Функциональная подготовленность. Функциональная подготовка спортсмена

Функциональная подготовка юных пловцов в подготовительном периоде

С. С. Ганзей, В. Б. Авдиенко, В. П. Черкашин, И. Н. Солопов

В статье обосновывается технология функциональной подготовки юных пловцов в подготовительном периоде макроцикла с учетом физиологических закономерностей повышения функциональных возможностей организма, предусматривающая интенсификацию тренировки посредством применения эргогенических средств, различных по характеру воздействия на те органы и системы организма, от которых требуется высокий функциональный уровень готовности.

Ключевые слова: функциональная подготовка, юные квалифицированные пловцы, подготовительный период, эффективность функциональной подготовки, тренировочные макро- и микроциклы.

Functional Training of the Young Qualified Swimmers in the Preparatory Period S. S. Ganzej, V. B. Avdiyenko, V. P. Cherkashin, I. N. Solopov

In this article, the technology of functional training of young swimmers proves the macrocycle, considering physiological laws of increase of functionalities of the organism in the preparatory period, providing an intensification of training by the application of ergogenic means, various in character of influence on those bodies and systems of an organism from which the high functional level of readiness is required.

Key words: functional training, young qualified swimmers, the preparatory period, effectiveness of functional training, training macro- and microcycles.

Повышение эффективности функциональной подготовки является в настоящее время одной из актуальных проблем в спорте , которая крайне остро стоит и в современном плавании, характеризующемся интенсификацией тренировочных и соревновательных нагрузок .

Таким образом, возникает необходимость поиска организационных форм, методических подходов и средств, позволяющих существенно повысить эффективность функциональной подготовки как в тренировочных макроциклах, так и в основные периоды тренировочного макроцикла, и особенно - в подготовительном, который является ключевым. Именно в этот период осуществляется формирование необходимого (запланированного) уровня функциональной подготовленности пловцов, выступающей основой для развития и совершенствования всех других видов подготовленности . Достижение этого осуществляется поэтапно и организационно-методически реализуется при решении задач общеподготовительного и специально-подготовительного этапов подготовительного периода.

К основным задачам общеподготовительного этапа подготовительного периода относятся следующие: создание прочной базы физической подготовленности, увеличение возможностей основных функциональных систем организма, повышение отдельных качеств, которые в решающей мере влияют на уровень спортивного результата. Особое внимание уделяется избирательному воздействию на возможности к аэроб-

ному и анаэробному ресинтезу АТФ, существенному повышению уровня мощности, емкости, эффективности аэробной производительности, продуктивности дыхания; увеличению максимальной мышечной силы, силовой выносливости в аэробных и аэробно-анаэробных режимах работы; развитию скоростно-силовых параметров рабочих движений; совершенствованию техники движений, экономичности работы и др. .

На этом этапе в основном используются нагрузки аэробного воздействия, в результате чего возрастает аэробная производительность и, как следствие, скорость плавания на уровнях аэробного порога, анаэробного порога, максимального потребления кислорода.

На специально-подготовительном этапе подготовительного периода тренировка направлена на повышение специальной работоспособности. Содержание тренировки предполагает развитие комплекса качеств (скоростных возможностей, специальной выносливости и др.) на базе предпосылок, созданных на общеподготовительном этапе.

Это достигается широким применением специально-подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным, и собственно соревновательных. Акцентированно применяются интенсивные развивающие нагрузки анаэробно-аэробного и анаэробно-гликолитического характера в воде. На суше используются упражнения для повышения уровня скоростно-силовых качеств и специальной силовой выносливости. Значительная доля в общем объеме тренировочной работы от-

водится узкоспециализированным средствам, способствующим повышению качества отдельных компонентов специальной работоспособности .

На специально-подготовительном (предсорев-новательном) этапе подготовительного периода существенно возрастает объем нагрузок смешанной аэробно-анаэробной направленности. Адаптация к таким нагрузкам сопровождается приростом специальной работоспособности - совершенствованием механизма анаэробного гликолиза, увеличением скорости плавания в третьей и четвертой зонах интенсивности (одновременно несколько снижается скорость плавания на уровне аэробного порога, то есть падает экономичность при работе с низкой интенсивностью).

Подготовка в макроциклах, которыми начинается каждый период, направлена на создание прочного фундамента технической и физической подготовленности, прежде всего аэробной производительности и специальной мышечной силы пловца. Акцент в применении объемных концентрированных нагрузок анаэробно-гликолитической направленности смещен на те тренировочные периоды, которые обеспечивают непосредственную подготовку к главным соревнованиям периодов .

К настоящему времени накоплен достаточно обширный опыт, позволяющий при построении годичного цикла рекомендовать учет следующих методических положений:

Соответствие направленности и объема применяемых нагрузок целям подготовки, адаптационным возможностям пловца, его текущему состоянию;

Концентрированное применение развивающих нагрузок избирательной направленности на отдельных этапах тренировочного процесса в соответствии с основными задачами и стратегией подготовки;

Разведение во времени акцентов интенсивных нагрузок, различных по преимущественному воздействию на те или иные стороны организма;

Выполнение на подготовительном этапе тренировки основного объема специфических упражнений на уровне анаэробного порога в сочетании с силовой подготовкой на суше как непременного условия перехода к концентрированным нагрузкам 3-4-5-й зон интенсивности на последующих этапах;

Постепенное увеличение на протяжении года (от микроцикла к макроциклу) объема развивающих нагрузок 4-й и 5-й зон для средневиков и спринтеров, нагрузок 3-й, 4-й и 5-й зон для стайеров при сохранении их соразмерности с объемами нагрузок 1-й и 2-й зон .

Выделяют два варианта организации во времени нагрузок одной преимущественной направленности: распределительный и сосредоточенный. Первый предполагает относительно равномерное размещение средств в рамках годичного цикла, второй - сосредоточение их на определенных этапах подготовки.

Исследования показали, что в тренировке спортсменов средней квалификации успех приносят оба варианта; для спортсменов высокой квалификации целесообразен второй вариант. Так, было обнаружено, что у спринтеров высокой квалификации распределение гликолитической работы в годичном цикле выразилось в увеличении объема тренировочной нагрузки, но не повысило ее эффективности. В то же время при сосредоточении объема гликолитической работы на определенных этапах был выполнен меньший объем нагрузки и достигнуты более значительные сдвиги в скоростной выносливости спортсменов.

Результаты специальных исследований показали, что сосредоточенный объем однонаправленной тренировочной нагрузки обеспечивает более глубокие функциональные изменения в организме и более существенный прогресс в уровне специальной подготовленности спортсмена.

Что касается общей стратегии построения тренировочной работы в макроцикле вообще и в подготовительном периоде в том числе, то к настоящему времени имеется целый ряд прогрессивных разработок, уже в определенной мере апробированных на практике, позволяющих существенно повысить эффективность тренировочного процесса .

