Что означает пунктуационный разбор предложения. Что такое пунктуационный разбор? Пояснения учителя, образцы и примеры разбора

Современные школьники, в соответствии с образовательной программой, изучают несколько видов анализа: фонетический, лексический, морфологический, морфемный, синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Каждый из них имеет свои отличительные особенности и трудные для понимания моменты.

Определение

Многие ученики и их родители задаются вопросом, что значит пунктуационный разбор предложения. Он призван найти и разъяснить имеющиеся в предложении знаки препинания. Умение производить пунктуационный разбор предложения может повысить общий уровень грамотности обучающегося. Разбор простого (ПП) и сложного (СП) предложения имеет свои отличительные особенности.

Разбор простого предложения

  1. Прочесть предложенный для разбора текст.
  2. Присвоить всем присутствующим в тексте пунктуационным знакам номер.
  3. Обозначить пунктограмму, которая завершает предложение, пояснить причину её постановки.
  4. Обозначить и разъяснить все знаки, встречающиеся в предложении.

Именно по такому плану выполняется пунктуационный разбор предложения. Образец разбора представлен ниже.

Примеры анализа

В качестве образца возьмём пунктуационный разбор предложения:

1. Я могу доверить этот секрет человеку, умеющему держать язык за зубами.

2. Неужели вы не видели бегущих по улице людей, держащих в руках флаги, плакаты, воздушные шары?

Шаг первый. Предложение является вопросительным по цели высказывания и интонации. Поэтому оно завершается вопросительным знаком.

Шаг второй. Присвоив знакам препинания номер, определяем их количество в предложении:

Неужели вы не видели бегущих по улице людей (1), держащих в руках флаги (2), плакаты (3), воздушные шары (4)?

Шаг третий. Предложение имеет одну грамматическую основу вы не видели.

Запятая под номером один выделяет причастный оборот. Запятые под номерами два и три отделяют однородные члены предложения флаги, плакаты, шары, выраженные дополнениями.

Разбор сложного предложения

Пунктуационный разбор предложения такого рода несколько сложнее.

1. Прочесть предложение.

2. Присвоить всем имеющимся в предложении знакам препинания порядковый номер.

3. Обозначить завершающую предложение пунктограмму и разъяснить её постановку.

4. Обозначить знаки препинания на уровне СП и пояснить причину их постановки.

5. Объяснить расстановку знаков препинания в частях СП.

Примеры анализа

В качестве примера предлагаем провести пунктуационный разбор предложения:

1. Вероятно, мы больше не увидим Сергея, поскольку обида, нанесённая ему, вряд ли может быть легко забыта.

Шаг первый. В конце предложения ставится точка, потому что по цели высказывание оно является повествовательным, по интонации - невосклицательным.

Шаг второй. Нумерация показала наличие в предложении пяти знаков препинания:

Вероятно (1), мы больше не увидим Сергея (2), поскольку обида (3), нанесённая ему (4), вряд ли может быть легко забыта (5).

Шаг третий. Данное предложение является сложным. Части сложного предложения соединены подчинительным союзом поскольку. Запятая стоит на границе главного и придаточного предложения.

Шаг четвёртый. В главном предложении запятой выделяется вводное слово вероятно. В придаточной части запятые обособляют причастный оборот нанесённая ему.

2. Я уверен, что ты выполнишь это поручение, потому что ценишь моё расположение, хочешь продвинуться по службе.

Шаг первый. Предложение завершается точкой, поскольку оно является повествовательным, невосклицательным.

Шаг второй. В предложении четыре знака препинания:

Я уверен (1), что ты выполнишь это поручение (2), потому что ценишь моё расположение (3), хочешь продвинуться по службе (4).

Шаг третий. Данное предложение состоит из одного главного и двух придаточных, которые отделяются друг от друга запятыми под номерами один и два.

Шаг четвёртый. В главной части и первом придаточном предложении знаков препинания нет. Во втором придаточном предложении запятая под номером три отделяет однородные сказуемые ценишь и хочешь продвинуться.

