Арабский халифат: почему распалась исламская супердержава. Причины распада Арабского халифата

С древних времен Аравийский полуостров населяли кочевые племена скотоводов. Сплотить их воедино удалось основателю ислама Мухаммеду. Созданное им государство всего лишь за сто лет сумело превратиться в одну из сильнейших держав мира.

С чего начался Арабский халифат?

Примерно в 630-х арабы начали устраивать регулярные вылазки за пределы родного Аравийского полуострова. Причина проста – молодому государству требовались ресурсы и новые территории.

Подчиняя себе другие земли, арабская знать получала доступ к «рогу изобилия»: рабов, пленников, которых можно было вернуть за богатый выкуп, а главное – дань, собираемая со всех захваченных народов.

В самом начале арабы достаточно лояльно относились к населению и устройству захваченных ими стран. Они не лезли в местные традиции, не устраивали массового переселения народов и отличались веротерпимостью. Более того, они даже перенимали некие элементы культа у покоренных чужаков.

Но позже ситуация начала меняться. Во всех покоренных государствах был запущен процесс арабизации местного населения. Наиболее быстро и относительно безболезненно это проходило там, где еще до образования халифата жили многочисленные арабские общины. Например, в Сирии, Палестине, Месопотамии и Египте. Примерно то же самое наблюдалось и с распространением ислама.

Христианство, иудаизм, зороастризм на подчиненных территориях начали постепенно угасать, хоть арабы и не преследовали представителей других религий.

Правда, иноверцы были сильно ограничены в правах.

Столь быстрое превращение халифата в крупную державу многие историки до сих пор называют феноменом. Дело в том, что на своем пути к величию арабы столкнулись с двумя самыми мощными государствами того времени – Византией и Сасанидской Персией. Но выходцам из Аравийского полуострова повезло. Обе эти империи были в упадке из-за многолетнего противостояния друг с другом и внутреннего кризиса. Арабы воспользовались слабостью грозных соперников, что вылилось в три волны завоевательных походов.

Первая волна

С самого начала арабам сопутствовала удача. Им удалось отвоевать у Византии Левант, а у Персии – богатую и плодородную Месопотамию. А в 633 году халифат вторгся в пределы самой империи Сасанидов. Противостояние длилось девятнадцать лет и закончилось полной победой арабов.

Династия Сасанидов перестала существовать, территория Персии отошла к халифату, а ислам пришел на смену зороастризму.

Пока шла война с персами, арабский полководец Амр ибн аль-Ас всего за год (641-642 гг.) сумел присоединить к территории халифата Египет. Чрез пять лет арабы организовали первое вторжение в Северную Африку двумя армиями, общей численностью около сорока тысяч человек. Во главе этого войска встал шейх Абдуллах ибн Саад.

Результаты этого вторжения оказались не столь впечатляющими. Под влияние халифата попал лишь Карфаген. Проведя в изнурительных походах по пустыням больше года, шейх вернулся с войском в Египет.

В 656 году внутри государства вспыхнула гражданская война, спровоцированная убийством Халифа Усмана. Престол занял Али ибн Абу Талиб, но спустя несколько лет погиб и он.

Несмотря на неразбериху, арабам удалось подчинить страны Закавказья и Дербент. Правда, ненадолго. Уже к 661 году почти вся эта территория стала независимой от халифата – сказалась помощь Византии.

Вторая волна

Как только ситуация в халифате успокоилась, арабы вновь хлынули в Северную Африку, находящуюся под контролем Византии.

Пятидесятитысячное войско под командованием Укбы ибн Нафи сумело взять город Кайруан и превратить его в кротчайшие сроки в главный форпост для дальнейшего военного продвижения. Эта же крепость стала и столицей новой области Ифрикии, находящейся на территории современного Туниса.

Война с кочевниками, которых активно поддерживала Византия, складывалась для арабов неудачно. Сначала в одном из сражений погиб сам ибн Нафи, а затем и Зухейр – присланный на его место полководец.

Подавить восстание помешала и очередная гражданская война и восстание в Сирии. Вторую североафриканскую кампанию пришлось в срочном порядке свернуть.

Третья волна

Новая военная кампания началась в конце 780-х. Первым делом арабы рьяно взялись за возвращение потерянных территорий Закавказья. За короткий срок они смогли покорить три восточногрузинских княжества, но полноценно закрепились лишь в одном из них – Картли.

