Библия хула на духа святого не простится. Хула на Духа Святого – почему это непрощаемый грех

Перечень наиболее распространенных грехов с объяснением их духовного смысла Автор неизвестен

Особые смертные грехи: хула на Духа Святого

К этим грехам относятся:

1. Чрезмерное упование на Бога , или продолжение тяжкогреховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.

2. Отчаяние, или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве.

3. Упорное неверие , не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.

Из книги Борьба с грехом автора Дьяченко Григорий Михайлович

Грехи смертные, то есть делающие человека повинным вечной смерти или погибели 1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему, словом – гордость до самообожания.2. Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам,

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

21. Что означают слова: хула на Духа Святого? Вопрос: Что означают слова: хула на Духа Святого?Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого,

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Что означают слова: хула на Духа Святого? иеромонах Иов (Гумеров)Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему

Из книги Проповеди. Том 2 автора

СЛОВО О СОШЕСТВИИ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ, СКАЗАННОЕ В ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА Силы материальной природы узнаем мы по их проявлениям с большим или меньшим могуществом.Легкий ветерок, ласкающий наши щеки, и страшный ураган, разрушающий целые города – это только движение

Из книги Введение в изучение св. Григория Паламы автора

Две особые проблемы: исхождение Святого Духа и мариология Нет ни одного средневекового византийского богослова, который так или иначе не принял бы участия в бесконечном споре об исхождении Святого Духа. Как известно, впервые проблема filioque была поставлена в VIII в.

Из книги Миссионерские письма автора Сербский Николай Велимирович

Письмо 44 миссионеру Петру С., на вопрос о том, что есть хула на Духа Святаго Ты прочел в Евангелии слова Христа: Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа Святаго не простится, ни в этом мире, ни в будущем . И спрашиваешь, что такое хула на Духа Святаго.Это хула

Из книги Перечень наиболее распространенных грехов с объяснением их духовного смысла автора Автор неизвестен

Смертные грехи, которые вопиют небу об отмщении за них 1. Вообще умышленное человекоубийство, в том числе аборты, а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство).2. Содомский грех.3. Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и

Из книги Семь смертных грехов. Наказание и покаяние автора Исаева Елена Львовна

Смертные грехи Как мы уже упоминали ранее, смертными в христианстве называют такие грехи, которые ведут к смерти духовной. По мнению Православной церкви, избавиться от них поможет только чистосердечное раскаяние на исповеди и точное выполнение епитимьи. Священное

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

Смертные грехи и противопоставляемые им добродетели Каждому из семи смертных грехов противопоставляется одна из христианских добродетелей. Нет таковой только для уныния – одной из самых тяжелых для человека страстей. А вот для «страшного» греха гордыни существует не

Из книги Что играет мной? Страсти и борьба с ними в современном мире автора Калинина Галина

31. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; (Мк. 3:28, 29). Последнего слова "человекам" нет в лучших кодексах; в некоторых же прибавлено вместо "человекам" - "им". Уже в древности полагали, что смысл выражения таков: "если

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Из книги Беседы на Евангелие от Марка, прочитанные на радио «Град Петров» автора Ивлиев Ианнуарий

Из книги Как спастись автора Ландос Агапий

Хула на Святого Духа (Blasphemy Against the Holy Spirit). Этот грех упоминается только в Мк 3:28-29; Лк 12:10; Мф 12:31. ВМк, где говорится о хулении Св. Духа, контекст ясно показывает, что этот грех заключается не просто в к.-л. серьезном преступлении против нравственности или в упорстве грешника,

Из книги Евангельское злато. Беседы на Евангелие автора (Войно-Ясенецкий) Архиепископ Лука

а) Хула на Духа Святого. 3.20-27 - «Приходят в дом; и опять сходится народ, так что им невозможно было и хлеба есть. И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя. А книжники, пришедшие из Иерусалима, говорили, что Он имеет [в Себе] веельзевула и что

Из книги автора

Смертные грехи Основанием твоего священного делания, первым камнем этого разумного строения является твердое убеждение и бесповоротное решение сердца тысячу раз умереть, прежде чем совершить смертный грех.Христианин должен быть безгранично верен и предан своему Богу.