По мнению ряда специалистов, повышение эффективности функциональной подготовки, большей частью в подготовительном периоде, может быть достигнуто за счет более рациональной организации тренирующих воздействий, учитывающей физиологические закономерности развития адаптации к физическим нагрузкам, длительность ее фаз, определенную этапность и последовательность мобилизации физиологических резервов организма и совершенствования его функциональных свойств .

В ряде работ отмечается, что тренировочный процесс - это не аддитивное образование, составляемое из набора микроциклов, комбинируемых в том или ином линейном сочетании, а монолитное целое. Целостность тренировочного процесса во времени обусловлена определенной протяженностью, фазовостью и гетерохронностыо развития

приспособительных реакций на уровне отдельных физиологических систем организма, а также объективной последовательностью, преемственностью и сопряженностью его морфофункциональ-ных перестроек при переходе от срочной адаптации к долговременной .

На основании экспериментальных данных можно сделать вывод о целесообразности в начале макроцикла, когда соревновательное упражнение выполняется на умеренной скорости, избирательной интенсификации режима работы двигательного аппарата средствами специальной физической подготовки, по воздействию направленными на те мышечные группы, которые преимущественно мобилизуются в условиях соревнований. После этого рекомендуется использовать в качестве интенсифицирующего фактора выполнение соревновательного упражнения на постепенно повышающейся скорости. Отмечается, что благодаря предварительной морфофункциональной подготовке двигательного аппарата и других физиологических систем организма это не приведет к его перенапряжению .

Указывается, что такая стратегия организации нагрузок в макроцикле обеспечивает повышение интенсивности тренировочного процесса в целом, осуществляемое с учетом адаптационной инертности отдельных систем организма и без ущерба для планомерного протекания процесса его адаптации к условиям конкретной спортивной деятельности.

Средства специальной физической подготовки должны, прежде всего, совершенствовать способность организма производить энергию, необходимую для эффективной работы мышц в том специфическом двигательном режиме, который преимущественно присущ данному виду спорта. Это выражается как в развитии мощности процессов, высвобождающих энергию для работы мышц, так и в увеличении емкости соответствующих энергетических источников.

Обозначенная структура тренирующих нагрузок в макроцикле предполагает в качестве необходимого условия согласованное во времени единство целенаправленного, концентрированного развития локальной мышечной выносливости (комплексного совершенствования окислительных и сократительных свойств мышц, выполняющих основную работу), планомерно-последовательного совершенствования функций сердца и сосудистой системы и постепенной интенсификации работы .

На основании вышеизложенных позиций

Ю. В. Верхошанский рассматривает тренировочный макроцикл как единство трех относительно самостоятельных этапов, объединенных определенной логикой последовательного и преемственного решения главной целевой задачи - подготовки спортсмена к соревнованиям.

Подготовительный этап (общеподготовительный этап подготовительного периода, в традиционной терминалогии) направлен на повышение моторного потенциала организма спортсмена как объективно необходимого условия успеха последующей работы над повышением скорости соревновательного упражнения. Повышение моторного потенциала спортсмена происходит в соответствии с определенными, детерминированными биологической природой организма, закономерностями его адаптации к напряженной мышечной деятельности и обеспечивается преимущественно средствами специальной физической подготовки.

Предсоревновательный этап (специально-подготовительный этап подготовительного периода) предусматривает овладение умением выполнять соревновательное упражнение на высокой скоро -сти (мощности усилий), вплоть до предельной. Для этого преимущественно используются нагрузки, моделирующие условия соревновательной деятельности.

Соревновательный этап (период) предполагает дальнейшее повышение до возможного предела скорости выполнения соревновательного упражнения и достижение к главным стартам высокой надежности соревновательного мастерства.

Логика последовательности и преемственности этих этапов такова: на подготовительном этапе обеспечивается морфофункциональная подготовка организма к специфическому скоростному режиму работы; на предсоревновательном этапе на базе предварительной морфофункциональной подготовки совершенствуется способность к выполнению спортивного упражнения на высокой скорости и создаются предпосылки для успешного участия в соревнованиях.

В рамках данной концепции организации тренирующих воздействий в макроцикле Ю. В. Вер-хошанский обозначает два основополагающих принципа - «суперпозиции нагрузок с различным тренирующим воздействием» и «антиглико-литической направленности» тренировки .

Принцип суперпозиции предусматривает последовательное наложение более интенсивных и более специфических тренирующих воздействий на адаптационные следы, оставленные в организме предыдущими нагрузками. В ходе трени-

ровки одни нагрузки постепенно заменяются другими, причем предыдущие нагрузки готовят функционально-морфологическую основу для эффективного воздействия на организм следующих, а последующие, решая свои специфические задачи, способствуют дальнейшему совершенствованию предыдущих адаптационных потребностей организма, но уже на более высоком уровне интенсивности его функционирования.

Принцип антигликолитической направленности тренировки предполагает такую целевую ориентацию процесса адаптации организма к скоростной работе, требующей выносливости, которая позволит свести к возможному минимуму привлечение гликолиза для ее энергообеспечения. Для этого сначала необходима фундаментальная подготовка организма к скоростному режиму работы: нагрузки должны быть направлены на увеличение объема полостей сердца и формирование периферических сосудистых реакций, совершенствование сократительных свойств мышц и улучшение окислительной способности медленных мышечных волокон типа I. Лишь после этого можно переходить к непосредственной работе над скоростью и повышением средней мощности работы организма на соревновательной дистанции (нагрузки, способствующие повышению мощности миокарда и буферных систем организма, совершенствованию окислительных свойств быстрых мышечных волокон типа II) .

Следует отметить, что данная стратегия организации нагрузок в макроцикле и принципиальные позиции, лежащие в ее основе, базируются на ряде положений, отражающих определенные закономерности повышения функциональной подготовленности и специальной работоспособности организма как интегративного ее выразителя.

Результаты научных исследований свидетельствуют, что общее направление развития адаптации организма квалифицированных спортсменов к тренировочным и соревновательным нагрузкам разного характера зависит прежде всего от следующих функциональных свойств: скорости (интенсивности) развертывания физиологических реакций (кардиореспираторных и метаболизма), устойчивости, экономичности, мощности и способности к реализации, которые интегрируют в своих изменениях в процессе спортивной тренировки все ключевые морфофункциональные и метаболические сдвиги в организме спортсмена и составляют основу факторов функциональной подготовленности организма .

Отмечается определенная этапность в формировании структуры функциональной подготовленности спортсменов. В специальных исследованиях с участием спортсменов различного уровня квалификации было установлено, что физическая работоспособность, рассматриваемая в качестве интегративного показателя функциональной подготовленности, обусловливается на разных этапах многолетней подготовки спортсменов различными факторами. Изменение уровня специальной работоспособности обеспечивается обширным комплексом приспособительных перестроек, захватывающих все без исключения системы жизнеобеспечения организма. Темп их многолетнего функционального совершенствования и моменты ускоренного развития могут быть различными. Подобная гетерохронность адаптационных перестроек определяется рядом причин: преимущественным значением тех или иных функциональных систем в обеспечении специфической направленности долговременной адаптации, различной их реактивностью (или адаптационной инертностью) и, наконец, изменением роли той или иной функциональной системы на различных этапах становления спортивного мастерства .

