90 дней блокады ленинграда. Вера Инбер, советская поэтесса и прозаик

первые дни блокады Ленинграда

8 сентября 1941 года, на 79-й день Великой Отечественной войны, вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады

Наступавшие на Ленинград немцы и их союзники ставили категорической целью его полное уничтожение. Ставка советского командования допускала возможность сдачи города и заблаговременно начала эвакуацию ценностей и промышленных объектов.

Жители города не знали ничего о планах ни одной из сторон, и это делало их положение особенно тревожным.

О "войне тактик" на Ленинградском фронте и как это отражалось на блокадном городе - в материале ТАСС.

Немецкие планы: война на уничтожение

Гитлеровские планы не оставляли Ленинграду никакого будущего: германское руководство и лично Гитлер высказывали намерения сравнять город с землей. Такие же заявления звучали от руководства Финляндии - союзника и партнера Германии в военных действиях по блокаде Ленинграда.

В сентябре 1941 года президент Финляндии Ристо Рюти прямо заявил германскому посланнику в Хельсинки: "Если Петербург не будет больше существовать как крупный город, то Нева была бы лучшей границей на Карельском перешейке… Ленинград надо ликвидировать как крупный город".

Верховное главнокомандование сухопутных войск вермахта (ОКХ), отдавая 28 августа 1941 года приказ на окружение Ленинграда, определяло задачи наступавшей на город группы армий "Север" как максимально плотное окружение. При этом наступления на город силами пехоты не предусматривалось.

Вера Инбер, советская поэтесса и прозаик

10 сентября в Ленинград прибыл с особой миссией первый заместитель наркома НКВД СССР Всеволод Меркулов, который вместе с Алексеем Кузнецовым, вторым секретарем обкома партии, должен был подготовить комплекс мероприятий на случай вынужденной сдачи города противнику.

"Без всяких сантиментов советское руководство понимало, что борьба может развиваться в том числе и по самому негативному сценарию", - уверен исследователь.

Историки считают, что ни Сталин, ни командование Ленинградского фронта не знали об отказе немцев от планов штурмовать город и о переброске наиболее боеспособных частей 4-й танковой армии Гепнера на московское направление. Поэтому вплоть до снятия блокады этот план специальных мероприятий по выводу из строя важнейших стратегических объектов в городе существовал и периодически проверялся.

"В записных книжках Жданова (первый секретарь Ленинградского обкома ВКПб. - Прим. ТАСС ) на конец августа - начало сентября есть запись о том, что необходимо создавать нелегальные резидентуры в Ленинграде, имея в виду, что возможность продолжения борьбы с нацистами, с оккупантами может происходить в условиях, когда город будет сдан", - рассказывает Никита Ломагин.

Ленинградцы: в кольце неведения

Ленинградцы следили за развитием событий с первых дней войны, пытаясь предугадать судьбу родного города. Битва за Ленинград началась 10 июля 1941 года, когда гитлеровские войска перешли тогдашнюю границу Ленинградской области. Блокадные дневники свидетельствуют о том, что уже 8 сентября, когда город был подвергнут массированному артобстрелу, большинство горожан догадались о том, что враг рядом и трагедии не избежать. Одним из главенствующих настроений этих месяцев были тревога и страх.

"Большинство горожан очень плохо представляли себе ситуацию в городе, вокруг города, на фронте, - говорит Никита Ломагин. - Эта неопределенность была характерна для настроений горожан в течение достаточно долгого времени". В середине сентября о тяжелой ситуации на фронте ленинградцы узнавали от военных, которые оказывались в городе для передислокации и по другим причинам.

С начала сентября в связи с очень тяжелым положением с продовольствием стали меняться правила работы системы снабжения.

Ленинградцы говорили, что из магазинов исчезли не только продукты, но даже их запах, и теперь в торговых залах пахло пустотой. "Население стало думать о каких-то дополнительных путях поиска продовольствия, о новых стратегиях выживания", - поясняет историк.

"Во время блокады было очень много предложений снизу, со стороны ученых, инженеров, изобретателей, как решать те проблемы, с которыми город столкнулся: с точки зрения транспорта, с точки зрения разного рода заменителей продовольствия, заменителей крови", - говорит Никита Ломагин.

Особенно подействовал на горожан пожар на Бадаевских складах в первый день блокады, где сгорело 38 продовольственных складов и кладовых. Запас продовольствия на них был невелик и его могло хватить городу максимум на неделю, однако по мере ужесточения пайков ленинградцы все больше укреплялись в уверенности о том, что именно этот пожар стал причиной массового голода в городе.

хлебное зерно и мука - на 35 суток;

крупа и макароны - на 30 суток;

мясо и мясопродукты - на 33 дня;

жиры - на 45 суток.

Нормы выдачи хлеба на тот момент составляли:

рабочим - 800 г;

служащим - 600 г;

иждивенцам и детям - 400 г.

Настроения горожан ухудшались по мере изменений на фронте. К тому же противник активно проводил в городе пропагандистскую деятельность, из которой особенно распространена была так называемая пропаганда шепотом, распространявшая слухи о непобедимости немецкой армии и поражении СССР. Свою роль играл и артиллерийский террор - постоянные массированные обстрелы, которым город подвергался с сентября 1941-го и до снятия блокады.

Историки говорят, что совокупность трагических обстоятельств, нарушивших нормальное течение жизни ленинградцев, достигла пика к декабрю 1941 года, когда нормы продовольствия стали минимальными, из-за нехватки электричества встало большинство предприятий, практически перестал работать водопровод, транспорт, другая городская инфраструктура.

"Эта совокупность обстоятельств - это то, что мы и называем блокадой, - говорит Никита Ломагин. - Это не просто окружение города, это дефицит всего на фоне голода, холода и артобстрелов, прекращение функционирования традиционных для мегаполиса связей между работниками, инженерами, предприятиями, учителями, учреждениями и так далее. Разрыв этой ткани жизни - это был чрезвычайно тяжелый психологический удар".

Единственное звено, соединявшее городское пространство в условиях блокады, - ленинградское радио, которое, по выводам исследователей, объединяло и смыслом борьбы, и объяснением того, что происходит.

"Люди желали узнавать новости, получать информацию, эмоциональную подпитку и не чувствовать себя одиноко", - говорит Ломагин.

С конца сентября 1941 года, отмечают историки, горожане стали ждать скорого снятия блокады. Никто в городе не мог поверить, что она продлится долго. Эту веру укрепляли первые попытки деблокады Ленинграда, предпринятые в сентябре-октябре 1941 года, позднее - успех Красной Армии под Москвой, после которого ленинградцы ждали, что вслед за столицей гитлеровцы будут отброшены и от города на Неве.

"В то, что это надолго, никто в Ленинграде так и не поверил вплоть до самого января 1943 года, когда блокада была прорвана, - говорит исследователь Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Ирина Муравьева. - Ленинградцы постоянно ждали прорыва и деблокады города".

Фронт стабилизировался: кто победил?

Фронт под Ленинградом стабилизировался 12 сентября. Немецкое наступление было остановлено, однако гитлеровское командование продолжало настаивать на том, чтобы кольцо блокады вокруг города сжималось теснее, и требовало от союзников-финнов выполнения условий плана "Барбаросса".

Он предполагал, что финские части, обогнув Ладожское озеро с севера, встретятся с группой армий "Север" в районе реки Свирь и тем самым замкнут второе кольцо вокруг Ленинграда.

"Избежать блокады Ленинграда в тех условиях было невозможно", - считает Вячеслав Мосунов.

"Вплоть до начала Великой Отечественной войны оборона Ленинграда строилась в первую очередь с условием того, что враг будет наступать с севера и запада, - отмечает историк. - Ленинградский военный округ, имевший самую обширную территорию, с самого начала боевых действий был ориентирован на оборону северных подступов к городу. Это было следствием предвоенных планов".

Александр Верт, британский журналист, 1943 год

Вопрос об объявлении Ленинграда открытым городом никогда не мог возникнуть, как это было, например, с Парижем в 1940 году. Война фашистской Германии против СССР была войной на истребление, и немцы никогда не делали из этого секрета.

Кроме того, местная гордость Ленинграда носила своеобразный характер - горячая любовь к самому городу, к его историческому прошлому, к связанным с ним замечательным литературным традициям (это в первую очередь касалось интеллигенции) соединялась здесь с великими пролетарскими и революционными традициями рабочего класса города. И ничто не могло крепче спаять эти две стороны любви ленинградцев к своему городу в одно целое, чем нависшая над ним угроза уничтожения.

В Ленинграде люди могли выбирать между позорной смертью в немецком плену и почетной смертью (или, если повезет, жизнью) в собственном непокоренном городе. Также ошибкой была бы попытка проводить различие между русским патриотизмом, революционным порывом и советской организацией или спрашивать, который из этих трех факторов сыграл более важную роль в спасении Ленинграда; все три фактора сочетались в том необыкновенном явлении, которое можно назвать "Ленинградом в дни войны".

