-го. Снова совершен поход к Волге. Теперь был не просто грабеж, а самое настоящее восстание, которое именно под таким статусом и позиционировалось. Все, кому хотелось воли и свободы, призывались Разиным на службу.

В целях атамана не было свержения царя, но он хотел побороть тогдашнюю систему, делавшую из крестьян скот. Планировалось устранение высших чинов, которые олицетворяли дьяки, воеводы и церковники, которые якобы изменяли царской власти. Был распущен слух о нахождении у разинцев царевича Алексея, которой на самом деле был мертв еще с января.

Также они претендовали на то, что имеют власть над жизнью На деле же тот просто отправился в ссылку. Разинцы занимали крепости и города, вводили там свое устройство, расправлялись с местными властителями, уничтожали документы. Если на Волге им попадался купец, его хватали и грабили.

«Грамота от Степана Тимофеевича, от Разина» - так озаглавливали в то время документ, который рассылался черни. Предлагалось служить Богу и государству, а также поддержать войско и его предводителя, выдать всех изменников и людей, кто пьет из народа кровь. Нужно было прийти в совет к казакам.

Массово восставали крестьяне и сопровождали атамана во время его волжского похода. Здешние области были закрепощены недавно и простые люди не соглашались мириться с лишением свободы. Битвы проводились под руководством казачьих воевод этих мест. Боевые действия начинали марийцы, татары, чуваши и мордвы.

Были захвачены Царицын, а также Самара, взяли Астрахань, подчинили себе Саратов и прочие крепости. Осенью 1670-го года провалом завершилась осадная операция под Симбирском. Царем в эти места было отправлено войско в размере 60-ти тысяч человек с целью подавить народный всплеск. Разинцы потерпели поражение в результате схватки у Симбирска.

Воеводой тогда был Юрий Барятинский. Самому Разину нанесли тяжкое ранение, его вывезли к Дону доверенные люди. Некоторое время его пристанищем был Кагалицкий городок. Именно оттуда он выдвинулся с походом годом ранее. Атаман все еще лелеял планы о сборе нового войска. Обстановка обострялась, и гнев царя был уже отнюдь не иллюзорной угрозой. Войсковой атаман Яковлев Корнила и прочие казаки предали своего лидера, сдав его в плен 13-го апреля 1671-го года при штурме Кагалицкого. Разин был отдан русским войскам.

Плен и смерть

Апрель месяц 1671-го года запомнился тем, что атаман и брат Фролка, который был младше его, очутились в руках царских ставленников. Они попали в плен. Приняли их Косогов Григорий - стольник и Богданов Андрей - дьяк.

Повстанцы были доставлены в Москву в разгар июня, их жестоко пытали. В том же месяце Степана привели на эшафот и четвертовали. Вся площадь была тому свидетелем. Приговор был долог. Повстанец слушал со спокойствием. Его прощальным жестом был поклон перед церковью. Палачом сперва была отрублена правая рука до локтя. Затем была отсечена левая нога по колено, и в конце концов голова. Перед тем как Степана обезглавили, его брат Фрол пытался вымолить себе помилование, но ему досталась лишь небольшая отсрочка смерти. Его казнили там же и тем же способом.

На этом военные действия на Поволжье не закончились. Предводителями казаков стали Василий Ус и Федор Шелудяка. Астрахань была отнята у разинцев правительственными войсками только в ноябре 1671-го. Это была особенно жестокая схватка, которая положила конец противостоянию.

Внимание из-за рубежа

Европейские политические деятели внимательно наблюдали за действиями Разина. Важнейшие торговые пути были поставлены на кон в этой схватке. Ими Европа связывалась с Персией и Россией. В то время параллельно проходили повстанческие схватки на территории Германии, Англии и Нидерландов. В этих странах издавали статьи и книги о похождениях атамана. В некоторых были фантастические подробности наряду с важными данными.

Иностранцы наблюдали за тем, как казака привезли в столицу в качестве пленника и казнили. Для царя было особенно выгодно показать, что власть полностью находится в его руках, и никто не может ее пошатнуть. Тем более какой-то бандит, выходец из бедноты.

Хотя победа была еще не окончательной, все-таки смерть предводителя казаков выглядела весьма внушительно. Одним из литературных произведений на эту тему является «Три путешествия», которую написал Ян Стрейс. Он стал свидетелем восстания, побывал на территории, которую контролировал Разин. Для создания данного рассказа использовались собственные наблюдения и материалы, которые писатель почерпнул из информации, изложенной другими авторами.

Научные и литературные труды

В 1674 в стенах Виттенбергского института историки защищали работу, в которой рассказывалось о подвигах атамана. Работу много раз переиздавали в 17-18 веках, Пушкин проявлял к ней большой интерес.

Впоследствии о герое-повстанце стали слагать множество легенд. Например, о нем мы можем прочесть в произведении «Как Степан Тимофеевич Разин ушел из острога».

Об атамане сочинялись в России народные песни. В некоторых его идеализировали как героя, побеждающего в эпических схватках. Порой образ отождествлялся с Ермаком Тимофеевичем, еще одним известным казаком, который завоевал Сибирь. Бывают более точные произведения, сухо излагающие документальные факты, биографию и исторические события.

