Что такое негласный комитет определение. Начало царствования Александра I

Еще в период царствования Павла I вокруг Александра сложился круг молодых людей, которые активно обсуждали европейские события, говорили о необходимости устранения деспотизма и бесправия в России. Они разительно отличались от консервативных вельмож и не были связаны с заговорщиками, убившими Павла I. Преодолев растерянность после событий 12 марта и оценив сложность расстановки сил при дворе, в мае 1801 г. Александр I составил из своих молодых друзей так называемый «Негласный комитет». В него вошли молодые образованные аристократы: П.А. Строгонов, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей и А.А. Чарторыйский. Все они придерживались радикальных настроений, искренне верили в необходимость преобразований и необратимость перемен, происходивших в Европе.

Заседания Негласного комитета начались с утверждения плана предстоящей деятельности: сначала рассмотреть состояние империи, затем провести реформы в администрации и, наконец, приступить к созданию конституции. По отзывам участников событий, Александр настаивал начать преобразования именно с конституции, но все остальные сдерживали его, ссылаясь на необходимость «дождаться успокоения умов». Стремления Александра I к конституционному устройству государства проявились задолго до этих событий. Под влиянием Лагарпа он усвоил систему «истинной монархии», которая не затрагивала абсолютизма, но в то же время опиралась на фундаментальные законы, не изменяемые никакой властью. В России идея «истинной монархии» имела довольно широкое распространение в начале XIX в. и воспринималась, как верховенство закона над властью. Она опиралась на принципы разделения властей – законодательную, исполнительную и судебную, а также признавала основные гражданские и политические свободы. Конституционные намерения Александра I были собраны в проекте, написанном А.Р. Воронцовым, тесно сотрудничавшим с членами Негласного комитета, под названием «Грамота российскому народу». Проект получился очень умеренный, но «молодые друзья» отвергли и его как несвоевременный.

Практически одновременно с «Грамотой российскому народу» в Негласном комитете рассматривался проект о правах крестьянства, который предусматривал постепенный выкуп крепостных по твердой цене. Александр I очень отстаивал этот документ, но «молодые друзья» категорически его отвергали. В результате все ограничилось торжественным заявлением Александра I о прекращении раздачи казенных крестьян в частные руки. Это было важным политическим решением, которое начиная с 1801 г. неукоснительно соблюдалось, препятствуя дальнейшему расширению крепостничества. В том же году был издан указ о праве покупки земли купцами, мещанами и государственными крестьянами, имевший не столько практическое значение, сколько принципиально разрушавший монополию дворянства на земельную собственность.

Негласный комитет неоднократно обращался к проблеме крепостного права. Александр I и его «молодые друзья» ясно понимали экономическую необходимость ликвидации крепостничества и видели в нем постоянный источник социальной напряженности, но пойти на радикальные преобразования они не решались. Члены Негласного комитета придерживались принципа постепенности освобождения крестьян, что в условиях российской действительности отодвигало его решение на долгие десятилетия.

Самым заметным творением Негласного комитета были учреждение министерств. После долгих дискуссий 8 сентября 1802 г. было создано 8 министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Первоначальный замысел о единоличной власти министров в этой реформе не прошел. Коллегии были сохранены, но подчинялись министрам. Коллежская процедура принятия решений сохранялась: подчиненные министру присылали свои представления, которые после согласования записывались как решения и исполнялись. Единоличная власть министра могла проявляться только в случае необходимости срочного решения. В этом же указе был назван новый орган – Комитет министров, но его точные функции были неопределенными. Таким образом, первоначально министерская реформа серьезно не затрагивала высшие органы управления империи.

Консервативные екатерининские вельможи называли Негласный Комитет «якобинской шайкой». В действительности «молодые друзья» императора оказались гораздо консервативнее, чем это можно было предположить в начале его деятельности. Александр I испытывал сдерживающее влияние с их стороны и постепенно стал сторониться своих друзей. В мае 1802 г. заседания Негласного комитета фактически прекратились, и лишь в конце 1803 г. он собрался несколько раз по поводу некоторых вопросов.

Негласный комитет

В первой половине XIX века в государственном управлении было значительно усилено значение высшего, императорского управления. С этой целью были реорганизованы старые и созданы новые органы, более тесно связанные с местными учреждениями.

Так, 26 марта 1801 года был упразднен Совет при высочайшем дворе, утративший еще в предшествующее царствование свое высокое положение, переставший функционировать и влиять на систему управления.

Став императором, в первые годы своего правления Александр I опирался на своих близких молодых сподвижников: В.П. Кочубея, Н.Н. Новосильцева, П.А. Строганова, А. Чарторыйского, советовался с «друзьями юности», объединил их в «негласный комитет». Это комитет не имел официального статуса государственного учреждения, однако, именно он оказал огромное влияние на изменения в управлении империей. Вплоть до ноября 1803 года здесь обсуждались почти все государственные меры, проекты реформ, многие из которых предложили сами же участники этого «интимного кружка Игнатов В. Г. История государственного управления в России. М.; Феникс, 2002. С. 378.».