Если обучающийся будет знать, что значит пунктуационный разбор предложения, он не допустит грубых ошибок в расстановке знаков препинания. Тем самым он значительно улучшит свою успеваемость и повысит шансы на получение достойной отметки в ходе выпускных экзаменов. Это важно, поскольку от того, насколько удачно школьник их сдаст, зависит его будущее поступление в вуз. И даже такая мелочь, как ошибочная постановка знака препинания, может лишить его столь необходимых баллов.

Что такое пунктуационный разбор и как его делать, поверьте очень срочно!?




  1. Выполнить пунктуационный разбор - это значит объяснить пунктограмму (графически + анализ) .
    Пример разбора предложения по образцу, принятому в школьной практике:
    1. Напишите предложение, подчеркните пунктограмму.
    2. Кратко сформулируйте пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы, выделить ряд однородных членов предложения и т. д.)
    3. Начертите схему предложения, включив в не графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.

    По природе стыдлива и робкая, она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.

    Схема: / обособленное определение /, подлежащее сказуемое.
    Характеристика: простое, осложнено обособленным определением, относящимся к личному местоимению.

  2. спасибо
  3. Выполнить пунктуационный разбор - это значит объяснить пунктограмму (графически + анализ) .
    Пример разбора предложения по образцу, принятому в школьной практике:
    1. Напишите предложение, подчеркните пунктограмму.
    2. Кратко сформулируйте пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы, выделить ряд однородных членов предложения и т. д.)
    3. Начертите схему предложения, включив в не графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.

    По природе стыдлива и робкая, она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.

    Схема: / обособленное определение /, подлежащее сказуемое.
    Характеристика: простое, осложнено обособленным определением, относящимся к личному местоимению.


  4. Объяснение знаков препинания

    10 запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова

  5. Пунктуационный разбор предложения
    Схема пунктуационного разбора предложения
    1. Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, сочетание знаков) .

    2. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между простыми предложениями в составе сложного) .

    3. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения.
    Образец пунктуационного разбора предложения

    Спросив, (которая посмирнее) , Пьер влез на лошадь, схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, (что очки его спадают) и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев) , поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, ^ с кургана смотревших на него. (Л. Толстой)

    Объяснение знаков препинания

    1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

    2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчиннное предложение с тремя придаточными:

    1 и 2 запятые выделяют придаточное внутри главного;

    6 и 8 запятые выделяют придаточные внутри главного;

    7 запятая не ставится, т. к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом и;

    3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

    3 и 4 запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

    5 запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

    9 запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

  6. Пунктуационный разбор - объяснение условий постановки знаков препинания.
    (грамматические, смысловые..)
  7. не щнаю
  8. Выполнить пунктуационный разбор - это значит объяснить пунктограмму (графически + анализ) .
    Пример разбора предложения по образцу, принятому в школьной практике:
    1. Напишите предложение, подчеркните пунктограмму.
    2. Кратко сформулируйте пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы, выделить ряд однородных членов предложения и т. д.)
    3. Начертите схему предложения, включив в не графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.

    По природе стыдлива и робкая, она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.

    Схема: / обособленное определение /, подлежащее сказуемое.
    Характеристика: простое, осложнено обособленным определением, относящимся к личному местоимению.

  9. Образец пунктуационного разбора предложения

    Спросив, (которая посмирнее) , Пьер влез на лошадь, схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, (что очки его спадают) и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев) , поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, ^ с кургана смотревших на него. (Л. Толстой)

    Объяснение знаков препинания

    1. Точка в конце предложения; в конце предложения ставится точка, так как это повествовательное, невосклицательное предложение, которое содержит законченное сообщение.

    2. Знаки препинания между частями сложного предложения; это сложноподчиннное предложение с тремя придаточными:

    1 и 2 запятые выделяют придаточное внутри главного;

    6 и 8 запятые выделяют придаточные внутри главного;

    7 запятая не ставится, т. к. однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом и;

    3. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

    3 и 4 запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

    5 запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

    9 запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

    10 запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.