Александр Сергеевич Пушкин посвятил Разину три свои произведения. Также о нем писал Д.М. Садовников. В 1908-м году появляется первый художественный фильм российского производства. Его назвали «Понизовая вольница». Гиляровский В.А. написал поэму “Стенька Разин”.

Любым революционным движениям нужен сильный лидер, который может откинуть страх и вести за собой большие массы. На фоне общего закрепощения людям нужен был человек, который смог бы собрать и организовать их с целью достижения общей свободы. Степан Разин сделал казаков настоящей семьей, единой силой, которая боролась за свои права. Именно таким, бесстрашным и целеустремленным, он приходит к нам со страниц истории. Даже на смертном одре он не выказал ни единого признака страха и до последнего вздоха придерживался своих взглядов. Именно эти черты и поступки сделали его значимой исторической личностью и героем народного фольклора.

Годы жизни Степана Разина совпали со временем правления Алексея Михайловича, когда значительно усилился феодальный гнет. Тихий нрав царя, его христианское смирение и умение внимательно выслушивать приближенных, совмещались с такими действиями, которые порождали бунты и восстания.

В «бунташный век» утверждено Соборное уложение и крепостничество стало основой российского хозяйствования, а разгоравшиеся повсюду мятежи жестко подавлялись властями.

После Соборного уложения крепостное положение крестьян ухудшилось: срок сыска беглых крестьян был увеличен с 5 до 15 лет, крепостничество становилось наследственным состоянием, завершился процесс законодательного оформления крепостного права. Реакцией на царские реформы стали мятежи. Один из таких мятежей, названный впоследствии крестьянской войной, возглавил Степан Разин.

Степан Разин краткая биография

Биография Стеньки Разина, как утверждает видный российский историк В.И. Буганов, основана на нескольких уцелевших документах, вышедших из правительственного лагеря Романовых, или составленых сподвижниками вдали от главной ставки Разина на Волге. Именно поэтому, многие факты намеренно не освещены, присутствует некая тенденциозность и не скрываемая ложь.

Степан Тимофеевич Разин краткая биография, происхождение и сведения о семье выведены также из воспоминаний голланского парусного мастера и путешественника Стрейса Я.Я. На основании Астраханских встреч и бесед с Разиным, он написал в своих сочинениях, что к 1670 году Разину было около 40 лет.

Родился Степан Разин в 1630 году в семье зажиточного и знатного казака Тимофея Рази. Считается, что родился Степан на родине еще одного известного повстанца Пугачева – в станице Зимовейской Волгоградской области, имеющей иное название – Пугачевская. Но это лишь одна из многочисленных версий настоящей родины, ибо Разин Степан Тимофеевич биография, другие сведения окутаны тайнами и легендами.

О станице Зимовейской, как о месте рождения, заговорил впервые историк А.И. Ригельман в 1778 году. Подхваченную версию в дальнейшем подхватили и энциклопедические издания. Но на чем построено предположение Ригельмана – не известно, тем более, что сам городок Зимовейский впервые упоминается только после смерти Разина, а именно в 1672 году. Другая версия о месте рождения Разина высказана историком Поповым в 1814 году. Попов назвал родиной Степана город Черкасск, и в народных преданиях XVII века упоминается именно этот город.

Крестным Степана стал Корнила Яковлев, который был войсковым атаманом. Казацкое происхождение дало значительные привилегии молодому Степану и он с юных лет занял видное место в среде донских старшин. В 1661 году Разин уже участвовал в переговорах с калмыками в качестве переводчика, поскольку хорошо знал как калмыцкий, так и татарский языки. К 1662 году Степан стал командиром казачьего войска, которые отправлялись в поход против Османской империи и Крымского ханства. Разин к этому времени успел совершить два богомолья в Соловецкий монастырь и три донских посольства в Москву. В 1663 году участвовал в походе под Перекопом против крымских татар.

Характеристика Степана Разина

К 1661 году Степан имел большой военный опыт и заслуженный авторитет среди донских казаков. Обладал кипучей энергией и непокорным нравом. Тот же Якуб Стрейс из Голландии охарактеризовал его, как высокого и степенного мужчину, наделенного от природы высокомерным выражением лица. Разин настолько прост был в общении, что его можно было выделить от остальных только по оказываемой ему чести: при беседе с ним обыкновенно становились на колени и опускали голову низко к земле. Называли среди казаков Степана «батька». Была ли у Разина жена и дети неизвестно. Но имеются сведения о семье, проживающей в Кагальницком городке.

Братья Степана, старший Иван и младший Фрол, тоже были казачьими предводителями. Казнь старшего брата Ивана по приказу воеводы Долгорукова Ю.А. повлияла на Степана так, что он стал вынашивать план мести Долгорукову и всей царской администрации. Для казаков, находящихся под его началом, Степан желал воли и благополучной жизни. Разин принимает решение о распространении казацкого военно-демократического строя на все государство.

Грабительский поход

Казацкая голытьба под командованием Разина совершила грабительский поход к нижней Волге и к Персии (1667-1669 гг.). «Поход за зипунами» и ограбление торгового каравана характеризовались как знак неповиновения правительству. Другой задачей его было полное блокирование пути торговцам на Волгу. В результате часть ссыльных освободили, а начальников стрелецкой службы убили. Но такую вольницу следовало быстро усмирить отрядом ратных. Казаки успешно избежали столкновения и захватили городок у реки Яик без боев.