Затем халифат направил войска на запад Грузии, где находилось княжество Эгриси, зависимое от Византии. Местный правитель решил, что воевать с арабами бессмысленно и потому просто сдал город и помог захватчикам изгнать греков.

Таким образом, уже к 700 году под властью халифата оказалось почти все Закавказье, за исключением нескольких горных районов, которые подчинялись Византии.

Когда с закавказскими государствами было покончено, арабы направили свои армии в страны Магриба (так они называли североафриканское побережье). Там им уже, конечно, были «не рады». Поэтому воскам халифата пришлось заново захватывать города бывшей своей провинции Ифрикии. Но Византия ждала такого поворота событий и из Константинополя прибыла большая армия, которую поддерживали отряды из Сицилии, а также вестготы из римской Испании.

Поначалу арабы решил не ввязываться в открытый бой, а отступили к Кайруану. Но вскоре противникам все же пришлось столкнуться. Решающий бой произошел вблизи Карфагена, где арабы разгромили войска союзников и беспрепятственно вошли в город.

Еще один бой состоялся около Утики. Но и здесь халифат был сильнее. Два сокрушительных поражения заставили Византийскую империю отказаться от претензий на североафриканское побережье. А арабы продолжили завоевания.

Меньше чем за десять лет им удалось подчинить себе все страны Магриба. Единственным исключением был город Сеута, находящийся на побережье современного Марокко, напротив Гибралтара. Благодаря присоединению такой огромной территории, Арабский халифат увеличил свои «аппетиты» и стал посматривать в сторону лакомого Пиренейского полуострова.

В 711 году военачальник Тарик ибн Зияд высадился со своей армией в Испании. Война с вестготами продолжалась около трех лет, и закончилось уничтожением их государства.

Пока шла война на Пиренеях, арабы в 712 году сумели значительно расширить свои восточные границы, покорив область по нижнему течению Инда под названием Синд.

Закат халифата

После этих триумфов звезда халифата начала потихоньку закатываться. Сначала из-под власти арабов освободился Иран, затем некоторые княжества в Закавказье. В IX-X веках государство и вовсе вошло в затяжной кризис. Виной тому стали сразу три причины.

Во-первых, в самом халифате начали вспыхивать гражданские войны. Власть переходила из рук одного правителя к другому чуть ли не каждые три-четыре года.

Во-вторых, покоренные народы то и дело устраивали восстания, и подавлять их становилось все сложнее. В-третьих, свою роль сыграли и многочисленные Крестовые походы, которые забирали у ослабленного государства последние силы.

причины распада Арабского халифата?

  1. мы мусульмане видим причиной этого отход от норм ислама. особенно это касается дела государственного строительства. пождний халифат никак соответствовал тем принципам на которых строилось государтво Мухаммада (сас)
  2. Во-первых, произошло фактическое ограничение светской власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного правителя от реальных рычагов власти и управления. К началу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с гласным кади, руководившим судами и образованием.

    Во-вторых, в государственном механизме халифата еще больше возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наемная армия. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского, кавказского и даже славянского происхождения (мамлюки) , которая в IX в. становится одной из главных опор центральной власти. Однако в конце IX в. ее влияние усиливается настолько, что гвардейские военачальники расправляются с неугодными халифами и возводят на престол своих ставленников.

    В-третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. Появляются целые династии эмиров, в лучшем случае признававших (если они не были шиитами) духовный авторитет халифа. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превращаются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли им огромные права для подавления усиливающихся освободительных выступлений.

  3. 1.слишком большая площадь - просто не хватало сил и армии следить за всей территорией 2 различный культурный уровень 3 разные национальности 4разное вероисповедание 5 разный уровень развития общества.. . Это основные. А вообще - учить уроки надо!

Аравийский полуостров, площадь которого составляет 3 млн км 2 , и территории Сирийской пустыни, прилегающие к нему, с древних времён населяли арабы. Экономическое и социально-культурное развитие этого региона в разных его частях значительно отличалось. В результате исторических событий, происходивших здесь в VII веке, началось объединение арабского мира под знаменем ислама. Что толкало арабские племена к объединению?

Аравия до ислама

Климатические условия Аравии являлись определяющими факторами разделения населявших её народов на кочевников-скотоводов и земледельцев. На юге полуострова имелись богатые водные ресурсы , благодаря чему в этом районе процветало земледелие, основанное на сложной системе орошения.