  10. я не понел чють-чють
  11. Инструкция
    1
    Разбор предложения начните с объяснения, почему в конце предложения выбран тот или иной знак препинания (точка, восклицательный знак, знак вопроса, многоточие и т. п.). Для этого необходимо определить цель высказывания в предложении и его эмоциональную окраску.
    2
    Если предложение содержит законченное сообщение, то оно является повествовательным. Если о чем-то спрашивается, то предложение вопросительное, а если присутствует побуждение к действию просьба или приказ то оно побудительное. Восклицательные интонации требуют постановки восклицательного знака. Когда же речь прерывается паузой или в ней есть недосказанность, то ставится многоточие.
    3
    Далее определите, какой является конструкция предложения простой или сложной. Если предложение сложное, выясните, из какого количества частей оно состоит и какова связь между ними сочинительная, подчинительная, союзная или бессоюзная. Таким образом вы сможете объяснить причину выбора знаков, которые разделяют все эти части.
    4
    Проанализируйте функции знаков препинания в простом предложении или знаков в каждой из частей сложного предложения по очереди. Найдите и объясните выделяющие и разделяющие знаки в предложении или его частях.
    5
    Выделяющие, или выделительные знаки (запятая, тире, двоеточие, двойные знаки - скобки, кавычки) используются для выделения компонентов, которые осложняют простое предложение. Это вводные слова, словосочетания и предложения, обращения, однородные члены предложения, обособленные определения или приложения, обстоятельства и дополнения, уточняющие и пояснительные члены предложения.
    6
    Разделяющие, или разделительные знаки употребляются для разделения однородных членов предложения в простой конструкции или разделения простых предложений в сложной (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие).
    7
    В том случае, если в предложении присутствует прямая речь, найдите и выделите слова автора и, собственно, саму прямую речь, которая может находиться в любой позиции перед словами автора, после них или прерываться ими. Помните, что если прямая речь находится перед словами автора или после них, ставятся четыре знака препинания (в отображении конструкции прямой речи). Если же прямая речь прерывается словами автора, соблюдается закон семи, т. е. семи знаков препинания в отображении прямой речи.
    8
    Чтобы облегчить пунктуационный разбор предложения, выполните его пунктограмму графически. Если в вашем предложении несколько пунктограмм, объясняйте каждую из них отдельно.
    9
    Подчеркните грамматические основы, выделите однородные члены предложения. Начертите схему предложения, сделав графическое обозначение мест, где необходимо поставить знаки препинания.
  12. Выполнить пунктуационный разбор - это значит объяснить пунктограмму (графически + анализ) .
    Пример разбора предложения по образцу, принятому в школьной практике:
    1. Напишите предложение, подчеркните пунктограмму.
    2. Кратко сформулируйте пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы, выделить ряд однородных членов предложения и т. д.)
    3. Начертите схему предложения, включив в не графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.

    По природе стыдлива и робкая, она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.

    Схема: / обособленное определение /, подлежащее сказуемое.
    Характеристика: простое, осложнено обособленным определением, относящимся к личному местоимению.

  13. разобрать предложение
  14. пыгакпгФЦПА
  15. Надо объяснить почему тот или иной знак препинания стоит в этом месте
    Например: Я пью. Надо объяснить почему там стоит точка.
  16. Проще будет и понятней просто подчеркнуть все запитые и точки (восклицательный знак! или вопросительный?).
    И вс.

Современные школьники, в соответствии с образовательной программой, изучают несколько видов анализа: фонетический, лексический, морфологический, морфемный, синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Каждый из них имеет свои отличительные особенности и трудные для понимания моменты.

Определение

Многие ученики и их родители задаются вопросом, что значит пунктуационный разбор предложения. Он призван найти и разъяснить имеющиеся в предложении знаки препинания. Умение производить пунктуационный разбор предложения может повысить общий уровень грамотности обучающегося. Разбор простого (ПП) и сложного (СП) предложения имеет свои отличительные особенности.