Из книги автора

О сошествии Святого Духа на апостолов, сказанное в день Святого Духа Силы материальной природы узнаем мы по их проявлениям с большим или меньшим могуществом.Легкий ветерок, ласкающий наши щеки, и страшный ураган, разрушающий целые города - это только движение воздуха со

Не помню, где я читала этот рассказ про мальчишку, который, узнав о том, что есть один-единственный непрощаемый грех, страшно мучился, страдал, а потом залез на печку, укрылся тулупом и – ожидая, что на него рухнет небо – и произнес: “Святой Дух дурак”… Небо не рухнуло…

Кстати, в детстве я была такой же, как этот мальчик – услышав от бабушки про этот непрощаемый грех, я целый день боролась с собой, чтобы не сказать того же самого и тоже ждала, что меня или испепелит молнией, или еще чего похуже.

И только очень нескоро, через пару десятков лет, я, наконец, узнала, что ошибалась.

«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Матфей 12:31-32; сходно в Марк 3:28-29 и Лука 12:10)

Что же это такое? Получается, ругать Христа – можно, а если ругать Духа – тогда все, прощения можно не ждать? И это говорится в Книге, где о прощении говорится очень часто, где и Блудный сын прощается, и блудница, и фарисей, и разбойник? Как же так: хулящий Святого Духа быть прощен не может, а массовый убийца, получается, может? Человеческий разум восстает против этого утверждения – и правильно.

Не будем судить столько поспешно, тем более, что Отцы Церкви были единодушны: к ругани и “степеням греховности” это не имеет никакого отношения.

Св. Василий Велики й сформулировал свое толкование так:

«Тот хулит Духа Святого, кто действия и плоды Святого Духа приписывает противнику» (т.е. диаволу).

Св. Иоанн Златоуст со свойственным ему красноречием поясняет:

«Как тот, кто считает солнце темным, не унижает этого светила, но представляет ясное доказательство своей слепоты, и как тот, кто называет мед горьким, – не уменьшает его сладости, но обнаруживает болезнь свою, так точно и осуждающие дела Божии… Кто богохульствует, тот наносит раны самому себе».

А Св. Симеон Новый Богослов несколько даже расширяет это толкование:

«Кто говорит, что в нынешние времена невозможно получить Духа Святого, и кто хулит действия Святого Духа, говоря, что такие действия от диавола, тот вводит новую ересь в Церковь Божию».

Когда были сказаны слова о хуле на Святого Духа? Лука помещает их внутрь довольно длинной речи, которая посвящена, если говорить в самых общих чертах, участи человека перед Богом. А вот Матфей и Марк приводят их в связи с конкретной ситуацией, особенно подробно она описана у Матфея.

Иисус исцеляет больных, изгоняет бесов из бесноватых – иными словами, совершает чудеса, которые невозможно игнорировать. Но Его противники и для этого находят свое объяснение: «Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского» (Матфей 12:24). Раз бесы Его слушаются, то, по мнению этих людей, Он и есть среди них самый главный!

Иисус показывает всю нелепость их построений, и завершает Свой ответ именно этими словами о непростительности хулы на Духа. И в этом контексте можно понять их именно так, как понимали Отцы: ругань, направленная против личности Иисуса, еще может быть прощена, как и всякий человеческий грех. Тем более, что Сын Человеческий приходил в обличье раба – и по словам Христа, исповедовать Его Сыном Божиим человек мог только под действием Святого Духа. И винить человека (особенно современника Христа) в том, что он принял вочеловечившегося Бога за простого человека – нельзя. Христос скрывает свою Божественность. Но если люди приписывают диаволу то, что явным и очевидным образом являет спасительное для людей действие Бога в этом мире, что тогда может их спасти?

Фарисеи видели, что Христос очевидно творит добро – но им нужно было доказать для собственной выгоды, что белое – черное. И они не стеснялись – видя все чудеса и исцеления – прямо лгать, приписывая очевидное добро его противоположности. Пусть они не ведали, что Христос – Бог, но как можно было добро называть злом?

Пусть Божественность Сына скрыта Им самим, но ведь Дух Святой – эту божественность ОТКРЫВАЕТ! Открывает Он и Свою божественность. То есть при действии Духа Господь явно открывает Свое присутствие человеку. Действие Духа открывает знамения и чудеса, Дух вторгается в привычный мир человека и приносит Свет и Добро совершенно открыто, порой нарушая знакомые человеку законы природы.

Но если человек сознательно отворачивается от явного присутствия Бога – Он хулит Святой Дух.