"Для немецкого командования наступление обернулось фактическим военным поражением, - отмечает Вячеслав Мосунов. - Из состава 4-й танковой группы только один 41-й моторизованный корпус смог полностью выполнить свою задачу без дополнительной помощи. Ему удалось прорвать оборону 42-й армии, выполнить задачу по захвату Дудергофских высот. Однако использовать его успех противник оказался не в состоянии".

Наступление фашистских войск на Ленинград, захвату которого германское командование придавало важное стратегическое и политическое значение, началось 10 июля 1941 года. В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года немецко‑фашистские войска овладели Шлиссельбургом и отрезали Ленинград от всей страны с суши. Началась почти 900‑дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.

Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам германского командования, Ленинград должен был быть стерт с лица земли, а население города умереть от голода и холода. Стремясь осуществить этот план, противник вел варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы Ленинграда: 8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка города. Вспыхнуло около 200 пожаров, один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады. В сентябре‑октябре вражеская авиация совершала в день по несколько налетов. Целью противника было не только помешать деятельности важных предприятий, но и создать панику среди населения. Для этого в часы начала и окончания рабочего дня велся особенно интенсивный артобстрел. Всего за период блокады по городу было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Многие погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено.

Осень‑зима 1941‑1942 годов ‑ самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод ‑ отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться ‑ работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 13‑14‑летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.

Борьба за Ленинград носила ожесточенный характер. Был разработан план, предусматривавший мероприятия по укреплению обороны Ленинграда, в том числе противовоздушной и противоартиллерийской. На территории города было сооружено свыше 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано 22 тысячи огневых точек, на улицах установлено свыше 35 километров баррикад и противотанковых препятствий. Триста тысяч ленинградцев участвовало в отрядах местной противовоздушной обороны города. Днем и ночью они несли свою вахту на предприятиях, во дворах домов, на крышах.

В тяжелых условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы. Из населения города было сформировано 10 дивизий народного ополчения, 7 из которых стали кадровыми.
(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах ‑2004 г.г. ISBN 5 ‑ 203 01875 - 8)

Осенью на Ладожском озере из‑за штормов движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941 года, некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены.

22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге. Эта транспортная магистраль получила название "Дорога жизни" . В январе 1942 года движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.

Зимой началась эвакуация населения. Первыми вывозили женщин, детей, больных, стариков. Всего эвакуировали около миллиона человек. Весной 1942 года, когда стало немного легче, ленинградцы начали очищать, убирать город. Нормы выдачи хлеба увеличились.

Летом 1942 года по дну Ладожского озера был проложен трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, осенью — энергетический кабель.

Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады , но добились этого лишь в январе 1943 года. Южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8‑11 километров. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 33 километра и возведена переправа через Неву. В феврале 1943 года по ней в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами.

Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского кладбища и Серафимского кладбища, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан Зеленый пояс Славы.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Первым тяжёлым испытанием, которое выпало на долю мужественных ленинградцев, были регулярные артобстрелы (первые из них датируются 4-м сентября 1941 года) и удары с воздуха (хотя впервые вражеские самолёты пытались проникнуть в городскую черту ещё в ночь 23 июня, но прорваться туда им удалось лишь 6 сентября). Однако германская авиация сбрасывала снаряды не хаотично, а по чётко выверенной схеме: в их задачу входило уничтожение как можно большего количества мирных граждан, а также стратегически важных объектов.

Во второй половине дня 8 сентября в небе над городом появились 30 неприятельских бомбардировщиков. Посыпались фугасные и зажигательные бомбы. Пожар охватил всю юго-восточную часть Ленинграда. Огонь стал пожирать деревянные хранилища Бадаевских продовольственных складов. Горели мука, сахар и другие виды продовольствия. Потребовалось почти 5 часов, чтобы усмирить пожарище. «Голод навис над многомиллионным населением ─ нет Бадаевских продовольственных складов». «На Бадаевских складах 8 сентября пожар уничтожил три тысячи тонн муки и две с половиной тонн сахара. Это то, что потребляется населением всего за три дня. Основная же часть запасов была рассредоточена по другим базам..., в семь раз больше, чем сгорело на Бадаевских». Но отброшенные взрывом продукты не были доступны населению, т.к. вокруг складов установили оцепление.

Всего за время блокады на город было сброшено свыше 100 тыс. зажигательных и 5 тыс. фугасных авиабомб, около 150 тыс. снарядов. Только за осенние месяцы 1941 года воздушная тревога объявлялась 251 раз. Средняя продолжительность артобстрела в ноябре 1941 года составила 9 часов.

Не теряя надежды взять Ленинград штурмом, 9 сентября немцы двинулись в новое наступление. Главный удар наносился из района западнее Красногвардейска. Но командование Ленинградского фронта перебросило в наиболее угрожающие участки часть войск с Карельского перешейка, пополнило резервные части отрядами народного ополчения. Данные меры позволили фронту на южном и юго-западном подступах к городу стабилизироваться.

Было ясно, что план фашистов по захвату Ленинграда потерпел фиаско. Не добившись ранее поставленных целей, верхушка вермахта пришла к выводу, что только длительная осада города и непрекращающиеся авианалёты могут привести к его овладению. В одном из документов оперативного отдела генерального штаба Третьего Рейха «О блокаде Ленинграда» от 21 сентября 1941 года говорилось:

«б) Сначала мы блокируем Ленинград (герметически) и разрушаем город, если возможно, артиллерией и авиацией.

в) Когда террор и голод сделают в городе своё дело, откроем отдельные ворота и выпустим безоружных людей.

г) Остатки «гарнизона крепости» (так противник именовал гражданское население Ленинграда ─ прим. авт.) останутся там на зиму. Весной мы проникнем в город... вывезем всё, что осталось живое, в глубь России или возьмём в плен, сровняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии».

Таковы были планы супостата. Но советское командование не могло мириться с такими обстоятельствами. 10-м сентября 1941 года датируется первая попытка деблокады Ленинграда. Началась Синявинская операция войск 54-й отдельной армии и Ленинградского фронта с целью восстановления сухопутной связи города со страной. Советские войска испытывали недостаток сил и не смогли выполнить оставленную задачу. 26 сентября операция закончилась.

Тем временем ситуация в самом городе становилась всё тяжелее и тяжелее. В осаждённом Ленинграде оставалось 2, 544 млн. человек, в их числе ─ около 400 тыс. детей. Не смотря на то, что с середины сентября начал действовать «воздушный мост», а на несколько дней раньше к Ленинградскому берегу стали причаливать небольшие озёрные суда с мукой, запасы провианта сокращались с катастрофической скоростью.

18 июля 1941 года Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление ввести в Москве, Ленинграде и их пригородах, а также в отдельных населённых пунктах Московской и Ленинградской областей карточки на важнейшие продовольственные продукты (хлеб, мясо, жиры, сахар и т.п.) и на промтовары первой необходимости (к концу лета по карточкам такие товары выдавались уже по всей стране). Они устанавливали следующие нормы на хлеб:

Рабочим и инженерно-техническим работникам угольной, нефтяной, металлургической отраслей промышленности полагалось от 800 до 1200 гр. хлеба в день.

Остальной массе рабочих и инженерно-технических работников (например, отраслей лёгкой промышленности) выдавалось по 500 гр. хлеба.

Служащие различных отраслей народного хозяйства получали по 400-450 гр. хлеба в день.

Иждивенцам и детям же приходилось довольствоваться 300-400 гр. хлеба в сутки.

Однако к 12 сентября в отрезанном от Большой земли Ленинграде оставалось: хлебного зерна и муки ─ на 35суток, крупы и макарон ─ на 30, мяса и мясопродуктов ─ на 33, жиров ─ на 45, сахара и кондитерских изделий ─ на 60 суток.1В этот день в Ленинграде произошло первое сокращение установленных по всему Союзу дневных норм хлеба: 500 гр. для рабочих, 300 гр. для служащих и детей, 250 гр. для иждивенцев.

Но враг не успокаивался. Вот какая запись от 18 сентября 1941 года значилась в дневнике начальника генштаба сухопутных войск фашистской Германии генерал-полковника Ф. Гальдера: «Кольцо вокруг Ленинграда пока не замкнуто так плотно, как хотелось бы... У противника сосредоточены крупные людские и материальные силы и средства. Положение здесь будет напряжённым, пока в качестве союзника не даст себя почувствовать голод». Герр Гальдер, к великому сожалению для жителей Ленинграда, думал абсолютно верно: голод действительно ощущался всё больше и больше с каждым днём.

С 1 октября горожане стали получать по 400 гр. (рабочие) и по 300 гр. (все остальные). Съестное, доставлявшееся по водному пути через Ладогу (за всю осеннюю навигацию ─ с 12 сентября до 15 ноября ─ было завезено 60 тонн провианта и эвакуировано 39 тыс. человек), не покрывало и трети потребностей городского населения.