В частности, в процессе многолетней адаптации происходит повышение уровня работоспособности, сопровождающееся снижением удельного веса развития мощности и подвижности на фоне повышения уровня устойчивости, экономичности и степени реализации возможностей функциональных систем . Было показано, что на начальном этапе многолетней адаптации физическая работоспособность в основном обусловливается высоким уровнем факторов, образующих категорию морфофункциональной мощности. На промежуточном этапе (спортивного совершенствования или углубленной специализации), наряду с факторами категории мощности, в обеспечении физической работоспособности достоверное значение приобретают факторы мобилизации или предельной мощности функционирования. В это же время подключаются факторы экономичности. На заключительном этапе многолетней подготовки (этапе высшего спортивного мастерства) ведущее значение уже имеют факторы экономичности при сохранении высокого уровня значимости факторов мобилизации . Это касается многолетней динамики рекрутирования функциональных резервов или категорий факторов - мощности, мобилизации и эффективности-экономичности.

Однако мы полагаем, что приблизительно та-

кая же этапность включения различных категорий функциональных свойств (факторов) наблюдается и в более короткие временные отрезки тренировочной работы, например, в годичном тренировочном цикле, и в частности на разных этапах подготовительного периода. Это предположение находит подтверждение в результатах экспериментальных исследований, где была показана определенная этапность формирования структуры функциональной подготовленности спортсменов, причем на нее не влияют особенности построения тренировки в макроцикле .

Более того, было показано, что, после того как направленность адаптационных процессов в организме в годичном цикле тренировки будет сориентирована на экономизацию функций, эффективность использования средств и методов для повышения уровня факторов мощности и подвижности будет существенно снижена .

Соответственно этому положению организация тренирующих воздействий различной направленности, подбор методов и средств, направленных на повышение функциональных возможностей юных квалифицированных пловцов, должна учитывать этапность развития свойств и формирование структуры функциональной подготовленности и предусматривать последовательное (этапное) воздействие на параметры функциональной мощности, затем функциональной мобилизации, устойчивости и экономизации.

Следует отметить, что в настоящее время повышение функциональной подготовленности спортсменов все чаще связывают с использованием различных внетренировочных средств, получивших общее название эргогенических, которые способствуют оптимальному развитию функциональных возможностей и целенаправленному и избирательному совершенствованию их структуры .

В последние годы особое внимание уделяют применению в тренировке дополнительных эрго-генических средств, которые стали важным компонентом тренировочного процесса. К числу медико-биологических средств, стимулирующих рост работоспособности, относятся различные фармакологические препараты, пищевые добав-ки-нутриенты, используемые в целях эргогени-ческой диететики, применяются естественная (в условиях среднегорья) и искусственная гипокси-ческая тренировка, различные методы воздействия на дыхательную функцию . Еще совсем недавно такие средства выступали как

отдельные дополнения к тренировочному процессу, а в настоящее время для высококвалифицированных спортсменов эргогенические средства включаются в единый комплексный план подготовки.

Все больше исследователей и практиков утверждаются во мнении, что в современных условиях в тренировочном процессе спортсменов следует использовать не только физические упражнения, разнообразно структурируя их в рамках тех или иных методов, но и в обязательном порядке, уже не как дополнительные, а как инте-гративные составляющие, применять средства целенаправленного воздействия на ключевые для определенной специфической спортивной деятельности функциональные процессы, свойства, функциональные системы.

Более того, использование дополнительных эргогенических средств становится в настоящее время необходимым элементом современных технологий тренировочного процесса в спорте и дальнейшее внедрение в практику спорта технологий использования эргогенических средств, несомненно, будет все больше сказываться на уровне обеспечения спортивной подготовки .

Использование дополнительных эргогениче-ских средств актуализировалось в виду того, что они позволяют в широком диапазоне целенаправленно модулировать функциональную нагрузку на организм и тем самым открывают новые возможности для целенаправленного управления процессом адаптации и ростом функциональных возможностей организма .

В связи с этим особо следует отметить, что современное спортивное плавание характеризуется тем, что пловцы уже в юном возрасте достигают значительных высот спортивного мастерства. Вследствие этого обстоятельства при плавании в тренировке юных пловцов проявляется необходимость постоянного повышения уровня функциональной подготовленности. Это, в свою очередь, неизбежно сопряжено с наращиванием объемов и повышением интенсивности тренировочных нагрузок, что может негативно сказаться на здоровье спортсменов, так как в детском и юношеском возрасте применение предельных по интенсивности физических нагрузок может отрицательно повлиять на развитие организма .

В связи с этим возникает проблема, обусловленная, с одной стороны, необходимостью интенсификации тренировочного процесса, а с другой - целью сохранения здоровья юных спортсменов. Таким образом, поиск компромисса ме-

жду щадящими режимами тренировочной работы и ее высокой эффективностью в настоящее время является острейшей проблемой юношеского плавания. Ее решение может быть найдено как в широком применении в тренировке юных квалифицированных пловцов разнообразных эрго-генических средств в сочетании с основными видами физических нагрузок, способными возбудить в организме спортсменов адаптационные перестройки, сопровождаемые ростом работоспособности .

При этом использование всего спектра эргоге-нических средств должно быть дифференцированным в зависимости от направленности физиологического воздействия эргогенических средств на стимуляцию срочного, отставленного и кумулятивного эффектов тренировки и оптимизацию восстановительных процессов . Должны быть учтены особенности воздействия различных эргогенических средств на организм спортсменов, находящихся на разных этапах многолетней тренировки; важно обеспечивать их дифференциацию в разные периоды тренировочного цикла и в соответствии со спецификой мышечной деятельности.

Следует особо остановиться именно на дифференцированном использовании эргогенических средств. Известно, что эргогенические средства стимулирования работоспособности в своих различных формах имеют как общие направления воздействия, так и определенные особенности . Эти особенности состоят в направленном воздействии тех или иных средств на определенные функциональные свойства, функциональные системы организма и механизмы его энергообеспечения.

В то же время на разных этапах многолетнего формирования адаптации организма к физическим нагрузкам перед тренировочным процессом стоят различные задачи, которые решаются дифференцированным подбором методов и основных традиционных средств - физических упражнений. В этом плане использование дополнительных эргогенических средств должно в обязательном порядке учитывать такие задачи, и их подбор должен осуществляться в соответствии как со стоящими перед тренировкой задачами, так и с основной направленностью воздействия эргоген-ных средств. Аналогично необходимо дифференцировать эргогенические средства в соответствии с задачами, решаемыми в определенном периоде тренировочного макроцикла, и даже на отдельных этапах таковых периодов.