Но основную часть жителей Аравии составляли племена бедуинов, являвшиеся кочевниками-скотоводами. Несмотря на крепкую племенную и родовую связь, среди них всё ярче проявлялось внутреннее расслоение. Была так называемая племенная знать, имевшая большие стада скота и старавшаяся завладеть общинными пастбищами. При этом появились и бедные люди, зависевшие от этой знати и вынужденные на неё работать.

Каждое из племён имело своё божество, которому поклонялось, но при этом арабы были знакомы с философскими и религиозными идеями христиан и иудеев. Для преодоления имущественного неравенства и сплочения у бедных слоёв общества проявилась острая потребность в единой религии. Именно она могла привлечь людей к началу решительных действий.

Возникновение ислама и объединение арабов

Объединение разобщённых племён и создание Арабского государства было тесно связано с рождением единой религии и поклонением единому Богу. Проповедником религии , названной исламом, что переводится как «покорность, предание себя Богу», стал Мухаммед (570−632 н. э.), который происходил из беднейшего рода хамшитов племени курейш.

Ислам, или мусульманство, как религиозное течение, по преданию, возникло около 610 года н. э. Но в городе Мекке, который сейчас является центром паломничества всех мусульман, в то время оно не имело широкой поддержки. Знать Мекки опасалась, что ислам приведёт к уничтожению её политического и экономического влияния. Поэтому мусульмане подвергались преследованиям и гонениям. Из-за этого они в 622 году н. э. переселились в Ясриб (нынешняя Медина). Сам год переселения (от арабского «ходжа») в мусульманском мире является начальной датой летоисчисления, как у христиан Рождество Иисуса Христа.

Утверждение ислама среди арабских племён

Мухаммед, считающийся у мусульман пророком, и его проповеди нашли в Медине широкую поддержку среди местных арабских племён. Мединские племена были враждебно настроены к купцам и ростовщикам Мекки, как и многие аравийские, что послужило их сближению и присоединению к последователям Мухаммеда. Все вместе они начали вооружённую борьбу против зажиточного сословия Мекки и грабили их караваны с различными товарами.

Борьба продлилась до 630 года, и после длительных переговоров Мухаммед смог заключить с правителями Мекки договорённость, по которой были признаны религиозные и политические права мусульман и принято само исламское учение. Мекка была признана религиозным центром мусульман, а Кааба - главным исламским святилищем.

Ислам становится политической силой

Считается, что одной из основных причин, вынудившей знать Мекки пойти на уступки Мухаммеду и его последователям, была следующая. Ислам к тому моменту уже стал не только религиозным течением, но и серьёзной политической силой, которая была в состоянии объединить Аравию.

Представители знати Мекки решили воспользоваться этим в своих интересах и старались возглавить объединение Аравии под знаменем ислама, стремясь к обращению всех арабов в новую веру. Масштабное объединение аравийских земель и принятие ислама большинством арабов (зачастую показное) осуществлялось после смерти Мухаммеда. Происходило это во время правления его самых близких преемников, называемых халифами.

Какие факторы способствовали единству Арабского халифата

Первые халифы (в переводе с арабского - преемник, заместитель) были вынуждены с помощью оружия подавлять мятежи, возникавшие в различных районах Аравии, которые возглавлялись так называемыми лжепророками. Восстания были следствием противоречия между обычными представителями племён и феодальной знатью .

Выступления были подавлены, а на внутренних социальных и экономических противоречиях старались не акцентировать внимание. Для борьбы с противоречиями и с целью воссоединения арабов правящей верхушкой была предложена концепция широких завоеваний, которая в перспективе обещала обретение новых земель и обогащение за счёт приобретённых территорий.

Не желая решать нарастающие проблемы между зажиточными и бедными арабами, знать сконцентрировала внимание именно на завоевании новых земель. Внутри обывательской жизни мусульман главенствующим стал шариат (свод правил и установок, написанных Аллахом, а значит, не поддающихся изменению). В шариате присутствуют включения из различных сфер жизни человека, таких, как:

  • Религиозная.
  • Нравственная.
  • Юридическая.
  • Бытовая.