Сейчас современные православные любят употреблять это выражение: “Хула на Святого Духа” по всем поводам. Осквернили поганые девки Храм Христа Спасителя – хула. Кто-то говорит неправильные вещи, пусть даже еретические – хула. Кто-то неверно толкует какое-то место Писания – хула.

Но это – ошибка. Человек хулит Святого Духа, если совершает три вида поступков. Если на очевидное чудо, на очевидное открытия Себя Богом – он говорит, что это все “наука еще объяснит и откроет”, “этого не может быть, я все равно атеист” – то есть человек сознательно отворачивается от Бога, невзирая на то, что Господь открыто дает о Себе знать. Когда-то я прочла рассказ одного священника, в нем говорилось о том, что он ходил по больницам и причащал-соборовал-исповедовал больных, которые уже находились на пороге смерти. Однажды его привели в реанимацию, где лежала в агонии женщина, съедаемая раком на последней стадии. Пока она была в сознании, священник ее пособоровал, но врач сказал, что больной осталось жить несколько часов.

Священник решил на следующий день прийти отпеть женщину. Каково было его удивление, когда на следующий день женщина встретила его на ногах. Явное чудо – и священник просил женщину обязательно прийти в храм, потому что Господь спас ей жизнь очевидным чудом.

Женщина в храм не пришла – более того, священник часто приходил к ней домой, просил прийти – и в конце концов она выгнала его из дома страшными словами и в адрес священника, и в адрес Христа. Чудо исцеления было явлено совершенно открыто – но человек отверг Бога.

Человек хулит Святого Духа, если на очевидное же открытие Себя Богом он, подобно фарисеям, говорит: “Это проявление дьявола”, то есть отворачивается от очевидного Добра и считает его злом.

Еще один вид хулы на Святого Духа сейчас, к сожалению, очень распространен. Это когда свои рукотворные переживания человек принимает за действие Святого Духа. Харизматические “службы”, где люди валятся в истерике, кричат, бьются в падучей, накрываются “хохотом в Святом духе”, “покоем в святом Духе”, “глоссолалией в Святом Духе” … Все это – хула, когда свои рукотворные психические переживания человек приписывает действию Бога. Он уже нашел “Бога”, поэтому когда Господь придет к такой душе и будет стучать в ее двери, там уже будет занято, там человек уже соорудил алтарь “Святому Духу” и никого уже больше туда не пустит. Он – уже “святой”, уже “отмеченный печатью Духа”, уже встретил “друга Иисуса и открыл счет в небесном банке”. Он уже потратил свою свободную волю на выбор объекта служения – и радость встречи с Живым Богом, радость мистического брака, радость обретения настоящей Жизни пройдет мимо него.

Многие считают, что слова: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» – жестоки. Они не жестоки – Христос не угрожал нам. Он был просто честен – Он честно сказал людям об условиях спасения. Спасение – ведь это когда некто вырывает тебя из лап смерти. Христос пришел на землю, чтобы сделать это – и Он честно говорит о том, при каких условиях не сможет нас спасти. Всемогущий Бог действительно сотворил камень, который не в силах поднять: он создал нас свободными. Наша свобода воли – этот камень. Если мы свободно отталкиваем спасающую нас руку, если мы отворачиваемся от спасателя, если мы считаем, что уже спасены, хоть и тонем, – мы остаемся один на один со смертью.

(при написании статьи использованы лекции дьякона А. Кураева и ститьи А. Десницкого)

Здравствуйте! Меня давно мучает такой вопрос, в Евангелии от Матфея Христос отвечает фарисеям: "Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. (Св. Евангелие от Матфея 12:31,32)" Как понимать это утверждение? То есть, если человек как-то похулил Дух Святой, то у него нет возможности раскаяться до конца своих дней на Земле и он, как бы не каялся, не будет прощён? Или речь только о тех вещах, которые прощаются без покаяния: что Христос без покаяния прощает оскорбление своей человеческой сущности, а в хуле на Духа требуется раскаяние при жизни? О чем идет речь в этом трудном для понимания стихе... Разъясните пожалуйста! Этот вопрос терзает мой ум... Мирослав.

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Здравствуйте, Мирослав!