Стоит сказать, что негласный комитет играл довольно значимую роль во внутриполитической жизни страны. Планы, при его создании были чрезвычайно обширны: от полной реорганизации государственного управления, до постепенной отмены крепостного права и введении в России конституции. Говоря об этом, следует отметить, что под конституцией члены негласного комитета понимали создание представительского учреждения, провозглашение демократических свобод, ограничение самодержавной власти через создание новых законов.

По мнению Многих историков, в том числе, С, Ф. Платонова, практически все преобразования в системе государственных учреждений, изменения в крестьянском законодательстве, осуществленные Александром I в первые пять лет его правления напрямую, или косвенно были связаны именно с деятельностью этого комитета Дворниченко А. Ю. И др. Русская история с древнейших времен до наших дней. СПб.; Лань, 2004. С. 196-197..

В частности, вполне очевидно активное участие членов «негласного комитета» в подготовке и проведении министерской реформы, разработке системы министерств в России, реформы Сената, а также ряда других крупнейших преобразований в России начала XIX века Стариков Н. В. История России с древнейших времен до XX века. М.; ПРИОР, 2001. С. 291..

Учреждение системы министерств

8 сентября 1802 года был учрежден Комитет министров, ставший новым, и весьма важным органом управления. Его оформление напрямую связано с созданием министерств. Учреждающий данный орган власти манифест предусматривал возможность для министров собираться вместе по инициативе и под председательством императора на совещания для обсуждения сложных межведомственных вопросов. Собрания министров приобрели характер совещаний абсолютного монарха с главами всех центральных учреждений. При этом состав Комитета постоянно расширялся за счет высших чиновников, назначавшихся императором и ответственных перед ним.

Уже в 1810 году в его состав были введены: председатель, госсекретарь, главы департаментов Госсовета, а также другие влиятельные должностные лица.

20 марта 1812 года, по предложению М. М. Сперанского «учреждением комитета министров» оформлены законодательно пределы компетенции, функции, а также состав комитета. Согласно ему, никакое заключение комитета не могло быть приведено в исполнение, пока оно не рассмотрено императором и не утверждено им, а министры введены в состав Сената Ивановский В. Государственное право. Известия и ученые записки Казанского университета. По изданию №5 1895 года - №11 1896 года. / Allpravo.ru.

Под непосредственным руководством императора комитет рассматривал также дела, которые касались деятельности нескольких министерств, требующие новых законов, согласованных действий, а также чрезвычайно запутанные дела, которые не могли быть решены в рамках деятельности лишь одного министра. Кроме того, под руководством императора проверялись и обсуждались также материалы сенатских ревизий, назначения, увольнения, награждения, выговоры местным администраторам и даже отдельные законопроекты.

В отличие от западных правительств, возглавляемых самостоятельными председателями (премьерами) и представлявших объединение, кабинет министров, российский Комитет министров не был подобным правительством, или главой исполнительной вертикали управления, несмотря на то, что эти вопросы неоднократно поднимались в «негласном комитете» и других инстанциях. В ходе подготовки учреждения министерств предлагалось изучить опыт английского объединенного кабинета (министерства) его королевского величества, где были глава министерства и главы восьми отраслевых отделений.

Здесь стоит отметить, что и Александр I, и Николай I боялись утратить часть собственных верховных функций, а также возникновения относительно самостоятельного главы центрального исполнительного управления. Тем самым, за основу был взят не английский, а опыт административной системы наполеоновской Франции, где министры не объединялись в один совет, а непосредственно подчинились императору Бонапарту, являясь членами Сената с совещательным голосом. При этом сам Сенат имел право судить министров в случае нарушения ими свободы печати и личной свободы.

Французский опыт весьма импонировал Александру I и Николаю I, поскольку полностью соответствовал их стремлению удерживать бразды правления в собственных руках. Таким образом, было сохранено право царей самолично управлять государством, поскольку именно они сами назначали, увольняли, контролировали министров, направляли и объединяли их действия, принимали их всеподданнейшие индивидуальные доклады, осуществляли через Комитет министров верховный надзор за деятельностью государственного аппарата Игнатов В. Г. История государственного управления в России. М.; Феникс, 2002. С. 379-380..

Как уже было сказано выше, возникновение министерств находится в тесной связи с общей административной реформой. Проведение, характер и необходимость этой реформы обусловили целый ряд причин. Прежде всего, среди них стоит назвать нравственные качества императора Александра I и окружавших его лиц, внешние влияния, а также состояние государственной и общественной жизни.

Разумеется, что проведение в жизнь такой важной и сложной реформы, как переустройство всего высшего государственного управления, требует весьма взвешенного и осторожного подхода, а значит определенная доля ответственности за ее последствия лежит не только на самом императоре, но и на его сподвижников.