Коран как идеология халифата

Все эти правила были основаны на Священном Писании мусульман - Коране, в котором говорится, что государству не нужно никаких других законов, кроме обозначенных в этой книге. Например, Коран строго запрещает воровство, занятие ростовщичеством, употребление алкогольных напитков, при этом разрешает многожёнство. Объединение большинства арабских племён единой верой и поддержка халифами завоеваний и расширения владений Аравии послужили развитию и укреплению халифата.

Халифат - это (изначально) арабо-мусульманское государство , которое и создал Мухаммед, после его смерти возглавленное халифами. После правления первых четырёх халифов власть над Аравийским полуостровом и завоёванной территорией взял в свои руки род Омейядов, происходивших из Мекки. Во время их правления столица Арабского халифата была перенесена в Дамаск. Обширная территория государства делилась на пять частей, называемых наместничествами, во главе которых были эмиры.

Распространение ислама среди других народов

Арабы начали массово селиться на завоёванных землях и смешиваться с местным населением. Постепенно распространялись арабский язык и культура. Завоеватели на протяжении длительного времени не закрывали христианские и другие храмы и не препятствовали местным жителям исполнять религиозные ритуалы. При этом все те, кто не являлись мусульманами, были обязаны платить налог, но освобождались от его уплаты в том случае, если принимали ислам.

Часто именно из-за этого многие становились мусульманами. Спустя несколько столетий некогда христианские страны, например, такие, как Палестина, Сирия и Египет, стали исламскими, а подавляющее большинство населения начало разговаривать на арабском языке. Жители Средней Азии, Ирана и Северо-Западной Индии также были обращены в ислам, но при этом местные народы сохранили свой родной язык. Со временем ислам продолжил своё распространение на другие соседние страны, которые были неподвластны арабскому халифату.

Шииты

Однако, несмотря на широкую экспансию арабского халифата, единство мусульман являлось непрочным. Многие из них не желали признавать халифов из Омеядовской династии . Так и появилось разделение мусульман на суннитов, шиитов и хариджитов.

Недовольство в низших слоях арабского общества возрастало всё сильнее. К оппозиции присоединились многие феодальные семейства. Недовольные династией Омейядов объединялись вокруг Али Абу Талиба, который являлся двоюродным братом Мухаммеда и был женат на его дочери. Али и его сторонников начали называть шиитами (с арабского - приверженцы, последователи). Они считали себя единственно законными наследниками пророка Мухаммеда. Изначально шииты являлись лишь политической группой, и только в дальнейшем они стали отдельным исламским религиозным направлением.

Одними из главных требований шиитов была передача титула халифа Али Талибу и наследование титула его потомками - алидами. Своих сторонников Али Талиб нашёл и на завоёванных арабами территориях. В итоге в 656 году восставшие шииты убили халифа Османа и потребовали избрать новым правителем Али, что и было сделано.

Хариджиты

Однако Омейяды и арабская аристократия отказалась признать Али халифом, в результате чего началась гражданская война. На стороне новоизбранного повелителя было подавляющее большинство простого народа, но из-за нерешительных действий самого Али часть сторонников разочаровалась и покинула его. Обособившаяся от Али Талиба часть мусульман начала называться хариджитами (с арабского - покинувшие).

Хариджиты ратовали за возвращение мусульман к изначальному исламу, под которыми они понимали следующее:

  • Социальное равенство среди мусульман - как арабов, так и других народов.
  • Общее владение ресурсами и землёй.
  • Равное разделение военных завоеваний.

Хариджиты требовали, чтобы халиф не назначался, а выбирался всеми мусульманами. В дальнейшем хариджиты создали своё отдельное религиозное течение в исламе.

Сунниты

Сторонники же первоначального, официального течения в исламе назывались суннитами. У них Священным Писанием считается не только Коран , но и Сунна, являющаяся одним из первоисточников ислама. Сунна в одном из переводов звучит как путь. В ней описано становление ислама как религии, присутствуют рассказы о жизни пророка Мухаммеда и первых арабских халифов.

В 661 году Али Талиб был убит заговорщиками в соборной мечети города Куфа, а власть была захвачена родом Омейядов и их сторонниками. Новым халифом стал Муавия Аби Суфьян I, который установил наследственную передачу власти.