Здесь важен контекст, в котором Иисус дал такое предостережение! Посмотрите чуть раньше: Иисус исцелил бесноватого, слепого и немого (12, 22). Фарисеи истолковали это так, будто Он изгоняет бесов силой «князя бесов» веельзевула (12, 24). Хотя все вокруг прекрасно знали, что Иисус делает это силой Бога и духом Божьим! И фарисеи прекрасно знали об этом, но из черной зависти намеренно клеветали на Иисуса, выдавая дух Божий, которым Он действовал, за дух нечистый, бесовский. Но такая злонамеренная клевета, действительно, только отсекает самого человека от благодати Божьей и лишает его вечной жизни. Это и есть хула на Духа Святого, о которой предупреждал Иисус. А вообще нет ни одного непростительного греха, кроме нераскаянного, и в данном случае тоже. Но враги Христа нисколько не собирались раскаиваться, а лишь больше ожесточались при виде множества чудес, совершаемых Иисусом.

С уважением, священник Филипп Парфенов.

Читайте также

Спрашивает Кирилл
Отвечает Виктор Белоусов, 16.07.2017


Кирилл спрашивает: "Здравствуйте! Возник такой вопрос. В одной из статей человек спрашивает:что делать, если ты обещал Богу не грешить, но всё равно грешил? Вот статья: Смысл ответа состоит в том, что прощение получить возможно. Это радует, но во второй статье: описывается значение выражения Хула на Святого Духа. Так вот, исходя из определения,человек из первой статьи совершил хулу на Святого Духа и ему нет прощения?"

Мир Вам, Кирилл!

Во-первых в Библии нет точного определения хулы на Святого Духа, потому при толковании естественно будут отличия.

Во-вторых - мы можем сравнить и сопоставить различные определения, чтобы сформировать аргументы для своего личного понимания.

Приведу цитату из Википедии:.

"Непростительный грех (часто непроща́емый грех, ве́чный грех) - хула на Святого Духа, концепция греха в христианской теологии, который не может быть прощён. Находясь в состоянии этого греха, невозможно достичь спасения и вечной жизни с Богом.

Происхождение концепции

Происхождение понятия восходит к ответу Иисуса Христа на заявления его оппонентов о том, что чудесные исцеления являются работой Вельзевула:
Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. [Сие сказал Он], потому что говорили: в Нём нечистый дух.
Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
()

Концепция получила дальнейшее развитие в Послании апостола Павла к Евреям:

«Ибо невозможно - однажды просвещённых, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]». (Послание к )

«Земля, пившая многократно сходящий на неё дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец - сожжение.» (Послание к )

Непростительный грех - возможность покаяния

Тем не менее, согласно толкованию авторитетных христианских богословов, комментировавших этот вопрос за историю Церкви, непростительным является именно само состояние отвержения действий Святого Духа, а не произнесённое слово или суждение; упорство и пребывание в грехе, а не юридический факт. Так, в толковании блаженного Феофилакта Болгарского можно прочесть:

«Таким образом, когда иудеи видели, что Господь ел и пил, что Он общался с мытарями и блудницами и делал все прочее, свойственное Ему как Сыну Человеческому, и потом порицали Его как ядцу и винопийцу, то в этом они достойны извинения и в сем не потребуется от них покаяния, поелику они соблазнились, как им казалось, не без причины. Но когда видели, что Он творит и чудеса, и, однако, клеветали и хулили Святого Духа, называя это бесовским делом, как им отпустится этот грех, если не покаются? Итак, знай, что кто хулит Сына Человеческого, видя Его живущим по-человечески, и называет Его другом блудников, чревоугодником и винопийцею за то, что Христос так поступал, то такой человек, если и не покается, не даст в том ответа, он получит прощение, потому что под покровом плоти не предполагал в Нем Бога. Но кто хулит Святого Духа, то есть духовные дела Христовы, и называет их бесовскими, тот, если не покается, не будет прощен, поелику не имел никакой благовидной причины к хуле, как, например, тот, кто клеветал на Христа, видя Его среди блудников и мытарей». (Толкование на Евангелие от Матфея)

«То, что Господь говорит здесь, означает следующее: что люди, согрешающие во всем прочем, еще могут извиняться чем-нибудь и получить прощение по Божию снисхождению к слабости человеческой. Например, кои называли Господа ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников, те получат прощение в этом. Но когда видят, что Он творит несомненные чудеса, и между тем хулят Духа Святого, то есть чудотворения, происходящие от Святого Духа, тогда как они получат прощение, если не покаются? Когда соблазнялись плотию Христовой, то в этом случае, хотя бы и не покаялись, будут прощены как люди соблазнившиеся, а когда видели Его творящим дела Божии и все еще хулили, как будут прощены, если останутся нераскаянными?» (Толкование на Евангелие от Марка)