Разин тогда поселился в Кагальницком городке рядом с Доном. Сюда к нему стали прибывать казаки и беглые в большом количестве. Личность Степана обростала легендами. Царское правительство стремилось разогнать распоясавшихся казаков, но это лишь добавляло Степану сторонников. Ряды повстанцев стремительно пополнялись.

Степан Разин кратко: казацкие требования или наивная мечта о равенстве

Выступая под знаменем великой войны, разинцы наивно думали о защите государя Алексея Михайловича от окружающих его московских бояр. Одна из разинских грамот гласит, что войско донское казачье вышло с Дона царю на службу, дабы от бояр-изменников он не погиб. Вместе с тем, разинцы не признавали воцарение Алексея Михайловича законным, пренебрежительно высказываясь в отношении властей. Но они были готовы сражаться за царя.

Открытое восстание началось с похода на Волгу в 1670 году. Разин и его сподвижники начали рассылать «прелестные» письма с призывом пополнять ряды всех, кто ищет воли. О свержении царя Разин не говорил, но объявил войну воеводам, дьякам, представителям церкви, считая их предателями царя. Вскоре прошел слух о том, что среди повстанцев находятся: царевич Алексей Алексеевич, который в действительности умер в Москве в 1670 году, и патриарх Никон, отбывающий ссылку. Разинцы занимали один за другим города, вводили казачье устройство, и убивали официальных представителей власти. Купцы, которые пытались пройти по Волге, были задержаны и разграблены.

Массовые восстания охватили Поволжье. Вожаками становились не казаки Разина, а местные крестьяне: беглые, представители поволжских народов – марийцы, чуваши, мордва. Стала ватажком и беглая монахиня Алена Арзамасская. Были захвачены Астрахань, Царицын, Саратов и Самара. Но к началу сентября 1670 года Разин не смог завершить осаду Симбирска после четырех штурмов: встретив серьезное сопротивление со стороны правительственных войск, и получив ранение, Разин ушел на Дон. 8-10 тысяч повстанцев – это крестьяне, татары, чуваши и мордва.

Причины неудачной осады Симбирска:

  1. Симбирск оборонял пятитысячный гарнизон хорошо обученных и вооруженных воинов;
  2. на помощь правительственным войскам был оправлен отряд Ю. Н. Барятинского;
  3. 4 октября Барятинский изобразил «подход» очередного подкрепления, которого на самом деле не существовало;
  4. Разин бросил своих подчиненных и скрылся;
  5. оставшихся без атамана повстанцев легко разгромили, а симбирский гарнизон освободили войска Барятинского.
  6. Поражение или предательство

Атаман был перевезен в Кагальницкий городок. В январе 1671 года на Дону распространились иные настроения: среди низовых казаков и разинцев возникли противоречия, а влияние главного атамана сильно упало. Такие действия привели к тому, что в Черкасске появился свой атаман – Яковлев. Разин решил взять Черкасск, но не смог. В это же время в Москве патриархом Иосифом Разин был предан анафеме, что окончательно развязало руки восставшим казакам: теперь они действовали против своего атамана.

Пленение и казнь Степана Разина

Казачьи старшины сожгли Кагальницкий городок в апреле 1671 года, а Степана Разина и его брата Фрола захватили в плен и выдали московским властям. В Москве 2 июня Степана пытали, но он сохранял мужество. На 6 июня была назначена публичная казнь атамана и Фрола. О том, как казнили Степана Разина, вспоминал очевидец Яков Рейтенфельс. Он сообщил, что царь опасался начала новых волнений, потому Болотная площадь, на которой проходила казнь, была оцеплена тремя рядами преданных царю солдат. Перекрестки также были заполнены отрядами правительственных войск.

Приговор о четвертовании Разин выслушал спокойно. Развернувшись в сторону церкви, он поклонился четыре раза, а потом попросил у собравшихся на площади людей прощения. Разину отрубили сначала руку по локоть, потом ногу по колено. Брат Фрол, смотря на муки Степана, успел крикнуть: «Слово и дело!», что значило государственную тайну. Степан тут же отреагировал: «Молчи, собака!» и палач отрубил ему голову.

Фрол пообещал рассказать, где зарыты разинские клады и сокровища. Но после неудачных попыток их отыскать на Дону, Фрола казнили в 1676 году.

Легенды и предания о Степане Разине

Русские народные песни славят Разина как идеального казачьего вождя, но иногда его образ приобретает черты другой героической фигуры – казака Ермака Тимофеевича, завоевавшего Сибирь. Легенды о Степане Разине и предания о разинских кладах живы до сих пор. Какие же «адреса» кладов?

1. Клад разинский хранится близ поселка Добринки глубоко в пещере.

2. Сокровища скрыты в ущелье Дурман за городом Камышина.

3. Один из многочисленных кладов Разин хранил в Настиной горе (на Дону или на Волге), где похоронена его любовница.

4. Клад, спрятанный близ Сибирской губернии, рядом с селом Шатроманы.

5. Клад в Цареве кургане у одного из притоков Волги.