Распад арабского халифата

Начало

В Арабском халифате все немусульмане должны были платить высокие налоги, за их счёт содержалась армия. Жители завоёванных территорий были ограничены в своих жизненных проявлениях. Они не имели права:

  • иметь оружие;
  • одеваться так же, как и арабы;
  • ездить верхом на лошадях и верблюдах (передвигаться можно было только на мулах).
  • свидетельствовать против мусульман в суде;
  • заключать браки с мусульманами.

В Средневековье по всему халифату поднялась волна восстаний народов, захваченных арабами, что нанесло ему ощутимый ущерб. Для того чтобы решительно и быстро подавлять народные восстания, халиф Аль Мутасим приказал создать гвардию из пленных тюрков. Солдат этой армии называли гулямы. Армия гулямов, которая являлась чужеземцами и не имела ничего общего с местным населением, подчинялась исключительно халифу, стала действенной силой и успешно противостояла врагам правителя - как внутренним, так и внешним.

Продолжение

Однако в дальнейшем командующие гвардией приобрели настолько большое влияние, что начали по своему усмотрению назначать и свергать халифов. Гулямы фактически взяли власть в свои руки и стали управлять огромной империей.

Наместники-эмиры начали по наследству передавать свои должности и полномочия управления завоёванными провинциями. Имея собственные вооружённые силы, они прекратили подчиняться халифу и по факту становились самостоятельными правителями.

В середине VIII века один из врагов халифа силой пришёл к власти в Кордове (нынешняя территория Испании). После чего появилось независимое от халифата арабское государство, называвшееся Кордовский эмират, а позже - Кордовский халифат.

Падение

В IX веке Египет и провинции Северной Африки, Средняя Азия, Афганистан и Иран отделились от Багдадского халифата. Во власти багдадского халифа оставалась только Месопотамия (нынешняя территория Ирака), но и её в дальнейшем подчинила себе правящая Иранская династия.

В XI веке львиная доля арабских владений, находящихся на Ближнем Востоке, подверглась завоеванию турками-сельджуками, которые пришли из Средней Азии. А в 1055 году сельджуки захватили и сам Багдад. Так и произошло падение исламского халифата , и началась новая страница в истории исламских государств на Ближнем Востоке.

Пояснительная записка.

Изучение данной темы можно связать с современностью. В настоящее время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и Северной Африки от Двуречья до Гибралтарского пролива. В VII-VIII вв на этой огромной территории существовало могущественное государство - Арабский халифат. Сегодня нам предстоит узнать о возникновении Ислама, как образовалось государство Арабский халифат, и проследить его судьбу.

Цели и задачи: Охарактеризовать социально-политическое положение Аравии в VI-VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата.

Тип урока: изучение нового материала с использованием интерактивных методов.

Оборудование: карточки с заданиями,интерактивная доска, мультимедийная аппаратура, проектор.

Ключевые понятия: бедуины, Ислам, мечеть, халиф, эмир, мусульмане.

В течение всего урока учитель переключает слайды презентации на интерактивной доске, соответственно каждой части объясняемого материала.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания (параграф 8 Образование славянских государств). Блиц-опрос. Работа по карточкам

III. Основная часть урока.

Учитель открывает доску, на которой заранее написан план урока, знакомит с планом учащихся (Слайд 1).

План

2) Судьба пророка (c.а.с.)

3) Ислам и его распространение

4) Арабский халифат и его распад

Аравия (слайд 2).

Арабы издавна жили на Аравийском полуострове, который омывался Красным и Аравийским морями, а также водами Персидского залива. Климат в Аравии сухой и жаркий. (Слайд 3) На большей территории полуострова существуют степи и пустыни, (слайд 4) земли пригодной для земледелия, существует немного. Поэтому заниматься выращиванием фруктовых садов и финиковых пальм, виноградников, хлопчатника, сахарного тростника можно было только в оазисах. (Слайд 5) Кочевые арабы занимались разведением верблюдов, овец, лошадей. Особую роль в их жизни играл верблюд. Он давал бедуинам мясо, молоко, шерсть, кожу из которой делали обувь. (Слайды 6, 7) Важное значение для арабов имел город Мекка, т. к. здесь проходили ярмарки, где шла бурная торговля. (Слайды 8, 9) В центре города находилась Кааба - черный камень в Мекке, посланный Аллахом. Арабы по большей части были язычниками. Однако, постепенно среди арабов распространилось и единобожие.