Ещё чётче эту мысль артикулирует один из наиболее авторитетных богословов ранней Церкви святой Афанасий Великий:

Итак, сам Христос именует Божество Слова Духом Святым, как и Самарянке сказал: «дух есть Бог» (), а человечество Слова – Сыном Человеческим (); ибо говорит: «ныне прославися Сын Человеческий». И иудеи, оскорблявшие всегда Бога, в отношении ко Христу впадали в сугубую хулу. Одни, соблазняясь плотью Его, тем, что Он Сын Человеческий, почитали Его пророком, а не Богом, и называли «ядцею и винопийцею» (); и им даровал Он прощение; потому что полагалось тогда начало только проповеди, и для мира невместимо было уверовать в Бога, сделавшегося человеком. Почему и говорит Христос: «иже аще речет слово на Сына Человеческого», т. е. на тело Его, «отпустится ему». Ибо осмелюсь сказать, что и самые блаженные ученики не имели совершенного понятия о Божестве Его, пока не снисшел на них Дух Святой в день Пятидесятницы; потому что и по воскресении, «видевше его, поклонишася…, ови же усумнешася» (), однако-же не были за это осуждены. Но которые хулят Духа Святого, то есть, Божество Христово, и говорят, что «о веельзевуле, князе бесовстем, изгонит бесы» (), тем «не отпустится ни в сей век, ни в будущий». Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, т. е. пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи. (Беседы на Евангелие от Матфея)

Кроме того, святой Иоанн Златоуст, говоря о тяжести данного греха, в словах Христа видит преимущественно педагогическое действие, призваное обратить узнающих себя в этих словах иудеев к покаянию и разотождествлению самих себя с этим богоборческим состоянием:

Таким, образом, уничтоживши клевету их, решивши их возражение и показавши их безрассудное упорство, Он напоследок устрашает их, поскольку в деле совета и исправления не маловажно и то, чтобы не только отвечать на все вопросы и убеждать, но и угрожать, что часто и делает тот, кто дает законы и советы. (Беседы на Евангелие от Матфея)"

Благословений Божьих,
Виктор

Читайте еще по теме "Закон, грех":

Хула на Духа Святого (богохульство).

В слове Божием упоминается о хуле на Духа Святого, которая не простится человекам ни в сем веке, ни в будущем (Мф. 12, 31-32).

Святые отцы и учителя Церкви отнесли к этому смертному греху, подлежащему вечному осуждению и наказанию:

– грех безбожия и неверия,

– грех отвержения очевидной истины, ересь,

– грех разделения Пресвятой Троицы через отделение Святаго Духа от сущности Христовой и объявление Его тварью, а не Богом,

– грех приписывания каких-либо дарований христианина, полученных за ревностную богоугодную жизнь от Духа Святаго, действию сил бесовских,

– грех объявления воздействий Божественного Духа на подвижника, который смог достичь чистой созерцательной молитвы, прелестью бесовской или результатом опьянения,

– грех приписывания диаволу видимых всем дел и чудес Духа Божия.

Святые отцы вслед за апостолом Павлом подтвердили, что грех хулы на Духа Святаго должен подлежать анафеме. Совершающий этот грех или принимающий лжеучение, содержащее его, должен быть отлучен от Церкви до тех пор, пока не отречется публично от своих заблуждений, то есть принесет покаяние.

Святитель Афанасий Великий :

«…которые хулят Духа Святаго, то есть Божество Христово, и говорят, что о веельзевуле, князе бесовстем, изгонит бесы (Лк 11, 15), тем не отпустится ни в сей век, ни в будущий (Мф 12, 32). Заметить же надлежит, что Христос не сказал: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, то есть пребывающему в хуле. Ибо достодолжное покаяние разрешает все грехи.
…хула на Духа есть неверие, и нет другого случая к получению прощения, как только соделаться верным; и грех безбожия и неверия не отпустится ни здесь, ни в будущем веке».

Преподобный Ефрем Сирин пишет, что еретики хулят Святого Духа:

"Какой грех непростителен? Грех против Духа Святаго. Это грех всякого еретика, потому что еретики хулили и хулят Духа Святаго. Им не будет прощения ни в сем веке, ни в будущем, по слову Господню, потому что воспротивились Самому Богу, от Которого избавление; и кто им поможет?"