Тем самым, успех преобразования центральных органов при Александре I во многом зависел также от характера окружавших императора лиц, от их умственного и нравственного развития, от их политических взглядов. Наиболее близкими к императору лицами были члены негласного комитета: Новосильцев, граф Строганов, князь Кочубей, князь Чарторижский и князь Голицын.

Говоря об особенностях характера и взглядов графа В.П. Кочубея, стоит еще раз подчеркнуть, что он получил прекрасное заграничное воспитание, сначала в Женеве, а потом в Лондоне, где с успехом занимался политическими науками. Как и Новосильцев, в царствование Павла он жил в отставке, и лишь при Александре, питавшем к нему искреннюю дружбу, он вновь был призван к государственным делам.

В силу особенностей собственного характера, образования и жизненного пути, многие современники даже были склоны обвинять его в том, что он знал Англию лучше России, поскольку многое старался переделать на английский манер. Вообще это был человек чрезвычайно умный, одаренный превосходною памятью и умевший распознавать людей и пользоваться ими.

При учреждении министерств Александр I, разумеется, не обошелся без многократных совещаний со своими сотрудниками. О содержании этих совещаний мы знаем из дошедших до нас записок его участников. Совещания по поводу организации министерств происходили в рамках «негласного комитета», в состав которого входили наиболее приближенные к императору лица, и состояли в обсуждении представляемых членами комитета проектов. Подобные проекты были представлены Чарторижским, Кочубеем, Новосильцевым, а также другими приближенными в государю людьми.

Результатом совещаний неофициального комитета стал, уже упоминавшийся ранее, указ 8 сентября 1802 года, которым учреждались министерства. Указ этот был неожиданностью даже для лиц, стоявших на высших ступенях чиновничьей иерархии, благодаря чему, появилось множество недовольных, перетолковывавших указ в неблагоприятном для него смысле. В действительности указ этот, был весьма далек от совершенства.

В нем нет четкого определения компетенции министерств, их состава, организации и делопроизводства. Общее учреждение министерств, выраженное в указанном манифесте, отличается крайней неопределенностью и наполнено многочисленными недомолвками Ивановский В. Государственное право. Известия и ученые записки Казанского университета. По изданию №5 1895 года - №11 1896 года. / Allpravo.ru.

В своей основе данный манифест содержал ряд немаловажных установлений. В нем была подчеркнута преемственность реформы с преобразованиями Петра I. Введение министерской системы государственного управления было мотивировано необходимостью приведения всех частей управления государством в прочное устройство, в соответствии с намерениями императора. В нем также выражалась надежда на то, что министерства помогут утвердить в стране спокойствие, тишину, правосудие, благоустройство империи, а также оживить промышленность, торговлю, все хозяйство в целом, распространить науки и художества, возвысить общее благосостояние, обеспечить благоденствие народов, входящих в состав Российской империи.

Согласно установлению, государственными делами теперь должны были управлять восемь министерств: военных сухопутных сил; военных морских сил; иностранных дел; юстиции; внутренних дел; финансов; коммерции; народного просвещения: «Управление государственных дел разделяется на 8 отделений, из коих каждое, заключая в себе все части, по существу своему к нему принадлежащие, составляет особое министерство и находится под непосредственным управлением Министра, коего мы назначаем ныне, или впредь назначить заблагорассудим Государственные учреждения в России. Ред. Пищулин Н. П. Нижний Новгород; ННГУ, 1994. С. 54.».

Предполагалось также, что при разделении государственных дел каждое министерство будет ведать определенной их частью. При этом, все министерства должны были обеспечить естественную связь и единство управления. Сами министры должны были назначаться только императором и нести перед ним ответственность, а также непосредственно управлять всеми вверенными им частями. Через Сенат министры были обязаны представлять императору ежегодные письменные отчеты. В них должно было быть обосновано расходование средств структурами министерства, отражены успехи в деятельности министерства, а также состояние текущих дел и возможные перспективы развития.

Помимо прочего, Сенату было необходимо рассматривать и анализировать деятельность министров, представлять доклады императору с соответствующими заключениями, а также мнением о состоянии управления каждым из министров. Министры же должны были управлять вверенными ему структурами на местах и получать еженедельные мемории обо всех текущих их делах, иметь постоянные связи с ними.

Согласно манифесту, учреждалась также должность «товарища министра», который должен был помогать министру в его деятельности. Были также совмещены должности министра юстиции и генерал-прокурора Сената, а также определены функциональные направления, предметы и параметры деятельности каждого из министров, подведомственные ему сохраненные государственные коллегии http://www.i-u.ru/biblio/archive/istorija_gosudarstvennogo_upravlenija_rossii/08.aspx - _ftn3 и другие учреждения. Тем самым, обеспечивалась преемственность управления и эволюционный характер преобразования его аппарата при переходе на качественно новый уровень единоначалия, ответственности, исполнительности и формирования ведомственности Игнатов В. Г. История государственного управления в России. М.; Феникс, 2002. С. 410..