Весьма важный тактический вопрос состоит в логике дифференцированного использования различных эргогенических средств в соответствии с определенными задачами процесса формирования специфической структуры функциональной подготовленности спортсменов различных специализаций. Более того, в силу широкого спектра воздействия на организм различных функциональных нагрузок, создаваемых определенными эрго-геническими средствами, возможно с их помощью формировать и специфическую структуру подготовленности у спортсменов в рамках одного вида спорта, например в футболе, в соответствии с различным игровым амплуа, или в плавании, в соответствии с определенной дистанцией.

Необходимо изначально учитывать и уровень функциональной подготовленности организма, что также определяет подбор средств. Разные средства в одних случаях весьма схожи по эффекту и глубине воздействия, в других - различаются самым кардинальным образом. Например, если предложить неподготовленному (неадаптированному) организму средства с большой глубиной воздействия, можно получить обратный эффект: срыв адаптации. Напротив, на спортсмена, отличающегося высоким уровнем функциональной готовности, средство с мягким характером воздействия может не оказать должного воздействия.

В заключение необходимо рассмотреть вопрос о конкретных видах эргогенических средств, которые, с одной стороны, обладали бы мощным воздействием, а с другой - были бы достаточно удобны в применении. В этом плане весьма широко эксплуатируются различные средства воздействия на дыхательную функцию, и в частности в тренировке пловцов . Среди таких средств, показавших свой эргогенический эффект, наиболее часто применяются самые разнообразные воздействия: начиная от широкого спектра различных дыхательных упражнений и заканчивая аппаратурными методами создания искусственной гипоксии .

Выбор дыхательной системы для этих целей отнюдь не случаен. Управляя параметрами дыхания, можно воздействовать на состояние внутренней среды, создавая оптимальные условия для развития адаптации, а также контролировать функциональное состояние организма .

Таким образом, необходимость решения проблемы повышения эффективности тренировочных воздействий и потребность практики в разработке новых методических подходов к наращиванию функциональных возможностей юных

квалифицированных пловцов обусловливает актуальность разработки технологии функциональной подготовки юных квалифицированных пловцов на разных этапах подготовительного периода, обеспечивающую этапность формирования функциональных свойств специальной работоспособности и интеграцию основных физических нагрузок и дополнительных эргогениче-ских средств.

Достижение этой цели должно осуществляться в рамках методики, оптимальной по структуре и содержанию тренирующих воздействий; учитывающей физиологические закономерности повышения функциональных возможностей организма; предусматривающей интенсификацию тренировки посредством повышения анаэробных возможностей на базе высокого уровня развития аэробной выносливости в комплексе с применением эргогенических средств, различных по характеру воздействия на те органы и системы организма, от которых требуется высокий функциональный уровень готовности.

Библиографический список

1. Авдиенко, В. Б. Организация и планирование спортивной тренировки в плавании [Текст] / В. Б. Авдиенко, Т. М. Воеводина, В. Ю. Давыдов, В. А. Шубина. - Самара: СГПУ, 2005. - 72 с.

2. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] / Ю. В. Верхошанский - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.

3. Верхошанский, Ю. В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле [Текст] / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 2. - С. 24-31.

4. Верхошанский, Ю. В. Некоторые закономерности долговременной адаптации организма спортсмена к физическим нагрузкам [Текст] / Ю. В. Верхошанский, А. А. Виру // Физиология человека. - 1987. - Т. 13. -№ 5. - С. 811-818.

5. Верхошанский, Ю. В. Система тренировки в беге на средние дистанции в годичном цикле [Текст] / Ю. В. Верхошанский, Е. Н. Залеев // Научно-спортивный вестник. - 1989. - № 6. - С. 3-8.

6. Волков, Н. И. Историографический анализ ре-

кордов в плавании [Текст] / Н. И. Волков, О. И. Попов // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 7.

7. Волков, Н. И. Перспективы биологии спорта в XXI веке [Текст] / Н. И. Волков // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 5. - С. 14-18.

8. Врублевский, Е. П. Организация подготовки квалифицированных барьеристок (400 м) в годичном ЦИК-35 [Текст] / Е. П. Врублевский // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 9. - С. 34-35.

9. Кашкин, А. А. Проблема формирования специальной подготовленности юных пловцов на этапе многолетней тренировки [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / А. А. Кашкин. - М.: РГАФК, 2001. - С. 54.

10. Михайлов, В. В. Дыхание спортсмена [Текст] /

B. В. Михайлов. - М.: Физкультура и спорт, 1983. -100 с.

11. Мищенко, В. С. Функциональные возможности спортсменов [Текст] / В. С. Мищенко. - Киев: Здоровье, 1990. - 200 с.

12. Платонов, В. Н. Построение подготовки в течение года [Текст] / В. Н. Платонов, М. М. Шабир // Плавание. - Киев: Олимпийская литература, 2000. -

13. Солопов, И. Н. Физиологические эффекты методов направленного воздействия на дыхательную функцию человека [Текст] / И. Н. Солопов. - Волгоград, 2004. - 220 с.

14. Солопов, И. Н. Функциональная подготовка спортсменов [Текст] / И. Н. Солопов, А. И. Шамардин.

Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2003. - 263 с.

15. Уильямс, М. Эргогенные средства в системе спортивной подготовки [Текст] / М. Уильямс. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 255 с.

16. Ченегин, В. М. Физиологические закономерности возрастного развития двигательных функций [Текст] / В. М. Ченегин. - Волгоград, 1991. - 68 с.

17. Шабир, М. М. Современная система годичной подготовки спортсменов высокой квалификации [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / М. М. Шабир.

Киев, 1988. - 32 с.

18. Эделев А. Проблемы и перспективы совершенствования тренировочного процесса юных бегунов на средние дистанции [Текст] / А. Эделев // Физ. воспитание студ. творч. спец. - 2002. - № 6. - С. 13-22.

На правах рукописи

ГИЗАТУЛЛИНА Чулпан Анасовна

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕГКОАТЛЕТОВ

С РАЗНЫМИ ТИПАМИ КРОВООБРАЩЕНИЯ

И БИОЭНЕРГЕТИКИ

13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Набережные Челны - 2013

Работа выполнена на кафедре теории и методики физического воспитания и борьбы Набережночелнинского филиала ФГБОУ ВПО «

Научный руководитель

Научный консультант

ФГБОУ ВПО « Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»

доктор биологических наук, доцент

ФГБОУ ВПО « Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

ФГБОУ ВПО « Московский городской педагогический университет»

доктор педагогических наук, профессор

ФГБОУ ВПО « Чувашский государственный педагогический университет имени »

Ведущая организация

ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»

Защита состоится «03» июля 2013 года в 10 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 311.015.01 при ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» 1, ауд. 313.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма».

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». Режим доступа: http // www . kamgifk . ru и на сайте ВАК http // vak 2. ed . gov . ru

Ученый секретарь диссертационного

совета, кандидат педагогических наук, профессор

Общая характеристика работы

Актуальность . Повышающаяся конкуренция в беговых видах легкой атлетики , а также неуклонное увеличение объемов и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок обусловливает поиск неиспользованных резервов организма и дальнейшего развития системы подготовки от новичка до мастера спорта международного класса (, 1999, 2000; , 2000; -Ованесян, 2000; , 1998, 2005; , 2002; , 2007, 2012; , 2007; , 2011). Приоритетным направлением в этом является коррекция спортивной подготовки с учетом функционального состояния организма спортсменов (, 2010; , 2010; , 2011; , 2011; , 2011; , 2011; , 2012; , 2012; , 2012; , 2012).