Смерть Степана Разина не принесла покоя царской семье. Казачьи и крестьянские войны продолжались на Волге и в Поволжье, а Астрахань повстанцы удерживали до ноября 1671 года. Романовыми было приложено немало усилий, чтобы отыскать и уничтожить документы повстанцев. Потому и с казнью Фрола тянули в течение пяти лет, пытаясь добиться от него сведений о том, где разинцы спрятали документы. Из архивов Астрахани, Казани документы о разинской войне пропали.

Весь уклад Руси XVII века - свирепость законов, бесправие народа, закрепление кабалы крестьян, - все давало пищу для народного недовольства.

Городки и села были обременены бесчисленными повинностями, более того, любые народные промыслы и ремесла были обложены множеством разнообразных пошлин. Корыстолюбие воевод и произвол чиновников увеличивали тягостное положение народа.

В русском судопроизводстве все зависело от произвола властей. Осужденные или обобранные чиновниками люди бежали к вольным казакам, им сочувствовали и в них видели надежду.

Между рек Тишиня и Иловня Стенька Разин выбрал высокое место и там заложил свой стан. «Стоит Стенька на высоких буграх, а кругом его полая вода: ни пройти, ни проехать, ни проведать, сколько их там есть, ни языка поймать никак не можно, а, кажись, человек тысячу будет, а, може быть, и поболе».

В скором времени по Царицыну разнесся слух, что на Дону собираются казаки-воры и хотят перейти на Волгу, напасть на Царицын, взять там суда и поплыть вниз по Волге. Вскоре «воровское полчище» снялось со своего стана и перешло на Волгу. Войско Степана Разина было разделено на сотни и десятки. Сам Разин был над ними атаманом.

Добыв судовых ружей и набрав припасов, Разин направился по воде к Царицыну. Город сдался без единого выстрела. Стенька направился к Яику. У него было 30 стругов и до 1300 человек войска, хитростью он захватил Яик и казнил 170 человек. Там же он пополнил войско из местного населения, тех же, кто не хотел идти с ним, Стенька «жег огнем и заколачивал до смерти».

Морем казаки направились к берегам Дагестана. Тем временем в Персии построили флот, чтобы утихомирить Стеньку. Завязалась битва. Персидские суда были потоплены и взяты в плен, только три судна ушли. Однако победа досталась казакам нелегко - в морской битве около 500 человек были убиты. Нужно было возвращаться на Дон.

Казаки возвращались по Волге обратно через Астрахань. Астраханское начальство готовилось встретить казаков гораздо милостивее, чем следовало по заслугам. Воеводы заранее выправили от имени царя грамоту, которая давала прощение казакам, если они принесут повинную. Получалось так, что Стенька некоторым образом отплатил Персии за оскорбления, нанесенные России, Россия же не нарушила соглашения с Персией, а разорение ее берегов свалила на своевольных казаков.

Стенька с верными своими сподвижниками прибыл в Астрахань и в приказной избе положил в знак послушания свой бунчук - символ власти. Казаки отдали властям пять медных и 16 железных пушек.

Сказания говорят, что Стенька в порыве своей преданности великому государю говорил, что казаки преподносят его царскому величеству острова, которые завоевали саблей у персидского шаха.

Отправившись на Дон, Разин выбрал место между Кагальницкой и Ведерниковской станицами, на острове. Там устроил он городок Кагальник и приказал обнести его земляным валом. Казаки построили себе земляные избы.

Повсюду разнеслась молва о его славе; отовсюду бежала к нему голытьба; бежали к нему казаки верховных станиц и с Волги гулящие люди; дошла его слава и до Украины. Через месяц в войске его было 2700 человек. Он был щедр и приветлив, оделял бедных и голодных. Его называли батюшкой, считали колдуном, верили в его ум, силу и счастье.

«И приказывает Стенька своим казакам беспрестанно, чтоб они были готовы, а какая у него мысль, про то казаки ведают, но молчат». Стенька говорил, что настало время идти против бояр, и звал войско с собой на Волгу. Бояр ненавидели многие.

В мае Стенька поплыл вверх по Дону к Царицыну и взял его штурмом.

Горожанам он говорил: «Мы бьемся против изменников-бояр, за великого государя!»Астраханские воеводы начали собирать войско против бунтовщика. На этот раз в войске у Разина было уже от 8 до 10 тысяч сабель.

С помощью астраханских предателей Стенька без потерь взял город Астрахань.

441 человека приказал казнить Разин, одних рубили мечом, других бердышами, иных закалывали копьями.

Астрахань была обращена в казачество, жителей Разин заставил совершить обряд присяги «великому государю и атаману Степану Тимофеевичу, войску служить и изменников выводить».

Следующей добычей Разина стал Саратов. Таким образом, в первых числах сентября Стенька дошел до Симбирска.

Посыльные Разина рассеялись по Московскому государству, достигали они берегов Белого моря, прокрадывались в столицу. В своих воззваниях и речах Стенька извещал, что идет истребить бояр, дворян, приказных людей, искоренить всякую власть, установить во всей Руси казачество и учинить так, чтоб всяк всякому был равен.