Разбор простого предложения

  1. Прочесть предложенный для разбора текст.
  2. Присвоить всем присутствующим в тексте пунктуационным знакам номер.
  3. Обозначить пунктограмму, которая завершает предложение, пояснить причину её постановки.
  4. Обозначить и разъяснить все знаки, встречающиеся в предложении.

Именно по такому плану выполняется пунктуационный разбор предложения. Образец разбора представлен ниже.

Примеры анализа

В качестве образца возьмём пунктуационный разбор предложения:

1. Я могу доверить этот секрет человеку, умеющему держать язык за зубами.

2. Неужели вы не видели бегущих по улице людей, держащих в руках флаги, плакаты, воздушные шары?

Шаг первый. Предложение является вопросительным по цели высказывания и интонации. Поэтому оно завершается вопросительным знаком.

Шаг второй. Присвоив знакам препинания номер, определяем их количество в предложении:

Неужели вы не видели бегущих по улице людей (1), держащих в руках флаги (2), плакаты (3), воздушные шары (4)?

Шаг третий. Предложение имеет одну грамматическую основу вы не видели.

Запятая под номером один выделяет причастный оборот. Запятые под номерами два и три отделяют однородные члены предложения флаги, плакаты, шары, выраженные дополнениями.

Разбор сложного предложения

Пунктуационный разбор предложения такого рода несколько сложнее.

1. Прочесть предложение.

2. Присвоить всем имеющимся в предложении знакам препинания порядковый номер.

3. Обозначить завершающую предложение пунктограмму и разъяснить её постановку.

4. Обозначить знаки препинания на уровне СП и пояснить причину их постановки.

5. Объяснить расстановку знаков препинания в частях СП.

Примеры анализа

В качестве примера предлагаем провести пунктуационный разбор предложения:

1. Вероятно, мы больше не увидим Сергея, поскольку обида, нанесённая ему, вряд ли может быть легко забыта.

Шаг первый. В конце предложения ставится точка, потому что по цели высказывание оно является повествовательным, по интонации - невосклицательным.

Шаг второй. Нумерация показала наличие в предложении пяти знаков препинания:

Вероятно (1), мы больше не увидим Сергея (2), поскольку обида (3), нанесённая ему (4), вряд ли может быть легко забыта (5).

Шаг третий. Данное предложение является сложным. Части сложного предложения соединены подчинительным союзом поскольку. Запятая стоит на границе главного и придаточного предложения.

Шаг четвёртый. В главном предложении запятой выделяется вводное слово вероятно. В придаточной части запятые обособляют причастный оборот нанесённая ему.

2. Я уверен, что ты выполнишь это поручение, потому что ценишь моё расположение, хочешь продвинуться по службе.

Шаг первый. Предложение завершается точкой, поскольку оно является повествовательным, невосклицательным.

Шаг второй. В предложении четыре знака препинания:

Я уверен (1), что ты выполнишь это поручение (2), потому что ценишь моё расположение (3), хочешь продвинуться по службе (4).

Шаг третий. Данное предложение состоит из одного главного и двух придаточных, которые отделяются друг от друга запятыми под номерами один и два.

Шаг четвёртый. В главной части и первом придаточном предложении знаков препинания нет. Во втором придаточном предложении запятая под номером три отделяет однородные сказуемые ценишь и хочешь продвинуться.

Если обучающийся будет знать, что значит пунктуационный разбор предложения, он не допустит грубых ошибок в расстановке знаков препинания. Тем самым он значительно улучшит свою успеваемость и повысит шансы на получение достойной отметки в ходе выпускных экзаменов. Это важно, поскольку от того, насколько удачно школьник их сдаст, зависит его будущее поступление в вуз. И даже такая мелочь, как ошибочная постановка знака препинания, может лишить его столь необходимых баллов.

Это задание проверяет умение проводить пунктуационный разбор предложения, осложненного вводными конструкциями. В в о д н ы е с л о в а - это слова или
сочетания слов, при помощи которых
говорящий выражает свое отношение к
тому, о чем он сообщает:
Всех подстреленных уток мы, конечно, не
достали. Владимир, к великому
удивлению Ермолая, стрелял вовсе не
отлично. Ермолай стрелял, как всегда,
победоносно. Я, по обыкновению, -
плохо.