Вступивший на трон, вскоре после смерти отца, Александр Первый со своими ближайшими друзьями и соратниками создает так называемый Негласный комитет. Членами этой тайной организации, кроме самого императора, становятся граф Строганов, участвующий во французской революции и являющийся членом якобинского клуба, а также члены различных масонских организаций граф В. Кочубей, поляк Чарторыйский и Николай Новосильцев.

Негласный комитет составил программу, направленную на реформирование. На его заседаниях неоднократно обсуждалось введение в России конституции, в которой говорилось бы о правах русских гражданин и мероприятиях в духе французской революции. Проект конституции был написан графом Строгановым, который называл ее "законным признанием прав народа, а также тех форм, по которым он имеет право их осуществлять".

В Негласный Комитет включился и недавно вернувшийся в Россию учитель Александра I, член масонской ложи Лагарп.

Историки, однако, считают, что именно Лагарп убеждал Александра, стремящегося к конституционной монархии, немного подождать с принятием конституции, считая, что такому большому государству, как Россия, просто необходима непоколебимая и твердая власть.

Такие масоны, как Завадовский, граф А. Р. Варенцов, а также Трощинский, ставшие впоследствии министрами, тоже вступили в Негласный сообщество тех людей, которых волновала судьба России.

Уже летом 1801 года началось обсуждение Грамоты российскому народу, в создании которой принимали участие «отец» для российской интеллигенции считающийся заядлым врагом монархии, его же покровитель граф Воронцов, а также масон Сперанский.

Император Александр Павлович, являющийся душой этой организации, наиболее пылко и наиболее решительно клеймил русские порядки, вынося на обсуждение все новые проекты реформ для России. По глубокому убеждению самодержца, как рассказывает в своих мемуарах Строганов, в центре всех реформ должны были находиться свобода личности и свобода собственности, защита человека с помощью законов, «не дающих шансов изменять по любому произволу уже существующие установления».

Считающийся радикальным, этот комитет по благоустройству жизни в России изучал и проблемы, связанные с крепостным правом, понимая экономическую необходимость его ликвидации.

Разрабатывался также указ, запрещавший продавать просто крестьян без земли. Однако высшие сановники, узнав об этом, начали выражать резкое недовольство, считая, что тем самым подорвутся основы крепостничества. Император не решился настаивать на своем.

Члены Негласного Комитета отлично понимали ту огромную дистанцию, которая пролегала между их планами и сложившейся действительностью. Они не сомневались, что любое покушение с их стороны на реальную и в первую очередь на поднимет волну недовольства среди помещиков, что может привести и власть и самолично императора к столкновению с интересами высшего сословия в стране. А тогда может начаться опасная для всех.

И поэтому император Александр I действовал осмотрительно и очень осторожно. Хотя даже такие робкие шажки откликались в обществе недовольством.

В аристократических и придворных кругах Негласный Комитет прозвали «якобинской шайкой».

Все его учредители, во главе с самим императором Александром, были молоды, полны жизненных сил и исполнены благих намерений, однако, при этом они были и очень неопытны, что и стало причиной разногласий.

Негласный Комитет развивал свою деятельность, занимаясь обсуждением самых различных реформ, весь 1801 год, вплоть до мая месяца 1802 года.

Однако потом он почему-то не собирался года полтора. И хотя в 1803 году члены «якобинской шайки» собирались несколько раз, Негласный Комитет постепенно распался и перестал существовать. Нужно сказать, что по существу в то время необходимость в нем как-то отпала.

Негласный Комитет, образованный неформально в половине 1801 г. В Негласном Комитете нашлись все четыре ближайших соратника Александра I - Адам Чарторыйский, Виктор Кочубей, Павел Строганов и Николай Новосильцев . Его заседания проходили очень часто и всегда при участии Александра - до ноября 1803 г., когда комитет распался , хотя дружба между его членами осталась крепкая. Первые декреты, отражающие работу Негласного Комитета, стали появляться уже с осени 1801 г.: 27 сентября (9 октября) вышло постановление запрещающее применение пыток при следствиях, а 12 (24) декабря вышел в свет декрет, по которому купцы, мещане и государственные крестьяне получили право купли земельных угодий, однако без крепостных крестьян . Инициатива такого важного постановления принадлежала выдающемуся экономисту того времени, адмиралу Николаю Мордвинову.