Беседа с учащимися:

(Слайды 10, 11, 12) Какие изменения начинают происходить в жизни кочевников бедуинов?

К началу 7 века в жизни кочевников - бедуинов начинают происходить изменения:

Выделяется племенная знать, владевшая пастбищами, большими стадами и рабами-пленными.

Появляется очень много бедняков

Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины:

1. Прекращение вражды племён между собой.

2. Борьба с внешними врагами.

3. Упадок торговли.

4. Знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.

5. Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.

Судьба Пророка.

Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммеда (с.а.с).

Запись в тетради: 570-632 гг.- годы жизни Мухаммеда (с.а.с).

Мухаммед (с.а.с) родился около 570 года в знатной купеческой семье. (Слайд 13) В 6 лет он осиротел. Воспитывался сначала своим дедушкой, затем дядей. Смолоду Мухаммед (с.а.с) отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (в переводе - Заслуживающий доверие). Позднее Мухаммед (с.а.с) вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухаммеду (с.а.с) вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью. Он любил уединяться для молитв и размышлений. Мухаммед (с.а.с) удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 г. с Мухаммедом (с.а.с), которому было тогда около 40 лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю его жизнь. В нахлынувшем внезапно ведении перед ним предстал ангел Джабраил и указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухаммед (с.а.с) воспротивился, заявив, что неграмотен и не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать и Пророку (с.а.с.) вдруг открылся смысл этих слов. Ему было велено выучить их и в точности передать остальным людям. (Слайды 14, 15) Он вступил с проповедью, что нет других богов, кроме всемогущего Аллаха, а себя называл "посланником Бога" - его Пророком. Мухаммед (с.а.с) призывал арабов прекратить вражду и объединиться, приняв одну веру. Себя Он называл третьим Пророком.

Как вы думаете, после кого? (Мусса, Иса)

Жители Мекки враждебно отнеслись к проповеди Мухаммеда. (Слайд 16) В 622 г. Пророк вместе со своими сторонниками бежал в соседний город Ясриб. Это событие получило название хиджра, с которого и начинается мусульманское летоисчесление.

Запись в тетради: 622 г.- год хиджры.

Жители Ясриба приняли учение Мухаммеда (с.а.с). Ясриб был переименован в Город Пророка - Медина. В Медине был построен первый дом для молитв поклонников учения Мухаммеда (с.а.с) - мечеть. В 630 г. Мухаммед (с.а.с) покорил Мекку, а к моменту его смерти в 632 г. большинство арабов приняло новую религию и новую власть.

Какие мировые религии вы знаете? (Христианство, Ислам, Буддизм).

(Слайд 17) Объединению арабских племен способствовала новая религия - Ислам. Переводится с арабского "предание себя Богу". (Слайд 18) Основы вероучения записаны в Священной книге Коран (в переводе значит "чтение"). (Слайд 19) Коран состоит из 114 глав, называемых суры. Это свод откровений, полученных Мухаммедом от Бога. Впоследствии, уже после смерти пророка, они по памяти были записаны учениками Мухаммеда. Помимо Корана. Большинство мусульман почитает Сунну - собрание рассказов о жизни Мухаммеда и его изречения. Основное положение Ислама: "Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед (с.а.с.) - пророк Его". Согласно положениям Ислама, у мусульманина пять основных обязанностей:

Запись в тетради:

Свидетельство веры в одного Аллаха и никого, кроме него.

Намаз (пять раз в день)

Закят (пожертвование)

Пост в месяц Рамадан

Паломничество в Священный город Мекку (хадж)

Существовали и частные ограничения: например, запрет есть свинину и пить вино; женщинам раскрывать свое лицо и фигуру перед посторонним. (Слайд 20) На основе Корана возникли и юридические нормы, получившие название "шариат" (в переводе "правильный путь").

Запись в тетради:

Шариат - совокупность религиозных и юридических норм, основанных на Коране, мусульманское право.

Перед арабами после смерти Мухаммеда встала задача распространение "истинной веры" среди неверных. За сравнительно короткий период в VII в. были покорены Сирия, Палестина, Египет, завоевали огромное Иранское царство.

Кому прежде принадлежали эти территории? (Византии)

В начале VIII в. арабы возобновили наступление. В Северной Африке они подчинили племена берберов и вынудили их принять Ислам. Постепенно все африканское побережье Средиземного моря стало арабо-мусульманским.