В современных условиях повышения эффективности спортивной подготовки актуальным становится вопрос изменения подготовки высококвалифицированных спортсменов, при этом приоритетными задачами являются повышение результативности выступлений и сохранение здоровья. Одно из важнейших направлений решения данной проблемы ориентировано на учет индивидуальных функциональных и резервных возможностей организма (, 2001; , 2002; , 2003; , 2003; , 2005). В этой связи актуальным является учет типологических особенностей кровообращения и биоэнергетики спортсменов.

Нами обнаружена недостаточность рекомендаций по построению тренировочного процесса легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, с разными типами кровообращения, которые позволили бы улучшить эффективность функциональной подготовки, повысить работоспособность, сохранить здоровье для дальнейшего успешного продолжения спортивной подготовки.

Представление об актуальности темы, степени ее разработанности в научной литературе по теме диссертационного исследования свидетельствует о существовании противоречия между необходимостью повышения функциональной подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, и недостаточной научной разработанностью проблемы учета типологических особенностей кровообращения и источника энергообеспечения мышечной деятельности.

С учетом содержания этого противоречия проблема нашего исследования сформулирована следующим образом: каковы организационно-педагогические особенности распределения основных беговых средств тренировки бегунов на короткие дистанции, различающихся типологическими особенностями кровообращения и биоэнергетики, на специально-подготовительных этапах первого и второго полугодичного цикла подготовки, обеспечивающие повышение эффективности функциональной подготовленности и результативности соревновательной деятельности?

Решение этой проблемы определяет цель нашего исследования: теоретическое и практическое обоснование содержания функциональной подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, на основе учета типов кровообращения и биоэнергетики.

Объект исследования – тренировочный процесс легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции на специально-подготовительных этапах первого и второго полугодичного цикла подготовки.

Предмет исследования – функциональная подготовка легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, с разными типами кровообращения и биоэнергетики.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что подготовка легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, будет более эффективной, если основные объемы беговой нагрузки различной направленности распределить с учетом типологических особенностей кровообращения и биоэнергетики, с регулярным проведением контроля за состоянием сердечно-сосудистой системы во время и после тренировки.

Для достижения цели исследования нами последовательно решались следующие задачи :

1. Выявить особенности тренировочного процесса легкоатлетов на современном этапе подготовки и определить степень разработанности проблемы функциональной подготовки бегунов на короткие дистанции.

2. Определить типологические особенности кровообращения и принадлежность к биоэнергетическим группам легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, и оценить их функциональное состояние.

3. Разработать и экспериментально проверить эффективность методики функциональной подготовки, являющиеся основой содержания тренировочного процесса легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, на основе учета типов кровообращения и биоэнергетики.

Теоретическими и методологическими базами исследования явились общенаучные положения и принципы теории и методики педагогических исследований (,); основные положения теории уровневого построения движений (), теории функциональных систем (); теории и методики легкой атлетики (); а также ключевые положения системы спортивной подготовки (,).

Методы исследования : анализ и обобщение научно-методической литературы, анализ документации, педагогическое тестирование, методы функциональной диагностики, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались непротиворечивой методологической базой, логической последовательностью научного исследования, адекватностью методов исследования задачам работы, достаточным объемом и репрезентативностью выборки, корректной обработкой полученных экспериментальных данных с применением современных аппаратных средств и технологий.

Научная новизна исследования результатов исследования заключается в следующем:

Выявлены типологические особенности кровообращения и источники энергообеспечения мышечной деятельности легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, определены показатели физической работоспособности, аэробной производительности, центральной гемодинамики и характер восстановления после нагрузки различной мощности;

Разработана и экспериментально проверена методика функциональной подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, на основе учета типов кровообращения и биоэнергетики, основанная на распределении тренировочных беговых средств различной направленности, адекватных индивидуальным типологическим особенностям, на специально-подготовительном этапе первого и второго полугодичного цикла подготовки;

Доказано, что учет типологических особенностей кровообращения в сочетании с биоэнергетическим профилем позволяет более эффективно планировать и осуществлять тренировочный процесс.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты дополняют теорию и методику спортивной тренировки новыми научными знаниями и представлениями об особенностях использования тренировочных средств и методов в специально-подготовительных этапах годичного цикла подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, с учетом типов кровообращения и биоэнергетики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные научные положения и выводы диссертации позволят оптимизировать и повысить эффективность тренировочного процесса легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции. Разработанная методика функциональной подготовки легкоатлетов на основе учета типов кровообращения и биоэнергетики, способствует экономичности работы сердечно - сосудистой системы, улучшению функционального состояния организма и повышению специальной физической работоспособности, аэробной производительности и результативности соревновательной деятельности. Практические рекомендации позволят тренерскому составу более рационально планировать различные тренировочные нагрузки на специально-подготовительных этапах годичного цикла подготовки.

Результаты исследования могут использоваться в учебно-тренировочном процессе легкоатлетов в учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих подготовку спортивного резерва по легкой атлетике (ДЮСШ и СДЮСШОР).

Другой областью применения результатов исследования являются учреждения среднего и профессионального образования , осуществляющие профессиональную подготовку и повышение квалификации тренеров по легкой атлетике.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. У легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции определены три типа кровообращения: гиперкинетический, эукинетический и гипокенитический, а также выявлена принадлежность к биоэнергетическим группам: первой – аэробной, второй - аэробно-гликолитической, третей - аэробно-анаэробной, четвертой - анаэробно-аэробной, пятой – анаэробной.

2. Содержание тренировочного процесса, основу которого составляет методика функциональной подготовки легкоатлетов с разными типами кровообращения и биоэнергетики, является педагогически целесообразной и эффективной за счет изменения соотношения основных тренировочных нагрузок различной направленности. Разработанная методика имеет следующие организационно-педагогические особенности: 1) обеспечение педагогического контроля и самоконтроля за функциональном состоянием организма; 2) учет адаптационных возможностей организма и тренировочного эффекта при нагрузках различной мощности 3) обеспечение оптимального построения тренировочных микро и мезоциклов с учетом типологических особенностей кровообращения и биоэнергетического профиля; 4) обеспечение управления тренировочным процессом с использованием современных аппаратных технических средств.

3. Учет типологических особенностей кровообращения и биоэнергетики легкоатлетов способствует повышению их общей физической работоспособности, аэробной производительности, специальной физической подготовленности, ускорению восстановительных процессов и приводит к функциональной экономизации деятельности сердечно-сосудистой системы и результативности соревновательной деятельности.