Самым важным результатом деятельности Негласного Комитета в 1802 г. стали коренные перемены в деятельности исполнительной власти. Существующие еще со времен Петра I коллегии были упразднены 8 (20) сентября, а в их место были созданы министерства. Новая организация не ограничилась лишь внешней сменой номенклатуры на более современную, но и преобразовала само делопроизводство в сферах подчиненных отдельным министрам, которые принимали решения единолично и отвечали лишь перед царем. Таким образом в России были созданы министерства без кабинета министров и без поста премьер-министра или председателя совета министров. Вместо этого был создан Комитет Министров, поначалу под управлением царя. Однако Комитет не имел никакой формальной организации и хотя занимался многими важными делами, не являлся "правительством". Со временем, во второй половине XIXв. и в 1905 г. он претерпел различные более или менее существенные изменения. Сентябрьский декрет учредил восемь министерств: военных дел, морских дел, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, народного просвещения, финансов (государственного казначейства) и коммерции (торговли) . Первым министром морских дел стал Мордвинов, министром народного просвещения - граф Петр Завадовский, а министром юстиции стал известный русский поэт Гаврила Державин. Во главе Министерства Иностранных Дел стал граф Александр Воронцов; министры иностранных дел как правило получали при назначении самый высший гражданский титул по Табели о рангах - канцлера. Члены Негласного Комитета тоже получили назначения в новые министерства, хотя только Кочубей стал министром (внутренних дел; до того он стоял во главе Коллегии Иностранных Дел). Чарторыйский стал заместителем Воронцова, Строганов - Кочубея, а Новосильцев - Державина. Министром коммерции стал граф Николай Румянцев, сын знаменитого полководца Петра Румянцева-Задунайского.



Одновременно с Сентябрьским декретом, 8 (20) сентября 1802 г., был опубликован декрет О правах и обязанностях Сената . Он торжественно объявил Сенат хранителем законов, верховным местом империи, указы которого должны исполняться всеми органами и должностными лицами как собственно императорские. Практически, Сенат никогда не приобрел своего формального значения; его основные полномочия сводились к верховной судебной власти.

Негласный Комитет также в некоторой степени занялся положением крепостных крестьян, хотя интерес этот был вызван внешними обстоятельствами, а практические результаты оказались довольно скромными. Так 20 февраля (4 марта) 1803 г. был опубликован указ О вольных хлебопашцах , который наделил помещиков правом освобождать крестьян от барщины и выделять им земельные участки на условиях согласованных между обеими сторонами. Сам указ не содержал обстоятельных и понятных параграфов, а одновременно вводил много формальных ограничений. Таким образом указ О вольных хлебопашцах не подрывал существовавшего в России порядка "владения душами", так же, как не подрывал его и изданный позже указ запрещающий помещикам ссылать своих крестьян на каторгу.

Исторические имена.

Основные понятия и термины.

Основные события.

План.

Внутренняя политика Александра I.

Россия в 1801-1825 гг.

I. Вступление на престол Александра I. Реформы «Негласного комитета».

1. Личность императора. Особенности его правления.

2. «Негласный комитет».

3. Министерская реформа.

4. Аграрный вопрос.

5. Реформы в области просвещения.

П. М.М.Сперанский и его план преобразования России.

III. Н.М.Карамзин и его сочинение «о древней и новой России в ее политичес­
ком и гражданском отношениях».

IV. Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

1. Конституция царства польского.

2. Аграрная политика Александра I.

3. Аракчеевщина. Организация военных поселений.

4. Реакционная политика Александра I последних лет царствования.

1801 - вступление на престол Александра I.

1802-1811 - проведение министерской реформы.

1803 - указ о вольных хлебопашцах.

1803 - новое положение об учебных заведениях.

1804 - цензурный уставЛ
1804 - университетский устав.

1809 - указы о придворных званиях и об экзаменах на чин.

1810 - образование Государственного Совета.

1811 - написание Н.М.Карамзиным «Записки о древней и новой России»*

1815 - дарование конституции Царству Польскому.

1816 - начало массовой организации военных поселений.
1816-1819 - освобождение крестьян в Прибалтике.

1819 - восстание в чугуевском военном поселении.

1822 - подтверждение права помещиков ссылать своих крепостных в Сибирь.

1825 - смерть Александра I в Таганроге.

Негласный комитет, министерства, государственный совет, сенат, государствен­ные крестьяне, помещичьи крестьяне, удельные крестьяне, указ о вольных хлебо­пашцах, Записка о древней и новой России, конституция Царства Польского, го­сударственная уставная грамота, «аракчеевщина», военные поселения.

ФЛагарп, Н.Н.Новосильцев, П.А.Строганов, В.П.Кочубей, А.Чарторыйский, М.М.Сперанский, Н.М.Карамзин, А.А.Аракчеев

1. Начало царствования Александра I. Реформы «Негласного комитета».

12 марта 1801 г., в результате дворцового переворо-
та, на российский престол вступил старший сын
Павла I - Александр. Этот человек был, пожалуй, одной из самых загадочных фигур среди российских государей. Ни о ком другом не высказывали столько противоречивых суждений как соотечест­венники, так и иностранцы, его современники и нынешние исследовате­ли. Его правление неразрывно связано с важнейшими политическими со­бытиями в жизни Европы первой четверти XIX в., важными экономичес­кими и политическими реформами российской действительности, многие из которых, однако, так и остались незавершенными. В деятельности Алек­сандра 1 наиболее ярко проявилось стремление приспособить существующий в России самодержавный строй к новым социально-экономическим и политиче­ским явлениям в жизни Европы в связи с Великой французской революцией.