Поправший церковь и верховную власть, Разин тем не менее сознавал, что в русском народе к ним сохраняется уважение, и решил прикрыться личиной этого уважения. Он изготовил два судна: одно было покрыто красным, другое - черным бархатом. О первом он распространил слух, будто на нем находится сын Алексея Михайловича, царевич Алексей, якобы убежавший от злобы бояр. На другом судне, по словам атамана, находился низверженный патриарх Никон.

Под Симбирском Стенька впервые потерпел поражение. Это уронило его в глазах народа. В продолжении зимы мятеж Разина был задушен воеводами.

Неизвестны подробности ареста атамана. В государевых грамотах говорится об этом по-разному: в одной - что Стенька был связан цепью железной донскими казаками, которые выдали его царским войскам «от злоб своих», в другой - что Стенька был схвачен обманом.

Стенька и его брат Фрол были привезены в Черкасск. Предание говорит, что казаки очень боялись, чтоб Стенька не ушел из неволи: уверяли, что он был чернокнижник, никакая тюрьма не удержала бы его, никакое железо не устояло бы против ведовства. Поэтому его сковали освященною цепью и содержали в церковном притворе, надеясь, что только сила святыни уничтожит его волшебство. В конце апреля обоих удалых братьев повезли в Москву.

4 июня по Москве распространилась весть, что казаки везут Стеньку. Толпы народа посыпали за город смотреть на чудовище, имя которого столько времени не сходило с уст всего русского люда. За несколько верст от столицы поезд остановился. Из Москвы привезли большую телегу с виселицей. Стеньку поставили на телегу и привязали цепью за шею к перекладине виселицы, а руки и ноги прикрепили цепями к телеге. За телегою должен был бежать Фрол, привязанный цепью за шею к телеге.

В такой триумфальной колеснице въехал атаман воровских казаков в столицу московского государя, которую он грозил сжечь дотла. Он следовал с хладнокровным видом, опустив глаза, Как бы стараясь скрыть, что у него было на душе. Одни смотрели на него с ненавистью, другие - с состраданием.

Их привезли прямо в Земский приказ и тотчас начали допрос. Стенька молчал. Молчал он и под пытками.

Предание говорит, что, сидя в темнице и дожидаясь своей казни, Стенька сложил песню, и теперь повсюду известную, в которой он как бы в знамение своей славы завещал похоронить его на распутье трех дорог земли русской.

6 июня 1671 года его вывели на казнь на лобное место вместе с братом. Множество народа стеклось на кровавое зрелище. Прочитали длинный приговор, где изложены были все преступления обвиненных. Стенька слушал спокойно, с гордым видом. По окончании чтения палач взял его под руки. Стенька обратился к церкви Покрова Пресвятой Богородицы (Василия Блаженного), перекрестился, потом поклонился на все четыре стороны и сказал: «Простите!»

Его положили между двух досок. Палач отрубил ему сначала правую руку по локоть, потом левую ногу по колено. Стенька при этих страданиях не издал ни одного стона, не показал знака, что чувствует боль. Он, по словам современника, как будто хотел показать народу, что мстит гордым молчанием за свои муки, за которые не в силах уже отомстить оружием. Ужасные истязания брата окончательно лишили мужества Фрола, видевшего то, что ожидало его самого через несколько минут.

«Я знаю слово государево!» - закричал он.

«Молчи, собака!» - сказал ему Стенька.

То были последние его слова. Палач отрубил ему голову. Его туловище рассекли на части и насадили на колья, как и голову, а внутренности бросили собакам на съедение.

Н.И.Костомаров

В апреле казаки поплыли из Черкасска к Кагальницкому городку; 14 апреля сожгли его до основания и, по войсковому суду, перевешали всех до единого сообщников Стеньки, исключая самого атамана и брата его Фролки. Вероятно, в числе умерщвленных были и их семейства, которые тогда находились в Кагальнике. Неизвестны подробности взятия Стеньки. В государевых грамотах говорится о нем розно; в одной – что Кагальник взят приступом; в другой, что Стенька был связан ужем железным от донских казаков, которые обратились от злоб своих. Современные иностранцы и малороссийская летопись говорят, что Стенька взят был обманом. Корнило Яковлев был его крестный отец, и Стенька имел к нему уважение: это объясняет несколько, почему Стенька щадил этого старика во время своей силы, когда, как кажется, мог его низвергнуть. Корнило подступил к Кагальнику и вступил с ним в переговоры.

– Ты в опасности, – говорил он, – тебя или убьют, или выдадут. Дело твое пропало. Ты уже не в силах противостать могуществу царя. Принеси-ка лучше повинную и проси помилования. Я получил от великого государя грамоту о том, что он прощает тебя и желает тебя видеть в Москве. Поедем вместе; там ты расскажешь, какие обиды тебя искусили на воровство.

Стенька мало верил таким убеждениям, но повиновался из отчаяния, потому что дело его было окончательно проиграно, а жизнью он не дорожил. Корнило сначала оставил его на свободе, но потом заковал в кандалы вместе с братом. Стенька, говорит современник, не надеялся подобного поступка от лица, ему столь близкого; но тот, кто был вероломным против своего законного государя, не заслуживал ничего лучшего.

Стенька и Фролка были привезены в Черкасск. Предание говорит, что казаки очень боялись, чтоб Стенька не ушел из неволи: на то он был чернокнижник, никакая тюрьма не удержала бы его, никакое железо не устояло бы против его ведовства.