(Слайд 21) В 711-714 гг. - арабы покорили Испанию. На востоке завоеватели встретили сопротивление народов Кавказа и Средней Азии. (Слайд 22)Лишь направив большие армии и пользуясь раздорами между племенами, арабы покорили Северный Кавказ, но их власть была здесь непрочной. В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем, и в 751 году нанесли китайскому войску поражение. Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию.

(Слайд 23) Так в течении VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов - Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулось от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. (Слайд 24) Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоеванных ими стран.

Арабский халифат и его распад

Запись в тетради: 632 г. - год основания; 1258 г. - год распада.

(Слайд 25) После смерти Мухаммеда (с.а.с.) во главе исламского государства встали его родственники и сподвижники. Государство непосредственно возглавлял халиф - "заместитель пророка". Первые четыре халифа были его ближайшими родственниками и учениками. Само же государство получило название Халифата .

(Слайд 26) При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу их войска составляла стремительная, легкая конница.

Серьезный внутренний кризис затронул систему власти в Арабском халифате в период правления Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда (с.а.с). После его смерти к власти приходят представители старой арабской аристократии - род Омейя. В 661-750 гг. установился Халифат Омейядов со столицей в Дамаске.

Запись в тетради: 661-750гг. - Халифат Омейядов.

С этого момента среди мусульман возникает деление на шиитов суннитов. Сунниты получили свое название от священного текста Сунна. Сунниты считали, что имамом - верховным главой всех мусульман - должен быть халиф, светский глава государства. Шииты отрицали сам титул халифа и настаивали на том, что имамом мог быть лишь потомок Али. Эта борьба заметно подрывала силы Арабского халифата.

(Слайд 27) В 750 г. к власти пришла династия Аббасидов - потомки дяди Мухаммеда Аббаса. Столицей нового Халифата стал Багдад.

Запись в тетради: 750 год - воцарение династии Аббасидов.

Во время их правления арабы проникли на такие важные территории, как острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга Италии. Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Своих родственников и приближенных он назначал наместниками провинций. Наместники - эмиры - за счет налогов с населения содержали чиновников и войско, руководили завоевательными походами. Крестьяне в завоеванных областях были обложены высокими налогами. (Слайды 28, 29) Временем расцвета Багдадского халифата считаются годы правления Харуна ар-Рашида (768-809).Он был героем сборника сказок "Тысяча и одна ночь". В них Харун предстает справедливым государем. На самом деле он был коварным и жестоким деспотом. Подданные его ненавидели, он боялся жить в Багдаде и поселился в крепости за городом.

Распад халифата

(Слайд 30) Все немусульмане в халифате были обложены высокими налогами и должны были содержать за свой счет армию. Жители завоеванных стран не имели права носить оружие, должны были отличаться от арабов одеждой. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман. (Слайд 31) В VIII-IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивала силы халифата. Чтобы успешно подавлять народное восстание, один из халифов приказал набрать войско среди пленных тюрок - жителей Средней Азии. Из них была создана преданная халифу гвардия. Но позднее начальники гвардии приобрели такую власть, что по своей воле возводили на престол и свергали халифов.

Наместники-эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление провинциями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми правителями.

(Слайд 32) В середине VIII века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании - Кордовский эмират (с X века - Кордовский халифат).

(Слайд 33) В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран, Афганистан. Под властью багдадского халифата осталась лишь Месопотамия. Но и ее подчинила правившая в Иране династия.

(Слайд 34) К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. (Слайд 35) В 1055 году они захватили Багдад. В XIII в. монголы изгнали Аббасидов из Багдада. Арабский халифат прекратил свое существование.

Сегодня Ислам исповедует около 1,5 млрд. человек во всем мире. Пророк Мухаммед (с.а.с.) остается самым почитаемым пророком. Ислам не наделяет его сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что посланник Бога - такой же человек, как и все. В отличие от предыдущих пророков он почти не творил чудес. Однако для каждого мусульманина Пророк Мухаммед (с.а.с.) - совершенный человек, и жизнь Его - наилучший пример для подражания.

(Слайд 36) Закрепление материала и выставление оценок.

Домашнее задание: параграф 9, ответить на вопросы, повторить параграф 8.

Творческое задание: сравнить правление Мухаммеда (с.а.с) и Карла Великого.

Просмотров