Александр родился в 1777 г. Екатерина II сама занялась воспитанием внука, а из приглашенных ею воспитателей наиболее близок к Александ­ру был француз Фредерик Сезар де Лагарп - демократ по убеждениям, внушавший своему воспитаннику любовь к идеалам свободы, равенства и братства. Но образование Александра закончилось рано: бабушка женила его на баденской принцессе Луизе, когда ему не исполнилось еще и 16 лет, рассчитывая сделать его наследником престола, устранив Павла. В 1796 г. она, вместе с вице-канцлером Безбородко, составила документ, согласно которому Павел лишался престола в пользу Александра. Положение Алек­сандра между бабушкой и отцом было трудным и двусмысленным, и по­этому после смерти Екатерины он не решился открыто выступить против отца, признав Павла законным наследником трона. Трагические обстоя­тельства вступления Александра I на престол также не могли не отразить­ся на его правлении. Став императором могущественной империи, Александр I проявил себя как гибкий, осторожный и дальновидный политиче­ский деятель, умеющий скрывать свои истинные политические пристрас­тия, проводящий осторожную реформаторскую деятельность.

Начало правления Александра I. Внезапная смерть Павла и вступление на престол Александра вызвали ликование в столице. Н.М.Ка­рамзин, в то время восходящая звезда на небосклоне российской литера­туры и исторической мысли, приветствовал Александра I такими словами: «Весны явление с собой приносит нам забвенье всех мрачных ужасов зи­мы». В изданном на следующий день после смерти Павла манифесте, но­вый император объявил, что будет править по законам своей бабушки Екатерины Великой, начав свое правление с восстановления отмененных Павлом I Жалованных грамот дворянству и городам, отмены Тайной экс­педиции, а также других тиранических распоряжений своего отца.

«Негласный комитет». Занявшись государственными делами, Александр скоро осознал, что ему не обойтись без советников и

помощников, людей, разделявших его убеждения. Конечно, среди его ок­ружения было немало опытных политиков, на которых можно было опе­реться, но все они принадлежали к ушедшей эпохе, - «Веку Екатерины», а он собирался реформировать страну в духе нового времени. Кроме того, Александр не хотел искать себе советчиков среди убийц своего отца, кото­рые к тому же многое знали и на многое претендовали. Поэтому после со­бытий 12 марта 1801 г. они, один за другим, и в частности граф Пален, бы­ли удалены от двора. Вся основная работа по подготовке задуманных Александром I преобразований сосредоточилась в Негласном (или Интим­ном) комитете, который существовал с мая 1801 по ноябрь 1803 г. и состоял из молодых друзей императора: графа П.А.Строганова, графа В.П.Кочу­бея, польского князя Адама Чарторыйского и Н.Н.Новосильцева. «Не­гласный комитет» не имел официального статуса. Его собрания были ок­ружены таинственностью. Два или три раза в неделю члены этого малень­кого кружка обедали у Александра, а после шли в его кабинет, где бурно, без определенной повестки дня, обсуждали необходимые для России ре­формы. В пылу спора члены комитета могли смело опровергать точку зре­ния императора. Поэтому нетрудно догадаться, какие настроения царили на заседаниях этого комитета. Друзья Александра I были воодушевлены смелыми либеральными и революционными идеями. В их деятельности отразилось понимание необходимости приблизить государственный строй России к европейским стандартам.

Деятели «Негласного комитета».

Фактическим основателем «Негласного комитета» явил­ся Павел Александрович Строганов (1772-1817) - выхо­дец из богатейшей семьи России. Его отец не помнил в точности, сколько у него земель и крепостных, зато владел крупнейшим в России собранием картин и считался образованным человеком. Повину­ясь собственной прихоти, он поручил воспитание сына французскому учителю Жильберту Ромму и разрешил ему увезти Павла в Париж, куда они прибыли в разгар революционных событий. Заразившись революционными идеями и событиями, Строганов отказался от своего титула, при­нял имя «гражданин Поль Очер», стал посещать Якобинский клуб, всту­пил в общество «Друзья закона», основанное его учителем, щедро снабжал новых друзей русским золотом, разгуливая при этом по Парижу в красном санкюлотском колпаке. Русский посол во Франции Симолин уведомил о выходках Строганова Екатерину II, которая послала в Париж Николая Но­восильцева с приказом любыми средствами вернуть Павла в Россию. Вер­нувшись на родину, он был сослан в свое подмосковное имение Братцево, где провел несколько лет и, образумившись, снова вошел в милость, сбли­зился с наследником престола России Александром Павловичем, блистал в петербургских салонах и женился на княжне Софье Голицыной, ведя при этом праздную жизнь просвещенного вельможи. Впоследствии, вспоми­ная о днях, проведенных в Париже, Строганов писал: «Я видел народ, под­нявший знамя свободы и сбросивший оковы рабства; нет, никогда мне не забыть тех мгновений. Да, я не закрываю глаза на то, что деспотизм суще­ствует в моей стране, и я с ужасом вглядываюсь в его уродливое лицо...»