Поэтому его сковали освященною цепью и содержали в церковном притворе, надеясь, что только сила святыни уничтожит его волшебство. (Рассказывают, будто в Черкасске до сих пор сохраняется эта освященная цепь в кладовой при соборе.) В конце апреля обоих удалых братьев повезли в Москву. Сам Кормило Яковлев провожал их с другим значным казаком, Михаилом Самарениным и с конвоем. В их обозе отправляли трех драгоценных персидских аргамаков, которых везли некогда на бусе, ограбленной Стенькою во время его возвращения из персидского похода. Вместе с ними казаки возвращали царю три золотые ковра, взятые на той же бусе и принадлежавшие, поэтому, царской казне.

Фролка был от природы тихого нрава и затосковал.

– Вот, брат, это ты виною нашим бедам, – говорил он с огорчением.

Стенька отвечал:

– Никакой беды нет. Нас примут почестно: самые большие господа выйдут на встречу посмотреть на нас.

4-го июня распространилась в Москве весть, что казаки везут Стеньку. Толпы народа посыпали за город смотреть на чудовище, которого имя столько времени не сходило с уст всего русского люда. За несколько верст от столицы поезд остановился. Стенька был еще одет в свое богатое платье; с него сняли его и одели в лохмотья. Из Москвы привезли большую телегу с виселицею. Тогда Стеньку поставили на телегу и привязали цепью за шею к перекладине виселицы, а руки и ноги прикрепили цепями к телеге. За телегою должен был бежать, как собака, Фролка, привязанный цепью за шею к окраине телеги.

В такой триумфальной колеснице въехал атаман воровских казаков в столицу московского государя, у которого он грозил сжечь дела. Он следовал с хладнокровным видом, опустив глаза, как бы стараясь, чтоб никто не прочитал, что у него было на душе. Одни смотрели на него с ненавистью, другие – с состраданием. Без сомнения, были еще такие, что желали бы иного въезда этому человеку, бывшему столько времени идолом черни.

Их привезли прямо в земский Приказ, и тотчас начали допрос. Стенька молчал.

Его повели к пытке. Первая пытка была кнут – толстая ременная полоса в палец толщиною и в пять локтей длиною. Преступнику связывали назад руки и поднимали вверх, потом связывали ремнем ноги; палач садился на ремень и вытягивал тело так, что руки выходили из суставов и становились вровень с головою, а другой палач бил по спине кнутом. Тело вздувалось, лопалось, открывались язвы, как от ножа. Уже Стенька получил таких ударов около сотни, и уж, конечно, палач не оказывал сострадания к такому подсудному. Но Стенька не испустил стона. Все стоявшие около него дивились.

Тогда ему связали руки и ноги, продели сквозь них бревно и положили на горящие уголья. Стенька молчал.

Тогда по избитому, обожженному телу начали водить раскаленным железом. Стенька молчал.

Ему дали роздых. Принялись за Фролку. Более слабый, он начал испускать крики и вопли от боли.

– Экая ты баба! – сказал Стенька. – Вспомни наше прежнее житье; долго мы прожили со славою; повелевали тысячами людей: надобно ж теперь бодро переносить й несчастие. Что, это разве больно? Словно баба уколола!

Стеньку принялись пытать еще одним родом мучений. Ему обрили макушку и оставили виски.

– Вот как! – сказал Стенька брату: – слыхали мы, что в попы ученых людей ставят, а мы, брат, с тобой простаки, а и нас постригли.

Ему начали лить на макушку по капле холодной воды. Это было мучение, против которого никто не мог устоять; самые твердые натуры теряли присутствие духа. Стенька вытерпел и эту муку, и не произнес ни одного стона.

Все тело его представляло безобразную багровую массу волдырей. С досады, что его ничто не донимает, начали Стеньку колотить со всего размаху по ногам. Молчал Стенька.

Перенесши все страдания, не высказав ни одного слова, Стенька не мог быть обвинен собственным сознанием (говорит современник); только очевидное и гласное преступление не затруднило приговорить его к смерти.

Предание говорит, что, сидя в темнице и дожидаясь последних смертных мучений, Стенька сложил песню и теперь повсюду известную, где он как бы в знамение своей славы, завещает похоронить себя на распутии трех дорог Земли русской.

Схороните меня, братцы, между трех дорог:

Меж московской, астраханской, славной киевской;

В головах моих поставьте животворный крест,

В ногах мне положите саблю вострую.

Кто пройдет или проедет – остановится,

Моему ли животворному кресту помолится,

Моей сабли, моей вострой испужается:

Что лежит тут вор удалый добрый молодец,

Стенька Разин, Тимофеев по прозванию!

6 июня его вывели на лобное место вместе с братом. Множество народа стеклось на кровавое зрелище. Прочитали длинный приговор, где изложены были все преступления обвиненных. Стенька слушал спокойно, с гордым видом. По окончании чтения палач взял его под руки. Стенька обратился к церкви Покрова Пресвятые Богородицы (Василия Блаженного), перекрестился, потом поклонился на все четыре стороны и сказал: «простите!»