Ещё одной существенной проблемой стала острая нехватка энергоносителей. В довоенное время ленинградские заводы и фабрики работали на привозном топливе, но осада нарушила все поставки, а имеющиеся припасы таяли на глазах. Над городом нависла угроза топливного голода. Для того чтобы создававшийся энергетический кризис не стал катастрофой, 8 октября Ленинградский исполком депутатов трудящихся принял решение о заготовке дров в районах севернее Ленинграда. Туда были отправлены отряды лесозаготовителей, которые состояли в основном из женщин. В середине октября отряды начали свою работу, но с самого начала стало ясно, что план лесозаготовок выполнен не будет. Свою немалую лепту в разрешение топливного вопроса внесла и ленинградская молодёжь (на лесозаготовках принимало участие около 2 тыс. комсомольцев, преимущественно девушек). Но и их трудов было мало для полного или почти полного обеспечения предприятий энергией. С наступлением холодов заводы останавливались один за другим.

Облегчить жизнь Ленинграда могло только снятие осады, для чего 20 октября стартовала Синявинская операция войск 54-й и 55-й армий и Невской оперативной группы Ленинградского фронта. Она совпала с наступлением немецко-фашистских войск на Тихвин, потому 28 октября деблокаду пришлось отложить по причине обострившейся обстановки на тихвинском направлении.

У немецкого командования интерес к Тихвину возник после неудач с захватом Ленинграда с юга. Именно это местечко было прорехой в кольце окружения вокруг Ленинграда. И в результате тяжёлых боёв 8 ноября фашисты сумели-таки занять этот городок. А это значило одно: Ленинград лишился последней железной дороги, по которой по Ладожскому озеру шли грузы в город. Но река Свирь осталась недосягаемой для неприятеля. Более того: в результате Тихвинской наступательной операции в середине ноября немцы были отброшены за реку Волхов. Освобождение Тихвина осуществилось только спустя месяц после его захвата ─ 9 декабря.

8 ноября 1941 года Гитлер самонадеянно изрекал: «Ленинград сам поднимет руки: он неминуемо падёт, раньше или позже. Никто оттуда не освободиться, никто не прорвётся через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью». Кому-то тогда могло показаться, что так оно и будет. 13 ноября зафиксировано очередное снижение норм выдачи хлеба: рабочим и инженерно-техническим работникам выдали по 300 гр., остальному населению ─ по 150 гр. Но когда навигация по Ладоге уже почти прекратилась, и в город фактически не доставлялся провиант, даже этот скудный паёк пришлось урезать. Самые низкие нормы отпуска хлеба за весь период блокады были установлены на следующих отметках: рабочим выдавалось по 250 гр., служащим, детям и иждивенцам ─ по 125 гр.; войскам первой линии и боевых кораблей ─ по 300 гр. хлеба и 100 гр. сухарей, остальным воинским частям ─ по 150 гр. хлеба и 75 гр. сухарей. При этом стоит помнить, что все подобные изделия выпекались не из первосортной или даже второсортной пшеничной муки. Блокадный хлеб того времени имел следующий состав:

мука ржаная ─ 40 %,

целлюлоза ─ 25%,

шроты ─ 20 %,

мука ячневая ─ 5%,

солод ─ 10 %,

жмых (при наличии заменял целлюлозу),

отруби (при наличии заменяли шроты).

В блокадном городе хлеб был, безусловно, высшей ценностью. За буханку хлеба, кулёк крупы или банку тушёнки люди были готовы отдавать даже семейные драгоценности. У разных людей были разные способы разделения ломтика хлеба, который выдавался каждое утро: кто-то разрезал на тонкие пластинки, кто-то ─ на крохотные кубики, но все сходились в одном: самое вкусное и сытное ─ это корка. Но о какой сытности может идти речь, когда каждый из ленинградцев худел на глазах?

В таких условиях приходилось вспоминать древние инстинкты охотников и добытчиков пропитания. Тысячи изголодавшихся людей потянулись в предместья города, на поля. Порой под градом вражеских снарядов измождённые женщины и дети разгребали снег руками, копали закостенелую от мороза землю, чтобы найти хоть несколько оставшихся в почве картофелин, корневища или листья капусты. Уполномоченный Государственного Комитета Обороны по продовольственному снабжению Ленинграда Дмитрий Васильевич Павлов в своём сочинении «Ленинград в блокаде» писал: «Чтобы заполнить пустые желудки, заглушить ни с чем не сравнимые страдания от голода, жители прибегали к различным способам изыскания пищи: ловили грачей, яростно охотились за уцелевшей кошкой или собакой, из домашних аптечек выбирали всё, что можно применить в пищу: касторку, вазелин, глицерин;, из столярного клея варили суп, студень». Да, горожане отлавливали всё, что бегало, летало или ползало. Птицы, кошки, собаки, крысы ─ во всей этой живности люди видели, прежде всего, еду, поэтому во время блокады их популяция в пределах Ленинграда и близлежащих окрестностей была почти полностью уничтожена. Бывали и случаи каннибализма, когда крали и съедали младенцев, отрезали наиболее мясистые (главным образом, ягодицы и бёдра) части тела у покойников. Но рост смертности всё равно был ужасающ: к концу ноября от истощения умерло около 11 тыс. человек. Люди падали прямо на улицах, идя на работу или возвращаясь с неё. На улицах можно было наблюдать огромное количество трупов.

К тотальному голоду прибавлялись и страшные холода, наступившие в конце ноября. Столбик термометра нередко опускался до отметки в −40˚ по Цельсию и почти не поднимался выше −30˚. Водопровод замёрз, вышли из строя канализационная и отопительная системы. Уже полностью отсутствовало топливо, остановились все электростанции, замер городской транспорт. Нетопленные комнаты в квартирах, равно как и холодные помещения в учреждениях (стёкла окон зданий выбивались из-за бомбёжек), изнутри покрывались изморозью.

Ленинградцы начали устанавливать в своих квартирах железные печки-времянки, выводя трубы из окон. В них сжигалось всё, что вообще могло гореть: стулья, столы, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные полы, книги и прочее. Понятно, что таких «энергоресурсов» не хватало на продолжительный период. По вечерам изголодавшиеся люди сидели в темноте и холоде. Окна латали при помощи фанеры или картона, поэтому студёный ночной воздух почти беспрепятственно проникал в дома. Чтобы согреться, люди надевали на себя всё, что имели, но и это не спасало: целые семьи погибали в собственных квартирах.

Всему миру известна маленькая записная книжка, ставшая дневником, который вела 11-летняя Таня Савичева. Маленькая школьница, которую покидали силы, не ленясь, записывала: «Женя умерла 28 дек. в 12.30 час. утра 1941 года. Бабушка умерла 25 янв. в 3 час. дня 1942 г. Леня умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч. ночи 1942 г. Дядя Лёша ─ 10 мая в 4 час. дня 1942 г. Мама ─ 13 мая в 7 час. 30 мин. утра 1942 г. Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».

К началу зимы Ленинград стал «городом льда», как писал американский журналист Гаррисон Солсбери. Улицы и площади занесло снегом, поэтому нижние этажи домов еле видны. «Смолк перезвон трамваев. Застыли вмёрзшие в лёд коробки троллейбусов. Прохожих на улицах мало. А те, кого увидишь, идут медленно, часто останавливаются, набираясь сил. И стрелки на уличных часах закоченели на разных поясах времени».

Ленинградцы уже настолько обессилили, что у них не было ни физических возможностей, ни желания спускаться в бомбоубежище. Тем временем воздушные атаки фашистов становились всё интенсивнее и интенсивнее. Некоторые из них продолжались по нескольку часов, нанося огромный урон городу и истребляя его жителей.

С особым ожесточением германские пилоты целились в заводы и фабрики Ленинграда, такие, как Кировский, Ижорский, «Электросила», «Большевик». К тому же на производстве не хватало сырья, инструментов, материалов. В цехах было нестерпимо холодно, и от прикосновений к металлу сводило руки. Многие труженики производства выполняли работу сидя, так как простоять 10-12 часов было невозможно. Вследствие остановки практически всех электростанций некоторые станки приходилось приводить в движение вручную, из-за чего трудовой день увеличился. Нередко кое-кто из рабочих оставался ночевать в цеху, экономя время на выполнение срочных фронтовых заказов. В результате такой самоотверженной трудовой деятельности за второе полугодие 1941 года действующая армия получила из Ленинграда 3 млн. снарядов и мин, более 3 тыс. полковых и противотанковых орудий, 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов и бронеплощадок. Помогали трудящиеся Ленинграда и другим участкам советско-германского фронта. Осенью 1941 года, во время ожесточённых боёв за Москву, город на Неве отправил войскам Западного фронта свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения. Командующий Западным фронтом генерал Г. К. Жуков 28 ноября прислал А. А. Жданову телеграмму со словами: «Спасибо ленинградцам за помощь москвичам в борьбе с кровожадными гитлеровцами».