И именно Строганов после воцарения Александра, в мае 1801 г. подал на его имя записку, в которой предлагал учредить комитет для обсуждения необходимых России преобразований. Являясь впоследствии самым ак­тивным из его членов, последовательно отстаивал перед императором не­обходимость реформ внутренней жизни Российской империи, особенно отмены крепостного права.

В 1802-1807 гг. он был товарищем министра внутренних дел, часто вы­полнял ответственные дипломатические поручения. Однако после 1807 г. он отошел от политической деятельности и поступил на военную службу простым волонтером, имея чин тайного советника. Случай в истории Рос­сии исключительный! Строганов принимал участие в русско-шведской (1808-1809) и русско-турецкой (1806-1812) войнах, а в период Отечест­венной войны 1812 г. он командовал сводной казачьей дивизией, участво­вал в заграничном походе русской армии. Но в феврале 1814 г. погиб его единственный сын. Этот удар Строганов не смог перенести: он сразу же вышел в отставку и вскоре скончался.

Другой член этого комитета - Виктор Павлович Кочубей (1768-1834) яв­лялся племянником одного из видных государственных деятелей екатерининской эпохи А.А.Безбородко, в доме которого и воспитывался. Свою карьеру он начал, служа при российском посольстве в Лондоне, а в 1792 г. был назначен на ответственную должность российского посланни­ка в Османской империи. В 1802 г. Кочубей был назначен министром вну­тренних дел. Эту должность он занимал с 1802-1807 и с 1819-1823 гг. Сто­ронник умеренных реформ, он был единственным среди участников этого кружка, чья карьера отличалась относительной стабильностью. В 1827 г. он стал председателем Государственного совета и комитета министров.

Не менее примечательной личностью был третий член кружка Николай Николаевич Новосильцев (1768-1838). Он являлся племянником графа А.С.Строганова, в семье которого и воспитывался. В 1783 г. Новосильцев поступил на военную службу, хорошо проявив себя во время русско-шведской войны 1788-1790 гг. С воцарением Павла I он, в 1796 г., вынужден был уехать в Лондон, где в течение четырех лет слушал лекции в универ­ситете. Вернувшись на родину, стал одним из участников заговора против императора. Именно Новосильцев был автором идеи реформирования коллегий в министерства. В 1803-1810 гг. он - президент Петербургской академии наук. В 1813 г. он назначен вице-президентом временного сове­та Герцогства Варшавского, а в 1815 г. - императорским делегатом при правительстве Царства Польского. Затем состоял при князе Константине - главнокомандующем польской армией. Новосильцев отличался ярко выраженными антипольскими настроениями, выступая за отмену Кон­ституции Царства Польского. В 1832 г. он был назначен председателем Го­сударственного совета и кабинета министров.

Но, пожалуй, самая примечательная судьба была у четвертого члена «Не­гласного комитета» - польского князя Адама Чарторыйского (1770-1861). Он приехал в Россию в 1795 г., после подавления восстания Т. Костюшко. Побывавший до этого в Англии и ставший поклонником ее конституци­онных порядков, он сблизился с будущим императором Александром, ко­торый уверил Чарторыйского в своем сочувствии к делу восстановления независимости Польши. В 1799 г. он стал посланником России в Сардин­ском королевстве.

Активно участвуя в заседаниях «негласного комитета», Чарторыйский пытался использовать проводившуюся либеральную политику, для того чтобы добиться национального объединения всей Польши в форме лич­ной унии конституционного Польского королевства с Россией. С 1804 по 1807 гг. он был министром иностранных дел, а в 1815 г. принял активное участие в работе Венского конгресса, являясь главным советчиком Алек­сандра по польским делам. В 1815 г. после образования Царства Польско­го он вошел в состав его временного правительства, однако уже в 1816 г. вынужден был подать в отставку.

Всю свою дальнейшую жизнь он посвятил борьбе за восстановление не­зависимости Польши «от моря до моря», являясь активным участником восстания 1830-1831 гг. После его поражения Чарторыйский эмигрировал во Францию, где пытался привлечь внимание европейских государств к польскому вопросу. Но эта его деятельность не имела большого успеха.