Казнь Степана Разина. Картина С. Кириллова, 1985–1988

Его положили между двух досок. Палач отрубил ему сначала правую руку по локоть, потом левую ногу по колено, Стенька при этих страданиях не издал ни одного стона, не показал знака, что чувствует боль. Он (говорит современник) как будто хотел показать народу, что мстит гордым молчанием за свои муки, за которые не в силах уже отмстить оружием. Ужасное зрелище истязаний над братом окончательно лишило последнего мужества Фролку, видевшего то, что ожидало его самого через несколько минут.

– Я знаю слово государево! – закричал он.

– Молчи, собака! – сказал ему Стенька.

То были последние его слова. Палач отрубил ему голову. Его туловище рассекли на части и воткнули на колья, как и голову, а внутренности бросили собакам на съедение.

Для Фролки казнь была отсрочена. Его подвергли снова допросу. Он сказал:

– От большой пытки я не пришел в память и не высказал всего, а теперь опамятовался и скажу все, что у меня в памяти. Были у моего брата воровские письма, присланные откуда ни на есть, и эти всякие бумаги он зарыл в землю для того, что как в доме у него никого не было, то он собрал их в денежный кувшин, засмолил и зарыл в землю на острове, на реке Дону, на урочище Прорве, под вербою, а эта верба посередине крива, а около ней густые вербы; а около острова будет версты две или три. Да еще за два дня до прихода Корнилы Яковлева Степан, брат, посылал меня в Царицын взять его рухлядь у посадского человека Дружинки Потапова; говорил он, что у него есть костяной город, образцом сделан будто Цареград... Подлинно не знаю, у кого взял он его: у князя ли Семена, либо у Кизил-баша, только Стенька велел взять этот город, да сундук с платьем.

Впоследствии, в сентябре того же года, казацкий атаман с выборными казаками ездили искать этих писем на острове, пробовали землю щупами и ничего не нашли. Современные иностранцы говорят, что Фрол получил жизнь и осужден на вечное тюремное заточение.

Как бывало мне, ясну соколу, да времечко:

Я летал млад-ясен сокол по поднебесью,

Я бил-побивал гусей-лебедей,

Еще бил-побивал мелку пташечку.

Как, бывало, мелкой пташечке пролету нет.

А нонеча мне, ясну-соколу, время нет.

Сижу я, млад-ясен сокол, во поимане,

Я во той ли во золотой во клеточке,

Во клеточке на жестяной на шесточке.

У сокола ножки спутаны,

На ноженьках путочки шелковые,

Занавесочки на глазыньках жемчужные!

Как бывало мне, добру-молодцу, да времечко:

Я ходил, гулял, добрый молодец, по синю морю,

Уж я бил-разбивал суда-корабли,

Я татарские, персидские, армянские.

Еще бил-разбивал легки лодочки:

Как бывало легким лодочкам проходу нет;

А нонеча мне, добру-молодцу, время нет!

Сижу я, добрый молодец, во поимане,

Я во той ли во злодейке земляной тюрьме.

У добра-молодца ноженьки сокованы,

На ноженьках оковушки немецкия,

На рученьках у молодца замки затюремные,

А на шеюшке у молодца рогатки железныя.

Корнило Яковлев и Михайло Самаренин возвратились на Дон, вместе с стольником Косаговым, который вез казакам милостивую грамоту, хлебные и пушечные запасы и денежное жалованье. Очень обрадовались казаки хлебным запасам, потому что у них был тогда неурожай, а недавние смуты вовсе не благоприятствовали успехам земледелия. Казачество встретило послов за пять верст от Черкасска. Войсковым атаманом был тогда Логин Семенов. Когда, по обычаю, был собран круг, Косагов сообщил, что атаманы Корнило Яковлев и Михайло Самаренин в Москве дали за все казачество обещание принести присягу на верность государю. Только домовитые и значные казаки согласились без отговорок; люди молодые и незнатные, большею частью прежние приверженники Стеньки, приняли такое требование неохотно.

– Мы (они говорили) рады служить великому государю и без крестного целования, а креста целовать нечего.

Молодцы еще считали себя не подданными, а вольными людьми, служащими царю не по обязанности, а по охоте. Но партия старейших взяла верх. Три круга собирались один за другим. На третьем круге старшие проговорили:

– Даем великому государю обещание учинить пред святым евангелием, целым войском, а кто из нас на обещание не пойдет, того казнить смертью по воинскому праву нашему, и пограбить его животы; а пока не принесут все обещания, положим крепкий заказ во всех куренях не продавать ни вина, ни другого питья, и кто к обещанию пойдет пьян, такому человеку, как и продавцу вина, учиним жестокое наказание.

29 августа черный священник Боголеп привел к присяге атаманов и прочих казаков по чиновной книге, перед стольником и дьяком.

– Теперь, – сказал после того стольник, – атаманы и казаки! сослужите великому государю верную службу: идите со всем войском под Астрахань против оставшихся там единомышленников Стеньки.

– Радостными сердцами пойдем под Астрахань и будем служить великому государю! – отвечали казаки.

А между тем остатки приверженцев казненного Стеньки, спасшиеся от бойни их братья в Кагальнике, под знаменем Алешки Каторжного, в отчаянии бежали в Астрахань, грустно запевая:

Помутился славный-тихий Дон

От Черкасска до Черного моря!