Но для совершения трудовых подвигов необходима подпитка, вернее, питание. В декабре Военный совет Ленинградского фронта, городской и областной комитеты партии принимали экстренные меры по спасению населения. По заданию горкома несколько сотен человек тщательно обследовали все места, где до войны хранились продукты питания. На пивоваренных заводах вскрывали полы и собирали оставшийся солод (всего удалось скопить 110 тонн солода). На мельницах со стен и потолков соскребали мучную пыль, вытряхивали каждый мешок, где когда-то лежала мука или сахар. Остатки съестного находили на складах, в овощехранилищах и железнодорожных вагонах. Всего таких остатков было собрано около 18 тыс. тонн, что, безусловно, было немалым подспорьем в те тяжёлые дни.

Из хвои было налажено производство витамина С, который действенно защищает от цинги. А учёные Лесотехнической академии под руководством профессора В. И. Шаркова в короткий срок разработали технологию промышленного получения белковых дрожжей из целлюлозы. 1-я кондитерская фабрика начала ежедневный выпуск до 20 тыс. блюд из таких дрожжей.

27 декабря ленинградский горком принял постановление об организации стационаров. Городской и районные стационары действовали во всех крупных предприятиях и предполагали постельный режим для наиболее ослабевших трудящихся. Относительно рациональное питание и тёплое помещение помогало выживать десяткам тысяч людей.

Примерно в то же время в Ленинграде стали возникать так называемые бытовые отряды, в составе которых были молодые комсомольцы, в большинстве своём девушки. Пионерами такой чрезвычайно важной деятельности была молодежь Приморского района, чьему примеру последовали другие. В памятке, которую выдавали членам отрядов, можно было прочитать: «Тебе... поручается забота о повседневных бытовых нуждах тех, кто наиболее тяжело переносит лишения, связанные с вражеской блокадой. Забота о детях, женщинах и стариках ─ твой гражданский долг...». Сами мучаясь от голода, бойцы бытового фронта приносили немощным ленинградцам воду с Невы, дрова или еду, растапливали печи, убирали квартиры, стирали бельё и т.д. Немало жизней было спасено в результате их благородного труда.

При упоминании о тех неимоверных трудностях, с которыми столкнулись жители города на Неве, невозможно не сказать о том, что люди отдавали себя не только у станков в цехах. В бомбоубежищах зачитывались научные работы, защищались диссертации. Ни на один день не закрывалась Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Теперь я знаю: только работа сохранила мне жизнь,» ─ произнёс как-то профессор, который был знакомым Татьяны Тэсс, автора очерка о блокадном Ленинграде под названием «Дорогой мой город». Он рассказывал, «как почти каждый вечер он отправлялся из дома в научную библиотеку за книгами».

С каждым днём шаги этого профессора становились медленнее и медленнее. Он постоянно боролся со слабостью и жуткими погодными условиями, в пути его нередко застигали врасплох воздушные тревоги. Бывали даже такие моменты, когда он подумывал, что не дойдёт до дверей библиотеки, но каждый раз взбирался по знакомым ступеням и входил в свой мир. Он видел библиотекарш, которых он знал «добрый десяток лет». Он знал также, что и они из последних сил терпят все блокадные трудности, что и им непросто добираться до своей библиотеки. Но они, собравшись с духом, день за днём вставали и шли на любимую работу, которая так же, как и тому профессору, сохраняла им жизнь.

Считается, что в блокадном городе в первую зиму не работала ни одна школа, но это не так: одна из ленинградских школ проработала весь учебный 1941-42 год. Её директором была Серафима Ивановна Куликевич, до войны отдавшая этой школе тридцать лет.

Каждый учебный день учителя неизменно приходили на работу. В учительской стоял самовар с кипячёной водой и диван, на котором можно было перевести дух после тяжёлой дороги, ведь в отсутствии общественного транспорта голодным людям приходилось преодолевать нешуточные расстояния (один из педагогов от дома до школы проходил тридцать две (!) трамвайные остановки). Не было сил даже для того, чтобы нести портфель в руках: он висел на верёвочке, привязанной к шее. Когда звенел звонок, учителя шли в классы, где сидели такие же обессилевшие и истощённые дети, в домах которых неизменно случались непоправимые беды ─ смерть отца или матери. «Но дети вставали утром и шли в школу. Их держал на свете не тот скудный хлебный паёк, который они получали. Им сохраняла жизнь сила души».

В той школе учились только четыре старших класса, в одном из который осталась всего одна девочка ─ девятиклассница Вета Бандорина. Но учителя всё равно приходили к ней и готовили к мирной жизни.

Однако никак нельзя представить себе историю ленинградской блокадной эпопеи без знаменитейшей «Дороги жизни» ─ автомобильной магистрали, проложенной по льду Ладожского озера.

Ещё в октябре начали проводить работы по изучению озера. В ноябре же исследования Ладоги развернулось в полную силу. Разведывательные самолёты делали аэрофотоснимки местности, активно разрабатывался план строительства дороги. Как только вода разменяла свое жидкое агрегатное состояние на твёрдое, этот район почти ежедневно обследовался специальными разведывательными группами совместно с ладожскими рыбаками. Они осматривали южную часть Шлиссельбургской губы, изучая ледовый режим озера, толщину льда у берегов, характер и места спусков на озеро и многое другое.

Ранним утром 17 ноября 1941 года с невысокого берега Ладоги у деревни Коккорево на ещё неокрепший лёд спустился небольшой отряд бойцов, который возглавил воентехник 2-го ранга Л. Н. Соколов, командир роты 88-го отдельного мостостроительного батальона. Перед первопроходцами ставилась задача разведать и проложить маршрут ледовой трассы. Вместе с отрядом по Ладоге шли два проводника из местных старожилов. Отважный отряд, обвязавшись верёвками, успешно миновал острова Зеленцы, достиг села Кобона, и тем же путём вернулся обратно.

19 ноября 1941 года Военный совет Ленинградского фронта подписал приказ об организации перевозок по Ладожскому озеру, о прокладке ледовой дороги, её охране и обороне. Пять дней спустя утвердили план всей трассы. От Ленинграда она проходила к Осиновцу и Коккорево, затем спускалась ко льду озера и пролегала по нему в районе Шлиссельбургской губы до села Кобона (с ответвлением на Лаврово) на восточном берегу Ладоги. Далее через болотисто-лесистые места можно было достигнуть двух станций Северной железной дороги ─ Заборье и Подборовье.

Вначале военно-автомобильная дорога по льду озера (ВАД–101) и военно-автомобильная дорога от станции Заборье до села Кобона (ВАД–102) существовали как бы по отдельности, но позже были объединены в одну. Её начальником был уполномоченный Военного совета Ленинградского фронта генерал-майор А. М. Шилов, а военным комиссаром ─ заместитель начальника политуправления фронта бригадный комиссар И. В. Шишкин.

Лёд на Ладоге ещё непрочен, а первый санный обоз уже в пути. 20 ноября в город были завезены первые 63 тонны муки.

Голодный город не ждал, потому приходилось идти на всевозможные ухищрения, чтобы доставить наибольшую массу продовольствия. Например, там, где ледовое покрытие было угрожающе тонким, его наращивали при помощи досок и хворостяных матов. Но и такой лёд иногда мог «подвести». На многих участках трассы он был способен выдержать лишь наполовину нагруженный автомобиль. А перегонять машины с небольшим грузом было невыгодно. Но и здесь выход был найден, притом весьма своеобразный: половина груза укладывалась на сани, которые прицеплялся к машинам.

Все усилия были ненапрасны: 23 ноября первая колонна автомашин доставила в Ленинград 70 тонн муки. С этого дня началась полная героизма и отваги работа шофёров, дорожников-эксплуатационников, регулировщиков, врачей ─ работа на всемирно известной «Дороге жизни», работа, о которой лучше всего мог сказать только непосредственный участник тех событий. Таковым был старший лейтенант Леонид Резников, напечатавший во «Фронтовом дорожнике» (газета о ладожской военной автотрассе, начавшая издаваться с января 1942 года, редактор ─ журналист Б. Борисов) стихи о том, что выпадало на долю водителя полуторки в то суровое время:

«Мы спать забывали, мы есть забывали ─

И с грузами мчались по льду.

И в варежке стыла рука на штурвале,

Смыкались глаза на ходу.

Преградой пред нами снаряды свистели,

Но путь был ─ в родной Ленинград.

Вставали навстречу пурга и метели,

Но воля не знала преград!»

Действительно, снаряды были серьёзным препятствием на пути смелых шофёров. Уже упоминавшийся выше генерал-полковник вермахта Ф. Гальдер в декабре 1941 года писал в своём военном дневнике: «Передвижение транспорта противника по льду Ладожского озера не прекращается... Наша авиация начала налёты...» Этой «нашей авиации» противостояли советские 37- и 85-миллиметровые зенитные орудия, множество зенитных пулемётов. С 20 ноября 1941 года по 1 апреля 1942 года советские истребители для патрулирования пространства над озером вылетали около 6,5 тыс. раз, провели 143 воздушных боя и сбили 20 самолетов с чёрно-белым крестом на корпусе.