Министерская реформа 8 сентября 1802 г. проведена реформа высших государственных учреждений. Вместо устаревших петровских коллегий были учреждено восемь министерств: 1) военных сухопут­ных дел; 2) морских дел; 3) иностранных дел; 4) юстиции; 5) внутренних дел; 6) финансов; 7) коммерции; 8) народного просвещения, а также Госу­дарственное казначейство на правах министерства. Дела по каждому ве­домству теперь решались лично министром, ответственным только перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты во главе с директорами, департаменты - на отделения, а отделения - на столы. Ми­нистерская реформа была завершена в 1811 г., когда было учреждено но­вое министерство полиции, упразднено министерство коммерции, в функции министерства внутренних дел стал входить контроль за положе­нием дел в сельском хозяйстве и промышленности. Кроме министерств, в то время были учреждены «главные управления» - путей сообщения, ре­визии государственных счетов и главное управление духовных дел иных (кроме православного) вероисповеданий. Министры образовали Комитет министров, статус которого как совещательного органа при императоре был окончательно определен в 1812 г. Все министры входили в состав Се­ната. В 1802 г. была также проведена реформа этого органа, который стал «хранителем законов», высшей судебной инстанцией и органом надзора за администрацией; министры должны были представлять Сенату годо­вые отчеты.

Аграрный вопрос. Крестьяне составляли основную массу непривилеги­рованных сословий. Среди них можно выделить три категории: государственные, помещичьи и удельные (т.е. принадлежавшие царской фамилии). Самой многочисленной категорией были помещичьи крестьяне, фактически находившиеся в полной зависимости от своего вла­дельца. Они были лишены всех гражданских прав, в том числе им запрещалось уходить без разрешения на заработки, заключать финансо­вые сделки, жаловаться на своего владельца и т.п. Однако в течение XIX в. доля крепостных крестьян постепенно уменьшалась. Если в конце XVIII в. они составляли 45% населения, то к 1861 г. их доля уменьшилась до 30%.

Положение государственных крестьян было несколько лучше. Они при­надлежали казне и назывались «свободными сельскими обывателями». В их составе находились и однодворцы - потомки служилых людей южной засечной черты, жившие, главным образом, в Курской, Орловской, Воро­нежской губерниях. Своими участками они владели на правах полной собственности. Помимо подушной подати, государственные крестьяне платили еще и денежный оброк в казну.

Удельные крестьяне находились в собственности императорской фами­лии. Помимо уплаты подушной подати и отбывания рекрутской повинно­сти, удельные крестьяне платили оброк в пользу императорской семьи за пользование земельным наделом.

«Негласный комитет» обсуждал вопрос о крестьянской реформе, но его члены не решились произвести какие-либо серьезные перемены в сущест­вующем положении вещей. Лишь в феврале 1803 г. был издан указ о «сво­бодных хлебопашцах», предоставляющий помещикам право освобождать крестьян с землей за выкуп. Понятно, что лишь немногие крестьяне ока­зались в состоянии выкупить себе свободу: за весь период царствования Александра I в разряд «вольных хлебопашцев» перешло менее 0,5% крепо­стных. Однако именно Александр I прекратил практику раздачи государст­венных крестьян в частные руки, положив таким образом предел расширению крепостного права.

В 1804-1805 гг. началось проведение крестьянской реформы в прибал­тийском крае. Александр I запретил продажу крестьян без земли, им пре­доставлялись гражданские права, вводилось крестьянское самоуправле­ние и крестьянские суды. Крестьяне становились наследственными владельцами своих наделов, а размеры их платежей в пользу господ должны были определять специальные комиссии.

Реформы просвещения. Более успешными оказались реформы в области народного просвещения. Новое министерство не только разработало, но и осуществило план довольно широкого развития средне­го и высшего образования. Этот план, обоснованный в новом положении об устройстве учебных заведений от 24 января 1803 г., устанавливал четы­ре типа учебных заведений: 1) сельские; 2) уездные; 3) губернские учили­ща или гимназии; 4) университеты. Россия была разделена на шесть учеб­ных округов, во главе с попечителями, каждый со своим университетом, гимназиями и училищами. В 1804 г. были открыты Харьковский и Казан­ский университеты, педагогический институт в Петербурге, позже также преобразованный в университет. В Вильне был основан университет с польским языком преподавания, а Юрьеве (Дерпте) университет с немец­ким языком преподавания. Фактическое руководство делом народного просвещения в каждом из округов осуществлялось местным университе­том. В 1804 г. был принят университетский устав, предоставивший широ­кую автономию советам профессоров, которые выбирали ректора, дека­нов и профессоров на вакантные кафедры. 9 июля 1804 г. был издан цен­зурный устав, согласно которому за цензуру отвечали цензурные комите­ты при университетах, состоящие из профессоров. Общее руководство цензурой осуществляло министерство народного просвещения. Цензур­ные послабления способствовали расширению в России издательской де­ятельности. Появился ряд новых журналов и литературных альманахов («Вестник Европы», «Журнал российской словесности», «Северный Вест­ник», увеличилось количество переводной литературы).

Реформы первого периода царствования Александра I носили весьма огра­ниченный характер, но значительно укрепили его положение как самодер­жавного монарха, явились результатом компромисса между либеральным и консервативным дворянством. Распад «негласного комитета» был вполне ес­тественным: молодой император к тому времени занял достаточно прочное положение на троне, стал в состоянии самостоятельно проводить программу намеченных реформ с новыми советчиками.

Просмотров