Опытно-экспериментальная база исследования - МАОУ ДОД ДЮСШ «Яр Чаллы» г. Набережные Челны. В педагогическом эксперименте участвовали легкоатлеты, специализирующиеся в спринтерских дистанциях в возрасте лет. Были сформированы одна экспериментальная и одна контрольная группы по 30 человек. Легкоатлеты имели спортивные разряды и звания (массовые разряды – 37 - чел., КМС - 13 чел., МС – 10 чел.), присвоенные на основе выполнения норм и условий единой всероссийской классификации на годы.

Организация исследования. Исследование проведено в четыре взаимосвязанных этапа в период с 2009 по 2013 г. г.

На первом этапе (сентябрь 2009 г. – май 2010 г.) изучалась и анализировалась научно-методическая литература по проблеме исследования, определялись основные направления исследований, осуществлялся подбор средств и методов исследования и контингент испытуемых.

На втором этапе (сентябрь 2010 г. – май 2011 г.) была обоснована необходимость разработки и разработана методика подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции с учетом типов кровообращения и биоэнергетики.

На третьем этапе (сентябрь 2011 г. - июль 2012 г.) был организован и проведен педагогический эксперимент, направленный на обоснование эффективности разработанной нами методики.

На заключительном четвертом этапе (сентябрь 2012 г. - апрель 2013 г.) было проведено обобщение и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов и разработка научно-практических рекомендаций , оформление результатов исследования в виде диссертации и автореферата, проводились мероприятия по их внедрению в педагогическую практику.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования представлены на международных (Белоруссия, г. Пинск 2011, 2012; Ставрополь, 2012; Казань, 2012); всероссийских (Набережные Челны, 2009, 2010, 2013; Воронеж, 2011; Ульяновск, 2012; Казань, 2011, 2012; Тюмень, 2012; Челябинск, 2012; Кемерово, 2013); межвузовских (Набережные Челны, 2011, 2012, 2013) научно-практических конференциях. По теме работы опубликовано 14 работ, в том числе 3 научные статьи в изданиях, включенных в перечень ВАК РФ. Результаты исследования внедрены в учебно-тренировочный процесс МАОУ ДОД «ДЮСШ «Яр Чаллы» г. Набережные Челны, ЧУ «Спорткомплекс «Шинник» г. Нижнекамска, МУЧ ДЮСШ №1 г. Елабуги, МБОУ ДОД «СДЮСШОР по ЛА» г. Казани и НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма».

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во «Введении» проведен анализ научно-методической литературы, определены и обоснованы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приводятся основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе – «Теоретические аспекты подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, с учетом типологических особенностей кровообращения» – рассматриваются современные методические подходы в многолетней подготовке бегунов на короткие дистанции и пути индивидуализации тренировочного процесса на основе учета типологических особенностей кровообращения, раскрывается представление о рациональном и планомерном применении средств спортивной и соревновательной подготовки, определяются их роль и место в тренировочном процессе как на уровне годичного цикла, так и на его отдельных этапах, во многом определяется эффективность всей системы подготовки спортсменов различной квалификации.

Во второй главе – «Методы и организация опытно-экспериментального исследования» – дано описание методов исследования, раскрыты этапы и особенности организации опытно-экспериментального исследования.

В третьей главе – «Технология подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, с учетом типологических особенностей кровообращения» – приведено обоснование методики подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, на основе учета типов кровообращения и биоэнергетики. Представлен анализ научно-методической и специальной литературы, а также результаты предварительных исследований таких показателей, как характеристика типов кровообращения легкоатлетов и биоэнергетики, реакция сердечно - сосудистой системы на физические нагрузки различной мощности, особенности проявления физических качеств у легкоатлетов в зависимости от их типов кровообращения.

В настоящее время специалистами с соавт. (1986, 2005); , (2009); , (2011); S . Berthoins et al . (1986); A . Pelliccia , (2009) отмечено, что воздействие любого из факторов окружающей среды на организм человека отражается на деятельности ССС, вызывая процесс адаптационных перестроек систем организма.

Практически любые сдвиги, происходящие в организме под влиянием физических нагрузок, находят отражение в определенном уровне функционирования системы кровообращения и изменениях резервных возможностей организма. Для анализа факторов , влияющих на результативность выступлений легкоатлетов, мы взяли объем и характер распределения основных средств годичной подготовки. Отмечено, что наибольший акцент в тренировочном процессе легкоатлетов делается на применении объема средств скоростно-силового характера и в меньшей степени – на беговую нагрузку аэробной направленности. У легкоатлетов наблюдается увеличение беговой нагрузки в анаэробном режиме, которая достигает пика в мае. Отмечены завышенность объемов беговой нагрузки в анаэробном режиме в подготовительном периоде и резкий скачок на специально-подготовительном этапе. Это указывает на нарушение последовательности применения беговых средств различной направленности. Нарушается принцип подготовки спортсменов «обеспечение прогнозируемого результата», о чем свидетельствует анализ учебно-тренировочного процесса. Функциональная подготовка на современном этапе развития спринтерского бега должна стать краеугольным камнем для успешного решения следующих задач: укрепления здоровья, совершенствования техники, постепенного увеличения тренировочных нагрузок. Анализ спортивных дневников показал, что используемые в настоящее время в тренировочном процессе основные физические и соревновательные нагрузки спринтеров приближены к соревновательным условиям независимо от периодов подготовки. В тренировочном процессе подготовительного периода преобладают анаэробные и смешанные нагрузки, в меньшей мере – аэробные. Однако при переходе из подготовительного этапа к раннему соревновательному этапу происходит резкое увеличение нагрузок скоростно-силовой направленности.

По мнению, (2005), все типы гемодинамики: гипокинетический, эукинетический и гиперкинетический ТК (типы кровообращения) – являются вариантами нормы и различаются не только особенностями показателей системы кровообращения, но и механизмами нейрогуморальной регуляции в ее деятельности. На основе приведенного выше анализа рассматриваемого вопроса нами проведено распределение легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, с учетом их типов кровообращения (табл. 1).

Таблица 1

Распределение легкоатлетов, специализирующихся в беге

на короткие дистанции, с учетом их типов кровообращения (кол-во)

Тип кровообращения

Легкоатлеты

МС

КМС

Массовые

разряды

Эукинетический ТК

Гиперкинетический ТК

Гипокинетический ТК

У легкоатлетов со спортивной квалификацией МС наблюдается преобладание гипокинетического ТК – 7 человек; у спортсменов уровней КМС и «массовые разряды» отмечено большее проявление гиперкинетического ТК – 6 и 28 человек соответственно. У легкоатлетов, где спортивный стаж от 5 лет, массовые разряды выявляются три типа кровообращения, а у бегунов со спортивным стажем более 5-8 лет и разрядами КМС, МС при уменьшении доли эукинетического и гиперкинетического ТК происходит формирование гипокинетического типа кровообращения (7 чел.).

В спорте существует много противоположных друг другу подходов и способов достижения результата — и не всегда бывает просто разобраться, который из них подходит именно вам. Один из таких случаев, это выбор между функциональным тренингом и изолированными силовыми упражнениями.