Первый месяц работы ледовой магистрали не принёс ожидаемых результатов: из-за сложных погодных условий, не лучшего состояния техники и воздушных налётов немцев план по перевозкам не был выполнен. До конца 1941 года в Ленинград было доставлено 16,5 тонн грузов, а фронт и город требовали по 2 тыс. тонн ежедневно.

В своём новогоднем выступлении Гитлер произнёс: «Ленинград мы не штурмуем сейчас сознательно. Ленинград выжрет самого себя!»3 Однако фюрер просчитался. Город на Неве не только подавал признаки жизни ─ он пытался жить так, как это было бы возможно в мирное время. Вот какое сообщение было опубликовано в газете «Ленинградская правда» в конце 1941 года:

«ЛЕНИНГРАДЦАМ К НОВОМУ ГОДУ.

Сегодня населению города дополнительно к ежемесячным продовольственным нормам будет выдано: по пол-литра вина ─ рабочим и служащим и по четверти литра ─ иждивенцам.

Исполком Ленсовета принял решение провести с 1 по 10 января 1942 года в школах и детских садах новогодние ёлки. Все дети будут угощаться праздничным обедом из двух блюд без вырезки талонов из продовольственных карточек».

Такие билеты, что вы можете здесь видеть, давали право окунуться в сказку тем, кому пришлось раньше времени стать взрослее, чьё счастливое детство стало невозможным из-за войны, чьи лучшие годы были омрачены голодом, холодом и бомбёжками, смертью друзей или родителей. И, тем не менее, власти города хотели, чтобы дети почувствовали, что даже в таком аду есть поводы для радости, и наступление нового 1942 года ─ один из них.

Но до наступавшего 1942 года дожили далеко не все: только в декабре 1941-го от голода и холода скончалось 52 880 человек. Общее же количество жертв блокады ─ 641 803 человека.

Вероятно, чем-то похожим на новогодний подарок было и прибавление (впервые за всё время блокады!) к тому убогому пайку, который полагался. Утром 25 декабря каждый рабочий получил по 350 граммов, а «сто двадцать пять блокадных грамм ─ с огнём и кровью пополам», как писала Ольга Фёдоровна Берггольц (которая, кстати, наряду с простыми ленинградцами переносила все тяготы вражеской осады), превратились в 200 (для остального населения). Без сомнения, этому поспособствовала и «Дорога жизни», которая с нового года стала действовать активнее прежнего. Ужё 16 января 1942 года вместо намеченных 2 тыс. тонн было доставлено 2, 506 тыс. тонн грузов. С этого дня план стал перевыполняться регулярно.

24 января 1942 года ─ и новая надбавка. Теперь по рабочей карточке выдавали по 400 гр., по карточке служащего ─ 300 гр., по карточке ребёнка или иждивенца ─ 250 гр. хлеба. А спустя ещё некоторое время ─ 11февраля ─ рабочим стали выдавать по 400 гр. хлеба, всем остальным же ─ по 300 гр. Примечательно, что целлюлозу больше не использовали в качестве одного из ингредиентов при выпечке хлеба.

С Ладожской трассой связана и ещё одна спасительная миссия ─ эвакуация, начавшаяся ещё в конце ноября 1941 года, но получившая массовый характер лишь в январе 1942-го, когда лёд стал в достаточной степени прочным. Эвакуации подлежали в первую очередь дети, больные, раненые, инвалиды, женщины с малолетними детьми, а также научные работники, студенты, рабочие эвакуируемых заводов вместе с семьями и некоторые другие категории граждан.

Но советские вооружённые силы тоже не дремали. С 7 января по 30 апреля проводилась Любанская наступательная операция войск Волховского фронта и части сил Ленинградского фронта, направленная на прорыв блокады. Поначалу движение советских войск на любанском направлении имело некоторый успех, но бои велись в лесистой и болотистой местности, для эффективности наступления были нужны немалые материальные и технические средства, а также продовольствие. Недостаток во всём вышеперечисленном вкупе с активным сопротивлением немецко-фашистских войск привело к тому, что в конце апреля Волховскому и Ленинградскому фронтам пришлось перейти к оборонительным действиям, и операция была завершена, так как задача не была выполнена.

Уже в начале апреля 1942 года из-за серьёзного потепления ладожский лёд стал подтаивать, кое-где появлялись «лужи» глубиной до 30-40 см, но закрытие озёрной автотрассы произошло только 24 апреля.

С 24 ноября 1941 года по 21 апреля 1942 года в Ленинград было привезено 361 309 тонн грузов, эвакуировано 560,304 тыс. человек. Ладожская автомагистраль позволила создать небольшой неприкосновенный запас продовольственных продуктов ─ около 67 тыс. тонн.

Тем не менее, Ладога не переставала служить людям. За летне-осеннюю навигацию в город было доставлено около 1100 тыс. тонн различных грузов, а также эвакуировано 850 тыс. человек. За всё время блокады из города было вывезено не менее полутора миллиона человек.

А что же город? «Хотя рвались ещё снаряды на улицах и гудели в небе фашистские самолёты, город наперекор врагу оживал вместе с весной». До Ленинграда дотянулись солнечные лучи и унесли морозы, так долго терзавшие всех. Голод тоже начал понемногу отступать: увеличился хлебный паёк, началась выдача жиров, крупы, сахара, мяса, но в очень ограниченном количестве. Последствия зимы были неутешительными: множество людей продолжало умирать от дистрофии. Поэтому борьба за спасение населения от этой болезни стала стратегически важной. С весны 1942 года самое широкое распространение получили пункты питания, к которым на две-три недели прикреплялись дистрофики первой и второй степеней (при третьей степени человека госпитализировали). В них больной получал блюда, в полтора-два раза калорийнее, чем полагалось по стандартному пайку. Эти столовые помогли восстановиться около 260 тыс. человек (в основном, рабочим промпредприятий).

Также действовали столовые общего типа, где питались (согласно статистике за апрель 1942 года) не менее миллиона человек, то есть большая часть города. Там сдавали свои продовольственные карточки и взамен получали трёхразовое питание и соевое молоко и кефир в придачу, а начиная с лета ─ овощи и картофель.

С наступлением весны многие отправились за город и стали вскапывать землю под огороды. Партийная организация Ленинграда поддержала этот почин и призвала каждую семью иметь свой огород. В горкоме даже был создан отдел сельского хозяйства, а в радиоэфире постоянно звучали советы по выращиванию того или иного овоща. В специально приспособленных городских теплицах выращивалась рассада. Некоторые из заводов наладили выпуск лопат, леек, граблей и прочих огородных инструментов. Индивидуальными участками были усыпаны Марсово поле, Летний сад, Исаакиевская площадь, парки, скверы и т.д. Любая клумба, любой клочок земли, хоть немного пригодный для такого фермерства, вспахивался и засеивался. Свыше 9 тыс. га земли были заняты картофелем, морковью, свёклой, редисом, луком, капустой и т.п. Практиковался и сбор съедобных дикорастущих растений. Затея с огородами была ещё одной неплохой возможностью улучшить снабжение пропитанием войска и населения города.

Ко всему прочему, Ленинград сильно загрязнился за осеннее-зимний период. Не только в моргах, но даже просто на улицах лежали незахороненные трупы, которые с приходом тёплых дней начали бы разлагаться и стали бы причиной масштабной эпидемии, чего городские власти никак не могли допустить.

25 марта 1942 года исполком Ленгорсовета в соответствии с постановлением ГКО об очистке Ленинграда принял решение о мобилизации всего трудоспособного населения на работы по уборке дворов, площадей и набережных ото льда, снега и всевозможных нечистот. С трудом поднимая рабочие инструменты, истощённые жители боролись на своей фронтовой линии ─ линии между чистотой и загрязнённостью. К средине весны были приведены в порядок не менее 12 тыс. дворов, более 3 млн. кв. км улиц и набережных теперь сверкали чистотой, вывезли около миллиона тонн мусора.

15 апреля был по-настоящему знаменателен для каждого ленинградца. Почти пять тяжелейших осенних и зимних месяцев все, кто работал, преодолевали расстояние от дома до места службы пешком. Когда в желудке ─ пустота, ноги немеют на морозе и не слушаются, а над головой свистят снаряды, то даже какие-то 3-4 километра кажутся каторгой. И вот, наконец, наступил тот день, когда каждый мог войти в трамвай и добраться хоть до противоположного конца города без всяких усилий. К концу апреля трамваи ходили уже по пяти маршрутам.

Чуть позже восстановили и такую жизненно необходимую коммунальную услугу, как водоснабжение. Зимой 1941-42 гг. только примерно в 80-85-ти домах работал водопровод. Те же, кто был не из числа счастливчиков, населявших такие дома, вынужден был всю холодную зиму брать воду из Невы. К маю 1942-го краны ванных комнат и кухонь вновь зашумели от проточной Н2О. Водоснабжение снова перестало считаться роскошью, хотя радости многих ленинградцев не было предела: «Это трудно объяснить, что испытывал блокадник, стоя у открытого крана, любуясь струёй воды... Солидные люди, словно ребятишки, брызгались и плескались над раковинами». Восстановили и канализационную сеть. Открылись бани, парикмахерские, ремонтно-бытовые мастерские.