Вводные слова имеют различные значения:

1. выражающие чувства говорящего
к радости, к огорчению, к стыду, к
несчастью, к ужасу, к изумлению, к
негодованию и др.
Бурсаки пошли вперед, и, к величайшей
радости их, в отдалении почудился лай.
По счастию, на другой день мы уехали из
Амантаева.

Различную степень уверенности (большую или меньшую)

несомненно, вероятно, очевидно,
кажется, наверное, очевидно, пожалуй,
безусловно, бесспорно, может, видимо,
по-видимому и др.
Разумеется, всё это думалось по-детски.
Папа, наверное, сейчас же поедет к геру
Готлибу, может, прикажет запрячь
Гнедко.

Источник сообщения

по сообщению (кого-либо), по-моему, по-
твоему, по мнению (кого-либо), по
словам (кого-либо)
По информации из достоверных
источников, паводка в этом году на реках
не будет.
Я загорел, как арап, и одичал, по общему
выражению всех наших знакомых.

Порядок мыслей и их связь

во-первых, во-вторых, в-третьих,
наконец, значит, следовательно,
например, напротив, между прочим,
стало быть, кстати, кроме того и др.
Река мне не понравилась, во-первых,
потому, что вся от берегов поросла
камышами, так что и воды не было видно,
а во-вторых, потому, что вода в ней была
горька. Впрочем, горьковатость воды не
имела дурного влияния на рыбу.

Замечания о способах оформления мыслей

одним словом, иначе говоря, если можно
так сказать, если можно так выразиться,
так сказать и др.
Год, одним словом, был прожит не зря.
На досуге я дал волю своему
воображению, или, лучше сказать,
соображению. (Акс.)

Призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание к сообщаемому

представьте себе, веришь ли, знаешь ли,
понимаете ли, послушайте, помилуйте,
скажите на милость и др.
Представьте себе, открывается дверь и
вбегает Маша! И откуда, скажите на
милость, взялась!

Вводные предложения употребляются в той же функции, что и вводные слова. Вводные предложения могут быть безличными, неопределенно-личными

Вводные предложения употребляются в той же
функции, что и вводные слова. Вводные
предложения могут быть безличными,
неопределенно-личными или двусоставными:
Время, казалось, остановилось.
Как говорили, там должно быть некоторое
количество норок, выдр и лисиц.
Этим способом, как считают, можно скорее и
больше перенести груза.
Наемный двор, как уже было сказано,
представлял собой сплошной пустырь,
заваленный всевозможными кучами.

10. Обратите внимание!

Не являются вводными и не выделяются
запятыми слова и словосочетания:
якобы, словно, даже, едва ли, вдруг,
буквально, будто, ведь, вряд ли, всетаки, как раз, к тому же, по решению, по
представлению, поэтому, вдобавок, в
конечном счете, небось, как будто

11. Слово однако

если оно стоит в середине или в конце
предложения является вводным и
выделяется запятыми. В начале
предложения оно имеет значение союза
но и не является вводным:
Долго, однако, нам пришлось тебя ждать.
Ты опоздал, однако.
Однако (=но) письмо он так и не получил.

12. Слово однако

Снег закончился,
однако тучи все-таки
низко висели над
притихшим городом.

13. Слово наконец


указывает на связь мыслей и завершает собой
перечисление и его можно заменить выражением «и
ещё»:
А.П.Чехов был драматургом, новеллистом и, наконец,
образцом самовоспитания.
Слово наконец не является вводным и не выделяется
запятыми, если употребляется в значении «под
конец», «напоследок», «в результате всего». В
подобных случаях к слову наконец можно прибавить
частицу -то:
Он долго ждал вызова из училища, не спал, нервничал
и наконец дождался.

14. Слово вообще

является вводным и выделяется запятыми,
если употребляется в значении «вообще
говоря»:
Вообще, мне хотелось бы услышать эту
историю из твоих уст.
Если вообще имеет значения «в общем»,
«всегда», «совсем», «в целом», «ни при
каких условиях», «во всех отношениях», то
оно не выделяется:
Ты меня вообще не жди. От приглашения
твоего я вообще отказался. За подобные
поступки он вообще наказывал строго.