Какой подход будет более оправданным в конкретном случае, каковы типичные ошибки, совершаемые спортсменами, и что следует знать — но знают, к сожалению, не все.

Функциональный и изолированный тренинг: что это?

Для начала, разберёмся с самими определениями: необходимо понимать, о чём вообще идёт речь. Функциональные и изолированные тренировки действительно абсолютно противоположны друг другу как по форме, так и по решаемым ими задачам.

Изолированный тренинг — это набор таких упражнений, которые направлены на тренировку конкретной малой группы мышц, или вовсе одной мышцы.

Например, если вы работаете со штангой на скамье для жима на бицепс — это изолирующее упражнение

Функциональные упражнения всегда затрагивают обширнейшие группы мышц — иногда даже практически всё тело одновременно. Но не это их главная характеристика: данному критерию отвечают и, например, приседания со штангой, которые функциональным упражнением не являются.

Ключевой момент в функциональном тренинге — это тренировка не только мышц, но и самого движения тела. Любые подобные упражнения направлены не просто на увеличение силы или выносливости, а именно на то, чтобы тело стало способно выполнять некие реальные действия. Отличным примером функционального силового упражнения являются подтягивания на турнике.

Многие склонны относить к функциональным только те силовые упражнения, что выполняются с собственным весом — подтягивания, отжимания, выпрыгивания, и так далее. Однако, это неверно: функциональный тренинг вполне возможен и с применением отягощений.

Каковы преимущества и недостатки обоих подходов?

Снова начнём разговор с изолированного тренинга. Плюсом подобного варианта является то, что вы достигаете максимальной эффективности именно в выбранной точке тела: вся нагрузка ложится исключительно на целевую мышцу. Подобное преимущество совершенно незаменимо в том же бодибилдинге, но зачастую пригождается и обычным любителям фитнеса: бывает так, что вам необходимо проработать конкретную мышцу, задать телу точечную нагрузку.

В этом же свойстве изолирующих упражнений состоит и их недостаток: развитый бицепс, к примеру, хорош сам по себе — но его недостаточно ни для гармоничной фигуры, ни для реальной функциональной силы. И вот тут настаёт время поговорить о функциональном тренинге.

Основных преимуществ у функциональных тренировок три

Во-первых, вы не просто увеличиваете показатели силы и выносливости мышц, а приучаете тело к конкретному типу физической работы. В жизни нам не приходится выполнять что-то похожее на французский жим — а вот необходимость подтянуться на руках может возникнуть запросто.

Во-вторых, эффект от функционального тренинга крайне многообразен. В работе участвует очень большое число мышц одновременно. Вы становитесь и сильнее, и выносливее, развиваете координацию, гибкость, равновесие... список зависит от конкретных упражнений, но он всегда обширен. К примеру, даже банальные отжимания от пола укрепляют не только руки и грудь (на которые направлены в первую очередь), но также пресс, ноги и спину.

В-третьих, из-за обширности нагрузки, функциональные упражнения эффективно сжигают калории. А это значит, что вы можете совместить эффект от силовых и кардиотренировок. Многие атлеты думают, что эти два типа тренинга — какие-то антагонисты, однако, это не всегда справедливо. Именно в функциональных упражнениях силовая и кардиосоставляющие прекрасно уживаются.

Есть ли у функциональных тренировок недостатки? Разумеется, есть. Основных минуса два

Во-первых, из-за широкого спектра эффектов от таких упражнений, результаты менее выражены. К примеру, вы эффективнее разовьёте сердце на кардитренажёре, а силу — «большой тройкой» со штангой.

Во-вторых, плотный функциональный тренинг плохо совместим с набором мышечной массы: слишком много сжигается калорий. Если тип фигуры Аполлона вам ближе, чем Геракла — функциональные тренировки подходят отлично, но не в обратном случае.

Наверное, вы уже догадались, что выбирать один тип тренировки совсем не обязательно. На самом деле, объединить изолированные и функциональные тренировки в своей программе вполне возможно. Более того: если без изолированного силового тренинга ещё можно обойтись (он, всё-таки, служит в основном достижению эстетического эффекта), то функциональная подготовка в той или иной мере нужна каждому спортсмену.

Выполняются ли функциональные тренировки при помощи тренажёров? Разумеется!

К примеру, со свободной тягой, выпускаемые компанией Life Fitness, подходят для них великолепно. Да и все возможности для интересного построения тренировок Life Fitness создаёт. Например, комбинируя мультистанцию с тягой свободной траектории, тренировочный жилет Hammer Strength и любую можно выполнять дома интереснейшие упражнения, направленные на функциональное развитие!

Как совмещать два вида тренировок?

Есть несколько советов на эту тему: раскрыть её полностью возможно, скорее, в отдельном материале. Но вот несколько советов.

Главный совет — не «перепрыгивайте» с одного упражнения на другое слишком быстро — это типичная ошибка тех, кто пытается совмещать много разнообразного. Ваше тело должно успевать привыкнуть к новому типу нагрузки, к ритму тренировок — иначе есть риск возникновения тренировочного плато или даже травмы.

Добавляйте к привычным силовым упражнениям изменение углов, скручивания,наклоны и прочие усложнения — используйте все возможные плоскости движения! Подобное возможно и с , и на , и при помощи мультистанции . Разумеется, делать это нужно осторожно, снижая рабочий вес. Так вы включите в работу большее число мышц и сделаете упражнения более функциональными.

И обязательно — изменяйте скорость выполнения движений! Это особенно удобно на тренажёрах с тягой, имеющих низкое стартовое сопротивление: например, всё тех же домашних мультистанциях Life Fitness. Такие технологии позволяют выполнять движение под большой нагрузкой очень резко — но без риска как для суставов и связок, так и для тренажёра.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА
Функциональная
подготовка
направлена
на
повышение функциональных возможностей организма
спортсмена
и
совершенствование
деятельности
различных
систем
(дыхания,
кровообращения,
мышечной и др.).
В ходе функц. подгот. спортсмен повышает резервы
тех функц. систем организма, которые обеспечивают
результат в соревновании.
Функциональная подготовка входит составным
элементом во все виды подготовки. И физическая
подготовка, и техническая, и психологическая, и
тактическая, опираются на развитие функциональных
возможностей организма спортсмена.

Цель функциональной подготовки
обеспечить функциональную готовность спортсмена
к достижению максимально возможного для данного
периода и условий спортивного результата.
Задачи:
1. Максимальное повышение резервов тех
функциональных систем организма, от которых
непосредственно зависит спорт. Результат;
2. Обеспечение необходимого уровня состояния
функцион. систем, от которых результат
непосредственно не зависит, но зависит сосояние
здоровья(т.е. профилактика заболев.)
3. Повышение экономичности работы организма.