Как и на Новый год, на Первомай 1942 года ленинградцам выдали следующие дополнительные продукты: детям ─ по две таблетки какао с молоком и по 150 гр. клюквы, взрослым ─ по 50 гр. табака, 1,5 литра пива или вина, 25 гр. чая, 100 гр. сыра, 150 гр. сухофруктов, 500 гр. солёной рыбы.

Окрепнув физически и получив моральную подпитку, оставшиеся в городе жители вернулись в цеха за станки, но топлива до сих пор не хватало, поэтому около 20 тыс. ленинградцев (почти все ─ женщины, подростки и пенсионеры) отправились на заготовку дров и торфа. Их усилиями до конца 1942 года заводы, фабрики и электростанции получили 750 тыс. куб. метров древесины и 500 тыс. тонн торфа.

Торф и дрова, добытые ленинградцами, приплюсованные к каменному углю и нефти, привозимые извне кольца блокады (в частности, посредством построенного в рекордные сроки ─ менее чем за полтора месяца ─ Ладожского трубопровода), вдохнули жизнь в промышленность города на Неве. В апреле 1942-го 50 (в мае ─ 57) предприятий выпускали военную продукцию: за апрель-май фронту было отправлено 99 орудий, 790 пулемётов, 214 тыс. снарядов, более 200 тыс. мин.

Гражданская индустрия старалась не отставать от военной, возобновив выпуск товаров широкого потребления.

Прохожие на городских улицах сбросили с себя ватные штаны и фуфайки и нарядились в пальто и костюмы, платья и цветные косынки, чулки и туфельки, а ленинградки уже «пудрят носы и красят губы».

Чрезвычайно важные события происходили в 1942 году на фронте. С 19 августа по 30 октября проходила Синявская наступательная операция войск

Ленинградского и Волховского фронтов при поддержке Балтийского флота и Ладожской военной флотилии. Это была четвёртая попытка прорыва блокады, как и предыдущие, не решившая поставленной цели, но сыгравшая определённо положительную роль в деле обороны Ленинграда: было сорвано очередное покушение немцев на неприкосновенность города.

Дело в том, что после героической 250-дневной обороны Севастополя советским войскам пришлось покинуть город, а затем и весь Крым. Так что на юге фашистам стало полегче, и можно было сосредоточить всё внимание германского командования на проблемах, имеющихся на севере. 23 июля 1942 года Гитлер подписал директиву № 45, в которой, выражаясь простонародно, «давал добро» на проведение операции по штурму Ленинграда в начале сентября 1942 года. Сначала она называлась «Feuerzauber» (в пер. с нем. ─ «Волшебный огонь»), затем ─ «Nordlicht» («Северное сияние»). Но у противника не только не получилось совершить значительный прорыв к городу: вермахт в ходе боевых действий потерял 60 тыс. человек убитыми, более 600 орудий и миномётов, 200 танков и столько же самолётов. Были созданы предпосылки для успешного прорыва блокады в январе 1943 года.

Зима 1942-43 годов была для города не столь мрачной и безжизненной, как предыдущая. На улицах и проспектах уже не было гор мусора и снега. Трамваи снова стали привычным явлением. Открылись школы, кино и театры. Почти повсеместно действовали водопровод и канализация. Окна квартир теперь были застеклены, а не безобразно заколочены подручными материалами. Имелся небольшой запас энергоносителей и провианта. Многие продолжали заниматься общественно полезным трудом (помимо основной работы). Примечательно, что с 22 декабря 1942 года началось вручение медали «За оборону Ленинграда» всем отличившимся.

В городе наблюдалось некоторое улучшение ситуации с провизией. Кроме того, зима 1942-43 оказалась более мягкой, нежели предыдущая, поэтому ладожская автодорога во время зимы 1942-43 действовала только 101 день: с 19 декабря 1942 по 30 марта 1943 года. Но водители не позволяли себе расслабляться: общий грузооборот составил более 200 тыс. тонн грузов.



Желание захватить Ленинград просто преследовало все немецкое командование. В статье мы расскажем и о самом событии, и о том, сколько дней продолжалась блокада Ленинграда. Планировалось с помощью нескольких армий, объединенных под командованием генерал-фельдмаршала Вильгельма фон Лееба и общим названием "Север", оттеснить советские войска из Прибалтики и приступить к захвату Ленинграда. После успеха данной операции немецкие захватчики получили бы огромные возможности для того, чтобы неожиданно ворваться в тыл советской армии и оставить Москву без защиты.

Блокада Ленинграда. Дата

Захват Ленинграда немцами автоматически лишил бы СССР Балтийского флота, а это в несколько раз ухудшило бы стратегическую обстановку. Возможности создать новый фронт для защиты Москвы в данной ситуации не было, потому что все силы уже были использованы. Советские войска не смогли бы психологически принять захват города противником, и ответ на вопрос: "Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда?" был бы совсем иным. Но случилось так, как случилось.


10 июля 1941 года немцы напали на Ленинград, превосходство их войск было очевидным. Захватчики, кроме 32 пехотных дивизий, имели 3 танковые, 3 мотодивизии и огромную поддержку авиации. В этой схватке немецким солдатам противостояли северный и северо-западный фронт, где было намного меньше людей (всего 31 дивизия и 2 бригады). При этом защитникам не хватало ни танков, ни оружия, ни гранат, а самолетов вообще было в 10 раз меньше, чем у нападавших.

Блокада Ленинграда: история первых атак немецкой армии

Прилагая немало усилий, фашисты оттеснили советские войска к Прибалтике и начали наступление на Ленинград по двум направлениям. Финские войска двигались через Карелию, а немецкие самолеты сосредоточились возле самого города. Советские солдаты сдерживали наступление врага всеми силами и даже остановили финскую армию возле Карельского перешейка.


Немецкая армия «Север» пошла в наступление по двум направлениям: лушскому и новгородско-чудовскому. Основная ударная дивизия сменила тактику и двинулась к Ленинграду. Также к городу направилась немецкая авиация, которая значительно превышала советскую. Однако, невзирая на то, что авиация СССР по многим параметрам уступала вражеской, она пропустила в воздушное пространство над Ленинградом всего несколько фашистских самолетов. В августе немецкие войска прорвались к Шимску, но бойцы красной армии остановили врага под Старой Руссой. Это немного притормозило движение фашистов и даже создало угрозу их окружения.

Изменение направления удара

Фашистское командование изменило направление и послало под Старую Руссу две моторизированные дивизии при поддержке бомбардировщиков. В августе были захвачены города Новгород и Чудово и перекрыты железнодорожные пути. Командование немецких войск приняло решение соединить возле свою армию с финской, продвигавшейся в этом направлении. Уже в конце августа вражеские войска перекрыли все дороги, ведущие в Ленинград, а 8 сентября город был взят врагом в блокаду. Поддерживать связь с окружающим миром можно было только по воздуху или по воде. Таким образом, фашисты «обложили» Ленинград, начали обстрел города и мирных жителей. Имели место регулярные бомбардировки с воздуха.
Не найдя общего языка со Сталиным в вопросе обороны столицы, 12 сентября в Ленинград направляется и приступает к активным действиям по защите города. Но уже к 10 октября из-за сложной военной обстановки под пришлось направиться туда, а командующим вместо него был назначен генерал-майор Федюнинский.

Гитлер перебросил с других районов дополнительные дивизии, чтобы за короткое время полностью захватить Ленинград и уничтожить все советские войска. Борьба за город продолжалась 871 день. Невзирая на то, что наступление врага было приостановлено, местные жители находились на грани жизни и смерти. Продовольственных запасов с каждым днем становилось все меньше, а обстрелы и авианалеты так и не прекратились.

Дорога жизни

С первого дня блокады только по одному пути стратегического назначения - Дороге жизни - можно было уйти из осажденного города. Проходила она через Ладонежское озеро, именно по ней могли бежать из Ленинграда женщины и дети. Также по этой дороге в город поступали продукты, лекарства и боеприпасы. Но продовольствия все равно не хватало, магазины были пусты, а возле булочных собиралось большое количество людей, дабы получить свой паек по талонам. "Дорога жизни" была узкой и постоянно находилась под прицелом фашистов, но другого пути из города не существовало.

Голод

Вскоре начались заморозки, и корабли с провизией не смогли дойти до Ленинграда. В городе начался жуткий голод. Инженерам и рабочим на заводах было положено по 300 граммов хлеба, а обычным ленинградцам - всего по 150 г. Но теперь качество хлеба значительно ухудшилось - это была резиновая смесь из остатков черствого хлеба и других несъедобных примесей. Паек тоже урезали. А когда морозы достигли минус сорока, Ленинград во время блокады остался и без воды, и без электричества. Но заводы по производству оружия и боеприпасов работал без остановки даже в такое сложное для города время.