Святитель Василий Великий относит к греху хулы на Духа Святого и клевету на христианина из зависти к полученным им дарам Духа:

"Те, которые видят в ком-либо плод Святаго Духа, везде сохраняющий равную степень богочестия, и не Святому Духу его приписывают, но присвояют противнику, – те произносят хулу на Самого Святаго Духа".

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что отвержение очевидной истины есть грех хулы на Духа Святаго.

Святитель Димитрий Ростовский:

"Есть следующие шесть грехов, называемые грехами против Духа Святого: излишнее упование на милость Божию; отчаяние в своем спасении; противление утвержденной истине и отвержение православной христианской веры; зависть к ближним, получающим от Бога духовные блага; пребывание в грехах и коснение в злобе; нерадение о покаянии до конца этой жизни.

…Чем побеждаются эти грехи? Добродетелями и соблюдением заповедей Божиих, сокрушением сердца, покаянием, исповедью и епитимией.

Святые отцы вслед за апостолом Павлом подтвердили, что грех хулы на Духа Святаго должен подлежать анафеме. Совершающий этот грех или принимающий лжеучение, содержащее его, должен быть отлучен от Церкви до тех пор, пока не отречется публично от своих заблуждений, то есть принесет покаяние".

Святитель Феофан Затворник , ссылаясь на Православное исповедание (часть III, воп. 18-42) пишет в Начертании христианского нравоучения, что к грехам против Святого Духа принадлежат: безмерное упование на благость Божию, отчаяние, противление ясной истине, зависть к духовным совершенствам других, застарение в злобе, отложение покаяния до смерти.

От таких грехов предостерегает преп. Исаак Сирин , как от лукавства перед Богом:

«Не тогда будем печалиться, когда поползнемся в чем-нибудь, но когда закосневаем в том же, потому что поползновение бывает часто и с совершенными, а закосневать в том же есть совершенное омертвение. Печаль, какую чувствуем при своих поползновениях, вменяется нам благодатию вместо чистого делания. Кто, в надежде на покаяние, поползнется вторично, тот лукаво поступает с Богом; неведомо нападает на него смерть и не достигает он времени, в которое надеялся исполнить дела добродетели».

Так же пишет и св. Игнатий (Брянчанинов) :

«Величайшая разница - согрешить намеренно, по расположению к греху, и согрешить по увлечению и немощи при расположении благоугождать Богу».

Архим. Рафаил (Карелин) пишет:

«Это не кощунственные поступки, не богохульные слова против Духа Святого, а то внутреннее, устойчивое состояние грешника, когда он становится уже неспособным к покаянию, а именно:

1) Духовная гордость. …Человек считает, что он может спастись без Бога, без помощи благодати, без Таинств и молитв Церкви,- одними силами человеческой природы и своими личными достоинствами.

2) Отчаяние, отсутствие надежды. Человеку кажется, что жизнь бессмысленна, что ему нет прощения, что все пути для него закрыты. Отчаяние переходит в ненависть к Богу как виновнику зла. Человек в таком состоянии не может и не хочет ни молиться, ни каяться, сердце у него окаменело. Высшая степень отчаяния - самоубийство.

3) Ложная надежда на всепрощение Божие. Человек считает, что Бог как безграничная Любовь должен простить людям все грехи и пороки независимо от их воли, по одной Своей милости, то есть без покаяния грешников и исправления их жизни.

4) … ненависть к истине и поэтому ожесточенное сопротивление ей.

Причина невозможности прощения грехов находится в самих грешниках, а не в воле Божией, именно, лежит в нераскаянности грешников. Как может быть прощен грех благодатью Святого Духа, когда на эту благодать изрыгается хула? Но должно верить, что и в этих грехах грешники, если они принесут искреннее покаяние, и оплачут свои грехи, они будут прощены. Св. Иоанн Златоуст говорит о хуле на Святого Духа: "Ибо и сия вина была отпущена раскаявшимся. Многие из тех, кто изрыгали хулы на Духа, впоследствии уверовали, и все им было отпущено".

И Отцы Седьмого Вселенского Собора говорят о возможности прощения грехов смертных:

"Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают... В таковых нет Господа Иисуса, если не смирятся и не отрезвятся от своего грехопадения. Подобает им паче приступать к Богу и с сокрушенным сердцем просить оставления греха сего и прощения, а не тщеславиться деянием неправедным. Ибо близ Господь сокрушенным сердцем (Пс. 33)".

Просмотров