15. Слово значит

является вводным и выделяется запятыми, если
его можно заменить словами «стало быть»,
«следовательно»:
Над уроками ты сидишь редко, значит, вряд ли
следует ждать хороших результатов. Ты, значит,
к поезду не успел?
Если значит заменить словом означает или оно
стоит между подлежащим и сказуемым, то оно
не выделяется запятыми:
Твоё доброе отношение к моим детям значит
для меня очень многое.
Отвечать грубо - значит показывать свою
невоспитанность.

16.

Слова собственно, точнее, скорее, вернее
являются вводными, если после них
можно поставить слово говоря:
Что, собственно, тебе от меня нужно?
Это, точнее, было в конце прошлого
столетия.

17. Особенности постановки знаков препинания при вводных словах.

18.

Между рядом стоящими вводными словами
ставится запятая:
Правда, по мнению твоего друга, ты вел
себя не лучшим образом.
Если вводное сочетание представляет собой
неполную конструкцию, то вместо одной
запятой ставится тире
По сведениям разведчиков, враги засели в
местечке, по моим же - движутся в нашу
сторону.

19.

Если вводное слово словом (одним словом)
стоит после однородных членов перед
обобщающим, то перед ним ставится тире, а
после него - запятая
Альпинизм, горные лыжи, плавание, теннис
- словом, его привлекало очень многое.

20.

Между сочинительным союзом и вводным
словом ставится запятая, если вводное
слово можно опустить. Если это
невозможно, то запятая не ставится
И, кстати, мной уже приготовлен ужин.
Не год, а, может быть, десять лет прожил
Иван Георгиевич за одну ночь.
Начались первые заморозки, а
следовательно, речи о сплаве по реке уже
не велись.

21. Знаки препинания при вводных предложениях

22. Запятыми выделяются вводные предложения в следующих случаях:

1) Если они безличные или
неопределенно-личные: Пропавший
отряд, мне кажется, нужно искать на
другом склоне горы. Её нрав, уверяли
меня, останавливал даже пылких
поклонников.
2) Если они личные нераспространенные
предложения: Дождь, я думаю, скоро
закончится. Диплом, полагал он, откроет
двери в новый мир творчества.

23. Запятыми выделяются вводные предложения в следующих случаях:

3) Если начинаются союзами или
союзными словами: Против самых ворот,
на стене, висел образ Николая
Чудотворца, как сказал мне Ковляга. Я
пришел в такое волнение, в такой азарт,
как говорил Евсеич, что у меня дрожали
руки и ноги. Пришла пора и моего
уженья, как предсказывал Евсеич.

24. Отличие вводных слов от членов предложения

Необходимо помнить, что в некоторых случаях
вводные слова можно опустить, и смысл предложения
не изменится:
Бобрята, верно, решили, что они в полной
безопасности - вводное слово верно можно опустить.
Она поступила верно - в данном случае слово верно
опустить нельзя;
вводные слова можно заменить другими, близкими по
значению:
Бобрята, верно (очевидно, вероятно, наверное),
решили, что они в полной безопасности.
Она поступила верно (т.е. правильно).

25.

вводные слова можно заменить другими,
близкими по значению:
Снег, наверное, закончился, однако тучи
все-таки низко висели над притихшим
городом.

26. Расставьте знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Когда (1) наконец (2) явилось солнце и
разогрело землю, то деревья и травы
обдались такой сильной росой, такими
светящимися узорами глянули из темного
леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту
отделку не хватило бы алмазов всей
нашей земли.

27. Расставьте знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Если орбите Луны по каким-либо
причинам (1) всё-таки (2) отдалится от
Земли на небольшое расстояние, то (3) по
мнению астрономов (4) жизни на планете
грозит катастрофа.

28. Расставьте знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Весёлое, беззаботное детство (1) всё равно
(2) когда-нибудь кончится, а взрослая
жизнь (3) конечно (4) потребует серьёзных
решений и ответственных поступков.