Немцы были уверены, что город не продержится долго в таких ужасных условиях, его захват ожидался со дня на день. Блокада Ленинграда, дата начала которой, по мнению фашистов, должна была стать и датой взятия города, неприятно удивила командование. Люди не унывали и поддерживали друг друга и своих защитников, как могли. Они не собирались сдавать позиции врагу. Осада затянулась, боевой дух захватчиков понемногу утих. Город захватить не удалось, а ситуация усложнялась с каждым днем действиями партизан. Группе армий «Север» было приказано закрепиться на месте, а летом, когда придет подкрепление, приступить к решительным действиям.

Первые попытки освободить город

В 1942 году войска СССР несколько раз пытались освободить город, но прорыв блокады Ленинграда не удавался. Хотя все попытки закончились неудачей, все же наступление ослабило позиции врага и предоставило возможность попробовать снять блокаду снова. Этим процессом занимались Ворошилов и Жуков. 12 января 1944 года войска Советской армии при поддержке Балтийского флота начали наступление. Тяжелые бои заставили врага задействовать все свои силы. Мощные удары по всем флангам вынудили войско Гитлера начать отступление, а в июне враг был отброшен на 300 км от Ленинграда. Ленинграда стал триумфом и переломным моментом в войне.

Длительность блокады

История не знала такой жестокой и длительной военной осады населенного пункта, как в Ленинграде. Сколько тревожных ночей пришлось пережить жителям осажденного города, сколько дней... Блокада Ленинграда длилась 871 день. Люди перенесли столько боли и страданий, что хватило бы всему миру до скончания века! Блокада Ленинграда - годы по-настоящему кровавые и темные для всех. Она была прорвана благодаря самоотверженности и мужеству советских солдат, готовых пожертвовать жизнью во имя своей Родины. По истечении стольких лет множество историков и простых людей интересовались только одним: была ли возможность избежать подобной жестокой участи? Наверное, нет. Гитлер просто мечтал о том дне, когда сможет завладеть Балтийским флотом и перекрыть дорогу в Мурманск и Архангельск, откуда прибывало подкрепление для советской армии. Возможно ли было спроектировать эту ситуацию заранее и мало-мальски к ней подготовиться? "Блокада Ленинграда - история героизма и крови" - так можно было бы охарактеризовать этот жуткий период. Но давайте рассмотрим причины, из-за которых и развернулась трагедия.

Предпосылки для блокады и причины голода

В 1941 году, в начале сентября, фашистами был захвачен город Шлиссельбург. Таким образом, Ленинград оказался окружен. Изначально советские люди не верили, что ситуация приведет к таким плачевным последствиям, но все же паника обуяла ленинградцев. Прилавки магазинов опустели, все деньги были забраны из сберкасс буквально за считанные часы, основная масса населения готовилась к длительной осаде города. Некоторым гражданам даже удалось покинуть населенный пункт до того, как фашисты приступили к массовым убийствам, бомбежке и расстрелам невинных людей. Но после того, как жестокая осада началась, выбраться из города уже стало невозможно. Некоторые историки утверждают, что страшный голод в блокадные дни возник из-за того, что еще в начале блокады сгорели все а с ними и продуктовые запасы, рассчитанные на весь город.

Однако после изучения всех документов по этой теме, которые, кстати, еще до недавнего времени были засекречены, стало понятно, что никаких «залежей» продовольствия на этих складах не было изначально. В тяжелые военные годы создание стратегического запаса для 3 миллионов жителей Ленинграда было задачей просто невыполнимой. Местные жители питались завозными продуктами, а их хватало не более чем на неделю. Поэтому были применены следующие жесткие меры: введены продуктовые карточки, строго отслеживались все письма, закрывались школы. Если в каком-то из посланий было замечено любое вложение или текст содержал упадническое настроение, его уничтожали.


Жизнь и смерть в черте любимого города

Блокада Ленинграда - годы, по поводу которых ученые все еще спорят. Ведь, просматривая сохранившиеся письма и записи людей, переживших это страшное время, и пытаясь ответить на вопрос "сколько дней продолжалась блокада Ленинграда", историки открыли всю ужасную картину происходящего. Сразу же на жителей обрушились голод, нищета и смерть. Деньги и золото обесценились полностью. Эвакуация планировалась еще в начале осени 41-го, но только к январю следующего года стало возможным вывести из этого ужасного места большую часть жителей. Возле хлебных киосков, где люди получали пайки по карточкам, выстраивались просто немыслимые очереди. В эту морозную пору не только голод и захватчики убивали людей. На термометре надолго задержалась рекордно низкая температура. Она спровоцировала замерзание водопроводных труб и быстрое использование всего имеющегося в городе топлива. Население осталось в мороз без воды, света и тепла. Огромной проблемой для людей стали полчища голодных крыс. Они поедали все запасы продуктов и являлись разносчиками страшных болезней. Вследствие всех этих причин ослабленные и измученные голодом и болезнями люди умирали прямо на улицах, их даже не успевали хоронить.


Жизнь людей в блокаде

Несмотря на всю тяжесть положения, местные жители как могли поддерживали жизнь города. Помимо этого ленинградцы помогали и Советской Армии. Несмотря на ужасные условия жизни, заводы не останавливали свою работу ни на миг и почти все выпускали военную продукцию.

Люди поддерживали друг друга, старались не уронить культуру города в грязь, восстанавливали работу театров и музеев. Каждый хотел доказать захватчикам, что ничто не сможет пошатнуть их веру в светлое будущее. Самый яркий пример любви к своему родному городу и жизни показала история создания «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковичем. Композитор начал работу над ней еще в осажденном Ленинграде, а закончил в эвакуации. После завершения её передали в город, и местный симфонический оркестр сыграл симфонию для всех ленинградцев. Во время концерта советская артиллерия не дала прорваться к городу ни единому вражескому самолету, чтобы бомбежка не сорвала долгожданную премьеру. Не переставало работать и местное радио, которое давало местным жителям глоток свежей информации и продлевало волю к жизни.


Дети-герои. Ансамбль А. Е. Обранта

Самой больной темой во все времена была тема спасения страдающих детей. Начало блокады Ленинграда ударило по всем, и по самым маленьким в первую очередь. Детство, проведенное в городе, наложило серьезный отпечаток на всех ленинградских детей. Все они повзрослели раньше сверстников, так как фашисты жестоко украли у них детство и беззаботное время. Малыши наравне со взрослыми старались приблизить день Победы. Есть среди них и те, которые не боялись отдать свою жизнь за приближение радостного дня. Они так и остались во многих сердцах героями. Примером может послужить история детского танцевального ансамбля А. Е. Обранта. В первую блокадную зиму основная масса детей была эвакуирована, но, несмотря на это, в городе их оставалось все еще очень много. Еще до начала войны во Дворце пионеров был основан Ансамбль песни и танца. И в военное время оставшиеся в Ленинграде педагоги разыскивали своих бывших учеников и возобновляли работу ансамблей и кружков. Также поступил и балетмейстер Обрант. Из оставшихся в городе ребят он создал танцевальный ансамбль. В эти страшные и голодные дни дети не давали себе времени для расслабления, и ансамбль понемногу становился на ноги. И это при том, что перед началом репетиций многих ребят пришлось спасать от истощения (они просто не могли вынести даже малейшей нагрузки).

Спустя некоторое время коллектив уже начал давать концерты. Весной 1942 года ребята начали гастролировать, они очень старались поднять боевой дух солдатам. Бойцы смотрели на этих мужественных детей и не могли сдерживать эмоций. За все время, пока длилась блокада города, дети с концертами объездили все гарнизоны и дали более 3 тысяч концертов. Бывали случаи, когда выступления прерывались бомбардировками и воздушными тревогами. Ребята не боялись даже ездить на передовую, чтобы поднять настроение и поддержать своих защитников, хотя и танцевали без музыки, чтобы не привлекать внимания немцев. После того как город освободили от захватчиков, всех ребят ансамбля наградили медалями "За оборону Ленинграда".

Долгожданный прорыв!

Перелом в пользу советских войск произошел в 1943 году, и солдаты готовились к освобождению Ленинграда от немецких захватчиков. 14 января 1944 года защитники приступили к окончательному этапу освобождения города. По противнику нанесли сокрушающий удар и открыли все сухопутные дороги, соединяющие Ленинград с другими населенными пунктами страны. Прорвали блокаду Ленинграда 27 января 1944 года солдаты Волховского и Ленинградского фронта. Немцы начали постепенно отступать, и уже вскоре полностью сняли блокаду.

Эта трагическая страница в истории России, окропленная кровью двух миллионов человек. Память о погибших героях передается из поколения в поколение и живет в сердцах людей по сегодняшний день. То, сколько дней продолжалась блокада Ленинграда, и то, какое мужество продемонстрировали люди, восхищает даже западных историков.