Применительно
к
спорту,
функциональная
подготовленность
рассматривается
как
уровень
слаженности
взаимодействия
(взаимосодействия)
психического, нейродинамического, энергетического и
двигательного компоненетов.
Каждое свойство, способность или двигательное качество
базируются
на
определенных
функциональных
возможностях организма, а в их основе лежат конкретные
функциональные
процессы.
Например,
такое
двигательное качество, как выносливость и все ее
разновидности в основном будет определяться и
лимитироваться уровнем развития основных механизмов
энергообеспечения

анаэробной
и
аэробной
производительностью, а также системой транспорта
кислорода.

Соотношение, доля вклада, роль тех или иных процессов в
обеспечении работоспособности спортсмена будет
определяться спецификой вида спорта, что будет
определять «функциональную специализацию». Кроме
того, функциональные возможности будут определяться
такими параметрами, как «функциональные резервы» и
способность их реализовывать – «функциональная
мобилизация».
Для того чтобы, управлять функциональной подготовкой,
необходимо знать и уметь определять уровень резервов
функциональных систем организма.

Все функциональные системы организма спортсмена условно можно разделить
на три группы и психику которая объединяет и придает целесообразность и
значимость спортивной деятельности.
Исполнительные системы
1. Опорно –двигательный аппарат: мышцы, кости, связки, сухожилия, суставы,
хрящи
Обеспечивающие системы:
1. Энергетическая: митохондрии, запасы АТФ, глюкоза, гликоген, жиры,
ферменты.
2. Система транспорта кислорода и продуктов обмена(ССС, Дыхательная сист.,
сист. крови, лимфы, межтканевой жидк.).
3. Системы пищеварения, выделения, обмена веществ,
Системы управления
1. Система восприятия и различения информации (Анализаторные системы)
2. Система обработки информации и выработки решений(ЦНС)
3. Система обратной связи и коррекции (ЦНС)
ПСИХИКА

Существует целый ряд методов функциональной подготовки. В основном это те же методы, которые используются в других видах подготовки. Но существует ряд специальных методов. К ним можно отнести различные методы подготовки в измененных условиях внешней среды (в условиях высокогорья, в барокамере, использование бани), методы подготовки на фоне критических состояний организма спортсмена (в условиях голода, переохлаждения, повышенной опасности, во время конфликтов и т.п.).

Функциональная подготовленность спортсмена не всегда может быть определена по внешним признакам как, например, физическая. Нередко внешне сложенный не атлетично спортсмен может демонстрировать огромные функциональные возможности, и наоборот в горах не редки случаи, когда атлет с огромной мышечной массой демонстрирует очень слабые функциональные возможности. В горах преимущество имеет спортсмен, обладающий большей выносливостью, а не атлетическим телосложением. Выносливость же определить внешне по морфологическим признакам спортсмена бывает очень сложно.

Функциональную подготовку альпиниста необходимо четко планировать так как в экстремальных ситуациях именно функциональные возможности спортсмена, его физиологические резервы играют решающую роль.

Функциональная подготовка в теории спорта не выделена в самостоятельный раздел и нет достаточно четкого ее анализа. Видимо поэтому этот вид подготовки часто входит в компетенцию физиологов, психологов и врачей, работающих с альпинистами.

На самом же деле физиологи и врачи должны только контролировать функциональную подготовленность спортсмена и давать тренерам практические рекомендации. Планирование этого раздела подготовки и методика реализации на практике этого плана входят в обязанности тренера.

Занятия по программе функциональной тренировки не требуют предварительной подготовки и подходят для людей с низким уровнем физических возможностей. Функциональный тренинг – прекрасный вид тренинга для восстановления организма после долгого отсутствия двигательной активности, после родов или в постреабилитационный период.

2.3. “УДЕРЖАТЬ РАВНОВЕСИЕ”

Функциональный тренинг проводится и как отдельная тренировка, и как дополнение к традиционному силовому тренингу. Усложнение тренировки происходит не за счет увеличения веса отягощения, а за счет усложнения движений при помощи специального оборудования, в частности кор-платформ, босу (резиновых полусфер), фитболов (резиновых гимнастических мячей), балансировочных подушек Airex Balance Pad (подушек, изготовленных из мягкого «пенного» материала») или силовых тренажеров со свободной траекторией выполнения движения.
В работе по программе «Функциональный тренинг» используется и вес собственного тела, а также свободные веса, тяговые тренажеры, амортизаторы, мячи. Балансирующая основа, на которой выполняются упражнения, активизирует большое количество мышц, как крупных, так и мелких (глубокие постуральные мышцы) которые на обычных тренажерах не работают. Наши старания удержать равновесие, чтобы не упасть или не скатиться с неустойчивой поверхности, способствуют затратам большего количества энергии, при этом наши суставы надежно оберегаются от излишнего воздействия, так как неустойчивая, пружинящая поверхность принимает на себя часть ударной нагрузки.

2.4. Цели функциональной тренировки.
На начальном уровне это развитие общей выносливости, координационных способностей (сохранение равновесия), силовых способностей (общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата), развитие гибкости.

На среднем уровне это развитие общей выносливости, собственно силовых способностей и их соединения с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость), координационных способностей, гибкости.

На продвинутом уровне это развитие специальных физических способностей непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта

2.5. Методика проведения Функциональной тренировки на примере круговой тренировки .
При составлении комплексов Круговой Тренировки следует исходить из того, что в них должны чередоваться упражнения общего и избирательного воздействия, на разных этапах в работу должны вовлекаться различные мышечные группы. В результате комплекса нагрузка будет иметь рассеянный характер (оптимальный срок смены КТ составляет 6-8 занятий).

После тяжелых физических упражнений работоспособность восстанавливается не сразу. Поэтому если на следующем этапе дать нагрузку на работавшие перед этим мышцы, то работоспособность и тренирующий эффект снизятся. При «рассеянной» нагрузке на разные мышечные группы повторная работа выполняется менее утомленными мышцами на фоне недовосстановления сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.

Заключение.

Подводя итог, можно отметить, что отбор упражнений для комплексов КТ с учетом основных критериев, а также соблюдение положений и принципов спортивной тренировки, способствует активизации переноса тренированности и повышению тренировочного эффекта тренировок.


Список использованной литературы

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. -М.: Физкультура и спорт, 1978.

2. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека, - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 144 с. ил. - (Наука - спорту; Ос­новы тренировки).

3. Васильева В.В. Изменение возбудимости центральной нервной систе­мы при интенсивной работе. // Теория и практика физической культуры. 1949г. - № 6. - С. 12.

4. Волков Н.И. Влияние величины интервалов отдыха на тренировочный эффект, вызываемый повторной мышечной работой. // Теория и практика физической культуры,- 1986г.- № 2. - С. 18.

5. Гульянц А.Е. Использование методов круговой тренировки в физическом воспитании студентов: Дис... канд. пед. наук. -М., 1987г. - 157с.

6. Захаров Е.Н. и др. Энциклопедия физической подготовки: методические основы развития физических качеств. – М.: Ленос, 1994. -368с.

7. Кряж B.IL Круговая тренировка в физическом воспитании студентов. - М.: Высшая школа, 1982. - 120 с, ил.

Просмотров