29. Расставьте знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

С одной стороны (1) безмолвствовали
горы, с другой стороны (2) шумело море. С
одной стороны (3) автомобили полезны, а
(4) с другой стороны (5) всем известен тот
вред, который они наносят окружающей
среде.

30. Расставьте знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Зверей в лесу заставляет насторожиться (1
должно быть (2) даже шорох падающих
листьев. Очертания строящегося дома (3)
казалось (4) похожим на корабль.

31. Расставьте знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Предполагалось, что Президент РФ
поговорит с послом в течение часа (1)
однако (2) разговор затянулся. Министр (3)
однако (4) подписал приказ, о
необходимости которого так долго
говорили в обществе.

В изучении пунктуационного разбора важно выделить основные принципы:

  • поиск грамматической основы;
  • поиск причастных или деепричастных оборотов;
  • поиск вводных конструкций.

Предлагаем ознакомиться с основными шагами в алгоритме пунктуационного разбора предложения:

  • Прежде всего, необходимо обратить внимание на знак препинания в конце предложения. По тому, стоит ли в конце предложения точка, вопросительный знак или многоточие, читатель определяет эмоциональный окрас высказывания. Необходимо, чтобы ученик мог подробно и четко объяснить, почему выбран именно этот знак препинания.
  • Следующим шагом следует определить конструкцию предложения. От того, простое предложение перед нами или сложное, зависит и количество знаков препинания. Для того чтобы ученики с легкостью могли отличить простое предложение от сложного, они должны уметь самостоятельно определять не только грамматическую основу предложения, но и тип придаточного предложения.
  • Далее следует проанализировать функции каждого знака препинания; напоминаем, что они могут быть разделяющими и выделяющими.

Ученики должны понимать разницу в употреблении разделительных и выделительных знаков.

К выделяющим знакам следует отнести тире, двоеточие, запятую, кавычки и скобки. С их помощью выделяются обособления, определения и обобщения и т.п.

К разделительным знакам относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Предназначены знаки для разделения однородных членов предложения, частей сложносочиненного предложения и т.д.

  • Непосредственно перед пунктуационным разбором педагоги рекомендуют проводить разбор предложения по составу с обязательным выделением грамматической основы, однородных членов предложения, определений и обстоятельств.
  • Графическая схема предложения, составленная на основании разбора предложения по составу, значительно упростит и пунктуационный разбор.
  • Завершающим пунктом является пунктуационный разбор.

Примеры

Предлагаем закрепить полученную информацию на практике. Ученикам необходимо иметь точное представление о том, что от них требует преподаватель, поэтому важно предоставить им образец разбора.

Пример 1

[В проём наполовину открытого окна была вдвинута трапеция солнечного света], 1 (верхний угол которой касался края зеркального шкафа). (Д. Рубина)

  • Грамматические основы: вдвинута трапеция, угол касался.
  • Главное предложение и придаточное разделено запятой.

[Мальчишки переглянулись и, 1 |не спуская с меня глаз|, 2 начали медленно и осторожно пятиться]. (К. Паустовский)

  • Грамматическая основа: мальчишки переглянулись и начали пятиться.
  • В конце предложения стоит точка, поскольку предложение повествовательное и представляет собой законченное высказывание.
  • В предложение двумя запятыми выделен деепричастный оборот.

|Натуживаясь и багровея|, 1 (солнце плюхнулось за станичное кладбище), 2 (и следом за мною по хворосту голубизной заклубились сумерки). (М. Шолохов)

  • Грамматические основы: солнце плюхнулось, заклубились сумерки.
  • В конце предложения стоит точка, поскольку предложение повествовательное и представляет собой законченное высказывание.
  • В предложении два знака препинания. В первом случае запятая выделяет два однородных деепричастия, а во втором случае запятая разделяет части сложносочиненного предложения.

Следует подвести итоги. Если ученик сумеет запомнить этот простой алгоритм, то пунктуационный разбор предложения освоит в совершенстве.

Просмотров