Цена блокады

27 января 1944 года в 8 часов вечера в освобожденном от блокады Ленинграде взлетели ввысь праздничные салюты. Самоотверженные ленинградцы продержались 872 дня в тяжелых условиях осады, но теперь все осталось позади. Героизм этих простых людей до сих пор поражает историков, оборона города и поныне изучается научными сотрудниками. И есть отчего! Блокада Ленинграда длилась почти 900 дней и унесла множество жизней... Сколько именно - сказать трудно.

Невзирая на то что с 1944 года прошло уже больше 70 лет, историки не могут озвучить точную цифру жертв этого кровавого события. Ниже приведены некоторые данные, взятые из документов.

Так, официальная цифра погибших в блокаде - 632 253 человека. Люди умирали по нескольким причинам, но в основном от бомбардировок, холода и голода. Ленинградцы тяжело пережили холодную зиму 1941/1942 годов, кроме того, постоянные перебои с продовольствием, электричеством и водой совсем измучили население. Блокада города Ленинграда испытывала людей не только морально, но и физически. Жители получали мизерный паек хлеба, которого едва хватало (а порой и не хватало вовсе), чтобы не умереть с голоду.

Историки проводят свои исследования по сохранившимся со времен войны документам областного и городского комитетов Всесоюзной коммунистической партии большевиков. Такими сведениями располагают работники ЗАГСа, которые фиксировали количество умерших людей. Когда-то эти бумаги были секретными, но после распада СССР рассекретили архивы, и многие документы стали доступны практически всем желающим.

Упомянутое выше количество погибших сильно расходится с реальностью. Освобождение Ленинграда от фашистской блокады далось простым людям ценой многочисленных жизней, крови и страданий. В некоторых источниках говорится о 300 тысячах погибших, а в других отмечают 1,5 миллиона. Сюда отнесли только мирных жителей, которые не успели эвакуироваться из города. Погибшие военные из частей Ленинградского фронта и Балтийского флота зачислены в список «Защитников города».

Советская власть не оглашала истинную цифру погибших. После того как была снята блокада Ленинграда, все данные о погибших засекретили, а с каждым годом названная цифра с завидным постоянством менялась. В это же время утверждалось, что в войне СССР с фашистами с нашей стороны погибло около 7 миллионов человек. Сейчас озвучивают цифру в 26,6 миллионов...

Естественно, число умерших в Ленинграде не особенно искажалось, но, тем не менее, несколько раз пересматривалось. В конце концов, остановились на отметке в 2 миллиона человек. Год снятия блокады стал одновременно и самым счастливым, и самым грустным для людей. Только сейчас пришло осознание того, сколько людей погибло от голода и холода. А сколько еще отдали свои жизни за освобождение...

Дискуссии о количестве погибших будут вестись еще долго. Появляются новые данные и новые подсчеты, точная цифра жертв ленинградской трагедии, кажется, никогда не будет известна. Тем не менее слова "война", "блокада", "Ленинград" вызывали и будут вызывать у будущих поколений чувство гордости за людей и чувство неимоверной боли. Это то, чем можно гордиться. Год - это год торжества людского духа и сил добра над мраком и хаосом.

Блокада Ленинграда - один из самых трагических и важных эпизодов Великой Отечественной войны. Блокада началась 8 сентября 1941 года, ее прорыв был осуществлен 18 января 1943 года, а датой полного снятия блокады стало 27 января 1944.Выход немецких войск к Ленинграду

Захват Ленинграда был важной частью плана «Барбаросса», разработанного гитлеровским командованием. Гитлер полагал, что такой захват принесет и военные, и политические выгоды. Во-первых, Германия получила бы контроль над балтийским побережьем, а также - возможность уничтожить Балтийский флот и войска, оборонявшие город. Во-вторых, Гитлер считал, что захват Ленинграда деморализовало бы советское командование и население.

С самого начала блокады гитлеровское командование предполагало полное уничтожение города, не видя в существовании Ленинграда и его жителей никакой выгоды для себя. Со стороны советского командования вариант сдачи города не рассматривался.

Еще до начала блокады предпринимались попытки эвакуации городского населения. Первоначально эвакуировались дети (многие из них были отправлены в Ленинградскую область и по мере развития боевых действий были возвращены обратно). Впоследствии людей вывозили из города по ледяной дороге через Ладожское озеро и при помощи авиации.

Решающую роль в обороне Ленинграда сыграл маршал Жуков. Именно ему удалось на посту командуюшего ленинградским фронтом остановить немецкое наступление на Пулковских высотах и не пустить врага в город.

Продовольственная проблема

После этого тактика ведения боев немецкими войсками изменилась. Их главной целью являлось уничтожение города, и он подвергся новым атакам. Стремясь вызвать в Ленинграде пожары, немцы подвергли его массовым бомбардировкам. Таким образом, им удалось уничтожить крупные Бадаевские склады, где хранились значительные запасы продовольствия. Это сделало реальной перспективу голода.

8 сентября 1941 года было полностью прервано сухопутное сообщение Ленинграда со всей остальной страной. Была запрещена свободная продажа продовольствия, а нормы выдачи продуктов снизились. Настоящий голод в городе начался к ноябрю. Самым тяжелым периодом ленинградской блокады стала зима 1941-1942-го годов.

В этот период были введены самые низкие нормы выдачи хлеба (250 г - рабочие, 125 г - служащие, иждивенцы и дети до 12 лет). К проблеме голода добавился холод, отключение отопления, остановка всего транспорта в городе. Зима оказалась холодной, а оттепелей почти не было. Основным средством отопления стали дровяные печки-буржуйки, за водой ходили к прорубям на Неве. Постепенно смертность от голода стала массовой. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов. Дистрофия стала главной ленинградской болезнью. Люди падали от слабости и истощения. На блокадных улицах появилась своя примета: один раз упавший больше не встает. Передвижение по улицам крайне затруднилось, поскольку транспорт не работал, а все улицы были занесены снегом. Количество умерших выросло до тысяч в день. Трупы подолгу лежали на улицах и в квартирах - убирать их было почти некому. Положение усугублялось постоянными артобстрелами и авиационными налетами.

В осажденном Ленинграде

В течение 1942 года многократно предпринимались попытки прорыва блокады, но ни одна из них не увенчалась успехом. Единственным средством сообщения Ленинграда с большой землей стала ледовая дорога по Ладожскому озеру - «Дорога жизни».

Положение в городе улучшилось весной-летом 1942 года по мере отступления холодов. Сократилось количество уличных смертей, в скверах, на бульварах и площадях были устроены огороды. Постепенно повышались нормы выдачи хлеба. Был пущен первый трамвай, приняты эффективные меры по недопущению в городе эпидемий.

По мере улучшения продовольственной ситуации в городе усиливались артобстрелы, увеличилось количество бомбардировок. Информацию о налетах для населения в течение всей блокады несла ленинградская радиосеть. Через нее транслировался знаменитый ленинградский метроном. Его быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный - отбой. Впоследствии метроном стал памятником сопротивлению ленинградцев.

В осажденном, голодающем Ленинграде продолжалась культурная жизнь. За исключением нескольких самых тяжелых месяцев продолжали работать школы, продолжалась театральная жизнь. Симфония Дмитрия Шостаковича, посвященная Ленинграду, была впервые сыграна в городе во время блокады и транслировалась ленинградским радио. Само радио имело огромное значение в поддержке духа ленинградцев.

Люди в это время боролись не только за выживание, но и за сохранение иных ценностей. Музейные собрания, памятники архитектуры, собрания крупнейших библиотек, драгоценная коллекция семян Института растениеводства были спасены ленинградцами в блокаду.

Прорыв блокады

В январе 1943 года увенчалась успехом операция советских войск «Искра». В ходе нее 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано и установилось постоянное сообщение Ленинграда с большой землей. Окончательное снятие блокады была осуществлено 27 января 1944 года.

Значительную роль в ходе блокады сыграл советский флот. Он участвовал в подавлении артиллерии противника, защите «Дороги жизни», его кадровые бригады были задействованы в сухопутных боях.

По данным Нюрнбергского процесса, за время блокады погибло 632 тысячи человек, большинство из них умерло от голода. Большая часть погибших ленинградцев была похоронена на Пискаревском мемориальном кладбище, где установлен памятник блокаде. Еще один блокадный мемориал - Московский парк победы: там в годы войны находился кирпичный завод, в печах которого кремировали тела умерших.

В 1965 году Ленинграду за мужество и героизм его защитников было одному из первых присвоено звание города-героя.

Были учреждены особые блокадные награды - медаль «За оборону Ленинграда» и знак «Жителю блокадного Ленинграда».

Текст подготовила Мария Шустрова

Литература:
Гранин Д., Адамович А. Блокадная книга. СПб, 1994.
Матюшина О. К. Песнь о жизни. М., 1978.
Хасс Г. Германская оккупационная политика в лениниградской области (1941-1944 гг.) № 6, 2003 г.

Просмотров