Помешался весь казачий круг!

Атамана боле нет у нас,

Нет Степана Тимофеевича,

По прозванию Стеньки Разина!

Поимали добра-молодца,

Завязали руки белыя,

Повезли во каменну Москву,

И на славной Красной площади

Отрубили буйну голову!

http://rushist.com/index.php/kostomarov-razin/1212-kazn-razina

Чумной бунт, восстание Пугачева, хованщина и другие кровавые события русской истории, рассказанные русскими и (особенно) советскими художниками

1. Соляной бунт произошел в Москве 1 (11) июня 1648 года. Причина — недовольство политикой боярина Бориса Морозова, который вместе с Ильей Милославским был регентом при Алексее Романове и фактически руководил государством. В частности, правительство ввело косвенный налог на соль, которая подорожала с пяти копеек до двух рублей серебром за пуд.

Соляной бунт. Картина Эрнеста Лисснера. 1938 год Wikimedia Commons

2. Медный бунт произошел в Москве 25 июля (4 августа) 1662 года. Причины: повышение налогов в годы Русско-польской войны (1654-1667), а также обесценивание медных монет по сравнению с серебряными: за один рубль серебром стали давать 17 рублей медью.


Медный бунт. Картина Эрнеста Лисснера. 1938 год Wikimedia Commons

3. Восстание под предводительством Степана Разина, начавшееся в апреле 1670 года, перешло в войну (1670-1671) крестьян и казаков с царскими войсками. Причины: окончательное закрепощение крестьянства, рост налогов, а также ограничение казачьей вольницы. Война окончилась поражением восставших, которые подверглись жестокой расправе: за три месяца палачи казнили 11 тысяч человек.


Степан Разин. Картина Василия Сурикова. 1903-1907 годы Wikimedia Commons
Степан Разин на Волге. Картина Гавриила Горелова. 1924 год Wikimedia Commons
Степан Разин в Саратове. Картина Сергея Бузулукова. 1952 год Wikimedia Commons

4. Стрелецкий бунт (хованщина) произошел в Москве 5 (15) мая 1682 года. Причины: притеснения стрелецкого войска со стороны старших командиров, понижение статуса стрельцов до городской полиции, а также нерегулярная выплата жалованья. Поводом для начала восстания послужил слух о том, что Иван Нарышкин задушил царевича Ивана Алексеевича (будущего Ивана V).


Стрелецкий бунт. Картина Николая Дмитриева-Оренбургского. 1862 год Wikimedia Commons
Мятеж стрельцов в 1682 году. Картина Алексея Корзухина. 1882 год Wikimedia Commons

5. Стрелецкий бунт произошел в Москве 27 мая (6 июня) 1698 года. Причины: изнурительные Азовские походы (1695-1696) и тяготы службы в пограничных городах. В восстании приняли участие около двух тысяч стрельцов, которые требовали возвести на престол царевну Софью Алексеевну.


Утро стрелецкой казни. Картина Василия Сурикова. 1881 год Wikimedia Commons

6. Чумной бунт произошел в Москве 15 (26) сентября 1771 года. Причина — эпидемия чумы, занесенной во время русско-турецкой войны. Эпидемия, начавшаяся в ноябре 1770 года, постепенно расширялась, а в августе 1771-го смертность достигла тысячи человек в день.


Чумной бунт. Картина Эрнеста Лисснера. 1930-е годы Wikimedia Commons

7. Пугачевский бунт начался 17 (28) сентября 1773 года и вскоре перешел в крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Причины: потеря казаками вольностей, введение царской монополии на соль и жесточайшая религиозная политика. Восстание закончилось поражением смутьянов, а Пугачева, как и Стеньку Разина, казнили и предали анафеме.


Суд Пугачева. Картина Василия Перова. 1875 год Wikimedia Commons
Пугачев на Соколовой горе. Картина Василия Фомичева. 1949 год Wikimedia Commons
Казнь Пугачева. Картина Виктора Маторина. 2000 год Wikimedia Commons

8. Восстание декабристов произошло в Петербурге 14 (26) декабря 1825 года. Причина — разочарование в надеждах, связанных с ограничением монархической власти и отменой крепостного права. Декабристы собирались помешать войскам и Сенату принести присягу новому царю Николаю Павловичу.


Восстание 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. Рисунок Карла Кольмана. 1830-е годы Wikimedia Commons
Восстание декабристов. Картина Василия Тимма. 1853 год Wikimedia Commons
Декабристы. Картина Семена Левенкова. Около 1950 года Wikimedia Commons

9. Восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» произошло 14 (27) июня 1905 года. Причина — обостренная обстановка внутри Российской империи, связанная с Русско-японской войной (1904-1905), а также разгоном рабочего шествия у Зимнего дворца (9 января 1905 года). Поводом для стихийного выступления матросов послужило несвежее мясо, из которого должны были варить борщ.


Восставшие потемкинцы выносят на берег тело погибшего Григория Вакуленчука. Картина Леонида Мучника. 1949 год Wikimedia Commons
Вооруженное восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический». Картина Петра Фомина. 1952 год Wikimedia Commons Восстание на броненосце «Потемкин». Картина Петра Страхова. 1957 год  Wikimedia Commons

Просмотров